Инфекционные болезни и эпидемиология электронный ресурс
Рекомендации по изучению дисциплины
Рекомендации для: Клиническая интернатура (Инфекционные болезни) - Инфекционные болезни
Целью обучения инфекционным болезням студентов 5 (9, 10 семестры) и 6 (12 семестр) курсов является формирование знаний, умений и практических навыков необходимых:
- для ранней диагностики инфекционных заболеваний в условиях поликлиники и на дому,
- для проведения комплекса лечебно-профилактических мероприятий на догоспитальном этапе и при лечении инфекционных больных на дому,
- для диагностики неотложных состояний и оказания врачебной помощи инфекционным больным на догоспитальном этапе
- для дифференциальной диагностики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Задачами подготовки студентов следует считать:
- обучение распознаванию инфекционного заболевания при осмотре больного, выделению ведущих симптомов и синдромов, определению тяжести течения инфекционного процесса;
- обучение составлению алгоритма диагностики и дифференциальной диагностики;
- обучение выбору оптимальных методов лабораторного и инструментального обследования при подозрении на инфекционное заболевание;
- обучение проведению полного объема лечебно-профилактических мероприятий при лечении на дому больных с нозологическими формами, предусмотренными Квалификационной характеристикой врача общей практики по специальности лечебное дело;
- обучение оказанию первой врачебной помощи при возникновении неотложных состояний у инфекционных больных.
Успешное изучение данного курса возможно только при наличии у студента знаний и умений по следующим разделам ранее изученных дисциплин:
- биология с генетикой (возбудители дальневосточных гельминтозов),
- биологическая химия (обмен билирубина, виды желтух)
- микробиология, вирусология, иммунология (возбудители инфекционных болезней человека и животных, методы диагностики микроорганизмов)
- патологическая анатомия (изменения внутренних органов при инфекционных заболеваниях),
- пропедевтика внутренних болезней (правила обследования больного, аускультация, пальпация, перкуссия, клинические и биохимические лабораторные исследования),
- клиническая фармакология (антибиотики, химиопрепараты, противовоспалительные средства, глюкокортикостероидные гормоны, противошоковые препараты),
- клинические дисциплины (терапия, хирургия, гинекология, урология, кожные болезни – полный курс),
- эпидемиология (источники инфекции, пути распространения, восприимчивый контингент, противоэпидемические мероприятия при инфекционных болезнях).
Наиболее важными разделами данной дисциплины для понимания последующих дисциплин являются:
- для госпитальной терапии – дифференциальная диагностика заболеваний, сопровождающихся синдромами лихорадки, диареи, желтухи, артралгии, катаральным синдромом,
- для госпитальной хирургии – дифференциальная диагностика заболеваний, сопровождающихся синдромами желтухи, абдоменалгии, диареи.
Для успешного изучения дисциплины "Инфекционные болезни" студенту рекомендуется использовать при подготовке следующую литературу:
1. Шувалова, Е. П. Инфекционные болезни [Текст] : учебник / Е. П. Шувалова [и др.] ; под ред. Е.П.Шуваловой. – М. : Медицина, 2001 – 656 с. Аннотация: Учебник по курсу инфекционных болезней для студентов медицинских ву-зов. Изложены основы патогенеза, клиники, диагностики и дифференциальной диагностики, лечения, и профилактики большинства известных человечеству инфекционных болезней. Учебник необходим для изучения всех тем учебной программы.
2. Шувалова, Е. П. Инфекционные болезни [Текст] : учебник / Е. П. Шувалова [и др.] ; под ред. Е.П.Шуваловой. – М. : Медицина, 2005 – 696 с.
3. Ющук, Н. Д. Инфекционные болезни [Текст] : учебник / Н. Д. Ющук, Ю. Я. Венгеров. – М. : Медицина, 2003. – 544 с. Аннотация: Руководство по курсу инфекционных болезней для студентов медицинских вузов. Изложены основы патогенеза, клиники, диагностики и дифференциальной диагностики, лечения, и профилактики большинства известных инфекционных болезней. Руководство необходимо для изучения всех тем учебной программы.
4. Инфекционные болезни и эпидемиология [Текст] : учебник / В. И. Покровский [и др.] ; под ред. В. И. Покровского. – М. : Медицина, 2002.
5. Лобзин, Ю. В. Инфекционные болезни [Текст] : учебник / Ю. В. Лобзин. – СПб. : СпецЛит, 2001.
6. Инфекционные болезни [Текст] : методические указания к практическим занятиям по инфекционным болезням для студентов 5 курса лечебного факультета (2-ое изд. пере-раб.) / Г. С. Ковальский [и др.]. – Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2008. – Часть 1. – 80 с.
7. Инфекционные болезни [Текст] : методические указания к практическим занятиям по инфекционным болезням для студентов 5 курса лечебного факультета (2-ое изд. пере-раб.) / Г. С. Ковальский [и др.]. – Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2008. – Часть 2. – 101 с.
8. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней и терапевтическая тактика на врачебном участке [Текст] : учебное пособие / Г. С. Томилка [и др.]. – Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2004. – 96 с. Аннотация: Учебное пособие составлено для изучения разделов учебной программы 12 семестра и включает алгоритмы диагностического поиска при основных синдромах в клинике инфекционных болезней, а также первые действия врача общей практики при обнаружении основных инфекционных заболеваний.
9. Освоение практических умений по инфекционным болезням [Текст] : руководство для студентов 5 курса лечебного и педиатрического факультетов / Г. С. Томилка [и др.]. – Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2005. – 70 с. Аннотация: В руководстве для студентов 5 курса лечебного и педиатрического факультетов, необходимом для более полного усвоения материала учебной программы по курсу инфекционных болезней (9 и 10 семестры), в сжатом виде представлены основные умения, которыми должны владеть студенты по окончанию курса инфекционные болезни. Знание основных закономерностей изменения лабораторных показателей, характерных для ряда заболеваний, облегчит студентам подготовку к экзаменам.
10. Ковальский, Г. С. Ситуационные задачи по курсу инфекционных болезней : практикум для студентов лечебного и педиатрического факультетов [Текст]. - Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2008. – 70 с. Аннотация: Сборник задач по курсу инфекционных болезней предназначен для самостоятельной работы студентов при изучении разделов учебной программы 9, 10 и 12 семестров. На основании эпидемиологической ситуации, клинических и лабораторных данных студент должен установить диагноз и ответить на ряд предложенных вопросов (предполагаемые пути передачи инфекции, вариант течения заболевания, возможные осложнения, лечебная и противоэпидемическая тактика врача).
1. Дрейзин Р.С., Астафьев Н.В. Острые респираторные заболевания. - М.: Медицина,1991.
2. Зубик Т.М. и соавт. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней. - М., 1999.
3. Лобзин Ю.В., Казанцев А.П. Руководство по инфекционным болезням. - СПб., 1996.
4. Покровский В.В. и соавт. ВИЧ-инфекция: клиника, диагностика и лечение. - М., 2000.
5. Покровский В.И., Иванов К.С. (ред.). Руководство по клинической диагностике, лечению опасных инфекционных болезней. - М., 1994.
6. Соринсон С.Н. Инфекционные болезни в поликлинической практике. - СПб., 1993.
7. Турьянов М.Х. и соавт. Дифтерия. - М., 1996.
8. Хазанов А.И. (ред.). Функциональные диагностика (справочник), 1994.
9. Черкасский Б.Л. Инфекционные и паразитарные болезни человека. Справочник эпидемиолога. - М., 1996.
10. Ющук Н.Д. и соавт. Диагностика и дифференциальная диагностика острых кишечных инфекций. - М., 1998.
11. Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. (ред.). Заразные болезни человека. Справочник. - М., 1997.
12. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. (ред.). Патогенетические основы лечения острых инфекционных заболеваний. - М., 1999
14. Инфекционные болезни [Текст] : руководство для самостоятельной работы студентов лечебного и педиатрического факультетов / Г. С. Томилка [и др.]. – Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2005. – 60 с. Аннотация: в представленном руководстве собраны важнейшие сведения о ряде инфекционных заболеваний, которые не разбираются студентами на практических занятиях, но в то же время представляющих определенный интерес в плане дифференциальной диагностики с широко распространенными заболеваниями. По каждой нозологической форме представлены сведения об этиологии, эпидемиологии, патогенезе, клинике, диагностике и лечении. Руководство поможет студентам в изучении дифференциальной диагностики основных синдромов в клинике инфекционных болезней по всем разделам учебной программы (9,10,12 семестры).
18. Анисимова, Н. И. Учебно-методическое пособие для преподавателей к практическим занятиям по курсу инфекционных болезней (специальности лечебное дело и педиатрия) / Н. И. Анисимова, Я. А. Журавлев. - Хабаровск : Изд-во Дальневосточного гос. мед. университета, 2007. – 85 с. Аннотация: предлагаемое учебно-методическое пособие для преподавателя указывают основные средства, методы обучения, способы и режим учебной деятельности в клинике инфекционных болезней. При разработке пособия авторы учитывали Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов, обучающихся на кафедре инфекционных болезней.
19. Визуальная диагностика инфекционных заболеваний [Электронный ресурс] : методические рекомендации к обучающей компьютерной программе для студентов 5 курса. / Г. С. Томилка [и др.]. Аннотация: данный методический материал содержит основные рекомендации и пояснения при работе с электронным ресурсом, банк которого составляет более 250 фотографий, посвященных наиболее известным и распространенным инфекционным заболеваниям.
21. Лабораторные методы диагностики в клинике инфекционных болезней [Электронный ресурс] : обучающе-контролирующая компьютерная программа для студентов 6 курса. / Г. С. Томилка [и др.]. Аннотация: компьютерная программа позволяет обучить и осуществить контроль правильности усвоения материала по основным закономерностям изменений лабораторных показателей, характерных для ряда инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Ресурсы ИНТЕРНЕТ, рекомендуемые для изучения дисциплины:
В результате изучения дисциплины "Инфекционные болезни" студент должен знать:
- сущность инфекционного процесса в свете современных представлений,
- этиологию, эпидемиологию, патогенез, клиническую картину и классификацию распространенных инфекционных болезней,
- варианты течения основных инфекционных болезней,
- клиническую диагностику инфекционных заболеваний, прежде всего ранних и типичных проявлений болезни, а также малосимптомных и атипичных их вариантов течения,
- основные правила лабораторного обследования инфекционных больных,
- современные методы специфической диагностики инфекционных болезней,
- клинику характерных осложнений и неотложных состояний при инфекционных болезнях,
- правила оказания первой помощи при неотложных состояниях, возникающих при инфекционных заболеваниях,
- принципы лечения инфекционных болезней (этиотропная, патогенетическая, симптоматическая терапия),
- принципы профилактики инфекционных болезней и основы прививочного дела,
- эпидемиологию и профилактику внутрибольничных инфекций,
- особенности течения инфекционных заболеваний у лиц пожилого и старческого возраста, лиц, страдающих наркоманией и алкоголизмом, беременных,
- правила выписки на работу больных, перенесших инфекционные заболевания,
- основы диспансеризации больных, перенесших инфекционное заболевание.
Сту дент должен уметь:
- проводить обследование инфекционного больного (сбор анамнеза, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация),
- оценивать дифференциально-диагностическую значимость симптомов и синдромов, характерных для инфекционных болезней,
- заподозрить инфекционное заболевание,
- проводить медицинскую сортировку,
- определить показания для госпитализации,
- составлять план необходимого лабораторного и инструментального обследования,
- осуществлять забор патологических материалов от больного,
- интерпретировать результаты лабораторного и инструментального обследования больного,
- провести дифференциальную диагностику с неинфекционными заболеваниями,
- установить клинический диагноз в соответствии с требованиями МКБ-10,
- назначить лечение, адекватное тяжести, периоду заболевания, варианту клинического течения,
- осуществлять последующую реабилитацию реконвалесцентов инфекционных болезней с учетом этиологии, тяжести болезни и сопутствующих патологических состояний,
- заподозрить осложнение заболевания и оказать помощь при его возникновении,
- вести медицинскую документацию.
Сту дент должен приобрести навыки:
- сбора эпидемиологического анамнеза,
- интерпретации результатов осмотра больного,
- составления плана лабораторного обследования больного,
- забора материала от больного для бактериологического, серологического, вирусологического и паразитологического исследования,
- проведения кожно-аллергических проб и оценки их результатов,
- определения показаний для инструментального обследования больного,
- интерпретации результатов лабораторного обследования больного,
- установления предварительного диагноза,
- построения клинического диагноза,
- проведения дифференциальной диагностики инфекционных и неинфекционных заболеваний,
- определения показаний для госпитализации,
- назначения этиотропной и патогенетической терапии при лечении на дому,
- введения антитоксических сывороток и иммуноглобулинов,
- оказания помощи при неотложных состояниях,
Базовые дисциплины | Код специальности | Курс |
эпидемиология | Лечебное дело 31.05.01 Педиатрия 31.05.02 Стоматология 31.05.03 | 6 5 4 |
инфекционные болезни | Лечебное дело 31.05.01 Педиатрия 31.05.02 Стоматология 31.05.03 Ординатура | 5 5 4 |
Вариативная часть | Код специальности | Курс |
Дисциплины по выбору | Код специальности | Курс |
№ п/п | Наименование рабочей программы | Дата утверждения | Авторы программы | Наименование и шифр специальности | Аннотация рабочей программы |
1 | Рабочая программа дисциплины "Инфекционные болезни", уровень высшего образования "Специалитет", 2015 г. (актуализирована 31.05.2019 г.) | 22.09.2015 г. | Малинин О.В. | Лечебное дело 31.05.01 | Инфекционные болезни, Лечебное дело |
2 | Рабочая программа дисциплины "Инфекционные болезни", уровень высшего образования "Специалитет", 2015 г. (актуализирована 31.05.2019 г.) | 22.09.2015 г. | Малинин О.В. | Педиатрия 31.05.02 | Инфекционные болезни, Педиатрия |
3 | Рабочая программа дисциплины "Инфекционные болезни, Фтизиатрия", уровень высшего образования "Специалитет", 2015 г. (актуализирована 31.05.2019 г.) | 22.09.2015 г. | Малинин О.В., Русских О.Е. | Стоматология 31.05.03 |