Система мониторинга за больными вирусными гепатитом

Приказ Министерства здравоохранения Амурской области
от 6 августа 2015 г. N 835
"О внедрении системы мониторинга больных вирусными гепатитами "Регистр лиц, больных вирусными гепатитами" на территории Амурской области"

В целях проведения мероприятий по внедрению в медицинских организациях Амурской области единого регистра лиц, больных вирусными гепатитами взрослых и детей, разработанного федеральным бюджетным учреждением науки "Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии" Роспотребнадзора, во исполнение писем Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18.06.2013 N 24-2\482, от 14.04.2014 N 17-06-2924, приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 27.06.2011 N 621 "О совершенствовании эпиднадзора и мерах профилактики вирусных гепатитов", решения коллегии Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 03.06.2011 "О совершенствовании эпиднадзора и мерах профилактики вирусных гепатитов"

1. Главному врачу государственного автономного учреждения здравоохранения Амурской области "Амурская областная инфекционная больница" (Е.А. Саяпина):

1.1. Назначить ответственным лицом за ведение единого Регистра на территории Амурской области, главным администратором Регистра Чурину Светлану Анатольевну.

1.2. Организовать ведение Регистра (подсистема "Администрация") в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".

2. Главному администратору Регистра обеспечить:

2.1. Осуществление контроля за ведением Регистра ответственными специалистами медицинских организаций, подведомственных министерству здравоохранения области.

2.2. В срок до 5 числа ежемесячно предоставление отчета о ведении единого Регистра в отдел организации медицинской помощи взрослому населению и реализации проектов министерства здравоохранения области (О.В. Ермаковская), адрес электронной почты vn2013zdrav@mail.ru.

3. Руководителям медицинских организаций, подведомственных министерству здравоохранения области, осуществляющих оказание первичной медицинской помощи больным (взрослым и детям) вирусными гепатитами:

3.1. Назначить ответственное лицо из числа специалистов отделений (кабинетов) инфекционных заболеваний (при их отсутствии - других специалистов) за ведение единого регистра лиц, больных вирусными гепатитами взрослых и детей (далее - Регистр) в медицинской организации.

3.2. Обеспечить оснащение рабочего места ответственного специалиста в соответствии с руководством пользователя Регистра больных вирусными гепатитами подсистемы "Врач", размещенным в системе мониторинга больных вирусными гепатитами.

3.3. В срок до 14.08.2015 предоставить информацию о лицах, ответственных за ведение Регистра в подведомственной медицинской организации (Ф.И.О. ответственного лица, должность, контактный телефон, адрес электронной почты), главному администратору Регистра в отделение вирусных гепатитов государственного автономного учреждения здравоохранения Амурской области "Амурская областная инфекционная больница" по электронному адресу: aoib@yandex.ru, контактные телефоны 8(4162)537240 и 8(4162)536311.

3.4. В срок до 17.08.2015 организовать ведение Регистра (подсистема "Врач") в подведомственной организации в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".

3.5. Обеспечить ведение Регистра (подсистема "Врач") в подведомственной организации в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" и внесение информации о пациенте в течение 5 дней от момента установления окончательного диагноза хронического вирусного гепатита.

3.6. В срок до 01.10.2015 обеспечить ввод сведений о больных с вирусными гепатитами в Регистр, ранее внесенных в областной регистр больных с хроническими вирусными гепатитами в соответствии с приказом министерства здравоохранения Амурской области от 28.12.2011 N 917.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра здравоохранения Амурской области М.П. Гулевич.

5. Признать утратившим силу приложение N 2 к приказу министерства здравоохранения Амурской области от 28.12.2011 N 917.

Министр здравоохранения области

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Приказ Министерства здравоохранения Амурской области от 6 августа 2015 г. N 835 "О внедрении системы мониторинга больных вирусными гепатитами "Регистр лиц, больных вирусными гепатитами" на территории Амурской области"

Текст приказа официально опубликован не был

Распоряжение Министерства здравоохранения Астраханской области от 1 марта 2017 г. N 270р
"О ведении системы мониторинга больных вирусными гепатитами "Регистр лиц, больных вирусными гепатитами" на территории Астраханской области"

В целях совершенствования учета и регистрации заболеваний вирусными гепатитами, оптимизации системы взаимодействия медицинских организаций, улучшения качества оказания медицинской помощи больным хроническими вирусными гепатитами, профилактики и снижения угрозы распространения вирусных гепатитов на территории Астраханской области, организации постоянного мониторинга лиц, больных вирусными гепатитами на территории Астраханской области, а также в соответствии с приказом Роспотребнадзора от 27.06.2011 N 621 "О совершенствовании эпиднадзора и мерах профилактики вирусных гепатитов":

1. Ввести на территории Астраханской области мониторинг больных вирусными гепатитами с помощью автоматизированной системы мониторинга "Регистр больных вирусными гепатитами" (далее - Регистр).

2. Определить государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области "Областная инфекционная клиническая больница им. А.М. Ничоги" (далее - ГБУЗ АО "ОИКБ им. А.М. Ничоги") ответственным за ведение Регистра на территории Астраханской области.

3. Главным врачам государственных бюджетных учреждений здравоохранения Астраханской области, осуществляющих оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях больным вирусными гепатитами:

3.1. Организовать ведение Регистра в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" и статьей 13 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

3.2. Назначить ответственных лиц, из числа заместителей главного врача, за ведение Регистра в медицинской организации и достоверность предоставляемых сведений.

3.3. Направить информацию о лицах, ответственных за исполнение пунктов 3.1., 3.2 настоящего распоряжения в медицинской организации (ФИО ответственного лица, должность, контактный телефон, адрес электронной почты), в ГБУЗ АО "ОИКБ им. А.М. Ничоги" до 10.03.2017.

3.4. Обеспечить своевременный ввод сведений о больных вирусными гепатитами в Регистр в течение 5 рабочих дней с момента установления окончательного диагноза вирусного гепатита.

4. Руководителям федеральных, ведомственных и негосударственных учреждений здравоохранения рекомендовать исполнение пунктов 3.1-3.4 настоящего распоряжения:

5. Главному врачу ГБУЗ АО "ОИКБ им. А.М. Ничоги" (Шишлонов А.М.):

5.1. Организовать ведение Регистра в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" и статьей 13 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

5.2. Обеспечить контроль ведения Регистра медицинскими организациями, в том числе своевременности предоставления и обновления сведений.

5.3. Назначить ответственных лиц за ведение Регистра и представить копию приказа в отдел организации медицинской помощи взрослому населению.

5.4. Оказывать организационно-методическую помощь медицинским организациям по вопросам ведения Регистра.

6. Государственному бюджетному учреждению "Медицинский информационно-аналитический центр" (Волков С.В.):

6.1. Назначить ответственное лицо по внедрению Регистра на территории Астраханской области и получению доступа в Регистр лиц, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего распоряжения.

6.2. Обеспечить внедрение Регистра и получение доступа лиц, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего распоряжения.

7. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя министра здравоохранения Астраханской области Степину Н.А.

8. Распоряжение вступает в силу со дня его подписания.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Распоряжение Министерства здравоохранения Астраханской области от 1 марта 2017 г. N 270р "О ведении системы мониторинга больных вирусными гепатитами "Регистр лиц, больных вирусными гепатитами" на территории Астраханской области"

Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания

Текст распоряжения официально опубликован не был

Актуальность элиминации вирусного гепатита

В мае 2016 г. в рамках Ассамблеи Всемирной Организации Здравоохранения (далее – ВОЗ) Российская Федерация подписала Глобальную стратегию сектора здравоохранения по вирусному гепатиту на 2016–2021 гг., тем самым подняв вопрос борьбы с этой проблемой на государственный уровень.

Говорить об элиминации гепатита С в мире и в Российской Федерации в частности стало возможным благодаря появлению высокоэффективных лекарственных препаратов прямого противовирусного действия, что в корне изменило парадигму лечения гепатита С. Беспрецедентная эффективность 2 и 3 месячных схем лечения в 95-100% случаев позволяет говорить о полном излечении всей популяции пациентов больных гепатитом С, а также остановке дальнейшего распространения инфекции на территории Российской Федерации и в мире в целом.

Однако, для подавляющего большинства пациентов в нашей стране такие препараты до сих пор недоступны. Более того, в стране до сих пор, спустя 3 года после подписания Глобальной стратегии, отсутствует какой-либо план по снижению заболеваемости вирусным гепатитом С, который предусматривал бы создание координационного механизма для надзора за национальной деятельностью по борьбе с гепатитом С, выделение соответствующего бюджета, разработку и реализацию в его рамках комплекса мероприятий, направленных на повышение уровня осведомленности населения о вирусном гепатите С, расширение скрининга и диагностики, формирование единого федерального регистра пациентов, что приведёт по мнению ВОЗ, к элиминации заболевания.

Бремя гепатита С

Участники круглого стола подчеркнули, что хронический гепатит С (ХГС) в Российской Федерации занимает одно из ведущих мест в инфекционной патологии человека вследствие высокой распространённости и заболеваемости, а также высокой частоты развития хронических форм.

Социальную значимость ХГС определяют ранняя инвалидизация и преждевременная смерть больных в трудоспособном возрасте и связанные с этим экономические потери. При оценке социально-экономического бремени гепатита C в РФ различными исследователями было выявлено, что общие суммарные затраты составляют от 29,0 млрд руб. до 162,4 млрд руб., достигая 0,108% ВВП.

Эксперты акцентировали внимание на том, что, помимо основных исходов ХГС (цирроз печени, печеночная недостаточность), хроническая вирусная инфекция, повышает риски смертности от сердечно-сосудистых заболеваний (выше популяционного в 1,5 раза), сахарного диабета в 1,8 раза и заболеваний почек в 2,8 раза. Кроме того, факт инфицирования хроническим вирусным гепатитом С связан с риском развития и повышения смертности от различных злокачественных новообразований. Согласно бюджету на 2020 год на борьбу с сахарным диабетом, а также сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями планируется потратить более 128 млрд рублей. Между тем, во многих случаях это лишь симптоматическое лечение, которое может продолжаться всю жизнь пациента, в то время как устранение причины – вирусного гепатита – позволит полностью излечить большую часть пациентов.

Таким образом, элиминация гепатита С может существенно улучшить основные социально-демографические показатели за счет снижения смертности от заболеваний печени и сочетанных с ней патологий. Именно поэтому Министерству здравоохранения Российской Федерации необходимо решить вопросы о принятии неотложных мер по предотвращению дальнейшего ущерба экономике страны и достижения заявленных указом Президента РФ целей: увеличение продолжительности жизни до 78 лет к 2024 году и до 80 лет к 2030 году, где борьба с гепатитами может быть рассмотрена элементом стратегии достижения этих целей.

Вопросы учета пациентов с гепатитом С

Эксперты оценивают суммарное количество больных с ХГС, проживающих в Российской Федерации, от 2,5 до 5 млн человек. При этом, согласно различным исследованиям, основная когорта пациентов – это молодые, социально-активные трудоспособные люди в возрасте 30-55 лет, имеющие семью и воспитывающие детей. Усилия, направленные на излечение именно этой когорты пациентов с ХГС принесут максимальную отдачу в виде возврата налогов в казну Российской Федерации и будут способствовать росту ВВП и изменению негативного тренда в демографической ситуации в стране.

Эксперты уверены, что отсутствие точных данных о популяции пациентов является одним из барьеров при оценке реального бремени гепатита С. На сегодняшний день специалисты большей части регионов имеют возможность вести учет пациентов с использованием Регистра больных хроническими вирусными гепатитами, который с 2015 года реализован на базе референс-центра по мониторингу за вирусными гепатитами НИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора. Однако до сих пор обязанность регионов и подотчетных Министерству здравоохранения Российской Федерации учреждений вносить информацию о выявлении и контроле случаев инфицирования вирусом гепатита С и получаемом больными лечении в единый федеральный регистр не закреплена на федеральном уровне какими-либо нормативно-правовыми документами.

Необходимо отметить, что система автоматизации процессов административно-хозяйственной деятельности центрального аппарата Минздрава России (САП АХД ЦА МЗ РФ) при формировании заявок на лекарственные препараты для лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и вирусными гепатитами В и С также не учитывает пациентов, состоящих на диспансерном учете.

Эксперты отметили, что в ряде регионов регистр больных вирусными гепатитами не ведется вообще, а на большей части регионов ведется неудовлетворительно. Участники круглого стола поддержали внедрение единой государственной системы персонализированного учета лиц, инфицированных вирусным гепатитом. Это позволит стандартизировать статистику учета больных вирусными гепатитами в Российской Федерации, в онлайн режиме оценивать эпидемиологическую ситуацию, организовать мониторинг лечебно-диагностических и профилактических мероприятий, а также получать все сведения для планирования и реализации мероприятий по диагностике и обеспечению населения необходимыми лекарственными препаратами как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Вопросы диагностики гепатита С в РФ

По мнению участников круглого стола, на сегодняшний день существует ряд ограничений в проведении полного спектра диагностических процедур для выявления и лечения гепатита С. Стандарт лечения ХГС утвержден в 2006 году и с тех пор не обновлялся, эксперты отметили важность его актуализации.

Пациентам с подозрением на ХГС для подтверждения диагноза и выбора тактики лечения требуется полная диагностика с оценкой вирусной активности, генотипирования вируса и определением стадии фиброза (фиброэластометрией). В текущей клинической практике лишь единичные регионы включили этот набор исследований в их территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования (далее – ОМС). Более того, даже в тех регионах, где необходимые анализы и инструментальные исследования включены в Территориальную программу госгарантий, эти услуги оказываются лишь в нескольких лечебных учреждениях региона и остаются фактически недоступны для жителей отдаленных и трудно доступных населенных пунктов. Это не только резко ограничивает права пациентов на доступность получения первичной медицинской помощи в отношении социально-значимого и опасного заболевания, но и лишает власти региона объективной информации о распространенности вирусных гепатитов, а также способствует дальнейшему распространению инфекции.

Эксперты поддержали важность внедрения указанных диагностических (лабораторных) исследований для пациентов с подозрением/диагнозом ХГС с оплатой за единицу объема медицинской помощи – медицинскую услугу, в программу государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи и соответствующих методических рекомендациях по способам оплаты в рамках ОМС на 2020 год.

Лекарственное обеспечение пациентов с гепатитом С в РФ

Предметом особого внимания участников круглого стола стала ситуация с уровнем доступности современных препаратов прямого противовирусного действия для лечения гепатита С.

На сегодняшний день в РФ зарегистрированы и являются доступными высокоэффективные и безопасные таблетированные препараты, способные за 2-3 месяца полностью уничтожить вирус гепатита С в организме человека вне зависимости от генотипа и стадии фиброза печени. Были отмечены значительные усилия Министерства здравоохранения Российской Федерации, направленные на повышение доступности таких лекарственных препаратов. В частности два новейших лекарственных препарата для проведения безинтерфероновой терапии были оперативно включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее – ЖНВЛП), в том числе препарат, применяющийся у детей с 12-летнего возраста. Было отмечено, что цены на новые препараты, предложенные к регистрации в Российской Федерации, в 3-5 раз ниже цен в референтных странах. На протяжении последних трех лет средняя цена препаратов для лечения гепатита С снизилась в 2,5-3 раза, что, в частности, говорит о повышении социальной ответственности фармацевтических компаний-производителей таких препаратов.

На сегодняшний день обеспечение пациентов противовирусной терапией (далее – ПВТ) в Российской Федерации реализуется на федеральном и региональном уровнях. Возможности федеральной программы по обеспечению необходимыми лекарственными средствами льготных категорий граждан ограничены. Эксперты поддерживают инициативу Министерства здравоохранения Российской Федерации по пересмотру и дальнейшему формированию регионами РФ территориальных программ государственных гарантий стационарной и амбулаторной помощи в объеме, не менее перечня ЖНВЛП.

С 2016 г. лекарственная терапия пациентов с ХГС может проводиться за счет средств ОМС в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. Как показывает практика, объем медицинской помощи пациентам с ХГС, согласованный на этапе формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий, от региона к региону варьируется, покрывая современной терапией препаратами прямого противовирусного действия единицы, редко – десятки пациентов.

В ряде субъектов РФ приняты и реализуются региональные программы по борьбе с гепатитом С, но это также не покрывает необходимые потребности в лечении пациентов даже с продвинутыми стадиями заболевания, которым терапия препаратами из перечня ЖНВЛП должна быть назначена по жизненным показаниям.

Несмотря на кажущийся широкий спектр возможностей в организации обеспечения пациентов терапией, количество получающих противовирусную терапию пациентов в стране крайне ограничено. Фактически каждый субъект РФ имеет свой лист ожидания на несколько лет вперед. Лишь некоторые регионы, такие как Москва и Московская область, имеют административные и финансовые ресурсы, чтобы достичь целей микроэлиминации гепатита С к 2030 г. В целом же по стране количество пациентов, получающих терапию, в несколько раз меньше количества новых случаев, регистрируемых ежегодно. Таким образом пока нельзя говорить не только об элиминации, но и об остановке распространения заболевания.

Эксперты считают, что расширение доступа пациентов с ХГС к диагностике и эффективной терапии является важнейшей задачей системы здравоохранения Российской Федерации, в том числе в контексте выполнения указов Президента РФ по достижению к 2024 г. средней продолжительности жизни 78 лет, а также снижения онкологической смертности.

Широкий охват лечением больных гепатитом С имеет экономический потенциал, поскольку у большого числа людей это позволит сохранить значительное количество трудоспособных и качественных лет жизни, а также в целом увеличит показатель средней продолжительности жизни в стране. В экономически развитых странах к пониманию этого факта уже пришли. Несмотря на относительно высокую стоимость противовирусной терапии экономические расчеты показали, что полный охват лечением позволит сократить потери ВВП за счет снижения неблагоприятных исходов гепатита С.

С учётом доказанной эффективности государственных инвестиций в направлении популяционного излечения от гепатита С, все эксперты отметили важность создания диалога между всеми заинтересованными в элиминации гепатита С сторонами, в первую очередь, между Министерством здравоохранения Российской Федерации, пациентскими организациями и представителями фармацевтической отрасли. Данное кросс-функциональное взаимодействие поможет определить этапы по оптимизации каналов финансирования и стоимости курсов терапии для массового обеспечения пациентов в РФ. ВОЗ предусматривает излечение не менее 7-8% общей популяции больных ХГС ежегодно для достижения целей элиминации ВОЗ к 2030 году.

Национальная стратегия элиминации гепатита С

Участники круглого стола отметили эффективность предпринимаемых Министерством здравоохранения Российской Федерации шагов в направлении разработки стратегии элиминации вирусных гепатитов. Однако было подчеркнуто, что за 3 года, прошедшие с момента ратификации стратегии, предпринятых мер недостаточно. При этом национальные планы по борьбе с вирусными гепатитами были приняты к 2019 году уже в 124 странах мира, в том числе, в 32 странах Европы. С целью устойчивого снижения заболеваемости и смертности от инфекционных заболеваний, как фактора национальной угрозы, необходимо ускорить и придать данной работе системный характер.

В целях элиминации гепатита С в Российской Федерации к 2030 году эксперты предлагают реализовать следующие инициативы:

Направить резолюцию круглого стола Министру здравоохранения Российской Федерации Скворцовой Веронике Игоревне, Председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике Рязанскому Валерию Владимировичу, Председателю комитета Госдумы по охране здоровья Морозову Дмитрию Анатольевичу, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации Москальковой Татьяне Николаевне с просьбой рассмотреть предложения резолюции и дать соответствующие поручения и рекомендации органам исполнительной власти в рамках компетенции по разработке Национальной стратегии противодействия распространению хронических вирусных гепатитов с ключевым показателем эффективности по излечению не менее 7-8% пациентов с ХГС ежегодно начиная с 2020 года. Резолюция включает в себя:

Главный внештатный специалист по инфекционным болезням Министерства здравоохранения Российской Федерации, заведующая кафедрой вирусологии РМАНПО Минздрава России, д.м.н.
Малинникова Елена Юрьевна

Президент Всероссийского общества гемофилии, сопредседатель Всероссийского союза пациентов
Жулёв Юрий Александрович

Профессор кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии МГМСУ им. А.И. Евдокимова, д.м.н.
Знойко Ольга Олеговна

Глава регионального офиса ВОЗ в РФ
Вуйнович Мелита

Профессор кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии Московского государственного медико-стоматологического университета имени А.И. Евдокимова
Знойко Ольга Олеговна

Главный внештатный инфекционист Министерства здравоохранения Челябинской области, заведующая инфекционным отделением клиники Южно-Уральского государственного медицинского университета, д.м.н.,
Сагалова Ольга Игоревна

Главный внештатный специалист по проблемам диагностики и лечения ВИЧ-инфекции Министерства здравоохранения Самарской области, заведующая инфекционным отделением №2 клиники инфекционных болезней СамГМУ
Стребкова Елена Алексеевна


Зоя сделала то, что многие в нашей стране до сих пор считают невозможным. Ведь о том, что сегодня есть препараты, способные побороть ранее неизлечимую болезнь, у нас не знают не только пациенты, но и, как ни парадоксально, сами врачи.

Дело в том, что наша страна присоединилась к программе Всемирной организации здравоохранения по глобальному сокращению числа заболеваний вирусным гепатитом. Главные задачи общемировой стратегии внушают оптимизм: к 2020 году обеспечить лечение от гепатита В или С для 8 млн человек, а к 2030-му — сократить число новых случаев заражения на 90 процентов. Главный вопрос: как это сделать у нас в стране, которая занимает шестое место по общему числу больных гепатитом С после Китая, Пакистана, Нигерии, Египта и Индии. Всего зарегистрировано около 700 тысяч инфицированных вирусом гепатита С, но реальная распространенность может быть в 5–7 раз больше.

— В целом можно говорить о том, что сегодня получают лечение примерно 5 процентов пациентов,— говорит Владимир Чуланов, руководитель Референс-центра по мониторингу за вирусными гепатитами Роспотребнадзора, заведующий научно-консультативным клинико-диагностическим центром ФБУН Центрального НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора.

Если же гепатит не лечить, то он приводит к необратимому поражению печени с летальным исходом.

Основная проблема — в России до сих пор нет федерального закона, определяющего порядок лечения и профилактики гепатита. Поэтому в разных регионах России доступность медицинской помощи больным гепатитом В и С существенно отличается.

Напомним, что в природе существует целых пять вирусов гепатита, вызывающих воспаление печени: А, В, С, D и Е. Передаются они по-разному: А и Е — через грязную пищу или воду, В и D — через зараженную кровь и другие биологические жидкости, С — в основном через кровь.

В России до сих пор существует предубеждение, что гепатит — это болезнь маргиналов, принимающих инъекционные наркотики или ведущих беспорядочную половую жизнь. Конечно, такие люди подвержены повышенному риску заражения, но в действительности заболеть гепатитом может каждый. В буквальном смысле. Средний возраст россиян, болеющих гепатитом С,— 30–50 лет.

Особенно рискуют клиентки, которые заказывают выполнение процедуры на дому: зачастую мастер дезинфицирует приборы утром, ну а дальше — кому как повезет. Парадоксально, но в группе риска по инфицированию гепатитом лидируют врачи и процедурные сестры.

Двадцать лет назад для борьбы с гепатитами врачи назначали лечение на основе интерферонов — препаратов, стимулирующих иммунную систему организма. Такая терапия продолжалась около года и вызывала множество побочных эффектов, из-за которых нередко приходилось останавливать лечение. Треть пациентов прекращали лечиться из-за непереносимости препаратов интерферона.

С 2013 года врачи получили гораздо более мощное оружие против гепатита С — препараты прямого противовирусного действия. Эти импортные препараты зарегистрированы в России. Они безопасны, их удобно использовать, лечение занимает 2–3 месяца. Единственный минус — дороговизна. Курс оригинального лекарства прямого противовирусного действия сегодня стоит от 440 до 700 тысяч рублей.

Некоторые страны снижают цены на лекарства против гепатита за счет использования дженериков. Например, в Египте, где самый высокий уровень распространения гепатита С, а уровень дохода населения значительно ниже среднего, за последний год лечение получили 200 тысяч человек, а цена на курс лечения одного пациента снизилась с 900 до 200 долларов.

Россия присоединилась к Глобальной стратегии ВОЗ по вирусному гепатиту. По мысли создателей, она должна положить конец эпидемиям этого заболевания во всем мире. Вот ее основные шаги

  1. Внедрить эффективные вакцины для профилактики вирусного гепатита A, B и E.
  2. Предупреждать передачу вируса гепатита В от матери ребенку. Для этого нужно своевременно вводить вакцину при рождении, проводить дородовое тестирование, применять антивирусные препараты.
  3. Обеспечить безопасность инъекций, крови и хирургических вмешательств: передачу вирусного гепатита B и C в больницах можно исключить, строго соблюдая универсальные меры безопасности.
  4. Снизить вред для потребителей инъекционных наркотиков — обеспечить доступ к стерильному инъекционному оборудованию и эффективным методам лечения наркотической зависимости.
  5. Применять новые лекарственные средства и лечебные схемы, которые хорошо переносятся лицами с хроническим гепатитом С, могут обеспечивать полное излечение более чем в 90 процентах случаев.

В России дженерики не производятся (официально это разрешено только бедным странам), и легально их купить в стране нельзя. Пациентам приходится искать обходные пути: например, врач выписывает рецепт, в котором указывает не торговое наименование препарата, а его международное непатентованное название, действующее вещество лекарства. С этим рецептом пациент может поехать за границу и купить себе лекарство по доступной цене. И это не нарушает закон.


Фото: Влад Некрасов, Коммерсантъ

Парадокс современной ситуации в том, что большинство российских практикующих врачей об этих препаратах не знают: они получали образование 10–20 лет назад, и многие из них понятия не имеют о новых схемах лечения. До недавнего времени в России отсутствовала система непрерывного медицинского образования, врачи не были обязаны ежегодно повышать квалификацию и подтверждать ее. Лишь с 2017 года врачей обязали в течение года повышать квалификацию, чтобы иметь право продолжать работать. Теперь медицинские работники обязаны учиться, поэтому ожидается, что количество специалистов, знающих о современных методах лечения гепатита, будет расти. Важно, чтобы эти знания были доступны не только инфекционистам, но и врачам смежных специальностей.

— Я считаю, что через 10 лет медпомощь пациенту с вирусным гепатитом не будет замкнута только на инфекционисте,— говорит Владимир Чуланов, руководитель Референс-центра по мониторингу за вирусными гепатитами Роспотребнадзора.— Уже сегодня гепатит С, теоретически, может лечить обычный врач общей практики. Только сложные пациенты с сопутствующими заболеваниями должны будут по-прежнему наблюдаться у профильного специалиста.

Но для начала медики советуют взять заботу о своем здоровье в собственные руки. Взрослому человеку желательно сдавать кровь на гепатиты один раз в год. Эта процедура не входит в стандартную диспансеризацию, но пройти ее не сложно, так как анализы на гепатиты (на ВИЧ, кстати, тоже) входят в систему ОМС и делаются бесплатно по месту жительства. Другое дело, что в поликлинику придется сходить трижды: получить направление у терапевта, сдать кровь и прийти за результатом. А вот дальше начинается самое печальное.

— Гепатит относится к заболеваниям, лечение которых регулируют региональные органы,— рассказывает Никита Коваленко.— В итоге у нас могут быть два города на расстоянии 50 километров друг от друга, разделенные границей региона, и в одном будет оказываться одна медицинская помощь, а в другом совершенно другая. Более того, в каждом регионе существует собственная нормативная база. В этом году мы попытались выяснить общую картину. Так вот, специальные программы для выявления гепатита существуют в 13 регионах из 85.

Дальше — больше. У нас врачи на местах до сих пор пользуются стандартами лечения, разработанными в 2004 году. О том, что существуют новые рекомендации, многие просто не знают. Естественно, что они предлагают лечить не новейшими препаратами, а интерферонами предыдущего поколения. В старых стандартах не заложена эластография — эта процедура, похожая на УЗИ, позволяет выявить, насколько затронута печень фиброзом. У нас же по старинке делают биопсию — болезненную манипуляцию, когда прокалывают живот и отщипывают кусочек органа. Кроме того, устаревшие стандарты не включают дорогостоящий анализ, который определит, какой именно генотип вируса С у данного пациента, это нужно, чтобы выбрать, какие именно новейшие противовирусные препараты подходят.

— Полный комплекс анализов на гепатиты в Москве стоит приблизительно 15–20 тысяч рублей,— говорит Никита Коваленко.— В Новосибирске, например, это обойдется в 10–12 тысяч рублей. Давайте вспомним, что в России средняя зарплата 35 тысяч рублей. Так что нам регулярно приходится собирать деньги для лечения какой-нибудь учительницы из региона.

Как ни парадоксально, дорогостоящие исследования и лекарство от гепатита С в России получить можно. Но не везде, не всегда и не всем.

Например, сегодня за счет регионального бюджета гепатит лечат в 29 регионах, а за счет средств ОМС — в 22. Как и в большей части мира, бесплатную терапию в первую очередь получают пациенты с наиболее тяжелой ситуацией: с высокой степенью поражения печени, инвалиды и ВИЧ-инфицированные. Но во многих регионах проблема получения адекватного лечения есть и в этих группах.

— Территориальные фонды обязательного медицинского страхования не хотят расставаться со своими деньгами,— рассказывает Никита Коваленко.— Поэтому они используют различные механизмы, чтобы ограничить возможности клиник лечить гепатит в рамках ОМС. Например, у нас была клиника в Самаре, которая прекрасно работала и назначала эффективное лечение, в итоге ей понизили коэффициент, и они просто не укладываются в эту сумму. То же самое случилось с клиникой в Костроме, куда ехали лечиться из соседних регионов. Теперь они тоже не могут работать.

По словам специалистов, пока государство не понимает, что лечить гепатиты выгоднее, чем лечить их последствия. Получится ли исправить ситуацию до 2030 года?

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции