В самолетах заражают вирусом бортпроводники

Принято считать, что самолеты - рассадники микробов. Однако это не совсем так. DW о том, что угрожает здоровью во время полета.


Для здоровья человека перелеты могут обернуться проблемами. И дело здесь не только в вирусах.

Инфекционные заболевания

Хотя пассажирское авиасообщение и способствует распространению вирусных заболеваний, это главным образом связано с перемещением людей из одной страны в другую, что можно наблюдать сейчас в отдельных случаях распространения коронавируса. Факт распространения инфекции непосредственно во время полета до сих пор не доказан. Обычно риск "подцепить заразу" в самолете не выше, чем в обычном офисном здании.

По данным ВОЗ, в течение часа воздух в салоне лайнера заменяется 20-30 раз. Для этого частично осуществляется забор свежего наружного воздуха. Остальной воздух "гуляет" по салону в режиме рециркуляции. В вентиляционных системах большинства современных самолетов применяются НЕРА-фильтры, которые обладают высокой эффективностью.

Вирусы гриппа

В 2018 году американские ученые провели исследование: во время 10 авиарейсов они произвели забор с борта самолета примерно 230 проб воздуха и мазков с различных поверхностей. В ходе их анализа никаких респираторных вирусов обнаружено не было, несмотря на то, что полеты проходили в разгар сезона гриппа.

Сложнее, когда неподалеку от вас или же, что еще хуже, прямо рядом с вами сидит заболевший пассажир. Ну, а если он при этом еще чихает и кашляет, то риск заражения будет велик - но не больше, чем в автобусе или офисе.

Дезинфицирующие средства и респираторные маски

Чтобы защитить себя от инфекций, можно взять с собой в салон самолета дезинфицирующее средство. Перед тем, как приступить к еде или потреблению напитков, обязательно протрите им руки и откидной столик.

Если вы сами простужены и не хотите заразить других, используйте респираторную маску. Но вообще человеку с явными симптомами гриппа или простуды следует отменить поездку либо перенести ее на другую дату. Кроме того, авиакомпании вправе не допускать к посадке в самолет пассажиров с острыми инфекционными заболеваниями.

Давление воздуха

Во время дальних перелетов высота полета составляет от 11 до 12 километров. При этом давление воздуха внутри самолета регулируется и соответствует атмосферному давлению на высоте 2000 метров над уровнем моря. По данным ВОЗ, это приводит к тому, что в кровь поступает меньше кислорода. У здорового человека проблем в связи с этим не будет. Однако для людей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы пониженный уровень кислорода может обернуться сложностями.


Когда закладывает уши

Из-за сравнительно низкого давления воздуха в самолете нередко закладывает уши. Чтобы нормализовать давление в полости ушей, зачастую достаточно пожевать жвачку или просто позевать. Решить проблему поможет и усиленное глотание. Если же такие приемы не действуют, есть еще один метод: сделайте глубокий вдох, зажмите нос пальцами и с усилием попытайтесь выдохнуть через него воздух. Правда, тем, у кого синусит, это не поможет. Людям, страдающим воспалением слизистой оболочки носа, полетов на самолетах вообще лучше избегать.

Тромбоз

Согласно данным ВОЗ, один из 6000 пассажиров после дальнего перелета страдает нарушением кровотока. Это приводит к образованию кровяных сгустков. Оно и неудивительно: на протяжении длительного времени человек постоянно сидит, почти не двигаясь. А недостаточная физическая активность как раз и приводит к образованию тромбов.

В группе повышенного риска заболеть тромбозом - женщины, принимающие гормональные контрацептивные препараты, беременные, люди с избыточным весом, онкологические больные, а также те, у кого наследственная предрасположенность к этой болезни.

Обезвоживание

Влажность воздуха в самолетах составляет всего 20 процентов, в то время как для комфортного самочувствия человеку требуется 50 процентов. Прямого риска для здоровья это не несет, однако низкая влажность воздуха приводит к сухости кожи лица и сухости глаз. Поэтому в полет не мешает взять с собой увлажняющие средства по уходу за кожей и глазные капли. А тем, кто носит контактные линзы, во время дальнего перелета желательно от них отказаться и отдать предпочтение очкам.

По данным ВОЗ, пока не доказано, что недостаточная влажность воздуха приводит к обезвоживанию организма. Однако обильное питье в самолете точно не причинит вам вреда. Только пейте на борту самолета не водопроводную, а бутилированную воду! Хотя качество и пригодность водопроводной воды для питья в авиалайнерах регулярно проверяется, в самолете ее разумнее использовать исключительно для мытья рук. И особенно это касается людей с ослабленной иммунной системой.


Афлатоксины - яд плесневых грибов

Некоторые виды микроскопических грибов рода Aspergillus вырабатывают смертельно опасные токсины. Из всех биологических ядов это самые сильные. Растут эти плесневые грибы чаще всего на орехах и других зернах, семенах, плодах растений с высоким содержанием масла. Микотоксины устойчивы к тепловой обработке, находят их и в "залежавшихся" сборах трав и чае.


Смертоносная плесень

В малых дозах прием афлатоксинов может стать причиной серьезных заболеваний (например, рака печени), привести к нарушению внутриутробного развития плода. Высокая концентрация этого токсина вызывает острое отравление, нередко с летальным исходом. Поэтому следует полностью исключить из рациона употребление заплесневевших продуктов питания.


Сальмонеллы

Бактерии рода Salmonella обитают в желудочно-кишечном тракте многих животных. Но для человека близкое знакомство с энтеробактериями ведет порою к тяжелым заболеваниям. Строгое соблюдение гигиены на кухне, как и тепловая обработка (достаточно 15 минут), в первую очередь, мясных и рыбных продуктов, помогут избежать распространения сальмонелл.


Кишечная палочка

С одной стороны, бактерии вида Escherichia coli выполняют важные функции в кишечнике человека. Однако у людей с ослабленной иммунной системой особо опасный высокопатогенный штамм кишечной палочки (энтерогеморрагическая эшерихия коли - ЭГЭК) может вызвать тяжелую кишечную инфекцию.


Коварная зелень

Как и сальмонеллы, кишечную палочку ЭГЭК можно уничтожить при высокой температуре. К сожалению, бактерии обитают не только в продуктах животного происхождения, но и растительного. Перед употреблением в пищу листья салата, огурцы и прочую полезную зелень следует тщательно вымыть теплой водой. Важно использовать разные ножи для овощей и мяса. Это поможет уменьшить риск заражения.


Листерии

Палочковидные бактерии вида Listeria известны своей отменной приспособляемостью. Обитают они практически везде, в том числе, и в продуктах питания. В организме человека они способны вызвать заражение крови или менингит (воспаление оболочек головного мозга). Победить листерии можно термической обработкой (на 70 градусов в течение не менее 10 минут).


Норовирус

Вирус Норуолк, или Норфолк из рода норовирусов - зачастую виновник распространенного "расстройства желудка" с тошнотой, рвотой и диареей. До 12 дней вирус может выжить на овощах и мясных продуктах. Средства борьбы - тепловая обработка и дезинфекция рук.


Залог здоровья - чистые руки

С микробами продукты питания соприкасаются уже во время их обработки. Особенно на собственной кухне. Соблюдение гигиены - лучший способ противостояния бактериям и вирусам. Главное - тщательно вымыть руки с мылом перед тем, как приступить к приготовлению пищи.


Золотые правила кухонной гигиены

Замораживать оттаявшие продукты снова не рекомендуется. Для разделывания мяса, рыбы и овощей необходимо использовать разные доски - так можно исключить перенос бактерий на продукты, не требующие термической обработки. Мясо и рыбу следует готовить не менее десяти минут (не ниже 70 градусов) и съедать в тот же день!

Интервальное питание: полезно или вредно?

Рождественские и новогодние праздники, кроме всего прочего, - это время обильных столов. Как сбросить наеденные килограммы? Есть ли простое средство избавления от лишнего веса? (16.01.2020)

Антибиотики не действуют - что делать?

Из-за резистентности возбудителей инфекционных заболеваний к антибиотикам в странах ЕС умирают больше 30 тысячи пациентов в год. Патогенные штаммы представляют серьезную угрозу. (13.11.2018)

Исследователи: Воздух в самолете опасен для здоровья

Бортпроводники и летчики пытаются привлечь внимание к одной из проблем: воздух в кабине самолета может оказаться токсичным и нанести серьезный ущерб здоровью. (20.09.2017)

10 советов, как избавиться от страха летать на самолетах

Паника и неприятные мысли - не лучшее начало долгожданного отпуска. Психологи Немецкого центра по борьбе с аэрофобией объясняют, как побороть страх полетов. (01.07.2016)

Нановода убивает бактерии

Наночастицы обычно обладают свойствами, отличающимися от свойств макропорций того же вещества. Теперь оказалось, что и вода в этом отношении - не исключение. (23.01.2014)


Хроника пандемии: Число инфекций в США удвоилось за пять дней 01.04.2020

Мировое сообщество борется со стремительно распространяющимся коронавирусом SARS-CoV-2. Возбудитель пневмонии COVID-19 выявлен у более 860 тысяч человек, скончались свыше 42 тысяч. DW следит за событиями 1 апреля.


Хроника пандемии: США обошли Италию по числу жертв 11.04.2020

Мировое сообщество борется со стремительно распространяющимся коронавирусом SARS-CoV-2. Возбудитель пневмонии COVID-19 выявлен у более 1,7 млн человек, скончались свыше 107 тысяч. DW следит за событиями 11 апреля.


Хроника пандемии: число жертв коронавируса во всем мире превысило 100 тысяч 10.04.2020

Мировое сообщество борется со стремительно распространяющимся коронавирусом SARS-CoV-2. Возбудитель пневмонии COVID-19 выявлен у более 1,6 млн человек, скончались свыше 100 тысяч. DW следит за событиями 10 апреля.

Как в небе защищают пассажиров от опасных вирусов, выдают ли маски на борту и с какими симптомами летят на чартерах из Египта, узнал Sputnik.

Первый больной, зараженный коронавирусом, попал в Беларусь, прилетев на самолете. Бортпроводники находятся в зоне риска –вынуждены контактировать с вирусоносителем, когда об этом еще никто не знает.


О том, готовы ли они к встрече с опасными заболеваниями, как могут защитить себя и остальных пассажиров, сотрудники компании "Белавиа" рассказали корреспонденту Sputnik Тамаре Зениной.

Главное, что отметили представители авиакомпании, это то, что инструктажи на случай серьезной эпидемиологической проблемы у них проводятся постоянно.

"Мы должны быть готовы не только к обнаружению коронавируса. У нас всегда повышенное внимание к пассажирам на случай любых заболеваний, будь то свиной или птичий грипп, всевозможные вирусы из африканских или азиатских стран", – отметили бортпроводники.

Они сослались на отдельную главу в инструкции летного экипажа "Медицина", которую изучают в обязательном порядке и в которой конкретно рассматриваются различные вирусы и способы их обнаружения.


"Минимум раз в каждый сезон, осенне-зимней или весенне-летней навигации, у нас проводятся занятия с медиками. Они проверяют наши знания и заостряют внимание на отдельных темах, исходя из эпидемиологической обстановки в мире", – рассказали сотрудники "Белавиа".

Также они проходят обучение на станции МЧС, где учатся делать некоторые манипуляции с больными, например, пользоваться глюкометром или даже принимать роды.

"Мы проводим профайлинг пассажиров по их внешнему виду и общему состоянию. Обращаем внимание на все: слишком красное лицо может указывать и на повышенную температуру, и на повышенное давление. Но может быть и обычным состоянием человека. Это следует выяснить", – замечают сотрудники "Белавиа".

Бортпроводники обратят внимание на очень отекшие конечности, слишком вялый вид или, наоборот, чрезмерно возбужденный, если кто-то много чихает или кашляет.

"Рвота у пассажиров бывает нередко, но мы умеем отличить, когда это может быть обычным несварением или отравлением, а когда может указывать на более серьезное заболевание. Всегда повышенное внимание, если рвота сопровождается диареей, какой-либо сыпью или температурой. Мы проинструктированы и имеем средства защиты на все случаи", – утверждают члены летных экипажей.


Они подтвердили, что думать о безопасности должны постоянно.

По словам представителей "Белавиа", на каждом рейсе есть пять аптечек, в том числе специализированных, например, на случай родов.

"Две из них – аварийные, которыми может пользоваться только медик, оказавшийся на борту. Там и инъекции адреналина, и многое другое. В случае серьезной ситуации мы делаем объявление: "Если на борту есть представитель медицинских служб, пожалуйста, обратитесь к бортпроводникам". И если такой человек находится, он может воспользоваться этими аптечками", – рассказывают сотрудники авиакомпании.

Кстати, они ничем не напоминают автомобильные. Они огромные, несколько килограммов каждая. Всегда хранятся в определенном месте под пломбами, и сроки их годности контролируют медики.


Расходные аптечки тоже разные по комплектации. Там есть термометр, тонометр, глюкометр, довольно широкий перечень препаратов и перевязочного материала, даже мешок амбу (механическое ручное устройство для выполнения временной искусственной вентиляции легких – Sputnik).

"Бывало, диабетики случайно сдавали в багаж свой глюкометр, и выяснялось это уже в полете", – поделились бортпроводники.

А вот на чартерах из Египта, откуда сразу несколько белорусов вернулись со смертельными отравлениями, они ничего специфического не заметили.

"Про пассажиров этих рейсов можно сказать лишь то, что среди них бывает много "слишком хорошо отметивших отъезд" с характерным видом "отходняка". Таким стараемся почаще приносить чай с лимончиком, раздаем пакетики", – отметили члены экипажа.

Все бортпроводники имеют четкие инструкции на случай, когда у кого-то из пассажиров предполагается опасное заболевание.


"Сначала больного нужно полностью изолировать. Если на борту не полная загрузка, как правило, свободные места остаются в хвосте. Если это чартер и свободных мест нет, то пассажир остается на своем месте, а рядом находящимся раздаются маски и все необходимое. Место больного, подлокотники, дверные ручки, сиденье и все, к чему он прикасался, обрабатываем дезсредствами", – рассказали собеседники.

Коронавирус ни у кого из них паники не вызвал.

"Сначала мы хотели надевать маски, но медики нам объяснили, что этого делать не стоит, так как маска не защитит от вируса", – заметили бортпроводники.

Другое дело, по их словам, если приходится контактировать с конкретным человеком с симптомами, похожими на коронавирус.

"В таком случае с этим пассажиром работает бортпроводник, который его первым обнаружил, так как у него вероятность заражения больше чем, у остального экипажа. Он надевает все защитные средства: халат, перчатки, маску, в том числе и специальную защиту на глаза. Его коллеги при этом оказывают необходимую помощь, приносят нужное оборудование, собирают информацию у пассажиров, докладывают летному экипажу о ситуации", – говорят сотрудники авиакомпании.

Также на борту на этот случай предусмотрен дополнительный комплект масок, перчаток, дезсредств и всего необходимого, включая противовирусные препараты.

"Масками мы сможем обеспечить как самого больного на время всего полета, так и ближайших к нему пассажиров", – уверяют бортпроводники и говорят о том, что в последние дни действительно на рейсах появилось больше пассажиров в масках.

На борту самолета также обязаны собрать информацию обо всех пассажирах, которые контактировали с выявленным опасным больным.

"Если позволяет время, мы собираем информацию у всех пассажиров самолета. А сейчас в связи с коронавирусом для пассажиров начали выдавать расширенные анкеты, чтобы людей можно было легко найти в случае, если у кого-то впоследствии будет выявлен вирус", – сообщили сотрудники авиакомпании.

По их словам, люди безответственно относятся к заполнению анкет.


"Почти все они остаются незаполненными в кармашках кресел. Путешествующие не понимают, насколько важно оставить свои данные, в том числе для них самих", – акцентируют собеседники.

Они рассказывают о том, что в разных странах принимают разные меры предосторожности на случай выявления коронавируса.

"У одних стоят тепловизоры на выходе из аэропорта. В других аэропортах каждый самолет у трапа встречают с ручным тепловизором – пистолетом. Но есть страны, где вообще не принимается никаких мер", – констатируют бортпроводники.

По их словам, в Беларуси тепловизоры есть и на выходе в аэропорту, также многие рейсы встречают с тепловизорами прямо у трапа. Стойкая повышенная температура является одним из симптомов вируса COVID-19.


"Все бортпроводники по окончании рейса должны много раз нагнуться, проверяя наличие жилетов. У некоторых после этого ненадолго действительно немного поднимается температура. Были случаи, когда медики на выходе задерживали таких членов экипажа, измеряя им температуру до тех пор, пока она не падала естественным образом", – рассказали собеседники.

Если бортпроводник чувствует опасность для своей жизни, он может отказаться от любого рейса без каких-либо санкций, утверждают сотрудники авиакомпании.

Тем не менее, никто из них сейчас не отказался от полетов ни в Италию, ни в Грузию, ни в другие страны.

"Да, у нас и наших коллег стоят в расписании и Рим, и Тбилиси", – подтвердили стюардессы.

– Полетите?

– Полетим и, как всегда, сделаем все, чтобы полет прошел безопасно для пассажиров, – не задумываясь, уверенно отвечают они.

Американские исследователи выяснили, как в самолётах распространяется грипп и некоторые другие болезни, передающиеся воздушно-капельным путём. Заодно обнаружилось, что вероятность заражения от бортпроводника выше, чем вероятность заражения от другого пассажира. Но есть много нюансов.

Группа учёных из Национальной академии наук США опубликовала в научном журнале PNAS результаты исследований распространения воздушно-капельных вирусов на примере гриппа, которые они провели на десяти межконтинентальных авиарейсах (восемь из этих рейсов проходили в сезоны вспышек гриппа и простуды). Специалисты не могли использовать на борту самолётов видеокамеры или ультразвуковые и инфракрасные датчики для отслеживания перемещений пассажиров и распространения вирусов из-за требований безопасности, поэтому им пришлось разработать собственную методику.

Исследователи разбивались на пары и садились в разных частях самолёта — через пять рядов. Каждый записывал все перемещения пассажиров и членов экипажа, которые видел, в специальное приложение на iPad, а затем эти данные сопоставили, чтобы получить полную картину. Один из авторов работы, математик Говард Вайсс, рассказал изданию Gizmodo, что эффективностью такого метода учёные очень гордятся.

Насколько нам известно, никто не обладал численным представлением о передвижениях, поведении и социальных контактах между пассажирами во время полёта. Мы также не видели исследований о проверке воздуха в салоне и элементов поверхностей на наличие респираторных вирусов.


Учёные отталкивались от имеющихся данных о том, с какой вероятностью происходит заражение гриппом при тех или иных видах контактов. Считается, что риск максимальный при взаимодействии людей, находящихся в пределах метра друг от друга. Результат получился оптимистичный: шансы заразиться в полёте невелики. Хотя для сидящих по соседству с больными — сбоку, спереди или сзади — они повышаются на 80 процентов.

Зато для тех, кто сидит на расстоянии двух кресел от больного, риск растёт всего на три процента. Те, кто находится ещё дальше, почти не подвергаются дополнительному риску. Но кроме этого, основного фактора, есть и другие, которые могут определить, заболеет ли человек после полёта.


На вероятность заражения влияет ещё и то, как часто заражённый ходит по салону. Это, в свою очередь, зависит от того, где сидит он сам. Исследователи обнаружили, что только 40 процентов пассажиров на местах у окна встают хоть раз за всё время полёта, даже если он занимает больше пяти часов. Из среднего ряда выбирается 60 процентов пассажиров, а в ряду у прохода любителей размять ноги нашлось 80 процентов. Поэтому носителей гриппа безопаснее всего сажать у окна.

Гораздо сложнее ситуация, когда болеет бортпроводник. Они много ходят по салону и взаимодействуют с пассажирами. В среднем бортпроводник может заразить 4,6 пассажира за полёт. Но учёные успокаивают: больные члены экипажа оказываются на борту намного реже, чем больные пассажиры. При плохом самочувствии они чаще остаются дома или хотя бы принимают средства от кашля, что снижает риск заражения.


Ещё исследователи собрали 229 образцов воздуха и поверхностей, которых чаще всего касаются пассажиры. На них учёные не обнаружили никаких следов 18-ти самых распространённых воздушно-капельных заболеваний. В самолётах скапливается далеко не так много вредных микробов, как считают некоторые пассажиры, но специалисты всё равно рекомендуют почаще мыть руки. Жутковатый, но интересный эксперимент учительницы, показавшей, что будет с хлебом, если потрогать его немытыми руками, по-прежнему актуален.

Некоторые специалисты не до конца согласны с результатами исследования. Эллисон Макгир, микробиолог из канадской больницы, заметила, что хотя сама работа полезна, расчёт рисков в ней основан не на фактическом распространении болезней, а на приблизительных моделях распространения вирусов, которые в самолёте могут работать не так, как от них ожидают.

Джейсон Бёрнэм, эксперт по инфекционным заболеваниям из Медицинской школы Университета Вашингтона в Сент-Луисе, считает, что во многих случаях больные бортпроводники всё-таки выходят на работу, а средства от кашля — неэффективный способ предотвратить заражение других людей.


К тому же не стоит забывать, что исследование рассказывает только о распространении гриппа и некоторых ОРВИ. Существуют заболевания, передающиеся воздушно-капельным путём быстрее и на более дальние дистанции. Но даже с учётом всех этих исключений вероятность заразиться во время полёта в самолёте довольно низкая — с этим соглашаются даже те эксперты, которые критикуют новую публикацию. К тому же данные исследования пригодятся людям с пониженным иммунитетом. При болезнях же медики рекомендуют по возможности вообще никуда не летать.

Словом, даже если кто-то в самолёте кашляет и чихает, большинству пассажиров болезнь никак не грозит. В полёте есть и другие угрозы, сами по себе страшные, но настолько маловероятные, что их не стоит рассматривать всерьёз. Например, существует видео, объясняющее с научной точки зрения, почему ни у кого нет шансов выжить, если дверь самолёта откроется на большой высоте, и почему на самом деле такого не произойдёт.

Но лучше ассоциировать авиаперелёты с чем-то приятным. Например, с трогательной историей про пилота, который вёз в центр реабилитации милого маленького шимпанзе и пустил его к себе в кабину.

Как стать бортпроводником

Длительность учебы зависит от компании, куда вы пошли работать. Как правило, это от одного-двух месяцев на земле и одного в воздухе. Стажеру необходимо налетать за этот период от тридцати до сорока часов. Самое сложное - это первое собеседование. Тебя постоянно пытаются поставить в стрессовую ситуацию - могут накричать, что одежда на тебе мятая или прическа отвратительная. Проверяют, насколько развито самообладание. Без этой черты характера на борту самолета делать нечего. На внешность особо никто не смотрит, так же как и на рост - берут и невысоких. А вот у полного человека устроиться бортпроводником шансов практически нет.

Сейчас большинство идет работать в авиакомпанию ради денег. Тех, кому просто хочется летать, практически нет - романтиков в наши дни не осталось. Зато зарплата впечатляет - от пятидесяти до семидесяти тысяч в месяц. Зависит она от дальности и количества полетов. Некоторые девушки идут для того, чтобы познакомиться с богатыми мужчинами - пассажирами бизнес-класса. Алину четыре раза за рейс звали замуж.

- Летела какая-то хоккейная команда, - рассказывает девушка. - Один упал на колени и слезно просил руки и сердца. И так несколько раз.

И сексом занимаются, и смолят в туалетах

Сейчас входит в моду покупать электронные сигареты. Но курить среди других пассажиров все равно запрещено.

- Можно в туалете, или отводим на кухню. Все это, чтобы не провоцировать других курильщиков, у которых нет возможности затянуться, - говорит Алина.

Некоторые по-настоящему лезут на стенку без табака.

- Готовы на все. Мне предлагали и пять тысяч, и семь только за возможность покурить где-нибудь на борту. Знаю, некоторые девочки берут такие деньги. Соблазн велик. Тем более есть способ покурить: нужно взять рулон туалетной бумаги, положить на слив в раковине, опустить сигареты в отверстие посередине бумаги и курить туда. Всасывается дым очень хорошо, - делится секретом девушка.

А вот сексом, как в фильмах, занимаются редко.

- Я лично не препятствую этому. Пусть делают, что хотят. Бывает и в салоне что-то подобное, под пледами. Здесь все на человеческой совести и распущенности. Вообще особо не гоняем никого. Только если люди неприятные.

Объясняем: мы не рабы

На занятиях учат многому. Как устроен сам самолет, как оказать первую помощь. Что делать, если у человека приступ эпилепсии, и даже как принимать роды. Обязательно нужно уметь плавать, на случай падения в воду. Ни на одном пассажирском самолете нет парашютов, даже у пилотов.

Могут разговаривать в повелительном тоне, с матерком.

- С застывшей улыбкой на лице говорим, что мы все-таки не прислуга и не рабы. Но на конфликт идти нельзя, нервировать мы никого не должны. Помню, на моего коллегу как-то напал на борту пьяный мужик. Весь в татуировках. Кричит, что ему плевать на все, он только отсидел. Начал душить парня, а тот ему: успокойтесь, пожалуйста, хватит, сядьте на место, - вздыхает девушка.


Худенькие девуши всегда в почете.

Пьют, потому что страшно

С алкоголем на борту - отдельная песня. Алина признается, что как-то раз даже приносила бутылку джина… для пилота.

- Страшно, конечно, но командир экипажа, спорить с ним нельзя, - говорит бортпроводница. - А так пьют почти все. И до полета, во время, а некоторые, думаю, и после. Большинство - потому что страшно. Другие, потому что отпуск, путешествие - надо же отпраздновать. Мы в салоне продаем алкоголь. На каждом рейсе есть тележка, где можно купить водку, виски, пиво и другие продукты. Мы получаем процент с продажи. Стараемся продавать трезвым и адекватным людям.

Алина признается, бывают очень неприятные случаи.

- Могут, извините, описаться прямо в кресле. Был один, который штаны снял и своим достоинством начал трясти. Ужас. Но бывают вполне милые пассажиры подшофе. Предлагают чашечку кофе после полета выпить, очень вежливые и учтивые.

Вообще иногда на борту присутствуют сотрудники авиационной безопасности. Это как охранники в ночном клубе или кафе. Их задача усмирять зарвавшихся пассажиров.

Если таких на самолете не оказалось, их обязанности переходят, естественно, к нам. В последнее время на борту всегда есть мужчины-бортпроводники. Просим их помочь, если нет - то сами. Нас этому тоже учат, - откровенничает девушка.

Прежде всего нужно попробовать посадить буяна на место. Для этого используют специальный прием - локтем или руками толкают человека резко вниз. Также можно ударить ребром ладони по подбородку.

- Я со смутьянами на практике не сталкивалась, - признается Алина.

Еще один эффективный способ - это связать специальной пломбой.

На личную жизнь остается мало времени

Вызывают на рейс обычно за два дня. Минимально - за сутки. Всегда есть проводник-резервист, если вдруг кто-то придет не в надлежащем состоянии. Могут даже за небритость и плохо завязанный платок снять с рейса.

- Одну девочку заставили сгрызать накладные ногти - с ними на борт не пускают, - говорит Алина. - Все это проверяют на полетном брифинге за два с половиной часа до вылета самолета. Там же распределяется, кто за что отвечает на борту. Озвучивают, сколько пассажиров, есть ли среди них инвалиды, диабетики.

Часто возникают внутренние конфликты. Но это, как правило, среди девушек. Тут есть конкуренция. Бортпроводницы в очередь выстраиваются, чтобы обслуживать бизнес-класс. За полет там можно заработать до тридцати тысяч чаевых.

- Часто боимся стукачества, - секретничает девушка. - Например, я не пересаживаю пассажиров из экономкласса в бизнес. Могут сдать, но вообще это практикуется. Причем за несколько тысяч рублей. Иногда могут и бесплатно, если человек летит с совсем неприятными людьми и вежливо попросит о пересадке.

Примет как таковых нет. Обязательно первым на борт входит мужчина. Пилот, бортпроводник - неважно.

- Многие считают, что обязательно нужно захватить еще что-нибудь с самолета. Алкоголь, который не выпили в бизнес-классе. А также соки, воды, печенье. Все, что не распаковано было. Все открытое, конечно, выливается и выбрасывается, - покраснев, говорит Алина. - Вести личную жизнь с нашей работой тяжело. Можно неделю провести в другом городе, ожидая рейса. А можно хоть каждый день летать. Многие встречаются друг с другом, так проще. Иногда случается, что проводишь одиннадцать дней где-нибудь за границей. В Мексике , например, и это здорово, конечно. Еще у нас есть такой положительный момент, как сервисный билет. По нему можно летать в качестве пассажира всего лишь за десять процентов от стоимости билета во все концы света. А еще можно за те же деньги провезти с собой друга или подругу. Так что дружите с бортпроводниками.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции