Жизнь это вирус или

слоган - режиссер Кшиштоф Занусси сценарий Кшиштоф Занусси продюсер Ивона Зюлковска-Окапец оператор Эдвард Клосиньский композитор Войцех Киляр художник Галина Добровольская, Ягна Яника, Веслава Чойковская монтаж Марек Денис жанр драма , . слова зрители премьера (мир) зрителям, достигшим 16 лет время 99 мин. / 01:39



Во время съемок картины о Святом Бернарде шестидесятилетний врач Томаш Берг задается вопросом о том, как человек готовится к смерти. Ведь все свои годы этот жизнерадостный, ироничный, успешный человек никогда не задумывался ни о смерти, ни о возможных предсмертных страданиях, ни о религии. Неожиданно выясняется, что он смертельно болен.

Медицина выносит свой страшный вердикт: даже проведение дорогостоящей операции в одной из лучших зарубежных клиник не сможет предотвратить мучительную смерть. Томаш осознает, что его дни сочтены. В его душе происходит перелом. В голове появляется идея отвергнуть все моральные ценности и незыблемые догмы, которым он следовал всю жизнь, и пуститься во все тяжкие.

Смертельно больной пожилой доктор встает перед выбором: покончить ли жизнь самоубийством, оборвав невыносимые физические муки. Или стоически выдержать испытания, уготованные ему судьбой, разобраться в сомнениях и прийти к вере

Если вам понравился этот , не пропустите. развернуть ↓ Если вам понравился этот , не пропустите Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их. все рекомендации к фильм у ( 20 ) скрытые оцененные фильмы ( 5 ) *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
Отзывы и рецензии зрителей
  • Добавить рецензию.
  • Все:12
  • Положительные:8
  • Отрицательные:1
  • Процент:79.2%
  • Нейтральные:3


Чего же ты колеблешься?

Фильм прост, хорош, искренен и правдив. Удивительная сила слова, сила кадра. Почему в начале фильма мы видим историю о том, как человек перестает бояться смерти, а как говорил бессмертный Толстой, что человека, который перестал бояться смерти ничем не победить. На самом все люди бояться смерти, все хотят в сущности одного — жить. Даже люди, ищущие смерти, вынюхивающие ее то там, то тут, даже люди, которые собственноручно убивают себя, и те, в последнюю для них секунду, понимают, как сильно они хотят жить и как сильно они любят этот омерзительный, лживый мир, с омерзительными и пошлыми людьми.

Больше об этом фильме писать смысла не вижу. Достойный и ценный.


В фильме польского режиссера Кшиштофа Занусси есть все составляющие, присутствующие в названии, и жизнь, и смерть и половые отношения, только вот, увы, не смог сценарий увязать их в такую же элегантную формулу, как сделано это в выражении, выбранном для заглавия. С одной стороны здесь стоят люди, у которых продолжается жизнь, с другой стороны — пожилой доктор, умирающий от рака, с третьей — молодая пара возлюбленных, которую можно бы и к первой стороне отнести. Только вот каждая из этих сторон обособлена и движется сама по себе, а все состыковки вызывают лишь недоумение. Ироничный врач пытается шутить, а заодно и поучать людей, чья жизнь идет полным ходом в отличии от него, он многое переосмыслил для себя, но применимость знаний к другим судьбам весьма сомнительна, а даже если и так — сентиментальна. Из разряда тех отношений, когда живущий чувствует обязательства перед умирающим. Проблемы людей теперь кажутся чем-то мелочным, ведь доктор Томаш Берг, всю жизнь спокойно смотревший на смерть, осознал на собственной шкуре какого это — быть умирающим.

Создается впечатление, что режиссер просто сыграл на теме, которую не принято осуждать, о которой общественная мораль требует говорить с осторожностью. Реалистичность независимого кино этому очень импонирует. Из депрессивной замкнутости главный герой выходит, сосредотачивая внимание и посильную помощь на молодых влюбленных, таким образом давая, возможно, единственно верный ответ, заключающийся в том, чтобы отвлечься от проблемы. Тем не менее, на всем своем протяжении фильм представляет собой пассивную драму. Ответа, как не было до этого, так не будет и после финальных титров, на этом сказался скептицизм профессии главного героя. Попытка обратиться за советом к религии не дает плодов далекому от веры человеку, по той же причине надежда умирает далеко не последней. Остается лишь выбор — помереть эгоистом или отдать всего себя людям.

О фильме рассуждать вообще очень сложно хотя бы потому, что рассуждать тут, в общем-то, не о чем. Можно привести десяток шуток, вроде той, что использовали в названии, которые как остроумные констатации фактов, над которыми и смеяться-то порой неловко. Жизнь действительно хорошая штука, но от нее умирают, потому как это естественный ход вещей. В том и положительное отличие этого фильма от произведений эзотерических — в них есть фантастическое допущение, которое приводит весь механизм размышлений о жизни в движении, наделяет его особым смыслом, и на этом базируются все религии, а такие люди как доктор Томаш или режиссер Занусси никогда не поверят в них, но в этом кроется и главный недостаток, ибо без того самого фантастического катализатора идея поиска превращается в простое созерцание личностной трагедии, из которой у каждого зрителя наверняка сложится собственное мнение, основанное не столько на материалах фильма, сколько на личном опыте.

Итог: пессимистичная созерцательная драма на заведомо безнадежную тему — поиск смысла смерти, в которую, ближе к развязке внесли оптимизма.


Это фильм о враче-онкологе, который узнает, что смертельно болен, вот уж злая шутка судьбы, раком, и это известие служит мотивом переосмыслить ценности, подумать о Жизни, о Боге. Врач, оказавшийся в положении пациента, отчаянно ищет способ вылечиться, пока жива надежда, а когда получает из уст своих коллег окончательный приговор, старается, уладив дела, уйти из жизни наименее безболезненно и наименее пафосно.

В фильме множество фраз и диалогов, которые я еще не осмыслила, и осмысливать буду долгие годы, но в процессе просмотра успела осознать и почувствовать буквально кончиками пальцев, например рассуждения врача и священника о страдании: для чего Бог, любящий человека, посылает ему невыносимые муки? «Страданиями вы можете спасти мир — А этот мир стоит спасать?

Сильнейшим образом зацепила меня поднятая в это фильме тема эвтаназии(добровольного ухода из жизни, осуществляемая врачом, не принятая законами большинства государств). Доктор Томаш Берг, находясь близко к завершению врачебной карьеры и собственной жизни, дает смертельную дозу морфия матери своего неизлечимо больного пациента, а потом, по просьбе женщины и дозу для нее самой. Так что же эвтаназия для врача? Крах и гибель как профессионала и нравственного человека, клятвопреступника (ведь в клятве Гиппократа, даваемой врачами всего мира, очень четко оговаривается сей момент)? Или это наивысший подвиг врача и великая благость — подарить страждущему смерть, как лекарство от невыносимых мук? Томашу Бергу предстоит осознать это на себе, решая для себя, что выше — мифическое спасение души путем страданий, которых по своему мнению он не заслужил, или избавление от мук боли и угасания

(за то, что фильм зацепил и растворил меня в себе)


SFF: Польша. Ноябрь. Фильм четвертый

Итак, этот фильм затрагивает вопрос, который всегда будет актуальным для каждого живого человека. Все когда-нибудь задумываются над этим. Речь пойдет о смерти. Главный герой работает врачом, поэтому у него довольно прагматичное представление о жизни и смерти, что уже видно из названия фильма. Во всяком случае, так было, пока он не узнал свой собственный диагноз, который поставил его перед самым сложным выбором. Что делать дальше: бороться за жизнь или готовиться к смерти? Ускорить процесс, избавив себя от лишних мук, или смиренно ждать, когда пробьет последний час? Мы видим внутреннее противоборство врачебного прагматизма с надеждами и страхами простого смертного.

Но я бы не назвал этот фильм грустным. По-моему, режиссер не собирался пугать зрителя смертью или выдавливать из него слезу. Он, наоборот, говорит, что в этом нет ничего противоестественного. Не надо бояться, потому что каждый проходит через этот этап. Он показывает нам, что вера помогает справиться со страхами. Как тот священник, который готовил конокрада к смертной казни, Кшиштоф готовит зрителей взглянуть на завершение жизни, как на следующую ступень общего процесса, который подвластен высшему разуму. То есть смерть будет бессмысленной до тех пор, пока ты сам не наделишь ее смыслом. А тут уже каждый решит сам в пределах своей фантазии. Например, завещать свое тело для научных исследований, подписать согласие на выемку органов, раздать наследство бедным и т. п.

Ну, это чисто мое видение фильма. Возможно, другие увидят тут более глубокий смысл. В общем, нормальный фильм с философским оттенком о бытие и забвении. Збигнев Запасевич замечательно сыграл главную роль. Но я почему-то ждал большего. Сюжет мне показался простоватым. Ну, посмотрим, чем меня завтра удивит голливудская классика 40-ых годов.


В первую очередь хотел отметить очень странную закономерность, которая встречается мне уже не в первый раз. Когда пишутся краткие описания для польских и чехословацких фильмов, то результат получается несколько отличным от того, что можно увидеть в фильме. К примеру, пишется о том, что это боевик/ужасы/фантастика, а оказывается бытовой драмой. То есть с формальной точки зрения действительно так, но посмотрев фильм, возникает ощущение, что речь шла о другом кино. Вот и здесь. Я ожидал увидеть, ну не знаю, что-то в духе Тарковского или даже Ким Ки Дука. Ан нет. Всё проще. В итоге первый минус найден.

Во-вторых, пиаристое название, безусловно, нашло отражение в фильме и оно, скорее всего, так и есть, но это как ответ в конце задачника. В итоге пример решён, верно, но кое-где пришлось подгонять. В результате решение правильное, всё сошлось но вот как-то не этого я ждал.

В-третьих. Фильм, по сути, получился из разряда притч. Поэтому нет здесь ни бешенного экшена, ни брутальщины, однако в таких фильмах оказываются очень ценны какие-то мелочи, которые в конечном итоге складываются в паззл. Здесь таких мелочей не хватало. Да. Была птица. Возможно, ещё пара-тройка мелочей, но для притчи этого на мой субъективный взгляд всё же недостаточно.

Не буду ругаться. Кино хорошее. Оно получилось осенним, я бы даже сказал октябрьским. Жителям средней полосы России думаю это должно быть особенно понятно. Начинается октябрь как золотая осень. Да, это последние дни, но всё ещё тепло и как бы не похоже ни на что потом. Фильм начинается аналогично. Я уж даже подумал. Что будет что-то средневековое.

Затем короткое похолодание и напоминание, что лето прошло. В фильме закончились съёмки, травма и всё такое.

Затем природа умирает медленно и постепенно, унося с собой остатки птиц и ещё не впавшей в спячку живности. В фильме это разложение главного героя. Кстати, слухи о том, что он там мечется или ещё чего, это только слухи. Всё размеренно и относительно не торопливо, но главное — логично и последовательно. В октябре, особенно во второй половине, становится ясно, что лета не вернуть.

Концовка фильма — конец октября, начало ноября. По сути осень закончилась, на пороге зима, но это уже другая история. Тем более, что за зимой будет та самая весна, которая и породит ту жизнь, которая передалась тем самым путём в конце фильма

Этот фильм удивителен своей правдивостью и реалистичностью. Это почти документалистика. Здесь нет красивой картинки, ослепительных видов, даже Париж — серый и мрачный без своих визитных карточек. Это верное отражение мира для смертельнобольного человека. Человека без друзей, без семьи, потерявший интерес к работе, но еще жаждущий жизни.

Как и в реальности, жизнь и смерть ходят рука об руку. У разлагающегося старика появляются перед смертью новые друзья — пышущая молодостью и здоровьем пара влюбленных, чувствующих благодарность к этому человеку. Даже видя его прикованным к кровати, беседуя с ним, они не могут полностью забыть о своем счастье, о своей любви, они улыбаются, кровь играет в их жилах. Они не могут до конца понять этого одинокого несчастного человека, их жизнь еще впереди.

Не может понять его и начальник, думающий о научной работе, о грантах, о конференции, которая состоится через две недели. У главного героя нет этих двух недель, нет больше будущего. Каждая секунда на счету, но, даже осознавая это, он ничего не может сделать, уже не может воспользоваться сполна отведенным ему временем. Нет сил даже на то, чтобы отправиться в последнее путешествие, продав квартиру, бросив все старое и ненужное — на это нет сил, болезнь берется мертвой хваткой, связывая по рукам и ногам, пригвождая к больничной койке. Все что остается — это мучения, боль, постепенное угасание и истощение, да наблюдение, как капля за каплей из капельницы в тело вливается лекарство. Вот и вся жизнь, без надежды, что завтра что-то изменится. Завтра просто не будет.

Кшиштоф Занусси поведал нам страшную историю. Страшную своей повседневностью, своей обычностью. Такое может случиться с каждым. Ничего, конечно, нового, но эмоционально сильно.


Профессия Режиссер: доктор, философ, ксёндз

В зале выключают свет. Вселенской нежной тоской разливается симфоническая музыка Войцеха Килара. Застыв перед экраном, зрители жадно ловят каждое — столь полновесное, подобное тяжелой капле долгожданного дождя — слово. Кто-то заскучает и прошмыгнет на выход, кто-то ошарашенно будет оглядываться после просмотра: те немногие, что остались до конца, теперь уже близкие люди. Братья по духу

Нет, это не завязка сюжета. История начинается со знакомства с режиссером, когда он выходит к аудитории в строгом костюме, говорит на чистом русском, приветливо улыбается и привычно шутит о знаменитых родственниках с Апеннин (ах, в его доме нет холодильника Zanussi). И странно: несмотря на обширную просветительскую деятельность (ретроспективные показы, мастер-классы для актеров, дипломатические визиты в качестве консультанта Комиссии по делам культуры в Ватикане), Кшиштоф Занусси известен публике чуть меньше, чем его соотечественники Кшиштоф Кёслевский или Анджей Вайда. Его старомодная приверженность к интеллектуальной классике, отказ от эффектной визуализации в кадре, литературность как основной кинематографический прием, предполагающий бесконечные философские диалоги, — все это скорее оттолкнет современного зрителя, выбирающего экшн и поп-корн. Есть что-то стоическое в миссии интеллигентного поляка, сравнивающего нынешнюю культурную ситуацию с регрессивным Средневековьем: после античной высоты — бездна масскульта. Ведь свою позицию — не поучать развлекая, но делиться трудным опытом, помогая другим, да и самому себе понять мир — он поклялся решительно оберегать от агрессивного воздействия времени.

История закоренелого конокрада XII века, обращенного великим аббатом в веру и потому безропотно пошедшего на казнь, становится метафорой последних дней Томаша. Его блуждание по земному Чистилищу в серых тонах предзимней Варшавы — будь то сны, беседы с благочестивым ксёндзом возле нетленных мощей, незаконное спасение от боли и жизни неизлечимых пациентов, поиск денег на операцию — лишено пафоса окончательных истин. Как притча умалчивает о способах исправления грешника, так и режиссер избегает прямолинейных аксиом, но аккуратно направляет вдумчивого зрителя в русло традиционных христианских ценностей. Томаш отнюдь не праведник. Ироничный атеист-одиночка, пожелавший положить телефон в гроб для последующих звонков бывшей жене, он привык рассчитывать на самого себя и отвечать на неловкие вопросы собеседников с изрядной долей черного юмора. Однако, оставшись один на один с неизбывной бедой, герой в мучительных попытках находит личный способ не умирать — в сердцах других людей, выбирая полную, искреннюю самоотдачу. И если идея (жизнь — смерть — жизнь) кажется банальной, финал — предопределенным, а название, привлекшее любопытного зрителя афористичной цепкостью, — разочаровывающим манком (никакого скандальоза), то дело не в оригинальности трактовки, а в том, что еще одна человеческая душа, выйдя из кинотеатра, нелицемерно возведет очи горе, в высокое холодное небо

В Китае растет число зараженных коронавирусом нового типа, распространение которого началось в городе Ухань провинции Хубэй в конце декабря. По последним данным, зарегистрирован 291 подтвержденный случай инфицирования, 170 человек находятся на лечении, состояние 51 пациента оценивается как тяжелое, шесть человек скончались.

Случаи заражения регистрируются в основном в Ухане и прилегающей к нему провинции Хубэй, а также в Пекине и Шанхае. Один случай заболевания был зафиксирован в Японии, два — в Таиланде, один — в Южной Корее. Первая жертва пневмонии появилась 11 января.

Что это за вирус

ВОЗ и китайские власти отнесли инфекцию 2019-nCoV к семейству коронавирусов, ранее не наблюдавшихся у людей. Прежде считалось, что заболевание распространяется через зараженные продукты, но теперь подтвердилось, что вирус может передаваться от человека к человеку.

Общие признаки инфекции включают респираторные симптомы, повышение температуры тела, кашель и затрудненное дыхание. В тяжелых случаях инфекция вызывает пневмонию, почечную недостаточность и приводит к летальному исходу. Инкубационный период длится 5–7 дней.

Откуда он взялся

В Китае еще живы воспоминания об эпидемии 2002 года, когда тяжелый острый респираторный синдром (SARS), спровоцированный коронавирусом, привел к смерти 774 из 8098 пациентов. Поэтому масштабы новой эпидемии на раннем этапе приводят к общественной панике.

При этом новые вирусы обнаруживаются регулярно, передаваясь от животных к человеку, отмечают эксперты. Например, упомянутый SARS разнесли гималайские циветы (Paguma larvata), млекопитающие из семейства виверровых, обитающие в том числе и на юге Китая, где их употребляют в пищу. В мае 2003 года вирус выявили у живых цивет, которых продавали на рынке в провинции Гуандун. К циветам вирус пришел от летучих мышей, которые также стали главными переносчиками MERS — эпидемии 2013 года. Ближневосточный респираторный синдром (MERS) передался человеку от зараженных одногорбых верблюдов.

Источник вируса 2019-nCoV пока не известен, но ученые подозревают, что его очаг находится на рынке в городе Ухань, где торгуют животными, птицами и морепродуктами. Не исключено, что какие-то из животных были заражены летучими мышами.

Насколько опасен вирус

Новый коронавирус занимает срединную позицию на шкале эскалации опасности — от умеренной простуды до летального исхода. Эпидемиологи считают, что нынешняя вспышка инфекции может не иметь таких же последствий, как SARS и MERS.

К тому же Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) все еще не решила, объявлять ли чрезвычайное положение на международном уровне, как это было со свиным гриппом и вирусом Эбола.

Эксперты отмечают, что 2019-nCoV точно не является SARS, который распространился в начале 2000-х в 37 государствах, или MERS (коронавирус ближневосточного респираторного синдрома), который был обнаружен в 2013 году в 23 странах и привел к летальному исходу в 431 случае заражения.

Как реагируют власти Китая и другие государства

Большинство инфицированных (270 человек) находится в Ухане, откуда началось распространение болезни. Пять жителей госпитализированы в китайской столице, 14 человек — в южной провинции Гуандун, два — в Шанхае.

Зараженных изолировали, чтобы минимизировать риск распространения инфекции. В аэропортах Китая организовали дополнительный досмотр пассажиров, в частности, с помощью тепловизоров, которые выявляют повышенную температуру тела — первый симптом заболевания. Рынок морепродуктов в Ухане закрыли. В 14 регионах власти Китая поместили на карантин 54 пациентов с симптомами, сходными с пневмонией. В США и азиатских странах усилили проверки путешественников, следующих из Уханя.

10 января ВОЗ опубликовала инструкции для всех государств, призванные помочь в подготовке к распространению заболевания. Руководства содержат положения об информировании общества о вспышке инфекции, мониторинговых мероприятиях в клиниках и учреждениях, правила проведения анализов и тестирований. 22 января состоится экстренное заседание ВОЗ, в ходе которого члены комитета постараются определить, несет ли новый вирус угрозу международного масштаба.

Роспотребнадзор оценил вероятность ввоза коронавируса в Россию как низкую, учитывая, что ежегодно в страну прибывают более 1,5 млн китайских граждан. В ведомстве рекомендовали воздержаться от поездок в Ухань, но обратили внимание, что ученым уже известна генетическая структура коронавируса. В российских аэропортах досматривают прилетевших из Китая пассажиров через тепловизор. Минздрав в свою очередь заявил, что создаст соответствующий экспресс-тест.

Коронавирус становится поводом пошутить над незнакомцем, ему посвящают мемы, о нем слагают песни. Вирус проникает не только в организмы живых существ, но и в поп-культуру. Однако пройдет время, и о нем все забудут, как когда-то перестали говорить о вирусе Эбола, атипичной пневмонии и оспе.

Север Туркмении, 1980-е годы. В Средней Азии возникла вспышка ранее неизвестного вируса. Обстановка сложная и напряженная. Вирус передается через зараженную воду. Из-за ее употребления количество заболевших резко растет. В большинстве случаев болезнь протекает относительно благополучно, но ужас в том, что умирают в основном женщины в третьем триместре беременности.


Михаил Фаворов,
эпидемиолог, доктор медицинских наук

Сегодня Михаил Фаворов живет в США, занимает пост президента компании DiaPrep System Inc и продолжает активно работать в области диагностики, контроля и профилактики инфекционных заболеваний.

Вирус — простейшая форма жизни. Принято считать, что если он находится внутри человека или животного, то становится живым существом — размножается и обменивается информацией. Но когда вирус находится вне организма, он считается неживым. О вирусах мы узнали сравнительно недавно, около 100 лет назад. М икробиолог Дмитрий Ивановский опубликовал исследование о существовании некой субстанции, которая проходит через фильтры, задерживающие бактерии, и назвал ее вирусом. В то время как чума человечеству известна многие тысячелетия, у нее другая природа — она вызывается бактериями, которые являются более сложным и крупным организмом. Ее распространение было связано с низким уровнем жизни и плохой гигиеной. Процент летальности достигал 25%, то есть при легочной форме погибал каждый четвертый.


Среди вирусных инфекций самой страшной была оспа, которая затронула все страны мира. Вызывалась она вирусом натуральной оспы. Вакцину удалось изобрести благодаря случайному знакомству с коровьей оспой. Вирус животных, которые выступали переносчиками, вводили в организм человека, но вакцинированные не заболевали человеческой формой болезни: организм защищали антитела введенного вируса. Уникальность натуральной оспы в том, что это антропонозный вирус — им болели только люди. Поэтому, когда произвели вакцину, оспу удалось искоренить. В 1950-х годах в Африке были вакцинированы последние контактировавшие с больными, а с 1978 года вирус был полностью ликвидирован. Оспа исчезает, когда у последнего заболевшего появляются антитела, — он выздоравливает и перестает быть переносчиком.

Рецепты с летучей мышью


Тепло наших тел

По уровню плотности населения Китай и Индия превосходят все остальные регионы планеты, а разнообразие видов животных в Африке настолько велико, что большинство из нас вряд ли догадываются о существовании некоторых из них, например окапи, виверр, руконожек. Как редкие животные, так и плотность населения становятся дополнительными стимулами высокой скорости распространения заражения. Вирусы не поражают отдельно китайцев или представителей других наций, вирусы аполитичны и не имеют вероисповедания. Они умеют приспосабливаться к любым изменениям среды не хуже человека. Все, что им нужно, — тепло наших тел и, возможно, определенные рецепторы.

Вспышка эпидемий — это не просто случайность, а стечение обстоятельств.

Все закрыто: рынки, магазины, метро. Остановки общественного транспорта абсолютно пусты. По тротуарам проплывает только мусор, гонимый ветром, исчезающий в желтоватой дымке. Странно, если учесть, что в городе проживают миллионы человек. Изредка на улице появляются люди в респираторных масках, некоторые сделаны из подручных средств. Однажды увидев такую картину, вряд ли возможно спутать с чем-то эпицентр распространения респираторного заболевания, и защищаться надо незамедлительно.

Чтобы обезопасить себя и свою семью во время респираторной эпидемии, главное — находиться на расстоянии не ближе 2 м от заболевшего, чихающего или кашляющего человека, мыть руки каждые два часа, проветривать помещения, минимально контактировать с людьми.


История человечества насчитывает десятки тысяч кровавых войн, но самые страшные по потерям, пожалуй, — войны с паразитами. По некоторым данным, от чумы умерло больше людей, чем в результате всех войн, вместе взятых, — около 186 млн человек. От одной Юстиниановой чумы, первой зарегистрированной в истории, погибли 100 млн человек. Разработка защиты от биологической угрозы требует больших затрат, поэтому вакцины создаются только для тех вирусов, которые представляют реальную опасность. Более того, к некоторым вакцинам вирусы привыкают, становятся устойчивыми и меняют свою структуру, поэтому человечеству приходится постоянно быть начеку и придумывать что-то новое.

Респираторная маска вполне может защитить, но проблема в том, что надежна она всего 20 минут.

На уроках биологии нам говорили, что жизнь — это способ существования нуклеиновых кислот. Один из вариантов существования нуклеиновых кислот — это вирусы, которые живут на других организмах. Они совершенно не заботятся о нашем благополучии, они пытаются приспособиться, как и все живые существа на планете. Единственное, за что стоит их благодарить, — эволюционное совершенство иммунной системы человека. Веками, когда появлялось какое-либо заражение, организм человека вырабатывал антитела и формировал клеточный иммунитет. Все знают, что если держать человека в стерильной среде, а потом выпустить на улицу, он вскоре умрет, потому что у него не будет механизма выработки защиты. Но это не цель существования вирусов, скорее побочный эффект.


Прогнозировать возникновение вспышек вирусов еще сложнее, чем рассуждать о высших смыслах. Это всегда уникальная ситуация, которая происходит в результате изменения состояния окружающей среды, при которой человек попадает в новые условия взаимодействия с другими видами животных. А сегодня антропогенное воздействие на окружающую среду достигло абсолютно несопоставимых масштабов по сравнению с предыдущими поколениями, к тому же человек как вид постоянно растет. У ученых есть возможность наблюдать за попытками вирусов совершить кроссвидовой переход благодаря лабораторным методам слежения. Врачи ликвидировали оспу и почти победили вирус полиомиелита — это внушает надежду, что с новым вирусом можно будет хотя бы договориться. Как бы ни сложились эти взаимоотношения, стоит помнить: пока человек будет существовать как вид, всегда найдутся те, кто захочет на нем паразитировать.

Как защититься от коронавируса? Узнайте здесь.

— Вирусы есть у каждого вида живых существ на Земле, в том числе у грибов, мхов, есть вирусы бактерий, простейших, — поясняет вирусолог, директор Института медицинской паразитологии, тропических и трансмиссивных заболеваний им. Е.И. Марциновского Сеченовского университета Александр Лукашев. — И многие в принципе могут перейти к человеку.

Постоянная атака

Вирусы атакуют все живое постоянно. И есть этому самая что ни на есть объективная причина, обусловленная самой природой. Дело в том, что вирус — не бактерия и не микроорганизм. Это, выражаясь научным языком, фрагмент генетической информации, упакованный в белковую оболочку. Самое главное, что нужно запомнить — у вируса нет клетки, а значит, вне чужого организма он не может делиться и как бы не живет, а находится в замершем состоянии. Поэтому наука, к слову, до сих пор не определилась, живые вирусы существа или нет.

Клетка умирает, но не сдается

Каждую секунду в природе идут боевые действия, в которых вирусы выступают как агрессоры — так устроена природа. Клеткам живых организмов приходится держать глухую оборону. Но человек и не знает, что находится под обстрелом фрагментов генетической информации, потому что в подавляющем большинстве случаев клетки его организма самостоятельно разбираются с захватчиком, не допуская заражения.

— В течение нескольких часов вирус подчиняет себе клетку разными способами, — продолжает рассказ вирусолог.— В клетке есть системы защиты, и вирусу необходимо их подавить, не допустив, чтобы клетка покончила жизнь самоубийством. Когда вирус попал внутрь клетки, ее уже не спасти, и она сама себя старается убить — этот механизм заложен природой. Или же клетка может дать сигнал другим клеткам, что с ней что-то не так, и начнется воспаление, которое не даст вирусу распространиться повсеместно, локализовав его. Вирусы этот механизм тоже пытаются подавить, но с разной степенью успешности. Если они преодолеют сопротивление клетки, то размножатся, если нет— то инфекции не случится. Интересно, что попыток захвата клеток вирусами на самом деле намного больше, чем случаев реального заражения и развития болезни. Чаще всего клетка побеждает.

От вида к виду и обратно

Но как же в таком случае возникают эпидемии? По словам экспертов, на руку вирусам играет банальное стечение обстоятельств. Победа настойчивого вируса — процесс вероятностный. Вирусы, как мы уже поняли, обстреливают людей с завидным упрямством: то успешно, то нет. Но опасными и смертоносными они становятся, когда удается перейти от одного вида к другому. У каждого вируса есть свой, строго специфичный набор клеток тех или иных живых существ, которые ему легко подавить, но время от времени случается форс-мажор.

Съедобное-несъедобное

Как ученый табак лечил

Первооткрывателем вируса считается русский ученый Дмитрий Ивановский, который впервые в 1892 году доказал существование нового типа возбудителя болезней на примере мозаичной болезни листьев табака. Исследуя причины болезни, поразившей плантации этого растения в Крыму, Ивановский пришел к выводу, что существует некий инфекционный патоген, передающий болячку от растения к растению. Этот патоген и был назван вирусом.

Интересно, что о вакцинах для защиты от вирусных заболеваний исследователи говорили задолго до открытия самих вирусов — первым был Эдвард Дженнер, который еще в 1798 году опубликовал свое исследование о лечении оспы с помощью секрета из оспинных папул. О вирусах, переносивших заболевания, никто в те времена и слыхом не слыхивал.

НУ И НУ!

Чем больше ученые изучают вирусы, тем больше перед ними предстает загадок. Сейчас наука уже признала, что вирусы — это наследие древнего мира, который существовал еще до появления первой живой клетки, 4 миллиарда лет назад. Они неотъемлемая часть жизни. Более того, из вирусов или их остатков по большей части состоит геном человека. Другими словами, вирусы были основой развития жизни на Земле. Доказано, что человек как млекопитающее обязан своим существованием именно им, поскольку благодаря вирусам у наших далеких предков начала формироваться плацента. Как? Они привнесли в человеческий геном белок, отвечающий за ее функцию. Кроме того, вирусы повысили эффективность эволюции. Они переносили генетическую информацию намного эффективнее, чем это делалось только в ходе размножения. То есть удачные гены они переносили не только потомству вида, а сразу в новый организм.

КСТАТИ

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Геннадий Аксенов, историк науки, кандидат географических наук, исследователь:

— Самый частый вопрос, который задают обычно про вирусы, — живые они или нет. Жизнь существует в клеточной форме. Только тогда организм живет, когда работает клетка. Живые бактерии занимаются тем, что размножаются, ну и попутно создают космические тела, которые мы называем планетами. Но если нет питания, они окукливаются, превращаются в споры и ждут. Никто не знает, сколько они так могут существовать и в каких условиях. Им космические условия тоже не помеха — хранятся и все. И вирусы ничем особенным от бактерий не отличаются. Но вне клетки они не живут, а ждут, пока окажутся на ней — чисто случайно. Ведь вирусов гигантское число, и когда-нибудь они обязательно попадут на клетку кого угодно — бактерии, животного, растения — и впрыснут в нее свой зародышевый материал. Тогда клетка начнет его воспроизводить, делиться уже с материалом вируса. Если организм погибает, вирус снова начинает ждать — времени у него куча. Но все равно жизнь — это клетка, работает только в клеточной форме.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции