Инфекционные болезни и эпидемиология электронный ресурс

Рекомендации по изучению дисциплины

Рекомендации для: Клиническая интернатура (Инфекционные болезни) - Инфекционные болезни

Целью обучения инфекционным болезням студентов 5 (9, 10 семестры) и 6 (12 семестр) курсов является формирование знаний, умений и практических навыков необходимых:

- для ранней диагностики инфекционных заболеваний в условиях поликлиники и на дому,

- для проведения комплекса лечебно-профилактических мероприятий на догоспитальном этапе и при лечении инфекционных больных на дому,

- для диагностики неотложных состояний и оказания врачебной помощи инфекционным больным на догоспитальном этапе

- для дифференциальной диагностики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Задачами подготовки студентов следует считать:

- обучение распознаванию инфекционного заболевания при осмотре больного, выделению ведущих симптомов и синдромов, определению тяжести течения инфекционного процесса;

- обучение составлению алгоритма диагностики и дифференциальной диагностики;

- обучение выбору оптимальных методов лабораторного и инструментального обследования при подозрении на инфекционное заболевание;

- обучение проведению полного объема лечебно-профилактических мероприятий при лечении на дому больных с нозологическими формами, предусмотренными Квалификационной характеристикой врача общей практики по специальности лечебное дело;

- обучение оказанию первой врачебной помощи при возникновении неотложных состояний у инфекционных больных.

Успешное изучение данного курса возможно только при наличии у студента знаний и умений по следующим разделам ранее изученных дисциплин:

- биология с генетикой (возбудители дальневосточных гельминтозов),

- биологическая химия (обмен билирубина, виды желтух)

- микробиология, вирусология, иммунология (возбудители инфекционных болезней человека и животных, методы диагностики микроорганизмов)

- патологическая анатомия (изменения внутренних органов при инфекционных заболеваниях),

- пропедевтика внутренних болезней (правила обследования больного, аускультация, пальпация, перкуссия, клинические и биохимические лабораторные исследования),

- клиническая фармакология (антибиотики, химиопрепараты, противовоспалительные средства, глюкокортикостероидные гормоны, противошоковые препараты),

- клинические дисциплины (терапия, хирургия, гинекология, урология, кожные болезни – полный курс),

- эпидемиология (источники инфекции, пути распространения, восприимчивый контингент, противоэпидемические мероприятия при инфекционных болезнях).

Наиболее важными разделами данной дисциплины для понимания последующих дисциплин являются:

- для госпитальной терапии – дифференциальная диагностика заболеваний, сопровождающихся синдромами лихорадки, диареи, желтухи, артралгии, катаральным синдромом,

- для госпитальной хирургии – дифференциальная диагностика заболеваний, сопровождающихся синдромами желтухи, абдоменалгии, диареи.

Для успешного изучения дисциплины "Инфекционные болезни" студенту рекомендуется использовать при подготовке следующую литературу:

1. Шувалова, Е. П. Инфекционные болезни [Текст] : учебник / Е. П. Шувалова [и др.] ; под ред. Е.П.Шуваловой. – М. : Медицина, 2001 – 656 с. Аннотация: Учебник по курсу инфекционных болезней для студентов медицинских ву-зов. Изложены основы патогенеза, клиники, диагностики и дифференциальной диагностики, лечения, и профилактики большинства известных человечеству инфекционных болезней. Учебник необходим для изучения всех тем учебной программы.

2. Шувалова, Е. П. Инфекционные болезни [Текст] : учебник / Е. П. Шувалова [и др.] ; под ред. Е.П.Шуваловой. – М. : Медицина, 2005 – 696 с.

3. Ющук, Н. Д. Инфекционные болезни [Текст] : учебник / Н. Д. Ющук, Ю. Я. Венгеров. – М. : Медицина, 2003. – 544 с. Аннотация: Руководство по курсу инфекционных болезней для студентов медицинских вузов. Изложены основы патогенеза, клиники, диагностики и дифференциальной диагностики, лечения, и профилактики большинства известных инфекционных болезней. Руководство необходимо для изучения всех тем учебной программы.

4. Инфекционные болезни и эпидемиология [Текст] : учебник / В. И. Покровский [и др.] ; под ред. В. И. Покровского. – М. : Медицина, 2002.

5. Лобзин, Ю. В. Инфекционные болезни [Текст] : учебник / Ю. В. Лобзин. – СПб. : СпецЛит, 2001.

6. Инфекционные болезни [Текст] : методические указания к практическим занятиям по инфекционным болезням для студентов 5 курса лечебного факультета (2-ое изд. пере-раб.) / Г. С. Ковальский [и др.]. – Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2008. – Часть 1. – 80 с.

7. Инфекционные болезни [Текст] : методические указания к практическим занятиям по инфекционным болезням для студентов 5 курса лечебного факультета (2-ое изд. пере-раб.) / Г. С. Ковальский [и др.]. – Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2008. – Часть 2. – 101 с.

8. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней и терапевтическая тактика на врачебном участке [Текст] : учебное пособие / Г. С. Томилка [и др.]. – Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2004. – 96 с. Аннотация: Учебное пособие составлено для изучения разделов учебной программы 12 семестра и включает алгоритмы диагностического поиска при основных синдромах в клинике инфекционных болезней, а также первые действия врача общей практики при обнаружении основных инфекционных заболеваний.

9. Освоение практических умений по инфекционным болезням [Текст] : руководство для студентов 5 курса лечебного и педиатрического факультетов / Г. С. Томилка [и др.]. – Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2005. – 70 с. Аннотация: В руководстве для студентов 5 курса лечебного и педиатрического факультетов, необходимом для более полного усвоения материала учебной программы по курсу инфекционных болезней (9 и 10 семестры), в сжатом виде представлены основные умения, которыми должны владеть студенты по окончанию курса инфекционные болезни. Знание основных закономерностей изменения лабораторных показателей, характерных для ряда заболеваний, облегчит студентам подготовку к экзаменам.

10. Ковальский, Г. С. Ситуационные задачи по курсу инфекционных болезней : практикум для студентов лечебного и педиатрического факультетов [Текст]. - Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2008. – 70 с. Аннотация: Сборник задач по курсу инфекционных болезней предназначен для самостоятельной работы студентов при изучении разделов учебной программы 9, 10 и 12 семестров. На основании эпидемиологической ситуации, клинических и лабораторных данных студент должен установить диагноз и ответить на ряд предложенных вопросов (предполагаемые пути передачи инфекции, вариант течения заболевания, возможные осложнения, лечебная и противоэпидемическая тактика врача).

1. Дрейзин Р.С., Астафьев Н.В. Острые респираторные заболевания. - М.: Медицина,1991.

2. Зубик Т.М. и соавт. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней. - М., 1999.

3. Лобзин Ю.В., Казанцев А.П. Руководство по инфекционным болезням. - СПб., 1996.

4. Покровский В.В. и соавт. ВИЧ-инфекция: клиника, диагностика и лечение. - М., 2000.

5. Покровский В.И., Иванов К.С. (ред.). Руководство по клинической диагностике, лечению опасных инфекционных болезней. - М., 1994.

6. Соринсон С.Н. Инфекционные болезни в поликлинической практике. - СПб., 1993.

7. Турьянов М.Х. и соавт. Дифтерия. - М., 1996.

8. Хазанов А.И. (ред.). Функциональные диагностика (справочник), 1994.

9. Черкасский Б.Л. Инфекционные и паразитарные болезни человека. Справочник эпидемиолога. - М., 1996.

10. Ющук Н.Д. и соавт. Диагностика и дифференциальная диагностика острых кишечных инфекций. - М., 1998.

11. Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. (ред.). Заразные болезни человека. Справочник. - М., 1997.

12. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. (ред.). Патогенетические основы лечения острых инфекционных заболеваний. - М., 1999

14. Инфекционные болезни [Текст] : руководство для самостоятельной работы студентов лечебного и педиатрического факультетов / Г. С. Томилка [и др.]. – Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2005. – 60 с. Аннотация: в представленном руководстве собраны важнейшие сведения о ряде инфекционных заболеваний, которые не разбираются студентами на практических занятиях, но в то же время представляющих определенный интерес в плане дифференциальной диагностики с широко распространенными заболеваниями. По каждой нозологической форме представлены сведения об этиологии, эпидемиологии, патогенезе, клинике, диагностике и лечении. Руководство поможет студентам в изучении дифференциальной диагностики основных синдромов в клинике инфекционных болезней по всем разделам учебной программы (9,10,12 семестры).

18. Анисимова, Н. И. Учебно-методическое пособие для преподавателей к практическим занятиям по курсу инфекционных болезней (специальности лечебное дело и педиатрия) / Н. И. Анисимова, Я. А. Журавлев. - Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2007. – 85 с. Аннотация: предлагаемое учебно-методическое пособие для преподавателя указывают основные средства, методы обучения, способы и режим учебной деятельности в клинике инфекционных болезней. При разработке пособия авторы учитывали Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов, обучающихся на кафедре инфекционных болезней.

19. Визуальная диагностика инфекционных заболеваний [Электронный ресурс] : методические рекомендации к обучающей компьютерной программе для студентов 5 курса. / Г. С. Томилка [и др.]. Аннотация: данный методический материал содержит основные рекомендации и пояснения при работе с электронным ресурсом, банк которого составляет более 250 фотографий, посвященных наиболее известным и распространенным инфекционным заболеваниям.

21. Лабораторные методы диагностики в клинике инфекционных болезней [Электронный ресурс] : обучающе-контролирующая компьютерная программа для студентов 6 курса. / Г. С. Томилка [и др.]. Аннотация: компьютерная программа позволяет обучить и осуществить контроль правильности усвоения материала по основным закономерностям изменений лабораторных показателей, характерных для ряда инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Ресурсы ИНТЕРНЕТ, рекомендуемые для изучения дисциплины:

В результате изучения дисциплины "Инфекционные болезни" студент должен знать:

- сущность инфекционного процесса в свете современных представлений,

- этиологию, эпидемиологию, патогенез, клиническую картину и классификацию распространенных инфекционных болезней,

- варианты течения основных инфекционных болезней,

- клиническую диагностику инфекционных заболеваний, прежде всего ранних и типичных проявлений болезни, а также малосимптомных и атипичных их вариантов течения,

- основные правила лабораторного обследования инфекционных больных,

- современные методы специфической диагностики инфекционных болезней,

- клинику характерных осложнений и неотложных состояний при инфекционных болезнях,

- правила оказания первой помощи при неотложных состояниях, возникающих при инфекционных заболеваниях,

- принципы лечения инфекционных болезней (этиотропная, патогенетическая, симптоматическая терапия),

- принципы профилактики инфекционных болезней и основы прививочного дела,

- эпидемиологию и профилактику внутрибольничных инфекций,

- особенности течения инфекционных заболеваний у лиц пожилого и старческого возраста, лиц, страдающих наркоманией и алкоголизмом, беременных,

- правила выписки на работу больных, перенесших инфекционные заболевания,

- основы диспансеризации больных, перенесших инфекционное заболевание.

Сту дент должен уметь:

- проводить обследование инфекционного больного (сбор анамнеза, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация),

- оценивать дифференциально-диагностическую значимость симптомов и синдромов, характерных для инфекционных болезней,

- заподозрить инфекционное заболевание,

- проводить медицинскую сортировку,

- определить показания для госпитализации,

- составлять план необходимого лабораторного и инструментального обследования,

- осуществлять забор патологических материалов от больного,

- интерпретировать результаты лабораторного и инструментального обследования больного,

- провести дифференциальную диагностику с неинфекционными заболеваниями,

- установить клинический диагноз в соответствии с требованиями МКБ-10,

- назначить лечение, адекватное тяжести, периоду заболевания, варианту клинического течения,

- осуществлять последующую реабилитацию реконвалесцентов инфекционных болезней с учетом этиологии, тяжести болезни и сопутствующих патологических состояний,

- заподозрить осложнение заболевания и оказать помощь при его возникновении,

- вести медицинскую документацию.

Сту дент должен приобрести навыки:

- сбора эпидемиологического анамнеза,

- интерпретации результатов осмотра больного,

- составления плана лабораторного обследования больного,

- забора материала от больного для бактериологического, серологического, вирусологического и паразитологического исследования,

- проведения кожно-аллергических проб и оценки их результатов,

- определения показаний для инструментального обследования больного,

- интерпретации результатов лабораторного обследования больного,

- установления предварительного диагноза,

- построения клинического диагноза,

- проведения дифференциальной диагностики инфекционных и неинфекционных заболеваний,

- определения показаний для госпитализации,

- назначения этиотропной и патогенетической терапии при лечении на дому,

- введения антитоксических сывороток и иммуноглобулинов,

- оказания помощи при неотложных состояниях,

Базовые дисциплины Код специальности Курс
эпидемиология Лечебное дело 31.05.01
Педиатрия 31.05.02
Стоматология 31.05.03
6
5
4
инфекционные болезни Лечебное дело 31.05.01
Педиатрия 31.05.02
Стоматология 31.05.03
Ординатура
5
5
4

Вариативная часть
Код специальности Курс

Дисциплины по выбору
Код специальности Курс

Инфекционные болезни 31.08.35

Учебные пособия для практических занятий по дисциплине "Инфекционные болезни"

- Обследование инфекционного больного / Представлены сведения по клиническому и эпидемиологическому обследованию больного, приведен алгоритм оформления учебной истории болезни, даны рекомендации по проведению дифференциальной диагностики.

- Первичные нейроинфекции (столбняк, бешенство, ботулизм) / Представлены современные сведения по эпидемиологии, клинике, диагностике и профилактике столбняка, бешенства и ботулизма. Отдельное внимание уделено вопросу экстренной профилактике этих заболеваний.

- Боррелиозы - возвратные лихорадки и болезнь Лайма / Современные сведения по эпидемиологии, клинике, диагностике, лечению боррелиозных инфекций. Отдельное внимание уделено вопросу профилактики этих заболеваний.

Учебные пособия для практических занятий по дисциплине "Эпидемиология"

- Профилактика инфекционных заболеваний на врачебном участке / Представлен материал, отражающий деятельность амбулаторно-поликлинических учреждений по профилактике и борьбе с инфекционными заболеваниями.

- Эпидемиология и профилактика кишечных инфекций / Основные сведения о эпидемиологии, санитарно-гигиенической и противоэпидемической профилактике кишечных инфекций

Список основной литературы, используемой в учебном процессе:

рекомендуется сопоставлять содержащиеся в учебниках сведения с данными обновляемых международных медицинских информационных ресурсов открытого доступа:

Список дополнительной литературы, используемой в учебном процессе:

Вид учебной работы

Аудиторные занятия (всего)

Самостоятельная внеаудиторная работа

36 (в том числе 33-подготовка к экзамену)

Введение в специальность.

Вирусные гепатиты А, Е.

Вирусные гепатиты В, С, D.

ПТИ. Вирусные диареи.

Дифференциальная диагностика синдрома желтухи.

Иксодовый клещевой боррелиоз.

Неотложные состояния в практике врача-инфекциониста.

Неотложные состояния в практике врача-инфекциониста.

Диагностика заболеваний, протекающих с синдромом лихорадки.

Дифференциальная диагностика заболеваний, протекающих с менингеальным синдромом.

9 семестр:

Устройство инфекционного стационара. Организация оказания медицинской помощи инфекционным больным. Клинические синдромы в инфектологии. Курация больных.

Холера. Гиповолемический шок.

Пищевые токсикоинфекции. Вирусные диареи.

Дифференциальная диагностика синдрома диареи.

Вирусные гепатиты А, Е.

Вирусные гепатиты В, D, С. Острая печёночная энцефалопатия.

Хронические вирусные гепатиты и реабилитация больных вирусными гепатитами.

Лептоспироз, инфекционный мононуклеоз.

Дифференциальная диагностика синдрома желтухи.

10 семестр:

Дифтерия. Дифференциальная диагностика катарально-респираторного синдрома.

Менингококковая инфекция. Дифференциальная диагностика менингеального синдрома.

Клещевой энцефалит. Иксодовый клещевой боррелиоз.

Геморрагические лихорадки. ГЛПС

Сепсис. Дифференциальная диагностика заболеваний с синдромом лихорадки.

Сибирская язва. Дифференциальная диагностика инфекционных заболеваний с синдромом сыпи.

Чума, туляремия. Дифференциальная диагностика синдрома лимфаденопатии.

Неотложные состояния в клинике инфекционных болезней.

Предэкзаменационный тестовый контроль по курсу инфекционных заболеваний.

Тема самостоятельной внеаудиторной работы

Оформление студенческой истории болезни.

Лихорадка Западного Нила.

Крымская геморрагическая лихорадка, Аргентинская ГЛ, Боливийская ГЛ.

1.Атлас инфекционных болезней : учеб. пособие /под ред. В.И.Лучшева, С.Н.Жарова, В.А. Никифорова. - М. : ГЭОТАР - Медиа, 2009. - 224 с.

2. Инфекционные болезни: национальное руководство / под ред. Н.Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 1056 с.

3. Казанцев А.П. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней: рук. Для врачей /В.А. Казанцев. – М.: МИА, 2013. – 496 с.

3.Тропические болезни и медицина болезней путешественников /А. М. Бронштейн.- М.: ГЭОТАР - Медиа, 2014. - 528 с.

5. ВИЧ-инфекция и СПИД. Национальное руководство : науч. изд. /гл. ред. В.В.Покровский. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 608 с.

Основная литература:

1.Инфекционные болезни: учеб. для студентов мед. вузов /под ред. Н.Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. – 2 – е изд.,перераб. и доп. - М.:ГЭОТАР - Медиа, 2011.-704 с.: ил.

2. Инфекционные болезни и эпидемиология [Электронный ресурс] : учебник / Покровский В. И., Пак С. Г., Брико Н. И. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. -

Дополнительная литература:

1.Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" № 323-ФЗ : федер. закон. - Москва : Проспект, 2015. - 96 с.

2.ВИЧ-инфекция и СПИД. Национальное руководство : науч. изд. /гл. ред. В.В.Покровский. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 608 с.

3. Инфекционные болезни: национальное руководство /под ред. Н.Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 1056 с.

4. Казанцев А.П. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней: рук. Для врачей /В.А. Казанцев. – М.: МИА, 2013. – 496 с.

5.Острые кишечные инфекции: Рук-во /Н.Д. Ющук, Ю.В. Мартынов, Н.Г. Кулагина и др. – 2-е изд. Перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2012. – 400 с.

6.Тропические болезни и медицина болезней путешественников /А. М. Бронштейн.- М.: ГЭОТАР – Медиа, 2014. – 528 с.

7. Ющук Н.Д. Вирусные гепатиты. Клиника, диагностика, лечение /Н.Д.Ющук, Е.А.Климова и др. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014.-160с.

9. Сепсис : учеб. пособие для вузов / И. Л. Миронов ; Челяб. гос. мед .акад.; каф.инфекционных болезней и эпидемиологии. - Челябинск : [б. и.], 2008. - 92 с.

10. Вирусные гепатиты : учеб. пособие для студ. / Л.И. Ратникова, И.Л. Миронов, Н.Н. Лаврентьева, А.Б. Конькова-Рейдман и др. - Челябинск : ЮУГМУ, 2013. - 86 с.

11. Конькова-Рейдман А.Б. Природно-очаговые клещевые трансмиссивные инфекции Южного Урала : учеб. пособие / А. Б. Конькова-Рейдман. - Челябинск : ЮУГМУ, 2014. - 100 с.

12. Лаврентьева Н.Н. Гельминтозы: учеб. пособие / Н. Н. Лаврентьева. - Челябинск : Челябинская государственная медицинская академия, 2011. - 64 с.

13. Миронов И.Л. Организация и проведение комплекса первичных мероприятий в случаях выявлений больного с инфекцией, на которую распространяется действие международных медико-санитарных правил : учеб. пособие для вузов / И. Л. Миронов ; Челяб. гос. мед. акад.; Каф. инфекционных болезней и эпидемиологии. - Челябинск : [б. и.], 2008. - 28 с.

14. Тестовые задания и клинические задачи по инфекционным болезням : учеб. пособие для вузов /под ред. Л.И.Ратниковой ; Южно-Уральский гос. мед. ун-т; Каф. инфекционных болезней. - Челябинск : ЮУГМУ, 2015. - 144 с.

5. Электронный каталог НБ ЮУГМУ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра инфекционных болезней и фтизиатрии с курсом ДПО

Проректор по учебной деятельности

___________________ А.Б. Ходжаян

АННОТАЦИЯ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

Год начала подготовки

Инфекционные болезни

31.05.01 Лечебное дело

Медицинская и организационно-управленческая деятельность врача-лечебника

Всего часов - 216

аудиторные занятия: - 96

практические занятия - 78

Самостоятельная работа - 120

экзамен 11 семестр

зачет 9 семестр

Цель освоения дисциплины – формирование знаний, умений, навыков и компетенций, развитие клинического мышления, воспитание нравственности и других качеств личности, необходимых в деятельности врача-лечебника.

Задачи освоения дисциплины:

- знать теоретические и практические аспекты расспроса, осмотра, пальпации, перкуссии и аускультации инфекционного больного;

- знать стандарты медицинской помощи по инфекционным заболеваниям;

- знать современные лабораторные и инструментальные методы обследования, используемые в клинической практике для более точной диагностики симптомов и синдромов основных инфекционных заболеваний;

- уметь провести физикальное исследование инфекционного больного.

- уметь использовать субъективные, объективные и функциональные методы исследования инфекционного больного;

- уметь использовать клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи инфекционным больным и больным туберкулезом;

- владеть практическими навыками работы с информационными ресурсами, организацией научных исследований;

- владеть правилами написания истории болезни инфекционного больного;

- владеть порядком оказания медицинской помощи инфекционным больным;

- владеть навыками диагностики неотложных состояний и оказания (экстренной) и первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП

Дисциплина относится к базовой части Блока I ОПОП, ее изучение осуществляется в 9-11 семестрах.

Для освоения данной дисциплины необходимы знания, умения и навыки,

формируемые следующими дисциплинами:

Знания, умения и навыки, полученные при изучении данной дисциплины необходимы для успешного освоения следующих дисциплин

3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных

с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Коды и содержание

Планируемые результаты обучения

Способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения профессиональных ошибок

1.Уметь оценивать свои потребности, необходимые для продолжения обучения и выполнения профессиональной деятельности

1.Владеть навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления

готовность к ведению медицинской документации

1.Знать ведение типовой отчетно-учетной документации в медицинских организациях

1.Уметь заполнять историю болезни. Выписать рецепт.

1. Владеть правильным ведением медицинской документации

готовность к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза,

результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патолого-

анатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания

1.Знать патогенез инфекционных болезней, их

2. Знать основные методы лабораторной и инструментальной диагностики, при-меняемые в

1.Уметь определить статус пациента с инфекционным заболеванием.

2. Уметь наметить объем

инфекционного больного в соответствии с прогнозом болезни для уточнения диагноза и получения

1.Владеть интерпретацией результатов

лабораторных, инструментальных методов диагностики

способность к определению тактики ведения пациентов с различными нозологическими формами

1. Знать клиническую картину течения и возможные

осложнения наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.

2. Знать методы клинического, лабораторного, инструментального обследования инфекционных больных при конкретных

нозологических формах с учетом круга дифференцируемых заболеваний.

3. Знать специфические методы

диагностики инфекционных больных

1. Уметь оценить состояние пациента для принятия решения о необходимости оказания ему

объема неотложной и плановой помощи.

2 Уметь наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза и получения

достоверного результата в соответствии с прогнозом болезни

3. Владеть алгоритмом развернутого клинического

2. Владеть интерпретацией результатов

лабораторных, инструментальных методов диагностики.

готовность к оказанию медицинской помощи при внезапных острых заболеваниях,

состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих

экстренной медицинской помощи

1.Знать основные принципы лечения инфекционных болезней и реабилитацию больных.

2. Знать показания к госпитализации инфекционного больного.

3. Знать специфическую и неспецифическую профилактику инфекционных болезней.

1. Уметь оценить

состояние пациента для принятия решения о

необходимости оказания ему медицинской помощи.

3. Владеть основными врачебными

диагностическими и лечебными мероприятиями при неотложных состояниях.

готовность к участию во внедрении новых методов и методик, направленных на охрану здоровья граждан

1. Знать новые методы и методики диагностики и лечения

инфекционных болезней в типичной форме у различных групп населения.

1.Уметь обосновать показания к избранному методу лечения с учетом современных этиотропных и патогенетических средств

оценками эффективности внедрения новых методов и методик .

4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем ( по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Наименование разделов дисциплины

Контактная аудиторная работа обучающихся

с преподавателем в академических часах,

Самостоятельная работа, в том числе консультации

Клинические практические занятия

Контроль самост. работы

Самостоятельная работа, в том числе индивидуальные консультации и контроль самост. работы (акад.час)

Раздел 1. Общие вопросы

Раздел 2. Частные вопросы

Промежуточная аттестация: зачет

ИТОГО 72 часа, ЗЕТ 2

6

30

36

Раздел 2. Частные вопросы

ИТОГО 72 часа, ЗЕТ 2

6

24

2

34

Раздел 3. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней

Промежуточная аттестация: экзамен

ИТОГО 72 часа, ЗЕТ 2

6

24

2

40 (6+34)

Итого по дисциплине

18

78

4

2

114

Часов 216

Зач.ед. 6

96

120

Раздел I. Общие вопросы инфекционной патологии

Тема 1. Место инфекционных болезней в патологии человека и системе здравоохранения. Учение об общей патологии инфекционных болезней

Тема 2 Принципы диагностики инфекционных болезней. Основы рациональной терапии инфекционных больных.

Тема 3. Реабилитация и диспансеризация. Принципы профилактики инфекционных болезней

Раздел II. Частные вопросы инфекционной патологии

Тема 4. Сальмонеллезы .

Тема 5. Шигеллезы.

Тема 7. Пищевые токсикоинфекции.

Тема 8. Иерсиниозы.

Тема 10. Риккетсиозы.

Тема 11. Столбняк.

Тема 12. Менингококковая инфекция.

Тема 13. Дифтерия.

Тема 14. Стрептококковая инфекция(рожа, скарлатина).

Тема 16. Системный клещевой боррелиоз (болезнь Лайма).

Тема 17. Сибирская язва.

Тема 18. Лептоспироз.

Тема 19. Бруцеллез.

Тема 20. Амебиаз.

Тема 21. Малярия.

Тема 22. Трематодозы, нематодозы, цестодозы.

Тема 23.Грипп, ОРВИ, птичий грипп.

Тема 24. Герпесвирусные инфекции.

Тема 25. Геморрагические лихорадки.

Тема 26. Вирусные гепатиты.

Тема 27. ВИЧ – инфекция и оппортунистические заболевания.

Тема 28.Энтеровирусные инфекции.

Раздел III. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней.

Тема 29. Синдром желтухи в клинике инфекционных болезней.

Тема 30. Диарейный синдром в клинике инфекционных болезней.

Тема 31. Менингеальный синдром в клинике инфекционных болезней.

Тема 32. Лимфоаденопатия в клинике инфекционных болезней.

Тема 33. Поражение ротоглотки в клинике инфекционных болезней.

Тема 34. Синдром пневмоний в клинике инфекционных болезней.

Тема 34. Синдром пневмоний в клинике инфекционных болезней.

Тема 36. Лихорадочный синдром в клинике инфекционных болезней.

Тема 37. Артралгический синдром в клинике инфекционных болезней.

Тема 38. Неотложные состояния в клинике инфекционных болезней.

5. Виды контроля: текущий(зачет 9-й семестр), промежуточный (экзамен в 11 семестре)

6. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

1. Основная литература

2. Инфекционные болезни и эпидемиология [Текст] : учеб. / В. И. Покровский, С. Г. Пак, Н. И. Брико, Б. К. Данилкин. - 3-е изд.,испр. и доп. - М : ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 1008 с.

4.Инфекционные болезни [Текст] : учеб.для вузов / под ред. Н. Д. Ющука, Ю. Я. Венгерова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 704 с.

2. Дополнительная литература:

2.Лабораторная диагностика инфекционных болезней [Текст] : справ. / под ред. В. И. Покровского, М. Г. Твороговой, Г. А. Шипулина. - М. : БИНОМ, 2014. - 648 с.

3.Крымская геморрагическая лихорадка (клиника, диагностика, лечение, организация медицинской помощи) [Текст] : учеб. пособие для врачей- инфекционистов, реаниматологов, врачей общей практики / сост.: И. В. Санникова, М. В. Титоренко, Л. В. Ртищева [и др.]. - Ставрополь :Изд- во СтГМУ, 2015. - 76 с.

4.Актуальные вопросы острых кишечных инфекций [Текст] : учеб.-метод. пособие для студ., клин. ординаторов, интернов, курсантов ИПДО и врачей общ. практ. / сост.: П. Н. Попов, Л. В. Ртищева, Л. И. Ткаченко. - Ставрополь : Изд-во СтГМУ, 2013. – 83 с.

5.ВИЧ-инфекция: диагностика, лечение, профилактика : учеб. пособие[Текст] / сост. А.Д. Антоненко, Б.А. Хапаев. - Ставрополь :СтГМА, 2010. - 32 с.

6.Антоненко, А.Д. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней : учеб.пособие [Текст] / А.Д. Антоненко. - Ставрополь : Изд-во СтГМА, 2010. – 80 с.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции

№ п/п Наименование рабочей программы Дата утверждения Авторы программы Наименование и шифр специальности Аннотация
рабочей
программы
1 Рабочая программа дисциплины "Инфекционные болезни", уровень высшего образования "Специалитет", 2015 г. (актуализирована 31.05.2019 г.) 22.09.2015 г. Малинин О.В. Лечебное дело 31.05.01 Инфекционные болезни, Лечебное дело
2 Рабочая программа дисциплины "Инфекционные болезни", уровень высшего образования "Специалитет", 2015 г. (актуализирована 31.05.2019 г.) 22.09.2015 г. Малинин О.В. Педиатрия 31.05.02 Инфекционные болезни, Педиатрия
3 Рабочая программа дисциплины "Инфекционные болезни, Фтизиатрия", уровень высшего образования "Специалитет", 2015 г. (актуализирована 31.05.2019 г.) 22.09.2015 г. Малинин О.В., Русских О.Е. Стоматология 31.05.03