Что такое закаливание инфекционные болезни

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Детская городская поликлиника № 49" Пушкинского района; -----> Есть вопрос? Ответим! - (812) 670-78-01

18 октября 2019

Ведущее место в структуре патологии детского возраста занимают болезни органов дыхания, среди которых наиболее часто встречаются острые респираторные заболевания, острые респираторные вирусные инфекции и грипп. Главенствующая роль в формировании высокого уровня детской заболеваемости принадлежит контингенту часто и длительно болеющим детям, который в зависимости от возраста, эпидемиологических и социальных условий составляет ежегодно в среднем 15-25 %. В связи с чем, особую актуальность в профилактике ОРЗ, ОРВИ и гриппа приобретает закаливание.

Закаливание – это комплекс мероприятий, направленный на тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию факторов внешней среды.

В целом закаливание влияет на деятельность нервной и эндокринной систем, что отражается в регуляции всех физиологических процессов. Начальные стадии закаливания сопровождаются усилением деятельности гипофиза, надпочечников, щитовидной и вилочковой желез. По мере приспособления организма напряжение эндокринной системы снижается.

Закаливание оказывает специфическое и неспецифическое действие на организм:

-специфическое действие проявляется в повышении устойчивости организма к воздействию метеорологических факторов при проведении охлаждающих процедур или повышении устойчивости к воздействиям ультрафиолетовой радиации под влиянием курса солнечных ванн, совершенствовании реакций гомеостаза;

-неспецифическое действие выражается в повышении устойчивости организма к различным неблагоприятным воздействиям, в том числе к возбудителям инфекционных заболеваний.

Закаливающие процедуры повышают физическую работоспособность, снижают заболеваемость, укрепляют здоровье.

Основные принципы закаливания:

-учет состояния здоровья: болеющим детям и детям с хроническими заболеваниями подходят щадящие процедуры (укорочение времени воздействия закаливающего фактора, уменьшение контраста, короткая экспозиция закаливающего фактора и частое его повторение);

-увеличивать постепенно интенсивность заливающих процедур;

-соблюдать систематичность и последовательность при проведении закаливания (перерыв в закаливании на 2-3 недели и более снижают сопротивляемость организма к неблагоприятным факторам);

-комплексное воздействие закаливающих факторов;

-положительная эмоциональная реакция на проведение процедур: нельзя проводить закаливание при наличии у ребенка отрицательной эмоциональной реакции (беспокойство, страх, плач и др.), такая негативная реакция может привести к различным невротическим расстройствам;

-активное поддержание произвольного внимания ребенка в течении всей процедуры закаливания;

-возобновление процедур после перерывов начинается с такой интенсивности воздействий, которая была в начале закаливания, но с более быстрым нарастанием;

-закаливающие мероприятия требуют специального обучения.

Закаливающие процедуры целесообразно начинать в летнее время при незначительном напряжении терморегуляционных механизмов, обусловленных сезонными условиями. Это важно и в связи с преддверием осеннее - зимнего периода, характеризуется увеличением количества простудных, вирусных заболеваний, снижение показателей иммунитета у детей. У детей раннего возраста в силу более низких адаптационных возможностей закаливающий эффект сохраняется 3-10 дней.

Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные.

Общие мероприятия - это ежедневные прогулки, сон на свежем воздухе, соответствующие возрасту воздушный и температурный режим в помещении, регулярное проветривание комнат – проводятся на протяжении всей жизни, умывание прохладной водой.

Специальные мероприятия – это специальные закаливающие процедуры: гимнастика, массаж, воздушные и световоздушные ванны, водные процедуры, ультрафиолетовое облучение.

Средства и методы закаливания:

Закаливание воздухом: воздушные ванны, хождение босиком.

Закаливание водой: местные водные процедуры (местное влажное обтирание рук и ног, обливание ног, обливание ног с использованием контрастных температур воды, полоскание горла холодной водой); общие водные процедуры (общие обтирания, обливания всего тела); плавание.

Закаливание солнцем: солнечные ванны.

Воздушные ванны являются фактором наименьшего воздействия на организм. Это связано с тем, что теплопроводность воздуха в 30 раз, а теплоемкость в 4 раза меньше, чем воды. Помимо температурных воздействий на организм, воздух диффундирует через кожу, что способствует насыщению крови кислородом (проницаемость газов через кожу у детей по сравнению с таковой у взрослых существенно выше). Воздушные ванны целесообразно проводить утром или в вечернее время в 17-18 ч, спустя 30-40 мин после еды. Для детей дошкольного возраста рекомендуется проведение этих процедур вначале при температуре воздуха до 17-18 град. С с последующим снижением до 12-13 град. С (для детей хорошо переносящих закаливающие процедуры). Начинают воздушные ванны с обычной комнатной температуры. Продолжительность сеансов составляет для детей 3-4 лет 5 минут, для детей 4-5 лет – 10 минут, для детей 5-6 и 6-7 лет – 15 минут. Максимальная продолжительность воздушных ванн 30-40 минут для детей 3-4 лет, 45 минут для детей 4-5 лет, и 1 час для детей 5-6 и 6-7 лет. Вначале воздушная ванна принимается в трусах, майках, носочках и тапочках, через 2 недели в трусах и тапочках. При воздушной ванне постепенно обнажаются сначала руки, затем ноги и тело до пояса, и лишь затем ребенок может оставаться в трусах. Противопоказаниями к применению воздушных ванн являются острые инфекционные заболевания, повышенная температура тела, острые респираторные заболевания.

Закаливание ультрафиолетовыми лучами целесообразно проводить в условиях Крайнего Севера, где интенсивность УФ-радиации и суточное ее количество ниже, чем в южных и средних широтах. Процедуру облучения проводят в фотариях лечебно-профилактических учреждений.

Водные процедуры делятся на влажные обтирания, обливания, плавание. Обтирание и обливание могут быть местными и общими. Вода обладает большой теплоемкостью и теплопроводностью, удобна для проведения процедур, так как легко дозируется по интенсивности и равномерно распределяется на теле. Влажные обтирания проводят смоченной в воде и отжатой тканью (рукавицей). Вначале обтирают дистальные отделы конечностей, затем проксимальные, сначала верхние конечности – от пальцев к плечу, затем ноги – от пальцев к бедру, далее грудь, живот, спину. После процедуры кожу вытирают насухо. Температура воды для детей 3-4 лет начальная + 32 град. С, конечная летом +22 град. С, зимой + 25 град. С..Температура воды для детей 5 лет начальная + 30 град. С, конечная летом +20 град. С, зимой + 24 град. С. Температура воды для детей 5 лет начальная + 28 град. С, конечная летом +18 град. С, зимой + 22 град. С. Через каждые 2-3 дня температуру воды снижают на 1 град. С.. Обливание стоп начинают водой температуры +28 град. С, затем снижая ее на 1 град. С в неделю. Нижние пределы температуры воды – 18 град. С. Продолжительность процедуры 20-30 секунд. По окончании обливания ноги вытирают насухо.

Многие из этих методов трудоемки и поэтому применяются очень ограниченно (ножные ванны, общее обливание), для других требуется хорошая подготовка, и они приемлемы только для здоровых детей (купание в водоемах, сауна).

В последнее время широкое применение находит метод закаливания, сочетающий воздушную ванну и выполнение движений под музыку разного темпа. Этот методический прием позволяет, с одной стороны, позволяет проводить закаливание, с другой – осуществлять индивидуальный подход к детям. При этом могут дозироваться температура воздуха, продолжительность процедуры, площадь открытой поверхности тела, интенсивность выполнения упражнений на фоне музыкального сопровождения. Это также обеспечивает хорошее настроение и мотивацию детей к выполнению закаливающих процедур не только в детском учреждении, но и дома.

Закаливание выполняется по рекомендации лечащего врача и перед началом выполнения курса закаливающих процедур необходима консультация лечащего врача.

Населенный пункт: Воронежская область, Нижний Мамон

Тип урока: урок изучения нового материала

Технология деятельностного метода обучения.

Цели:

Образовательные: ознакомить с правилами закаливания организма, сохранения и укрепления здоровья; дать представление об инфекционных болезнях, аллергии.

Воспитательные: воспитывать стремление заботиться о своем здоровье, интерес к предмету;

Развивающие: развивать способность анализировать полученную информацию, делать правильные выводы, любознательность, мышление.

Планируемые результаты:

- Личностные:

  • осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний правил закаливания организма и умения предупреждать болезни;

- Метапредметные:

  • принимать и сохранять целевые установки урока;
  • извлекать из текста учебника необходимую информацию;
  • взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебных заданий;
  • формулировать выводы из изученного материала;
  • осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке.

- Предметные:

- применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил закаливания организма);

- объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды;

- оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно.

УУД:

- личностные:

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,

- регулятивные:

- познавательные:

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- коммуникативные:

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый, словесный.

Основные понятия: закаливание, инфекционные болезни, аллергия.

Межпредметные связи: литературное чтение, изо, история.

Оборудование:

- Проектор, экран, ноутбук;

- карточки с заданием

Ход урока:

Организационный момент.

I. Мотивация

Учитель: Все без исключения дети и взрослые хотят как можно дольше оставаться здоровыми, красивыми и энергичными. Что же делать, как же остаться здоровым?

Учитель: Наш организм состоит из различных органов. Какие системы органов различают у человека?

1. Эти органы помогают человеку ориентироваться в окружающем мире? Сколько органов? Какие? (Органы чувств. Их 5. Органы зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания.)

2. Эта система создает организму опору и позволяет человеку двигаться. (Опорно-двигательная.) Из чего состоит опорно-двигательная система? (Скелет и мышцы.)

3. Органы этой системы снабжают организм человека энергией и строительным материалом. ( Органы пищеварения.)

4. Эти органы обеспечивают организм кислородом и выводят углекислый газ.

5. Эта система обеспечивает движение крови в организме. (Кровеносная.)

6. Эта система управляет всем организмом. (Нервная.)

  1. У меня часто болит голова.
  2. У меня часто бывает насморк.
  3. У меня больные зубы.
  4. Иногда у меня болит ухо.
  5. У меня часто болит горло.
  6. Каждый год я болею гриппом.
  7. Иногда меня тошнит.
  8. Некоторые продукты и лекарства вызывают у меня аллергию.
  9. Ко мне легко прилипают всякие болезни.

Если их от 5 до 9, значит, вам пора серьезно заняться собственным здоровьем!

Здоровье - это не игрушка.

Легко сломать, нельзя купить.

И на уроке мы подумаем,

Как нам его подольше сохранить.

-Ребята, вашему вниманию предлагается сценка мини-сценка. (Два болеющих мальчика)

Учитель: Поздно поняли вы, братцы,

Как полезно закаляться.

Перестаните кашлять и чихать-

Станите душ вы принимать

Из водицы ледяной.

Дети: Погодите! Ой-ой-ой!

Крепким стать нельзя мгновенно

Закаляться нужно постепенно, а не как мы…

II. Самоопределение к деятельности. Целеполагание.

Учитель: постарайтесь сами сформулировать тему урока.

Учитель: Какие цели, исходя из темы, мы поставим на сегодняшний урок?

Дети: Будем учиться укреплять и сохранять свое здоровье.

Учитель: Что вы можете уже сейчас сказать по этой теме?

Дети могут назвать закаливание, занятия спортом, правильное питание.

III. Изучение нового материала

- Что сделали неправильно герои мультфильма?

Дети: Лунтик и Кузя без подготовки организма резко начали закаливание и поэтому заболели.

Учитель: Дети, а вы знаете главный принцип закаливания? (постепенность и систематичность)

2. Работа в группах.

Учитель: Отгадайте загадки:

1. По небу ходит

Маляр без кистей.

Красит людей. (Солнце)

2. Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

3. В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода)

-Скажите, в какой всем известной фразе встречаются названия ваших групп?

Дети: Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!

Учитель: Верно, каждая группа получает задание: оформить памятку по закаливанию организма, подготовиться и представить ее классу. Время - 3 мин.

(дети наклеивают свои лучики, облака, капельки, на которых заранее были напечатаны правила закаливания, на общий ватман. Выбирают руководителя группы и презентуют свою работу по очереди перед другими учащимися.)

- Ребята, а мы пока сейчас с вами прочитаем стихотворение-памятку. Ваша задача хором повторять ключевые слова.

Стихотворение – памятка

Учитель: Как проснулся, так вставай –

Лени волю не давай.

Чтобы это не забыть,

Надо снова повторить.

Дети: Как проснулся, так вставай –

Лени волю не давай.

Учитель: Подружись ты с чистотой,

Руки мой перед едой,

Дети: Чтобы это не забыть,

Надо снова повторить.

Подружись ты с чистотой,

Руки мой перед едой,

Учитель: Зубы щеткой лучше три

И снаружи, и внутри.

Дети: Чтобы это не забыть,

Надо снова повторить.

Зубы щеткой лучше три

И снаружи, и внутри.

Учитель: Утром делай по порядку

Дети: Чтобы это не забыть,

Надо снова повторить.

Утром делай по порядку

Учитель: Свежий воздух не вредит,

Человека он бодрит.

Дети: Чтобы это не забыть,

Надо снова повторить.

Свежий воздух не вредит,

Человека он бодрит.

Учитель: Солнце, воздух и вода –

Наши лучшие друзья.

Дети: Чтобы это не забыть,

Надо снова повторить.
Солнце, воздух и вода –

Наши лучшие друзья.

Учитель: Итак, сейчас мы услышим сообщения о том, как помогают солнце, воздух и вода человеку быть здоровым?

Представляют выполненную работу.

- Можно ли сказать, что какой-либо друг является самым важным?

- Чтобы не болеть, нам нужны все друзья – солнце, воздух и вода! При этом нужно помнить, что закалять свой организм надо постепенно и систематически, т.е. постоянно. Ведь при этом укрепляется не только здоровье, но и сила воли.

3. Расширение знаний о закаливании

Посмотрите, наша Мудрая Сова принесла нам конверт с сообщением. Давайте его прочтем.

«В детстве великий полководец Суворов был слабеньким болезненным мальчиком. Он так часто болел, что отец не разрешил отдать его на военную службу. Это не понравилось маленькому Саше. Он каждый день стал обливаться холодной водой, много занимался физкультурой, спал, накрывшись простынёй, никогда не одевался тепло и часами ездил верхом. С большим удовольствием парился с веником в русской бане. В результате Суворов окреп, перестал болеть и был зачислен в полк. До конца жизни полководец обливался водой, в походах спал прямо на земле и предпочитал простую грубую солдатскую пищу.

Учитель: А что нам на уроках помогает укрепить наше здоровье? (Физминутка)

5. Актуализация знаний об инфекционных болезнях и аллергии.

- Признаки какого инфекционного заболевания были у Кати? (признаки гриппа)

6. Работа с учебником.

- Я назову вам лишь несколько инфекционных заболеваний: ангина, ветрянка, грипп, корь, краснуха, менингит, конъюнктивит, свинка, скарлатина, желтуха. От многих инфекционных заболеваний нас защищают профилактические прививки, поэтому отказываться от них не рекомендуется.

7. Практическая деятельность.

-А сейчас я предлагаю вам посмотреть в эту аптечку. Здесь находятся разные предметы для индивидуальной защиты от инфекций. Объясните, как они могут уберечь от заражения?

Маска - (помогает фильтровать вдыхаемый воздух, в котором могут быть вирусы)

Мыло- (чем чаще будешь мыть руки, тем лучше. Ведь на поверхностях окружающих предметов может быть инфекция)

Носовой платок- (так же, как и маска, помогает фильтровать вдыхаемый воздух, в котором могут быть вирусы. Закрывайся платком, когда рядом больной человек)

Шприц – (вовремя сделанная прививка поможет уберечься от заражения)

Витамины и цитрусовые – (в них содержится витамин С, который успешно помогает организму справляться с инфекцией)

Но будьте осторожны, дети, во всем нужно знать меру! Что может случиться, если ребенок съест слишком много цитрусовых? (он заболеет, это приведет к аллергии)

А знаете ли вы, что такое аллергия? Прочитаем об этом в учебнике на с. 148-149 вторая строка снизу. (читаем вслух текст об аллергии)

8. Профориентационное задание,

направленное на социализацию учащихся.

- Дети, кто знает, как называется врач, который лечит от аллергии? (аллерголог или иммунолог)

-А как называется врач, который лечит на дому взрослых? (терапевт)

- кто лечит детские болезни? (педиатр)

- к кому пойдем зубы лечить? (к стоматологу)

- а если проблемы со зрением, обратимся к… (окулисту)

-уши, горло, нос лечит доктор ….(отоларинголог)

- делает операции и взрослым и детям … (хирург)

Дети, скажите, а где нужно учиться, чтобы получить эти профессии? (в медакадемии)

Такая академия есть в г.Воронеже, там учатся на докторов многие выпускники школ нашего Верхнемамонского района. А кто из вас хотел бы стать врачом? Какую бы профессию вы не выбрали, сначала нужно очень хорошо учиться в школе, быть внимательными и старательными, слушать, читать и запоминать.

IV. Закрепление знаний и способов действий.

  • сейчас я хочу проверить, какими внимательными вы были на уроке. Я предлагаю вам выполнить работу в парах по теме. Ваша задача с помощью цифр 1,2,3 показать где происходит закаливание солнцем, воздухом и водой.

Рефлексия.

Цветы и бабочки.

Ребята , если урок вам понравился и довольны результатами своей работы, то приклейте бабочку на цветок красного цвета, если вам на уроке было скучно и вы не узнали ничего нового - приклейте бабочку на цветок голубого цвета.

V Итог урока, домашнее задание.

Учитель: Ребята, давайте ответим на главный вопрос нашего урока: что же нужно делать, чтобы предупреждать болезни?

-Итак, умейте предупреждать болезни, но, если все-таки заболели, строго выполняйте предписания врача.

Домашнее задание будет на ваш выбор: составить памятку по закаливанию или по предупреждению инфекционных заболеваний и прочитать текст в учебнике на с. 147-149.

- Давайте закончим наш урок известным лозунгом о здоровье. Составьте из отдельных слов фразу.

Получен от природы дар

Не мяч и не воздушный шар,

Не глобус, не арбуз –

Здоровье! Очень хрупкий груз!

Чтоб жизнь счастливую прожить,

Здоровье нужно сохранить!

Учитель: Урок окончен. Спасибо за работу. Я желаю вам и всем присутствующим в этом классе здоровья!

Окружающий мир, 3 класс

Урок №17. Как предупредить болезни? Здоровый образ жизни.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

-Как предупредить болезни?

-Что значит быть закалённым?

-Как правильно закаляться?

Глоссарий по теме:

Здоровье- это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

Гигиена-наука о сохранении и укреплении здоровья.

Аллергия –особая чувствительность к некоторым веществам.

Здоровье; аллергия; вредные привычки; рана; ушиб; ожог; инфекция; закаливание; гигиена.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 кл.: учеб. пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017. С.147-153.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Все на земле и взрослые, и дети хотят остаться здоровыми, красивыми и энергичными много лет. Почему-то не всем это удаётся. Люди, иногда, болеют?

-Как вы думаете, почему?

Во время просмотра подумайте, в чём причина заболевания Лосяш.

Как вы считаете, это правда, что мы болеем потому, что рождены в неравных условиях? Или нам нужно закаляться, как предлагает Копатыч?

-А какими вы хотите стать? Сильным и здоровыми или слабыми и больными?

Я предлагаю Вам на уроке порассуждать над вопросами:

-Как предупредить болезни?

-Что значит быть закалённым?

- Как правильно закаляться?

Самый великий дар, который получил человек от природы – это здоровье. Подарок бесценный и не хотелось бы его потерять

-Что же нужно делать, чтобы сохранить здоровье и предупреждать болезни?

-Что предлагает наш мультипликационный герой Копатыч?

Закалённому человеку не страшны ни ветер, ни дождь, ни холод и он не болеет простудными заболеваниями.

А что необходимо для того, чтобы правильно закалятся? Отгадайте загадки, и мы сможем это узнать.

Маляр без кистей.

-Догадались? Правильно-это солнце.

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. Что это?

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

- Кто вспомнил поговорку, в которой есть эти слова.

-А как, спросите вы, солнце, воздух и вода могут помочь нам быть здоровыми?

Загореть и окрепнуть нам поможет Солнце. На солнце находиться нужно в головном уборе. По нескольку часов находиться на солнце, чтобы поскорее загореть, категорически запрещается. Это опасно для здоровья. Время пребывания на солнце увеличивайте постепенно с 5 минут до 30—40 минут. Чтобы защитить кожу от солнечных ожогов, не забывайте пользоваться защитным кремом.

Хорошо закаляет человека вода. Начнём закаливание с прохладного душа, постепенно снижая температуру воды. После водных процедур кожу надо протереть сухим полотенцем. Купание летом в чистом водоёме тоже прекрасно закаляет. Температура воды должна быть не ниже + 20°С. Находиться в воде можно не больше 10 минут и обязательно под наблюдением взрослых.

Если будете делать зарядку при открытой форточке, спать в тёплое время года при открытом окне, чаще играть на свежем воздухе, кататься на велосипедах, коньках и лыжах, то свежий воздух закалит ваш организм.

- Можно ли сказать, что какой-либо из перечисленных друзей закаливания является самым важным?

- Конечно же нет! Чтобы быть здоровыми, нам нужны все друзья – солнце, воздух и вода! Обязательно надо помнить, что закалять свой организм мы должны постепенно и постоянно. Закаляясь мы укрепляем не только здоровье, но и силу воли.

Сформулируем общие правила закаливания

Первое правило - закаливание следует проводить постепенно и постоянно. Вставать надо рано, всегда в одно и то же время. Делайте зарядку. После зарядки приступайте к водным процедурам. Более доступный способ закаливания во все времена года - обтирания.

Контрастный душ -тоже сильное закаливающее средство, когда температура воды непрерывно меняется от горячей до холодной. При этом начинают с минимальной разницы температур, постепенно доводя ее до максимальной.

Чтобы ваши мускулы были упруги и крепки надо заниматься легкой атлетикой, гимнастикой, кататься на коньках, на лыжах.

Старайтесь больше быть на свежем воздухе - в лесу, у реки. Ходите в походы.

Катя сегодня из школы пришла,

Кашель, чихает, слезы текут.

Нос припух, температура —

видно, ей нужна микстура.

Голова у неё очень болит,

И глотать ей тоже больно —очень Катя недовольна.

Надо ей учить уроки — она мается в дремоте,

Надо маме помогать, а она не может встать,

Трудно громко говорить —а ей нужно позвонить.

-Вы по признакам, наверное, догадались, о каком инфекционном заболевании идёт речь?

Конечно же это признаки гриппа.

Ангина, ветрянка, грипп, корь, краснуха, менингит, конъюнктивит, свинка, скарлатина, желтуха – это не весь список инфекционных заболеваний. Профилактические прививки - защита от многих инфекционных заболеваний, поэтому отказываться от них не рекомендуется.

Я предлагаю вам посмотреть в нашу аптечку и определить, что необходимо для индивидуальной защиты от инфекций.

-Как уберечь себя от заражения?

Защитить нас от воздуха, в котором могут быть вирусы, помогает маска

- Чем чаще будем мыть руки с мылом, тем лучше. На поверхностях окружающих предметов может быть инфекция .

-Как и маска, носовой платок помогает фильтровать вдыхаемый воздух, в котором могут быть вирусы. Если рядом оказался больной человек -

-Вовремя сделанная прививка поможет уберечься от заражения инфекционными болезнями. Для этого нам нужен шприц.

Нужны витамины и цитрусовые – в них содержится витамин С, который хорошо помогает организму справляться с инфекцией.

Но будьте осторожны, во всем нужно знать меру!

-Что случиться, если ребенок съест слишком много цитрусовых?

-Правильно! Он заболеет, это приведет к аллергии

-А что такое аллергия?

Особая чувствительность к некоторым веществам называется аллергия.

Людям, страдающим аллергией, нельзя употреблять отдельные продукты, лекарства. Помощь при аллергии оказывает врач.

- Здоровая диета, физические упражнения и здоровый образ жизни – всё это нужно для поддержания здоровья. Быть здоровым не является трудной задачей.

-Я хочу закончить наш урок высказываниями мудрецов:

Когда у мудреца спросили, что для человека важнее – богатство или слава,

-Запомните, что лучше всех о своём здоровье позаботитесь вы сами. Ваше здоровье в ваших руках!

Разбор типового тренировочного задания

  1. Текст вопроса: Какие части тела, относятся к внешнему строению человека?

Варианты ответа: руки, ноги, сердце, желудок, голова, печень, ухо, лёгкие

Правильный вариант ответа: руки, ноги, голова, ухо

Разбор типового контрольного задания.

Тип урока: комбинированный

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

Проблема: для чего человеку нужно быть закалённым?

Задачи: познакомить с правилами закаливания организма.

Познакомятся, как правильно закаливать организм, предупреждать болезни.

Универсально учебные действия (УУД)

Регулятивные: искать причины адекватно оценивать свои достижения и пути преодоления трудностей.

Познавательные: извлекать нужную информацию во время чтения и слушания.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог, формулировать собственные мысли.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни

Основные понятия и определения

Закаливание, инфекционные болезни, аллергия

Подготовка к усвоению нового материала

Подумай, почему воздух, вода и солнце — лучшие друзья нашего здоровья.

Закалённый человек без вреда для здоровья может переносить и ветер, и дождь, и холод, почти не болеет простудными заболеваниями. Закаливание проводится с помощью воздуха, воды, солнца.

Изучение нового материала

Изучите правила закаливания воздухом, водой или солнцем. Составьте памятку в рабочей тет­ради. Результаты работы представьте классу. Вместе сформулируйте общие правила (прин­ципы) закаливания

1.Воздух закалит организм, если делать за­рядку при открытой форточке, спать в тёплое время года при открытом окне, чаще играть на свежем воздухе, кататься на коньках и лыжах.

2.Вода хорошо закаляет. Начинать закалива­ние лучше с прохладного душа, температуру во­ды снижать постепенно. После водных процедур нужно растирать кожу сухим полотенцем. Летом прекрасно закаляет купание в чистом водоёме. Температура воды должна быть не ниже + 20°С. В воде можно находиться не больше 10 минут и обязательно под наблюдением взрослых.

3.Солнце поможет загореть и окрепнуть. На­ходиться на солнце нужно в головном уборе. Некоторые ребята, чтобы поскорее загореть, по нескольку часов находятся на солнце. Это опас­но для здоровья. В первый раз загорайте не больше 5 минут. Постепенно увеличивайте вре­мя до 30—40 минут. Не забывайте пользовать­ся защитным кремом, который предохраняет ко­жу от солнечных ожогов.

Закалять свой организм нужно постепенно, но настойчиво. При этом укрепляется не только здоровье, но и сила воли.

ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ И АЛЛЕРГИЯ

Инфекционные болезни возникают при зара­жении человека болезнетворными бактериями или вирусами. Возбудители гриппа, ангины, ко­ри передаются от больного человека здоровому с капельками слюны, когда больной говорит, чихает, кашляет. Возбудители кишечных заболе­ваний (например, дизентерии) проникают в ор­ганизм с пищей, водой, с грязных рук. Некото­рые болезни передаются через вещи больного

Если ты заболеешь, надо строго выполнять предписания врача. Иначе болезнь затянется и может привести к осложнениям. Если болезнь инфекционная, нельзя приходить в школу до полного выздоровления. Ведь это опасно не только для тебя, но и для окружающих.

Иногда у детей и взрослых бывает аллер­гия — особая чувствительность к некоторым веществам. Таким людям нельзя употреблять от­дельные продукты, лекарства. Помощь при аллер­гии тоже оказывает врач


Осмысление и понимание полученных знаний

Как уберечься от инфекционных болезней и проявлений аллергии?

1.Для чего нужно заниматься закаливанием?

2.Как правильно закалять свой организм с по­мощью воздуха, воды, солнца?

3. Какие болез­ни называются инфекционными?

4. Почему во время болезни нужно строго выполнять предпи­сания врача?

Задания для домашней работы

1.Запиши в словарик: закаливание, инфекционные болезни, аллергия.

2.Повтори правила закаливания и выполняй их.

Закаливание холодной водой. Как правильно закаляться

Урок по закалке организма

Этапы закаливания холодной водой

Вирусы и защита от эпидемий

Профилактика инфекционных заболеваний!

Комплексная профилактика инфекционных и паразитарных заболеваний

А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 3 класс Москва

Хостинг презентаций окружающий мир

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции