Сцена у вербера про заражение вирусом


В рамках Московской международной книжной выставки-ярмарки Москву посетил французский писатель Бернар Вербер. Его романы "Муравьи", "Танатонавты", "Отцы наших отцов" - это смесь фантастики и научной информации. Часто литератор берет за основу произведений собственные сны.

- Насколько я знаю, в новом романе "Третье человечество" присутствует русская героиня. У вас какие-то особенные отношения с Россией?

- С того момента, как я открыл для себя вашу страну, она мне очень интересна, и я люблю о ней рассказывать. Наибольшее количество читателей у меня в России и Южной Корее. Когда четыре года назад я впервые оказался в России, то почувствовал, что в этой стране грядут серьезные изменения. Здесь я увидел молодежь с большим потенциалом. В голове возникает сравнение с бабочкой, которая выходит из своего кокона. Мне кажется, что видение России во Франции достаточно консервативно.

- Как долго вы работали над романом?

- И как все это время менялся сюжет в вашем воображении? Или же вы изначально четко знали, о чем хотите написать?

- Сначала я планировал написать книгу об апокалипсисе. А в процессе подумал, что интереснее будет рассказать об эволюции человечества, нежели о его гибели. Книга в перспективе станет трилогией. Ее можно будет продолжить, если читателю понравится.

- В самом начале творчества вы ставили для себя рамки: сколько страниц в день написать и сколько часов работать. Сейчас соблюдаете режим?

- Во Франции - всегда. В России мне сложно это делать из-за насыщенного графика. Сегодня утром успел поработать лишь два часа. В данный момент завершаю третий том "Третьего человечества". Добавляю сюжеты в действие.

- То есть вы работаете и в командировках?

- Да. Каждый день. Это как марафон – никогда нельзя останавливаться.

- Это связано с непрерывным потоком идей, или писатель - как спортсмен, который должен тренироваться, чтобы не потерять форму?

- Немного того и другого. Я понимаю, что, если однажды пропущу какой-то день, потом будет сложнее возобновить работу. Такое ощущение, что мой мозг каждое утро получает какую-то дозу глюкозы, он уже усвоил, что каждое утро я должен писать. У меня настоящая зависимость, как у людей, которым требуется никотин. Я писал бы, даже оказавшись один на необитаемом острове без издателей и читателей.

- С чего начинается ваш рабочий день?

- С 8 до 12.30 – работа в кафе. Я пью зеленый чай и ем хлопья. В одно и то же время пишу, завтракаю и читаю газеты. Я успеваю написать примерно 10 страниц. Затем обедаю с приятелем. Как правило, это какой-нибудь ученый, историк или философ. Или же это могут быть другие писатели, с которыми мы обсуждаем нашу профессию. А после обеда час гуляю в парке. Раньше бегал, но сейчас у меня проблемы с коленками. Каждый вечер я пишу небольшой законченный рассказ с вводной частью, завязкой и развязкой. Потом семейный ужин. Перед сном обычно смотрю фильм. Просмотр фильмов и сериалов – это также часть моей работы. Когда я смотрю фильм, сразу же представляю себе следующую сцену и то, как бы я ее описал.

- Какие фильмы и авторы вас сейчас вдохновляют?

- Из последних фильмов не могу ничего назвать, но есть американские сериалы. В настоящий момент смотрю "Под куполом". Не могу сказать, что пристрастен к определенному жанру в кино. За некоторыми режиссерами я слежу. Кристофер Нолан, Дарен Арановский, Тим Бертон - люди, у которых есть какая-то своя вселенная. Помимо этого смотрю работы Кубрика.

- А что касается авторов: современных или классиков?

- Сейчас я практически не читаю. Потому что большую часть времени пишу. Было время, когда мне было необходимо знать, как пишут и что пишут другие. Сейчас каждый раз, когда начинаю читать, мне сразу хочется писать самому. Часто, когда я берусь за книгу, у меня возникает ощущение, что я ее уже где-то читал.

- Может быть, назовете русских писателей или их произведения, которые когда-то произвели на вас впечатление?

- "Мастер и Маргарита" Булгакова, Достоевский, Толстой. Из новых авторов я не знаю никого.

- Когда вы писали детективные рассказы, то посещали судебные заседания, чтобы черпать информацию для своих сюжетов. А что сейчас становится основой ваших произведений?

- Что касается трилогии "Третье человечество", то она во многом вдохновлена новостями. Там много геополитических моментов. Соответственно, я стараюсь следить за событиями в мире. Например, за Ближним Востоком. Также наблюдаю за тем, что происходит в Китае, Индии и Бразилии. Мне кажется, это те страны, в которых грядут наибольшие экономические и политические изменения.

- Вы ведь не получали специального литературного образования?

- Я учился на факультете права и факультете криминалистики, отучился в школе журналистики.

- При этом первый рассказ написан вами в достаточно юном возрасте – 7-8 лет. То есть тяга к литературному творчеству проявилась еще в детстве, и это было нечто безотчетное, от вас не зависящее?

- Я никогда не собирался стать писателем, даже не знал, что есть такая профессия. Воспринимал ее как хобби. Думал, что буду адвокатом или журналистом. Но в какой-то момент я был безработным и обнаружил, что неплохо зарабатываю написанием своих книг. Получается, я стал писателем, сам того не желая. Автором бестселлеров я тоже никогда не хотел быть. Но мой издатель решил, что "Муравьи" могут стать бестселлером.

- Расскажите о том, как справились с творческим кризисом в 90-х?

- У меня не было какого-то кризиса, наблюдался лишь спад продаж. Я написал "Муравьев", потом "День муравья" - и оба имели успех. Потом были "Танатонавты", и это был провал во Франции. Я подумал: "Как жалко! Хотел рассказать о чем-то кроме муравьев, а публика как будто говорит мне, что я имею право рассказывать только о муравьях". Я написал "Отец наших отцов", чтобы показать публике какой-то другой сюжет. А пять или шесть лет назад читатели сказали мне, что их любимая книга была как раз "Танатонавты". Думаю, что для того времени тема рая и смерти была достаточно экстравагантной, люди оказались не готовы ее обсуждать.

- Верно ли, что прототипом некоторых героев ваших романов являетесь вы сами?

- Прототипом – нет. Но я изучаю свою собственную природу, а также людей, с которыми встречаюсь. Их собирательные образы беру за основу характеров героев. Например, вы бы вполне могли бы стать героиней одного из моих романов.

- Хемингуэй работал в кафе, записывая мысли на салфетках. Одни авторы предпочитают писать от руки, другие – на печатной машинке. Какая технология производства у вас?

- Мой iPhone служит мне блокнотом. Каждое утро первое, что я делаю, – записываю свои сны.

- То есть сны тоже ложатся в основу ваших романов?

- Да. Иногда я ложусь спасть, размышляя о том, что будут делать персонажи в моем романе, и мне это снится. Я очень боюсь забыть утром некоторые сцены. Поэтому мой компьютер должен находиться рядом, чтобы я успел записать все, что увидел во сне. Пять дней назад мне приснились мои герои в пустыне. Кинулся к компьютеру, а он был разряжен. Я искал зарядное устройство и пытался удержать в голове все события в пустыне.

- В начале нашей беседы вы упомянули об обязательных вечерних рассказах. Пишете их для себя? Или они публикуются?

- Раньше писал для сборников, но мой издатель сказал мне, что сборники рассказов во Франции не пользуются успехом. Поэтому пишу для себя. Некоторые рассказы вошли в опубликованные сборники "Рай на заказ" и "Древо возможностей".

- Мнение близких и коллег вам важно? Даете им почитать свои черновики?

- У меня есть несколько друзей-писателей, с которыми мы обсуждаем различные литературные техники. Иногда наши разговоры похожи на беседу шеф-поваров, которые обсуждают гастрономические приемы.
Но я не читаю книг своих товарищей. Думаю, и они не читают моих.

- У вас специфическая пунктуация. Почему вас так пугают восклицательные знаки?

- Не люблю кричащих людей. Человек, который кричит, собой не владеет. Мои персонажи тоже никогда не кричат. Иногда корректоры сами проставляют знаки препинания в моих романах, но я говорю им, что не хочу восклицательных знаков. Мне нравятся многоточия, когда можно понять что-то без слов. Нравятся мне и короткие фразы. Чем длиннее предложение, тем больше шансов, что от читателя ускользнет суть.

- Есть ли такой жанр, в котором Бернар Вербер никогда не станет работать?

- Не буду писать скучные книги. Такие типично французские произведения, в которых писатели занимаются собственным психоанализом.


Обезлюдевшие улицы, военные грузовики с трупами, - к сожалению, новостная хроника затмит сейчас любой игровой фильм о катастрофах. Но людям, видимо, мало реального апокалипсического ужаса. С первых дней коронавирусной эпидемии в топ-чартах потокового энтертеймента в Германии, а также в глобальных рейтингах, значатся "Заражение" / "Contagion" (2011) и "Эпидемия" / "Outbreak" (1995). Чем вызван интерес к фиктивным историям про эпидемии в эпоху настоящей пандемии? Надеждой найти в экранных сюжетах рецепты для выживания в реальной катастрофе?

Три немецких бестселлера об эпидемиях


Почему зрителю сейчас хочется смотреть кино про болезни?

"Художественный вымысел может визуализировать самую немыслимую ситуацию", - поясняет профессор германистики Венского университета Эва Хорн (Eva Horn). В своей книге "Будущее как катастрофа" ("Zukunft als Katastrophe") она утверждает, что фильмы и романы, повествующие о катастрофах, дают возможность зрителю или читателю мысленно проиграть, не подвергаясь при этом реальной опасности, нежелательные сценарии, которые уже стали реальностью или еще впереди.


"Заражение" Стивена Содерберга шокирует сходством с нынешней пандемией. Кашель персонажа, которого играет Гвинет Пэлтроу, моментально заставляет вспомнить про симптомы коронавирусной инфекции. По пути из Гонконга героиня делает остановку в Чикаго и коротает время в баре в аэропорту. Камера задерживает внимание зрителя на всех тех поверхностях, к которым прикасалась явно нездоровая женщина: вазочка с орешками, кредитка, которую берет официант. Невидимый вирус - как эстафетная палочка. С появлением на экране патологоанатомов зритель точно почувствует острую необходимость срочно вымыть с мылом руки и отменить все предстоящие личные встречи.

Фильмы про катастрофы начинают свои апокалиптические истории с момента, когда уже поздно, когда профилактика бесполезна, когда введено чрезвычайное положение и пришло время радикальных мер. В "Эпидемии" немецкого режисcера Вольфганга Петерсена (Wolfgang Petersen), например, смертоносный вирус рождается в секретных военных лабораториях и возвращается бумерангом к его коварным создателям много десятилетий спустя. На эту предысторию уходит всего несколько экранных минут. Остальное время отведено по сюжету судьбе города, который решено уничтожить, чтобы остановить эпидемию. Спасение многих зависит, как это водится в голливудских блокбастерах, от совести и мужества отдельных немногих людей.

Коронавирус - не помеха автокинотеатрам



Киновирус как мера профилактики

Реалистичных фильмов о вирусных катастрофах не очень много. Пандемии, как правило, служат лишь эффектным фоном для разыгрывания криминальных, политических и мелодраматических сюжетов. Это и понятно. Ведь не так легко превратить в экранного персонажа невидимый вирус и визуализировать особенно начальную стадию эпидемии, когда страхи диффузны, угрозы абстрактны, а у людей нет понимания того, что даже небольшой личный риск может означать фатальные последствия для общества в целом. Но это не значит, что кинематограф пасует перед вирусом. Напротив, кино как визуальное искусство с неограниченными возможностями показывать то, чего в реальности даже и быть не может, с большой охотой использует "чумовые" сюжеты. Например, хоррор изобилует вирулентными монстрами. Законодателем стиля в этом жанре считается фильм "Ночь живых мертвецов" / "Night of the Living Dead"(1968). Никто не называет в нем "вирусами" живых мертвецов, озабоченных поисками свежей человеческой плоти и крови. Но толпы агрессивных зомби - это те же вирусы, массово поражающие живых людей.


Эва Хорн объясняет нынешний повышенный спрос на фильмы-катастрофы самых разных жанров тем, что они купируют дефицит знаний о невидимой угрозе. Эпидемии на экране действуют на людей, по ее мнению, успокоительно, потому что на диване перед телевизором зритель - всего лишь сторонний наблюдатель: ему ничто не угрожает, он избавлен от необходимости действовать перед лицом катастрофы и даже может рассчитывать на хеппи-энд.

Фильмы для людей с крепкими нервами

Каждый решает сам, насколько полезными для его психики будут фильмы-катастрофы в придачу к жутким новостям из реального мира. В любом случае не помешает знать, что можно посмотреть во время вынужденного затворничества в ближайшие недели или даже месяцы, а от чего лучше отказаться. Надеемся, что наша небольшая подборка фильмов и сериалов об эпидемиях поможет вам сделать правильный выбор.

Аудио- и видеофайлы по теме




"Вирус" (2013)

В городе появляется новый вирус, который передается через дыхательные пути и убивает в течение 36 часов после инфицирования. Южнокорейский фильм "Gamgi" основан на бедствиях 2013 года, вызванных вспышкой "птичьего гриппа".

"28 дней спустя" (2002)

В фильме ужасов "28 Days Later" воинствующие защитники прав животных в Лондоне выпускают на волю крайне заразный вирус, который превращает людей в безумных убийц. О продолжении пандемии рассказывает сиквел "28 недель спустя" (2007). В планах - продолжение, которое будет называться "28 месяцев спустя" .

"Судный день" (2008)

В триллере "Doomsday" смертельный вирус появляется в Шотландии. Поскольку противоядия нет, британское правительство обносит зараженный регион стальной стеной и оставляет людей на произвол судьбы. Но спустя десятилетия возбудитель появляется в Лондоне.

"Противостояние" (1994)

Свою версию конца света изложил и Стивен Кинг в романе "The Stand", по которому был снят одноименный мини-сериал. Стремительно прогрессирующая эпидемия провоцирует всеобщий хаос, а также жестокость армии и полиции.

"Стена" (2012)

Выживание в полном одиночестве и абсолютной изоляции от окружающего мира показывает одноименная немецко-австрийская драма "Die Wand".

"Дождь" (2018 - )

Страшный вирус, распространяемый дождем, уничтожил в датском телесериале "The Rain" большую часть населения Скандинавии. Спустя много лет после катастрофы брат с сестрой выбираются из бункера в поисках остатков цивилизации. Финальный третий сезон сериала от Netflix должен быть выпущен в ближайшее время.

"Я - легенда" (2007)

В картине "I am legend" вирус унес жизни половины населения земного шара, а остальную половину превратил в вампиров. Живым и здоровым остался один лишь персонаж Уилла Смита. По мотивам романа Ричарда Мэтисона "Я - легенда" сняты также "Человек Омега" (1971) и "Последний человек на Земле" (1964), а также американский постапокалиптический комедийный телесериал "The Last Man on Earth" (2015-2018).

"12 обезьян" (1995)

В антиутопии "12 Monkeys" персонаж Брюса Уиллиса, переживший пандемию, которая уничтожила почти все человечество, отправляется в прошлое, чтобы предотвратить катастрофу. На основе фильма был снят также одноименный сериал (2015 – 2018).

"Война миров Z" (2013)

Неизвестный вирус за десять секунд превращает человека в зомби. Персонаж Брэда Питта в триллере "World War Z" наперегонки со временем пытается остановить заражение, способное полностью истребить человечество.

"Ходячие мертвецы" (2010 -)

На протяжении уже десяти сезонов телесериала "The Walking Dead" небольшая группа людей пытается выжить в условиях зомби-апокалипсиса.

"Мертвые не умирают" (2019)

В комедийном зомби-хорроре Джима Джармуша "The Dead Don't Die" полицейские ведут разборки с полчищами зомбированных местных жителей. Фильм не должны пропустить также поклонники Игги Попа в роли одного из зомби и Тома Уэйтса в образе лесного отшельника.


Лучшее кино из Европы - 2019

Лучшим европейским фильмом на 32-й церемонии вручении наград Европейской киноакадемии стал фильм "Фаворитка" о придворных интригах в Великобритании 18-го века. Лучшим режиссером признан Йоргос Лантимос за работу над этим фильмом. А сыгравшая в нем главную роль английской королевы Анны Оливия Колман стала лучшей европейской актрисой.


Лучшее кино из Европы - 2019

Среди других номинантов в категории "Лучший европейский фильм" были работы таких известных режиссеров, как Педро Альмодовар и Роман Полански. Фильм Романа Полански "Офицер и шпион" рассказывает об исторической фигуре - еврее Альфреде Дрейфусе, обвиненном во Франции в шпионаже в пользу Германии в 1894 году. На фото - сцена из этого фильма.


Лучшее кино из Европы - 2019

"Крушители системы" немецкого режиссера Норы Фингшайдт получил Европейскую кинопремию за лучшую музыку. Он претендовал и на звание лучшего европейского фильма. Повествует о "трудной" девочке, не поддающейся воспитанию по принятым государством моделям. Блистательная игра Хелены Ценгель в роли девятилетней Бенни отмечена номинацией в категории "Лучшая актриса". Фильм выдвинут на "Оскар" от Германии.


Лучшее кино из Европы - 2019

Имя испанского режиссера Педро Альмодовара присутствовало среди номинантов в сразу нескольких дисциплинах. Его автобиографичная лента "Боль и слава" была выдвинута в номинации "Лучший европейский фильм". Кроме того, Альмодовар претендовал на звание "Лучший режиссер". В итоге, за работу в фильме лавры достались Антонио Бандерасу. Он назван лучшим европейским актером.


Лучшее кино из Европы - 2019

Среди претендентов на звание лучшего исполнителя мужской роли в 2019 году был и актер из Германии. Александер Шеер номинирован за роль барда из ГДР Герхарда Рюдигера Гундерманна. В фильме "Гундерманн" он показан как своенравный и смелый человек, пытающийся добиться успеха в репрессивной системе. Победил же в этой номинации испанский актер Антонио Бандерас за роль в фильме "Боль и слава".


Лучшее кино из Европы - 2019

В 2019 году в категории "Лучший режиссер" была номинирована и женщина - французская режиссер Селин Сьямма. Ее фильм "Портрет девушки в огне" получил приз за лучший сценарий. Ранее он был отмечен на международном кинофестивале в Каннах в 2019 году.


Лучшее кино из Европы - 2019

Лучшим европейским документальным фильмом стала лента британско-американского производства "Для Самы", снятая сирийской журналисткой Ваад аль-Катеаб. В течение пяти лет, с 2012-го по 2016-й годы, она снимала жизнь в сотрясенном гражданской войной сирийском городе Алеппо. При этом режиссер рассказала и о своей беременности.


Лучшее кино из Европы - 2019

Впервые на сей раз был премирован сериал. В новой категории выбор победителя происходит несколько иначе, чем в других. Номинантов как таковых нет, лучший сериал выбирается напрямую. В 2019 году призером стал немецкий сериал "Вавилон-Берлин" трех режиссеров: Ахима фон Борриса, Хендрика Хандлогтена и Тома Тыквера.


Лучшее кино из Европы - 2019

Победителем в категории "Лучший дебют" стала фильм французского режиссера Ладжа Ли "Отверженные".


Лучшее кино из Европы - 2019

Среди фаворитов в номинации "Лучший дебют" был и французско-сенегальский фильм "Атлантика". Режиссер Мати Диоп рассказывает в нем о жизни молодой женщины, которая живет в пригороде Дакара, столицы Сенегала, и о ее расставании с любимым. Фильм показывает нищету и социальную незащищенность, бегство от невзгод и надежду на лучшую жизнь в Европе.


Лучшее кино из Европы - 2019

На звание фильма, наиболее понравившегося публике, претендовало 12 кинолент. Победителя выбирают путем опроса зрителей. Среди номинантов, в частности, был фильм "Догмэн" итальянского режиссера Матео Гарроне. Он рассказывает о жизни парикмахера, который стрижет собак, и вынужденно вступает в борьбу с представителем преступного мира.


Лучшее кино из Европы - 2019

Победу в зрительском голосовании одержал драматический фильм Павла Павликовского "Холодная война" - о напряженных отношениях не только СССР с Западом, но и между мужчиной и женщиной. Фильм получил высокие оценки критиков.

Карантинный плей-лист







В связи с экспоненциальным распространением коронавируса в нашей стране (как и в остальном мире), крупнейшие отечественные сети кинотеатров на время приостанавливают свою деятельность, согласно распоряжению Министерства культуры.

Поэтому, впервые за почти что пять лет существования нашей еженедельной рублики обзоров кинопремьер, мы немного поменяем формат. Мы предлагаем вашему вниманию ТОП-10 фильмов, рассказывающих о той или иной эпидемии. Смотреть подобное кино, находясь на карантине - все равно, что ощутить полное погружение в кинокартину. Заранее оговоримся, что в Топ попали фильмы про эпидемии без зомби.

Эпидемия (1995)

Начнем нашу мини-подборку с фильма с тематическим красноречивым названием. Снял картину в 1995 году немецкий режиссер, перекочевавший в Голливуд еще в 80-х, Вольфганг Петерсон ("Бесконечная история", "Враг мой", "Троя", "Идеальный шторм"). "Эпидемия" создавалась в качестве полноценного голливудского блокбастера, о чем свидетельствует и солидный для 90-х годов бюджет - $ 50 млн., и обилие состоявшихся и восходящих звезд Голливуда на основных ролях (Дастин Хоффман, Морган Фримен, Кевин Спейси, Дональд Сазерленд, Рене Руссо), и масштабы съемок вкупе с техническим исполнением. Фильм рассказывал историю о том, как зародившийся в 60-х годах 20-го века в Африке вирус Мотаба, несколько десятилетий спал, пока милый капуцин по кличке Бетси не привез его в США. Мотаба вызывал у людей геморрагическую лихорадку, быстро распространяющуюся и крайне опасную. Чтобы было понятнее, вирус Эбола - также входит в семейство вирусов, вызывающих геморрагическую лихорадку. Болезнь распространяется среди врачей, мутирует и поражает широкие слои населения. Дальше на сцену выходят военные, которые предлагают в конечном итоге радикальный способ решения проблемы.


"Эпидемия", будучи снятой в 90-х, не задумывалась как правдоподобное кино. Главное для создателей было выдержать динамику и придать истории драматизм, в сочетании с богатым на персонажей сюжетом. С этим они справились - смотреть фильм интересно, если не задумываться над некоторыми моментами и не придираться к сценарным допущениям. Это кино не пугает, но увлекает.

Заражение (2011)

Один из самых популярных фильмов на торрент-трекерах второй половины этого месяца. Драматический триллер-катастрофа от Стивена Содерберга ("11/12/13 Друзей Оушена", "Секс, ложь и видео", "Траффик", "Нокаут" и др.). популярность "Заражения" пришла к нему спустя почти 10 лет после премьеры. В 2011 году фильм прохладно приняли зрители, хотя критики отмечали работу в положительном ключе, акцентируя отзывы на внимание режиссера к деталям и пугающей правдоподобности. Кто бы мог подумать, что события картины начнут происходить в реальности, только уже в наше время! Сходства лежат в самом корне - причиной инфекции стали летучие мыши, распространяться вирус начал с Азии, а симптомы схожие с теми, что вызывает коронавирус. Собственно, синопсис можно на этом и прекратить. В этой своей работе Содерберг постарался максимально близко воссоздать на экране изображение реальной эпидемии и борьбы с нею. Сделав ставку на реализм, фильм много потерял в зрелищности и драматизме, поэтому в момент проката остался малозамеченным. Но сейчас его достали из забытья и посмотрели иным взглядом на, во многом, пророческую картину.


К абсолютной актуальности стоит прибавить солидный актерский состав (Мэтт Деймон, Кейт Уинслет, Джуд Лоу, Гвинет Пэлтроу, Марион Котийяр, Лоуренс Фишборн) и целостный сюжет, в котором нет-нет, да и проскальзывает драма. Бонусом идут темы влияния СМИ, паника и психология толпы в момент осознания неизбежного. Фильм фоном красочно иллюстрирует, как нужно себя вести во время пандемии, и чего делать категорически не стоит.

Разрисованная вуаль (2006)

Немного смещаемся от жанра фильма-катастрофы в сторону мелодрам и драм. Режиссером является Джон Кёрран, для которого это был лучший фильм в карьере. Кино снято по мотивам одноименного романа Соммерсета Моэма. На главных ролях здесь видное трио актеров - Эдвард Нортон, Наоми Уотс и Лив Шрайбер. Сюжет фильма развивается в 1920-е годы и рассказывает о любовном треугольнике, образованном молодым, но крайне трудолюбивым и самоотверженным доктором-микробиологом Уолтером Фейном, его прелестной супругой Китти - девушкой голубых кровей и Чарли Таусендом, ее любовником. Уолтер узнает о романе его жены с Таусендом, после чего предлагает ей насовсем уйти к нему. Тот не желает разводиться с супругой, после чего Китти возвращается к мужу. Уолтер, чтобы отвлечься, решает отправиться в отдаленную китайскую деревню, где бесчинствует эпидемия холеры. Китти отправляется с ним, и, через пелену повседневности и скуки, понимает, насколько ее супруг предан делу спасения человеческих жизней, работая на износ каждый день.


"Разрисованная вуаль" прежде всего, мелодрама, которая использует эпидемию холеры лишь как двигатель сюжета. Это кино не о болезни, а о любви, утраченной и вновь обретенной; самоотдаче и уважении. Фильм является отличным образцом жанра, больше придется по душе женщинам, но и влюбленным парам будет на что посмотреть. Наоми Уоттс и Эдвард Нортон не первый раз вместе появляются на большом экране - эти актеры отлично подходят друг другу (хотя в жизни Уотс вышла как раз за Шрайбера). Дополняет красоту фильма легкий, но чувственный саундтрек Александра Деспла.

Последняя любовь на земле (2010)

И еще одна драма, только на этот раз артхаусная. В центре истории оказываются двое молодых людей - повар Майкл и доктор-инфекционист Сьюзан. Между ними спонтанно вспыхивает страсть, которая выливается в отношения. Влюбленные сильнее привязываются друг к другу, пока человечество поражает неизвестная болезнь. У всех людей пропадает обоняние, немного позже вкус. Многие после этого впадают в депрессию. Когда болезнь поражает слух, начинаются беспорядки. Это отражается на отношениях главных героев, подвергая проверке их обоюдное, самое сильное чувство.

Это кино еще в более меньшей степени касается вопросов эпидемии - здесь даже не дается четкого представления о болезни, ее возникновении и способах защиты. Люди теряют чувства и всё, безвозвратно и бесповоротно.


И всё же, хоть фильм не о самой эпидемии, выкинуть болезнь из фильма не получится, иначе все смыслы пойдут прахом. Режиссер фильма Дэвид Маккензи ("Бабник", "От звонка до звонка", "Любой ценой") и не пытался снять фильм о болезни. Его кино — выразительная небольшая притча о любви, ее месте в этом мире и важности на фоне других чувств. Снятое в темных тонах, пропитанное атмосферой безысходности и глубочайшей депрессией, кино придется по нраву далеко не всем любителям фильмов про любовь.

12 обезьян (1995)

Фантастический детективный триллер - авторская работа весьма самобытного режиссера Терри Гиллиама. В главных ролях отметился Брюс Уиллис, будучи на пике своей карьеры и тогда еще молодая восходящая звезда Бред Питт, исполнивший крайне оригинальный для своей дальнейшей фильмографии образ.

Это кино расскажет о том, как после страшной эпидемии 1997 года на планете остался примерно 1% населения. Выжившие забрались глубоко под землю, где обитают в тесных, неуютных бункерах. Все их усилия направлены на поиски вакцины от вируса. Для этой цели они даже создают машину времени и отправляют в прошлое одного из заключенных - Джеймса Коула, с подходящими морально-волевыми качествами. Попав в прошлое, он понимает, что за произошедшим может стоять опасная террористическая группировка "12 обезьян".

Терри Гиллиам имеет ярко выраженный творческий стиль, снимая свои ленты на стыке жанров с характерной визуальной составляющей. "Бразилия", "Страх и ненависть в Лас-Вегасе", "12 обезьян", "Приключения барона Мюнхгаузена" - лучшие его фильмы в отрыве от сатирического коллектива "Монти Пайтон", членом которого Гиллиам являлся. "12 обезьян" показывают крайне мрачную картину будущего на планете, где вирус победил. Люди капитулировали, загнав себя в подземные, стерильные убежища. Здесь борьба с инфекцией идет уже не в настоящем, а в прошлом. Сюжет фильма вышел довольно закрученным, отчего достаточно интересным любой публике. И Гиллиам не был бы собой, если бы не вставил несколько забавных моментов. И всё же, основная часть фильма происходит в прошлом до заражения вирусом. Сама пандемия показана не будет вообще - лишь ее запутанные причины и тяжелые, плачевные последствия.

Свет моей жизни (2019)

Неизвестная болезнь поразила все население земли, в результате чего погибли все женщины. Почти все - Рэг - двенадцатилетний подросток, по неизвестным причинам выжила. Вместе со своим отцом она скрытно путешествует по миру, полному обреченных одиноких мужчин. Отец принимает все необходимые меры, чтобы никто не узнал о его дочери.


Это первая режиссерская работа Кейси Аффлека - оскароносного младшего брата Бена Аффлека. Фильм представляет собой вялотекущее действие, наполненное философскими и псевдо-философскими мыслями. Это авторская режиссерская работа, нацеленная изначально на фестивали и узкую целевую аудиторию. Опять-таки, кино отводит неизвестной эпидемии скромное место двигателя сюжета, основное место в повествовании отдавая проблеме взаимоотношений отца и дочери. Постапокалиптический антураж служит лишь катализатором развития их отношений.

Оно приходит ночью (2017)

От артхаусных драм переходим к артхаусным фильмам ужасов. Да, мы постарались не включать в ТОП фильмы об эпидемиях, вызывающих зомби-апокалипсис (а это, пожалуй, 95 % от общего числа лент про пандемии).

Этот фильм о том, как семья, спасаясь от неизвестной, но крайне опасной эпидемии, самоизолировалась внутри отдаленного особняка в лесной чаще. Отказывая в контактах с другими людьми, следуя четким правилам техники безопасности, вполне благополучно живут супруги Пол и Сара вместе со своим сыном Трэвисом. Но однажды, в их дом забирается человек, ищущий убежища для собственной семьи.

"Оно приходит ночью" балансирует на грани зомби-хоррора, но черту не переступает. Вместо этого, лента красноречиво демонстрирует, что в мире утраченной цивилизации наиболее страшна даже не сама болезнь, а люди, ставящие собственное выживание выше всего и всех. Медленный и мрачный экскурс в темные уголки человеческой души снял малоизвестный Трей Эдвард Шульц. Из звезд в нем засветился Джоэл Эдгертон. Фильм мало пугает, зато снят крайне занимательно - максимально мрачные, темно-синие и черные тона; обстановка абсолютной обреченности и давящей паранойи. Фильм крайне тепло приняли критики, и в прокате она сумела несколько раз отбить собственный бюджет.

Слепота (2008)

Драматический психологический триллер - экранизация одноименной книги нобелевского лауреата Жозе Сарамаго. Снял фильм знаменитый по картинам "Город Бога", "Преданный садовник" и "Два папы" бразильский режиссер Фернанду Мейреллиш. Мир поразила неизвестная эпидемия - люди без очевидных причин в спонтанный момент времени теряют способность видеть. Это не похоже не обычную слепоту - вместо погружения во тьму больные видят перед собой яркий белый свет и более ничего. Врачи не в силах найти патологии и признаки инфекционного вмешательства. Группу из нескольких первых зараженных закрывают в заброшенном здании под пристальной охраной военных. Медицинской помощи им не оказывают, зато снабжают едой. Через некоторое время слепых там становится больше, что неминуемо ведет к борьбе за жизненные ресурсы.

Фернанду Мейреллиш попытался экранизировать книгу, наполненную религиозными, философскими и психологическими подтекстами, зачастую выходящими на первый план. Увы, но кино не смогло вместить в себя всю глубину первоисточника, хотя основные тезисы Сарамаго передать постаралось. Это фантастическая антиутопия, препарирующая наше современное общество в общем (поэтому в фильме нет конкретной привязки к какой-либо стране). Фильм не скупится на обличение человеческих пороков, отчего некоторые сцены выглядят мерзко и противно. Эпидемия, приводящая к слепоте, здесь опять-таки не является объектом внимания режиссера. И вообще, картина походит на одну большую метафору, нежели на классический триллер с помесью драмы. Ведущую роль исполнила Джулианна Мур.

Дитя человеческое (2006)

Фантастический драматический триллер от Альфонсо Куарона ("Гравитация", "Рома", "Маленькая принцесса"), который вновь знакомит зрителя не с самой эпидемией, но с ее последствиями. Действие фильма происходит в 2027 году, где на тот момент уже 18 лет как не рождаются дети (по неизвестной причине, но грешат на болезнь). Это спровоцировало экономический крах, упадок производства, серии локальных конфликтов и атмосферу грядущего вырождения человечества. В подобной обстановке беззакония и насилия в Лондоне отставной политик по имени Тео соглашается на предложение незаконно вывезти из страны одну из беженок. В процессе он понимает, что девушка беременна! Тео осознает, какое значение она может оказать на цивилизацию, и решает защитить ее от потенциальных врагов. Даже ценой собственной жизни.

Это, пожалуй, наиболее динамичный фильм из представленного списка, за что отдельное спасибо тогда еще не очень известному оператору Эммануэлю Любецки, которого сейчас уважает и любит чуть ли не каждый киноман (да, та самая проходка под пулями, снятая одним дублем - его детище). "Дитя человеческое" несет в себе социальные и политические посылы, поднимает актуальные на 2006 год и не менее горячие ныне проблемы нищеты, нелегальной миграции, фундаментализма, терроризма, политических репрессий, давления на гражданское общество. Сдобренное хорошим экшеном, мрачной атмосферой, детективным сюжетом и отличной актерской игрой Клайва Оуэна в компании с Майклом Кейном и Джулианной Мур действие фильма держит в напряжении от и до.

Эволюция (2001)

В этом фильме нет эпидемии вовсе. По крайней мере, если не пытаться искать скрытые смыслы (особенно там, где их нет). Но тема фильма схожая, зомби в нём нет и это единственная комедия в нашей подборке. Да, фильм из самого начала нулевых сегодня кажется (а кому-то казался и тогда) глупым, туповатым, абсурдным и отрицающим науку творением. И всё это так. Но мы уверены, что очень и очень многие люди не хотят еще больше нагнетать эмоциональное напряжение, смотря серьезные, пугающие и навевающие тотальную апатию фильмы о биологических катастрофах и их последствиях. Как раз для таких людей будет лучше расслабиться и посмеяться над безобидной комедией с Дэвидом Духовны и Джулианной Мур (третий раз эта потрясающая актриса оказывается в нашем ТОПе - надеемся что в жизни эпидемии обойдут её стороной, как и всех остальных).

В завершение хотим пожелать вам сохранять оптимистический взгляд на мир даже в такие суровые времена. Но не пренебрегать техникой безопасности и следить за собой и своими близкими, чему учат некоторые из приведенных выше кинокартин!

Будьте здоровы и приятного просмотра!

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции