Вирус сквернословия для 5 класса


Цель классного часа-исключить использование детьми бранных слов.

Скачать:

Вложение Размер
klassnyy_chas_skvernoslovie.docx 23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему: "Вирус сквернословия"

Цель : исключить использование детьми в речи бранных слов.

  • Выяснить отношение учащихся к проблеме сквернословия
  • Выяснить причины сквернословия
  • Формировать активную жизненную позицию для противостояния вредному влиянию.

Методы: беседа, анкетирование

На доске запись:

Из всех видов разрушительного оружия,
Которое способен придумать человек,
Самое ужасное и сильное – слово.
Слово разрушает незаметно.
П. Коэльо

- Как вы понимаете смысл этого выражения?

(Дети высказали своё мнение, ответы получились самые разные.)

-Может ли слово быть ужасным и разрушительным?

-Вспомните ситуации, в которых, по вашему мнению, слова что-то разрушили.
(Обиделся на друга, перестали дружить.)

-Почему говорят, что слово разрушает незаметно?

(Потому что, если мы подерёмся - это видно, а скажем обидное слово-этого сразу не видно, человек может обидеться не сразу или не показать обиды.)

Что же такое сквернословие?

Сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью.

Но мало кто из вас догадывается, что сквернословие, как и хамство – это оружие неуверенных в себе людей. Матерная брань – это не только набор непристойностей, подобная речь говорит о духовной болезни человека. Слово – это не только набор звуков, выражающих эмоции, оно способно очень много рассказать о нашем духовном состоянии.

Сократ еще говорил: Каков человек, такова его и речь.

Что же такое сквернословие – это порок, т.е. недостаток , плохое поведение или болезнь?

Сначала, когда еще можно остановиться, не сказать, не произнести сквернословие, безусловно, это плохая привычка, т.е. порок, но постепенно оно становится болезнью, человек уже не может построить простое предложение, не употребив плохих слов.

Существуют 3 стадии развития болезни:

  1. Человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость, т.е. ему неприятно, неудобно;
  2. Человек впервые употребляет нецензурное слово за компанию
  3. Человек привыкает к этим словам и ему уже не стыдно употреблять бранные слова.

Вот уже развивается болезнь, когда не стыдно произносить такие слова.

- Наши предки уже давно знали, что злые слова убивают, ведь не случайно проклятия поражали насмерть, а добрым словом исцеляли больных.

Вывод:Сквернословие – это вредная привычка, но если с ней не бороться она превратится в болезнь. Единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека – это изменение отношения каждого человека к самому себя, т.е. ты должен начать изменения с самого себя.

Обведи наиболее подходящий для тебя ответ.

1.Где чаще всего ты слышишь брань?

· от знакомых взрослых

2. Как ты думаешь, влияют ли на здоровье человека бранные слова?

3.Как ты себя чувствуешь, когда понимаешь, что твою брань услышали сверстники?

4. Как ты себя чувствуешь, когда понимаешь, что твою брань услышали взрослые?

5.Что, по твоему мнению, выражает лицо человека, который сквернословит?

6.Когда ты сквернословишь, какую цель ты преследуешь?

· хочешь привлечь внимание

· подражаешь кому-то и стремишься быть похожим на него

· желаю отомстить кому-то

7. Хотел бы ты, чтобы твои друзья, и люди, окружающие тебя, сквернословили?

8. А как ты думаешь, от кого зависит чистота и красота твоей речи?

· от меня не зависит

Результаты анкетирования я зачитаю вам на следующем классном часу.

Как же избавиться от сквернословия?

1)Главное не говорить плохих слов самому, т.е. принять решение не сквернословить, т.е. не надо бояться быть белой вороной, значит человек должен сказать себе, что все говорят, а я не буду таким, как все. Конечно для этого понадобятся мужество, скорее всего, что над вами могут шутить, смеяться, говорить вот ты и не куришь и не ругаешься матом, но нужно попробовать избежать этих усмешек и устоять в такой ситуации.

2)Уметь противостоять влиянию людей, конечно мы не можем изменить все общество в целом, но начав со своего класса, со своей семьи, школы, мы можем изменить ситуацию вокруг себя. Всегда есть люди, к которым грязь не пристает.

3)Необходимо использовать в своей речи как можно больше позитивных высказываний, это значит хороших, положительных, которые несут радость. Постарайтесь думать о хорошем, помните, что наши слова и мысли осуществляются, реализуются, старайтесь в своей речи использовать как можно больше хороших слов, позитивных, это поощрение, высказывание добрых чувств, мыслей, делайте ежедневно как можно больше комплиментов друг другу, например,

-вы сегодня очень хорошо выглядите,

- рад тебя видеть

-как ты потрясающе здорово отвечал на уроке

и со временем вы увидите, что комплименты со временем становятся вашей привычкой, которая вам и окружающим очень нравится.

И помните, что сквернословить- это тоже самое, что плевать в небо, потому что все возвращается обратно плохим.

  1. Сегодня я понял….
  2. Своей работой на классном часу я….
  3. Занятие показалось мне….

Я хотела бы спросить у вас, что вам больше всего запомнилось.

Я от всей души желаю вам стать по настоящему прекрасными людьми, пусть будет у вас все прекрасно: и мысли, и слова, и поступки.

Сегодня у нас очень важная, трудная и интересная тема. Сегодня мы поговорим о сквернословии, о вреде сквернословия, о том, как избавиться от этой тяжёлой болезни, как не допустить её к себе, как очистить родной язык от этого скверного вируса.

Пожалуйста, внимательно послушайте и вдумайтесь в то, что сейчас услышите. За последние 20 лет число детей с отставанием в умственном и физическом развитии выросло в 10 раз, более 80% новорожденных больны, здоров лишь каждый десятый выпускник школы, увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания, а это будущие матери, носители генофонда нации. По показателю общей продолжительности жизни Россия находится лишь на 133 месте в мире среди мужчин , на 100 месте среди женщин. На эту беду есть масса причин, но не последнюю среди них играет и наша словесная распущенность. Сегодня матерную брань используют в своей речи и стар , и млад. Мат доносится с экранов телевизоров. Мат, нецензурная брань, оскорбительные слова- раньше их употребляли только в низших слоях общества, сейчас мы это всё слышим на улицах, во дворах, на детских площадках.

Ребята, как вы думаете, что такое сквернословие? (дискуссия с учащимися). Учащиеся высказывают своё мнение. Предполагаемые ответы: брань, непристойные выражения, оскорбления, матерные слова, грубости.

У этого явления много определений. Итак, что же такое сквернословие?

Сквернословие-это речь, наполненная непристойными выражениями, неприличными словами, бранью.

В Древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятия. Все знали, что бранить детей матом нельзя, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище.

В наше время мат используется:

Для повышения эмоциональности речи;

Для эмоциональной разрядки;

Оскорбления, унижения адресата речи;

Демонстрации отсутствия страха;

Мат изучается различными отраслями научного знания. Так давайте посмотрим, к какому выводу пришли ученые.

Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды(а наше тело примерно состоит на 80% из воды) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.

В 20 веке японский учёный Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить воду и сфотографировать, что он увидел, под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и чёткости- с виду очень похожие на снежинки.

Воде говорили перед заморозкой разные слова плохие и хорошие. Учёный сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту.

Как видите, слова с негативным смыслом даже не образует форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, чёткие кристаллы.

Вы только вообразите, если мысли и слова могут сделать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!

Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло на свою голову и голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Слова имеют способность материализоваться. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, которые переходят в крупные, возникают проблемы со здоровьем и , наконец, ломается жизнь.

Мат опасен для человека. Это обоюдное оружие, как меч без рукоятки: другого поразишь, но и сам руки обрежешь. Слово- это связь между телом и духом. Гнилые слова заглушают доброе начало, огрубляют сердце, делают человека жестоким, способствуют появлению и других пороков.

Дискуссия с учащимися.

Сейчас многие стремятся вести здоровый образ жизни. Как вы считаете, совместимы ли сквернословие и здоровый образ жизни?

Согласны ли вы, что брань, сквернословие могут быть заразными, вызывать зависимость?

Есть ли у вас зависимость от сквернословия, собираетесь ли вы с ней бороться? После дискуссии учитель озвучивает результаты анкетирования, проведенного заранее( А вот результаты анкетирования, которое проводилось до нашего классного часа. Итак, согласно результатам анкетирования…)

Если, как мы выяснили, сквернословие - это болезнь, вирус, то должно быть и лекарство, чтобы вылечиться или просто предупредить появления симптомов данного недуга. Итак, как же избавится от сквернословия? Ребята, давайте с вами попробуем дать рецепт избавления от недуга. (Дети высказывают возможные меры по предотвращению вируса сквернословия) .Вот несколько полезных советов как излечиться от вируса, предупредить его появление:

Перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость к сквернословию.

Избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова.

Использовать в своей речи как можно больше позитивных высказываний (похвалу, комплиментов, поощрений) .

Читать классическую литературу.

Запоминать хорошие стихотворения, мудрые афоризмы.

Итак, известно, что брань отрицательно сказывается на всех окружающих. Сейчас во многих городах России проводят акции по борьбе с матом. Активисты-студенты, журналисты - придумали остроумные лозунги против сквернословия. Это своеобразная антиреклама мата. Например,

Мат-это ядов концентрат.

Мат-это помоев ушат.

Кто использует мат, тот умишком не богат.

Смогли бы и вы придумать подобные лозунги. Давайте попробуем? Необязательно в стихах. Чтобы ваши идеи были более выразительны, ярки и понятны, предлагаю вам создать и плакаты, где вы и напишите ваши лозунги, подкрепив их иллюстрациями. Работа в группах ( 3-4 группы) . На выполнение задания даётся 4минуты, презентация-2 мин. Возможен вариант: работа в парах (парам выдаётся проблемная ситуация, их задача вежливо и интеллигентно представить речевую ситуацию, избежать, обойти употребление бранных слов) .

Порядок в мыслях приведёт к порядку в словах, а доброе слово очистит и тело от болезней и вредных привычек. Здоровые люди - это здоровая нация, процветающая страна. Давайте же, ребята, и мы начнём профилактику или даже избавление от злостного вируса сквернословия. Для этого мы сядем в круг, возьмёмся за руки и по очереди скажем друг другу что-нибудь приятное, комплимент, например, просто добрые слова. Именно добрые слова делают нас чище, добрее. ( Работа по цепочке, учитель начинает).

Итак, у того, кто сквернословит есть два пути: первый- продолжать бранится, включать программу самоуничтожения, деградировать. И второй путь- путь духовного роста, самосовершенствования.

Подумайте, по какому пути пойдёте вы!

Что в сердце нашем самое святое?

Наврядли надо думать и гадать.

Есть в мире слово самое простое

И самое возвышенное - Мать!

Так почему ж большое слово это,

Пусть не сегодня, а давным-давно.

Но в первый раз ведь было кем-то, где-то

В кощунственную брань обращено?

Тот пращур был и тёмный, и дурной,

И вряд ли даже ведал, что творил,

Когда однажды взял и пригвоздил

Родное слово к брани площадной.

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.

И всё же трудно попросту понять

Сквернейшее от самого святого!

Неужто вправду за свою любовь,

За то, что родила нас и растила,

Мать лучшего уже не заслужила,

Чем этот шлейф из непристойных слов?!

Ну как позволить, чтобы год за годом

Так оскорблялось пламя их сердец?!

И сквернословам всяческого рода

Пора сказать сурово наконец:

Бранитесь или ссорьтесь, как хотите.

Но не теряйте звания людей.

Не трогайте, не смейте, не грязните

Ни имени, ни чести матерей!

Подытоживая сказанное, выведем наше кредо: «Я исключение, моя речь-это моё зеркало, моё достоинство. С меня начинается честь и культура России.

Я от всей души желаю вам стать по-настоящему прекрасными людьми, найти и занять достойное место в нашем обществе. Пусть всё в вас будет прекрасно: и мысли, и слова, и поступки.


Разработка классного часа в коррекционной школе 8 вида

Методическая разработка классного часа на тему:

Выяснить отношение учащихся к проблеме сквернословия, обсудить и установить причины распространения мата в подростковой среде

- расширить знания школьников о вреде сквернословия;

- воспитывать отрицательное отношение к данному пороку;

- формирование активной жизненной позиции для противостояния вредному влиянию;

- побуждать к нравственному самосовершенствованию.

Ход классного часа:

Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, ребята! Давайте посмотрим небольшой видеофрагмент.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

(Ответ: Сегодня мы будем говорить о сквернословии.)

-Что такое сквернословие?

Матерная брань это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии.

Постановка проблемных вопросов.

- Приходилось ли вам слышать сквернословие?

- Почему люди ругаются, как вы думаете?

Каковы причины, побуждающие человека сквернословить?

На самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).

- Можно ли обойтись без сквернословия? Как? Ваши предложения решения проблемы.

на каждой парте у обучающихся разноцветные листы с заготовленными надписями:

- перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость к сквернословию;

- избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова;

- читать русскую классическую литературу;

- запоминать стихотворения, афоризмы

Дети выбирают высказывание, которое, на их взгляд, подходит для памятки, и приклеивают его на плакат, учитель следит, чтобы дети не повторялись)

Еще в древности люди заметили, что слово благое, молитва, обладает целительной силой. Добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить его дух. А вот сквернословие, ругань матом, считают на Востоке, оскорбляет прежде всего, мать, человека, давшего нам жизнь, забирает у мамы здоровье, насылает на неё несчастья.. Приближается День матери, самого дорогого человека для каждого из нас. Скажите, вы хотели бы, чтобы вашей маме было плохо? А вы бы сами смогли поругаться на неё? (ответы)

А теперь давайте сделаем выводы.

Хорошо ли это – ругаться матом, сквернословить? (ответы)

Хочется ли вам слышать в свой адрес ругань? (ответы) А теплые, добрые слова? (ответы) Скажите друг другу доброе слово. (говорят)

Мне кажется, у нас в классе от ваших добрых слов стало как будто немного теплее. А если бы такие слова звучали каждый день!

Подведем итог. Если вам все понравилось, все понятно, похлопаем в ладоши. Если вы не все поняли, не все понравилось, похлопайте (постучите) по парте. Если вам вообще ничего не понравилось и ничего не было понятно, потопайте ногами.

Спасибо вам за такое интересное занятие, ребята!

- перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость к сквернословию;

- избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова;

- читать русскую классическую литературу;

- запоминать стихотворения, афоризмы

- перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость к сквернословию;

- избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова;

- читать русскую классическую литературу;

- запоминать стихотворения, афоризмы

- перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость к сквернословию;

- избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова;

- читать русскую классическую литературу;

- запоминать стихотворения, афоризмы

Муниципальное образовательное учреждение

Большеустинская основная школа

профилактического классного часа для несовершеннолетних

Шамаева Людмила Владимировна

учитель русского языка и литературы

стаж работы – 33 года

МБОУ Большеустинская ОШ

Пояснительная записка ……………………………………… 4

Выбранная тема: “Наше условие: долой сквернословие!” является актуальной, особенно в нынешней жизни, т.к., в XXI век мы вошли с несколькими нерешенными проблемами и одной из них - проблемой засорения нравов. Ненормативная лексика стала подлинным бичом нашего общества. В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. В тоже время это является защитной реакцией на воздействия, которые противоречат потребностям подростка. Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, обучающиеся стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них. Употребление ругательств и нецензурных слов без всякого на то повода и причины в будущем приведет к проблемам социализации подростка после окончания учебных заведений.

Для многих детей употребление нецензурных слов стало будничным явлением. Предлагаемый сценарий содержит материал для беседы о силе слова, о значении слова в жизни людей, о вредных последствиях сквернословия, о том, как сквернословие влияет на здоровье и психику человека, каковы пути преодоления этой привычки. Основная задача учителя не напугать детей фактами, а убедить их в том, что нецензурная брань несовместима со здоровым образом жизни. Материал ориентирован на аспекты позитивной профилактики сквернословия с учётом возрастных особенностей учащихся. Методические приёмы: беседа, игра, дискуссия, творческие задания.

Настоящая методическая разработка составлена в помощь классным руководителям для проведения классных часов по нравственному воспитанию учащихся. Она помогает формировать у ребят ответственность за свои слова и поступки.

познакомить детей с губительным влиянием сквернословия на здоровье человека; формировать стойкую неприязнь к сквернословию, вредным привычкам; побуждать к нравственному самосовершенствованию, саморазвитию.

игра, беседа, дискуссия, творческие задания (составление памятки, лозунгов, антирекламы).

- назначить ведущих информационного блока (2 ученика);
Оформление:
- написать на доске:
а) тему, эпиграфы;
б) рифмы для антирекламы: мат - ад, брат, богат, девчат, дрожат, ушат, небогат, глуповат, слабоват, концентрат, материться - добиться, злиться, больница, лечиться.

План классного часа

От гнилого сердца и гнилые слова

Ход классного часа

- Передавая шарик по кругу, скажите друг другу добрые пожелания. А что вы хотите пожелать?

(Дети – здоровья, добра, послать привет, пожелать не болеть, не получать двоек, чтобы было много друзей…)

-Я хочу попросить вас рассказать о том, что вы чувствовали, когда посылали друг другу добрые слова и добрые чувства?

( Дети – на сердце стало легко, было весело, стало очень хорошо, я почувствовала добро, все такие были хорошие, никто не баловался, интересно так играть, понравилось…)

-Мне кажется, у нас в классе стало как будто немного теплее. А если бы такие слова звучали каждый день!

- Ребята, как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Что бывает, когда болеет тело? ( Болит голова, горло, трудно ходить, всё трудно делать, всё время лежишь и не встаёшь, температура высокая, нужно принимать горькие лекарства, тошнит…)

- А что бывает с человеком, когда плохо у него на душе? Что он чувствует?

(Настроение плохое, тоскливо, грустно, ничего делать не хочется, ничему не радуешься, плачешь…)

- А как можно вылечить нездоровье души?

(Сделать что-нибудь доброе, приятное, пожалеть, что-нибудь подарить, развеселить, позвать играть, похвалить, послушать музыку, погулять в лесу)

- Да, правильно. Добро душу лечит. Добрые дела, добрые мысли, добрые слова – лучшее лекарство для души. Ещё в древности люди заметили, что слово благое, молитва обладает целительной силой. Добрые, спокойные,

утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность к себе, укрепить его дух.

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

23 февраля 1942

Для поэта сохранить великое русское слово означало сохранить родной язык, а значит сохранить великий русский народ. В этих словах и завещание потомкам: хранить родное слово чистым, свободным, не давать его на поругание. Только так можно сохранить свой народ, свою историю и

культуру. С тех пор прошло почти 80 лет. Можем ли мы сказать, что сохранили русское слово свободным, чистым, что не стыдно его передать следующим поколениям?

Примерные ответы детей (Много слов иностранных, мало читают, очень много сквернословия )

- Да, судя по тому, как говорят наши ученики, мы не выполнили этого завета.

2. Анализ анкет (См. приложение 1)

Мы предложили учащимся 7-8 классов ответить анонимно на вопросы анкеты.

На вопрос: Чем, по-твоему, можно объяснить столь широкое распространение нецензурных слов в нашем обществе?- ответили так 28%- свободой слова, 47%-низким уровнем культуры, безнаказанностью за ругань. Респонденты считают, что нецензурные слова среди молодёжи употребляются, потому что …28%-не хватает других, хороших слов; 42%-это способ самоутверждения в глазах других людей, 30%-не знаю ответа. Вопрос: Волнует ли тебя проблема чистоты языка?- дали следующие результаты.65% волнует, 0% не волнует, 35%-никогда не задумывался об этом.

Стоит ли бороться с употреблением нецензурных слов?-25% ответили, что это бесполезно, 45% можно попробовать, но не думаю, что измениться что-либо; 30% - борьба необходима в любом случае.

Были предложены такие способы: 33%предлагают разработать систему штрафов, 37%- заниматься воспитанием, 8%-не знают.

Хотел бы ты, чтобы твои будущие дети употребляли в своей речи нецензурные слова? 0% - да, 100% - нет.

Кроме того, никто из респондентов совершенно не предполагал, что сквернословие влияет на здоровье и психику человека и хотел бы узнать об этом больше.

Как вы видите, данные анкетирования свидетельствуют о том, что сейчас эта вредная привычка приобрела характер эпидемии. Для многих детей употребление нецензурных слов стало будничным явлением.

К сожалению, чаще мы слышим совсем другие слова… Современная медицина утверждает, что осторожное, бережное обращение со словом необходимый признак здорового образа жизни. В противном случае возникают болезни. Наши ребята (имена, фамилии) подготовили небольшой информационный блок о сквернословии. Приглашаю их к доске.

Ведущий 2. Все признают, что нецензурная брань в современной России приобрела характер эпидемии. Психологи замечают, что употребление мата

формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической. В этом процессе наблюдается три стадии:

1) человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;

2) человек впервые употребляет такое скверное слово – за компанию, для разрядки или ради напускной удали;

3) человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Еще позже - он уже не может изъясняться без мата, забывая другие слова.

Мало того, сегодня ненормативная лексика проникла и в литературу, и в кино, и даже в средства массовой информации.

Ведущий 3. В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие-это проявление независимости, символ взрослости.

Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие-оружие неуверенных в себе людей. Того, кто произносит матерные слова, они заражают болезнью зла, жестокости, лжи, бессердечия. Стрела, запущенная злой силой через уста человеческие, поражает и того, кто её выпустил, и того, в кого она попала.

Классный руководитель. Итак, вы ознакомились с фактами, которые касаются сквернословия. Предлагаю обсудить эти факты.

- Сейчас в моде здоровый образ жизни. Люди занимаются физкультурой, следят за своим весом, выполняют режим дня. Как вы считаете, совместимы ли сквернословие и здоровый образ жизни?

- Сквернословие – это вредная привычка. Какие еще вредные привычки вам известны? Почему их называют вредными? (Наркомания, курение, токсикомания, игромания, компьютеромания). Они разрушают организм человека, ведут к болезням, смерти.

- Согласны ли вы, что нецензурная брань, сквернословие могут вызвать зависимость.

5. Творческое задание.

Составление памятки «Как избавиться от сквернословия?

- перестать ругаться самому, выработать отвращение к сквернословию;

- избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова;

- читать русскую классическую литературу;

- запоминать стихотворения афоризмы;

Придумайте антирекламу мату. Например, мат - дорога в ад.

Сквернословие – это признак ограниченного словарного запаса или неумения выразить мысль, а чаще и того, и другого.

Для того чтобы уничтожить народ, совсем не обязательно его завоевывать, достаточно уничтожить его культуру и, прежде всего, его язык. Как? Заменить одну азбуку на другую, внедрить жаргон, массу непонятных иноязычных слов, разрешить свободное хождение сквернословия. То, что сейчас делается с русским языком, можно назвать экологической катастрофой. Русский язык пора объявлять зоной экологического бедствия и заносить в Красную книгу.

Увы, мат в России стал, чуть ли не национальным достоянием. Услышать его можно везде и всюду, от людей всех возрастов и профессий. Причем одни матерятся потому, что уже не умеют говорить по-другому, другие делают это, подражая окружающим или, как подростки, назло учителям и родителям.

Сегодня мы узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произносил бы его. Давайте задумаемся над тем, что и как мы говорим.

Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно

Вы к словам проявляйте терпение,
Не берите в расчёт кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.

- Готовы ли вы излечиться от вируса сквернословия?

Только в единстве духовного, нравственного, психического и физического здоровья возможно гармоническое развитие личности, только в единстве здорового духа в здоровом теле наш организм приобретает гармонию здоровья и сделает нашу жизнь прекрасной на Земле .

Анкета для учащихся 7-8 классов

1. Как ты относишься к сквернословию?

2. Употребляешь ли ты ненормативную лексику?

3. От кого ты чаще всего слышишь такие слова?

4. Чем, по-твоему, можно объяснить столь широкое распространение нецензурных слов в нашем обществе?

5.Волнует ли тебя проблема чистоты языка?

6. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом?

7.Стоит ли бороться с употреблением нецензурных слов?

8.Какие средства борьбы с нецензурной лексикой ты бы предложи

9. Хотел бы ты, чтобы твои будущие дети употребляли в своей речи мат?

10.Влияет ли сквернословие на здоровье и психику человека?

Бабанин А.Н. Некоторые проблемы современного русского языка. М.2009.

Маюров А.Н., Маюров Я.А. Уроки культуры здоровья 7-11классы. М.: Педагогическое общество России, 2004.

3. В.К. Харченко “Поведение: от реального к идеальному” Изд.3, Белгород, 2008

В.К. Харченко “О языке, достойном человека” М., 2009

Эмото Масару. “Любовь и вода” – М.: София, 2008.

Дмитриев А., Колдасов Г., Позднякова Н. Сила языка и ущербность речи; С.-П., 2008. – 14 с.

Данилов А.А. Русское сквернословие. Краткий исторический словарь. М., 2009.

Кравченко А.И. Краткий социологический словарь. М., 2009.

Харченко В.К. О языке, достойном человека. Учебное пособие. Флинта-Наука, 2009.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции