Деловая игра по особо опасным инфекциям чума


В настоящее время осуществляется компетентностно-ориентированный подход к образованию, заключающийся в формировании способности и готовности к профессиональной деятельности, то есть в освоении профессиональных компетенций [1].

В последние годы в России происходит модернизация профессионального образования с изменением учебных планов, повышением требований к уровню освоения компетенций.

Инфекционные болезни входят в блок терапевтических наук, поэтому при подготовке врача общей практики необходимо четко определить, какими знаниями и умениями должен обладать выпускник для успешного прохождения аккредитации. И, несмотря на то, что аккредитация выпускников лечебных факультетов в минувшем году прошла успешно, однако имеется ряд замечаний, требующих доработок рабочих учебных программ, с акцентом на перечень практических навыков, отрабатываемых на кафедрах инфекционных болезней [2].

Основу высокого качества профессиональной подготовки студентов в ходе обучения составляет грамотно организованный учебный процесс, главной целью которого является формирование грамотного, компетентного специалиста, способного реализовывать себя на современном рынке труда [3].

Оптимальных результатов в освоении компетенций удается достичь при соблюдении следующего алгоритма обучения: самостоятельная внеаудиторная подготовка, контроль самоподготовки преподавателем, курация тематических больных и дежурства студентов с преподавателями кафедры по оказанию экстренной помощи с целью освоения студентами необходимых практических навыков и умений [4].

Очевидно, что проблема улучшения преподавания клинических дисциплин, повышения качества учебного процесса и педагогической деятельности в целом остается всегда актуальной для высшего учебного заведения.

Цель исследования: анализ процесса обучения студентов на кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии при формировании профессиональных компетенций врача-лечебника.

Материалы и методы исследования

Образовательный процесс на кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии складывается из следующих форм обучения:

Подготовка студентов лечебного факультета на кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии Курского государственного медицинского университета начинается на 3-м курсе с дисциплины эпидемиология. Изучение дисциплины начинается с общих вопросов об основных звеньях эпидемического процесса, природной очаговости инфекционных заболеваний, теорий саморегуляции паразитарных систем, изучается влияние социальных и природных факторов на эпидемический процесс в современных условиях массовой миграции населения и изменений природной среды. Подробно изучаются механизмы, влияющие на звенья эпидемического процесса с целью профилактических мероприятий: изоляция инфекционного больного, прерывание путей передачи путем дезинфекции и стерилизации, влияние на восприимчивый организм путем проведения вакцинации. Однако в связи с тем, что студенты еще не изучали отдельные нозологии, возникают некоторые трудности в области частной эпидемиологии.

В настоящее время политика государства направлена на профилактику заболеваний, поэтому на нашей кафедре большое внимание уделяется вопросам неспецифической и особенно специфической профилактики инфекционных заболеваний.

Так, например, рожа до сих пор занимает одно из ведущих мест в структуре инфекционной заболеваемости, однако в настоящее время, в связи с изменившимися принципами госпитализации инфекционных больных, больные рожей находятся в основном на амбулаторном лечении. И при изучении данной нозологии мы используем лишь атлас инфекционных заболеваний.

Клиническая база кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии оборудована в соответствии с современными стандартами и обеспечивает приобретение студентами необходимых практических навыков.

Однако курация инфекционного больного имеет свои особенности. Например, студент впервые овладевает умением сбора эпидемиологического и иммунологического анамнеза с использованием его для правильной и своевременной диагностики. Студенту объясняются правила нахождения в инфекционном отделении, акцентируется внимание на необходимости использования индивидуальных средств защиты, так как при курации инфекционных больных возрастает вероятность госпитального заражения [5].

Перед посещением больного контагиозным инфекционным заболеванием преподавателю необходимо выяснить, у всех ли студентов данной группы имеется иммунитет к данному заболеванию (наличие плановых профилактических прививок и прививок по эпидемическим показаниям, перенесенные в прошлом инфекционные заболевания). Также выясняется, есть ли беременные в данной группе, так как контакт беременной с больными некоторыми контагиозными инфекционными заболеваниями крайне нежелателен, а иногда даже опасен (например, контакт с больными краснухой, ветряной оспой, гриппом, дифтерией). При других инфекционных заболеваниях, например при кишечных инфекциях, вирусных гепатитах, больные практически не заразны. Однако соблюдение личной гигиены и противоэпидемических мероприятий необходимо и при курации больных этими заболеваниями, на чем фиксируется внимание студентов.

Организация учебного процесса на кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии КГМУ подчинена принятым в большинстве стран мира принципам осознанной перспективы обучения, гуманизации и гуманитаризации образования и соответствия содержания обучения запросам рынка труда. Для ускорения адаптации на кафедре практикуется:

- использование различных видов лекций, исключая сообщение формальных сведений из учебника;

- максимальная четкость и информативность изложения, а также диалоговый характер лекций с уточнением сложных вопросов.

На каждой лекции используется мотивационно-эмоциональный фактор процесса обучения. Лектором обязательно формулируется цель изучения данной темы, распространенность и частота встречаемости той или иной патологии. Заинтересованность студентов в изучении материала многократно возрастает при использовании проблемного подхода к чтению лекций с мультимедийным сопровождением, прочитанным с доступным изложением материала, расстановкой акцентов на принципиальных моментах темы и ее логичным и последовательным раскрытием. Как показывает наш опыт, диалоговое обсуждение обеспечивает мотивационно-активную мыслительную работу студентов, а использование на лекции современных компьютерных технологий позволяет продемонстрировать важную для клинической кафедры наглядность излагаемого материала. Позиция педагогов, работающих на кафедре, состоит в том, что в процессе обучения студент выступает как партнер, причем партнер, обладающий определенным жизненным опытом. Чем больше базовых знаний, навыков и опыта по дисциплинам младших курсов имеет студент, тем более он самостоятелен в процессе обучения, и тем более очевидна роль консультанта, которую выполняет преподаватель кафедры.

На каждом практическом занятии преподаватели уделяют большое внимание актуальности темы, распространенности заболевания, алгоритмам использования полученных знаний на практике.

Кафедра инфекционных болезней и эпидемиологии использует компетентностный подход к организации образовательного процесса, который усиливает практическую ориентированность образования, его мотивацию, а также предусматривает применение знаний, умений и навыков при решении проблемных и нестандартных ситуаций, специально подготовленных к каждому занятию. Студентам предлагаются ситуационные задачи, решение которых требует системных, междисциплинарных знаний и формирует основы клинического мышления. При этом поощряется творческий подход, ответственность при принятии решений, целеустремленность, умение аргументировать личную позицию.

Весьма эффективным средством на нашей кафедре является технология обучения студентов, основанная на проблемном подходе, индивидуализации обучения с учетом личностных особенностей обучаемых. Явное предпочтение студенты отдают занятиям, на которых обсуждаются проблемные аспекты темы. Проблемные и ситуационные задания на занятиях развивают клиническое мышление, личное творчество, коммуникативные и корпоративные навыки. При решении проблемных задач предпочтение отдается живому, творческому общению преподавателей и студентов, а также самих студентов, что позволяет обращаться к полученным знаниям для решения конкретных вопросов.

Учебный и научный процесс на кафедре ориентирован на практическую деятельность будущих врачей. В рабочих программах по всем преподаваемым дисциплинам приведен перечень практических навыков, которыми студент должен овладеть за период обучения. Зачетное занятие в обязательном порядке включает проверку практических навыков. Важным аспектом в работе является демонстрация пациентов, как для формирования клинического мышления, так и для полноценного освоения практических навыков, поэтому особое внимание уделяется воспитанию основ деонтологии и врачебной этики.

Учебно-воспитательная работа на кафедре не ограничивается аудиторными занятиями, так как процесс образования содержит значительный внеаудиторный компонент, включающий творческое самообразование. Повышению познавательной мотивации студентов способствует внедрение современных форм и методов обучения и рациональная организация самостоятельной и научно-исследовательской работы.

Во внеаудиторной самостоятельной работе студенты активно используют информационные технологии, такие как мультимедийные пособия и интернет-ресурсы. Повышая качество образования, компьютерные технологии позволяют студентам успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей учебной среде.

Самостоятельная работа студентов как элемент изучения дисциплины обеспечена соответствующими методическими пособиями в печатном и электронном вариантах, компьютерными слайд-фильмами, мультимедийными лекциями, что позволяет студентам освоить необходимый объем материала вне аудиторных занятий в удобной для них форме при подготовке к практическим занятиям, зачету и экзамену.

Самостоятельная работа над темами по здоровому образу жизни, развитию заболеваний, связанных с вредными привычками, способствует закладыванию у студентов понимания важности сохранения психического и физического здоровья; повышает уровень нравственности, духовности [6].

Основными целями привлечения студентов к научно-исследовательской работе на кафедре являются: расширить и углубить теоретические знания по изучаемым нозологиям, выработать навыки медико-статистического анализа информации о показателях здоровья, уметь грамотно доложить результаты собственных исследований и обосновать полученные результаты, что способствует развитию творческого и аналитического мышления, повышает качество усвоения материала, что в целом способствует освоению профессиональными компетенциями на более высоком уровне. Одной из задач научно-исследовательской работы со студентами является выявление наиболее одаренных и способных студентов с целью развития науки на кафедре и подготовки среди них кадрового резерва научно-педагогических работников университета.

На кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии КГМУ научно-исследовательская работа студентов осуществляется в следующих формах: работа в студенческом научном кружке, участие в студенческих научных конференциях, написание научных статей, выполнение курсовой работы, участие в предметной олимпиаде.

Таким образом, на кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии подготовка специалистов соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и учебным планам, которые обеспечивают единство учебно-воспитательного и научного процесса.


Особо опасные инфекции (ООИ) или инфекционные заболевания — болезни, которым свойственна высокая степень заражаемости. Они внезапно появляются и быстро распространяются, отличаются тяжелой клинической картиной и высокой степенью летальности.

К особо опасным инфекциям относят условную группу острых заразных болезней человека, которые соответствуют двум характеристикам:

  • могут появиться внезапно, быстро и массово распространиться;
  • тяжело протекают и предполагают высокую летальность.

Список ООИ впервые был представлен на 22-й сессии Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) 26 июля 1969 года. Помимо перечня, ассамблея также установила Международные медико-санитарные правила (ММСП). Они были обновлены в 2005 году на 58-й сессии ВОЗ. Согласно новым поправкам, ассамблея имеет права делать выводы о состоянии с теми или иными болезнями в стране и по официальным отчетам государства, и по сообщениям из СМИ.


ВОЗ получила значительные полномочия по медицинскому регулированию инфекционной заболеваемости, спровоцированной ООИ.

Перечень ООИ

Всемирной Организацией Здравоохранения был составлен целый список из более ста болезней, способных быстро и массово распространяться среди населения. Изначально, по данным на 1969 год, в этот список входило всего 3 заболевания:

Однако позднее список был значительно расширен и все патологии, которые в него вошли, условно были разделены на 2 группы:

1. Заболевания, которые носят необычный характер и могут повлиять на здоровье населения. К ним относят:

  • оспу;
  • грипп человека;
  • полиомиелит;
  • тяжелый острый респираторный синдром.

2. Заболевания, любое проявление которых оценивается как угроза, поскольку эти инфекции способны оказывать серьезное влияние на здоровье населения и быстро распространиться в международных масштабах. Сюда же относят заболевания, которые представляют региональную или национальную проблему. К ним относят:

  • холеру;
  • легочную форму чумы;
  • желтую лихорадку;
  • геморрагические лихорадки (Ласса, Марбург, Эбола, лихорадка Западного Нила);
  • лихорадку денге;
  • лихорадку Рифт-Валли;
  • менингококковую инфекцию.

В России к этим болезням добавлены еще две инфекции — сибирская язва и туляремия.

Все эти патологии характеризуются тяжелым протеканием, высоким риском смертности и, как правило, составляют базу для биологического оружия массового поражения.


Классификация особо опасных инфекций

Все ООИ классифицируют на три типа:

  1. Конвенционные заболевания. На такие инфекции распространяются международные санитарные правила. Это:
  • бактериальные патологии (чума и холера);
  • вирусные заболевания (оспа обезьян, геморрагические вирусные лихорадки).
  1. Инфекции, которые требуют международного надзора, но не подлежат проведению совместных мероприятий:
  • бактериальные (сыпной и возвратный тифы, ботулизм, столбняк);
  • вирусные (ВИЧ, полиомиелит, грипп, бешенство, ящур);
  • протозойные (малярия).
  1. Не подлежат надзору ВОЗ, находятся под регионарным контролем:
  • сибирская язва;
  • туляремия;
  • бруцеллез.

Самые распространенные ООИ

Наиболее часто встречаемые опасные инфекции:

Чума

Острое особо опасное заболевание, которое относится к зоонозным инфекциям. Источником и распространителем инфекции являются грызуны (в основном, крысы и мыши), а возбудителем — чумная палочка, устойчивая к условиям внешней среды. Чума передается преимущественно трансмиссивным путем через укусы блох. Уже с начала проявления болезни она протекает в острой форме и сопровождается общей интоксикацией организма.

К отличительным симптомам можно отнести:

  • сильный жар (температура может подниматься до 40°С);
  • невыносимая головная боль;
  • язык покрывается белым налетом;
  • гиперемия лица;
  • бред (в запущенных случаях, когда болезнь не лечится правильным образом);
  • выражение страдания и ужаса на лице;
  • геморрагические высыпания.

Лечится чума антибиотиками (стрептомицином, террамицином). Легочная форма всегда заканчивается летальным исходом, так как возникает острая дыхательная недостаточность — больной погибает в течение 3-4 часов.

Холера

Острая кишечная инфекция с тяжелой клинической картиной, высоким процентом летальности и повышенной степенью распространяемости. Возбудитель — холерный вибрион. Заражение происходит в основном через зараженную воду.

  • внезапный обильный понос;
  • обильная рвота;
  • уменьшение мочевыделения вследствие обезвоживания;
  • сухость языка и слизистой оболочки рта;
  • понижение температуры тела.


Успех терапии во многом зависит от своевременности поставленного диагноза. Лечение подразумевает прием антибиотиков (тетрациклина) и внутривенное обильное введение специальных растворов, чтобы восполнить дефицит воды и солей в организме больного.

Черная оспа

Одна из самых высоко заразных инфекций на планете. Относится к антропонозным инфекциям, болеют ею исключительно люди. Механизм передачи — воздушно-капельный. Источником вируса натуральной оспы считается зараженный человек. Инфекция передается и от зараженной матери плоду.

С 1977 года не зарегистрировано ни одного случая заражения оспой! Однако вирусы черной оспы до сих пор хранятся в бактериологических лабораториях США и России.

  • внезапное повышение температуры тела;
  • резкие боли в области поясницы и крестца;
  • сыпь на внутренней поверхности бедер, нижней части живота.

Лечение оспы начинается с немедленной изоляции больного, основа терапии — гамма-глобулин.

Желтая лихорадка

Острая геморрагическая трансмиссивная инфекция. Источник — обезьяны, грызуны. Переносчиками являются комары. Распространена в странах Африки и Южной Америки.

Симптомы протекания болезни:

  • покраснение кожи лица и шеи на первой стадии болезни;
  • отек век и губ;
  • утолщение языка;
  • слезотечение;
  • боль в печени и селезенке, увеличение размеров этих органов;
  • покраснение сменяется желтушностью кожи и слизистых.

Если несвоевременно поставлен диагноз, самочувствие больного ухудшается с каждым днем, отмечается кровоточивость из носа, десен и желудка. Возможен летальный исход от полиорганной недостаточности. Заболевание легче предотвратить, чем лечить, поэтому проводится вакцинация населения в районах, где часты случаи патологии.

Сибирская язва

Инфекция зоонозного характера, рассматривается как оружие массового поражения. Возбудитель — неподвижная палочка-бацилла, которая обитает в почве, откуда и заражаются животные. Основным переносчиком болезни считается крупный рогатый скот. Пути заражения человека — воздушно-капельный и алиментарный. Выделяют 3 вида заболевания, отчего и будет зависеть симптоматика:

  • Кожный. У больного образуется на коже пятно, которое со временем превращается в язву. Болезнь носит тяжелый характер, возможен летальный исход.
  • Желудочно-кишечный. Отмечаются такие признаки: внезапное повышение температуры тела, кровавая рвота, боли в животе, кровавый понос. Как правило, данная форма носит летальный характер.
  • Легочный.Протекает самым тяжелым образом. Отмечается высокая температура, кровавый кашель, нарушения в функционировании сердечно-сосудистой системы. Через несколько дней больной умирает.

Лечение заключается в приеме антибиотиков, но важнее — введение вакцины, которая препятствует заражению.


Туляремия

Бактериальная зоонозная инфекция. Источник — грызуны, крупный рогатый скот, овцы. Возбудитель — грамотрицательная палочка. Механизм проникновения в организм человека — контактный, алиментарный, аэрозольный, трансмиссивный.

  • высокая температура;
  • общее недомогание;
  • боли в пояснице и икроножных мышцах;
  • гиперемия кожи;
  • поражение лимфоузлов;
  • пятнистая или петехиальная сыпь.

По сравнению с другими ООИ, туляремия поддается лечению в 99% случаев.

Грипп

К перечню ООИ относят птичий грипп — тяжелую инфекцию вирусного характера. Источник инфекции — перелетные водоплавающие птицы. Человек может заболеть при неправильном уходе за зараженными птицами или при употреблении мяса зараженной птицы в пищу.

  • высокая температура (может держаться до нескольких недель);
  • катаральный синдром;
  • вирусная пневмония, от которой и погибает больной в 80% случаев.

Карантинные инфекции

Это условная группа инфекционных заболеваний, при которой накладывают карантин той или иной степени. Она не равнозначна с ООИ, но в обе группы попадают многие инфекции, которые требуют накладывания строго государственного карантина с привлечением военных сил, чтобы ограничить передвижения потенциально зараженных людей, оградить очаги поражения и т. п. К таковым инфекциям относятся, например, оспа и легочная чума.

Стоит отметить, что в последнее время ВОЗ сделала несколько заявлений о том, что нецелесообразно накладывать строгий карантин при возникновении в той или иной стране холеры.

Методы диагностики ООИ

Выделяют следующие методы диагностики ООИ:

  1. Классические:
  • микроскопия — изучение микроскопических объектов под микроскопом;
  • полимеразная цепная реакция (ПЦР);
  • реакция агглютинации (РА);
  • реакция иммунофлюоресценции (РИФ, метод Кунса);
  • проба с бактериофагом;
  • биопроба на подопытном животном, иммунитет которого снижен искусственно.
  1. Ускоренные:
  • индикация возбудителя;
  • антигены возбудителя (АГ);
  • реакция обратной пассивной гемагглютинации (РОПГА);
  • реакция коагглютинации (РКА);
  • иммуноферментный анализ (ИФА).


Профилактика

Профилактика ООИ проводится на самом высоком уровне, чтобы предотвратить распространение заболеваний по территории государства. В комплекс первичных профилактических мероприятий входит:

  • временная изоляция зараженного с дальнейшей госпитализацией;
  • постановка диагноза, созыв консилиума;
  • сбор анамнеза;
  • оказание больному первой помощи;
  • забор материала для лабораторного исследования;
  • выявление контактных лиц, их регистрация;
  • временная изоляция контактных лиц до момента исключения их заражения;
  • проведение текущей и заключительной дезинфекции.

В зависимости от типа инфекции, профилактические мероприятия могут различаться:

  • Чума. В природных очагах распространения проводятся наблюдения за численностью грызунов, их обследование и дератизация. В прилегающих районах проводится вакцинация населения сухой живой вакциной подкожно или накожно.
  • Холера. Профилактика включает в себя также работу с очагами распространения инфекции. Проводится выявление больных, их изоляция, а также изоляция всех лиц, контактирующих с зараженным. Осуществляется госпитализация всех подозрительных больных с кишечными инфекциями, проводится дезинфекция. К тому же требуется контроль на данной территории за качеством воды и продуктов питания. Если существует реальная угроза, вводится карантин. При угрозе распространения проводится иммунизация населения.
  • Сибирская язва. Осуществляется выявление больных животных с назначением карантина, дезинфекция меховой одежды при подозрении на заражение, проведение иммунизации по эпидемическим показателям.
  • Оспа. Методы профилактики заключаются в вакцинации всех детей, начиная с 2-х лет, с последующей ревакцинацией. Эта мера практически исключает возникновение оспы.
  • Желтая лихорадка. Также осуществляется вакцинация населения. Детям показано введение вакцины с 9-месячного возраста.

Итак, особо опасные инфекции — это смертельные инфекции, которые обладают высокой степенью заразности. За кратчайшие сроки они способны поразить большую часть населению, поэтому крайне важно соблюдать все меры предосторожности в работе с зараженными животными и птицами, а также своевременно проводить вакцинацию.

Теория и практика эпидемиологии (epi на + demos - народ + logos - наука) явились надежным методологическим фундаментом для реализации широкомасштабных и эффективных профилактических и противоэпидемиологических мероприятий, успешно осуществляемых в борьбе с инфекционными и паразитарными болезнями.

Эпидемиологический подход к изучению болезней человека - осно­вополагающая идея, определившая предмет изучения, цели, организацию и методы эпидемиологических исследований. Эпидемиологические иссле­дования как специфическая познавательная деятельность - основа эпиде­миологии. Эпидемиологический метод - условное понятие, отражающее всю совокупность общенаучных и специальных приемов и методов, исполь­зуемых в эпидемиологических исследованиях.

Заболеваемость, как одно из объективных массовых явлений характеризующее здоровье населения и отражающее влияние на население неблагоприятных факторов (биологические, социальные, природные и др. факторы как причины болезни — основной предмет эпидемиологии). Заболеваемость - это статистическая величина, определяемая совокупностью объективных (причинных) и субъективных (качество выявления, диагностики и т.д.) факторов, исчисляется в показателях на 100 тысяч населения. Описание заболеваемости, выявление причин и механизма возникновения, развития и распространения болезней, разработка и оценка качества и эффективности мер по снижению заболеваемости и профилактике болезней — основные цели эпидемиологии как познавательной деятельности. В задачи эпидемиологии входят: определение медицинской и социально-экономической значимости болезни и ее места в структуре патологии населения; изучение закономерностей распространения болезни во времени (по годам, месяцам), по территории и среди различных групп населения (половых, возрастных, профессиональных, бытовых, этнических); выявление причин и условий, определяющих наблюдаемый характер распространения болезни; разработка рекомендаций по оптимизации профилактики и борьбы с данной болезнью; разработка прогноза изучаемой болезни. Применение эпидемиологических исследований в клинике и формирование нового направления в эпидемиологии — клинической эпидемиологии. Эпидемиологический надзор, организация и проведение мероприятий по снижению заболеваемости и профилактике болезней — основные цели практической эпидемиологии.

Типы (варианты, характерные черты) эпидемиологических иссле­дований: сплошные и выборочные, описательные и аналитические, на­блюдательные и экспериментальные, рутинные и специальные, одномо­ментные и продолжительные, ретроспективные, динамические и смешанные, полевые и клинические, ориентировочные (пробные).

Методы эпидемиологии - состоят из совокупности приемов и способов: наблюдение и эксперимент. Наблюдение - получение достоверных исходных данных базируется на эпидемиологических обследованиях очагов инфекционных болезней — это первичные материалы являются основой для составления данных цифрового характера. Помимо статистических данных широко используются лабораторные данные: бактериологические, вирусологические, биохимические исследования. Эксперимент в эпидемиологии позволяет выявить определенные черты эпидемиологического процесса или оценить качество и эффективность предлагаемых и проводимых противоэпидемических мероприятий искусственно воспроизведенного эпидемиологического процесса.

Эпидемиологический процесс - это процесс возникновения и распространения среди населения специфических инфекционных состояний (в виде болезни или носительства), т. е. закономерности заражения человека возбудителями инфекции (инвазии) естественно обитающими в живых организмах или на объектах окружающей среды и проникающими в заражающийся организм с помощью того или иного механизма передачи, следствием чего является развитие инфекционного процесса.

Проявления эпидемиологического процесса: спорадическая заболеваемость - это единичные, несвязанные между собой случаи болезни; эпидемическая или групповая заболеваемость - это случаи болезни связанные между собой. Может протекать в виде: вспышки - случаи заболеваний, ограниченные одним учреждением (пищевая точка); эпидемии - интенсивное распространение инфекционной болезни, значительно превышающей уровень спорадической заболеваемости, и характеризуется возникновением множественных эпидемических очагов (город); пандемии это необычайно высокая степень эпидемического распространения инфекционного заболевания с охватом страны, нескольких стран, континентов.

Эпидемическая заболеваемость (эндемия) - постоянно существующая на данной территории в силу ряда природных, бытовых или социальных условий, является сложным социально-биологическим явлением. Биологическую основу составляет взаимодействие трех основных частей или звеньев: I звено - источники возбудителей инфекции; II звено - механизм передачи возбудителей инфекции; III звено - восприимчивое население.

I звено: источник возбудителей инфекции - это живой заразный организм (больные люди, животные), который является естественной средой для существования возбудителей - паразитов. Эпидемическую опасность представляют атипичные, трудно выявляемые формы болезни в различные периоды инфекционного процесса. При большинстве инфекций наибольшая опасность заражения существует в разгаре болезни. Особенностью этого периода является наличие ряда патофизиологических механизмов, способствующих интенсивному выделению возбудителей в окружающую среду: кашель, насморк, рвота, понос и др.

Бактериовыделители - практически здоровые люди, представляют особую опасность для окружающих в виду трудности их выявления. Бактерионосительство может сохраняться после перенесенной болезни – характеризуется как реконвалесцентное носительство (в зависимости от длительности бывает острое - до 3 месяцев и хроническое - от 3 месяцев до нескольких десятков лет). Наблюдается и транзиторное носительство, при котором возбудитель в организме находится очень короткий срок, не вызывая патологических изменений и иммунного ответа.

Болезни, при которых люди являются источником возбудителей инфекции, называются антропонозами. Болезни, при которых источниками возбудителей инфекции являются животные, называются зоонозами. Распространение инфекции среди животных - эпизоотический процесс, может носить характер, как спорадической заболеваемости, так и эпизоотии. Эпидемиологическую опасность для людей представляет большой круг животных: дикие - при бешенстве (волки, лисы, еноты), при туляремии (зайцы, ондатры, крысы); сельскохозяйственные - при бруцеллезе (коровы, овцы, козы); домашние - при токсоплазмозе и др. паразитозах (кошки, собаки) и т.д. Заболевания, при которых источником возбудителей инфекции являются как люди, так и животные называются антропозоонозами. Также еще выделяется группа сапронозов таких инфекционных болезней, возбудители которых являются свободноживущими в окружающей среде. Типичным представителем сопронозов является легионеллез. Естественная среда для легионелл - теплые водоемы, где легионеллы накапливаются в амебах и водорослях, затем попадают в резервуары для воды, в кондиционеры.

II звено: механизм передачи возбудителей реализует взаимодействие как популяций паразита и хозяев в пределах паразитарной системы, так и взаимодействие паразитарной системы с окружающей средой. Локализация возбудителей в организме и специфика проявлений инфекционного процесса определили наличие нескольких типов механизма передачи возбудителей от источников инфекции к восприимчивым лицам. Аэрозольный механизм передачи реализуется двумя путями: воздушно-капельным при нестойких во внешней среде микроорганизмах (вирус кори, менингококк и др.); воздушно-пылевым при устойчивых, сохраняющих жизнеспособность длительный срок возбудителях (микобактерия туберкулеза). Возбудители, выделяясь в окружающую среду при кашле, чихании, иногда разговоре и дыхании, быстро проникают в дыхательные пути лиц, окружающих источник инфекции. При этом обнаруживается "эстафетная" передача и заражение все большего числа восприимчивых людей. Фекально-оральный механизм передачи является единственным для кишечных инфекций, возбудители которых находятся в пищеварительном тракте людей. Трансмиссивный механизм передачи реализуется с помощью живых кровососущих переносчиков. Контактно-бытовой механизм передачи возможен при непосредственном соприкосновении и введении возбудителей на поверхность кожи или слизистых (венерические болезни, микозы) или посредством зараженных предметов обихода. Вертикальный механизм передачи (при внутриутробном заражении плода) осуществляется при таких болезнях, как токсоплазмозы, краснуха, ВИЧ-инфекция. Необходимо иметь в виду, что в практической работе возможны и необычные "искусственные" способы передачи, условия для которых складываются в лабораторных условиях (на производстве вирусных и бактериальных препаратов при нарушении технологического процесса, техники безопасности, авариях). Необычные пути передачи возможны при медицинских манипуляциях - парентеральные процедуры, эндоскопии (вирусный гепатит В).

III звено: восприимчивый коллектив. Восприимчивость — свойство организма отвечать инфекцией на встречу с возбудителями. Восприимчивость является обязательным условием для возникновения любого инфекционного процесса. Гетерогенность (неоднородность) людей по восприимчивости и устойчивости к различным инфекционным агентам любой природы общеизвестна и постоянно демонстрируется в виде различных реакций отдельных индивидуумов на воздействие одного и того же агента в одной и той же дозировке и при одинаковой длительности воздействия на организм. Возможен ярко выраженный полиморфизм клинических проявлений заболевания - от тяжелейших, молниеносных и смертельных до легчайших случаев, едва нарушающих общее состояние заболевшего, а также бессимптомное носительство. Состояние восприимчивости зависит от факторов, определяющих специфическую и неспецифическую резистентность.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции