Инфекционные факторы окружающей среды

16 июня 2006 г. | Женева - До 24 % всех болезней в мире развивается в результате воздействия окружающей среды, которое можно предотвратить. По данным опубликованного сегодня доклада Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), целенаправленные мероприятия могут в значительной мере предотвратить риск воздействия окружающей среды на здоровье. По оценкам доклада, более 33 % болезней детей в возрасте до 5 лет вызвано воздействием окружающей среды. Предотвращая риск воздействия окружающей среды, можно спасти жизнь 4 миллионов человек в год, главным образом, в развивающихся странах.

Доклад "Профилактика болезней с помощью поддержания здоровой окружающей среды - к оценке бремени болезней, вызываемых окружающей средой" представляет собой самое всестороннее и систематическое исследование из когда-либо предпринятых, направленное на оценку того вклада, который предотвратимые опасности окружающей среды вносят в широкий спектр болезней и травм. Основное внимание в докладе уделяется причинам болезней, связанным с окружающей средой, и влиянию факторов окружающей среды на различные болезни. Проведенный анализ подготавливает фундамент для понимания связей между окружающей средой и здоровьем. Сделанные оценки свидетельствуют о том, сколько случаев смерти, болезни и инвалидности можно ежегодно предотвращать благодаря более рациональному использованию окружающей среды.

"Выпущенный сегодня доклад является важным вкладом в непрерывные усилия, предпринимаемые для более четкого определения связей между окружающей средой и здоровьем, - заявил Андерс Нордстрем, исполняющий обязанности Генерального директора ВОЗ. - Мы всегда знали, что окружающая среда оказывает сильное воздействие на здоровье, но эти оценки являются лучшими на сегодняшний день. Это поможет нам продемонстрировать, что разумные инвестиции в создание благоприятной окружающей среды могут быть успешной стратегией для улучшения здоровья и достижения устойчивого развития".

По оценкам доклада, более 13 миллионов случаев смерти ежегодно происходит по причинам, связанным с окружающей средой, которые можно предотвратить. Почти одна треть всех случаев болезни и смерти в наименее развитых регионах вызвана причинами, связанными с окружающей средой. Более 40 % случаев смерти от малярии и 94 % случаев смерти от диарейных заболеваний - этих двух главных детских "убийц" в мире - можно предотвратить благодаря более рациональному использованию окружающей среды.

Четырьмя основными болезнями, связанными с воздействием плохой окружающей среды, являются диарея, инфекции нижних дыхательных путей, различные формы непреднамеренных травм и малярия. Меры, которые могут быть приняты сейчас для уменьшения этого бремени болезней, связанных с окружающей средой, включают содействие созданию домашних запасов безопасной воды и улучшению гигиенических мер; использование более чистых и безопасных видов топлива; укрепление безопасности застроенной окружающей среды; более разумное использование токсических веществ дома и на работе; совершенствование управления водными ресурсами.

"Впервые в этом новом докладе показано, как факторы окружающей среды оказывают воздействие на конкретные болезни и травмы и в какой степени, - заявила д-р Мария Нейра, директор Департамента ВОЗ по общественному здравоохранению и окружающей среде. - В нем также очень четко продемонстрированы те преимущества, которые получат как общественное здравоохранение, так и общая окружающая среда от ряда прямых скоординированных инвестиций. Мы призываем министерства здравоохранения и экологии и других партнеров к совместной работе для того, чтобы эти преимущества для окружающей среды и общественного здравоохранения стали реальностью".

В этом исследовании, основанном на систематическом обзоре литературы, а также обзорах, сделанных более чем 100 экспертами во всем мире, определены конкретные болезни, на которые оказывают воздействие некоторые хорошо известные аспекты окружающей среды, и степень их воздействия. "В нем собран наилучший из имеющегося на сегодняшний день фактический материал о связях окружающей среды и здоровья по 85 категориям болезней и травм. В связи с тем, что исследование строго сфокусировано на опасных воздействиях окружающей среды, которые можно изменить, мы можем также видеть те области, где профилактические медико-санитарные меры в сочетании с более рациональным использованием и очищением окружающей среды могут иметь наибольшее воздействие. По существу, мы теперь имеем перечень первоочередных проблем, связанных со здоровьем и окружающей средой, которые нужно решать в срочном порядке" - отметила д-р Нейра.

Следующие болезни имеют самое значительное общее ежегодное бремя, связанное с факторами окружающей среды, по количеству случаев смерти, болезни и инвалидности или по количеству лет жизни, утраченных в результате инвалидности (DALYs) 1 :

  • Диарея (58 миллионов DALYs в год; 94 % бремени диарейных заболеваний), в значительной степени, из-за небезопасной воды, санитарии и гигиены.
  • Инфекции нижних дыхательных путей (37 миллионов DALYs в год; 41 % всех случаев в мире), главным образом, из-за загрязнения воздуха внутри помещений и снаружи.
  • Непреднамеренные травмы, кроме дорожно-транспортных травм (21 миллион DALYs в год; 44 % всех случаев в мире), классификация включает широкий диапазон несчастных случаев на производстве и рабочих местах.
  • Малярия (19 миллионов DALYs в год; 42 % всех случаев в мире), в значительной степени, в результате ненадлежащего управления водными ресурсами, плохих жилищных условий и неправильного землепользования, которые не позволяют вести эффективную борьбу с популяциями переносчиков болезни.
  • Дорожно-транспортные травмы (15 миллионов DALYs в год; 40 % всех случаев в мире), в значительной степени, в результате плохого городского и экологического проектирования транспортных систем.
  • Хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ) - медленно развивающаяся болезнь, для которой характерна постепенная утрата легочных функций (12 миллионов DALYs в год; 42 % всех случаев в мире), в значительной степени, в результате воздействий на рабочих местах пыли, дыма и других типов загрязненного воздуха внутри помещений и снаружи.
  • Перинатальные состояния (11 миллионов DALYs в год; 11 % всех случаев в мире).

Многие из этих же болезней, развивающихся в результате воздействия окружающей среды, также считаются основными "убийцами", хотя они расположены несколько в ином порядке с точки зрения летальности. Ниже перечислены болезни с самым большим абсолютным ежегодным числом случаев смерти в результате факторов окружающей среды. Все эти факторы являются элементами окружающей среды, которые можно изменить с помощью имеющихся технологий, стратегий и профилактических и медико-санитарных мер.

  • 2,6 миллиона случаев смерти в год от сердечно-сосудистых заболеваний
  • 1,7 миллиона случаев смерти в год от диарейных заболеваний
  • 1,5 миллиона случаев смерти в год от инфекций нижних дыхательных путей
  • 1,4 миллиона случаев смерти в год от рака
  • 1,3 миллиона случаев смерти в год от хронической обструктивной болезни легких
  • 470 000 случаев смерти в год в результате дорожно-транспортных происшествий
  • 400 000 случаев смерти в год от непреднамеренных травм

В докладе показано, что так или иначе окружающая среда оказывает значительное воздействие более чем на 80 % этих основных болезней. Более того, в нем произведена количественная оценка только таких опасных воздействий окружающей среды, которые можно изменить, то есть тех, которые несложно изменить с помощью уже имеющихся стратегий и технологий. В докладе также разъясняется, насколько предотвратимы болезни, связанные с окружающей средой.

Благодаря проведению решительных действий и установлению приоритетов для мероприятий, нацеленных на борьбу с наиболее опасными "убийцами", можно ежегодно предотвращать миллионы случаев смерти, не являющихся неизбежными. Работа с такими секторами, как энергетика, транспорт, сельское хозяйство и промышленность, над искоренением основных экологических причин плохого здоровья имеет решающее значение.

1 DALYs = Годы жизни, утраченные в результате инвалидности: общее количество лет потенциальной жизни, потерянных в результате преждевременной смерти, и лет продуктивной жизни, утраченных в результате инвалидности.

Для дополнительной информации обращайтесь к

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Савилов Е. Д.

В статье обосновывается положение о том, что техногенное загрязнение окружающей среды является значимой детерминантой в развитии инфекционного и эпидемического процессов. Показано, что инфекционная заболеваемость интенсифицируется под воздействием техногенного загрязнения атмосферного воздуха и воздуха рабочей зоны промышленных предприятий. Наиболее выраженное влияние указанных факторов риска проявляется на минимальном уровне заболеваемости. В неблагоприятных экологических условиях имеет место снижение иммунологической и эпидемиологической эффективности вакцинопрофилактики. Влияние экологических факторов на клинические особенности заболеваний выражается в утяжелении инфекционного процесса, большей его длительности, а также в развитии осложнений и удлинении сроков реконвалесценции при отдельных нозологических видах патологии.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Савилов Е. Д.

Theoretical aspects of management infectious morbidity in conditions of environment pollution technogenic

In the article the rule is proved that technogenic pollution of environment is conciderable determination in development of infectious and epidemic processes. Is shown, that infectious morbidity increase under influence of technogenic pollution of atmospheric air and air of a working zone of the industrial enterprises. The most expressed influence of the specified risk factors is shown on a minimum morbidity level. In adverse ecological conditions the decrease of immunological and epidemiological efficiency of profilaxy by vaccines takes place. The influence of ecological factors on clinical diseases particularities is expressed in deterioration of infectious process, his greater duration, and also in development of complications and lengthening of terms reconvalescention at separate nosologicals kinds of a pathology.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНФЕКЦИОННОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ТЕХНОГЕННОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ*

НИИ эпидемиологии и микробиологии ГУ НЦМЭ ВСНЦ СО РАМН, Иркутск

В статье обосновывается положение о том, что техногенное загрязнение окружающей среды является значимой детерминантой в развитии инфекционного и эпидемического процессов. Показано, что инфекционная заболеваемость интенсифицируется под воздействием техногенного загрязнения атмосферного воздуха и воздуха рабочей зоны промышленных предприятий. Наиболее выраженное влияние указанных факторов риска проявляется на минимальном уровне заболеваемости. В неблагоприятных экологических условиях имеет место снижение иммунологической и эпидемиологической эффективности вакцинопрофилактики. Влияние экологических факторов на клинические особенности заболеваний выражается в утяжелении инфекционного процесса, большей его длительности, а также в развитии осложнений и удлинении сроков реконвалесценции при отдельных нозологических видах патологии.

Ключевые слова: окружающая среда, техногенное загрязнение, инфекционные болезни, инфекционная заболеваемость.

В научной литературе практически отсутствуют публикации, связанные с систематическим изучением влияния промышленного загрязнения окружающей среды на инфекционную патологию, как на организменном, так и на популяционном уровнях. Эта связь достаточно аргументирована лишь для ряда эндогенных инфекций (пневмонии, бронхиты и др.), а также для заболеваемости гриппом и ОРВИ. Для других форм инфекционной патологии подобные материалы либо отсутствуют полностью, либо имеются в отдельных, не связанных между собой публикациях.

Одним из приоритетных научных направлений Института эпидемиологии и микробиологии Научного центра медицинской экологии ВСНЦ СО РАМН является изучение особенностей клинических и эпидемиологических проявлений инфекционной патологии под влиянием техногенных факторов окружающей среды. Нами на основании многолетних исследований выдвинуто положение о наибольшей уязвимости эпидемического процесса в период минимальной инфекционной заболеваемости как во внутригодовой, так и в многолетней динамике. Представленная гипотеза основана на саморегулирующих механизмах паразитарной системы,

связанных с внутрипопуляционным биологическим разнообразием [1, 2]. В указанную концепцию о наибольшей уязвимости минимального периода инфекционной заболеваемости полностью вписываются полученные нами приоритетные материалы о влиянии техногенного загрязнения окружающей среды на динамику инфекционной патологии.

В двух районах крупного промышленного города Восточной Сибири (Усолье-Сибирское), которые отличаются друг от друга лишь уровнем техногенного загрязнения атмосферного воздуха, проанализированы многолетние показатели десяти наиболее распространенных нозологических форм или групп инфекционной патологии с различными механизмами передачи (ОРВИ, грипп, корь, коклюш, гастроэнтериты установленной и неустановленной этиологии, бактериальная дизентерия, дизентерия Флек-снера и Зоне, гепатиты). Проведенные исследования выявили прямую зависимость между степенью загрязнения атмосферного воздуха и многолетними уровнями заболеваемости. Наиболее выраженные различия (р = 0,01) обнаружены на уровне минимальной интенсивности эпидемического процесса. В этот период в более загрязненном районе отмечался однонаправлен-

* Материалы статьи доложены на Бюро отделения профилактической медицины РАМН (Москва) 17 мая 2005 г.

ГП 10 711’0 8^5 1^У|—

Дифтерия Столбняк Коклюш Полиомиелит Полиомиелит Полиомиелит Корь Краснуха тип 1 тип 2 тип 3

Рис. Средние геометрические титров поствакцинальных антител у детей Ангарска и Иркутска

ный рост инфекционной заболеваемости для всех нозологических форм [3]. Дальнейшими исследованиями показано, что формирование предпосылок сезонной заболеваемости также приходится на ее минимальный уровень. Следовательно, при незначительном повышении заболеваемости в месяцы минимальной интенсивности эпидемического процесса имеет место ее выраженный подъем как в сезонный период, так и в целом за год.

Обоснование выявленной закономерности о наибольших различиях заболеваемости в период ее минимальной интенсивности может быть объяснено также следующим положением. Известно, что стадия резервации патогенных микроорганизмов неблагоприятна для их жизнедеятельности [4] и, следовательно, это — наиболее уязвимое место в популяционных циклах паразитов [5]. Таким образом, техногенное загрязнение окружающей среды, являясь фактором малой интенсивности, реализуется, прежде всего, именно в этот период.

В наших исследованиях также показано, что интенсификация инфекционной заболеваемости имеет место не только в условиях техногенного загрязнения атмосферного воздуха, но и при загрязнении воздуха рабочей зоны на предприятиях химической промышленности. Эти исследования выполнены на модели вирусных гепатитов А, В и С [6].

Негативное воздействие техногенного загрязнения окружающей среды сказывается и на иммунологической и эпидемиологической эффективности вакцинопрофилактики. В настоящих

исследованиях оценка эффективности вакци-нопрофилактики осуществлялась среди детского населения, проживающего в городах Иркутске (экологически более благоприятный район — контрольная территория) и Ангарске (город с высоким уровнем техногенного загрязнения атмосферного воздуха — опытная территория), привитого, согласно существующему календарю, по следующим нозологическим формам инфекционной патологии: дифтерия, столбняк, коклюш, корь, краснуха, полиомиелит. Показано, что у детей школьного возраста в экологически неблагоприятных условиях на фоне угнетения состояния иммунной системы отмечался достоверно более низкий уровень коллективного иммунитета ко всем изученным управляемым инфекциям по сравнению с контрольной группой (рис.). При этом во всех случаях возрастными группами риска являлись дети 14—17 лет [7—9].

Те же самые негативные проявления относятся и к эпидемиологической эффективности вакцинопрофилактики. Так, в Ангарске для достижения такого же уровня заболеваемости корью, как в Иркутске, потребовался более высокий уровень охвата прививками [10]. Более того, заболеваемость корью и коклюшем на опытной территории (Ангарск) сохраняет черты, характерные для менее благоприятной эпидемиологической ситуации, а именно выраженное преобладание в возрастной структуре заболевших детского населения. Кроме того, отсутствие достоверной корреляционной связи между охватом прививками и уровнем заболеваемости в Ангарске также свидетельствует о недостаточной эпи-

демиологической эффективности вакцинопро-филактики на территории с высоким уровнем техногенного загрязнения окружающей среды [11]. Таким образом, выявленные предвестники осложнения эпидемиологической ситуации могут послужить причиной эпидемического неблагополучия, особенно при таких инфекциях, как корь, дифтерия, коклюш.

Техногенное загрязнение атмосферного воздуха способствует формированию особенностей клинического проявления инфекционных болезней. Установлено, что на организменном уровне у взрослого населения, проживающего в городе с высоким уровнем техногенного загрязнения атмосферного воздуха, и у рабочих, связанных с вредными условиями труда, клинические проявления и лабораторные показатели тяжести течения различных видов вирусных гепатитов имеют более выраженный характер [6].

Неблагоприятное воздействие экологических факторов на клинические проявления инфекционных заболеваний с воздушно-капельным механизмом передачи, управляемых и неуправляемых средствами вакцинопрофилактики, вирусного гепатита А, а также различных видов дизентерии и сальмонеллезов, показано в исследованиях нашего коллектива и для детского населения [12—14].

Завершая раздел по выявлению клинических особенностей инфекционных заболеваний, отметим, что рассматриваемый фактор риска (в данном случае техногенное загрязнение атмосферного воздуха) оказывает выраженное влияние и на такие полиэтиологичные заболевания, как внутрибольничные инфекции.

7. Ильина С.В., Дронова М.А., Киклевич В.Т. и др. Коллективный иммунитет к коклюшу у привитых детей, проживающих на территориях с разным уровнем техногенного загрязнения атмосферного воздуха // Детские инфекции. 2006. (Приложение). 73.

8. Ильина С.В., Дронова М.А., Киклевич В.Т. и др. Коклюш на территориях с высоким уровнем техногенного загрязнения окружающей среды // Эпидемиология и инфекционные болезни. 2007. 1. 18-21.

9. Степаненко Л.А., Ильина С.В., Савилов Е.Д. Особенности состояния специфического иммунитета

к управляемым инфекциям у детей (на примере кори и полиомиелита) в условиях воздействия техногенной нагрузки // Бюл. ВСНЦ СО РАМН. 2007. 3 (55). 66—68.

10. Степаненко Л.А., Ильина С.В., Савилов Е.Д. и др. Серологические и эпидемиологические особенности кори в районах с различным уровнем техногенного загрязнения атмосферного воздуха // Бюл. ВСНЦ СО РАМН. 2004. 3. 1. 155-159.

11. Савилов Е.Д., Ильина С.В., Киклевич В.Т. Особенности инфекционной патологии у детей в условиях техногенного загрязнения атмосферного воздуха // Гигиена и санитария. 2002. 1. 31-33.

12. Ильина С.В. Клинико-эпидемиологические особенности острых респираторных вирусных инфекций и вирусного гепатита А у детей в районах с разным уровнем техногенного загрязнения окружающей среды: Автореф. дис. . канд. мед. наук. Иркутск, 2000. 22 с.

13. Щербакова Е.Б., Киклевич В.Т, Савилов Е.Д. Клинические особенности сальмонеллеза у детей из районов с различной степенью техногенного загрязнения атмосферного воздуха // Сибирь-Восток. 2001. 1 (37). 13-15.

14. Ильина С.В., Киклевич В.Т., Савилов Е.Д. Клинико-лабораторные особенности инфекционных заболеваний на экологически неблагополучных территориях // Актуальные вопросы инфекционной патологии и вакцинопрофилактики. VI Конгресс детских инфекционистов России. Москва, 2007. 37.

15. Владимиров Н.И. Эпидемиология внутрибольничных инфекций (концепция санитарно-эпидемиологического надзора). Иркутск, 2003. 225 с.

Природные факторы: температура, радиационный фон, химические загрязнения, наличие природных очагов инфекционных заболеваний (клещевой энцефалит, малярия), природные катаклизмы, стихийные бедствия.

Социальные факторы: санитарная обстановка, условия быта, материальные возможности, социальная культура, национальные обычаи, уровень развития здравоохранения.

Окружающая среда косвенно влияет на инфекционный процесс:

оказывает предварительное опосредованное воздействие путем влияния как на возбудителя (физические, химические, биологические и другие факторы среды), так и на макроорганизм (те же факторы плюс социальные условия);

любые терапевтические воздействия можно расценивать как текущее влияние факторов внешней среды на инфекционный процесс;

комплекс взаимных приспособительных реакций микро- и макроорганизма можно рассматривать в конечном итоге как направленный на восстановление нарушенного гомеостаза и биологического равновесия с окружающей средой.

Инфекционное заболевание — наиболее выраженная форма инфекционного процесса. Механизмы распространения инфекционных заболеваний в популяции изучает эпидемиология.

Эпидемический процесс — процесс возникновения и распространения среди населения инфекционных заболеваний, вызванных циркулирующим в коллективе возбудителем. Эпидемический процесс включает 3 звена: источник инфекции, механизм передачи и восприимчивый организм.

1) источник инфекции — инфицированный организм человека или животного, в котором возбудитель живет, размножается, накапливается и выделяется во внешнюю среду. При сапронозах источником инфекции может быть сама окружающая среда.

2) механизм передачи — процесс перемещения возбудителя из зараженного организма в восприимчивый.

Фазы (стадии) механизма передачи:

выделение возбудителя из организма-хозяина в окружающую среду;

пребывание возбудителя на объектах окружающей среды;

внедрение возбудителя в восприимчивый организм.

Факторы передачи — элементы внешней среды, обеспечивающие перенос возбудителя из одного организма в другой (вода, пища, воздух, живые членистоногие, предметы окружающей обстановки).

Пути передачи — элементы внешней среды, обеспечивающие попадание возбудителя из одного организма в другой в определенных внешних условиях.

3) восприимчивый организм. Восприимчивость — видовой признак, обозначающий способность организма человека реагировать на патогенные свойства возбудителя.

Отличия инфекционных заболеваний от неинфекционных:

Наличие возбудителя, который определяет не только возникновение инфекционного процесса, но и его специфичность (возбудитель чумы вызывает чуму, холеры — холеру). Специфичность не является абсолютной: одно инфекционное заболевание могут вызвать разные возбудители (сепсис) и, напротив, один возбудитель может вызывать разные болезни (напр., стрептококк - скарлатину, рожу, ангину).

Заразительность (контагиозность) — способность возбудителя передаваться от инфицированного человека или животного здоровому.

Тенденция к массовому (эпидемическому) распространению.

По наследству не передаются, имеет место наследственная предрасположенность к инфекционным заболеваниям, ассоциированная с участием в распознавании генетически детерминированных антигенов ГКГС. Напр., отсутствие в организме генетически детерминированного синтеза нормального полипептида –цепи гемоглобина обусловливает резистентность человека к малярии.

Могут передаваться вертикально (внутриутробно): TORCH-группа (токсоплазмоз, краснуха, цитомегаловирусная инфекция, герпес), сифилис, ВИЧ-инфекция, гепатит В. Некоторые возбудители (токсоплазма, вирус краснухи, цитомегаловирус) обладают выраженным тератогенным эффектом и при внутриутробном инфицировании ведут к развитию врожденных уродств у плода.

Стадийность заболевания, наличие инкубационного периода, различные варианты исхода заболевания.

Сезонность, связанная с активацией механизма передачи: грипп и другие ОРВИ имеют зимнюю сезонность, кишечные и арбовирусные инфекции — летнюю.

Цикличность течения: подъем-спад заболеваемости с интервалом в 5–20 лет, что связано с изменением солнечной активности и вирулентности возбудителя (напр., при особо опасных инфекциях).

Возрастные различия в течении инфекционных заболеваний: у лиц с возрастными физиологическими иммунодефицитами (младенцы и старики) заболевания возникают чаще, протекают тяжелее.

Существует специфическая профилактика (активная и пассивная) в отношении многих заболеваний, но не всех.

Формирование типоспецифического иммунитета — развитие невосприимчивости к повторному заражению данным сероваром возбудителя.

Развитие инфекции может также вызвать:

- геморрагические реакции в результате повреждения сосудов,

- аллергические реакции в результате сенсибилизации к микробным аллергенам,

- прямой токсический эффект на клетки и ткани,

- стресс у поражаемого организма,

- индуцировать развитие злокачественных новообразований.

Разделы: ОБЖ

  1. познакомить учащихся с видами инфекционных заболеваний, причинами возникновения эпидемий, способами защиты от инфекционных заболеваний;
  2. развитие способностей сравнивать, анализировать, делать выводы;
  3. воспитывать культуру устной речи, коммуникативные способности.

Учебно-наглядный комплекс: учебник “Основы безопасности жизнедеятельности”9 класс, под ред. Ю.Л. Воробьева, табличные формы “ Возбудители и переносчики инфекционных заболеваний”,– для каждого учащегося, презентации к уроку.

1. Организационный момент:

– Вы учили дома тему “ Как выплыть в море информации и завоевать друзей”, а теперь давайте проверим домашнее задание.

1-й вопрос: Как справиться с информационными перегрузками?

Научиться правильно работать, чтобы, заодно и тоже время больше сделать;

Рационально организовывать режим умственной работы:

  • постепенное вхождение в работу;
  • чередование умственного и физического труда;

Запоминать материал предварительно его осмыслив;

Материал для запоминания не должен слишком быть большим:

  • настроить себя на работу;
  • повторить и запомнить выученное;
  • информация должна быть последовательной, законченной;
  • запоминается лучше, что связано с эмоциями, и когда привлекаются все органы чувств;
  • повторять перед сном.

2-й вопрос: Назовите правила самоорганизации?

  • определить цель;
  • составить план;
  • намерьте строки;
  • придумайте стимул;
  • уметь отказаться от желаний, которые мешают делу;
  • не откладывать дела, не тянуть время.

3-й вопрос: Что такое искусство общения?

– Делать доброе для других людей, товарищей;
– Испытывать радость общения с друзьями;
– Быть внимательным, уважительным к собеседнику;
– Не ссориться по пустякам, стараться быть добрым, не ябедничать;
– Если друг в чем – то не прав, скажи ему об этом в вежливой форме;
– Не зазнавайся, если у тебя что – то хорошо получается, помоги другу;
– Не падай духом, если что– то не выходит

2. Мы говорим о такой среде обитания– людях. А сегодня поговорим о других обитателях окружающей среды – микроорганизмах, и тема нашего сегодняшнего урока: “ Окружающая среда – источник инфекционных заболеваний”.

3. Цели нашего урока:

  • познакомиться с видами инфекционных заболеваний;
  • причинами возникновения эпидемий;
  • совершенствование навыков безопасного поведения.

  1. Инфекции;
  2. Механизм передачи инфекции;
  3. Профилактика инфекционных заболеваний;
  4. Что такое эпидемия;
  5. СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита.

Что такое здоровье? Часто ли мы задумываемся о нем.

На здоровье человека влияет много факторов. Один из которых окружающая среда. Окружающая среда наполнена различными микроорганизмами, многие из которых вызывают инфекционные заболевания человека. Что же такое инфекционные заболевания?

Инфекционные заболевания – заболевания, вызываемые болезнетворными микроорганизмами.

Каждая инфекционная болезнь вызывается особым возбудителем, Которые находятся в воздухе, воде, почве, в теле других живых организмов и т.д.

Существует много видов различных инфекций: это возбудители ботулизма, гангрены, столбняка, туберкулеза, сальмонеллеза(которые вы видите на экране)

Одним из распространенных вирусов – является вирус “ Гепатит В”, который еще называет “ Болезнь Боткина или “Желтуха”.

ПРИЗНАКИ: желтушный окрас глаза больного.

По данным ВОЗ вирусными гепатитами инфицированы около 250 млн. человек

Эта инфекция поражает печень. На данном рисунке вы видите пораженную инфекцией печень.

Дмитрий Иосифович Ивановский (1864-1920),Русский физиолог растений и микробиолог, основоположник вирусологии, первый, кто открыл в 1882 году проходящий через бактериологический фильтр возбудитель табачной мозаики, который стал называться – ВИРУСОМ.

2. Механизм передачи инфекции:

Существует несколько способов передачи инфекции, такие как:

  1. Пищевой механизм передачи инфекции – через некачественные продукты питания;
  2. Водный механизм передачи инфекции – через использование зараженной воды для питья, мытья продуктов, умывания:
    (летом 2005 года были выявлены десятки случаев СЕРОЗНОГО МЕНИНГИТА у детей, купавшихся в городских водоемах);
  3. Воздушно – капельный механизм передачи инфекции – через вступление в контакт с больными гриппом, ОРЗ, кашлем людьми;
  4. Контактно– бытовой механизм передачи инфекции– через контакты в общественных местах(школа, транспорт, кинотеатр);
  5. Механизм поступления инфекции через передатчиков – при укусе животного, насекомого, птиц.

3. Профилактика инфекционных заболеваний:

Существует несколько видов профилактики инфекционных заболеваний:

1. Устранение возбудителя инфекции (карантин, обсервация); 2. Разрыв путей передачи источника инфекции (дезинфекция, дезинсекция, дератизация) 3. Повышение невосприимчивости людей (вакцинация)

  • ДЕЗИНФЕКЦИЯ – (от де. дез и средневекового лат. infectio – заражение) – комплекс мер по уничтожению возбудителей инфекционных болезней.
  • ДЕЗИНСЕКЦИЯ – (от де. дез и лат. insectum – насекомое) – комплекс мер по уничтожению вредных членистоногих – переносчиков возбудителей болезней (комары, мухи, вши и т.д.)
  • ДЕРАТИЗАЦИЯ – (от де. и франц. rat – крыса) – комплекс мер по борьбе с грызунами.

У вас на столах лежат значения этих слов, прочитайте их:

Карантин (от итал. quaranta – сорок) – комплекс мероприятий, направленных на ограничение контактов (изоляцию) инфицированного лица (лиц), животного, груза, товара, транспортного средства, населенного пункта или подозрительного на инфицирование лица (лиц), животного, груза, товара, транспортного средства, населенного пункта.

История происхождения слова “карантин”.

Первоначально слово “карантин” означало “время, из сорока дней состоящее” (“карантен” – по-французски – “сорок”).

И только в конце XVIII века появилось второе значение этого слова – “самой дом, в котором приезжающие из заразительных мест должны иметь пребывание свое”. Карантин чаще всего при многих инфекционных болезнях, прежде всего оспе и чуме, длился сорок дней.

Первые упоминания карантинных мероприятий встречаются еще в Ветхом завете : Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его.

Обсервация (от лат. observatio – наблюдение), система мер по наблюдению за изолированными в специальном помещении лицами, выезжающими или прибывающими из населенных пунктов и стран, неблагополучных по чуме, оспе, холере, желтой лихорадке.

Вакцинация – введение вакцины в организм человека или животного для создания активного иммунитета против инфекционной болезни.

Одним из видов профилактики является забота о своем здоровье.

Она заключается в том, чтобы:

  1. вести здоровый образ жизни;
  2. активный отдых;
  3. физическая зарядка;
  4. режим дня;
  5. обтирание тела холодной водой;
  6. соблюдение правил личной гигиены;
  7. принимать пищу богатую витаминами;
  8. избегать тесных контактов с возможным очагом заражений;
  9. а главное – вырабатывать иммунитет.

Иммунитет – состояние невосприимчивости к возбудителям инфекционных заболеваний.

Достигается ведением здорового образа жизни и вакцинацией

Существует несколько ВИДОВ ВАКЦИН:

  1. Живые вакцины
  2. Вакцины из убитых микробов
  3. Химические вакцины
  4. Анатоксины

Анатоксины – обезвреженные формалином токсины микробов, сохранившие свойство антигена. Используются в качестве вакцин для профилактики дифтерии, столбняка и других инфекций.

Вакцинация – введение вакцины в организм человека или животного для создания активного иммунитета против инфекционной болезни.

Иногда инфекции распространяются так быстро и поражают здоровый организм, что превышают порок заболеваемости на данной местности и это распространение называется ЭПИДЕМИЕЙ, а почему они возникают, вы сейчас узнаете, прочитав текст учебника, стр. 54–56.

4. Что такое эпидемия:

4. Закрепление изученного:

1. Что такое “эпидемия”?

Эпидемия – (от греч. epidemia) – массовое распространение инфекционного заболевания человека в какой-либо местности, стране, значительно превышающее обычный уровень заболеваемости;

2. Назовите факторы возникновения эпидемий?

ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭПИДЕМИЙ:

3. Что влияет на скорость распространения эпидемии?

  • бытовые условия;
  • коммунальное благоустройство;
  • качество медицинской помощи
  • и т.д.

4. Назовите компоненты возникновения инфекций?

1. Источник возбудителя (зараженный человек или животное); 2. фактор, обеспечивающий передачу возбудителей; 3. Восприимчивость к инфекции людей.

И последний вопрос, который мы сегодня рассмотрим на уроке – это.

5.СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита.

В 1981 году в США появилось сообщение о новом неизвестном заболевании, которое часто заканчивалось смертью. В результате проведенных исследований, было установлено, что эта болезнь имеет вирусную природу, ее назвали – Синдром иммунодефицита (СПИД).

Вирус, вызывающий болезнь – получил название ВИЧ (Вирус иммунодефицита человека).

Этот вирус поражает те клетки организма человека, которые предназначены для противодействия вирусной системы, этот вирус проникает внутрь лимфоцитов – клеток крови. На экране вы видите –“Здоровая клетка лимфоцита”.

Вирус ВИЧ проникает внутрь лимфоцитов – клеток крови, обеспечивающих иммунную защиту организма человека, размножается в них и вызывает их гибель.

Новые вирусы поражают новые клетки, но прежде чем количество лимфоцитов снизится до такой степени, что разовьется иммунодефицит, могут пройти годы (чаще 4–6 лет), в течение которых вирусоноситель является источником инфекции для других людей.

На этом слайде вы видите жизненный цикл вируса ВИЧ, который состоит из нескольких этапов:

  1. Вирус ВИЧ прикрепляется к клетке;
  2. Вирус и клеточные мембраны слипаются;
  3. Вирус “высвобождает” генетический материал РНК внутри клетки;
  4. Вирусная РНК трансформируется в ДНК;
  5. Вирусная ДНК смешивается с ДНК клетки;
  6. Образование новых вирусов;
  7. Вирус убивает клетки и поражает всю иммунную систему.

А так выглядит больная клетка.

(Клетка лимфоцита “ оранжевая”, зараженная вирусами СПИДа – “ голубая”, теряет форму и разносит их по всей кровеносной системе.)

В результате этого, у больного появляется Отсутствие иммунной защиты у больного человека приводит к большей восприимчивости к различным инфекциям.

А каковы же признаки заболевания:

  • вторичные инфекции бактериальной, грибковой, вирусной природы (наблюдается увеличение лимфатических желез, воспаление легких, длительные поносы, лихорадки, потеря веса);
  • раковые заболевания;
  • поражением центральной нервной системы (ослабление памяти, интеллекта, нарушение координации движений).

Вирус почти всегда передается следующими способами:

  • половым путь,
  • через кровь и препараты крови,
  • от матери к новорожденному ребенку.

Следует знать, что вирус не передается:

  • через рукопожатие,
  • воздушно-капельным путем,
  • при укусах кровососущих насекомых.

А теперь рассмотрим основные способы профилактики СПИДа:

  • использование одноразовых шприцев и игл.
  • пользоваться личными предметами гигиены.
  • обеззараживание инструментов для маникюра.
  • избегайте лечения иглоукалыванием вне медицинских учреждений,
  • избегайте татуировок и прокалывания мочек ушей нестерильными инструментами.

Чаще всего этим заражаются:

  1. люди, вступающие в беспорядочные половые связи,
  2. наркоманы, пользующиеся загрязненными шприцами при внутривенных инъекциях.

5. Закрепление материала:

  1. Что такое инфекционные заболевания?
  2. Назовите механизмы передачи инфекции?
  3. Укажите виды профилактики инфекционных заболеваний?
  4. Что такое иммунитет?
  5. Перечислите виды вакцин?
  6. Когда и в какой стране появилось впервые заболевание СПИД?
  7. Назовите этапы жизненного цикла вируса ВИЧ?
  8. Перечислите признаки заболевания?
  9. Назовите способы передачи заболевания?
  10. Каковы основные способы профилактики СПИДа?
  11. Кто чаще всего заражается СПИДом?

6. Подведение итогов, выводы к уроку:

Сегодня на уроке речь шла о

  1. видах инфекционных заболеваниях;
  2. причинах их возникновения;
  3. механизмах передачи инфекций;
  4. о чуме 20 века – СПИДе.

7. Выставление и ОБЪЯВЛЕНИЕ оценок за урок.

8. Домашнее задание:

  • Учебник Основы безопасности жизнедеятельности 9 класс, Стр.53–58.

1. Являются ли постоянные ссоры с друзьями проявлением свободы вашего выбора?

А) да, являются;
Б) нет, не являются;
В) все зависит от культуры человека, страны, где он живет, и от законодательства;

2. Дети имеют право свободно делать свой выбор?

А) во все сферах жизни и деятельности;
Б) только в среде своих друзей;
В)только в семье;

3. Почему человек должен следовать общепринятым правилам?

А) потому что так принято в обществе;
Б) потому что это совпадает с его желаниями;
В) потому что так получается;

4. Когда люди договариваются друг с другом, то они:

А) ссорятся;
Б) отстаивают свои позиции;
В) вырабатывают правила;

5. Почему человек не соблюдает правил?

А) жить по правилам не интересно;
Б) он плохо воспитан, у него низкий уровень культуры;
В) что соблюдение – это проявление слабости;

6. Каковы причины конфликтов?

А) грубость;
Б) слабохарактерность;
В) эгоизм;
Г) доброта;
Д) ответственность;
Е) различие взглядов;

7. Может ли быть конфликт без насилия?

А) да;
Б) нет;
В) всегда;

8. К какому понятию относится определение “ состояние взаимной вражды, серьезная размолвка”?

А) конфликт;
Б) ссора;
В) противоречие;

Возбудители и переносчики инфекционных заболеваний.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции