При повышенном уровне заболеваемости гриппом для большей разобщенности детей рекомендуется

Мероприятия по профилактике гриппа и ОРВИ в дошкольных и общеобразовательных учреждениях должны проводиться постоянно, а не только в период пандемии гриппа. Во время эпидемического подъема гриппа основное внимание необходимо уделять изоляции больных детей и персонала. До начала подъема заболеваемости необходимо обеспечить замещение ключевых должностей (например, школьных медсестер), на случай их заболевания. Особое внимание следует уделять профилактике гриппа у детей и персонала, подверженных высокому риску возникновения осложнений при гриппе (больных хроническими заболеваниями органов дыхания, сердечно-сосудистыми и другими хроническими заболеваниями).

Лица с признаками гриппоподобных заболевании не допускаются до занятий, по меньшей мере, в течение 24 часов после нормализации температуры, без использования жаропонижающих лекарственных препаратов.

Эпидемиологические данные, свидетельствуют, что у большинства больных гриппом H1N1/09, которые не были госпитализированы, высокая температура держалась от 2 до 4 дней, что требует периода изоляции от 3 до 5 дней. У более тяжелых больных высокая температура держалась дольше. Хотя высокая температура является одним из составляющих определения случая гриппоподобного заболевания, эпидемиологические данные, собранные весной 2009 года, выявили, что у части больных с респираторными симптомами, инфицированных гриппом H1N1/09, повышения температуры не наблюдалось.

Больные люди должны избегать контакта с другими людьми. Изоляция людей с лихорадкой на дому может уменьшить количество инфицированных, так как повышенная температура связана с более интенсивным выделением вируса гриппа. Этот период изоляции рекомендуется независимо от применения противовирусных лекарственных препаратов. Больные гриппом, проходящие курс лечения противовирусными препаратами, также выделяют вирусы гриппа, в том числе это могут быть вирусы, устойчивые к противовирусным лекарственным препаратам.

При назначении детям, больным гриппом, жаропонижающих средств, следует запретить назначение Аспирина (ацетилсалициловой кислоты), поскольку он может вызвать редкое, но серьезное заболевание - синдром Рея. Допуск в дошкольное и общеобразовательное учреждение разрешается, по меньшей мере, через 24 часа после нормализации температуры больного без применения жаропонижающих препаратов.

Дети и персонал, с признаками гриппоподобного заболевания, на момент прихода в школу или заболевающие в течение дня, должны быть немедленно изолированы от других учеников и персонала и отправлены домой. Следует регулярно обновлять контактную информацию родителей, на случай, если им потребуется забрать больного ребенка. Необходимо заранее определить помещение для временного размещения больных. Это помещение не должно использоваться для других целей, например, для приема пищи в то время, когда оно не используется по назначению. Это также не должно быть проходным помещением. Больные должны размещаться в хорошо вентилируемых помещениях и находиться на расстоянии, по меньшей мере, около 2 метров от здоровых людей.

Необходимо выделить ограниченное число сотрудников для ухода за больными, пока они не будут отправлены домой. В целях ограничения распространения гриппа эти сотрудники должны ограничить контакт с другими детьми и персоналом. Указанные сотрудники не должны быть подвержены повышенному риску осложнений гриппа (например, беременные, больные хроническими заболеваниями), их необходимо ознакомить с рекомендациями по профилактике гриппа. Персонал, ухаживающий за лицами с известным, вероятным или подозреваемым заболеванием гриппом или гриппоподобным заболеванием, должен использовать соответствующие средства индивидуальной защиты. Если больной в состоянии делать это, он должен носить хирургическую маску, находясь рядом с другими людьми.

Грипп может распространяться через загрязненные руки или предметы, контаминированные вирусами гриппа. Детям и персоналу необходимо рекомендовать частое мытьё рук водой с мылом, особенно после кашля или чихания.

В дошкольных и общеобразовательных учреждениях детям и персоналу следует выделить время, необходимое для мытья рук, особенно после кашля или чихания, перед едой и после посещения туалета. Мыло, бумажные полотенца и дезинфицирующие средства имеют большое значение для надлежащей гигиены рук и должны иметься в наличии. Если необходимо обеспечить надзор за детьми во время мытья рук, следует определить ответственных лиц. Дети, родители и персонал должны получить информацию о важности соблюдения гигиены рук и о надлежащих методах мытья рук.

В дошкольных и общеобразовательных учреждениях необходимо регулярно проводить влажную уборку, обратив особое внимание на все поверхности и предметы, которые имели наиболее частые контакты с руками (например, клавиатуры или парты), а также мыть эти поверхности сразу после обнаружения видимого загрязнения, используя моющие средства, которые обычно разрешены и используются для этих целей.

Дезинфекционные мероприятия проводятся в соответствии с обычными требованиями.

Решение о выборочном закрытии дошкольных и общеобразовательных учреждений может рассматриваться с учетом состава детей. Это относится к учреждениям, где все или большинство детей подвержены высокой степени риска осложнений при гриппе (например, школа для детей с ослабленным здоровьем). Решение о закрытии таких учреждений позволит обеспечить лучшую защиту этих детей, подверженных высокой степени риска осложнений. Вероятно, выборочное закрытие этих учреждений не окажет существенного влияния на передачу заболевания в пределах населенного пункта; эта стратегия направлена на защиту детей и персонала, подверженных высокой степени риска тяжелого заболевания или смерти. При невозможности закрытия подобного рода учреждений рекомендуется не принимать новых детей и не допускать к работе персонал с признаками гриппоподобного заболевания. Заболевших детей необходимо немедленно изолировать. За остальными детьми следует проводить постоянное медицинское наблюдение.

Если уровень заболеваемости гриппом продолжает расти необходимо ввести ежедневный медицинский осмотр детей и персонала с измерением температуры тела и осмотром слизистой носоглотки. На протяжении дня необходимо выявлять и изолировать детей и работников, с признаками заболевания.

У части заболевших, с лабораторно подтвержденным гриппом, не наблюдается повышения температуры (от 10% до 40%). Поэтому отсутствие высокой температуры не означает отсутствия инфекции. Необходимо изолировать больных с симптомами острой респираторной инфекции (при наличии любых двух из следующих симптомов одновременно: боль в горле, кашель, насморк [вновь появившийся и не вызванный аллергией], или высокая температура).

При росте заболеваемости гриппом дети и персонал, подверженные высокой степени риска возникновения осложнений гриппа, должны оставаться дома, пока уровень передачи гриппа высок.

Решение остаться дома должно приниматься после консультации с участковым врачом. Люди, остающиеся дома, должны избегать мест с большим скоплением народа.

Если уровень заболеваемости гриппом продолжает расти дети, живущие с людьми, заболевшими гриппоподобным заболеванием, должны оставаться дома в течение 5 дней со дня, когда заболел первый член семьи. В течение этого периода они вероятнее всего могут заболеть сами. Наибольший риск передачи отмечается в течение первых 5 дней заболевания первого больного члена семьи (около 90%), с максимальным риском передачи в первый день заболевания (около 40%). Нахождение всех детей семьи дома в течение этого периода препятствует распространению вируса гриппа за пределы дома. Если у другого члена семьи за это время разовьется острое респираторное заболевание, необходимо применять рекомендации по изоляции лиц с гриппоподобным заболеванием. Соблюдать пятидневный период повторно для других здоровых детей в семье не требуется.

При повышенном уровне заболеваемости гриппом для большей разобщенности детей рекомендуется:

  • Отменить кабинетную систему образования, при этом учащиеся остаются в одной классной комнате;
  • Отменить уроки, во время которых учащиеся из нескольких классов должны находиться вместе;
  • Отменить мероприятия, во время которых учащиеся из нескольких классов или школ находятся вместе в больших группах в тесном контакте;
  • Проведение уроков на улице (вне помещений);
  • Не использовать школьные автобусы и общественный транспорт;
  • Деление классов на более мелкие группы;
  • Увеличение, по возможности, расстояния между партами
  • Перенос занятий в более просторные помещения, чтобы увеличить расстояние между учащимися.

При дальнейшем росте заболеваемости гриппом больные с гриппоподобным заболеванием должны оставаться дома в течение, по меньшей мере, 7 дней, даже если симптомы заболевания вскоре исчезнут.

Данная рекомендация основана на информации в отношении вирусовыделения. Вирусовыделение гриппа обычно продолжается от 5 до 7 дней для инфекции сезонным гриппом. Этот период может быть дольше для лиц, больных гриппом H1N1/09, и среди детей младшего возраста, а также лиц с ослабленным иммунитетом. Можно также рассмотреть использование более длительных периодов изоляции в зависимости от конкретных условий и состава населения. Школы также могут предпочесть более длительный период изоляции.

Если уровень заболеваемости заболевания гриппом продолжает расти, рекомендуется закрытие школ в соответствии с приведенными ниже рекомендациями.

Существуют три типа закрытия школ: выборочное (описано выше), ответное и упреждающее.

Ответное закрытие может быть рекомендовано, когда в школах отмечается одновременное отсутствие более 25% детей, заболевших гриппом и ОРВИ. Ответное закрытие может сократить нагрузку на местную систему здравоохранения.

Упреждающее закрытие может применяться для ограничения распространения вируса гриппа или снижения нагрузки на систему здравоохранения, если оценки риска в глобальном или национальном масштабе указывают на повышенную степень тяжести гриппа.

При закрытии школ необходима отмена школьных массовых мероприятий. К таким мероприятиям относятся спортивные мероприятия, дискотеки, спектакли, слеты, актовые дни и другие события, во время которых большие группы людей находятся в тесном контакте.

Закрытие школ более эффективно для ограничения распространения вируса гриппа в сообществе, когда оно проводится на ранней стадии эпидемического подъема и в сочетании с другими мерами (например, отмена спортивных мероприятий и других массовых собраний).

Возобновление обучения после закрытия школы

Период времени, на который учащиеся должны быть распущены из школы, будет различаться в зависимости от типа закрытия школы, а также от степени тяжести и продолжительности эпидемии.

На регулярной основе местные власти, распустившие учащихся из школы, должны проводить повторную оценку эпидемиологических данных в отношении заболевания, преимуществ и социальных последствий нахождения учеников дома. В зависимости от этой оценки местные власти могут решить либо продлить закрытие школ, либо открыть школы.


Осень - непростое время для детского организма. Иммунитет ребёнка подвергается повышенным нагрузкам из-за уменьшения продолжительности светового дня, стрессов и усталости от первых учебных недель, а из-за снижения температуры воздуха возрастает риск переохлаждения и заболевания простудой или гриппом.

Чтобы эти факторы не отразились на образовательном процессе, педагоги и руководство школы должны принять достаточные меры для укрепления иммунитета школьников, защиты учеников от возможного заражения и поддержания здорового микроклимата в школьных помещениях.

Основные правила изоляции больных детей и персонала

Во время эпидемического подъёма заболеваемости ОРВИ, гриппом наиболее важно уделить пристальное внимание изоляции больных детей̆ и персонала. Заболевший человек - источник распространения вирусной инфекции, поэтому необходимо свести к минимуму его контакты со здоровыми, а лучше - полностью пресечь их. Вот основные рекомендации, на которые следует обратить внимание в период эпидемий:

Как изолировать больных на территории школы?

Если нет возможности быстро отправить больного ребёнка домой, его следует разместить в специально оборудованном помещении-изоляторе в школе. Это помещение не должно использоваться одновременно для других целей, не должно быть проходным, а также должно быть хорошо вентилируемым. Для ухода за больными стоит выделить сотрудников, которые на этот период должны ограничить контакт с другими детьми и персоналом. Важно, чтобы эти сотрудники не были подвержены повышенному риску осложнений гриппа (например, беременные, больные хроническими заболеваниями), их необходимо ознакомить с рекомендациями по профилактике гриппа, а также снабдить средствами индивидуальной̆ защиты - одноразовыми масками.

Личная гигиена школьников и учителей

Грипп и другие ОРВИ могут передаваться не только напрямую от человека к человеку, но и через загрязненные руки, предметы общего пользования, мебель, посуду, учебники, игрушки и т. д. Однако при этом путь проникновения вирусов в организм, в большинстве случаев, лежит через слизистую оболочку носоглотки. В период школьных эпидемий необходимо донести до учеников важность регулярного мытья рук, воздержания от прикосновений к лицу, особенно в области глаз, носа, рта. Обязательно также соблюдение гигиены слизистой носа: полоскать нос следует не менее 3 раз в день, а лучше при каждом мытье рук. Кроме того, дополнительной эффективной мерой предупреждения заболевания является использование препарата Деринат, который усиливает защитные свойства слизистой носоглотки, что существенно осложняет проникновение вирусов в организм.

Детям и персоналу также стоит помнить о гигиене рук: мыть руки нужно теплой водой с мылом, особенно тщательно - после кашля или чихания, перед едой и после посещения туалета. Мыло, бумажные полотенца и дезинфицирующие средства имеют большое значение для гигиены рук и должны всегда быть в наличии. Если необходимо обеспечить контроль за детьми во время мытья рук, следует назначить ответственных лиц.

Уборка школьных помещений

В общеобразовательных учреждениях в период массовых заболеваний необходимо регулярно проводить влажную уборку, можно с дезинфицирующим средством, уделяя особое внимание тем поверхностям и предметам, которых чаще всего касались руками (например, клавиатуры или парты), а также мыть эти поверхности сразу после обнаружения видимого загрязнения, используя моющие и дезинфицирующие средства.

В каких случаях стоит ввести входной ежедневный̆ медицинский̆ осмотр?

Если уровень заражения гриппом в школе начинает расти, необходимо ввести ежедневный медицинский осмотр детей и персонала, по возможности, с измерением температуры тела. На протяжении дня необходимо выявлять и изолировать детей и сотрудников с признаками заболевания. Всегда необходимо иметь ввиду возможность организации карантина.

При повышенном уровне заболеваемости ОРВИ и гриппом для снижения риска заражения детей рекомендуется:

  • Отменить кабинетную систему образования, чтобы учащиеся одного класса на протяжении всего дня оставались в одной и той же классной комнате.
  • Отменить занятия, во время которых учащиеся из нескольких классов должны находиться вместе.
  • Отменить мероприятия, во время которых учащиеся из нескольких классов или школ находятся вместе в больших группах в тесном контакте (например, спортивные соревнования или культурные мероприятия).

Кроме того, руководству школ стоит отказаться от проведения уроков, занятий, мероприятий на улице (вне помещений) и использования школьных автобусов и общественного транспорта.

Снизить риск передачи вируса помогут следующие меры:

  • деление классов на более мелкие группы,
  • увеличение расстояния между партами,
  • перенос занятий в более просторные помещения,
  • обязательное ношение и плановая смена медицинских масок,
  • регулярное проветривание.

Для эффективной профилактики вирусных простудных заболеваний и защиты детей от заражения рекомендуется использовать медицинские препараты. Хорошим помощником родителям и педагогам станет препарат Деринат, который борется с вирусами, нормализует состояние слизистой оболочки носоглотки, усиливает её защитные функции и существенно снижает возможность проникновения и распространения в организме вирусов ОРВИ и гриппа.

Грипп шагает по стране. Вероятно, он добрался и до вашего региона. В образовательных учреждениях вводятся карантинные мероприятия. Например, в Пензе отдельные классы и даже целые школы закрыли на карантин.

Чтобы уберечь детей от этой заразы, научите их правильно выполнять карантинные мероприятия в школе и дома, а заодно и убедитесь, соблюдаются ли они.

Всемирная организация здравоохранения по профилактике гриппа для общеобразовательных учреждений рекомендует:

При повышенном уровне заболеваемости гриппом для большей разобщенности детей:

  • отменить временно кабинетную систему образования и закрепить за классом конкретную классную комнату;
  • не проводить уроки, если на них присутствуют учащиеся из разных классов;
    отменить массовые школьные мероприятия;
  • не проводить уроки и мероприятия, на которых должны присутствовать учащиеся из разных классов или школ;
  • не использовать школьные автобусы и общественный транспорт;
  • по возможности, провести увеличение расстояния между партами;
  • осуществить перенос занятий в более просторные помещения, чтобы увеличить расстояние между учащимися.

Основное внимание необходимо уделить изоляции больных детей и персонала. Лица с признаками гриппоподобных заболеваний не допускать до занятий.

Дети и персонал, с признаками гриппоподобного заболевания, на момент прихода в школу или заболевающие в течение дня, должны быть немедленно изолированы от других учеников и персонала и отправлены домой.
Необходимо заранее определить хорошо вентилируемое помещение для временного размещения больных. Это помещение не должно использоваться для других целей. Больные должны находиться в нем на расстоянии около 2 метров от здоровых людей.
Необходимо выделить сотрудников для ухода за больными, пока они не будут отправлены домой. Этот персонал, должен использовать соответствующие средства индивидуальной защиты.

Следует регулярно обновлять контактную информацию родителей, на случай, если им потребуется забрать больного ребенка.

После удаления из школы детей и персонала, с признаками гриппоподобного заболевания, они должны оставаться дома в течение не менее 7 дней, даже если симптомы заболевания вскоре исчезнут.

Детям и персоналу необходимо рекомендовать частое мытьё рук водой с мылом, особенно после кашля или чихания, а также перед едой и после посещения туалета. Дети, родители и персонал должны получить информацию о важности соблюдения гигиены рук и о надлежащих методах мытья рук. Следует определить ответственных лиц, чтобы обеспечить надзор за детьми во время мытья рук.

При кашле и чихании рекомендуется прикрывать нос и рот одноразовым платком и выбрасывать его в урну после использования, а также мыть руки. Для этого дети и персонал должны быть обеспечены одноразовыми платками и соответственно проинструктированы.

Дезинфекционные мероприятия проводятся в соответствии с обычными требованиями: влажная уборка проводится с использованием дезинфицирующих средств, особое внимание обращается на все поверхности и предметы, которые имели наиболее частые контакты с руками (например, клавиатуры или парты), эти поверхности моются сразу после обнаружения видимого загрязнения.

Уважаемые родители! Если у вас вдруг возникли вопросы к школе по поводу профилактики гриппа, то вы можете обратиться к классному руководителю, в органы самоуправления или в администрацию школы. Не закрыта вам дорога и в вышестоящие организации. Главное – не быть равнодушным.

Чтобы школьник не отстал от программы

При росте заболеваемости гриппом дети и персонал, подверженные высокой степени риска возникновения осложнений гриппа, должны оставаться дома, пока уровень передачи гриппа высок.
Решение остаться дома должно приниматься после консультации с участковым врачом. Люди, остающиеся дома, должны избегать мест с большим скоплением народа.
Если уровень заболеваемости гриппом продолжает расти, дети, живущие с людьми, заболевшими гриппоподобным заболеванием, должны оставаться дома в течение 5 дней со дня, когда заболел первый член семьи.

Если у другого члена семьи за это время разовьется острое респираторное заболевание, необходимо применять рекомендации по изоляции лиц с гриппоподобным заболеванием. Соблюдать пятидневный период повторно для других здоровых детей в семье не требуется.

В отличие от лечения гриппа, профилактика вполне допускает использование народных методов. Рекомендуется, например, готовить ребенку отвар из ягод шиповника, богатый витамином С, и употреблять его раз в день вместо чая. Также можно заваривать липу и калину, перетирать свежие ягоды смородины и малины, делать смесь из лимона и сахара (или меда) и добавлять ее ребенку в чай. Чеснок, лук рекомендуется принимать каждый день и раскладывать на ночь в комнате. Все эти продукты значительно укрепят организм в борьбе с гриппом и ОРВИ.

Не забывайте также регулярно проветривать помещения и проводить влажную уборку.

И, конечно, для профилактики гриппа и ОРВИ нужно укреплять защитные иммунные механизмы ребенка в течение всего года: активный и рационально организованный образ жизни, соблюдение режима дня и питания с учетом состояния здоровья и индивидуальных особенностей организма ребенка, закаливающие процедуры.

Однако, если у вашего ребенка появились симптомы гриппа, следует немедленно обратиться к врачу.

Здоровья вам и вашим детям!

Порядок организации медицинской помощи детям в период подъема заболеваемости ОРВИ, гриппом, пневмонией

На время введения в поликлиническом отделении карантина по гриппу и острым вирусным респираторным заболеваниям (при подъеме заболеваемости выше 20 процентов) главным врачам медицинских организаций следует обеспечить:

1. Изменение режима работы поликлинических отделений в условиях эпидемической ситуации, а именно:

3. Неотложную госпитализацию ребенка в педиатрические (инфекционные) отделения медицинских организаций при наличии одного или нескольких симптомов, таких как:

  • учащенное или затрудненное дыхание,
  • синюшная или серая окраска кожных покровов,
  • отказ от приема достаточного количества жидкости,
  • отсутствие мочеиспускания или слез во время плача, сильная непрекращающаяся рвота;
  • непробуждение или отсутствие реакции на осмотр,
  • настолько возбужденное состояние, что ребенок сопротивляется, когда его берут на руки;
  • боль или сдавливание в груди или брюшном отделе,
  • внезапное головокружение;
  • спутанность сознания;
  • некоторое облегчение симптомов гриппа, которые затем вернулись, сопровождаемые жаром и усилившимся кашлем;

4. Особое внимание при наблюдении детей из семей высокого социального риска;

5. 100% госпитализацию в круглосуточные отделения при подозрении у ребенка развития пневмонии;

6. По эпидемическим показаниям госпитализацию детей домов ребенка независимо от степени тяжести течения заболевания;

7. Перевод в круглосуточные отделения Межмуниципальных центров детей до 3 лет с тяжелым течением пневмонии и ОРВИ, независимо от осложнений; детей с тяжелым течением пневмонии и ОРВИ при неблагоприятном преморбидном фоне (врожденный порок сердца, сахарный диабет, иммуннодефицитные состояния, бронхиальная астма и др.), с внелегочными осложнениями (нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы, центральной нервной системы, инфекционно-токсический шок и др.), с отсутствием положительного эффекта от лечения в течение 2 суток, значением сатурации менее 92%. Обеспечить соевременную постановку этих детей на мониторинг в Реанимационно-консультативном центре (РКЦ) ГБУЗ Областная детская клиническая больница № 1. Транспортировка в этих случаях осуществляется санитарным транспортом муниципальных образований;

9. Лицам, контактным с больными гриппом или ОРВИ, рекомендации по неспецифическим профилактическим мероприятиям, а, при наличии у контактных лиц факторов высокого риска возникновения осложнений - назначение медикаментозной профилактики (противовирусных препаратов);

10. Медицинскими работниками образовательных учреждений, в том числе стационарных, во взаимодействии с педагогами, обеспечить организацию проведения ежедневного медицинского осмотра детей с целью немедленной изоляции детей с признаками гриппоподобного заболевания, на момент прихода в учреждение или заболевшего в течение дня.

Обращаю внимание, что дети и персонал, с признаками гриппоподобного заболевания, на момент прихода в школу или заболевающие в течение дня, должны быть немедленно изолированы от других учеников и персонала. Следует регулярно обновлять контактную информацию родителей, на случай, если им потребуется забрать больного ребенка. Необходимо заранее определить помещение для временного размещения больных. Это помещение не должно использоваться для других целей, например, для приема пищи в то время, когда оно не используется по назначению. Это также не должно быть проходным помещением. Больные должны размещаться в хорошо вентилируемых помещениях и находиться на расстоянии, по меньшей мере, около 2 метров от здоровых людей.

Необходимо выделить ограниченное число сотрудников для ухода за больными, пока они не будут отправлены домой. В целях ограничения распространения заболеваний эти сотрудники должны ограничить контакт с другими детьми и персоналом. Указанные сотрудники не должны быть подвержены повышенному риску осложнений вирусных заболеваний (например, беременные, больные хроническими заболеваниями), их необходимо ознакомить с рекомендациями по профилактике гриппа.

Персонал, ухаживающий за лицами с известным, вероятным или подозреваемым заболеванием вирусной этиологии, должен использовать соответствующие средства индивидуальной защиты. Если больной в состоянии делать это, он должен носить хирургическую маску, находясь рядом с другими людьми.

Грипп, ОРВИ могут распространяться через загрязненные руки или предметы, контаминированные вирусами. Детям и персоналу необходимо рекомендовать частое мытьё рук водой с мылом, особенно после кашля или чихания.

В дошкольных и общеобразовательных учреждениях детям и персоналу следует выделить время, необходимое для мытья рук, особенно после кашля или чихания, перед едой и после посещения туалета. Мыло, бумажные полотенца и дезинфицирующие средства имеют большое значение для надлежащей гигиены рук и должны иметься в наличии. Если необходимо обеспечить надзор за детьми во время мытья рук, следует определить ответственных лиц. Дети, родители и персонал должны получить информацию о важности соблюдения гигиены рук и о надлежащих методах мытья рук.

В образовательных учреждениях необходимо регулярно проводить влажную уборку, обратив особое внимание на все поверхности и предметы, которые имеют наиболее частые контакты с руками (например, клавиатуры или парты), а также мыть эти поверхности сразу после обнаружения видимого загрязнения, используя моющие средства, которые обычно разрешены и используются для этих целей.

Дезинфекционные мероприятия проводятся в соответствии с обычными требованиями.

При повышенном уровне заболеваемости гриппом для большей разобщенности детей рекомендуется:

  • Отменить кабинетную систему образования, при этом учащиеся остаются в одной классной комнате;
  • Отменить уроки, во время которых учащиеся из нескольких классов должны находиться вместе;
  • Отменить мероприятия, во время которых учащиеся из нескольких классов или школ находятся вместе в больших группах в тесном контакте;
  • Проведение уроков на улице (вне помещений);
  • Не использовать школьные автобусы и общественный транспорт;
  • Деление классов на более мелкие группы;
  • Увеличение, по возможности, расстояния между партами;
  • Перенос занятий в более просторные помещения, чтобы увеличить расстояние между учащимися;
  • Обеспеченить посещение образовательного учреждения после отсутствия только при наличии справки от участкового врача об отсутствии инфекционного заболевания; при введении карантинных мероприятий в образовательном учреждении отменить уроки, во время которых учащиеся из нескольких классов должны находиться вместе; отменить мероприятий, во время которых учащиеся из нескольких классов или школ находятся вместе в больших группах в тесном контакте; рекомендовать проведение уроков на улице (вне помещений); не использовать школьные автобусы и общественный транспорт.

11. При возникновении вопросов организационно-методического характера и лечебно-профилактической помощи детям с заболеваниями гриппом или ОРВИ незамедлительно обращаться в территориальные отделы здравоохранения своих округов, либо в отдел организации медицинской помощи матерям и детям Министерства здравоохранения Свердловской области.

12. Усилить санитарно-просветительскую работу, в т.ч. во взаимодейстствии со средствами массовой информации, с населением в части профилактических мероприятий.

Каждый школьник должен соблюдать следующие правила личной гигиены.

1. Ежедневно совершать утренний туалет.

2. Тщательно мыть руки перед приемом пищи и после каждого посещения туалета.

3. Не брать в рот посторонние предметы: ручку, карандаш и др.; при чтении книг не слюнявить пальцы.

4. Содержать свое рабочее место в чистоте и порядке.

5. Принимать пищу только в специально отведенных для этого местах (при их наличии) и др.


Существует также ряд мер профилактики инфекционных и других видов заболеваний, выполнение которых должно контролироваться учителем и администрацией школы. В этих целях:

• регулярно проветриваются учебные помещения;

• ежедневно проводится влажная уборка классов и коридоров школы;

• проверяется наличие сменной обуви у учеников, особенно в осенний и весенний периоды;

•проводится противобактериальная обработку туалетов;

•соблюдается гигиеническая чистота пищеблоков;

•осуществлятся контроль продуктов питания.

Инфекционные заболевания вызываются болезнетворными микроорганизмами, вирусами, грибами и передаются от зараженного человека или животного здоровому. Для возникновения инфекционных болезней необходимо наличие возбудителя, объекта заражения (человек или животное) и факторов передачи инфекции (различные элементы окружающей среды). Возбудители кишечных инфекций: дизентерии, сальмонеллеза, брюшного тифа и др.— распространяются через воду, пищевые продукты, грязные руки, посуду и т. д.; возбудители воздушно-капельных инфекций: гриппа, кори, коклюша, дифтерии и др.— попадают от больного к здоровому через воздух при разговоре, кашле, чиханье; грибковые заболевания кожных покровов передаются,, при непосредственном контакте здоровых с больным человеком или животным. Такие болезни, как возвратный тиф, малярия, энцефалит, бешенство и др., передаются через кровососущих насекомых (вши, комары, клещи, москиты) или при укусе больными животными. Источниками инфекционных болезней в организованных детских коллективах являются больные или носители инфекции (дети или обслуживающий персонал). Для предупреждения возникновения инфекционных заболеваний среди детей и подростков необходимы: своевременное выявление больных и носителей инфекции, изоляция их от здоровых и затем лечение; исключение контакта здоровых с загрязненными предметами (посуда, игрушки и другие предметы обихода); строгое соблюдение санитарно-гигиенического и санитарно-противоэпидемического режима в учреждениях и дома. При поступлении детей в детское учреждение при них обязательно должны быть заключение педиатра о состоянии здоровья ребенка, результаты лабораторных исследований и заключение эпидемиолога об отсутствии в течение двух предшествующих недель контактов с инфекционными больными. Ежедневно при приеме детей в учреждение медицинская сестра или педагог опрашивает родителей о состоянии здоровья детей. При подозрении на заболевание ребенка изолируют до установления причины плохого самочувствия. При выявлении инфекционного заболевания должны быть немедленно приняты меры по предупреждению распространения инфекции. Каждый медицинский работник (врач, фельдшер, медицинская сестра), обнаруживший инфекционного больного или подозрительного на инфекционное заболевание, обязан заполнить карту экстренного извещения и направить ее в районную или городскую СЭС; в организованном детском коллективе — поставить в известность руководство учреждения. Каждый случай инфекционного заболевания регистрируется в специальном журнале. Педагоги ежедневно отмечают в журналах отсутствующих детей и сообщают об этом медицинскому работнику учреждения для выяснения причин отсутствия ребенка. По указанию эпидемиолога проводятся санитарно-противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение распространения инфекции среди организованных детских коллективов. В зависимости от характера инфекции и способа ее передачи может предусматриваться карантин, дезинфекция, вакцинация и др. или комплекс предупредительных мероприятий. Кроме того, принимаются все меры для контроля за всеми контактными детьми и персоналом, проводятся обследования по выявлению носительства и т. д. Как правило, медицинский персонал учреждения принимает участие в эпидемиологическом обследовании, проводимом эпидемиологом, санитарным врачом или их помощниками. Медицинский персонал детских и подростковых учреждений поддерживает также тесный контакт с эпидемиологом и санитарным врачом тех районов, на территории которых находятся детские учреждения и куда направляются дети на отдых, с целью получения от них сведений об эпидемиологической обстановке в данных районах. Среди профилактических мероприятий важное место занимает формирование невосприимчивости организма детей и создание у них иммунитета к различным болезням путем проведения предохранительных прививок, закаливающих процедур и других оздоровительных мероприятий. Невосприимчивость организма к инфекционным болезням достигается применением препаратов специфической профилактики (вакцины, сыворотки, Y-глобулин), а также использованием химиопрепаратов (антибиотики, сульфаниламиды и пр.). В настоящее время в качестве основных средств специфической профилактики широко применяются вакцины, на введение которых организм формирует специфический иммунитет к соответствующей инфекции. Организацию и проведение профилактических прививок осуществляет медицинский персонал детских и подростковых учреждений. Вакцинация детей проводится как в плановом порядке (обязательные прививки), так и по эпидемиологическим показаниям. Плановые прививки предусмотрены приказами и инструкциями Министерства здравоохранения СССР. Прививки по эпидемиологическим показаниям проводятся по решению Министерства здравоохранения СССР, союзных республик, территориальных органов и учреждений здравоохранения.

Профилактика дизентерии.

Профилактика дизентерии в школе – одна из необходимых мер локализации заболевания. При выявлении больного дизентерией ребенка нужна его немедленная изоляция и обследование лиц, находившихся в непосредственном контакте с ним. Проводится дезинфекция школьных помещений: классной комнаты, пищеблока, туалета, вестибюля, спортзала и др. Сотрудников общепита обследуют на бациллоносительство. Переболевшие дизентерией дети посещают занятия только после разрешения врача.

К мерам предотвращения появления и распространения дизентерии в школе относят:

• соблюдение чистоты учебных помещений;

• выполнение правил хранения и торговли пищевыми продуктами;

• содержание в порядке общественных туалетов;

• своевременное опорожнение мусорных ящиков;

• строгий контроль за личной гигиеной школьников;

• правильную организацию питьевого режима в школе;

• ознакомление учащихся и их родителей с симптомами и опасностью дизентерии.

Профилактика гепатита.

Профилактика вирусного гепатита в школе включает следующие мероприятия.

1. В медицинские пункты передаются сведения об отсутствии учащихся на занятиях.

2. Учебное заведение оповещается обо всех случаях заболеваний учащихся и их семей.

3. Учащиеся, пропустившие занятия в школе более трех дней, допускаются к урокам только с разрешения врача.

4. Ведется разъяснительная работа с учащимися и их родителями об опасности, симптомах и мерах профилактики вирусного гепатита.

5. Осуществляется строгий контроль за работниками школы, особенно работниками общепита.

6. Строго проверяется соблюдение санитарно-гигиенических требований, правил перевозки и хранения продуктов питания и др.

В случае появления в школе заболевших вирусным гепатитом принимаются дополнительные меры.

1. Проводится активная работа по выявлению заболевших, у которых отсутствуют симптомы заболевания.

2. Обо всех случаях заболевания сообщается в санитарно-эпидемические службы.

3. Проводится дезинфекция всех помещений школы (особенно туалетов).

4. В случае необходимости объявляется карантин.

В предупреждении заболеваемости гепатитом В основную роль играют санитарные меры, направленные на предотвращение инъекционного заражения, в первую очередь – при проведении массовых профилактических прививок. Возбудитель гепатита В устойчив к физическим и химическим факторам, он теряет свою активность только при стерилизации паром под давлением или при кипячении. Также необходим постоянный контроль со стороны учителей и родителей за соблюдением ребенком необходимых норм и правил личной гигиены.

Профилактика гриппа и орви.

Мероприятия по профилактике гриппа в общеобразовательных учреждениях проводятся в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях""

При повышенном уровне заболеваемости гриппом для большей разобщенности детей рекомендуется:

• отменить кабинетную систему образования, при этом учащиеся остаются в одной классной комнате;

• отменить уроки, во время которых учащиеся из нескольких классов должны находиться вместе;

• отменить мероприятия, во время которых учащиеся из нескольких классов или школ находятся вместе в больших группах в тесном контакте;

• на каждой перемене проветривать классные комнаты в отсутствии детей и заканчивать проветривание на 30 минут до прихода детей;

• проводить уроки на улице (вне помещений).

Если уровень заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ) продолжает расти, по решению органов осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор проводится приостановление учебного процесса в классе или школе. Возобновление обучения после приостановления учебного процесса в классе или школе должно сопровождаться усилением санитарно-противоэпидемических мер в общеобразовательном учреждении. Неспецифическая и специфическая профилактика гриппа К основным методам защиты населения от гриппа относят: вакцинопрофилактику с использованием различных типов вакцин в предэпидемический период; неспецифическую профилактику гриппа с использованием медицинских иммунобиологических и других препаратов; экстренную профилактику заболеваний в период эпидемий гриппа. Для специфической профилактики сезонного гриппа используют гриппозные вакцины отечественного и зарубежного производства, приготовленные из эпидемически актуальных штаммов вирусов A(H1N1), A(H3N2) и В, зарегистрированные на территории Российской Федерации в установленном порядке в соответствии с инструкциями по их применению. В рамках Национального календаря прививок иммунизация против сезонного гриппа в Российской Федерации проводится ежегодно следующим категориям населения: детям, посещающим дошкольные учреждения, учащимся 1-11 классов, студентам высших профессиональных и средних профессиональных учебных заведений; взрослым, работающим по отдельным профессиям и должностям (работники медицинских и образовательных учреждений, транспорта, коммунальной сферы и др.), взрослым старше 60 лет.

В связи с пандемией гриппа типа А(H1N1)09 ВОЗ рекомендует проведение вакцинопрофилактики:

1. Лицам, подверженным повышенному риску заражения: - детям дошкольного возраста, посещающим ДОУ; - школьникам; - медицинским работникам; - работникам сферы обслуживания, транспорта, учебных заведений; - воинским контингентам.

2. Лицам, предрасположенным к развитию осложнений после гриппа: - детям до 5 лет, но особенно детям до 2 лет; - лицам от 65 лет и старше; - беременным женщинам; - лицам, у которых имеются следующие заболевания: рак; заболевания сердца и крови; хронические заболевания лёгких; диабет; болезни печени, почек; неврологические и нейромышечные расстройства; ослабленная иммунная система (включая больных СПИДом).

Неспецифическая профилактика гриппа включает использование медицинских иммунобиологических, противовирусных химиопрепаратов, интерферонов и других препаратов, разрешенных к применению и зарегистрированных на территории Российской Федерации в установленном порядке, в соответствии с инструкциями по их применению.

Санитарно-гигиенические и оздоровительные мероприятия предусматривают: формирование здорового образа жизни у населения, соблюдение распорядка дня, полноценное питание с включением в рацион свежих овощей и фруктов, витаминных препаратов;

проведение закаливающих процедур, физические упражнения, игры, прогулки на свежем воздухе;

оздоровление условий труда и быта и другие.

В любом деле важно начало. Очень значимо, с каким настроем ребенок войдет в учебный год. Задача родителей - помочь детям встретить перемены позитивно и в хорошем здравии.

СОБЛЮДАЙТЕ ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ! УМЕЙТЕ ЗАБОТИТЬСЯ О СВОЁМ ЗДОРОВЬЕ. ПОМНИТЕ! ЗДОРОВЬЕ - БОЛЬШАЯ ЦЕННОСТЬ!

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции