Презентация на тему сестринский уход при гриппе

Методические пособие для проведения практического занятия.

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskoe_posobie_pm_02_mdk_02.01_tema_13_po_mete_sestrinskaya_pomoshch_pri_grippe_orvi_i_meningokokkovoy_infektsii.doc 127 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент здравоохранения г. Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Медицинский колледж №1 филиал №4

Для самостоятельной работы студентов

Для практического занятия

На заседании дисциплин

Председатель /Розова Е.В.

Зам.директора по учебной работе / Гусева И.В.

1.Технологическая карта занятия…………………………………………стр. 4-15

2.Часть1 «Контроль исходного уровня теоретический знаний.стр.16-19

3.Часть2 «Противоэпидемические мероприятия в очаге……..стр.20-22

Технология карта занятия

2.курст 3 Семестр 6

3. Тема занятия: Сестринская помощь при гриппе, ОРВИ и менингококковой инфекции

4.Вид занятия: практическое

  • Применение новых знаний ,умений ,навыков;
  • Повторения и закрепления

Место проведения занятия и время проведения занятия:

МК 1 филиал 4 кабинет №36

8. Мотивация темы:

Проблема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ), до сегодняшнего дня остается актуальной. Другие острые вирусные респираторные инфекции (ОРВИ) по-прежнему остаются самыми массовыми и занимают лидирующую позицию в структуре инфекционных заболеваний.

Ежегодно в РФ болеют гриппом и ОРВИ приблизительно 40 млн. человек

По данным ВОЗ ,летальность от гриппа и его осложнений составляет около 6%. В целом, с вирус- ассоциированными респираторными болезнями связанно около 60% случаев смерти . Непосредственной причиной летальных исходов обычно являются тяжелые осложнения : пневмонии , бронхиты, синуситы, энцефалопатии, бронхиальная астма.

Группы высокого риска тяжелого течения заболевания и летального исхода вследствие гриппы являются:

  • Дети в возрасте от 1 года
  • Пациенты учреждений длительного ухода
  • Дети и взрослые с хроническими заболеваниями дыхательной, сосудистой, эндокринной, выделительной систем или гемоглобинопатиями;
  • Пациенты с иммунодефицитами различного генеза
  • Дети и подростки, длительно принимающие ацетилсалициловую кислоту
  • Беременные
  • Лица старше 60 лет
  • Лица с избыточной массой тела

Рост заболеваемости ОРВИ (включая грипп) является серьезной социально-экономической проблемой для любой страны . в России ежегодный суммарный экономический ущерб от гриппа оценивается примерно в 4- млрд.руб. По оценкам специалистов ,в РФ до 67% всех больничных листов связано с диагнозом ОРВИ . Средняя продолжительность нетрудоспособности для городского населения России составляет 8-9 дней.

Общая цель: способствовать формированию общих и профессиональных компетенций будущего выпускника

ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Демонстрация интереса к будущей профессии

Понимание социальной значимости инфекционных заболеваний

ОК2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

Выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач при проведении диагностических, лечебных и профилактических мероприятий при инфекционных заболеваниях

Умение дать адекватную оценку эффективности и качества выполнения своих действий

ОК3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Решение стандартных и нестандартных профессиональных задач при проведении диагностических, лечебных и профилактических мероприятий при инфекционных заболеваниях

ОК4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК9 Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности

эффективный поиск необходимой информации; умение анализировать найденную информацию

Знать новейшие технологии выполнения лечебно-диагностических , паллиотивных и реабилитационных сестринских мероприятий

ОК12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности при осуществлении лечебно-диагностических, паллиотивных и реабилитационных сестринских мероприятий6

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде , объяснить ему суть вмешательств.

Устанавливать контакт с пациентом / членом его семьи.

Производить оценку исходного уровня знаний пациента о вмешательстве. Представлять информацию в доступной форме для конкретной возрастной или социальной категории. Получать согласие на вмешательство . Контролировать усвоение полученной информации

ПК 2.2 Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства взаимодействуя с участниками лечебного процесса

Выбирать дистанцию максимального комфорта для взаимодействия с пациентом и его окружающими . Совместно со всеми участниками лечебно – диагностического процесса готовить пациента и участвовать в проведении вмешательств в соответствии с протоколами , принятыми в ЛПУ. Целесообразно и адекватно оснащать рабочее место. Обеспечивать постоянную обратную связь с пациентом в процессе вмешательства .

ПК 2.3 Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами

Взаимодействовать с медицинскими , социальными и правоохранительными организациями в соответствиями с нормативно правовыми документами

ПК 2.4 Применять медикоментозные средства в соответствии с правилами их использования

Обеспечивать применения годного препарата в соответствии назначения . Информировать об особенностях приемов медикаментозных средств и их воздействия на организм. Владеть методиками введения медикаментозных средств.

ПК 2.5 Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса

Использовать , обрабатывать и хранить аппаратуру согласно инструкции по применению.

Обучать пациента и родственников применению изделий медицинского назначения и ухода за ними.

Обучать пациента и родственников регистрации полученных результатов

ПК 2.6 Вести утвержденную медицинскую документацию

Точно, грамотно, полно ,достоверно, конфиденциально Вести утвержденную медицинскую документацию.

Правильно регистрировать и хранить документы.

Конкретные цели (задачи):

С целью формирования выше указанных компетенций обучающийся в итоге занятия должен знать:

1. Вопросы этиологии ,эпидемиологии, патогенеза, гриппа и менингококковой инфекции

2. Основные проблемы пациента, возникающие при гриппе и менингококковой инфекции

3. Диагностические исследования

4.Очновные принципы лечения больных механизм действия основных лекарственных препаратов, правила приема, побочные действия

5. Уход за больными с гриппом и менингококковой инфекцией

6.Методы профилактики гриппа и менингококковой инфекцией

7. Санитарно-эпидемический режим и правила сбора эпидемического анамнеза

8.Показание и правила поведения дезинтоксикационой терапии

9.Осебенности подготовки пациента к спинномозговой пункции

10. Правила и сроки вакцинопрофилактики гриппа и менингококковой инфекции

11.Знать алгоритм оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях

С целью формирования выше указанных компетенций обучающийся в итоге занятия должен уметь:

1.Брать патологический материал для исследования:

  • Мазки из зева на менингококковую инфекцию
  • Вводить противогриппозный иммуноглобулин, менингококковый иммуноглобулин
  • Выполнять вакцинацию против гриппа , менингококковой инфекции
  • Подготовить набор для спинномозговой пункции
  • Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях

Всем манипуляции на доклинических занятиях проводятся на фантомах!

Развивающие цели: Развивать логическое мышление, память, навыки самостоятельной работы

Воспитательные цели: Воспитывать добросовестное отношение к работе, умение устанавливать контакт с пациентами , его окружением и коллегами в стандартных и не стандартных ситуациях

11.Междисциплинарные и внутридисциплинарные связи.

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемМаксим Скоморохов

Мультимедийная презентация для проведения занятия по ПМ 02 МДК 02.01.Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.

Презентация на тему: " Презентация к уроку по теме: Сестринская помощь при инфекционных заболеваниях" — Транскрипт:

1 Сестринская помощь при инфекционных заболеваниях Лекция 1 Преподаватель Спевакова Е.А.

2 Инфекционные болезни – обширная группа заболеваний человека, вызванных патогенными вирусами, бактериями (в том числе риккетсиями и хламидиями) и простейшими.

4 Инфекционный процесс – совокупность физиологических защитных и патологических реакций, возникающих в ответ на взаимодействие возбудителя и макроорганизма. Взаимодействие возбудителя и макроорганизма не обязательно приводит к заболеванию. Инфицированность еще не означает развития болезни.

5 Инфекционная болезнь - крайняя степень проявления инфекционного процесса, характеризующаяся биологическими, клиническими и эпидемиологически ми признаками; другими словами – это частный случай инфекционного процесса.

6 Инфекционный больной – это человек, который страдает конкретной инфекционной болезнью, имеющей свои особенности (критерии).

7 Защитные реакции в зависимости от входных ворот инфекции. I.Входные ворота – верхние дыхательные пути. 1.Лимфоидная ткань. 2.Лейкоциты. 3.Интерферон. 4.Бактерицидное действие секретов желез. 5.Чихание. 6.Кашель.

8 II.Входные ворота – желудочно-кишечный тракт. 1.Бактерицидное действие слюны (лизоцим). 2.Бактерицидное действие соляной кислоты желудка. 3.Бактерицидное действие желчи в тонком кишечнике. 4.Лимфоидная ткань (солитарные фолликулы и Пейеровы бляшки). 5.Нормальная бактериальная флора толстой кишки (наличие кишечной палочки, выделяющей молочную кислоту). 6.Рвота.

9 III.Входные ворота – кожа. 1.Чистая кожа имеет кислую реакцию среды. 2.Секрет потовых желез. 3.При нарушении целостности кожи – воспалительный процесс.

10 IV.Входные ворота – кровь. 1. Фагоцитоз и иммунные реакции организма.

11 Формы инфекционного процесса. Острые инфекции Хронические инфекции Носительство инфекции Реинфекция – Суперинфекци я Рецидив

12 Инфекционная болезнь – крайняя степень инфекционного процесса.

13 Особенности инфекционных заболеваний. 1.Инфекционные больные выделяют во внешнюю среду возбудителей, то есть являются источником заразного начала. 2.Как правило, имеют острое течение. В связи с этим возникает необходимость быстрого неотложного решения вопросов об оказании срочной помощи больному.

14 3. Инфекционные болезни сопровождаются явлениями интоксикации, поэтому у больного часто развиваются нервно-психические расстройства. 4.Клиническое выздоровление при инфекционных болезнях, как правило, намного опережает полное восстановление возникших в организме человека органических и функциональных расстройств. 5.Сезонность.

15 6.После каждого инфекционного заболевания вырабатывается иммунитет. 7.Инфекционные заболевания встречаются в виде спорадических случаев, групповых (пищевые токсикоинфекции), эпидемий, пандемий (грипп).

16 Свойства специфических возбудителей. Патогенность Вирулентность Токсигенность

18 Периоды инфекционного заболевания. инкубационный (скрытый) период; продромальный период ; период основных проявлений болезни;

19 Исход заболеваний: 1. Выздоровление. 2.Переход в хроническую форму. 3.Бактерионосительство: Острое – до 3-х месяцев;Острое – до 3-х месяцев; Хроническое – свыше 3-х месяцев;Хроническое – свыше 3-х месяцев; Транзиторное – кратковременное, продолжительностью дней.Транзиторное – кратковременное, продолжительностью дней. 4.Летальный исход.

20 Впервые последовательно выдержанную классификацию инфекционных болезней, основанную на едином признаке (локализация возбудителя в организме), предложил Л. В. Громашевский кишечные инфекции кишечные инфекции инфекции дыхательных путей инфекции дыхательных путей кровяные инфекции кровяные инфекции инфекции наружных кожных покровов инфекции наружных кожных покровов

21 Инфекционные болезни классифицируются по источнику инфекции: Антропонозы заболевания, передающиеся от человека к человеку и свойственные человеку. 1.Антропонозы – заболевания, передающиеся от человека к человеку и свойственные человеку. Зоонозыболезни, свойственные животным, но к которым может быть восприимчив и человек. 2. Зоонозы – болезни, свойственные животным, но к которым может быть восприимчив и человек.











Описание презентации по отдельным слайдам:

Сестринский уход при инфекционных заболеваниях дыхательных путей. МДК.02.01.05. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях в педиатрии Преподаватель: Фоменко Г.Г.

ИНФЕКЦИИ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ Возбудителями инфекционных болезней дыхательных путей являются вирусы (грипп, паротит и т.д.) или бактерии (пневмококки, стрептококки, менингококки, стафилококки, коклюшные, дифтерийные, туберкулезные палочки и др.) . Основной механизм передачи инфекций — воздушно-капельный. Большая часть инфекционных заболеваний дыхательных путей человека объединена общим названием — острые респираторные заболевания, возйикновение которых обусловлено различными (около 200) возбудителями, относящимися большей частью к вирусам (вирусы гриппа, простого герпеса, аденовирусы, риновирусы и т.д.). Источником инфекции является больной человек, страдающий любой клинической формой острых респираторных заболеваний. Заболевание регистрируется либо в единичных случаях, либо носит характер эпидемической вспышки, что особенно проявляется в организованных коллективах. Клиническая картина всех респираторных заболеваний имеет общие черты: слабо выраженные явления общей интоксикации; преимущественное поражение верхних отделов дыхательных путей и. общее доброкачественное течение. Болезнь проявляется в виде воспаления слизистых носа, носоглотки, трахеи, бронхов и реже — воспаления легких. При заражении аденовирусами или парагриппозными вирусами может возникнуть отек и воспаление слизистой гортани. Длительность заболеваний по времени колеблется и при отсутствии осложнений (пневмоний) в среднем составляет 7 — 8 дней.

Острые респираторные заболевания Группа острых респираторных заболеваний (ОРЗ) характеризуется полиэтиологичностью и сходством клинических проявлений при широком диапазоне тяжести течения и локализации поражения респираторного тракта. Различают ОРЗ, вызываемые вирусами, хламидиями, микоплазмами, бактериями, и ассоциированные ОРЗ (вирусно-вирусные, вирусно-бактериальные, вирусно-микоплазменные). Значительное место принадлежит ОРЗ вирусной и микоплазменной природы, что обусловлено их повсеместным распространением и высоким удельным весом в патологии человека. Среди вирусных ОРЗ наибольшее значение имеют грипп, парагрипп, респираторно-синцитиальная инфекция, адено- и риновирусная инфекция. По данным официальной статистики, гриппом и другими ОРЗ ежегодно болеют около 40 млн человек. Только в России в период эпидемических подъемов заболеваемости гриппом в последние годы регистрируется до 7 млн больных гриппом, а заболеваемость другими острыми респираторными инфекциями суммарно значительно превосходит эти цифры.

Парагрипп Парагриппозная инфекция (Infectio paragripposa) — острое вирусное заболевание, характеризующееся умеренно выраженными симптомами интоксикации и поражением верхних дыхательных путей, преимущественно гортани. Исторические сведения. Парагриппозный вирус впервые был выделен Р.Ченоком в 1954 г. из носоглоточных смывов ребенка, больного острым ларинготрахеитом. В 1957 г. тот же автор выделил от детей два новых типа вирусов. Позже в группу парагриппозных вирусов был включен открытый в 1952 г. в Японии так называемый вирус гриппа D (Сендай).

Аденовирусная и распираторно-синцитиальная инфекции. Аденовирусная инфекция - острая антропонозная вирусная инфекция, поражающая слизистые оболочки верхних дыхательных путей, глаз, кишечника, лимфоидную ткань и протекающая с умеренно выраженной интоксикацией. Аденовирусы человека впервые выделил У. Роу (1953) из миндалин и аденоидов детей, а затем у больных ОРВИ и атипичной пневмонией с явлениями конъюнктивита. При аденовирусной инфекции с первых же дней болезни отмечается обильный слизистый или слизисто-гнойный насморк, влажный кашель, характерно последовательное поражение всех участков дыхательного тракта, а также конъюнктивиты, острые тонзиллиты (воспаление миндалин), увеличение лимфатических узлов. Интоксикация в начале болезни незначительная, но с развитием заболевания постепенно нарастает. Для аденовирусной инфекции характерно более длительное — до 20-30 дней, часто волнообразное течение, т.е. после исчезновения основных симптомов они появляются вновь через 2-5 дней. Респираторно-синцитиальная инфекция (сокращенно – PC-инфекция) является острым вирусным заболеванием, при котором симптомы интоксикации умеренно выражены, преимущественным поражаются нижние дыхательные пути. При РС-инфекции у детей раннего возраста часто развиваются бронхиолиты и интерстициальная пневмония.

Сестринский уход 1. Изолировать ребенка, ограничить контакт с другими детьми и посторонними людьми. 2. В комнате, где находится ребенок, надо поддерживать комфортный климат: температура воздуха в дневное время – 20–22 °C, в ночное – 18–20 °C. Проводить регулярно проветривание комнаты, влажную уборку. 3. Питание ребенка должно быть соответствующим возрасту, витаминизированным, легкоусвояемым. Рекомендуется кормить ребенка часто, небольшими порциями, позволять самому выбрать меню. Показано обильное питье (чай, морсы, компоты, газированная вода; при влажном кашле – молоко с газированной водой для облегчения отхаркивания мокроты). 4. Следует обеспечить физический и эмоциональный покой больному ребенку. 5. Обязательным является постоянное наблюдение за ребенком: измерение температуры тела, подсчет дыхательных движений, пульса, контроль общего самочувствия. 6. Регулярно выполнять назначения врача: давать лекарства, после понижения температуры тела проводить физиотерапевтические процедуры (с 3–4 суток – горчичные ножные ванны, горчичные обертывания, согревающие компрессы на грудную клетку), ЛФК, массаж (с 7-го дня заболевания).

План изложения материала:

ОРВИ: понятие, общие сведения, клинические признаки, методы лабораторной диагностики, осложнения, лечение, противоэпидемические мероприятия.

Цель занятия: Сформировать у студентов знания по особенностям клиники, принципам организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами, профилактике изучаемых заболеваний.

- этиологию и эпидемиологию заболевания;

- клинические признаки гриппа, парагриппа и аденовирусной инфекции;

- современные методы лабораторной и инструментальной диагностики;

- особенности течения заболеваний у детей раннего возраста;

- принципы лечения, ухода, профилактики

1. Острые респираторные вирусные инфекции - группа заболеваний с воздушно-капельным механизмов передачи, характеризующихся поражением различных отделов дыхательных путей.

К ним относится грипп, парагрипп, аденовирусные и др. заболевания.

ОРВИ вызываются вирусами различных семейств и родов.

Дифференциация заболеваний осуществляется методом иммунофлюоресценции, а также с помощью серологических реакций (РСК, РИГА, РТГА).

Источником инфекции является больной, особенно заразный в острый период заболевания.

Здоровый человек заражается, вдыхая инфицированные капли слюны и мокроты, выбрасываемые больным при чихании на расстояние до 2 м.

При аденовирусной инфекции фекально-оральным и контактно-бытовым путями передач.

2. Грипп

Грипп - острое вирусное заболевание, характеризующееся симптомами выраженной интоксикации, высокой лихорадкой, поражением верхних дыхательных путей.

Различают три типа вируса гриппа: А, В и С. Вирусы гриппа относятся к облигатным внутриклеточным паразитам и отличаются малой устойчивостью во внешней среде.

Заболевание периодически принимает эпидемическое и пандемическое распространение.

Инкубационный период короткий от нескольких часов до 1-1,5 суток.

Особенностью гриппозной инфекции является раннее появление и быстрое нарастание интоксикации. Заболевание начинается остро, с высокой лихорадки (38,5 °С), озноба, общей слабости, разбитости, мышечных и суставных болей, особенно в конечностях и спине.

Больные жалуются на головную боль, головокружение и шум в ушах. Они становятся раздражительными и капризными. Ухудшается сон.

Катаральные явления со стороны верхних дыхательных путей выражены незначительно и проявляются першением в горле, за­трудненным носовым дыханием, скудными слизистыми выделениями из носа, сухим, иногда болезненным кашлем.

При осмотре отмечается выраженная гиперемия лица и конъюнктив, умеренный цианоз губ, гиперемия слизистой оболочки носоглотки, мягкого и твердого неба, иногда с точечными кровоизлияниями.

На губах и вокруг носовых ходов может появиться герпес.

Ти­пично развитие трахеита с болями по ходу грудины.

В последующие день-два клинические симптомы заболевания могут нарастать. Вследствие высокой сосудистой проницаемости возможны носовые кровотечения и геморрагии на слизистых оболочках.

Лихорадочный период при неосложненном течении гриппа обычно длится 1-6 дней, затем температура быстро снижается, часто с усиленным потоотделением. Возможно развитие коллапса.

В крови с 3-го дня заболевания определяется лейкопения с относительным лимфо-, иногда моноцитозом. СОЭ в неосложненных случаях нормальная или замедленная.

После перенесенного гриппа в течение 2-3 недель отмечается астенизация больного.

У детей наблюдается повышенная утомляемость, слабость, головная боль, бессонница," раздражительность.

По клиническому течению выделяют легкие, среднетяжелые, тяжелые и молниеносные формы гриппа.

Особенности гриппозной инфекции у детей раннего возраста.

Типичные клинические проявления гриппа у детей первого года жизни отсутствуют или выражены не столь ярко. Заболевание проявляется бледностью кожи, отказом от груди, снижением массы тела. Течение гриппа более тяжелое в связи с частым присоединением бактериальных инфекций развивающихся гнойных осложнений.

В возрасте от 1 года до 3 лет заболевание протекает особенно тяжело. С первого дня гриппозной инфекции развивается нейротоксикоз.

Нередко возникает ларинготрахеит, осложняющийся синдромом крупа. Часто наблюдаются вторичные осложнения. Смертность у детей первых лет жизни более высокая по сравнению с детьми старшего возраста.

Осложнения. Наиболее частыми осложнениями гриппа, особенно у детей раннего возраста, являются отит, пневмония, ларинготрахеит, бронхит. Реже развивается менингит, менингоэнцефалит.

Эпиграф:

«Приобрести здоровье – храбрость,

сохранить его – мудрость,

Актуальность программы

Болезни нервной системы (в частности инсульты) у населения России являются одной из наиболее распространенных и частых причин летальных исходов и инвалидизации. По-прежнему актуальным для медработников среднего звена является знание сестринского процесса. Работа в неврологическом отделении требует от медицинской сестры достижения профессиональной компетенции (ПК), разносторонних знаний и умений:

  • осуществлять первичную и вторичную профилактику заболеваний нервной системы;
  • оказывать доврачебную неотложную помощь;
  • владеть разнообразными приемами реабилитации;
  • знания этиопатогенеза определенных заболеваний нервной системы (клиническая картина, течение, прогноз, терапия распространенных неврологических заболеваний);
  • профилактика;
  • методы реабилитации пациентов;
  • сестринский процесс оказания помощи.

Общие принципы ухода за неврологическими больными

Уход за неврологическими пациентами в стационаре процесс ответственный, требует правильной организации и тщательности выполнения.

Основные мероприятия по уходу включают:

  • обеспечение и поддержание жизненно важных функций;
  • адекватное питание;
  • поддержание чистоты тела;
  • обеспечение комфортного и безопасного положения пациента как в постели, так и вне ее;
  • обеспечение нормального функционирования мочевого пузыря и кишечника;
  • профилактику пролежней и контрактур.

Сложность организации ухода связана с наличием у пациента паралича, трофических нарушений, пролежней, контрактур, проблем, связанных с нарушениями питания, выделения, расстройствами речи (афазиями), когнитивными нарушениями, расстройствами пространственного восприятия и ряда других.

• Уход за неврологическими пациентами начинают с сестринского обследования, выявления проблем, определения приоритетности и планирования сестринского вмешательства. Данные обследования заносятся в сестринский оценочный лист. Определяется роль близких в уходе за пациентом, разъясняется цель и определение срока достижения тех или иных положительных сдвигов в состоянии пациента. В первые дни пациент находится на строгом постельном режиме, что обусловлено тяжестью его состояния и опасностью развития осложнений. Оценку независимости пациента проводят по шкале Бартел.

Уход при риске развития пролежней. Наиболее эффективный способ профилактики пролежней:

  • частая смена положения тела (каждые 2 часа);
  • правильное обустройство спального места: функциональная кровать, чистая, расправленная простыня без швов;
  • использование противопролежневых матрасов (водные, воздушные и т. д.);
  • смена нательного и постельного белья (при недержании мочи – несколько раз в день);
  • смена положения тела с использованием подушек и валиков для придания пациенту удобного положения в постели;
  • ежедневное мытье пациента в душе или в постели с использованием моющего средства (геля, шампуня) со спиртом, с последующим обтиранием сухим мягким полотенцем, пеленкой, обращая особое внимание на области крестца, копчика, лопаток, пяток, локтей, плечевых суставов, а также естественных складок (подмышечной области, под молочными железами у женщин, паховых областей).

Уход при риске развития контрактур. Уменьшить мышечный спазм можно следующим образом:

  • поддерживать комфортную температуру в помещении;
  • поддерживать комфортное и безопасное положение пациента;
  • выполнять несколько раз в день медленные пассивные движения в суставах пораженных конечностей;
  • дыхательная гимнастика для профилактики застойных явлений в легких и с целью влияния на мышечный тонус в конечностях (при вдохе тонус повышается, при выдохе – снижается).
  • для восстановления двигательных функций, профилактики контрактур и других осложнений проводится ЛФК:
  1. способствует улучшению трофических функций конечностей; предупреждает развитие застойных явлений;
  2. стимулирует самостоятельность;
  3. повышает двигательную активность пациента;
  4. укрепляет мотивацию на выздоровление.

Гигиенические мероприятия

  • ежедневное умывание (не менее 2 раз в день, а при необходимости и чаще);
  • мытье рук перед каждым приемом пищи;
  • чистка зубов, полоскание полости рта, уход за зубными протезами;
  • бритье для мужчин;
  • причесывание волос (не реже 2 – 3 раз в день, а если необходимо – стрижку);
  • стрижка ногтей;
  • туалет глаз, ушей, носа;
  • осуществление подмывания (не реже 2 раз в день, а при необходимости и чаще);
  • смена постельного и нательного белья.

Все гигиенические мероприятия выполняются деликатно, в удобное для пациента время с соблюдением интимности.

Организация кормления пациента с неврологическими расстройствами является ответственным и важным, поэтому его осуществляет медсестра. Кормление согласовано с лечащим врачом. Начинают:

  • определение глотательного рефлекса, которое проводят в положении пациента сидя (во избежание аспирации).
  • при сохранности глотательного рефлекса кормление осуществляют 5 – 6 раз в день малыми порциями.
  • поить пациента следует достаточным количеством жидкости (не менее 1,5 л) для предотвращения обезвоживания и обеспечения нормальной работы почек и кишечника.
  • в случае тяжелых расстройств функции глотания (дисфагия) для кормления используют различные питательные смеси, вводимые через постоянный назогастральный зонд. Если функция глотания не восстанавливается в течение нескольких дней, ставится вопрос о наложении гастростомы;
  • при дисфагии логопед проводит гимнастику для глотки и гортани;
  • применяется специальная методика кормления при приёме пищи при дисфагии.

Уход при нарушении выделительных функций.

  • у пациентов с тяжелой неврологической патологией (инсульт) наблюдаются нарушения функции мочеиспускания;
  • могут наблюдаться расстройства дефекации в виде задержки стула или недержания. При задержке для нормализации стула врач рекомендует в рацион продукты, содержащие клетчатку (свекла, чернослив, хлеб с отрубями), молочнокислые продукты, употреблять достаточное количество жидкости. Если диетой не удается достигнуть желаемого эффекта, по назначению врача применяют слабительные средства растительного происхождения, лекарственные препараты.

Уход за пациентами с нарушением сна.

  • пациенты с неврологическими расстройствами жалуются на нарушение сна, которое проявляется в виде бессонницы или сонливости.
  • нередко наблюдается извращение формулы сна, когда пациент днем спит, а ночью бодрствует, что создает дополнительные трудности при уходе.

Расстройства сна наиболее часты у пожилых пациентов, для них характерно позднее засыпание и раннее пробуждение. Для нормализации сна:

  • проветривание помещения;
  • калорийность и температура пищи;
  • перестилание постели;
  • прием пищи пациентом осуществлять не менее, чем за 4 ч. до отхода ко сну; пища не должна быть тяжелой, обильной;

Методы реабилитации Сестринское дело в реабилитации включает:

  • изучение и коррекцию ответных реакций человека на существующую или потенциальную проблему со здоровьем, связанную со снижением функциональных возможностей и изменением образа жизни.

Цели сестринского дела в реабилитации:

• помочь пациенту справиться с инвалидностью или хронической болезнью путем поддержания функций;

• восстановить или улучшить утраченные функции в процессе предоставления самоухода;

• восстановить оптимальные социальные функции;

• способствовать психологической адаптации;

• предупредить осложнения, связанные с хроническими заболеваниями или инвалидностью.

Сегодня реабилитация – это неотъемлемая часть практики в рамках профессиональной сестринской деятельности.

Реабилитация – это динамический процесс, в ходе которого пациенту-инвалиду оказывают помощь в достижении оптимального физического, эмоционального, психологического и социального статуса в общественной и личной жизни с тем, чтобы поддерживать чувство достоинства и самоутверждения в его жизни, которая должна быть максимально независимой и успешной.

Основными задачами реабилитации являются:

1. достижение максимально функционального уровня и независимости в пределах, ограниченных индивидуальностью; Это охватывает все сферы жизни:

  • физическую;
  • умственную;
  • социальную;
  • экономическую;
  • образовательную;
  • сексуальную.

2. помощь пациенту в приобретении и восстановлении навыков;

3. помощь пациенту в обеспечении самообслуживания;

4. помощь в достижении оптимального уровня здоровья и предотвращении осложнений;

5. помощь пациенту в достижении приемлемого качества жизни, что включает в себя:

  • поддержание достоинства;
  • поддержание уважения и самооценки;
  • поддержание личностных ценностей.

6. помощь пациенту реинтегрироваться в общество и функционировать в нем.

  • устанавливает с пациентом и его семьей доверительные отношения, которые способствуют улучшению его состояния;
  • определяет проблемы, находящиеся в компетенции сестринского ухода;
  • обеспечивает соответственный сестринский уход;
  • обучает пациента самоуходу, а членов семьи уходу за ним;
  • помогает пациенту достигнуть наибольшей независимости;
  • свою деятельность направляет на восстановление и поддержание функций, а также профилактику осложнений и дальнейших функциональных потерь;
  • взаимодействует с другими специалистами из системы здравоохранения в обслуживании, планировании, оценке ухода за пациентом в реабилитационной программе.

Обязательными условиями адекватного ухода являются уважительное отношение к пациенту, внимание к его духовным потребностям. От правильно организованного ухода зависят степень восстановления утраченных функций и снижение процента инвалидизации.

Список использованной литературы:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции