3 | Рабочая программа дисциплины "Инфекционные болезни, Фтизиатрия", уровень высшего образования "Специалитет", 2015 г. (актуализирована 31.05.2019 г.) | 22.09.2015 г. | Малинин О.В., Русских О.Е. | Стоматология 31.05.03 |
Инфекционные болезни 31.08.35
Учебные пособия для практических занятий по дисциплине "Инфекционные болезни"
- Обследование инфекционного больного / Представлены сведения по клиническому и эпидемиологическому обследованию больного, приведен алгоритм оформления учебной истории болезни, даны рекомендации по проведению дифференциальной диагностики.
- Первичные нейроинфекции (столбняк, бешенство, ботулизм) / Представлены современные сведения по эпидемиологии, клинике, диагностике и профилактике столбняка, бешенства и ботулизма. Отдельное внимание уделено вопросу экстренной профилактике этих заболеваний.
- Боррелиозы - возвратные лихорадки и болезнь Лайма / Современные сведения по эпидемиологии, клинике, диагностике, лечению боррелиозных инфекций. Отдельное внимание уделено вопросу профилактики этих заболеваний.
Учебные пособия для практических занятий по дисциплине "Эпидемиология"
- Профилактика инфекционных заболеваний на врачебном участке / Представлен материал, отражающий деятельность амбулаторно-поликлинических учреждений по профилактике и борьбе с инфекционными заболеваниями.
- Эпидемиология и профилактика кишечных инфекций / Основные сведения о эпидемиологии, санитарно-гигиенической и противоэпидемической профилактике кишечных инфекций
Список основной литературы, используемой в учебном процессе:
рекомендуется сопоставлять содержащиеся в учебниках сведения с данными обновляемых международных медицинских информационных ресурсов открытого доступа:
Список дополнительной литературы, используемой в учебном процессе:
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
(ГОУ ВПО СибГМУ Росздрава)
Кафедра инфекционных болезней и эпидемиологии
на заседании кафедры
д-р мед. наук, профессор _______________ А.В. Лепехин
Для студентов IV курса лечебного факультета (специальность “Стоматология”)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
на практическое занятие
по учебной дисциплине “инфекционные болезни”
ТЕМА: Вирусные инфекции (эпидемический паротит, ящур)
Составила:
канд. мед. наук О.М. Гуляева
Т ОМСК-2010
Актуальность темы занятия обусловлена широкой распространенностью вирусных воздушно-капельных инфекций в мире и России, высоким риском инфицирования медицинского персонала и пациентов в процессе стоматологического приема, обосновывающим необходимость детального изучения различных аспектов данных нозологических форм для врачей-стоматологов и, прежде всего, стандартных процедур инфекционного контроля в стоматологических учреждениях.
Студенты должны знать:
эпидемиологические особенности вирусных инфекций (эпидемический паротит, ящур);
основные аспекты патогенеза вирусных инфекций (эпидемический паротит, ящур);
клинический профиль вирусных инфекций (эпидемический паротит, ящур);
осложнения и исходы вирусных инфекций (эпидемический паротит, ящур);
особенности вирусных инфекций (эпидемический паротит, ящур) в стоматологической практике;
алгоритмы специфической и дифференциальной диагностики вирусных инфекций (эпидемический паротит, ящур);
принципы лечения (включая элементы неотложной терапии) вирусных инфекций (эпидемический паротит, ящур);
систему профилактических и противоэпидемических мероприятий при вирусных инфекциях (эпидемический паротит, ящур).
Студенты должны уметь:
использовать теоретические знания в области вирусных инфекций (эпидемический паротит, ящур) при оказании квалифицированной стоматологической помощи пациентам;
распознавать инфекционный генез верифицированных у пациентов патологических изменений слизистой оболочки ротовой полости и челюстно-лицевой области, с последующим направлением данных лиц на консультативный прием врача-инфекциониста;
осуществлять необходимые мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности на стоматологическом приеме.
Современное состояние проблемы вирусных инфекций (эпидемический паротит, ящур) и ее актуальность для системы организации стоматологической помощи.
Этиология, эпидемиология и аспекты патогенеза вирусных инфекций (эпидемический паротит, ящур).
Клиническая характеристика вирусных инфекций (эпидемический паротит, ящур).
Осложнения и исходы вирусных инфекций (эпидемический паротит, ящур).
Особенности вирусных инфекций (эпидемический паротит, ящур) в стоматологической практике.
Алгоритмы специфической и дифференциальной диагностики вирусных инфекций (эпидемический паротит, ящур).
Принципы лечения (включая элементы неотложной терапии) вирусных инфекций (эпидемический паротит, ящур).
Система профилактических и противоэпидемических мероприятий при вирусных инфекциях (эпидемический паротит, ящур).
Литература
Инфекционные болезни и эпидемиология : учебник / В.И. Покровский, С.Г. Пак, Н.И. Брико, Б.К. Данилкин. 2-е изд. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. С. 277-287, 469-485.
Инфекционные болезни и эпидемиология. Контрольные тестовые задания для самоподготовки / В.И. Покровский, С.Г. Пак, Н.И. Брико, Б.К. Данилкин. 2-е изд. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2003. С. 107-108, 266-270.
Казанцев А.П. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней. М., 1999. С. 160-163, 226, 346-349.
Шувалова Е.П. Инфекционные болезни : учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М. : Медицина, 2001. С. 359-364, 555-558.
Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. Лекции по инфекционным болезням : учебное пособие для студентов медицинских вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Медицина, 2007. С. 814-821.
Атлас инфекционных болезней / под ред. В.И. Лучшева, С.Н. Жарова, В.В. Никифорова. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. С. 304-311.
Инфекционные болезни: национальное руководство / под ред. Н.Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. С. 814-823.
Заболевания слизистой оболочки полости рта / Н.Ф. Данилевский, В.К. Леонтьев, А.Ф. Несин, Ж.И. Рахний. М. : ОАО “Стоматология”, 2001. С. 87.
Клиническая стоматология : официальная и интегративная) : руководство для врачей / под ред. А.К. Иорданишвили. СПб. : СпецЛит, 2008. 248 с.
Тимченко В.Н. Воздушно-капельные инфекции в практике педиатра и семейного врача (руководство для врачей всех специальностей). СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2007. С. 192-207.
Казанцев А.П. Эпидемический паротит Л.: Медицина, 1988. 176 с.
Эпидемический паротит: Руководство для врачей / под ред. В.И. Покровского. М.: Изд. МИА, 2009. 248 с.
Тимченко В.Н. Эпидемический паротит (эволюция, причина бесплодного брака, современная терапия и экстренная профилактика) СПб.: "ЭЛБИ-СПб", 2007. 260 с.
Требования к санитарно-гигиеническому, противоэпидемическому режимам и условиям труда работающих в негосударственных ЛПУ и кабинетах частнопрактикующих врачей стоматологического профиля № 12/22-758 от 10.10. 1998 г. М., 1998. 28 с.
МУ 3.1.2.1177-02 от 21.11. 2002 г. Методические указания. Профилактика инфекционных заболеваний инфекций дыхательных путей. Эпидемиологический надзор за корью, краснухой и эпидемическим паротитом. М., 2003. 21 с.
учебники и атлас по инфекционным болезням
схема оформления микрокураторского листа инфекционных больных
лекционный материал по теме “Вирусные инфекции (эпидемический паротит, ящур)”
методические указания для студентов на практическое занятие по теме “Вирусные инфекции (эпидемический паротит, ящур)”
комплект наглядных пособий для практических занятий (таблицы, схемы, диаграммы, муляжи и др.)
комплект слайдов мультимедийной презентации
комплект ситуационных задач
комплект вариантов тестовых контрольных заданий
тематические больные (с вирусными инфекциями (эпидемический паротит, ящур) и другими синдромосходными заболеваниями)
технические средства обучения (компьютер, мультимедийный проектор)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ
ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЮ
Организационно-методические указания по подготовительной части самостоятельной работы.
На этапе самоподготовки студенты изучают вопросы этиологии, эпидемиологии, патогенеза, клинических проявлений, специфической диагностики, дифференциального диагноза, лечения и профилактики вирусных инфекций (эпидемический паротит, ящур).
В процессе подготовки к занятию необходимо использовать информацию, полученную при изучении фундаментальных учебных дисциплин (биология, нормальная и патологическая анатомия, топографическая анатомия, нормальная и патологическая физиология, гистология и цитология, биохимия и молекулярная биология, микробиология и вирусология, иммунология, фундаментальные основы клинической медицины) и пропедевтической стоматологии.
Методические указания студентам по реализации целевых установок подготовки к занятию.
Методы реализации целевых установок подготовки к занятию:
теоретическое изучение учебных вопросов с тезисным конспектированием в рабочих тетрадях, с использованием обязательных и дополнительных литературных источников, лекционного материала и электронных ресурсов;
изучение компонентов методических указаний на практическое занятие для студентов;
оформление рефератов и докладов к тематической конференции по вирусным инфекциям (эпидемический паротит, ящур) в рамках учебно-исследовательской работы;
выполнение заданий для внеаудиторных занятий.
Рекомендуемые темы для реферативной работы
поражение ЦНС при эпидемическом паротите;
дифференциальная диагностика заболеваний, сопровождающихся увеличением размера шеи.
Задание для внеаудиторной работы
составить план мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности на стоматологическом приеме.
Задачи на предстоящее занятие.
Учебные вопросы занятия отрабатываются в процессе самостоятельной курации студентами тематических больных (в том числе и с синдромосходными заболеваниями), с оформлением микрокураторского листа, в котором фигурируют обоснование предварительного нозологического диагноза, планы обследования и лечения больного, алгоритм дифференциальной диагностики.
Практическое занятие включает клинический разбор пациентов с типичными клиническими проявлениями вирусных инфекций (эпидемический паротит, ящур), (с активным обсуждением студентами), а также освоение практических умений, предусмотренных Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности “Стоматология” в области учебной дисциплины “инфекционные болезни”.
Преподаватель осуществляет методологическое руководство кураторской работы студентов (контроль методики объективного осмотра пациента, оценка правильности интерпретации данных объективного обследования, лабораторных и инструментальных методов исследований, коррекция формулировки диагноза и плана лечения).
Для выявления качества, глубины и объема усвоения темы используются контрольные ситуационные задачи и учебные игры.
В рамках учебно-исследовательской работы студентов – тематическая конференция по актуальным аспектам вирусных инфекций (эпидемический паротит, ящур), (с предварительной внеаудиторной подготовкой рефератов и докладов).
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
(ГОУ ВПО СибГМУ Росздрава)
Кафедра инфекционных болезней и эпидемиологии
на заседании кафедры
д-р мед. наук, профессор _______________ А.В. Лепехин
Для студентов IV курса лечебного факультета (специальность “Стоматология”)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
на практическое занятие
по учебной дисциплине “инфекционные болезни”
ТЕМА: Вирусные инфекции (эпидемический паротит, ящур)
Составила:
канд. мед. наук О.М. Гуляева
Т ОМСК-2010
Актуальность темы занятия обусловлена широкой распространенностью вирусных воздушно-капельных инфекций в мире и России, высоким риском инфицирования медицинского персонала и пациентов в процессе стоматологического приема, обосновывающим необходимость детального изучения различных аспектов данных нозологических форм для врачей-стоматологов и, прежде всего, стандартных процедур инфекционного контроля в стоматологических учреждениях.
Студенты должны знать:
эпидемиологические особенности вирусных инфекций (эпидемический паротит, ящур);
основные аспекты патогенеза вирусных инфекций (эпидемический паротит, ящур);
клинический профиль вирусных инфекций (эпидемический паротит, ящур);
осложнения и исходы вирусных инфекций (эпидемический паротит, ящур);
особенности вирусных инфекций (эпидемический паротит, ящур) в стоматологической практике;
алгоритмы специфической и дифференциальной диагностики вирусных инфекций (эпидемический паротит, ящур);
принципы лечения (включая элементы неотложной терапии) вирусных инфекций (эпидемический паротит, ящур);
систему профилактических и противоэпидемических мероприятий при вирусных инфекциях (эпидемический паротит, ящур).
Студенты должны уметь:
использовать теоретические знания в области вирусных инфекций (эпидемический паротит, ящур) при оказании квалифицированной стоматологической помощи пациентам;
распознавать инфекционный генез верифицированных у пациентов патологических изменений слизистой оболочки ротовой полости и челюстно-лицевой области, с последующим направлением данных лиц на консультативный прием врача-инфекциониста;
осуществлять необходимые мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности на стоматологическом приеме.
Современное состояние проблемы вирусных инфекций (эпидемический паротит, ящур) и ее актуальность для системы организации стоматологической помощи.
Этиология, эпидемиология и аспекты патогенеза вирусных инфекций (эпидемический паротит, ящур).
Клиническая характеристика вирусных инфекций (эпидемический паротит, ящур).
Осложнения и исходы вирусных инфекций (эпидемический паротит, ящур).
Особенности вирусных инфекций (эпидемический паротит, ящур) в стоматологической практике.
Алгоритмы специфической и дифференциальной диагностики вирусных инфекций (эпидемический паротит, ящур).
Принципы лечения (включая элементы неотложной терапии) вирусных инфекций (эпидемический паротит, ящур).
Система профилактических и противоэпидемических мероприятий при вирусных инфекциях (эпидемический паротит, ящур).
Литература
Инфекционные болезни и эпидемиология : учебник / В.И. Покровский, С.Г. Пак, Н.И. Брико, Б.К. Данилкин. 2-е изд. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. С. 277-287, 469-485.
Инфекционные болезни и эпидемиология. Контрольные тестовые задания для самоподготовки / В.И. Покровский, С.Г. Пак, Н.И. Брико, Б.К. Данилкин. 2-е изд. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2003. С. 107-108, 266-270.
Казанцев А.П. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней. М., 1999. С. 160-163, 226, 346-349.
Шувалова Е.П. Инфекционные болезни : учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М. : Медицина, 2001. С. 359-364, 555-558.
Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. Лекции по инфекционным болезням : учебное пособие для студентов медицинских вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Медицина, 2007. С. 814-821.
Атлас инфекционных болезней / под ред. В.И. Лучшева, С.Н. Жарова, В.В. Никифорова. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. С. 304-311.
Инфекционные болезни: национальное руководство / под ред. Н.Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. С. 814-823.
Заболевания слизистой оболочки полости рта / Н.Ф. Данилевский, В.К. Леонтьев, А.Ф. Несин, Ж.И. Рахний. М. : ОАО “Стоматология”, 2001. С. 87.
Клиническая стоматология : официальная и интегративная) : руководство для врачей / под ред. А.К. Иорданишвили. СПб. : СпецЛит, 2008. 248 с.
Тимченко В.Н. Воздушно-капельные инфекции в практике педиатра и семейного врача (руководство для врачей всех специальностей). СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2007. С. 192-207.
Казанцев А.П. Эпидемический паротит Л.: Медицина, 1988. 176 с.
Эпидемический паротит: Руководство для врачей / под ред. В.И. Покровского. М.: Изд. МИА, 2009. 248 с.
Тимченко В.Н. Эпидемический паротит (эволюция, причина бесплодного брака, современная терапия и экстренная профилактика) СПб.: "ЭЛБИ-СПб", 2007. 260 с.
Требования к санитарно-гигиеническому, противоэпидемическому режимам и условиям труда работающих в негосударственных ЛПУ и кабинетах частнопрактикующих врачей стоматологического профиля № 12/22-758 от 10.10. 1998 г. М., 1998. 28 с.
МУ 3.1.2.1177-02 от 21.11. 2002 г. Методические указания. Профилактика инфекционных заболеваний инфекций дыхательных путей. Эпидемиологический надзор за корью, краснухой и эпидемическим паротитом. М., 2003. 21 с.
учебники и атлас по инфекционным болезням
схема оформления микрокураторского листа инфекционных больных
лекционный материал по теме “Вирусные инфекции (эпидемический паротит, ящур)”
методические указания для студентов на практическое занятие по теме “Вирусные инфекции (эпидемический паротит, ящур)”
комплект наглядных пособий для практических занятий (таблицы, схемы, диаграммы, муляжи и др.)
комплект слайдов мультимедийной презентации
комплект ситуационных задач
комплект вариантов тестовых контрольных заданий
тематические больные (с вирусными инфекциями (эпидемический паротит, ящур) и другими синдромосходными заболеваниями)
технические средства обучения (компьютер, мультимедийный проектор)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ
ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЮ
Организационно-методические указания по подготовительной части самостоятельной работы.
На этапе самоподготовки студенты изучают вопросы этиологии, эпидемиологии, патогенеза, клинических проявлений, специфической диагностики, дифференциального диагноза, лечения и профилактики вирусных инфекций (эпидемический паротит, ящур).
В процессе подготовки к занятию необходимо использовать информацию, полученную при изучении фундаментальных учебных дисциплин (биология, нормальная и патологическая анатомия, топографическая анатомия, нормальная и патологическая физиология, гистология и цитология, биохимия и молекулярная биология, микробиология и вирусология, иммунология, фундаментальные основы клинической медицины) и пропедевтической стоматологии.
Методические указания студентам по реализации целевых установок подготовки к занятию.
Методы реализации целевых установок подготовки к занятию:
теоретическое изучение учебных вопросов с тезисным конспектированием в рабочих тетрадях, с использованием обязательных и дополнительных литературных источников, лекционного материала и электронных ресурсов;
изучение компонентов методических указаний на практическое занятие для студентов;
оформление рефератов и докладов к тематической конференции по вирусным инфекциям (эпидемический паротит, ящур) в рамках учебно-исследовательской работы;
выполнение заданий для внеаудиторных занятий.
Рекомендуемые темы для реферативной работы
поражение ЦНС при эпидемическом паротите;
дифференциальная диагностика заболеваний, сопровождающихся увеличением размера шеи.
Задание для внеаудиторной работы
составить план мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности на стоматологическом приеме.
Задачи на предстоящее занятие.
Учебные вопросы занятия отрабатываются в процессе самостоятельной курации студентами тематических больных (в том числе и с синдромосходными заболеваниями), с оформлением микрокураторского листа, в котором фигурируют обоснование предварительного нозологического диагноза, планы обследования и лечения больного, алгоритм дифференциальной диагностики.
Практическое занятие включает клинический разбор пациентов с типичными клиническими проявлениями вирусных инфекций (эпидемический паротит, ящур), (с активным обсуждением студентами), а также освоение практических умений, предусмотренных Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности “Стоматология” в области учебной дисциплины “инфекционные болезни”.
Преподаватель осуществляет методологическое руководство кураторской работы студентов (контроль методики объективного осмотра пациента, оценка правильности интерпретации данных объективного обследования, лабораторных и инструментальных методов исследований, коррекция формулировки диагноза и плана лечения).
Для выявления качества, глубины и объема усвоения темы используются контрольные ситуационные задачи и учебные игры.
В рамках учебно-исследовательской работы студентов – тематическая конференция по актуальным аспектам вирусных инфекций (эпидемический паротит, ящур), (с предварительной внеаудиторной подготовкой рефератов и докладов).
Читайте также:
Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.
Copyright © Иммунитет и инфекции