Расположите в возрастающем порядке следующие синонимы гнев ярость бешенство

Речь человека является своеобразным зеркалом его культуры и образованности. По речи сразу можно определить уровень развития говорящего.

Развивая речь ребенка, мы развиваем его интеллект. Только через развитие речи возможно совершенствование высших форм интеллекта: мышления, воображения, представления.

Скачать:

Вложение Размер
sinonimy.doc 137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык занимает особое место в системе школьных предметов, т.к. является не только объектом изучения, но и средством обучения, ибо на уроках русского языка учащиеся приобретают необходимые умения и навыки, с помощью которых они овладевают знаниями по другим предметам.

Системность изучения языка способствует не только глубокому осознанию его грамматического строя, овладению его закономерностями, но и создает предпосылки для целенаправленной работы по обогащению словарного запаса учащихся. Последнее непосредственно связано со свободным владением лексическим богатством русского языка.

Изучая лексику, учащиеся знакомятся с системой лексических понятий, перед ними раскрываются существующие связи между лексикой и грамматикой, лексикой и орфографией, лексикой и стилистикой. Это создает необходимые предпосылки для целенаправленного обогащения словарного запаса учащихся.

Русский язык богат синонимами. Синонимическое богатство свидетельствует о высоком развитии лексики русского языка. Чем больше в словаре синонимов, тем богаче выразительные возможности как языка в целом, так и каждого его носителя.

Работа над синонимами в школе является одним из перспективных направлений в методике обогащения словарного запаса учащихся.

Знание синонимии русского языка дает возможность учащимся точно , богато и образно выражать свои мысли, преодолевать неоправданное повторение слов, осмысливать разнообразные оттенки значений отдельных слов того или иного синонимического ряда, получать адекватное представление о тех явлениях действительности, которые обозначаются этими словами. Поэтому предметом особого внимания является процесс обогащения речи учащихся начальной школы синонимичными словами.

Именно начальный этап занимает ведущее место в обучении русскому языку, потому что, с одной стороны, он наиболее труден в силу отсутствия необходимых языковых знаний, навыков использования в речи языковых средств и несформированности речевых умений. С другой стороны, этот этап наиболее важен, так как приобретенные учащимися знания, умения и навыки служат базой для дальнейшего овладения родным языком.

Поэтому возникает необходимость отбора материала по лексической синонимии для его дальнейшего изучения и усвоения учащимися начальной школы.

Поскольку одной из основных задач обучения русскому языку является задача развития и обогащения словаря младших школьников, совершенствование лексических знаний и умений, в частности работа с синонимами, остается одним из основных путей повышения культуры устной и письменной речи.

СИНОНИМЫ И ИХ РОЛЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ

Слова, близкие по значению, но отличающиеся друг от друга смысловыми оттенками или стилистической окраской, называются синонимами.

Группа синонимов, состоящая из двух или более слов, называется синонимическим рядом или синонимическим гнездом. Могут быть синонимические ряды существительных ( работа – труд – дело – занятие ); прилагательных (влажный – мокрый – сырой ); глаголов ( бежать – спешить – торопиться ); наречий ( тут – здесь ); фразеологизмов ( переливать из пустого в порожнее – носить воду решетом ). В синонимическом ряду обычно выделяется ведущее слово ( доминанта ), являющееся носителем главного значения ( одежда – платье – костюм – наряд ). Синонимические отношения пронизывают весь язык. Многозначные слова в разных своих значениях входят в состав различных синонимических рядов. Например: холодный взгляд –бесстрастный, безучастный, равнодушный; холодный воздух – морозный, студеный, леденящий; холодная зима -суровая, морозная.

Каждое слово синонимического ряда отличается от других слов того же ряда каким- нибудь дополнительным оттенком значения, который необходимо учитывать для того, чтобы с наибольшей точностью выражать мысли. Синонимы, имеющие различные оттенки в значениях, называются семантическими ( смысловыми ).Например: буря, ураган, шторм. Имея общее значение ( сильный разрушительный ветер ), они различаются его оттенками: ураган – это буря, необычайная по силе; шторм – это буря на море. Например, в ряду наречий быстро – скоро - моментально выделяется общее значение этих слов – характеристика действия, протекающего с определенной степенью интенсивности. Наречие быстро указывает на быстроту протекания самого действия ( Мой брат быстро ходит ); скоро – на то, что действие осуществляется через короткое время ( Подождите, он скоро придет ); в наречии моментально скорость протекания действия предельно велика ( Он моментально исчез ). Еще пример: смотреть и глядеть – слова, очень близкие по значению, однако глагол смотреть указывает на действие, которое совершается более внимательно, чем глагол глядеть.

Синонимы, обозначающие признак, часто отличаются друг от друга большей или меньшей степенью проявления этого признака. Так, в

синонимическом ряду влажный – сырой – мокрый прилагательные расположены в порядке возрастания признака: сырой – сильнее пропитанный жидкостью, чем влажный ; мокрый – сильнее пропитанный влагой, чем сырой.

Слова – синонимы могут отличаться друг от друга и широтой своего значения ( автор – писатель ). Значение слова автор шире, чем писатель.

Различие между синонимами проявляется и в способности к сочетанию с другими словами. Одни из них обладают способностью вступать в сочетание с большим, подчас неограниченным кругом слов; другие имеют ограниченную сочетаемость. Например, пожилой – старый. Можно сказать старый дом, старое пальто, старая книга и т.д. Синоним

же пожилой употребляется только по отношению к человеку: пожилой человек, пожилая женщина.

Некоторые синонимы отличаются стилистической окраской. Например: спать – почивать – дрыхнуть.

Первый может быть использован в любом стиле, второй – только в книжном, причем придаст речи архаический оттенок ( ведь так говорили в старину ) , а третий и вовсе лучше не употреблять, потому что он звучит грубо. Такие синонимы называются стилистическими, они требуют к себе не меньшего внимания, чем семантические.

Чтобы наша речь была правильной и не казалась смешной, мы стараемся точно употреблять синонимы, различающиеся стилистическими оттенками. Ведь вы не скажете девчонке, прибежавшей с мороза: « Как пылают твои ланиты ! Хотя в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова это слово не кажется нам странным…

Стилистические функции синонимов разнообразны. Общность значения синонимов позволяет употреблять одно слово вместо другого, что разнообразит речь, дает возможность избежать назойливого употребления одних и тех же слов.

Функция замещения – одна из основных функций синонимов.

Синонимы не только разнообразят речь. Они помогают уточнить, более четко и ярко передать мысль.

Как художник берет не просто семь цветов радуги, но и бесчисленные их оттенки, как музыкант пользуется не только основными звуками гаммы, но и их тонкими переливами, полутонами, так и мы можем использовать все оттенки и нюансы синонимов. При чем синонимические богатства русского языка не облегчают , а усложняют в этом случае нашу задачу,

потому что чем больше близких по значению слов, тем труднее в каждом конкретном случае выбрать то единственное, самое точное, которое в контексте будет наилучшим. Целенаправленный, внимательный отбор синонимов делает речь яркой, выразительной.

Этот призыв нашего замечательного писателя, наверное, обращен ко всем нам…

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции