Все виды оружий информационное химическое психологическое вирусы


Фрагмент монографии С.И. Макаренко. Информационное противоборство и радиоэлектронная борьба в сетецентрических войнах начала XXI века. — СПб., 2017.

Определение информационного оружия

Информационное оружие — совокупность средств информационного воздействия на технику и людей [2, 275].

В соответствии со сферами, в которых ведется информационное противоборство, информационное оружие классифицируется на два основных вида [2, 275]:

  • информационно-техническое оружие;
  • информационно-психологическое оружие.

Главными объектами воздействия информационного оружия первого вида является техника, второго — люди.

При этом надо подчеркнуть, что информационно-техническое оружие включает в себя средства РЭБ, а информационно-психологическое оружие является элементом более широкого типа оружия — психологического оружия (рис. 3.6).

Фактически информационное оружие является технологией, включающей в себя [2, 277]:

  • анализ способов и механизмов активизации у конкретной системы противника (технической, психологической, социальной, экономической и т.д.) характерных в нее возможностей самоуничтожения;
  • поиск программы самоуничтожения;
  • разработка конкретного информационного оружия;
  • применение информационного оружия по заданному объекту.

Полковник ВВС США Р. Сафрански, один из идеологов концепции сетецентрической войны, дает достаточно широкое определение информационному оружию:

Информационное оружие — использование специально подобранных средств, под воздействием которых происходит изменение процессов не только в информационных, но также и в социальных системах в соответствии с поставленными целями [13].

Применять информационное оружие предполагается на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях. При этом основными объектами его воздействия являются информационно-технические системы (от финансовоэкономических до систем управления войсками), социальные системы, отдельные личности или группы лиц (то есть групповое и индивидуальное сознание) [13].

Информационное оружие — различные средства поражения: высокоточное оружие для поражения органов управления или отдельных РЭС, средства РЭБ, источники мощного ЭМИ, программные средства и т. д., эффективно решающие задачи информационной войны [304].

Спорным в данном подходе является отнесение к классу информационного оружия большинства средств поражения и физического оружия по той лишь причине, что оно обеспечивает физическое уничтожение органов управления и РЭС противника.

В работах [307] и [312] приводятся близкие по смыслу определения информационного оружия.

Информационное оружие — совокупность информационных технологий, способов и средств информационного воздействия, предназначенных для ведения информационной войны [307].

Информационное оружие — оружие, наиболее эффективно решающее задачи информационной войны, основной задачей которой является достижение информационного превосходства [312].

Информационное оружие — это средства информационного воздействия на технику и людей с целью решения задач воздействующей стороны и специфичные способы их применения [303].

Это определение, а также определение, представленное в работах [2, 275], на взгляд автора, являются наиболее общими и полными и включают в себя всю совокупность средств для организации воздействий, которые могут быть использованы для деструктивного влияния как в технической, так и в психологической сфере.

В работе [13] авторами сделана другая попытка обобщения и конкретизации вышеуказанных определений информационного оружия.

Информационное оружие — это совокупность способов и средств [13]:

  • подавления элементов инфраструктуры государственного и военного управления противника;
  • радиоэлектронного влияния на элементы информационных и телекоммуникационных систем;
  • несанкционированного доступа к информационным ресурсам с последующей их деформацией, уничтожением или хищением;
  • информационно-психологического воздействия на военнослужащих и гражданское население противоборствующей стороны.

Информационному оружию присущи несколько отличительных качественных характеристик, которыми оно концептуально отличается от других видов оружия.

При этом темпы совершенствования информационного оружия (как, впрочем, и любого вида атакующего вооружения) превышают темпы развития технологий защиты и противодействия ему [131].

Общая классификация информационного оружия

В соответствии со сферой своего применения информационное оружие классифицируется на [13]:

  • информационно-техническое оружие;
  • информационно-психологическое оружие.

В соответствии со своим целевым назначением информационное оружие подразделяется на два типа [13]:

  • оборонительное информационное оружие;
  • наступательное информационное оружие.

Оборонительное информационное оружие решает задачи обороны в информационной войне и включает системы многоуровневой компьютерной безопасности и различные системы активного противодействия информационно-психологическому оружию противника. Таким образом, в состав оборонительной составляющей информационного оружия входят средства противодействия и нейтрализации наступательного информационного оружия противника [13].

Наступательное информационное оружие решает задачи воздействия на систему принятия решения противника путем поражения наиболее критичных из входящих в нее компонентов (как в технической, так и в психологической сфере) [13].

Исходя из имеющихся определений информационного оружия, анализа опыта его применения в войнах и вооруженных конфликтах новейшего исторического периода, информации о направлениях зарубежных исследований и разработок в данной предметной области, опубликованной в открытых источниках, можно выделить следующие наиболее распространенные средства наступательного информационного оружия[13]:

Перечисленные средства наступательного информационного оружия, включающие различные виды воздействий, основаны на различных энергетических, химических и информационных технологиях (таблица 3.1) [13, 303, 312, 313, 315]. При этом надо отметить, что представленные в таблице средства специальных психологических воздействий ряд специалистов относит не к информационно-психологическому, а к психологическому оружию. Это связанно с тем, что данные средства не манипулируют с информацией, а осуществляют прямое вмешательство в психику человека.

Таблица 3.1 — Примеры некоторых видов информационного оружия, основанных на различных технологиях [13]

Вид информационного оружия

Используемые средства

Тип технологии

Средства воздействия на компоненты радиоэлектронного оборудования и системы их энергообеспечения

средства силового радиоэлектронного подавления;

сверхмощные генераторы СВЧ-излучения (гиротроны, рефлектные триоды, релятивистские магнетроны и др.);

ВМГ, взрывные МГД-генераторы;

средства силового воздействия через электросеть;

средства вывода из строя электросетей

На основе энергетического воздействия

программные средства вывода из строя оборудования (резонанс головок жестких дисков, выжигание мониторов и др.);

программные средства стирания перезаписываемой памяти;

программные средства воздействия на системы бесперебойного питания и др.

На основе информационных технологий

Средства воздействия на информационные ресурсы и аппаратно-программные средства АСУ

средства преодоления систем защиты информации;

средства проникновения в информационные системы (ИС) противника;

средства маскировки источников получения информации;

средства вывода из строя ПО информационной системы;

средства скрытого частичного изменения алгоритма функционирования ПО;

средства сбора данных, циркулирующих в ИС противника;

средства доставки и внедрения определенных алгоритмов в конкретное место информационной системы;

средства воздействия на системы охраны объектов

На основе информационных технологий

Средства воздействия на процесс передачи информации

станции помех радиосвязи (в том числе с элементами искусственного интеллекта);

забрасываемые передатчики помех одноразового использования

На основе энергетического воздействия

Средства воздействия на процесс передачи информации

средства воздействия на протоколы передачи данных систем связи и передачи данных;

средства воздействия на алгоритмы адресации и маршрутизации;

средства перехвата и нарушения прохождения информации в технических каналах ее передачи;

средства вызова перегрузки системы ложными запросами на установление связи

На основе информационных технологий

Средства психологического воздействия, дезинформации и пропаганды

воздействие посредством СМИ; средства пропаганды; средства создания или модификации виртуальной реальности;

средства имитации голосов операторов систем управления (например, ЛПР) и видеоизображения конкретных людей с их голосом (руководителей государств, лидеров партий и др.);

средства модификации информации, хранимой в базах данных ИС противника;

средства ввода в ИС противника ложной информации и данных (целеуказания, мест доставки грузов и др.);

средства дезинформации охранных систем;

средства модификации данных навигационных систем, систем точного времени и др.

На основе информационных технологий

Средства специальных психологических воздействий

Специальные генераторы излучения, воздействующего на психику человека

На основе энергетического воздействия

антидепрессанты; галлюциногены, наркотические вещества;

специально структурированные лекарственные средства

На основе химического воздействия

специальная видеографическая и телевизионная информация;

средства создания виртуальной реальности, подавляющей волю человека и вызывающей страх;

На основе информационных технологий

Классификация технологий информационного противоборства, обеспечивающих разработку и применение информационного оружия

В основу классификации технологий информационного противоборства положена приведенная выше классификация информационного оружия, которое по своему целевому назначению подразделяется на: оборонительное и наступательное. Классификацию технологий информационного противоборства можно представить в виде двенадцати укрупненных групп [13].

Группы технологий, обеспечивающих разработку и применение наступательного информационного оружия [13]:

  • технологии программных воздействий;
  • технологии информационно-психологических воздействий на личный состав;
  • технологии воздействия на информацию, распространяемую СМИ (печатные, электронные, в том числе в сети Интернет);
  • технологии воздействия на информацию в системах управления;
  • технологии радиоэлектронного воздействия;
  • технологии психологической борьбы, агитации и пропаганды среди военнослужащих противоборствующей стороны и гражданского населения.

Группы технологий, обеспечивающих разработку и применение оборонительного информационного оружия [13]:

  • технологии защиты от программного воздействия;
  • технологии защиты от специальных информационно-психологических воздействий;
  • технологии защиты от деструктивного воздействия информации, распространяемой СМИ, а также от программных, лингвистических и иных негативных воздействий на людей;
  • технологии защиты информации в системах управления;
  • технологии защиты от радиоэлектронного воздействия и технических средств разведки;
  • технологии морально-психологического обеспечения войск и гражданского населения.

В ходе дальнейшей декомпозиции каждая из перечисленных групп технологий может быть конкретизирована. Например, технологии программных воздействий классифицировать на: компьютерные вирусы, удаленные сетевые атаки, нейтрализаторы тестовых программ и др.

Посол Сирии в РФ рассказал "Интерфаксу" о ситуации в стране и взаимодействии с Россией в борьбе с терроризмом


Москва. 28 июня. INTERFAX.RU - Посол Сирии в РФ Риад Хаддад в интервью корреспонденту "Интерфакса" Веронике Вишняковой в преддверие визита главы МИД Сирии Валида Муаллема в Москву 29 июня разъяснил позицию властей страны по деятельности антиигиловской коалиции в борьбе с ИГИЛ, о взаимоотношениях с Россией и действиях сторон по предотвращению вербовки граждан РФ в ряды террористов, а также перспективах третьего московского раунда межсирийских переговоров в процессе реализации Женевских договоренностей.

- Господин посол, как вы оцениваете эффективность антиигиловской коалиции во главе с США? Нуждается ли Сирия в целом в помощи международного сообщества и расширении этой помощи для борьбы с терроризмом?

- Америка создала ИГИЛ и выделяет этой организации все виды поддержки и помощи. Коалиция и ее война против ИГИЛа – это ложь. Америка воюет через ИГИЛ, это инструмент в ее руках, а не против них. Мы видим, что коалиция неэффективна в уничтожении террористов. Если провести небольшое сравнение, то год назад в начале деятельности коалиции ИГИЛ контролировала небольшую часть Сирии и Ирака. Сейчас же, когда прошел год после работы коалиции, ИГИЛ захватила новые территории, а это самое большое доказательство того, что США помогают ИГИЛ, а не воюют против нее. Есть очевидные документы, которые подтверждают прямую помощь Америки ИГИЛу.

- В таком случае должна ли антиигиловская коалиция продолжать работу в том ключе, в котором ведет ее сейчас, то есть без санкции ООН и без разрешения Дамаска? Взаимодействует ли антиигиловская коалиция с Дамаском?

- Если мы на самом деле хотим противостоять терроризму в мире, то это должно проходить с согласия Совета Безопасности ООН. Необходимо собрать все международные силы для борьбы с ИГИЛ под эгидой СБ ООН. Самое главное, мы все должны быть нацелены на то, чтобы отрезать от него источник материального обеспечения и снабжения оружием. Все страны должны соблюдать резолюции СБ ООН, касающиеся борьбы с терроризмом.

Никакого взаимодействия между Дамаском и антиигиловской коалицией нет. В то же время существует сотрудничество между нами, Россией и Ираном в борьбе с террористическими группами, и оно эффективно. Это сотрудничество продолжается, и оно не прервется, пока терроризм в Сирии не будет уничтожен.

- Сирию часто обвиняют в применении химического оружия. Как вы можете прокомментировать эти обвинения? Какова вероятность того, что на данный момент ИГИЛ или Джебхад ан-Нусра располагают им?

- Информационная война, которая ведется против Сирии в прессе, заставила многих думать и говорить об этом с целью прямого вмешательства извне. Сирия не использовала химическое оружие против террористических групп. Комиссия ООН, которая приезжала в Сирию по данному вопросу, убедилась в этом. Могу Вам сказать, что химическое оружие использовали террористические группы в прямом сотрудничестве с Турцией. Сирия как государство, подписав Конвенцию по запрещению химического оружия, присоединилась к Организации по запрещению химоружия (ОЗХО), и у нее больше этого оружия нет. Мы не нуждаемся в использовании химического оружия. Наши российские партнеры знают об этом.

Мы пресекли очень много переговоров между террористическими группами, которые подтверждают их намерение использовать химическое оружие и его применение. Эти доказательства мы передали российским коллегам, чтобы они знали: все химическое оружие передается этим группировкам через границу с Турцией.

Если бы у террористов не было химического оружия, то откуда у них появилась бы возможность направить его на некоторые регионы Сирии? Они используют химическое оружие, а потом говорят, что его использовала сирийская армия. Логично ли, чтобы сирийское государство использовало химическое оружие против мирных жителей? По телевидению несколько раз показывали, как мирных жителей подвергли химической атаке. Это были террористы.

Война, которая проходит в Сирии и которой противостоит наше государство - это самая грязная война в мире. Это война в своем прямом значении, и в то же время война информационная, война служб безопасности, экономическая и культурная война. Весь этот комплекс нацелен на то, чтобы уничтожить Сирию как государство и разделить ее на несколько отдельных территорий. Это выгодно Израилю и Америке. Им не нужна такая сильная страна, как Сирия, и такой сильный лидер, как наш. Если посмотреть на историю Сирии, то выгода для Израиля была, есть и будет всегда. Страна вмешивается в конфликт и помогает террористическим группировкам на юге Сирии, поддерживает их в городе Кунейтра. Он помогает в эвакуации раненых террористов, увозит их раненых в больницы Израиля. Он напрямую их поддерживает. К тому же Израиль бомбил Сирию несколько раз в течение последних трех лет.

- Считаете ли Вы, что Россия оказывает достаточно помощи в борьбе с ИГИЛ и Джебхад ан-Нусра? Оказывает ли Россия военную помощь?

- Позиция России была ясна с начала кризиса в Сирии: она поддерживает государство и сирийскую армию, ровно как и стойкость сирийского народа. До сих пор Россия помогает Сирии в экономических и военно-технических аспектах. Мы видим, что Россия стоит рядом с Сирией в ее борьбе против всех террористических групп в стране.

Я не буду говорить, какие виды вооружений поставляет Россия, но подчеркну, что она предоставляет Сирии все необходимое. Россия предоставляет всю техническую и военную помощь и соблюдает все военные договоры, заключенные между нашими странами. В военную помощь России в частности входит подготовка специалистов и другие аспекты.

- Есть ли взаимодействие между Россией и Сирией по пресечению вербовки россиян в ряды ИГИЛ, в частности, по линии спецслужб?

- Между Сирией и Россией осуществляется сотрудничество в военной, экономической, политической, дипломатической сферах и в вопросах безопасности, включая взаимодействие с руководством страны по вопросу тех выходцев из России, которые воюют в Сирии.

- Планируются ли какие-то контакты и визиты представителей Сирии в Россию на высшем уровне? Обсуждался ли визит президента Башара Асада?

- Да, запланировано много визитов. В скором времени глава МИД Сирии Валид Муаллем посетит Россию. Он будет во главе делегации, которая приедет в Москву для проведения диалогов. Это является продолжением сотрудничества и консультаций между Россией и Сирией. Вопрос визита президента мы не обсуждали.

- Насколько полезными были московские раунды межсирийских переговоров? Оппозиция заявляла о том, что нужно сначала провести Женеву-3 и лишь потом третий московский раунд. Как считаете Вы? Каковы в целом перспективы Женевы-3?

- Мы считаем, что эти раунды были очень эффективны и результативны. На них мы смогли найти точки соприкосновения. То, чего Москва добилась, это – успех, поскольку она смогла призвать определенную группу оппозиции сесть за стол переговоров вместе с государственными лицами. Оппозиция делится на несколько групп и то, что Россия смогла в первый раз их собрать, было исключительно важным. Именно поэтому на данный момент мы просим организовать Москву-3. Она может состояться, когда наши российские друзья сообщат нам, что все к этому готово.

Мы не должны ехать на Женеву-3 до тех пор, пока не придем к соглашению. Через Москву-3 можно провести консультации и договориться о тех пунктах, которые не закрыты, по которым нет договоренности, а потом поехать на Женеву-3. Пока мы не провели Москву-3, мы не сможем говорить о Женеве-3.

- Готовы ли власти Сирии обсуждать с оппозицией организацию переходного политического периода в соответствие с Женевскими договоренностями?

- То, что касается переходного политического периода, закрепленного в коммюнике Женевы-2 от 30 июня 2012 года, остается в поле обсуждения и работы между сирийскими сторонами. Это входит в сирийский диалог. Повторяю, что через Москву-3 мы будем договариваться о всех незакрытых вопросах, и только после этого будет ясен результат. Я не могу сейчас выделять какую-то одну проблему, потому что их целый комплекс.

- Рассматривали власти возможность диалога с внешней оппозицией и в частности с Национальной коалицией?

- Сирийская власть готова решать проблемы теми способами, которые она считает эффективными и подходящими для нее. Все решения, которые были нами вынесены и будут вынесены, принимаются не в одиночестве, а вместе с российскими коллегами после переговоров.

- Готовы ли власти Сирии к взаимодействию с умеренными оппозиционными силами, в частности со Свободной армией Сирии для борьбы с ИГИЛ?

- Я упомянул, что мы ждем третий раунд московских межсирийских консультаций. Несмотря на это, мы не ведем никаких переговоров с теми людьми, которые держат в руках оружие. Мы продолжаем уничтожать терроризм, а не вести переговоры. Мозг террориста устроен таким образом, что он не понимает переговоры, не верит в них. Именно поэтому это явление необходимо уничтожить.

официальный сайт

Человек знающий об особенностях того или иного оружия, способах его применения и поражающем его действии сможет попробовать защититься от него или своевременно подготовиться к защите от поражающего действия оружия.

Ядерное оружие — оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании внутриядерной энергии. Ядерное оружие — одно из самых разрушительных средств ведения войны — входит в число основных видов оружия массового поражения. Оно включает в себя различные ядерные боеприпасы (боевые части ракет и торпед, авиационные и глубинные бомбы, артиллерийские снаряды и мины, снабженные ядерными зарядными устройствами), средства управления ими и средства доставки их к цели (носители). Поражающее действие ядерного оружия основано на энергии, выделяющейся при ядерных взрывах.

Поражающие факторы ядерного взрыва— ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение и электромагнитный импульс.

Ударная волна— основной поражающий фактор ядерного взрыва, так как большинство разрушений и повреждений сооружений, зданий, а также поражений людей обусловлены ее воздействием.

Световое излучение— это поток лучистой энергии, включающий ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи. Его источник — светящаяся область, образуемая раскаленными продуктами взрыва и раскаленным воздухом. Проникающая радиация — это поток гамма-лучей и нейтронов. Источниками его служат ядерные реакции деления и синтеза, протекающие в боеприпасе в момент взрыва, а также радиоактивный распад осколков (продуктов) деления в облаке взрыва.

Время действия проникающей радиации на наземные объекты составляет 15—25 с.

Радиоактивное заражение. Основные его источники — продукты деления ядерного заряда и радиоактивные изотопы, образующиеся в результате воздействия нейтронов на материалы, из которых изготовлен ядерный боеприпас, и на некоторые элементы, входящие в состав грунта в районе взрыва. Наиболее опасно в первые часы после выпадения радиоактивных осадков.

Электромагнитный импульс — это кратковременное электромагнитное поле, возникающее при взрыве ядерного боеприпаса в результате взаимодействия испускаемых при этом гамма-лучей и нейтронов с атомами окружающей среды. Следствием его воздействия может быть выход из строя отдельных элементов радиоэлектронной и электротехнической аппаратуры. Поражение людей возможно только в тех случаях, когда они в момент взрыва соприкасаются с проводными линиями.

Химическое оружие — это оружие массового поражения, действие которого основано на токсических свойствах некоторых химических веществ. К нему относят боевые отравляющие вещества и средства их применения.
Отравляющие вещества (ОВ) — это химические соединения, которые способны поражать людей и животных на больших площадях, проникать в различные сооружения, заражать местность и водоемы. Ими снаряжают ракеты, авиационные бомбы, артиллерийские снаряды и мины, химические фугасы, а также выливные авиационные приборы (ВАП). Применяют ОВ в капельно-жидком состоянии, в виде пара и аэрозоля. Проникать в организм человека и поражать его они могут через органы дыхания, органы пищеварения, кожу и глаза.

По действию на организм человека отравляющие вещества подразделяют на нервно-паралитические, кожно-нарывные, удушающие, общеядовитые, раздражающие и психохимические.

Отравляющие вещества нервно-паралитического действия (Ви-Икс, зарин) поражают нервную систему при действии на организм через органы дыхания, при проникновении в парообразном и капельно-жидком состоянии через кожу, а также при попадании в желудочно-кишечный тракт вместе с пищей и водой. Отравляющие вещества кожно-нарывного действия (иприт) обладают многосторонним поражающим действием. В капельно-жидком и парообразном состоянии они поражают кожу и глаза, при вдыхании паров — дыхательные пути и легкие, при попадании с пищей и водой — органы пищеварения. Отравляющие вещества удушающего действия (фосген) воздействуют на организм через органы дыхания.

Отравляющие вещества общеядовитого действия (синильная кислота и хлорциан) поражают человека только при вдыхании им воздуха, зараженного их парами (через кожу они не действуют).Отравляющие вещества раздражающего действия (Си-Эс, адамсит и др.) вызывают острое жжение и боль во рту, горле и в глазах, сильное слезотечение, кашель, затруднение дыхания. Отравляющие вещества психохимического действия (Би-Зет) специфически действуют на центральную нервную систему и вызывают психологические (галлюцинации, страх, подавленность) или физические (слепота, глухота) расстройства.

По тактическому назначению отравляющие вещества подразделяют на группы в зависимости от характера поражающего действия: смертельные, временно выводящие живую силу из строя и раздражающие.

Отравляющие вещества смертельного действия предназначены для смертельного поражения противника или вывода его из строя на длительный срок. К таким ОВ относятся зарин, зоман, Ви-Икс, иприт, синильная кислота, хлорциан, фосген. К отравляющим веществам, временно выводящим из строя, относятся психохимические вещества, которые действуют на нервную систему людей и вызывают у них временные психические расстройства (Би-Зет). Раздражающие отравляющие вещества (полицейские) поражают чувствительные нервные окончания слизистых оболочек верхних дыхательных путей и действуют на глаза. К ним относятся хлорацетофенон, адамсит, Си-Эс, Си-Ар

Бактериологическое оружие — это специальные боеприпасы и боевые приборы, снаряженные биологическими средствами. Это оружие предназначено для массового поражения живой силы, сельскохозяйственных животных и посевов сельскохозяйственных культур. Поражающее действие его основано на использовании болезнетворных свойств микробов — возбудителей заболеваний людей, животных и сельскохозяйственных растений.

Болезнетворные микробы — это большая группа мельчайших живых существ, которые могут вызывать различные инфекционные заболевания. В зависимости от биологических особенностей болезнетворные микробы подразделяют на бактерии, вирусы, риккетсии и грибки.

К классу бактерий относятся возбудители чумы, холеры, сибирской язвы, сапа.Вирусы вызывают заболевание натуральной оспой и желтой лихорадкой. Риккетсии являются возбудителями сыпного тифа и пятнистой лихорадки Скалистых гор. Тяжелые болезни (бластомикоз, гистоплазмоз и др.) вызываются грибками.

Обычное оружие составляют все огневые и ударные средства, применяющие артиллерийские, зенитные, авиационные, стрелковые и инженерные боеприпасы и ракеты в обычном снаряжении (осколочные, фугасные, кумулятивные, бетонобойные, объемного взрыва), а также зажигательные боеприпасы и огнесмеси.

Осколочные боеприпасы предназначены главным образом для поражения людей убойными элементами (шарики, иголки) и осколками.

Фугасные боеприпасы предназначены для поражения ударной волной и осколками больших наземных объектов (промышленные и административные здания, железнодорожные узлы и т. д.).

Кумулятивные боеприпасы предназначены для поражения бронированных целей. Принцип их действия основан на прожигании преграды толщиной в несколько десятков сантиметров мощной струей газов высокой плотности с температурой 6000—7000 °С.
Бетонобойные боеприпасы предназначены для разрушения взлетно-посадочных полос аэродромов и других объектов, имеющих бетонное покрытие.

Боеприпасы объемного взрыва предназначены для поражения воздушной ударной волной и огнем людей, зданий, сооружений и техники.

Зажигательные боеприпасы. Их поражающее действие на людей, технику и другие объекты основано на непосредственном воздействии высоких температур. К этому виду оружия относятся зажигательные вещества и средства их боевого применения. Зажигательные вещества подразделяют на три основные группы: составы на основе нефтепродуктов; металлизированные зажигательные смеси; термиты и термитные составы. Особую группу зажигательных веществ составляют обычный и пластифицированный фосфор, щелочные металлы, а также смеси, самовоспламеняющиеся на воздухе.

Человек знающий об особенностях того или иного оружия, способах его применения и поражающем его действии сможет попробовать защититься от него или своевременно подготовиться к защите от поражающего действия оружия.

кандидат юридических наук, кандидат политических наук

доцент, кафедра государственно-правовых дисциплин, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

119606, Россия, г. Москва, пр. Вернадского, 84

Sazonova Kira L'vovna

Docent, the department of State Legal Disciplines, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

119606, Russia, g. Moscow, pr. Vernadskogo, 84

kira_sazonova@mail.ru

Другие публикации этого автора

Дата направления статьи в редакцию:

The topic of total and partial ban on certain types of weapons constantly remained highly relevant for international law. However, even the adoption of multiple international agreements is not conducive to eliminate incidences of the use of particular types of prohibited weapons. The possible use of weapons, classified as the “weapon of mass destruction”, cause special concern due to their high lethal power. Another pressing issue is the question of holding internationally responsible the countries for using such weapons. This research is based on the analysis of provisions of the international treaties and conventions regulating the use of various types of WMD; international legal documents regulating the questions of international responsibility of the states; as well as doctrinal studies of the Russian and foreign authors. Leaning on the conducted research alongside the analysis of particular cases of use of the weapon of mass destruction, the author determines the key problems related to holding countries internationally responsible. The conclusion is made that the international legal regulation of the status of weapon of mass destruction has multiple gaps, which impedes adequate raising of the question of possible international responsibility of states for usage of such type of weapons. The treaties and conventions regulating WMD are limited either by the pool of participants or the absence of control mechanisms. Moreover, it is especially difficult to identify the responsible party in use of WMD in terms of the domestic armed conflict. In this case, special importance falls development of mechanisms for collecting facts and counteracting information speculations.

biological weapon, chemical weapon, nuclear weapon, international security, international responsibility, weapon of mass destruction, prohibited weapons, international treaty, disarmament, states

В принципе, ограничение средств и методов ведения войны вот уже более столетия является одним из наиболее актуальных и активно развивающихся направлений международного публичного права. Тем не менее, несмотря на все юридические усилия, в данной сфере существует множество нерешенных проблем.

Во-первых, технологии в военной и оружейной сфере развиваются гораздо быстрее, нежели любые международно-правовые процессы. На процесс согласования позиций государств по вопросам применения отдельных видов вооружения могут уйти годы и даже десятилетия, поэтому долгое время новые вооружения могут находиться вне правового поля.

В-пятых, тематика международной ответственности государств и международных организаций сама по себе относится к числу наименее урегулированных отраслей действующего международного права. Когда же встает вопрос о международной ответственности государств за применение отдельных видов запрещенных вооружений, проблема становится еще более сложной и трудноразрешимой.

1. Международно-правовой статус ядерного оружия.

При всей своей безусловной важности и значимости, ДНЯО сложно назвать эффективным правовым инструментом. Несмотря на то, что государствами-участниками договора является подавляющее большинство стран мира, в настоящее время его участниками не являются четыре страны, обладающие ядерным оружием – Северная Корея, Израиль, Индия и Пакистан. Соответственно, нормы договора о нераспространении на данные государства, фактически, не распространяются, что серьезно угрожает всей современной системе международной безопасности.

Согласованный и открытый для подписания более двадцати лет назад Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г., расширяющий до безусловных рамок положения Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г., до сих пор так и не вступил в силу. К договору не присоединились ядерные державы Индия, Пакистан и Северная Корея. Кроме того, договор до сих пор не ратифицировали два члена Совета Безопасности ООН – США и Китай.

С 20 сентября 2017 г. открыт для подписания Договор о запрещении ядерного оружия (ДЗЯО), который запрещает разработку, испытание, хранение, приобретение, транспортировку и использование ядерного оружия, а также имеет дальнесрочной целью полное уничтожение ядерного оружия на планете. Договор вступит в законную силу с момента подписания и ратификации пятьюдесятью государствами, что, очевидно, займет какое-то время, однако уже сегодня представляет интерес анализ позиций ядерных держав по данному документу.

Таким образом, международно-правовой режим контроля над ядерным оружием по-прежнему базируется на документах 1960-х годов. Очевидно, что ни создание безъядерных зон, ни интенсификация международных переговоров по данной тематике не решают проблему кардинально, поскольку для стран, обладающих ядерными технологиями, их наличие продолжает оставаться важным гарантом собственной безопасности, а также позволяет рассчитывать на ряд политических преференций при реализации собственных национальных интересов.

Кроме того, весьма демонстративный опыт проведения Северной Кореей ядерных испытаний в последние годы, также свидетельствует о том, что действующая система международного права не способна жестко реагировать на подобные действия, за исключением принятия осуждающих резолюций в рамках системы ООН. Перспектива привлечения Северной Кореи к международной ответственности за подобные действия выглядит весьма туманной из-за отсутствия правовых обязательств со стороны Северной Кореи в отношении ДНЯО, к которому она дважды (1985 и 1994 гг.) присоединялась, и из которого дважды (1993 и 2003 гг.) выходила.

Поскольку в настоящее время применение ядерного оружия не ограничено четким международно-правовым запретом, и ядерные державы допускают возможность его применения, например, для самообороны, возникает резонный вопрос о том, какие же недружественные действия могут вызвать подобную реакцию. Например, согласно обновленной Ядерной доктрине США 2018 г., даже кибератака теоретически может стать причиной ядерного удара [26] . Очевидно, что подобные заявления не способствуют укреплению мер доверия в международных отношениях. Именно тематика ядерного оружия наиболее ярко демонстрирует острый дефицит доверия в мировой политике, поскольку все ключевые игроки ядерной отрасли не готовы отказываться от своих возможностей, пока то же самое не смогут гарантировать другие ядерные державы. Так, представитель КНДР при ООН заявил, что КНДР не откажется от ядерного оружия до тех пор, пока это не сделают в США [27] .

2. Проблема запрещения химического оружия и установления контроля за его применением.

Принятие в 1925 г. Женевского протокола о запрещении применения на войне удушающих, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1925 г., не привело к кардинальному изменению ситуации по применению химического оружия. Кроме того, Протокол запрещал лишь применение оружия, но не производство, хранение и переработку, что было учтено в последующих международных соглашениях. В ходе Рифской войны в 1920-1926 гг. Испания и Франция применяли бомбы с ипритом против берберского эмирата Риф на территории Марокко. Италия в ходе войны с Эфиопией в 1935-1936 гг. также активно применяла иприт и фосген.

В заключительной Декларации, принятой в 1989 году всеми государствами-участниками Женевского протокола 1925 года, впервые прозвучала цель полного уничтожения химического и биологического оружия. Прорывным этапом в вопросе запрещения химического оружия стала Конвенция о запрещении разработки, производства и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 года. В соответствии с Конвенцией, государства обязуются соблюдать запрет на производство и применение химического оружия, а также обязуются со временем уничтожить все его запасы. Контроль за соблюдением положений Конвенции возложен на Организацию по запрещению химического оружия (ОЗХО). В 1993 году Россия подписала Конвенцию о запрещении химического оружия, а 27 сентября 2017 года все запасы российского химического оружия были досрочно уничтожены. Тем не менее, значительное количество химического оружия до сих пор находится на территории США, которые должны были уничтожить свое химическое оружие к 2012 году, однако срок был сдвинут до 2023 года.

В данном контексте, особую актуальность приобретает классификация химического оружия в соответствии с положениями Конвенции о запрещении разработки, производства и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 года, основанная на факторе рисков, которые представляет собой химикат. В первом списке содержатся боевые отравляющие вещества, которые государствам нельзя иметь более 1 тонны. Во втором списке находятся химические вещества и реагенты, используемые для производства веществ из первого списка. Производство данных веществ должно быть официально задекларировано в Организации по запрещению химического оружия. В третьем списке находятся химикаты, имеющие широкое применение в мирных целях. О производстве подобных веществ в количестве более 30 тонн должно быть сообщено в ОЗХО.

Третье направление – это периодически появляющиеся в СМИ свидетельства, как подтвержденные, так и неподтвержденные, о массовом применении запрещенного химического оружия различных поколений в регионах с высокой степенью нестабильности. Поскольку речь идет, в основном, о внутренних конфликтах, жертвами химических атак зачастую становится гражданское население.

3. Проблема полного запрещения биологического оружия и контроля за его применением.

С одной стороны, оно является не особо затратным в производстве; факт его применения установить достаточно сложно, поскольку требуется проведение специальных анализов в лабораторных условиях, что затрудняет установление ответственной стороны; реакция от его применения является самоподдерживающейся.

С другой стороны, минусы от применения данного оружия настолько значительны и трудно устранимы, что, фактически, сводят на нет все преимущества. Во-первых, биологическое оружие крайне сложно локализовать, что в условиях глобализации и активного перемещения людей по миру может привести к пандемиям. Во-вторых, результат от его применения обычно наступает не сразу, поскольку требуется определенный инкубационный период. В-третьих, вирусы и бактерии подвержены мутациям, поэтому результат применения такого оружия может быть абсолютно непредсказуемым.

В целом, очевидно, что Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 года, нуждается в серьезной доработке и введению контрольно-обеспечительного механизма.

4. Ключевые проблемы установления международной ответственности государств за применение оружия массового уничтожения.

Несмотря на масштаб и значимость тематики, связанной с оружием массового уничтожения, международная ответственность за применение ОМУ к настоящему времени практически не получила своего развития.

Во-вторых, тематика международной ответственности государств сложна сама по себе, поскольку единой схемы привлечения государств к ответственности в настоящее время не существует. Правовую базу права международной ответственности составляют Проект статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния 2001 г.и Проект статей об ответственности международных организаций 2011 г., принятые без голосования шестым комитетом ГА ООН в виде резолюций. Поскольку конвенционный механизм, регламентирующий процедуру привлечения государств к международной ответственности, в настоящее время отсутствует, каждый случай совершения государством международного преступления, которое может сопровождаться применением запрещенного оружия, является уникальным, и будет рассматриваться в индивидуальном порядке.

В-третьих, отдельным направлением можно считать вопросы ответственности государств за применение ОМУ в контексте событий, которые случились до принятия конкретных запрещающих конвенций, однако сопровождались многочисленными жертвами, в том числе среди мирного населения. Безусловно, закон не имеет обратной силы, а десятилетия спустя, исторические события воспринимаются и оцениваются по-иному, однако такие формы международной ответственности, как сатисфакция, особенно в форме признания вины, а также компенсация, сохраняют свою актуальность многие годы.

В-четвертых, весьма важное значение в процессе установления международной ответственности государств за применение запрещенного оружия имеет расследование обстоятельств его использования, в том числе, точное установление факта применения запрещенного оружия с последующим определением ответственной стороны. Последнее особенно затруднительно, когда речь идет о внутреннем вооруженном конфликте, характеризующемся ожесточенным противостоянием между официальной властью и оппозиционными силами.

Например, в Сирии, несмотря на регулярные сообщения о применении химического оружия, в условиях активного информационного противостояния и наличия нескольких вовлеченных в конфликт акторов, точное установление субъекта международной ответственности пока не представляется возможным. По сути, в данной ситуации фактом применения ОМУ спекулируют в политических целях.

Учрежденная в 2011 году Советом Безопасности ООН Комиссия по расследованию преступлений в области прав человека в Сирии, по состоянию на начало 2018 года, отчиталась о более чем тридцати случаях применения химического оружия в Сирии, причем случившихся уже после присоединения страны к Конвенции о запрещении химического оружия [23] . Тем не менее, точно установить субъекта международной ответственности в данном случае не представляется возможным, поскольку на месте действуют несколько противоборствующих сторон, причем как государственных, так и негосударственных.

В-пятых, уже практически устоявшееся разделение оружие массового уничтожения на ядерное, химическое и биологическое, фактически оставляет за скобками возможное отнесение к ОМУ зажигательного оружия (несмотря на то, что в 1972 году специальной Комиссией при ООН зажигательное оружие по своей поражающей способности было условно отнесено к ОМУ). Некоторые виды зажигательного оружия, например, снаряды с белым фосфором, по своему воздействию на человека вполне сопоставимы с воздействием химического оружия.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции