Ричард броди вирус бродит

Что ты делаешь со мной,
Что ты делаешь со мной —
Для меня загадка.

Мемы проникают в наше сознание, не спрашивая разрешения. Они выполняют роль программ нашего сознания и оказывают воздействие на наши жизни, хотя мы об этом даже не подозреваем.

Теперь поговорим о вещах довольно неприятных.

МЕМЕТИЧЕСКАЯ ИНФЕКЦИЯ

ПСИХИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ПУТЕМ ПОВТОРЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

Помните ли вы процесс обучения в начальной школе? Как вы учились читать и писать, запоминали таблицу умножения? Об этой поре у меня сохранилось два воспоминания. Первое — как мне было скучно без конца повторять утомительные арифметические упражнения. Второе — как других выводил из себя один и тот же текст, на примерах из которого мы заучивали грамматические правила. Нам было скучно и тоскливо, но не это важно — важно то, что повторение помогало нам усваивать информацию, что этот метод срабатывает.

В начальной школе мы не только учились читать, писать и решать арифметические задачи. Каждое утро мы проходили психическую обработку, объектом которой было знамя Соединенных Штатов. Повторение. Психическая обработка. И сегодня нет ни одного американца, который не знал бы наверняка: Соединенные Штаты — это единая и неделимая нация, страна свободы и справедливости для всех. Не так ли?

Как правило, религиозные убеждения закладываются в сознание детей подобным образом — путем повторения проводится обработка их психики. Независимо от вероисповедания, дети проходят путь от отсутствия убеждений до истовой веры. Пока они растут, им рассказывают о сверхъестественной природе Бога, Иисуса или Давида Кореша, основателя известной секты. Повторяют столько раз, сколько нужно, для того чтобы эта божественность стала реальной, — когда это произойдет, мемы будут запрограммированы.

Чем больше вы вникаете в религиозные проповеди, тем чаще вам виден перст Божий в хаотических явлениях жизни. Случайность становится чудом, боль — кармой, а человеческая природа — грехом. Мы усваиваем религиозные мемы независимо от того, представлены ли они в виде высшей истины или аллегорических мифов.

Посредством повторения информации мы усваиваем новые мемы-различия, и реальность представляется нам в ином свете. Уже в самом мире мы находим дополнительное подтверждение этих мемов-различий, что способствует их закреплению в нашем сознании.

18 По крайней мере, Coca-Cola рассчитывает на то, что эта реклама заставляет отличать напиток от других. Их может ввести в заблуждение их же собственная меметическая программа! Подробнее об этом мы поговорим в Главе 9.

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС

С помощью когнитивного диссонанса людей можно заставить верить, будто они приобрели нечто ценное и заслуживающее их преданности; тогда как в действительности произошло только одно — их мучители просто перестали над ними издеваться.

Мы все стремимся к свободе!

Необходимо, чтобы плодами демократии пользовались все американцы!

Мы хотим, чтобы каждый американец смог воплотить американскую мечту!

Поэтому нам нужна национальная система здравоохранения, она сделает это возможным.

Схожая методика НЛП называется якорением (anchoring): какой-либо образ, звук или ощущение связывается с не имеющими к ним отношения идеями. На практике это выглядит так: использующий эту методику политик, говоря о светлом будущем, будет указывать на себя, а говоря о плохих перспективах, которых следует избежать, — тыкать пальцем в своего оппонента. Таким образом, хорошие мысли его избирателей фиксируются на нем, а плохие — связываются с его оппонентом. Когда эти жесты повторяются, в вашем сознании возникает мем-ассоциация, который окажет воздействие на ваше поведение при голосовании.

ПРОДАЖА И ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Безусловно, именно в воздействии на поведение людей заключается искусство торговли: продавцу нужно повлиять на своего клиента таким образом, чтобы тот совершил покупку. Если вы продавец, то вы, возможно, давно пользуетесь этими методиками, хотя и не обязательно представляете, на чем основано их действие.

СОЗИДАНИЕ ЦЕННОСТИ

Задача продавца — создать в сознании покупателя такой мем, который внушит ему уверенность в том, что он действительно хочет совершить покупку. Наиболее опытные продавцы рассматривают торговлю не как противостояние, но как ситуацию, которая может привести к обоюдному выигрышу: покупатель получит то, что ему нужно, а продавец — свою прибыль. Поэтому продавец пытается помочь своему клиенту представить достаточно точно — зачем ему нужен данный товар, и способствует созданию мемов, которые усилят уверенность покупателя в ценности продукта.

В прошлом году мне позвонили из местной радиостанции. Мне сказали, что проводится опрос общественного мнения. Я согласился ответить на несколько вопросов, и разговор выглядел примерно так:

— Любите ли вы музыку 1970-х, 1980-х и 1990-х годов?

— Вы знаете, что на радиостанции KXYZ чаще всего звучат лучшие хиты 1970-х, 1980-х и 1990-х?

— Пожалуй, нет… Но теперь, кажется, уже знаю.

— Если вам нравится музыка 1970-х, 1980-х и 1990-х, будете ли вы слушать KXYZ чаще, реже или же так же часто, как и до сих пор?

— Ну, что же… может быть, чаще.

— Имеете ли вы обыкновение рекомендовать друзьям свои любимые радиостанции?

— Да, иногда. Прошу прощения, а в чем, собственно…

— Теперь, когда вы знаете, что KXYZ — самая лучшая станция, транслирующая хиты 1970-х, 1980-х и 1990-х, рекомендовали ли бы вы ее всем своим знакомым?

— Ну, что же… возможно…

— А решились ли бы вы дать объявление на полосу в Seattle Times и рассказать миру, что KXYZ не имеет себе равных, и что все должны ее слушать постоянно?

— Сейчас, одну минутку, подождите…

— Спасибо, до свидания.

Трубку повесили. Разговор был окончен.

ЗАВЕРШЕНИЕ: ЗОЛОТОЙ ВОПРОС

Непосредственное завершение предполагает прямое предложение купить товар, иногда гипотетическое, иногда конфронтационное:

/ Не возникало ли у вас желания позвонить десяти своим знакомым, чтобы предупредить их об опасности психических вирусов?

/ Вы расплатитесь кредитной карточкой Visa или MasterCard?

РАППОРТ И ОТРАЖЕНИЕ[19]

Методика отражения проста: она предполагает повторение чьей-либо мимики и жестикуляции.

Например, если клиент кладет ногу на ногу, вы делаете то же самое. Если клиент скрещивает руки на груди, вы повторяете его движения. Если клиент склоняет голову набок и морщит нос, вы повторяете этот наклон головы и тоже морщите нос. Звучит забавно, правда?

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ДОВЕРИЕМ

Вы заинтригованы и продолжаете наблюдение. И тут непременный победитель прошлой игры подходит к вам и сообщает шепотом, что ему известен секрет — он знает, как найти даму. К сожалению, эти шулеры не хотят с ним больше играть. Он предлагает вам взять некоторую часть его денег, чтобы вы поставили их вместо него — вам он предлагает взять половину выигрыша. Он вам нашепчет, где искать даму, — проигрыш невозможен!

В нескольких конах вы выигрываете, но ваш партнер начинает опасаться, что сдающий может о чем-то догадаться. Однако он считает, что вы могли бы взять на себя больше. Сколько у тебя денег при себе? Давай скинемся и сделаем этих парней? Ну что же, почему бы и нет? Он доверяет вам, — смелей, вперед!

Завоевать чье-либо доверие — надежный способ преодолеть чувства скепсиса этого человека и осуществить программирование его сознания новыми мемами.

ПСИХИЧЕСКИЕ ВИРУСЫ

Если вы внимательно читали предыдущие главы, то теперь вам известно практически все необходимое для того, чтобы понять принципы действия психических вирусов. Прежде чем обратится к Главе 11, в которой вы узнаете, как создать новый культ, давайте попытаемся собрать разрозненные фрагменты нашего повествования воедино и посмотрим, что у нас получилось.

Из Главы 3 вы узнали, что все вирусы, в том числе и психические, обладают тремя основными свойствами: они должны уметь преодолевать защитные механизмы, обладать возможностью точно воспроизводить себя и иметь средства для своего дальнейшего распространения. Если вы знаете о какой-либо концепции, принадлежите к какой-либо субкультуре и исповедуете какую-либо догму и эти концепции удовлетворяют перечисленным требованиям, то вы являетесь носителем психического вируса.

Если в настоящее время вы верите в какие-либо концепции, принадлежите к какой-либо субкультуре или являетесь сторонником тех или иных догм и вы не принимали осознанного решения запрограммировать свой разум этими мемами, то вы являетесь носителем психического вируса.

Если же в настоящее время вы не верите (не принадлежите, не являетесь сторонником и т. д.) во что-либо подобное, то из этого вовсе не следует, что вы ничем не инфицированы, отсюда вытекает, что, возможно, вы ничего не знаете о своей инфекции. Ниже мы узнаем, по каким признакам можно определить наличие психического вируса.

ПРЕОДОЛЕНИЕ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ

/ Передача схожих сообщений в теленовостях, в рекламе, по радио и т. д.

/ Членство в группах и организациях, где на каждом собрании, например, зачитывается устав или повторяется текст клятвы (присяги).

/ Постоянное повторение определенной точки зрения, — например, в отношении права на приобретение оружия или абортов. Если вы не входите в число первых носителей этого вируса, то вы будете постоянно слышать мнения об этих проблемах от большого числа зараженных ранее людей.

/ Прохождение через обряд посвящения, насмешки и унижения (в армии и т. д.), различные испытания.

/ Участие в неприятном, конфликтном семинаре, окончание которого приносит вам чувство облегчения.

/ Достижение той или иной цели или получение вознаграждения в результате борьбы, после того как вам сказали, что лично вам желаемого не достичь.

Создание групп мемов, в которых менее притягательные скрываются привлекательными.

/ Знакомство с концепцией, которая в целом представляется вам правильной, однако по мелочам вызывает массу сомнений.

/ Призывы помочь детям, разрешить кризис, накормить голодающих и т. д.

/ Просьбы поверить в то, что представляется слегка неправдоподобным.

/ Возможность вступить в большее число сексуальных отношений, либо повысить их качество, либо приобрести новые знакомства, усвоив некоторые новые представления.

Это далеко не исчерпывающий список методов проникновения психических вирусов в сознание. Тем не менее, если вы захотите узнать, какими психическими вирусами на данный момент вы уже заражены, то перечисленные выше сценарии помогут вам найти ответ.

ТОЧНОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

Психический вирус нуждается в способах точного воспроизведения — без искажений и сокращения элементов. Воспроизведение вируса можно обеспечить с помощью ряда приемов:

/ Придание определенной группе мемов статуса Истины, как это делается в разнообразных религиях в отношении их священных текстов. Действительно, зачем вы будете искажать или замалчивать Истину?

/ Создание определенной структуры, в рамках которой поощряется дословное копирование и / или пресекается любое изменение. Военные создали подобные структуры, чтобы заставить солдат четко соблюдать установленные правила и исполнять приказания.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ

Распространение психических вирусов — обратная сторона их внедрения. В этой главке речь пойдет в первую очередь о вершителях судеб мира, о тех, кто миром движет. Если вы человек влиятельный и авторитетный, если вы работаете на телевидении и выпускаете свои программы, если вы выступаете перед большими аудиториями, и даже просто воспитываете детей, то вы должны отдавать себе отчет в том, какие мемы вы распространяете.

Естественно, что те психические вирусы, которые инфицируют людей мемами, напрямую призывающими к их дальнейшему распространению, будут воспроизводиться быстрее и инфицируют собой большее число людей, чем те вирусы, репликация которых зависит от воли случая. В тех случаях, когда психические вирусы заставляют своих носителей распространять их, это делается следующими способами.

/ Путем программирования нашего сознания мемом, который вынуждает проповедовать психический вирус. Это явление мы уже называли евангелизмом, и к этому слову можно подобрать следующие синонимы: обращение в другую веру, рукоположение, выбор преемника или вербовка.

Евангелизм — это намеренное распространение мемов. Но прежде чем приступить к распространению мемов, убедитесь, что мир действительно нуждается в умножении их количества.

Психический вирус — любое культурное установление, которое содержит в себе перечисленные элементы. Поэтому психический вирус может существовать практически бесконечно — воспроизводя себя на протяжении длительного времени, достигая сознания большего числа людей и подчиняя их себе. Те установления, которые были созданы людьми специально для увековечения и распространения вирусов, я называю проектными вирусами. Однако задолго до того, как людям стали приходить в голову эти макиавеллиевские мысли, психические вирусы получили способность эволюционировать самостоятельно, создавая мощные культурные структуры. Я называю культурными вирусами любые установления (структуры, институты), которые развивались самостоятельно с целью собственного сохранения на протяжении неопределенно длительного времени.

Как программируется наше сознание

Что ты делаешь со мной,

Что ты делаешь со мной —

Для меня загадка.

Мемы проникают в наше сознание, не спрашивая разрешения. Они выполняют роль программ нашего сознания и оказывают воздействие на наши жизни, хотя мы об этом даже не подозреваем.

Теперь поговорим о вещах довольно неприятных.

ПСИХИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ПУТЕМ ПОВТОРЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

Помните ли вы процесс обучения в начальной школе? Как вы учились читать и писать, запоминали таблицу умножения? Об этой поре у меня сохранилось два воспоминания. Первое — как мне было скучно без конца повторять утомительные арифметические упражнения. Второе — как других выводил из себя один и тот же текст, на примерах из которого мы заучивали грамматические правила. Нам было скучно и тоскливо, но не это важно — важно то, что повторение помогало нам усваивать информацию, что этот метод срабатывает.

В начальной школе мы не только учились читать, писать и решать арифметические задачи. Каждое утро мы проходили психическую обработку, объектом которой было знамя Соединенных Штатов. Повторение. Психическая обработка. И сегодня нет ни одного американца, который не знал бы наверняка: Соединенные Штаты — это единая и неделимая нация, страна свободы и справедливости для всех. Не так ли?

Как правило, религиозные убеждения закладываются в сознание детей подобным образом — путем повторения проводится обработка их психики. Независимо от вероисповедания, дети проходят путь от отсутствия убеждений до истовой веры. Пока они растут, им рассказывают о сверхъестественной природе Бога, Иисуса или Давида Кореша, основателя известной секты. Повторяют столько раз, сколько нужно, для того чтобы эта божественность стала реальной, — когда это произойдет, мемы будут запрограммированы.

Чем больше вы вникаете в религиозные проповеди, тем чаще вам виден перст Божий в хаотических явлениях жизни. Случайность становится чудом, боль — кармой, а человеческая природа — грехом. Мы усваиваем религиозные мемы независимо от того, представлены ли они в виде высшей истины или аллегорических мифов.

Посредством повторения информации мы усваиваем новые мемы-различия, и реальность представляется нам в ином свете. Уже в самом мире мы находим дополнительное подтверждение этих мемов-различий, что способствует их закреплению в нашем сознании.

С помощью когнитивного диссонанса людей можно заставить верить, будто они приобрели нечто ценное и заслуживающее их преданности; тогда как в действительности произошло только одно — их мучители просто перестали над ними издеваться.

Мы все стремимся к свободе!

Необходимо, чтобы плодами демократии пользовались все американцы!

Мы хотим, чтобы каждый американец смог воплотить американскую мечту!

Поэтому нам нужна национальная система здравоохранения, она сделает это возможным.

Схожая методика НЛП называется якорением (anchoring): какой-либо образ, звук или ощущение связывается с не имеющими к ним отношения идеями. На практике это выглядит так: использующий эту методику политик, говоря о светлом будущем, будет указывать на себя, а говоря о плохих перспективах, которых следует избежать, — тыкать пальцем в своего оппонента. Таким образом, хорошие мысли его избирателей фиксируются на нем, а плохие — связываются с его оппонентом. Когда эти жесты повторяются, в вашем сознании возникает мем-ассоциация, который окажет воздействие на ваше поведение при голосовании.

ПРОДАЖА И ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Безусловно, именно в воздействии на поведение людей заключается искусство торговли: продавцу нужно повлиять на своего клиента таким образом, чтобы тот совершил покупку. Если вы продавец, то вы, возможно, давно пользуетесь этими методиками, хотя и не обязательно представляете, на чем основано их действие.

Задача продавца — создать в сознании покупателя такой мем, который внушит ему уверенность в том, что он действительно хочет совершить покупку. Наиболее опытные продавцы рассматривают торговлю не как противостояние, но как ситуацию, которая может привести к обоюдному выигрышу: покупатель получит то, что ему нужно, а продавец — свою прибыль. Поэтому продавец пытается помочь своему клиенту представить достаточно точно — зачем ему нужен данный товар, и способствует созданию мемов, которые усилят уверенность покупателя в ценности продукта.

В прошлом году мне позвонили из местной радиостанции. Мне сказали, что проводится опрос общественного мнения. Я согласился ответить на несколько вопросов, и разговор выглядел примерно так:

— Любите ли вы музыку 1970-х, 1980-х и 1990-х годов?

— Вы знаете, что на радиостанции KXYZ чаще всего звучат лучшие хиты 1970-х, 1980-х и 1990-х?

— Пожалуй, нет… Но теперь, кажется, уже знаю.

— Если вам нравится музыка 1970-х, 1980-х и 1990-х, будете ли вы слушать KXYZ чаще, реже или же так же часто, как и до сих пор?

— Ну, что же… может быть, чаще.

— Имеете ли вы обыкновение рекомендовать друзьям свои любимые радиостанции?

— Да, иногда. Прошу прощения, а в чем, собственно…

— Теперь, когда вы знаете, что KXYZ — самая лучшая станция, транслирующая хиты 1970-х, 1980-х и 1990-х, рекомендовали ли бы вы ее всем своим знакомым?

— Ну, что же… возможно…

— А решились ли бы вы дать объявление на полосу в Seattle Times и рассказать миру, что KXYZ не имеет себе равных, и что все должны ее слушать постоянно?

— Сейчас, одну минутку, подождите…

— Спасибо, до свидания.

Трубку повесили. Разговор был окончен.

ЗАВЕРШЕНИЕ: ЗОЛОТОЙ ВОПРОС

Непосредственное завершение предполагает прямое предложение купить товар, иногда гипотетическое, иногда конфронтационное:

/ Не возникало ли у вас желания позвонить десяти своим знакомым, чтобы предупредить их об опасности психических вирусов?

/ Вы расплатитесь кредитной карточкой Visa или MasterCard?

РАППОРТ И ОТРАЖЕНИЕ[19]

Методика отражения проста: она предполагает повторение чьей-либо мимики и жестикуляции.

Например, если клиент кладет ногу на ногу, вы делаете то же самое. Если клиент скрещивает руки на груди, вы повторяете его движения. Если клиент склоняет голову набок и морщит нос, вы повторяете этот наклон головы и тоже морщите нос. Звучит забавно, правда?

Вы заинтригованы и продолжаете наблюдение. И тут непременный победитель прошлой игры подходит к вам и сообщает шепотом, что ему известен секрет — он знает, как найти даму. К сожалению, эти шулеры не хотят с ним больше играть. Он предлагает вам взять некоторую часть его денег, чтобы вы поставили их вместо него — вам он предлагает взять половину выигрыша. Он вам нашепчет, где искать даму, — проигрыш невозможен!

В нескольких конах вы выигрываете, но ваш партнер начинает опасаться, что сдающий может о чем-то догадаться. Однако он считает, что вы могли бы взять на себя больше. Сколько у тебя денег при себе? Давай скинемся и сделаем этих парней? Ну что же, почему бы и нет? Он доверяет вам, — смелей, вперед!

Завоевать чье-либо доверие — надежный способ преодолеть чувства скепсиса этого человека и осуществить программирование его сознания новыми мемами.

Если вы внимательно читали предыдущие главы, то теперь вам известно практически все необходимое для того, чтобы понять принципы действия психических вирусов. Прежде чем обратится к Главе 11, в которой вы узнаете, как создать новый культ, давайте попытаемся собрать разрозненные фрагменты нашего повествования воедино и посмотрим, что у нас получилось.

Из Главы 3 вы узнали, что все вирусы, в том числе и психические, обладают тремя основными свойствами: они должны уметь преодолевать защитные механизмы, обладать возможностью точно воспроизводить себя и иметь средства для своего дальнейшего распространения. Если вы знаете о какой-либо концепции, принадлежите к какой-либо субкультуре и исповедуете какую-либо догму и эти концепции удовлетворяют перечисленным требованиям, то вы являетесь носителем психического вируса.

Если в настоящее время вы верите в какие-либо концепции, принадлежите к какой-либо субкультуре или являетесь сторонником тех или иных догм и вы не принимали осознанного решения запрограммировать свой разум этими мемами, то вы являетесь носителем психического вируса.

Если же в настоящее время вы не верите (не принадлежите, не являетесь сторонником и т. д.) во что-либо подобное, то из этого вовсе не следует, что вы ничем не инфицированы, отсюда вытекает, что, возможно, вы ничего не знаете о своей инфекции. Ниже мы узнаем, по каким признакам можно определить наличие психического вируса.

ПРЕОДОЛЕНИЕ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ

Повторение

/ Передача схожих сообщений в теленовостях, в рекламе, по радио и т. д.

/ Членство в группах и организациях, где на каждом собрании, например, зачитывается устав или повторяется текст клятвы (присяги).

/ Постоянное повторение определенной точки зрения, — например, в отношении права на приобретение оружия или абортов. Если вы не входите в число первых носителей этого вируса, то вы будете постоянно слышать мнения об этих проблемах от большого числа зараженных ранее людей.

Когнитивный диссонанс

/ Прохождение через обряд посвящения, насмешки и унижения (в армии и т. д.), различные испытания.

/ Участие в неприятном, конфликтном семинаре, окончание которого приносит вам чувство облегчения.

/ Достижение той или иной цели или получение вознаграждения в результате борьбы, после того как вам сказали, что лично вам желаемого не достичь.

Создание групп мемов, в которых менее притягательные скрываются привлекательными.

/ Знакомство с концепцией, которая в целом представляется вам правильной, однако по мелочам вызывает массу сомнений.

/ Призывы помочь детям, разрешить кризис, накормить голодающих и т. д.

/ Просьбы поверить в то, что представляется слегка неправдоподобным.

/ Возможность вступить в большее число сексуальных отношений, либо повысить их качество, либо приобрести новые знакомства, усвоив некоторые новые представления.

Это далеко не исчерпывающий список методов проникновения психических вирусов в сознание. Тем не менее, если вы захотите узнать, какими психическими вирусами на данный момент вы уже заражены, то перечисленные выше сценарии помогут вам найти ответ.

Психический вирус нуждается в способах точного воспроизведения — без искажений и сокращения элементов. Воспроизведение вируса можно обеспечить с помощью ряда приемов:

/ Придание определенной группе мемов статуса Истины, как это делается в разнообразных религиях в отношении их священных текстов. Действительно, зачем вы будете искажать или замалчивать Истину?

/ Создание определенной структуры, в рамках которой поощряется дословное копирование и / или пресекается любое изменение. Военные создали подобные структуры, чтобы заставить солдат четко соблюдать установленные правила и исполнять приказания.

Распространение психических вирусов — обратная сторона их внедрения. В этой главке речь пойдет в первую очередь о вершителях судеб мира, о тех, кто миром движет. Если вы человек влиятельный и авторитетный, если вы работаете на телевидении и выпускаете свои программы, если вы выступаете перед большими аудиториями, и даже просто воспитываете детей, то вы должны отдавать себе отчет в том, какие мемы вы распространяете.

Естественно, что те психические вирусы, которые инфицируют людей мемами, напрямую призывающими к их дальнейшему распространению, будут воспроизводиться быстрее и инфицируют собой большее число людей, чем те вирусы, репликация которых зависит от воли случая. В тех случаях, когда психические вирусы заставляют своих носителей распространять их, это делается следующими способами.

/ Путем программирования нашего сознания мемом, который вынуждает проповедовать психический вирус. Это явление мы уже называли евангелизмом, и к этому слову можно подобрать следующие синонимы: обращение в другую веру, рукоположение, выбор преемника или вербовка.

Евангелизм — это намеренное распространение мемов. Но прежде чем приступить к распространению мемов, убедитесь, что мир действительно нуждается в умножении их количества.


Мара Рейнстейн, Us Weekly: Веселое летнее развлечение. Здесь так много солнца, что зрителям перед сеансом нужно раздавать солнцезащитный крем.

Мик ЛаСалль, San Francisco Chronicle: Фильм разделен на две части, действие которых происходит в 1979 и 2005 годах. Первая часть простоватая, но живая и свежая; вторая сентиментальная и неловкая.

Кристи Лемайр, RogerEbert.com: Несмотря на неистовую энергию, история ни к чему не приходит.

Кейт Тэйлор, Globe and Mail: Можете вздохнуть с облегчением. Этот еще более экстравагантный сиквел и так крайне экстравагантного фильма (основанного на мюзикле-хите 1999 года), конечно же, оказался нелепейшим. А еще веселым.

Рейтинг на RottenTomatoes.com — 50% (топ-критики — 41%); зрительский рейтинг — 75%

Брайан Лоури, CNN.com: Создатели продолжения жесткой истории о вигиланте выстроили фильм вокруг праведной мести, но кино держится на твердой как сталь харизме Дензела Вашингтона.

Сорен Андерсен, Seattle Times: Есть старое клише, что великий актер может и телефонный справочник прочесть так, что будет интересно. В общем, именно это Вашингтон тут и проделывает.

Том Руссо, Boston Globe: С точки зрения истории и визуального ряда фильм разочаровывает. Его создатели путают отупляющую жестокость с захватывающей праведной местью.

Питер Собчински, RogerEbert.com: Даже самые нетребовательные фанаты Вашингтона вряд ли смогут найти что-нибудь в этом садистском, тупом и сыроватом сиквеле.

Эрик Кон, IndieWire: Фильм скорее ленивый, чем инновационный, но тут хотя бы есть сильная тема: интернет всегда одерживает верх, и ему не интересны хеппи-энды.

Джон ДеФор, Hollywood Reporter: Отключите эту франшизу от сети, пока вирус не распространился.

А.А. Доуд, AV Club: Как можно не получить жуткое удовольствие от фильма, где страх строится благодаря оповещениям Фейсбука, которые появляются в верхнем правом углу экрана?

Кэти Уолш, Tribune News Service: Грустно, потому что история слишком реальная. Умная концепция, совмещающая кинематографичную идею и сторителлинг, оказывается леденящим кровь предостережением.

Эмили Йошида, New York Magazine/Vulture: Создатели фильма так увлеклись нравоучениями, что не смогли снять ни драму, ни комедию.

Ричард Броди, New Yorker: Конфликты схематичны, персонажи плохо прописаны, а Давид Диггс так сильно старается продемонстрировать свой талант в хип-хопе, что создается ощущение, что он на сцену вышел.

Кэти Уолш, Tribune News Service: Катартический воинственный клич, направленный против полицейского произвола и джентрификации, и чувствительное и полное деталей исследование проблем, связанных с расой и поисками самоидентификации.

Кэти Уолш, Los Angeles Times: Сюрреалистичный и причудливый кошмар об отношениях матери и дочери — полнометражный дебют сценаристки и постановщицы Деборы Хэйвуд. Фильм отличает оригинальное видение, мастерский контроль уникального тона, умело совмещающего красоту и ужас.

Жанетт Кацулис, New York Times: Хэйвуд углубляется в собственные подростковые воспоминания и достает из них нечто эксцентричное, трагичное и совершенно не поддающееся классификации.

Эйприл Вулф, Village Voice: По сути, это история о травле, психических заболеваниях и оторванности от реальности.

Анна Смит, Time Out: Фильм не всегда легко смотреть, но это чувствительное и уверенное кино с персонажами, за которых вы будете переживать.

Стивен Далтон, Hollywood Reporter: Фильм, раздутый от до боли знакомыми клише шпионского кино.

Гэри Голдстайн, Los Angeles Times: Обычные тропы из политических триллеров: крутой, но терзаемый протагонист, чередование иностранных локаций, шпионы-соперники, мудреные твисты, двойные агенты, невразумительный роман. Тут нет ничего нового или захватывающего.

Джо Лейдон, Variety: История развивается слишком медленно и предсказуемо, чтобы тут был хоть какой-нибудь саспенс. Хуже того, фильму настолько не хватает движухи, что его даже нельзя посоветовать как мгновенно забывающееся попкорновое развлечение.


Важная деталь в фильме — красный берет, который одновременно становится символом утонченности и бунтарства. На ум сразу приходит революционер Че Гевара и французская богемная интеллигенция 1960-х. Макс, кстати, время от времени вставляет в речь разные французские словечки.

Образы из фильма вполне вписываются в рамки гендерной амбивалентности. Те же бархатные костюмы Макса с завидным постоянством появляются в женских коллекциях Chloe, Anna Sui и Nina Ricci.


1. Etro
2. Versace (ЦУМ)
3. Tom Ford (ЦУМ)
4. Saint Laurent (ЦУМ)
5. Paul Smith
6. Valentino (ЦУМ)
7. Adidas Originals (Farfetch)


Красная вязаная шапка в рубчик — самая узнаваемая деталь из фильма. В такой же ходил французский океанограф Жак-Ив Кусто, с которого и был списан Стив Зиссу. Это не бросается в глаза с первого взгляда, но бини, которые носят все члены команды, созданы в разных дизайнах: главный герой периодически появляется в шапке с помпоном, у персонажа Оуэна Уилсона Неда — нашивка в виде светофора, а один из любимых актеров Андерсона — Варис Ахлувалиа — носит красную чалму. Чтобы максимально попасть в образ, носите красную шапку с вещами в голубых и бирюзовых оттенках: светлыми джинсовыми рубашками, футболками или бомберами.

Еще один предмет, заслуживающий внимания, — кроссовки Аdidas. Они были созданы специально для фильма, но в 2017 году марка выпустила точную копию обуви Стива Зиссу (было создано 100 пар).


1. Venroy (Farfetch)
2. Acne Studios
3. Stutterheim (Farfetch)
4. Heliot Emil (Aizel)
5. Calvin Klein (ЦУМ)

Образ Марго, сыгранной Гвинет Пэлтроу, — один из самых ярких не только в фильмографии Андерсона, но и в истории кино. Приемная дочь Этелин и Рояла Тенебаумов, талантливый драматург и самый скрытный из всех членов этой непростой семьи. Марго носит длинную норковую шубу Fendi вместе с вязаными розовыми перчатками, лоферы и сумку Hermès. Миниатюрная заколка придерживает прядь волос ее идеального каре, а густо накрашенные глаза придают образу еще больше отчужденности. Трагически влюбленный в нее сводный брат Ричи сочетает шерстяные костюмы и пальто песочного оттенка с напульсниками и повязкой на голову FiIla (печальное напоминание о его несостоявшейся карьере блистательного теннисиста). Марго тоже знает толк в спортивном стиле и носит платье-поло Lacoste (кстати, тоже теннисное). Можно даже не пытаться найти такое же: специально для фильма платья шила художник по костюмам Карэн Пэтч, предварительно договорившись с Lacoste.


Чэс Тененбаум в исполнении Бена Стиллера — приверженец костюмов. В начале фильма мы видим его ребенком, одетым в деловой пиджак, брюки и туфли. Взрослая версия Чэса выбирает ярко-синие кроссовки и красный спортивный костюм Adidas Originals, а заодно переодевает в такой же сыновей: так проще собираться во время учебной пожарной тревоги, которая, на его взгляд, однажды может оказаться вполне реальной. Возлюбленный Этелин Тененбаум Генри Шерман, сыгранный Дэнни Гловером, весь фильм ходит в галстуке-бабочке и не выглядит при этом ни нелепо, ни вычурно. Секрет — рубашки в клетку и фактурный кардиган (или двубортный пиджак яркого цвета). Стоит взять на заметку и приемы, которые использует муж Марго, психолог Рейли Сент-Клер (Билл Мюррей). Вельветовый пиджак и тонкая водолазка запоминающегося оттенка — нескучное ретро на каждый день.


1. Dries Van Noten (ЦУМ)
2. Acne Studios (ЦУМ)
3. Gucci
4. FILA
5. Valentino (ЦУМ)
6. Corneliani (ЦУМ)
7. Nº21 (Farfetch)
8. Simone Rocha (ЦУМ)
9. Bottega Veneta (ЦУМ)


В фильме вещи становятся поводом для постоянных конфликтов между героями и в очередной раз подчеркивают свойственную фильмам Андерсона модель: дети часто ведут себя как взрослые, а взрослые — как дети. Сыгранный Эдрианом Броуди Питер носит очки с диоптриями (хотя со зрением у него полный порядок), принадлежавшие умершему отцу, только чтобы в очередной раз продемонстрировать братьям, что любимчиком был именно он. Очки были созданы брендом Rodenstock в 1970-е годы, и сегодня такие можно купить разве что на еВay.

Предметы гардероба становятся и символическими жестами примирения: ближе к финалу Фрэнсис (Оуэн Уиллсон) дарит Питеру отцовский ремень, и кажется, что все конфликты и правда улажены.


1. Ganni (ЦУМ)
2. Loro Piana (ЦУМ)
3. Calvin Klein (ЦУМ)
4. Saint Laurent (ЦУМ)
5. Brioni
6. Loewe (ЦУМ)

Стиль троих братьев Уитманн контрастирует с колоритом Индии. Яркие гирлянды цветов они носят поверх серых костюмов, а в сцене, когда герои в очередной раз опаздывают на поезд, на одной ноге Фрэнсиса — строгий ботинок, а на другой — восточная туфля, купленная на местном рынке.

Женской аудитории стоит приглядеться к вещам Патрисии — неуловимой матери Уитманов в исполнении Анжелики Хьюстон, ушедшей в высокогорный монастырь. Ее белоснежное платье-рубашка, подхваченное широким кожаным ремнем, палантин, коричневые сапоги и крупный крест смотрятся как образ с показа Loewe.

Кажется, модные привычки мистера Фокса — точное отражение стиля Уэса Андерсона. Тут и вельветовые костюмы теплых рыже-охристых оттенков, и трикотажные поло, и двубортные пиджаки, и укороченные брюки. Главный герой, чей голос, кстати, принадлежит Джорджу Клуни, одевается с иголочки, даже когда отправляется грабить фермы Боггиса, Банса и Бина. Некоторый диссонанс в его безупречный образ вносят только галстук и офисная рубашка с коротким рукавом. Мистер Фокс вынужденно переодевается в эту форму, оставив счастливые дни в прошлом, и, как мы вскоре узнаем, новой, размеренной жизнью он не очень-то и доволен.


Миссис Фокс, которую озвучила Мэрил Стрип, предстает в двух образах: в начале фильма это явное отражение трендов бохо-шика — свободная льняная рубаха, бриджи и плетеная лента на голове (такую носили многие хиппи). Став женой и матерью, она выбирает закрытое приталенное платье с воротником-стойкой на пуговице, украшенное яблоками, а еще носит маленькую камею с лисьим профилем.

Конечно, в мультфильме не обошлось и без Билла Мюррея, подарившего свой голос самому стильному персонажу — мистеру Барсуку. Глава риелторского агентства носит серый двубортный пиджак в тонкую полоску, из-под которого на идеальные пару сантиметров выступает рубашка. Из аксессуаров он выбирает платок в нагрудном кармане и яркий галстук.


1. Saint Laurent (ЦУМ)
2. Monkey Time (Farfetch)
3. 11 by Boris Bidjan Saberi (ЦУМ)
4. REDVALENTINO (ЦУМ)
5. Chloé (ЦУМ)
6. Acne Studios
7. Carel (Rendez-Vous)

В мультфильме есть деталь, заслуживающая отдельного внимания: бандитская шапочка с прорезями для глаз и рта, напоминающая модные балаклавы, которые были на показах Calvin Klein, Chanel, Marni, Gucci и многих других брендов. Поговаривают, что это будет самым востребованным аксессуаром следующей зимы.


Униформа бойскаутов тоже может стать модным ориентиром: приглядитесь к бермудам, значкам и нашивкам, трекинговым ботинкам, объемным рюкзакам из грубой ткани. Главное, носить это все по отдельности и помнить о чувстве меры.

Ну, а образ рассказчика, сыгранного Бобом Бэллабаном, — дафлкоты, ботинки на шнурках и все те же бини ярких цветов — идеальный комплект не только для осени, но и для ненастных летних дней.


1. Acne Studios
2. Sandro (Aizel)
3. Etro (Net-a-Porter)
4. Burberry
5. Sacai (ЦУМ)
6. Kenzo (Rendez-Vous)
7. Acne Studios (ЦУМ)
8. Два мяча
9. Burberry


Стиль героев продуман не менее тщательно. Чего стоит черный кожаный плащ наемного убийцы Джоплинга, сыгранного Уиллемом Дефо. Похожие модели мы уже не один сезон наблюдаем и в мужских, и в женских коллекциях. Богемные наряды богатой Мадам М. (Тильда Суинтон) тоже отлично пересекаются с современными модными трендами. Тяжелый фактурный бархат, необычные сочетания цветов, броские украшения и другие составляющие ее образа запросто можно представить в наши дни.

Обратить внимание стоит и на цвета, которые Уэс Андерсон использует так умело: вместо желтого у него — горчичный или охристый, вместо розового — пастельные оттенки, вместо зеленого — лаймовый.


1. Cushnie et Ochs (Net-a-Porter)
2. Diane von Furstenberg (Net-a-Porter)
3. Burberry
4. Emporio Armani (ЦУМ)
5. Kiton (ЦУМ)
6. Gucci
7. Ermenegildo Zegna (ЦУМ)

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции