Вирусы в виде штрафа


Граждане и малый и средний бизнес смогут на полгода получить отсрочку по кредитам и займам, в том числе потребкредитам или ипотеке. Обратиться за отсрочкой можно будет если доход за минувший месяц стал меньше на 30 и более процентов. Перечень отраслей бизнеса, который также сможет претендовать на каникулы из‑за сложной экономической ситуации, утвердит Правительство РФ.

Увеличение выплат по больничным

Выплаты по больничным листам должны быть не меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ). Министерство труда и социальной защиты РФ предложило установить минимальный размер оплаты труда с 1 января 2020 в размере 12 130 рублей.

Поддержка семей с детьми

Родителям, получающим выплату за первого или второго ребенка, не нужно будет до 1 октября 2020 года подавать заявление о назначении этих выплат на новый срок, а также извещать региональные органы соцзащиты о смене места жительства и т. д. Выплаты будут производиться автоматически.

Отсрочка штрафов за долги по ЖКХ

Законом предусмотрена возможность не взимать в этом году пени и штрафы в случае просрочки гражданами платежей по коммунальным услугам.

Покупка лекарств через интернет

У граждан появляется возможность купить лекарства через интернет, заказав их доставку на дом. До этого выкупать необходимые медикаменты все равно приходилось в аптеке. Закон касается как нерецептурных препаратов, так и рецептурных, за исключением наркотических и психотропных, – продавать последние через интернет можно будет в условиях объявления эпидемий или ЧС.

Борьба со спекуляциями лекарств

Правительство, в случае чрезвычайной ситуации или при угрозе заболевания, представляющего опасность для окружающих, сможет на 90 дней ограничивать оптовую и розничную торговлю медизделиями по определенному перечню. Это позволит избежать ситуаций, когда, например, медицинские маски скупаются спекулянтами, и создать необходимый стратегический запас медикаментов.

Упрощение регистрации новых лекарств

Вводится возможность упрощенной процедуры регистрации новых лекарственных препаратов в России. Это позволит максимально ускорить допуск на рынок новых лекарств в условиях эпидемий. Кроме того, будет разрешено осуществлять при необходимости закупки медикаментов у одного поставщика. Также законом упрощается процедура допуска негосударственных медицинских учреждений к ОМС.

Возврат билетов на отмененные концерты

Появляется возможность, в случае введения режима чрезвычайной ситуации или режима повышенной готовности, отменять либо переносить культурно-массовые мероприятия, причем гражданам в этой ситуации будет возвращена стоимость билетов.

Отсрочка проведения техосмотра

Вступление в силу новых правил ТО (видеофиксация и другие новые требования) переносится на 2021 год. Полностью от прохождения ТО освобождаются автомобили младше четырех лет. Если с года выпуска автомобиля прошло от четырех до десяти лет, то техосмотр надо будет проходить каждые два года. Ежегодно этой процедуре должны подвергаться автомобили старше 10 лет. До этого проходить техосмотр каждые два года должны были автомобили от трех до семи лет, раз в год — легковые авто старше семи лет, полностью от процедуры освобождались автомобили младше трех лет.

Временная приостановка проверок бизнеса

Предприниматели получат поддержку в виде приостановки проверок организаций малого и среднего бизнеса вплоть до конца этого года. Также предусмотрена возможность введения моратория на возбуждение дел о банкротстве. Это даст возможность сохранить рабочие места и сами предприятия с учетом того, что пандемия может влиять на их финансовое состояние.

Отсрочка переоформления разрешительных документов

Не потребуется в этот период и переоформлять разрешительные документы (лицензии, аккредитации и т. д.) несмотря на истечение сроков действия, срок действия автоматически пролонгируется. Те организации, деятельность которых приостановлена, например в связи с закрытием торговых центров, смогут получить отсрочку внесения арендных платежей.

Новые полномочия Правительства РФ


Оперативное внесение поправок в бюджет

Правительство наделяется правом выделять необходимые средства на своевременное финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции без внесения изменений в закон о федеральном бюджете. Также предложено обеспечить парламентский контроль за перераспределением бюджетных средств за счет создания Комиссии Федерального Собрания по перераспределению бюджетных ассигнований в текущем финансовом году и плановом периоде.

Губернаторам предоставляются универсальные инструменты, позволяющие осуществлять дополнительное финансовое обеспечение мероприятий, связанных с устранением последствий распространения коронавирусной инфекции. Также регионы освобождаются от погашения в 2020 году бюджетных кредитов. Высвобождающиеся средства станут источником финансирования дополнительных мероприятий социально-экономического характера, в том числе связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавируса. Кроме того, законом увеличивается срок предоставления казначейских кредитов на пополнение остатков средств региональных бюджетов с 90 до 180 дней и смягчаются ограничения на привлечение долговых обязательств.

Штрафы за завышение цен на лекарства

Вводится ответственность за завышение цен на лекарства. Для должностных лиц штраф составит от 250 тыс. до 500 тыс. рублей, для ИП и юридических лиц – в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации лекарств по неправомерно завышенным ценам за весь период такой реализации, но не более одного года.

Штрафы за нарушение карантина

В случае если указанные нарушения повлекли причинение вреда здоровью человека или смерть человека, но не содержат признаков преступления, предусматривается наложение административного штрафа на граждан от 150 до 300 тыс. рублей, на должностных лиц – от 300 до 500 тыс. рублей или дисквалификация на срок до трех лет, на ИП и юридических лиц – от 500 тыс. до 1 млн рублей либо приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Если указанные действия (или бездействия) не повлекли тяжких последствий, то в отношении граждан будет налагаться штраф в размере от 1 до 30 тыс. рублей, на должностных лиц – от 10 до 50 тыс. рублей, на ИП – от 30 до 50 тыс. рублей, на юридических лиц – от 100 до 300 тыс. рублей.

В случае повторного правонарушения или когда нарушение правил поведения при введении режима повышенной готовности повлечет причинение вреда здоровью человека или имуществу, предусматриваются санкции в виде штрафа для граждан от 15 до 50 тыс. рублей, для должностных лиц – от 300 до 500 тыс. рублей или дисквалификация на срок до трех лет, для юридических лиц и ИП – от 500 тыс. до 1 млн рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.

В свою очередь, в соответствии с поправками в УК РФ, нарушитель заплатит штраф от 500 тыс. до 700 тыс. рублей. Возможно лишение свободы на срок до двух лет.

Если нарушение повлекло по неосторожности смерть человека, штраф составит от 1 млн до 2 млн рублей, срок лишения свободы – от трех до пяти лет. За нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее смерть двух и более лиц, предлагается наказывать лишением свободы на срок от пяти до семи лет.

Штрафы за распространение фейков о коронавирусе

За распространение в СМИ и интернете ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, или о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств предусматривается наложение штрафа на юридических лиц от 1,5 млн до 3 млн рублей. Если распространение фейков привело к смерти человека, причинение вреда здоровью или имуществу, или массовое нарушение общественного порядка штраф составит от 3 млн до 5 млн рублей. За повторное нарушение штрафы могут достигать 10 млн рублей.

Также за фейки предусмотрена уголовная ответственность для граждан. Если публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека, то предусматривается повышенная уголовная ответственность в новой статье 207.2 УК. За такое деяние грозит штраф от 700 тыс. до 1,5 млн рублей, либо принудительные работы до трех лет, либо лишение свободы до трех лет.


ТАСС-ДОСЬЕ. 16 марта в Москве из инфекционной больницы в Коммунарке сбежала женщина, у которой заподозрили коронавирусную инфекцию. Ее уже вернули в медучреждение. За нарушение карантина ей грозит суд и принудительное размещение на неопределенный срок.

ТАСС подготовил материал о наказаниях, предусмотренных за нарушение карантинных мер в разных странах.

В Австралии за отказ от самоизоляции граждане, зараженные коронавирусом, могут быть лишены свободы сроком до года или приговорены к штрафу в размере до $50 тыс.

В Аргентине нарушение карантинного режима влечет заключение от трех до 15 лет и штраф до 100 тыс. аргентинских песо ($1,6 тыс.). Те, кто нарушает "меры, принятые компетентными властями для противодействия проникновению и распространению эпидемии", могут быть осуждены на срок от шести месяцев до двух лет.

В Израиле за нарушение карантина по небрежности грозит лишение свободы до трех лет, если карантин нарушен намеренно - до семи лет.

В Италии для граждан, получивших предписание без специального разрешения не выходить на улицу и не покидать города, закрытые на карантин, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до трех месяцев или штрафа до €206.

В Испании за несоблюдение приказов, запретов, инструкций или запросов, сделанных компетентными органами во время чрезвычайного положения, предусмотрены штрафы от €1,5 тыс. до €600 тыс.

В Китае нарушение условий карантина может караться штрафом, арестом или тюремным заключением до трех лет. При въезде в страну лица, отказывающиеся пройти меры карантинного контроля или сопротивляющиеся службам санитарного надзора, могут быть оштрафованы на сумму до 5 тыс. юаней (примерно $700).

В Киргизии за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, вызвавшее массовое заболевание, предусмотрен штраф в размере 260-300 тыс. сомов (порядка $4 тыс.) или лишение свободы от двух с половиной до пяти лет.

На Мальте за нарушение карантина предусмотрен штраф в размере €14 тыс.

В Польше введены штрафы в размере до 5 тыс. злотых (около €1,2 тыс.) за несоблюдение карантина, а также за сокрытие информации о заболевании.

В Республике Корея за нарушение режима госпитализации или карантина предусматривается штраф в размере до 10 млн вон (около $8,2 тыс.) или тюремный срок до одного года.

В Румынии за нарушение карантина можно получить штраф в размере до 20 тыс. леев (около €4,2 тыс.). За преднамеренное распространение вируса может быть заведено уголовное дело.

В Сингапуре за нарушение закона об инфекционных заболеваниях налагается штраф в размере до 10 тыс. сингапурских долларов (порядка $7 тыс.), а также предусмотрено тюремное заключение на полгода.

В Словакии нарушающие карантин после посещения стран, где зафиксировано большое количество случаев заражения коронавирусом, могут быть оштрафованы на сумму до €1650. А в отношении тех, кто сознательно скрыл факт посещения таких стран, могут возбудить уголовное дело.

В США карантинные меры входят в компетенцию как федеральных, так и местных властей (штаты ограничивают передвижение инфицированных в пределах своих границ, федеральная юрисдикция распространяется на перемещающихся через границы штатов и госграницу). Так, в штате Висконсин, если человек знает, что он заражен, и отказывается от карантина, может быть оштрафован на $500 или взят под арест до 30 суток. В штате Вайоминг нарушение режима изоляции влечет штраф до $10 тыс. и заключение сроком до года, в Техасе - лишение свободы до шести месяцев и штраф в $2 тыс. Федеральное законодательство предусматривает за нарушение карантина штраф в размере не более $100 тыс. и/или один год тюремного заключения, если оно не повлекло за собой смерть, штраф не более $250 тыс. и/или один год тюремного заключения в случае летального исхода, а также штраф для юридических лиц - $200 тыс., если нарушение не привело к смерти, $500 тыс. в противном случае.

Во Франции законодательство не предусматривает наказание за нарушение карантина, однако, в соответствии с Кодексом общественного здравоохранения, "с целью предотвращения и ограничения последствий возможных угроз для здоровья населения, в частности эпидемий", министр здравоохранения своим приказом может предписать "любую меру, соразмерную действующим рискам".

В Хорватии с граждан, нарушающих карантинный режим самоизоляции, взимается штраф в размере 8 тыс. кун (около €1,1 тыс.), при последующих попытках нарушения карантинного режима сумма повышается до 60 тыс., максимально - до 120 тыс. кун (около €15 тыс.).

В Чехии за нарушение карантина налагается штраф до $130 тыс.

На предприятии вирус уничтожил все бухгалтерские программы перед сдачей отчетности, то есть предприятие не успеет сдать отчетность вовремя, нужно восстанавливать все документы по бумажным документам, счетам-фактурам и т.д. Это займет много времени, в срок сдачи - до 25.10.2019 предприятие не уложится.

Что делают в таких случаях? Нужно ли посылать объяснения в налоговую инспекцию? Как правильно составить документ-объяснение?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В сложившейся ситуации предприятию следует:

назначить приказом комиссию для проведения служебного расследования, результаты работы комиссии утвердить актом;

зафиксировать факт обращения к техническим специалистам и составить акт технического обследования;

проинформировать налоговую инспекцию, подав заявление (уведомление, письмо), составленное в произвольной форме, приложив копии документов, подтверждающих причину утраты, а также одновременно запросить предоставить копии сданных отчетов и деклараций за прошедшие периоды.

Обоснование вывода:

Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта (п. 1 ст. 7 федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ).

В силу ч. 5 ст. 9 Закона N 402-ФЗ первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (ч. 6 ст. 10 Закона N 402-ФЗ). Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронной форме и (или) любых машинных носителях (ст. 314 НК РФ).

Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после отчетного года.

Сроки хранения электронных документов (регистров) устанавливаются в том же порядке, что и для документации, формируемой на бумажных носителях. Средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.

Налоговый кодекс РФ обязывает хранить документы, необходимые для исчисления налогов, в течение четырех лет (пп. 1 п. 8 ст. 23 НК РФ)*(1).

Экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и регистров налогового учета и их защиту от изменений (ст. 29 Закона N 402, ст. 314 НК РФ).

Отсутствие регистров бухгалтерского или налогового учета является грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. За совершение такого нарушения предприятие может быть привлечено к ответственности по ст. 120 НК РФ.

Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия) - влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы; а в случае, если такое нарушение совершено умышленно, - в размере 40 процентов от неуплаченной суммы (ст. 122 НК РФ).

За грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету должностные лица организации могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере от 5 000 руб. до 10 000 руб. (повторное нарушение влечет штраф от 10 000 руб. до 20 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет (ст. 15.11 КоАП РФ)).

Кроме того, при отсутствии документов и регистров учета налоговый орган может воспользоваться правом, предоставленным ему пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, и определить суммы налогов расчетным путем на основании данных о налогоплательщике и об аналогичных налогоплательщиках. Высока вероятность, что рассчитанные таким образом налоги будут больше, чем фактически следует к уплате, на основании чего могут быть доначислены суммы налогов, пени, а также штрафные санкции.

Чтобы избежать штрафов, предприятию необходимо подтвердить, что документы и регистры (в т.ч. электронные) хранились надлежащим образом и его вина в пропаже или уничтожении документов отсутствует. Для этого необходимо иметь документы, которые подтверждают тот факт, что чрезвычайные обстоятельства действительно имели место.

Руководителю предприятия необходимо назначить приказом комиссию для проведения служебного расследования о причинах утраты документов, а также для решения вопроса по восстановлению бухгалтерской базы данных, утерянной вследствие поражения сервера вирусом. Результаты работы комиссии следует оформить актом и утвердить руководителем.

Также следует зафиксировать факт обращения к техническим специалистам и составить акт технического обследования.

На основании пп. 8 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.

Поэтому после того, как причина утраты базы документов будет задокументирована, следует проинформировать налоговую инспекцию о факте утраты документов. Для этого в налоговый орган по месту регистрации подается заявление (уведомление, письмо), составленное в произвольной форме, к которому прикладываются копии документов, подтверждающих причину утраты. При утрате бухгалтерской и налоговой отчетности организации следует обратиться в налоговую инспекцию с запросом о предоставлении копий сданных отчетов и деклараций за прошедшие периоды. Данный запрос целесообразно оформить вместе с уведомлением о пропаже или уничтожении документов.

Отметим, что вывод о том, что вина за технические неполадки программы не может быть возложена на организацию пользователя программы, сделан судьями в постановлениях Одиннадцатого ААС от 30.05.2018 N 11АП-5662/18, от 04.06.2018 N 11АП-5328/18, Десятого ААС от 15.03.2019 N 10АП-1213/19.

При этом предприятие должно предпринять все возможные действия к восстановлению электронной базы и утраченных документов. Отсутствие мер по восстановлению может трактоваться как противоправное бездействие, приведшее к совершению налогового правонарушения (п. 4 ст. 110 НК РФ).

Указания контролирующих органов о том, что документы, утраченные налогоплательщиком, должны быть восстановлены, содержатся в письмах Минфина России от 11.08.2011 N 03-02-07/1-288, от 07.06.2013 N 03-02-07/1/21191, от 22.07.2013 N 03-02-07/2/28610 (доведено до сведения нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 15.08.2013 N АС-4-3/14759@).

По нашему мнению, во избежание повторения негативных последствий предприятию необходимо сохранять резервную копию базы данных. Хранить ее нужно таким образом, чтобы в случае чрезвычайных обстоятельств (вирусы, выход из строя жесткого диска компьютера) резервная копия базы данных не пострадала.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

- Энциклопедия решений. Хранение, уничтожение и восстановление документов организаций и индивидуальных предпринимателей;

- Энциклопедия решений. Хранение первичных документов, учетных регистров и бухгалтерской отчетности;

- Утеря или уничтожение документов: предотвращение, последствия, восстановление (И. Кензеева, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 51, декабрь 2005 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

Ответ прошел контроль качества

15 октября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Отметим, что для некоторых документов другими нормативными актами установлены иные сроки хранения. Подробнее смотрите второй рекомендуемый материал.

На предприятии вирус уничтожил все бухгалтерские программы перед сдачей отчетности, то есть предприятие не успеет сдать отчетность вовремя, нужно восстанавливать все документы по бумажным документам, счетам-фактурам и т.д. Это займет много времени, в срок сдачи - до 25.10.2019 предприятие не уложится.

Что делают в таких случаях? Нужно ли посылать объяснения в налоговую инспекцию? Как правильно составить документ-объяснение?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В сложившейся ситуации предприятию следует:

назначить приказом комиссию для проведения служебного расследования, результаты работы комиссии утвердить актом;

зафиксировать факт обращения к техническим специалистам и составить акт технического обследования;

проинформировать налоговую инспекцию, подав заявление (уведомление, письмо), составленное в произвольной форме, приложив копии документов, подтверждающих причину утраты, а также одновременно запросить предоставить копии сданных отчетов и деклараций за прошедшие периоды.

Обоснование вывода:

Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта (п. 1 ст. 7 федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ).

В силу ч. 5 ст. 9 Закона N 402-ФЗ первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (ч. 6 ст. 10 Закона N 402-ФЗ). Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронной форме и (или) любых машинных носителях (ст. 314 НК РФ).

Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после отчетного года.

Сроки хранения электронных документов (регистров) устанавливаются в том же порядке, что и для документации, формируемой на бумажных носителях. Средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.

Налоговый кодекс РФ обязывает хранить документы, необходимые для исчисления налогов, в течение четырех лет (пп. 1 п. 8 ст. 23 НК РФ)*(1).

Экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и регистров налогового учета и их защиту от изменений (ст. 29 Закона N 402, ст. 314 НК РФ).

Отсутствие регистров бухгалтерского или налогового учета является грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. За совершение такого нарушения предприятие может быть привлечено к ответственности по ст. 120 НК РФ.

Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия) - влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы; а в случае, если такое нарушение совершено умышленно, - в размере 40 процентов от неуплаченной суммы (ст. 122 НК РФ).

За грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету должностные лица организации могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере от 5 000 руб. до 10 000 руб. (повторное нарушение влечет штраф от 10 000 руб. до 20 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет (ст. 15.11 КоАП РФ)).

Кроме того, при отсутствии документов и регистров учета налоговый орган может воспользоваться правом, предоставленным ему пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, и определить суммы налогов расчетным путем на основании данных о налогоплательщике и об аналогичных налогоплательщиках. Высока вероятность, что рассчитанные таким образом налоги будут больше, чем фактически следует к уплате, на основании чего могут быть доначислены суммы налогов, пени, а также штрафные санкции.

Чтобы избежать штрафов, предприятию необходимо подтвердить, что документы и регистры (в т.ч. электронные) хранились надлежащим образом и его вина в пропаже или уничтожении документов отсутствует. Для этого необходимо иметь документы, которые подтверждают тот факт, что чрезвычайные обстоятельства действительно имели место.

Руководителю предприятия необходимо назначить приказом комиссию для проведения служебного расследования о причинах утраты документов, а также для решения вопроса по восстановлению бухгалтерской базы данных, утерянной вследствие поражения сервера вирусом. Результаты работы комиссии следует оформить актом и утвердить руководителем.

Также следует зафиксировать факт обращения к техническим специалистам и составить акт технического обследования.

На основании пп. 8 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.

Поэтому после того, как причина утраты базы документов будет задокументирована, следует проинформировать налоговую инспекцию о факте утраты документов. Для этого в налоговый орган по месту регистрации подается заявление (уведомление, письмо), составленное в произвольной форме, к которому прикладываются копии документов, подтверждающих причину утраты. При утрате бухгалтерской и налоговой отчетности организации следует обратиться в налоговую инспекцию с запросом о предоставлении копий сданных отчетов и деклараций за прошедшие периоды. Данный запрос целесообразно оформить вместе с уведомлением о пропаже или уничтожении документов.

Отметим, что вывод о том, что вина за технические неполадки программы не может быть возложена на организацию пользователя программы, сделан судьями в постановлениях Одиннадцатого ААС от 30.05.2018 N 11АП-5662/18, от 04.06.2018 N 11АП-5328/18, Десятого ААС от 15.03.2019 N 10АП-1213/19.

При этом предприятие должно предпринять все возможные действия к восстановлению электронной базы и утраченных документов. Отсутствие мер по восстановлению может трактоваться как противоправное бездействие, приведшее к совершению налогового правонарушения (п. 4 ст. 110 НК РФ).

Указания контролирующих органов о том, что документы, утраченные налогоплательщиком, должны быть восстановлены, содержатся в письмах Минфина России от 11.08.2011 N 03-02-07/1-288, от 07.06.2013 N 03-02-07/1/21191, от 22.07.2013 N 03-02-07/2/28610 (доведено до сведения нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 15.08.2013 N АС-4-3/14759@).

По нашему мнению, во избежание повторения негативных последствий предприятию необходимо сохранять резервную копию базы данных. Хранить ее нужно таким образом, чтобы в случае чрезвычайных обстоятельств (вирусы, выход из строя жесткого диска компьютера) резервная копия базы данных не пострадала.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

- Энциклопедия решений. Хранение, уничтожение и восстановление документов организаций и индивидуальных предпринимателей;

- Энциклопедия решений. Хранение первичных документов, учетных регистров и бухгалтерской отчетности;

- Утеря или уничтожение документов: предотвращение, последствия, восстановление (И. Кензеева, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 51, декабрь 2005 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

Ответ прошел контроль качества

15 октября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Отметим, что для некоторых документов другими нормативными актами установлены иные сроки хранения. Подробнее смотрите второй рекомендуемый материал.

США начали массово выпускать на свободу — временно или досрочно — заключенных тюрем

Заключенные шьют маски. Фото: Reuters


  • Пример Ирана

    США — абсолютный рекордсмен по тюрьмам. 716 человек в пересчете на 100 тысяч. Больше, чем в любой другой стране мира, в 5 раз больше, чем в большинстве стран планеты.

    Четверть всех заключенных мира сидят в США.

    Заключенные федеральных тюрем США составляют лишь малую часть от общего количества сидящих за решеткой. Из 146 тысяч заключенных в 122 учреждениях федеральной пенитенциарной системы около 10 тысяч в возрасте старше 60 лет — группа, которую Центры по контролю за заболеваниями (CDC) считают самой подверженной тяжелым и смертельным случаям коронавируса. В эту систему входят и частные тюрьмы, когда государство из-за нехватки средств и тюремщиков привлекают частные компании.

    Подавляющее большинство заключенных в США — свыше двух миллионов — находятся в системе правосудия отдельных штатов и округов. Благодаря Голливуду мир имеет представление об американских тюрьмах. Перенаселенность и отсутствие достаточной медицинской помощи сделали тюрьмы легкой мишенью для COVID-19. Здесь невозможно социально дистанцироваться на два метра, не хватает мыла, чтобы постоянно мыть руки и тем более промывать камеры. Не хватает врачей и медикаментов. То есть, они есть, но их недостаточно.

    Читайте также


    17 марта Исламская республика Иран временно освободила из тюрем сразу 54 тысячи заключенных, и некоторые американские штаты —Техас, Калифорния, Нью-Йорк — последовали этому примеру, не дожидаясь отмашки Вашингтона и минюста. 22 марта Дональд Трамп заявил, что он рассматривает возможность освобождения из федеральных тюрем заключенных пожилого возраста, а также тех, кто не совершал насильственных преступлений.

    29 марта мэр Нью-Йорка Билл де Блазио объявил о плане освободить около 300 заключенных старше 70 лет, не связанных с домашним насилием или преступлениями на сексуальной почве, тем, кому оставалось менее одного года срока, который они отбывали на острове Рикерс — одной из самых больших тюрем в мире.

    Читайте также


    Афроамериканская история

    Судья отклонил запрос 26 февраля. А 28 марта Джонс умер от коронавируса. За пять дней до смерти он жаловался на кашель и легочную боль.

    Типичная, в общем, история. На последний тюремный срок Джонса повлияли его прошлое и. сложившаяся судебная практика. По данным бюро статистики министерства юстиции, мужчины-афроамериканцы составляют 37 процентов тюремного населения Америки, белые — 32, латиноамериканцы — 22. Прогресса, достигнутого страной за последние шесть десятилетий — со времен маршей за равноправие Мартина Лютера Кинга до двух сроков президентства Барака Обамы, — не достаточно, чтобы сломать вековые устои.

    Пандемия коронавируса привела к хаосу в американских тюрьмах по всей стране, а целый ряд ведущих СМИ пожаловались, что Бюро тюрем отказывает им в интервью.

    Читайте также


    Вырваться из чашки


    Фото: East News

    Генеральный прокурор Барр заявил, что вирус распространяется так быстро, что Федеральное бюро тюрем должно продолжить переводить заключенных на домашний арест. В список тюрем попала и Оксдейл, где скончался Патрик Джонс. В Калифорнии и Колорадо судам рекомендовано увеличить число условно-досрочных освобожденных. Во Флориде, штате Вашингтон и Алабаме тюрьмы покидают совершившие ненасильственные преступления, а также нарушители правил дорожного движения и условно-досрочного освобождения.

    В Нью-Джерси, который сейчас объявлен кризисным штатом в связи с резким ростом вируса, временно, на период эпидемии, освобождают почти 1000 человек, которые по первому распоряжению обязаны вернуться за решетку.

    Полиция сокращает число арестов, заменяя их предупреждениями, штрафами и повестками в суд на более позднюю дату. Неудивительно, что цифры преступности, особенно в городах-мегаполисах, упали в несколько раз.

    Другие новости из Америки

    Они не несут позитива.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

    Copyright © Иммунитет и инфекции