Федеральный закон о распространении инфекционных заболеваний

Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ
"О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)"

12 августа 1996 г., 9 января 1997 г., 7 августа 2000 г., 22 августа 2004 г., 18 октября 2007 г., 23 июля 2008 г., 27 июля 2010 г., 18 июля 2011 г., 2 июля, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 4 июня, 31 декабря 2014 г., 30 декабря 2015 г., 23 мая 2016 г.

Принят Государственной Думой 24 февраля 1995 года

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Федеральным законом от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ в преамбулу настоящего Федерального закона внесены изменения

Признавая, что хроническое заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция),

приобретает массовое распространение во всем мире,

вызывает тяжелые социально-экономические и демографические последствия для Российской Федерации,

создает угрозу личной, общественной, государственной безопасности, а также угрозу существованию человечества,

вызывает необходимость защиты прав и законных интересов населения,

а также учитывая необходимость применения своевременных эффективных мер комплексной профилактики ВИЧ-инфекции,

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации принимает настоящий Федеральный закон.

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

30 марта 1995 г.

Закон устанавливает, что лица, зараженные вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфицированные) - граждане РФ обладают всеми правами и свободами и несут обязанности в соответствии с Конституцией РФ и законодательством.

Установлен порядок предоставления медицинской помощи ВИЧ-инфицированным. Выдача официального документа о наличии или об отсутствии ВИЧ-инфекции осуществляется только учреждениями государственной или муниципальной системы здравоохранения. Установлено, что обязательному медицинскому освидетельствованию на предмет наличия ВИЧ-инфекции подлежат доноры крови, биологических жидкостей, органов и тканей, а также работники отдельных профессий и организаций.

Предъявление сертификата об отсутствии ВИЧ-инфекции является условием выдачи иностранному гражданину российской визы. В случае выявления инфекции у иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, они подлежат депортации.

Определены меры социальной поддержки ВИЧ-инфицированных.

Федеральный закон вступает в силу с 1 августа 1995 года.

Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 августа 1995 г.

Текст Закона опубликован в "Российской газете" от 12 апреля 1995 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 апреля 1995 г., N 14, ст.1212

Постановлением Конституционного Суда РФ от 12 марта 2015 г. N 4-П взаимосвязанные положения пункта 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, подпункта 13 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ и части четвертой статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения позволяют принимать в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, члены семьи которого постоянно проживают на территории РФ, решение о нежелательности его проживания в РФ и о его депортации либо об отказе такому лицу во въезде в РФ, в выдаче разрешения на временное проживание в РФ или об аннулировании ранее выданного разрешения исключительно на основании факта наличия у такого лица ВИЧ-инфекции, при отсутствии как нарушений с его стороны требований, которые установлены законодательством в отношении ВИЧ-инфицированных лиц и направлены на предотвращение дальнейшего распространения данного заболевания, так и иных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости применения к этому лицу подобных ограничений

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 438-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 495-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 203-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статью 6, вступающих в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 9 января 1997 г. N 8-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 августа 1996 г. N 112-ФЗ

Изменения вступает в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) Принят Государственной Думой 24 февраля 1995 года (в ред. Федерального закона от 12 августа 1996 г. N 112-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст. 4027; Федерального закона от 9 января 1997 г. N 8-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 3, ст. 352; Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 33, ст. 3348; Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607; Федерального закона от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 43, ст. 5084; Федерального закона от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3616; Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 203-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4172; Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4590; Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3477; Федерального закона от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 48, ст. 6165; Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6986; Федерального закона от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 23, ст. 2930; Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 495-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 1, ст. 48; Федерального закона от 30 декабря 2015 г. N 438-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 1, ст. 58; Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 22, ст. 3097) Признавая, что хроническое заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция) (в ред. Федерального закона от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 43, ст. 5084), приобретает массовое распространение во всем мире, (Абзац УТРАТИЛ СИЛУ на основании Федерального закона от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 43, ст. 5084) вызывает тяжелые социально-экономические и демографические последствия для Российской Федерации, создает угрозу личной, общественной, государственной безопасности, а также угрозу существованию человечества, вызывает необходимость защиты прав и законных интересов населения, а также учитывая необходимость применения своевременных эффективных мер комплексной профилактики ВИЧ-инфекции, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации принимает настоящий Федеральный закон. Г Л А В А I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия В настоящем Федеральном законе применяются следующие понятия: ВИЧ-инфекция - хроническое заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека (в ред. Федерального закона от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 43, ст. 5084); ВИЧ-инфицированные - лица, зараженные вирусом иммунодефицита человека. Статья 2. Законодательство Российской Федерации о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции 1. Законодательство Российской Федерации о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. 2. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут снижать гарантии, предусмотренные настоящим Федеральным законом. 3. Если международными договорами Российской Федерации установлены иные, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, правила, то применяются правила международных договоров. Статья 3. Применение настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон распространяется на граждан Российской Федерации, на находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе постоянно проживающих в Российской Федерации, а также применяется в отношении организаций, зарегистрированных в установленном порядке на территории Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы (в ред. Федерального закона от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 48, ст. 6165). Статья 4. Гарантии государства 1. Государством гарантируются: регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции; эпидемиологический надзор за распространением ВИЧ-инфекции на территории Российской Федерации; производство лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий для профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции, а также контроль за качеством, эффективностью и безопасностью лекарственных препаратов для медицинского применения, биологических жидкостей и тканей, используемых в диагностических, лечебных и научных целях (в ред. Федерального закона от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 48, ст. 6165); доступность медицинского освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции (далее - медицинское освидетельствование), в том числе и анонимного, с предварительным и последующим консультированием и обеспечение безопасности такого медицинского освидетельствования как для освидетельствуемого, так и для лица, проводящего освидетельствование; предоставление медицинской помощи ВИЧ-инфицированным - гражданам Российской Федерации в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607; Федерального закона от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 48, ст. 6165); развитие научных исследований по проблемам ВИЧ-инфекции; (Абзац УТРАТИЛ СИЛУ на основании Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3477) социально-бытовая помощь ВИЧ-инфицированным - гражданам Российской Федерации, получение ими образования, их трудоустройство (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3477); подготовка специалистов для реализации мер по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции; развитие международного сотрудничества и регулярный обмен информацией в рамках международных программ предупреждения распространения ВИЧ-инфекции; бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения для лечения ВИЧ-инфекции в амбулаторных условиях в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 48, ст. 6165; Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 22, ст. 3097). 2. Осуществление указанных гарантий возлагается на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. Статья 5. Гарантии соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных 1. ВИЧ-инфицированные - граждане Российской Федерации обладают на ее территории всеми правами и свободами и несут обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. 2. Права и свободы граждан Российской Федерации могут быть ограничены в связи с наличием у них ВИЧ-инфекции только федеральным законом. Статья 6. Финансовое обеспечение деятельности по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции (наименование в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607) 1. Финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, проводимых медицинскими и иными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, относится к расходным обязательствам Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607; Федерального закона от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 48, ст. 6165; Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 22, ст. 3097). 1-1. Финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, проводимых медицинскими организациями, подведомственными исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (пункт 1-1 введен Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607; в ред. Федерального закона от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 48, ст. 6165). 1-2. Финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, проводимых учреждениями муниципальной системы здравоохранения, относится к расходным обязательствам муниципальных образований (пункт 1-2 введен Федеральным законом от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 43, ст. 5084). 2. Финансовое обеспечение деятельности по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции рассматривается в приоритетном порядке с учетом необходимости защиты личной безопасности граждан, а также безопасности общества и государства (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607). Г Л А В А II. МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫМ Статья 7. Медицинское освидетельствование 1. Медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях и включает в себя в том числе соответствующее лабораторное исследование, которое проводится на основании лицензии, предоставляемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 48, ст. 6165). 2. Выдача официального документа о наличии или об отсутствии ВИЧ-инфекции у освидетельствуемого лица осуществляется только медицинскими организациями государственной или муниципальной системы здравоохранения (в ред. Федерального закона от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 48, ст. 6165). 3. Медицинское освидетельствование проводится добровольно, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9 настоящего Федерального закона, когда такое освидетельствование является обязательным. 4. Лицо, проходящее медицинское освидетельствование, имеет право на присутствие при этом своего законного представителя. Оформление представительства производится в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. 5. Медицинское освидетельствование несовершеннолетнего в возрасте до пятнадцати лет или больного наркоманией несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет может проводиться при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство одного из родителей или иного законного представителя, а лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, - при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство его законного представителя. Один из родителей или иной законный представитель одного из указанных лиц имеет право присутствовать при проведении медицинского освидетельствования (в ред. Федерального закона от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 48, ст. 6165). 6. Медицинское освидетельствование граждан проводится с предварительным и последующим консультированием по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции. 7. В медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения медицинское освидетельствование граждан Российской Федерации проводится бесплатно (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607; Федерального закона от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 48, ст. 6165). Статья 8. Добровольное медицинское освидетельствование 1. Медицинское освидетельствование в медицинских организациях проводится добровольно при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство освидетельствуемого лица или законного представителя лица, указанного в пункте 5 статьи 7 настоящего Федерального закона (в ред. Федерального закона от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 48, ст. 6165). 2. По желанию освидетельствуемого лица добровольное медицинское освидетельствование может быть анонимным. Статья 9. Обязательное медицинское освидетельствование 1. Обязательному медицинскому освидетельствованию подлежат доноры крови, биологических жидкостей, органов и тканей. 2. Лица, отказавшиеся от обязательного медицинского освидетельствования, не могут быть донорами крови, биологических жидкостей, органов и тканей. 3. Работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров (в ред. Федерального закона от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3616). 4. Правила, в соответствии с которыми осуществляется обязательное медицинское освидетельствование лиц в целях охраны здоровья населения и предупреждения распространения ВИЧ-инфекции, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и пересматриваются им не реже одного раза в пять лет (в ред. Федерального закона от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3616). 5. Правила обязательного медицинского освидетельствования лиц, находящихся в местах лишения свободы, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и пересматриваются не реже одного раза в пять лет (в ред. Федерального закона от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3616). Статья 10. Условия въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства 1. Дипломатические представительства или консульские учреждения Российской Федерации выдают российскую визу на въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывающим в Российскую Федерацию на срок свыше трех месяцев, при условии предъявления ими сертификата об отсутствии у них ВИЧ-инфекции, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации. Данное положение не распространяется на сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных межправительственных организаций и членов их семей (в ред. Федерального закона от 12 августа 1996 г. N 112-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст. 4027). 2. Требования к указанному сертификату устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в ред. Федерального закона от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3616). Статья 11. Последствия выявления ВИЧ-инфекции 1. Граждане Российской Федерации в случае выявления у них ВИЧ-инфекции не могут быть донорами крови, биологических жидкостей, органов и тканей. 2. В случае выявления ВИЧ-инфекции у иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, они подлежат депортации из Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Данное положение не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, страдающих заболеванием, вызываемым вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекцией), указанных в пункте 3 настоящей статьи (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2015 г. N 438-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 1, ст. 58). 3. В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, страдающих заболеванием, вызываемым вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекцией), в случае, если указанные иностранные граждане и

(в ред. федеральных законов от 12 августа 1996 г. № 112-ФЗ, от 9 января 1997 г. № 8-ФЗ, от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ, от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, от 18 октября 2007 г. № 230-ФЗ, от 23 июля 2008 г. № 160-ФЗ)

Признавая, что хроническое заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция), приобретает массовое распространение во всем мире,

абзац утратил силу,

вызывает тяжелые социально-экономические и демографические последствия для Российской Федерации,

создает угрозу личной, общественной, государственной безопасности, а также угрозу существованию человечества,

вызывает необходимость защиты прав и законных интересов населения,

а также учитывая необходимость применения своевременных эффективных мер комплексной профилактики ВИЧ-инфекции,

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации принимает настоящий Федеральный закон.

ВИЧ – вирус иммунодефицита человека. Губительное воздействие на организм этот вирус проявляет в разрушении клеток крови, защищающих организм от болезней, наличие его в крови еще не означает СПИД. Однако СПИД – это болезнь, синдром приобретенного иммунодефицита, являющийся следствием ВИЧ-инфекции. На фоне ослабления иммунной системы происходит стойкое снижение способности организма противостоять инфекциям, что ведет к возникновению и развитию различных заболеваний. В среднем от заражения ВИЧ-инфекцией до развития СПИДа без лечения проходит 8—10 лет.

Всестороння защита граждан различных стран от распространения ВИЧ-инфекции и СПИДа выходит за рамки только этой функции государства и ставит задачу не только предупредить заражение, но и создать условия для социальной адаптации и защиты от дискриминации лиц, подвергшихся заражению.

Пандемия ВИЧ/СПИДа и сопутствующие ей нарушения прав человека вывели проблему на международный уровень.

В сентябре 1996 г. вторая международная консультация по ВИЧ/ СПИДу и правам человека одобрила Международные руководящие принципы по ВИЧ/СПИДу и правам человека [1] , основанные на нормах и стандартах в области прав человека, принятых на международном и региональном уровнях.

Уже сам факт появления Международных принципов свидетельствует о признании этой проблемы человечеством и возведении ее в ранг международного (глобального) масштаба.

Главная цель названных принципов, основными пользователями которых предполагаются государства в лице законодательных и исполнительных органов власти, включая должностных лиц, заключается в реализации на практике международных норм.

Большая роль принципам отводится в свете гармонизации национального законодательства в области ВИЧ/СПИДа, сбалансированности в них интересов общества и личности.

Поэтому распространение ВИЧ/СПИДа во всех государствах мира стало основанием для разработки национальных правовых актов, определяющих свою систему мер в этой сфере.

Однако опыт правового регулирования иностранных государств свидетельствует о неоднозначности подходов к проблеме ВИЧ/ СПИДа в разное время. При этом характерным для общества является первоначальное неприятие возникающей ситуации и желание пойти по пути ограничения прав человека как в повседневной жизни, так и на законодательном уровне.

Для нашей страны, как и для других государств, расстановка приоритетов в сфере борьбы с заболеваниями, поразившими значительную часть населения земного шара, весьма своеобразна. В число социально опасных заболеваний в России включены ВИЧ-инфекция и туберкулез, что явилось основанием для формирования специального законодательства, направленного на решение комплекса проблем, связанных с этими болезнями.

Преамбула Закона содержит основные причины, послужившие основанием для его принятия. В преамбуле сказано, что это заболевание приобретает массовое распространение во всем мире; вызывает тяжелые социально-экономические и демографические последствия для нашей страны; создает угрозу личной, общественной, государственной безопасности, а также угрозу существованию человечества; вызывает необходимость защиты прав и законных интересов населения и применения своевременных эффективных мер комплексной профилактики этого заболевания.

При этом Федеральным законом от 18 октября 2007 г. № 230-ФЗ [3] в преамбулу Закона были внесены изменения. Они касались признания ВИЧ хроническим заболеванием, а также исключения из текста упоминания о неизлечимости и неотвратимом смертельном исходе как результате этого заболевания.

Между тем, для понимания сущности современного законодательства следует обратиться к практике отечественного нормотворчества, хронология которого определяет различные аспекты политики государства в области ВИЧ/СПИДа.

В соответствии с положениями Указа вводилось обязательное медицинское освидетельствование [4] на ВИЧ для отдельных категорий граждан с принудительным доставлением в медицинские учреждения в случаях уклонения от такого освидетельствования. Для иностранных граждан и лиц без гражданства предусматривалась возможность выдворения из пределов СССР. Устанавливалась и уголовная ответственность за заведомое постановление другого лица в опасность заражения и заражение ВИЧ-инфекцией, сохраняющаяся в Уголовном кодексе РФ и сегодня. Указ больше был направлен на защиту интересов общественного здравоохранения.

В законе СССР содержалась и общая антидискриминационная норма, согласно которой не допускались увольнение с работы, отказ в приеме на работу, приеме в лечебные и учебные заведения, приеме детей в детские дошкольные учреждения, а также ущемление иных прав и ограничение законных интересов лиц с ВИЧ/СПИДом только на основании того, что они являются носителями вируса или больными СПИДом.

Признавались также и права родных и близких ВИЧ-инфицированных, в частности родители или лица, их заменяющие, получили право на совместное пребывание в стационарах с детьми в возрасте до 14 лет с освобождением их от работы на срок пребывания и выплатой по месту работы за это время пособия по временной нетрудоспособности. Заражение ВИЧ-инфекцией медицинских и фармацевтических работников при исполнении служебных обязанностей было отнесено к профессиональным заболеваниям.

При закрытии исторической специальной сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (СС ГА ООН) по ВИЧ/СПИДу, состоявшейся в июне 2001 г., 189 государств-участников приняли Декларацию о приверженности делу борьбы с ВИЧ/ СПИДом.

Декларация о приверженности оказывает поддержку цели в области развития, сформулированной в Декларации тысячелетия – к 2015 г. остановить и повернуть вспять эпидемию ВИЧ/СПИДа.

Вирус иммунодефицита человека вызвал глобальную эпидемию, масштабы которой в 2 раза превзошли прогнозы десятилетней давности. Если в начале 1980-х во всем мире насчитывалось около 100 тыс. ВИЧ-инфицированных лиц, то к концу 2005 г. число лиц, живущих с ВИЧ/СПИДом, составило 38,6 млн человек. [6]

По данным ООН, в 2008 г. число инфицированных ВИЧ в мире снизилась с 40 млн до 33 млн человек с учетом пересмотра прогноза для Индии. Однако статистика свидетельствует о стабильном уровне развития ВИЧ-инфекции и численность смертельных случаев в результате ВИЧ-инфекции сохраняется в прежней пропорции.

Достаточно показательны и география распространения ВИЧ-инфекции, а также масштабы распространения этого опасного заболевания.

Африканский континент по-прежнему является очагом заболеваемости. В странах экваториальной Африки ВИЧ-инфекцией заражены около 22,5 млн человек, за год было зарегистрировано 1,7 млн новых случаев. Эти цифры сопоставимы с результатами прошлого года. В Азии число инфицированных достигает 4,9 млн человек, причем во Вьетнаме количество зараженных по сравнению с 2000 г. удвоилось.

Таким образом, эпидемией охвачены страны, наиболее уязвимые в экономическом плане, что приводит и к проблемам в сфере развития надлежащего уровня здравоохранения, обеспеченности необходимыми материальными и финансовыми ресурсами для борьбы с инфекционными заболеваниями.

В литературе справедливо отмечается, что ВИЧ-инфекция помимо чисто медицинских аспектов имеет и социально-экономическое отражение, когда под риском заболевания находится наиболее экономически активная часть населения. [7]

Россия в этом отношении не является исключением, учитывая весьма непростую демографическую ситуацию в стране как в настоящий период, так и в ближайшей перспективе. Наряду с экономическими проблемами, которые в определенной степени обусловлены и состоянием здоровья населения, к числу глобальных вызовов все чаще относят массовые заболевания и значительные затраты государства на их преодоление.

По прогнозам Всемирного банка, стоимость антиретровирусного лечения все возрастающего количества больных ВИЧ в будущем станет непосильным грузом для бюджетов большинства стран мира. [8]

Как показывается статистика, в зоне риска заражения находятся граждане в возрасте от 10 до 69 лет. Весьма широкий возрастной диапазон объясняется наличием объективных причин, социальной позицией отдельных групп населения, качеством информированности населения об опасности заражения, уровнем медицинского обслуживания. Наконец, на решение проблемы влияют и общегосударственные интересы, обязанность правительства обеспечить различными мерами защиту граждан от заражения ВИЧ-инфекциями.

Весьма удручающей выглядит статистика по ВИЧ-инфицированным в России.

Если по данным на конец 1994 г. количество ВИЧ-инфицированных граждан Российской Федерации составило 887 человек, из которых 265 – дети, то в 2008 г. этот показатель составил 433 827 и 2830 человек соответственно. Из общей массы населения страны в 1994 г. больных СПИДом зафиксировано 420 (180 – дети), в 2008 г. – 4655 (244).

В эти же самые периоды смертность в России от ВИЧ– инфекции составила 364 (132), от СПИДа – 297 (118) человек (1994 г). На 2008 г. количество цифры умерших от ВИЧ-инфекции составили 27 341 (275) человек, от СПИДа – 3722 (168). [9]

Такие цифры настоятельно требует скорейшего принятия мер, в том числе и на законодательном уровне.

Особой проблемой является распространение ВИЧ-инфекции среди наркозависимых лиц, употребляющих наркотические вещества внутривенно. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения ООН, в России на каждые четыре человека, больных ВИЧ/СПИДом, приходится три наркомана в возрасте 17—30 лет.

При этом самую опасную возрастную категорию представляют молодые люди в возрасте от 20 до 29 лет. Именно на их долю приходится самое большое число ВИЧ-инфицированных и лиц, которым поставлен диагноз СПИД. Так, на середину 2005 г. этой возрастной категории через внутривенное употребление наркотиков ВИЧ-инфекции приобрели 87 951 мужчина и 22 352 женщины, 194 и 41 человеку соответственно поставлен диагноз СПИД.

Внушительны и показатели смертности среди указанной категории. Так, от ВИЧ-инфекции умерли 6766 (1314) человек, от СПИДа – 804 и 199 человек соответственно. [10]

Однако социальная значимость такого массового заболевания на государственном уровне была воспринята гораздо позднее его проявления и признания таковым, а соответствующий Федеральный закон, препятствующий распространению туберкулеза в России, был принят лишь только в 2001 г.

Следует привести некоторые цифры, показывающие современную картину проявления и последствий туберкулеза.

В 2004 г. туберкулез был впервые диагностирован у 382 больных ВИЧ-инфекцией, в 2005 г. – у 535 и в 2006 г. – у 681 пациента. Выявлено неуклонное нарастание заболеваемости туберкулезом больных ВИЧ-инфекцией: на 100 тыс. больных ВИЧ-инфекцией она составила в 2004 г. – 923,6, в 2005 г. – 1162,7 и в 2006 г. – 1341,4.

При этом выявлено увеличение смертности больных ВИЧ-инфекцией от туберкулеза: 2004 г. – 139,9 на 100 тыс. больных ВИЧ-инфекцией, 2005 г. – 280,3, а 2006 г. – 297,4 случая.

Наивысшие показатели заболеваемости и смертности от туберкулеза больных ВИЧ-инфекцией были зарегистрированы в Калининградской, Тульской и Ульяновской областях. Так, в 2006 г. заболеваемость туберкулезом в этих областях колебалась в пределах 2436—2752 случаев, а смертность – 332—628 случаев на 100 тыс. больных ВИЧ-инфекцией.

Под угрозой находятся и процессы воспроизводства, и их социальные последствия, когда репродуктивная часть населения уже подвергнута заражению.

Число детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных женщин в РФ, составляет более 13 тыс., число отказных детей составляет около 800 за последние четыре года.

Отражением стремления России объявить проблему ВИЧ/СПИДа в числе приоритетов государственной политики является создание в 2006 г. правительственной комиссии по вопросам профилактики, диагностики и лечения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека. Однако комиссия получила лишь координационные функции, остался без внимания целый пласт проблем, начиная от социализации детей, от которых отказались матери, до разбора жалоб на нарушение прав ВИЧ-инфицированных.

Не случайно в литературе отмечается потребность создания официального органа власти для решения проблем в этой сфере, в том числе обучения по проблемам СПИДа для медиков и персонала детдомов, а также снятия ограничения по месту регистрации, которые лишают многих женщин антиретровирусной терапии. [12]

Паритет частных и общественных интересов является проблемой многих областей общественной жизни, а достижение его в законодательстве представляет еще большую трудность. Законодательство в области ВИЧ/СПИДа должно в равной степени учитывать как общественные интересы, так и интересы граждан.

Тем не менее, практическая сторона вопроса далека от совершенства, а в большинстве случаев связана с конфликтом интересов. Например, применение ограничительных мер (для эффективной борьбы с эпидемиями) воспринимается как ущемление интересов личности. Хотя вряд ли эти интересы могут быть учтены за рамками общественных. Личность и общество составляют часть и целое, без разумного их взаимодействия существование обоих вряд ли возможно.

Система правового регулирования ВИЧ-инфицированности представляет медико-социальное явление. Она, между тем, является отражением позиции государства и общества в решении глобальных проблем существования человечества. Эволюция законодательства в этой сфере отмечена как репрессивной практикой законодателя (при этом преследующей публичные интересы) в Советский период, так и прогрессивной позицией, воспринятой на современном этапе под влиянием передовых идей равноправия, гуманности в виде широкого перечня прав и социальных гарантий отдельным категориям граждан. Предстоит сформировать необходимую правоприменительную базу, а также адекватное общественное мнение, чтобы эти права и гарантии воплощались в жизнь.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции