Задания егэ по биологии по теме вирусы

В настоящее время на Земле описано более 2,5 млн видов живых организмов. Однако реальное число видов на Земле в несколько раз больше, так как многие виды микроорганизмов, насекомых и др. не учтены. Кроме того, считается, что современный видовой состав — это лишь около 5% от видового разнообразия жизни за период ее существования на Земле.
Для упорядочения такого многообразия живых организмов служат систематика, классификация и таксономия.

Систематика — раздел биологии, занимающийся описанием, обозначением и классификацией существующих и вымерших организмов по таксонам.
Классификация — распределение всего множества живых организмов по определённой системе иерархически соподчинённых групп — таксонов.
Таксономия — раздел систематики, разрабатывающий теоретические основы классификации. Таксон — искусственно выделенная человеком группа организмов, связанных той или иной степенью родства, и в то же время достаточно обособленная, чтобы ей можно было присвоить определённую таксономическую категорию того или иного ранга.

В современной классификации существует следующая иерархия таксонов:

  • царство;
  • отдел (тип в систематике животных);
  • класс;
  • порядок (отряд в систематике животных);
  • семейство;
  • род;
  • вид.

Кроме того, выделяют промежуточные таксоны: над- и подцарства, над- и подотделы, над- и подклассы и т. д.

Систематика живых организмов постоянно изменяется и обновляется. В настоящее время она имеет следующий вид:

  • Неклеточные формы
    • Царство Вирусы
  • Клеточные формы
    • Надцарство Прокариоты (Procariota):
      • царство Бактерии (Bacteria, Bacteriobionta),
      • царство Архебактерии (Archaebacteria, Archaebacteriobionta),
      • царство Прокариотические водоросли
        • отдел Сине-зелёные водоросли, или Цианеи (Cyanobionta);
        • отдел Прохлорофитовые водоросли, или Прохлорофиты (Prochlororhyta).
    • Надцарство Эукариоты (Eycariota)
      • царство Растения (Vegetabilia, Phitobiota или Plantae):
        • подцарство Багрянки (Rhodobionta);
        • подцарство Настоящие водоросли (Phycobionta);
        • подцарство Высшие растения (Embryobionta);
      • царство Грибы (Fungi, Mycobionta, Mycetalia или Mycota):
        • подцарство Низшие грибы (одноклеточные) (Myxobionta);
        • подцарство Высшие грибы (многоклеточные) (Mycobionta);
      • царство Животные (Animalia, Zoobionta)
        • подцарство Простейшие, или Одноклеточные (Protozoa, Protozoobionta);
        • подцарство Многоклеточные (Metazoa, Metazoobionta).

Ряд учёных выделяет в надцарстве Прокариоты одно царство Дробянки, которое включает три подцарства: Бактерии, Архебактерии и Цианобактерии.

Вирусы, бактерии, грибы, лишайники

Вирусы были открыты в 1892 г. русским биологом Д. И. Ивановским, ставшим основоположником вирусологии. Они являются неклеточной формой жизни и занимают пограничное положение между неживой и живой материей. Вирусы — внутриклеточные паразиты и могут проявлять свойства живых организмов, только попав внутрь клетки.

  • способность к размножению;
  • наследственность и изменчивость

  • не имеют клеточного строения;
  • не проявляют обмена веществ и энергии (метаболизма);
  • могут существовать только как внутриклеточные паразиты;
  • не увеличиваются в размерах (не растут);
  • имеют особый способ размножения;
  • имеют только одну нуклеиновую кислоту — либо ДНК, либо РНК.

Вирусы существуют в двух формах: покоящейся (внеклеточной), когда их свойства как живых систем не проявляются, и внутриклеточной, когда осуществляется размножение вирусов. Простые вирусы (например, вирус табачной мозаики) состоят из молекулы нуклеиновой кислоты и белковой оболочки — капсида.

Некоторые более сложные вирусы (гриппа, герпеса и др.), помимо белков капсида и нуклеиновой кислоты, могут содержать липопротеиновую мембрану, углеводы и ряд ферментов. Белки защищают нуклеиновую кислоту и обусловливают ферментативные и антигенные свойства вирусов. Форма капсида может быть палочковидной, нитевидной, сферической и др.

В зависимости от присутствующей в вирусе нуклеиновой кислоты различают РНК-содержащие и ДНК-содержащие вирусы. Нуклеиновая кислота содержит генетическую информацию, обычно о строении белков капсида. Она может быть линейная или кольцевидная, в виде одно- или двуцепочечной ДНК, одно- или двуцепочечной РНК.

При проникновении вируса внутрь клетки специальные белки вирусной частицы связываются с белками-рецепторами клеточной оболочки. В животную клетку вирус может проникать при процессах пино- и фагоцитоза, в растительную клетку — при различных повреждениях клеточной стенки. Бактериофаги (вирусы, паразитирующие на бактериях), как правило, не попадают внутрь клетки, так как этому препятствуют толстые клеточные стенки бактерий. Внутрь клетки проникает только нуклеиновая кислота вируса.
Вирус подавляет существующие в клетке процессы транскрипции и трансляции. Он использует их для синтеза собственных нуклеиновой кислоты и белка, из которых собираются новые вирусы. После этого клеточные оболочки разрушаются и новообразованные вирусы покидают клетку, которая при этом погибает.
Полагают, что происхождение вирусов связано с эволюцией каких-то клеточных форм, которые в ходе приспособления к паразитическому образу жизни вторично утратили клеточное строение.
Вирусы способны поражать различные живые организмы. Первым открытым вирусом был вирус табачной мозаики, поражающий растения. Вирусную природу имеют такие заболевания животных и человека, как натуральная оспа, бешенство, энцефалиты, лихорадки, инфекционные гепатиты, грипп, корь, бородавки, многие злокачественные опухоли, СПИД и др. Кроме того, вирусы способны вызывать генные мутации.

Вирус, вызывающий заболевание СПИДом (синдром приобретённого иммунодефицита), поражает клетки крови, обеспечивающие иммунитет организма. В результате больной СПИДом может погибнуть от любой инфекции. Вирусы СПИДа могут проникнуть в организм человека во время половых сношений, во время инъекций или операций при несоблюдении условий стерилизации. Профилактика СПИДа заключается в избегании случайных половых связей, использовании презервативов, применении одноразовых шприцев.

Все прокариоты принадлежат к одному царству Дробянки. В его состав входят бактерии и сине-зелёные водоросли.

Прокариотические клетки не имеют ядра, область расположения ДНК в цитоплазме называется нуклеоидом, единственная молекула ДНК замкнута в кольцо и не связана с белками, клетки меньше эукариотических, в состав клеточной стенки входит гликопептид — муреин, поверх клеточной стенки располагается слизистый слой, выполняющий защитную функцию, отсутствуют мембранные органоиды (хлоропласты, митохондрии, эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи), их функции выполняют впячивания плазматической мембраны (мезосомы), рибосомы мелкие, микротрубочки отсутствуют, поэтому цитоплазма неподвижна, нет центриолей и веретена деления, реснички и жгутики имеют особую структуру. Деление клеток осуществляется путём перетяжки (митоза и мейоза нет). Этому предшествует репликация ДНК, затем две копии расходятся, увлекаемые растущей клеточной мембраной.

Выделяют три группы бактерий: архебактерии, эубактерии и цианобактерии.

Архебактерии — древнейшие бактерии (метанообразующие и др., всего известно около 40 видов). Имеют общие черты строения прокариот, но значительно отличаются по ряду физиологических и биохимических свойств от эубактерий. Эубактерии — истинные бактерии, более поздняя форма в эволюционном отношении. Цианобактерии (цианеи, сине-зелёные водоросли) — фототрофные прокариотические организмы, осуществляющие фотосинтез подобно высшим растениям и водорослям с выделением молекулярного кислорода.

По форме клеток различают следующие группы бактерий: шаровидные — кокки, палочковидные — бациллы, дугообразно изогнутые — вибрионы, спиралеобразные — спириллы и спирохеты. Многие бактерии способны к самостоятельному движению за счёт жгутиков или благодаря сокращению клеток. Бактерии — одноклеточные организмы. Некоторые способны образовывать колонии, но клетки в них существуют независимо друг от друга.

В неблагоприятных условиях некоторые бактерии способны образовывать споры за счёт формирования плотной оболочки вокруг молекулы ДНК с участком цитоплазмы. Споры бактерий служат не для размножения, как у растений и грибов, а для защиты организма от воздействия неблагоприятных условий (засухи, нагревания и др.).

По отношению к кислороду бактерии делят на аэробов (обязательно нуждающиеся в кислороде), анаэробов (погибающие в присутствие кислорода) и факультативные формы.

По способу питания бактерии делятся на автотрофные (в качестве источника углерода используют углекислый газ) и гетеротрофные (используют органические вещества). Автотрофные, в свою очередь, делятся на фототрофов (используют энергию солнечного света) и хемотрофов (используют энергию окисления неорганических веществ). К фототрофам относят цианобактерии (сине-зелёные водоросли), которые осуществляют фотосинтез, как и растения, с выделением кислорода, и зелёные и пурпурные бактерии, которые осуществляют фотосинтез без выделения кислорода. Хемотрофы окисляют неорганические вещества (нитрифицирующие бактерии, азотфиксирующие бактерии, железобактерии, серобактерии и др.).

Гетеротрофы делятся на сапрофитов (используют органические вещества мёртвой массы) и паразитов (используют органические вещества живых организмов). Гетеротрофы могут окислять органические вещества при участии кислорода (дыхание) или в анаэробных условиях (брожение). Выделяют несколько типов брожения: спиртовое, молочнокислое, уксусное, маслянокислое и др.

Бактерии размножаются бесполым путём — делением клетки (у прокариот митоза и мейоза нет) при помощи перетяжек или перегородок, реже почкованием. Этим процессам предшествует удвоение кольцевой молекулы ДНК.

Благодаря очень разнообразному метаболизму бактерии могут существовать в самых различных условиях среды: в воде, воздухе, почве, живых организмах. Велика роль бактерий в образовании нефти, каменного угля, торфа, природного газа, в почвообразовании, в круговоротах азота, фосфора, серы и других элементов в природе. Сапротрофные бактерии участвуют в разложении органических останков растений и животных и в их минерализации до СО2, Н2О, H2S, NH3 и других неорганических веществ. Вместе с грибами они являются редуцентами. Клубеньковые бактерии (азотфиксирующие) образуют симбиоз с бобовыми растениями и участвуют в фиксации атмосферного азота в минеральные соединения, доступные растениям. Сами растения такой способностью не обладают.

Человек использует бактерии в микробиологическом синтезе, в очистных сооружениях, для получения ряда лекарств (стрептомицин), в быту и пищевой промышленности (получение кисломолочных продуктов, виноделие).

Однако бактерии приносят не только пользу, но и вред. Бактерии-паразиты разрушают клетки хозяина или выделяют токсические вещества. Они являются возбудителями опасных инфекционных заболеваний, таких как чума, холера, дифтерия, дизентерия, туберкулез и др. Для борьбы с ними проводят вакцинации населения, дезинфекцию предметов, стерилизацию или пастеризацию воды и продуктов питания.

Общая характеристика грибов. Грибы выделяют в особое царство, насчитывающее около 100 тыс. видов.

Отличия грибов от растений:

  • гетеротрофный способ питания
  • запасное питательное вещество гликоген
  • наличие в клеточных стенках хитина

Отличия грибов от животных:

  • неограниченный рост
  • поглощение пищи путём всасывания
  • размножение с помощью спор
  • наличие клеточной стенки
  • отсутствие способности активно передвигаться
  • Строение грибов разнообразно — от одноклеточных форм до сложноустроенных шляпочных форм

Строение лишайников. Лишайники насчитывают более 20 тыс. видов. Это симбиотические организмы, образованные грибом и водорослью. При этом лишайники представляют собой морфологически и физиологически целостный организм. Тело лишайника состоит из переплетённых гиф гриба, между которыми располагаются водоросли (зелёные или сине-зелёные). Водоросли осуществляют синтез органических веществ, а грибы поглощают воду и минеральные соли. В зависимости от строения тела (слоевища) различают три группы лишайников: накипные, или корковые (слоевище имеет вид налётов или корочек, плотно срастающихся с субстратом); листовидные (в форме пластинок, прикреплённых к субстрату пучками гиф); кустистые (в форме стволиков или лент, обычно разветвлённых и срастающихся с субстратом только основанием). Рост лишайников осуществляется крайне медленно — всего по несколько миллиметров в год.

Вопрос 1: Перечислите особенности царства вирусов.

Вирусы не имеют клеточного строения (неклеточные формы жизни)

Вирусы не имеют обмена веществ (не питаются , не дышат), не растут не передвигаются.

Вирусы имеют только один тип нуклеиновой кислоты ДНК или РНК.

Вирусы – это постоянные облигатные внутриклеточные паразиты.

Вирусы способны воспроизводить себе подобных только за счет энергетических и структурных ресурсов клетки, в которой паразитируют.

Вопрос 2: Перечислите особенности строения вирусов.

1.Вирусы не имеют клеточного строения (неклеточные формы жизни)

2. Основным структурным компонентом вирусов является нуклеокапсид, т.е. белковый чехол (капсид) в котором заключен вирусный геном (ДНК или РНК).

3.Нуклеокапсид большинства вирусов окружен липопротеиновой оболочкой.

4. Вирусная частица называется вирион.

Вопрос 2: Перечислите этапы воспроизведения вирусов.

(особенность размножения вирусов)

1.Вирусы способны воспроизводить себе подобных за счет энергетических и структурных ресурсов клетки, в которой паразитируют.

2.Проникновение вируса в клетки:

а. У животных- пиноцитоз и фагоцитоз.

б. У растений - при повреждении клеточной стенки.

3. Репликация вирусной нуклеиновой кислоты.

4. Встраивание вирусной ДНК в клетки хозяина.

5. Транскрипция( синтез вирусной иРНК)

6. Трансляция ( синтез вирусных белков по вирусной иРНК)

7. Сборка вирусных частиц.

8. Выход вируса из клетки.

Вопрос 3. Какой организм изображен на рисунке. В чем особенности строения и жизнедеятельности этого организма?


1.На рисунке изображен бактериофаг.

2. Бактериофаг- это вирус, поражающий клетки бактерий.

3. Бактериофаг – это неклеточная форма жизни.

4. Состоит из белковой головки, в центре которой находится молекула вирусная ДНК и хвоста.

5. На конце хвоста расположены хвостовые нити ( отростки), которые контактируют с рецепторными участками на поверхности бактериальной клетки и закрепляют бактериофаг. Базальная пластинка хвоста содержит фермент, разрушающий клеточную стенку бактерий, что обеспечивает проникновение вирусной ДНК.

6.Бактериофаг не имеет собственного обмена веществ, является паразитом бактерий и воспроизводит себе подобных за счет энергетических ресурсов клетки бактерий, в которой паразитирует.

Выберите книгу со скидкой:


Рисование головы и рук

350 руб. 1087.00 руб.


3D-рисование. Гиперреализм Рисунки, которые оживают

350 руб. 553.00 руб.


История цвета. Как краски изменили наш мир (новое оформление)

350 руб. 1025.00 руб.


350 руб. 1087.00 руб.


Радиевые девушки. Скандальное дело работниц фабрик, получивших дозу радиации от новомодной светящейся краски

350 руб. 427.00 руб.


Совушки. Раскраски, поднимающие настроение (ПР)

350 руб. 96.00 руб.


350 руб. 1087.00 руб.


Совушки. Раскраски, поднимающие настроение

350 руб. 283.00 руб.


Котики. Раскраски, поднимающие настроение

350 руб. 283.00 руб.


В цветочном вальсе. Открытки-раскраски

350 руб. 225.00 руб.


На крыльях счастья. Открытки-раскраски

350 руб. 225.00 руб.


Краски. История макияжа

350 руб. 1383.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Хилькевич Елена ВалерьевнаНаписать 0 29.09.2016

Номер материала: ДБ-220095

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р


Спикер: Анна Быкова (#лениваямама)

    29.09.2016 3170
    29.09.2016 6141
    29.09.2016 499
    29.09.2016 244
    29.09.2016 392
    29.09.2016 743
    29.09.2016 3476

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Вирус (лат. virus - яд) - неклеточная форма жизни, мельчайшие болезнетворные микроорганизмы, не видимые в микроскоп. Они значительно меньше бактерий: легко проходят через бактериальные фильтры.

Вирусы способны размножаться только внутри живых клеток, до проникновения в них вирусы не имеют признаков жизни: пассивно перемещаются во внешней среде, ожидая встречи с клеткой-мишенью.


В 1892 году Ивановский Д.И. в ходе изучения мозаичной болезни табака обнаружил, что болезнь вызывается мельчайшими субстанциями, которые проходят через бактериальный фильтр, то есть были меньше бактерий. Вирусы впервые увидели в электронный микроскоп в 1939 году (спустя 19 лет со смерти Ивановского), однако считается, что именно Ивановский положил начало вирусологии как науке.


Вирусы выделяют в отдельное, пятое царство. Несмотря на их кажущуюся безжизненность, от неживой материи их отличают следующие черты:

  • Наличие наследственности и изменчивости
  • Способность к репродукции (воспроизведению себе подобных)

Рекомендую обратить особое внимание на черты, которые отличают вирусы от живых организмов:

    Неживое (инертное) состояние

Вне клетки хозяина находятся в неживом состоянии, ожидая внедрения. Вирусы - облигатные внутриклеточные паразиты.

У вирусов отсутствует обмен веществ с внешней средой (метаболизм).

Не имеют клеточной мембраны, ограничивающих их от внешней среды, и, соответственно, клеточного строения.

Не делятся, не размножаются половым путем

У вирусов отсутствует половое размножение и деление. Попав в живую клетку, вирус встраивает свою нуклеиновую кислоту (РНК/ДНК) в наследственный материал клетки-мишени. В результате клетка начинает синтезировать вирусные белки (новые вирусы): так увеличивается численность вирусов.

Вирусы не растут, не увеличиваются в размерах. Стратегия их жизни - безудержное размножение.

Если мы заглянем в клетку, инфицированную вирусом, то от вируса мы увидим только один элемент - его нуклеиновую кислоту (ДНК/РНК). Во внешней среде вирусы существуют в виде вирионов - полностью сформированных вирусных частиц, состоящих из белковой оболочки (капсида) и нуклеиновой кислоты внутри.

Носителем наследственной информации у вирусов может быть ДНК, РНК. В связи с этим все вирусы подразделяются на ДНК- и РНК-содержащие.


Найдя клетку, на поверхности которой есть подходящий рецептор, вирус взаимодействует с ним и прикрепляется к мембране клетки. Путем эндоцитоза (образование вакуоли) вирус проникает внутрь клетки, выходит из вакуоли в цитоплазму. Наследственный материал (ДНК/РНК) вируса реализуется по схеме: ДНК ↔ РНК → белок.

Проникнув внутрь клетки (инфицировав ее), вирус реализует собственный генетический материал (ДНК/РНК) путем синтеза вирусного белка на рибосомах клетки хозяина. Клетка даже и не подозревает, что вирус встроил в ее РНК/ДНК свой генетический код - она принимает его как свой собственный, а в результате синтезирует вирусные белки.

Образовавшиеся белки объединяются в вирусные частицы, которые могут выходить из клетки разными путями. Вирионы вирусов гепатита C выходят из клетки путем почкования (экзоцитозом), при таком варианте клетка долгое время остается живой и служит для продукции новых вирионов.


Известен и другой механизм выхода вирионов из клетки: взрывной, при котором оболочка клетки разрывается, и тысячи вирионов отправляются инфицировать новые клетки. Такой способ характерен для аденовирусов, ротавирусов.

Это уникальная группа вирусов, инфицирующая только бактерии. Бактериофаг имеет капсид, с содержащимся внутри наследственным материалом - ДНК (реже РНК), протеиновым хвостом. Бактериофаги открыты в 1915 году и с тех пор активно применяются в ходе генетических исследований.

Ниже вы можете видеть типичное строение бактериофага. Бактериофаг напоминает шприц, который протыкает стенку бактерии и впрыскивает внутрь нее свою нуклеиновую кислоту.


Бактериофаги успешно применяются в медицине для лечения многих заболеваний. Это высокоэффективные, дорогостоящие препараты, которые помогают, например, нормализовать микрофлору кишечника при бактериальных инфекциях.

Вирусы вызывают множество заболеваний человека и животных. Некоторые из них неизлечимы даже на современном этапе развития медицины, например бешенство. К вирусным инфекциям относятся грипп, корь, свинка, СПИД (вызванный ВИЧ), полиомиелит, желтая лихорадка, онковирусы.

Такая группа, как онковирусы, потенцируют развитие опухолей в организме. К ВИЧ и онкогенным вирусам не существует специфических антител, что затрудняет процесс создания вакцины. В то же время против ряда вирусных инфекций: корь, ветряная оспа созданы вакцины, создающие стойкий пожизненный иммунитет.

Клетки вырабатывают защитный белок - интерферон. Это вещество подавляет синтез новых вирусных частиц, приводит к повышению температуры тела (например, при гриппе).


Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) представляет для организма большую опасность. Он размножается в T-лимфоцитах - клетках крови, которые выполняют иммунную функцию. С гибелью T-лимфоцитов разрушается иммунная система, становится невозможным сопротивление организма бактериями, вирусам и грибам, что в отсутствии лечения приводит к вторичным инфекциям.

Риск заражения ВИЧ присутствует при гемотрансфузии (переливании крови), половом акте. Инфекция также может быть передана от ВИЧ инфицированной матери к плоду.


Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

13 февраля в 18.30 министр образования и науки Российской Федерации Ольга Юрьевна Васильева в прямом эфире #VKLIVE ответит на вопросы пользователей социальной сети ВКонтакте о проведении Единого государственного экзамена в 2018 году.

Вот скриншот этого поста. Сохранил, пока не удалили.


Я решил задать вопрос, посвящённый безобразиям, творящимся в ЕГЭ по биологии.

Чтобы не перегружать фактическим материалом, я задал на данном сайте вопрос министру, проиллюстрировав только четырьмя примерами. Так звучал этот вопрос:

«Уважаемая Ольга Юрьевна. Знаете ли Вы, что в вопросах ЕГЭ по биологии С ЗАВИДНЫМ ПОСТОЯНСТВОМ делаются логические и фактологические ошибки? Считаете ли Вы ошибки самих составителей, причем ОЧЕНЬ ЧАСТЫЕ, допустимыми?

Приведу для иллюстрации несколько примеров.

Примеры логических ошибок:

Наука НЕ ЗНАЕТ, может у галобактерий, может у зелёных бактерий.

Масса ДНК зависит от стадии клеточного цикла: она в два раза меньше в предсинтетической стадии по сравнению с постсинтетической.

Примеры фактологических ошибок.

1. Из реального ЕГЭ 2016. Задача на сопоставление признаков классов насекомых и паукообразных. Вот два признака на сопоставление.

1) Число простых глазков составляет 2-8.

Реально у насекомых число простых глазков 0-45, у паукообразных 0-12.

Как быть тому, кто в отличие от составителей ЕГЭ не только горе-теоретик, но и на самом деле разглядывал в детстве гусениц или блох? Но нужно самым загадочным образом запрещать иметь простые глазки насекомым и приписывать их исключительно паукообразным.

2) Внекишечное пищеварение.

У очень многих паукообразных внекишечного пищеварения нет, например, у сенокосцев и многих клещей с грызущим ротовым аппаратом.

У очень-очень многих насекомых внекишечное пищеварение есть, например, у подавляющего большинства хищных насекомых, у клопов, сетчатокрылых, мух, тлей, медянок, бабочек, мертвоедов и т.д.

А как же типичные почвенные бактерии актиномицеты, имеющие конидии и мицелий? А как же размножение экзоспорами цианобактерий или спорангиоспорами слизистых бактерий?

Таких ошибок не просто много, их ОЧЕНЬ МНОГО. Но это безобразие ИГНОРИРУЕТСЯ. В том числе на официальном сайте ФИПИ.

Думаю, что это будет и дальше игнорироваться. Только вот допустимо ли это?

Вопрос не просто был проигнорирован, он ЗАГАДОЧНО ИСЧЕЗ из сайта министерства через несколько дней после его помещения на сайт, хотя многие другие вопросы сохранились.

Не так давно в СМИ было объявлено о том, что министр образования и науки России Ольга Васильева открыла в социальной сети ВКонтакте официальную группу, посвященную Единому государственному экзамену (ЕГЭ).

Ответы на вопросы? Прекрасно. Я тут же подал в качестве новости этот же свой вопрос. Новость оказалась в итоге так и не опубликованной. Скриншот этой новости прилагаю.


Кроме того, в данной официальной группе под постом, посвящённом ЕГЭ по биологии, я также сделал целый ряд комментариев, где отметил ряд критических ошибок в заданиях ЕГЭ. Эти комментарии пока не удалены. Комментарии есть не только под видео, но и под самим постом – там приведено большее количество конкретных примеров.

Особенно много ошибок допускается составителями по молекулярной биологии и биохимии.

В частности, вот задание из демоверсии 2015.

Предполагаемый ответ - окисления молекул ПВК.

Проблема только в том, при окислении ПВК МАКСИМУМ образуется 30 молекул АТФ. Дело в том, что в том, что после гликолиза (второго - бескислородного - этапа) образуются 2 молекулы ПВК и 2 молекулы НАДН. При окислении двух молекул ПВК синтезируется 30 молекул АТФ из АДФ, а при окислении НАДН (его превращении в НАД+) - ещё 6 молекул.

Не могу не упомянуть и о другой часто встречающейся ошибке: ошибочном и логически противоречивом алгоритме нахождения комплементарной цепи ДНК и РНК. На Педсовете есть публикация в виде презентации, в которой обсуждается использование в ЕГЭ неверного алгоритма нахождения комплементарной цепи (задание встречается почти каждый год в ЕГЭ(!)), приводящее к резкому обеднению круга задач по этой теме, не выходящих за рамки школьной программы.

В своём сборнике задач по молекулярной биологии я пишу:

«Прежде всего, нужно фиксировать запись одноцепочечной последовательности в нуклеиновой кислоте. Отсутствие чёткой фиксации записи приводит к явным логическим противоречиям, которые могут быть завуалированы резким ограничением круга решаемых задач.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции