Поурочный план по биологии 6 класс вирусы


Конспект открытого урока на конкурсе "Учитель года"

Скачать:

Вложение Размер
конспект урока 51.88 КБ
презентация "вирусы" 1.3 МБ
динамическая пауза. релаксационный видеоряд 934 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по биологии в 10 классе

Скажи мне и я забуду.

Покажи мне, и может быть, я запомню.

Сделай меня соучастником, и я пойму.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма урока: урок-исследование.

Цели урока на языке действий учащихся: Образовательные: - изучат особенности строения и жизнедеятельности вирусов, - выяснят роль вирусов в возникновении инфекционных заболеваний; - узнают о способах распространения и мерах профилактики различных вирусных заболеваний, в том числе СПИДа. Развивающие: - продолжат формирование валеологических знаний о правилах личной гигиены; - смогут проявить и закрепить навыки исследовательской и групповой работы. Воспитательные: - убедятся в необходимости ведения здорового образа жизни; - проведут самоанализ деятельности; - повысят уровень коммуникативной культуры.

I.Организационный этап. Ученикам сообщается тема урока и порядок организации учебной деятельности (групповая и индивидуальная работа, система зарабатывания баллов). Создание положительного эмоционального настроя на работу учащихся.

II.Актуализация знаний. Терминологический мини-экзамен.

На столах лежат листочки (обратной стороной), на которых написаны термины ( по 1 на каждом). Учащиеся каждой группы по очереди вытягивают по 1 листочку и дают определение какому-либо биологическому термину. В случае правильного ответа они получают 2 балла, если ответ с ошибками – 1 балл, в случае неправильного ответа -0 баллов. Остальные члены группы могут исправить ошибку. Общие баллы суммируются как результат работы группы.

III. Введение знаний.

1. Исследовательская работа.

Самостоятельное исследование фактов и на основе их анализа выдвижение аргументов.
Учащиеся делятся на две группы (сторонников биологической природы вирусов и сторонников химической природы вирусов).
Первая группа: изучить состояние вируса в живом организме.
Некоторые факты.

  1. После проникновения вириона гриппа в клетку, число вирусов увеличивается каждые 6 часов в тысячу раз. Через 48 часов у человека появляются первые признаки болезни.
  2. Шаровидный вирус гриппа имеет на наружной оболочке выступающие детали — гликопротеидные шипы(N,H), которые постоянно изменяются, что затрудняет выработку лекарств.
  3. В 1957 году Гирер и Шрамм разрушили вирус табачной мозаики, выделили составные части, смешали их и получили жизнеспособное потомство. Позже ученые смешивали нуклеиновую кислоту одного вируса и белок другого, получая жизнеспособное потомство. Такого рода явления происходят в природе естественным путем.
  4. Вирусы состоят из следующих основных компонентов:1. Сердцевина - генетический материал (ДНК либо РНК), который несет информацию о нескольких типах белков, необходимых для образования нового вируса.2. Белковая оболочка, которую называют капсидом (от латинского слова капса– ящик)3. Дополнительная липопротеидная оболочка.

Вторая группа: изучить состояние вируса вне живого организма.
Некоторые факты.

4 .Построение объяснения.

Сторонники биологической природы вирусов
Вирусы способны размножаться.
Они обладают наследственностью.
Вирусы обладают изменчивостью, благодаря которой они приспосабливаются к условиям окружающей среды.
Вирусы способны скрещиваться между собой и производить жизнеспособные гибриды.
Сторонники химической природы вирусов.
Размножение вирусов невозможно вне чужой клетки.
Они образуют кристаллы — типичное вещество неживой природы.
Вирусы не растут.
Они не синтезируют собственные белки, не способны к обмену веществ.
У вирусов нет каких-либо структур, присущих обобщенной схеме клетки (или: у них нет клеточного строения).
Выводы:

- Вирусы — это субмикроскопические структуры доклеточного уровня организации.

- Вирусы сочетают в себе двойственность свойств живой и неживой природы.

- Вирусы — суперпаразиты: они могут существовать и размножаться только в клетке чужого организма.

5 .Анализ хода исследования.
Класс возвращается к проведенному исследованию, анализирует его ход.

Для того чтобы продолжить исследование строения и жизнедеятельности вирусов, я предлагаю вам посмотреть презентацию.

Это действительно так. Сейчас известно около 500 вирусов, каждый из которых вызывает определенное заболевание растений, животных и человека.

Около 75% всех инфекционных заболеваний – вирусные.

4.Работа с таблицами.

Задание для учащихся. Исходя из данных таблицы, охарактеризуйте меры профилактики вирусных заболеваний.

Поражаемые области тела

Микровирус одного из трёх типов А, В, С

Дыхательные пути, эпителий выстилающий трахеи и бронхи.

Убитый вирус: штамм убитого вируса должен соответствовать штамму вируса вызывающего заболевание.

Вирус натуральной оспы. ( ДНК – содержащий вирус).

Дыхательные пути, затем кожа.

Капельная инфекция (возможно контактная передача через раны).

(РНК – содержащий вирус).

Дыхательные пути от ротовой полости до бронхов, затем переход на кожу и кишечник.

Дыхательные пути, шейные лимфатические узлы, глаза, кожа.

Самые разные вирусы.

Дыхательные пути, обычно только верхние.

Живой или инактивированный вирус вводится путём внутримышечной инъекции.

Вирус полиомиелита (РНК – содержащий).

Глотка и кишечник, затем кровь; иногда двигательные нейроны спинного мозга.

Вирус, переносимый членистоногими

Кровеносные сосуды и печень.

Переносчики – членистоногие, например клещи и комары.

Ксовирус( РНК – содержащий)

Дыхательные пути, затем инфекция распространяется по всему телу через кровь.

Капельная инфекция или контактная передача через рот с заразной слюной.

5.Задание. Из предложенных предметов выберите 3 наиболее необходимые для того, чтобы в период эпидемии не заразиться гриппом?

Витамины , марлевая повязка , мыло , носовой платок, одноразовые носовые платки , зубная щётка.

Одним из самых опасных вирусных заболеваний сегодня является СПИД. Давайте обратимся к материалам презентации.

Задание для учащихся. Меры профилактики по ходу демонстрации презентации учащиеся формулируют самостоятельно.

Задание для учащихся . После просмотра видеоролика учащиеся самостоятельно пытаются дать ему название и комментируют увиденное (обозначают этапы проникновения ВИЧ в клетку).

IV. Обобщение первичного закрепления и систематизации знаний.

Творческая работа учащихся по написанию синквейна .

Синквейн – это особая краткая запись основной обсуждаемой проблемы с учетом ряда требований.

Правила написания синквейна (на доске):

В синквейне 5 строк:

  1. понятие (одно слово)
  2. прилагательные (два слова)
  3. глаголы (три слова)
  4. предложение (из четырех слов)
  5. существительное (одно слово)

Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.

Пример синквейна по данной теме (на доске) :

2 . Опасный, смертельный.

3. Калечит, уродует, разрушает.

4. Чаще распространяется из–за невежества.

Каждая группа пишет свой синквейн, затем представители зачитывают варианты.

V.Итоги урока. Рефлексия.

Моя работа на уроке

Вопрос учащимся: Какая информация сегодня была для вас наиболее важной?

Оценивание деятельности учащихся учитель проводит совместно с учениками на основании результатов групповой и индивидуальной деятельности.

VI.Определение домашнего задания и инструктажа по его выполнению.

Предмет, класс: общая биология (базовый уровень), 10класс (социально-экономический)

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма урока: урок-исследование.

Тема метапредметного учебного занятия : знание и информация.

В начале урока на организационном этапе ученикам сообщается тема урока и порядок организации учебной деятельности. Цели урока формулируютсяучителем совместно с учащимися, что способствует формированию ценностно- смысловых компетенций.В течение урока ученики изучают особенности строения и жизнедеятельности вирусов, их роль в возникновении инфекционных заболеваний; продолжают формирование валеологических знаний о правилах личной гигиены и профилактики инфекционных заболеваний , в том числе и СПИДа; проявляют и закрепляют навыки исследовательской и групповой работы, самоанализа, повышают уровень коммуникативной культуры.

На следующих этапах урока использованы такие виды и формы учебной деятельности, как работа с дидактическим материалом (таблицы), просмотр презентаций и видеоролика, решение проблемного вопроса, составление синквейна, которые, чередуясь, позволяют поддерживать работоспособность учащихся на высоком уровне, не приводя к утомлению. Учащиеся работают индивидуально, фронтально, в группах. Все этапы урока взаимосвязаны и логично следуют друг за другом.Темп и плотность урока поддерживаются на высоком уровне в связи с достаточно хорошим уровнем знаний и умений учащихся, их интеллектуальными возможностями.

По ходу урока используется большое количество наглядных пособий и материалов, ТСО, что повышает интерес и мотивацию к учению. В конце урока при рефлексии и оценивании деятельности учащихся используются элементы самоконтроля и самоанализа. Домашнее задание носит закрепительный характер, но в то же время имеет дифференцированный подход.

Анализ активности и работоспособности учащихся, умения организовать работу,целесообразности распределения времени по этапам урока, успешности овладения учащимися материала урока, достижения целей урока. Успехи и недостатки урока, их причины.

Предмет, класс: общая биология (базовый уровень), 10класс (социально-экономический)

Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: урок-исследование. Тип и форма урока я выбрала исходя из особенностей учащихся данного класса. Их достаточно высокий уровень интеллектуальных способностей позволяет применять в этом классе исследовательские формы работы. Они быстро входят в рабочий ритм, поэтому организационный этап всегда проходит чётко и быстро. Эти ученики любят решать проблемные задачи, что позволяет часто использовать методику проблемного обучения. Серьёзное отношение к учебной деятельности и их высокая работоспособность позволяет постоянно использовать дополнительный учебный материал. Кроме того, несколько учащихся данного класса нацелены на сдачу ЕГЭ по биологии, что требует дифференцированного подхода с моей стороны. На данном уроке эти учащиеся были руководителями групп, а в конце урока при определении домашнего задания получили дополнительные задания.

Образовательные: - изучат особенности строения и жизнедеятельности вирусов, - выяснят роль вирусов в возникновении инфекционных заболеваний; - узнают о способах распространения и мерах профилактики различных вирусных заболеваний, в том числе СПИДа. Развивающие: - продолжат формирование валеологических знаний о правилах личной гигиены; - смогут проявить и закрепить навыки исследовательской и групповой работы. Воспитательные: - убедятся в необходимости ведения здорового образа жизни; - проведут самоанализ деятельности; - повысят уровень коммуникативной культуры.

Постановка данных целей совместно с учащимися способствует формированию ценностно-смысловых компетенций.

На втором этапе актуализации знаний проверка проводилась в форме терминологического мини-экзамена, который позволяет в быстрой и эффективной форме опросить всех учащихся класса, при этом используются элементы взаимопомощи и соревновательности.

На следующих этапах урока использованы такие виды и формы учебной деятельности, как работа с дидактическим материалом (таблицы), просмотр презентаций и видеоролика, решение проблемного вопроса, составление синквейна, которые, чередуясь, позволяют поддерживать работоспособность учащихся на высоком уровне, не приводя к утомлению.

По ходу урока используется большое количество наглядных пособий и материалов, ТСО, что повышает интерес и мотивацию к учению. В конце урока при рефлексии и оценивании деятельности учащихся используются элементы самоконтроля и самоанализа. Домашнее задание носит закрепительный характер, но в то же время имеет дифференцированный подход.

Особую роль с позиций здоровьесберегающих технологий играет использование на уроке физкультминутки, смена видов учебной деятельности, чередование способов преподавания, наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ, связь содержания урока с жизнью, создание дружелюбной психологической атмосферы. Всё это способствует формированию компетенций личностного самосовершенствования. Активность учеников на уроке была достаточно высокой, что свидетельствует об отсутствии утомления, а это является необходимым условием здоровьесберегающих уроков.

Темп и плотность урока поддерживались на высоком уровне в связи с достаточно хорошим уровнем знаний и умений учащихся, их интеллектуальными и психологическими возможностями. Структура урока, на мой взгляд, оптимальна, соответствует теме и поставленным целям. Результатами работы явилось то, что учащиеся в процессе исследовательской групповой работы изучили материал о вирусах как источнике опасности для здоровья, сами формулировали меры профилактики вирусных заболеваний, особенно СПИДа, что очень актуально на сегодняшний день, хорошо взаимодействовали друг с другом. Поэтому, исходя из результатов, я могу сделать вывод о том, что цели урока достигнуты.

Недостатки урока и их причины (гигиенические условия).

Выбранный для просмотра документ урок 54 Вирусы.docx

Волкова Татьяна Викторовна,

Тема уроков № 54- 55 Вирусы .

Тип урока: изучение с первичным закреплением новых знаний.

Цель: познакомить учащихся с неклеточными формами жизни – вирусами.

Образовательные - выяснить особенности строения и жизнедеятельности вирусов; раскрыть сущность внутриклеточного паразитизма вирусов во взаимодействии с клеткой; заострить внимание на опасности заражения вирусом СПИДа.

Развивающие - развитие способностей к поиску решения проблемы, самостоятельного мышления, умения формирования определений.

Воспитательные - стимулирование интереса к поиску фактов, событий; развитие коммуникативных способностей свободного и активного включения в диалог.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения урока: лекция, беседа, выступления учащихся.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, проблемное изложение, частично поисковый.

Если вы не готовы столкнуться с неожиданным,

То никогда с ним и не столкнетесь,

Поскольку его нельзя найти или выследить

Гераклит, философ V века до нашей эры.

Содержание учебного материала

Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас сегодня на уроке. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и начнем урок.

Новые подходы в преподавании и обучении (Обучение тому, как учиться, диалоговое обучение)

Оценивание для обучения и оценивание обучения

Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников

Управление и лидерство в обучении

Использование ИКТ в преподавании

Преподавание и обучение в соответствии

с возрастными особенностями учеников

Обучение критическому мышлению

М ы выяснили, что большинство живых существ имеют клеточное строение. Существуют ли другие формы жизни? Что собой представляют эти организмы? Это основная цель нашего урока. Вирусы – это уникальные существа, которые являются неклеточными формами жизни. Мы рассмотрим особенности вирусов, строение этих организмов, этапы жизнедеятельности. Раскроем особенности внутриклеточного паразитизма вирусов, изучим механизм проникновения вирусов в клетку, вы узнаете об опасных вирусных инфекциях и о профилактике заболеваний.

Изучение нового материала

А). Самостоятельная работа с учебником по заданиям для работы в группах:

используя материал на стр. 10- 12 параграфа 2 учебника под редакцией Кайыма,

1 группа – происхождение слова вирусы;

2 группа – история открытия вирусов;

3 группа – наука о вирусах;

4 группа – жизнеспособность вирусов;

5 группа- форма вирусов.

Примерные ответы групп:

2 группа – (Д.И.Ивановский, 1892г – вирус табачной мозаики).

3 группа – (вирусология - наука о вирусах).

4 группа – ( вирусы – внутриклеточные организмы, т.е. жизнеспособны вирусы только в живой клетке).

5 группа - (вирусы по форме – шаровидные (вирус гриппа), кубовидную (вирус оспы), овальные, палочковидные (вирус табачной мозаики) , нитевидные).

Б). Размеры вирусов:

Вирусы нельзя увидеть в оптический микроскоп, так как их размеры меньше длины световой волны. Разглядеть их можно лишь с помощью электронного микроскопа.

мельчайшие живые организмы

размеры варьируют от 20 до 300нм

в среднем в 50 раз меньше бактерий

нельзя увидеть с помощью светового микроскопа

проходят через фильтры, не пропускающие бактерий

В). Строение вирусов.

Используя материал учебника на стр. 11, выпишите в тетрадь особенности строения вирусов.

Вирусы представляют собой молекулы нуклеиновых кислот (ДНК или РНК), заключённые в защитную белковую оболочку (капсид). Наличие капсида отличает вирусы от других инфекционных агентов, вироидов. Вирусы содержат только один тип нуклеиновой кислоты: либо ДНК, либо РНК. Полностью сформированный вирус называется вирионом.

Г). В какое царство относят вирусы и почему?

В настоящее время писано более 1000 различных видов вирусов. Виды объединяют в роды и семейства. Все вместе их выделяют в особое царство живой природы – Вирусы . Более 500 видов вирусов могут вызывать инфекционные заболевания человека. Не описаны вирусы мхов и водорослей. Несколько видов вирусов известны у грибов, папоротникообразных и голосеменных. Известно много вирусов у цветковых растений.

Д). Размножение бактерий. Вирусы способны размножаться только в клетках других организмов.

Г). Бактериофаги, их строение.

В 1915 году Ф.Тоуртом были открыты вирусы бактерий – бактериофаги. Бактериофаги, или фаги, способны проникать в клетку бактерий и разрушать ее.

Самостоятельная работа с учебником по заданиям для работы в группах:

используя материал на стр. 11, рис. 2 параграфа 2 учебника под редакцией Кайыма,

ответьте на вопрос: Каково же строение фага?

Д). Вирусы – возбудители болезней.

Вирусы как возбудители заболеваний человека, животных, растений известны с глубокой древности. В прошлые века вирусные инфекции носили характер опустошительных эпидемий, охватывавших обширные территории. В 18 веке в Москве оспа уничтожила почти 80% населения. Заболевания вирусной природы широко распространены и в настоящее время.

– А что вам известно о вирусных заболеваниях?

Вирусные заболевания наносят большой ущерб животноводству и могут разрушить его в масштабе целой страны. Подобная катастрофа наблюдалась в конце 2000г. в Великобритании. В настоящее время от вируса птичьего гриппа погибает огромное количество домашних и диких птиц.

1 группа – вирусные заболевания человека ( корь, свинка, грипп, полиомиелит, бешенство, оспа, желтая лихорадка, трахома, энцефалит, некоторые онкологические (опухолевые) болезни, СПИД, бородавки, герпес, гепатит, краснуха и др.);

2 группа – вирусные заболевания растений (мозаичная болезнь табака, огурцов, томатов; карликовость; скручивание листьев и др.);

3 группа – вирусные заболевания животных (птичий грипп, ящур, чуму, бешенство; у насекомых - полиэдроз, грануломатоз);

группа – лечение вирусных инфекций и понятие об иммунитете.


Урок проводится в 10 классе. В ходе урока раскрываются особенности внутриклеточного паразитизма вирусов, особенности их строения и жизнедеятельности, рассматривается механизм проникновения вирусов в клетку, особеннсти размножения вирусов, сообщается об опасных вирусных инфекциях и профилактике заболеваний. Урок сопровождается мультимедийной презентацией.

Скачать:

Вложение Размер
virusy_-_nekletochnye_formy_zhizni.doc 77.5 КБ
virusy.pptx 1.5 МБ
prilozheniya-virusy.docx 171.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новохоперского муниципального района Воронежской области

Урок по биологии

учитель химии и биологии

I квалификационной категории

Грачева Жанна Петровна

2013-2014 учебный год

Цель: сформировать у учащихся знания о неклеточных формах жизни – вирусах – на основе решения проблемной ситуации.

  • Образовательные: раскрыть особенности внутриклеточного паразитизма вирусов; охарактеризовать особенности строения и жизнедеятельности вирусов; описать механизм проникновения вирусов в клетку; рассмотреть особенности размножения вирусов; сообщить об опасных вирусных инфекциях и о профилактике заболеваний;
  • Развивающие: продолжить формирование навыков работы с учебником и научной литературой;
  • Воспитательные: формировать понимание ценности жизни человека.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения урока: комбинированный урок с использованием презентации.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично поисковый.

Продолжительность: 45 минут.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Здравствуйте ребята, садитесь. Основа каждого урока – это труд. Получать знания, научиться их применять – это очень большой труд. Так настройте себя на то, чтобы почерпнуть сегодня из урока много нового и интересного.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Учитель. Все мы уже, к сожалению, понимаем, что страшная болезнь под названием СПИД прочно вошла с нами в XXI век. В мире от этого страшного заболевания умирает все больше и больше людей. Обратимся к данным о его распространении.

Заболевание СПИДом развивается медленно. В течение нескольких лет единственным признаком болезни может быть увеличение некоторых лимфатических узлов. Затем начинаются подъемы температуры, длительные расстройства желудка, потливость, похудание. В дальнейшем возникают воспаление легких, поражение кожи, заражение крови, злокачественные опухоли. Все это приводит к смерти человека. Самое обидное то, что чаще всего погибают молодые люди в полном расцвете сил.

  • Какие организмы вызывают заболевание СПИД? (Ученики должны ответить на проблемный вопрос в конце урока.)

Но есть организмы, которые не имеют клеточного строения. Какие это организмы, мы узнаем на уроке.

План урока (Демонстрация слайда)

  1. Открытие вирусов.
  2. Строение и жизнедеятельность вирусов.
  3. Многообразие вирусов.
  4. Механизм проникновения вирусов в клетку.
  5. Вирусные инфекции и профилактика заболеваний.

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

В 1892 году русский ученый, ботаник Дмитрий Иосифович Ивановский (демонстрация слайда) обратил внимание на широко распространенную болезнь растения табака, при которой листья покрываются россыпью пятен (мозаичная болезнь) . Он выжал из этих листьев сок и профильтровал его через пористый фильтр из обожженной глины. Отверстия в фильтре были настолько малы, что задерживали даже бактерии. Однако профильтрованный сок не утратил заразных свойств.

Через несколько лет Ф. Леффлер и П. Фрош (демонстрация слайда) обнаружили, что болезнь, встречающаяся у домашних животных, − ящур, вызывается возбудителем, который также проходит через бактериальный фильтр, то есть является вирусом.

В 1917 году канадский бактериолог Феликс де Эрелль (демонстрация слайда) открыл бактериофаг – вирус, поражающий бактерии.

  • Итак, вирусы поражают все живые организмы – бактерии, грибы, растения, животных.

Рассмотрим строение вирусов.

− Выполните задание на карточке №1.

Обобщение учителя. Вирус состоит из двух частей: сердцевины, в которой содержится нуклеиновая кислота, и капсида, состоящего из белка (демонстрация слайда). С латинского capsa – вместилище, ящик, футляр. Капсид защищает генетический материал вируса от действия ферментов (нуклеаз), разрушающих нуклеиновые кислоты, и от воздействия ультрафиолетового излучения. Капсид также обеспечивает прикрепление вируса к поверхности клеточной мембраны.

Вирусы делят на простые и сложные (демонстрация слайда). Простые вирусы содержат нуклеиновую кислоту и капсид, сложные вирусы содержат еще дополнителную оболочку, белковую или липопротеиновую, − суперкапсид.

Вирусы по генетическому материалу делят на РНК-содержащие и ДНК-содержащие (демонстрация слайда).

В настоящее время описано более 1000 различных видов вирусов (демонстрация слайда) . Их выделяют в особое царство живой природы – Вирусы (неклеточные формы жизни). Наука, изучающая вирусы, называется вирусологией.

Вирусы меньше бактерий в 50 раз, поэтому они свободно проходят через фильтр. Их размеры равны 20-300 нм. Вирусы удалось увидеть только с помощью электронного микроскопа в 30-е годы XX века.

Вирусы – это особая и уникальная форма жизни, хотя и очень примитивная.

Вирусам присущи основные признаки живых организмов: изменчивость, наследственность. С другой стороны, вирусы не имеют таких важнейших признаков жизни, как метаболизм, и не способны к самостоятельной репродукции вне клетки хозяина.

Механизм проникновения вирусов в клетку

Учитель. Основной путь проникновения вируса в клетку хозяина – рецепторный эндоцитоз (демонстрация слайда) . Вирусы попадают внутрь клетки вместе с капельками межклеточной жидкости. Процесс проникновения вируса в клетку хозяина включает несколько этапов:

  1. Прикрепление вируса к клеточным рецепторам, проникновение нуклеиновой кислоты с капсидом в капельке жидкости внутрь клетки.
  2. После проникновения вируса в клетку капсид разрушается, освобождая РНК.
  3. Осуществляется синтез вирусной ДНК с молекулы вирусной РНК.
  4. Синтезированная вирусная ДНК проникает в ядро клетки хозяина и встраивается в его геном.
  5. С ДНК происходит синтез вирусной иРНК.
  • Вспомните, как называется этот процесс? Что такое транскрипция?
  1. иРНК выходит в цитоплазму, где осуществляется синтез вирусных белков.
  • Как называется этот процесс? Что такое трансляция?
  1. Для размножения вирусы используют энергетические и ферментные системы клетки хозяина, поскольку не имеют собственных. Нуклеиновая кислота вирусов перестраивает работу синтетического аппарата клетки, заставляя ее работать на себя.

Иной путь проникновения в клетку характерен для вирусов бактерий – бактериофагов.

Чтобы об этом узнать:

− Прочитайте текст учебника.

− Выполните задание на карточке №2.

  • Итак, существует два пути проникновения вирусов в клетку.

Вирусы – постоянные спутники человека с момента рождения и до глубокой старости. Считается, что при средней продолжительности жизни 70 лет человек болеет вирусными заболеваниями около 7 лет. Подсчитано, что в среднем человек ежегодно сталкивается с двумя и более вирусными инфекциями, а за всю жизнь вирусы до 200 раз проникают в его организм. С вирусными инфекциями и профилактикой заболеваний мы познакомимся, прослушав следующие сообщение.

Вирусы, как возбудители заболеваний человека, животных, растений и микроорганизмов, известны со времен глубокой древности. Найден папирус с описанием оспы, бушевавшей в Древнем Египте около 4000 лет до нашей эры (демонстрация слайда) . В истории нашей страны не раз случались повальные эпидемии оспы. В XIII веке в Москве оспа уничтожила почти 80% населения. В средние века в одной только Европе ежегодно заболевало оспой 10 млн и умирало до 2 млн человек. Об искоренении оспы было объявлено только в 1980 г. на Ассамблее Всемирной организации здравоохранения.

Заболевания вирусной природы широко распространены и в настоящее время. Среди детских болезней частой является корь. В мире от кори ежегодно погибает около 2 млн детей. В странах с жарким климатом наиболее массовой причиной смерти детей первого года жизни являются вирусные желудочно-кишечные заболевания.

Характер эпидемий, повторяющихся из года в год, носит такое заболевание вирусной природы, как грипп (демонстрация слайда) .

Вирусы вызывают у человека гепатит, краснуху, свинку, полиомиелит, клещевой энцефалит и др.

Вирусы не только вызывают инфекционные болезни, но и могут быть причиной доброкачественных и злокачественных опухолей, а также заболеваний крови (лейкозов).

Вирусные заболевания встречаются не только у людей, но и у животных и растений. Это ящур и лейкоз у крупного рогатого скота, рожистое воспаление у свиней, чума у птиц и свиней и др. У растений вирусное заражение вызывает опухолевые разрастания, задержку роста, морщинистость и карликовость побегов и листьев, нарушение окраски цветков (демонстрация слайда) .

СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита (демонстрация слайда) . При этой болезни человек теряет ту часть иммунной системы организма, которая связана с Т-лимфоцитами крови, обеспечивающими клеточный и гуморальный иммунитет.

В результате человек становится практически беззащитным перед разнообразными микроорганизмами. Болезнь начинается постепенно и незаметно. Для нее характерна общая слабость, недомогание, снижение работоспособности, истощение организма, а также разнообразные проявления воспалительного характера.

Возбудителем является вирус, названный ВИЧ (вирус иммунодефицита человека) (демонстрация слайда) . Вирус ВИЧ относится к группе ретровирусов. Это РНК-содержащий вирус. Эндемический очаг этого заболевания находится в Америке. Ранее близкий по свойствам вирус находили в организме зеленых мартышек. Недоказанным до настоящего времени путем он проник в организм человека, где стал размножаться и передаваться от человека к человеку. Первоначально из стран Африки вирус попал на Гаити, а затем в США.

ВИЧ привносится в организм с кровью преимущественно путем сексуальных контактов с больными людьми, а также при введении внутривенно наркотиков и нарушении санитарных норм во время переливания крови.

В настоящее время происходит массовое увеличение числа ВИЧ-инфицированных людей на планете. Проблема борьбы с вирусом СПИДа остается одной из главных для общества, для здравоохранения и науки вирусологии.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

  1. Вопрос к учащимся (поставленный в начале урока)
  • Какие организмы вызывают заболевание СПИД?

а) Д.И. Ивановским;

  1. Бактериофаг состоит из таких частей:

а) нуклеиновой кислоты и капсида;

б) нуклеиновой кислоты и суперкапсида;

в) нуклеиновой кислоты, капсида и суперкапсида.

  1. Бактериофаг содержит нуклеиновую кислоту:

  1. Размер вирусов колеблется:

а) от 20 до 300 нм;

б) от 20 до 30 нм;

в) от 200 до 400 нм.

  1. Основной путь проникновения вируса в клетку:

  1. Вирус вызывает заболевание:

  1. Какой вирус вызывает заболевание СПИД?

  1. Вопросы к учащимся (беседа) (Демонстрация слайда)
  • Какие формы жизни существуют на Земле?
  • Какие организмы относятся к неклеточным формам жизни?
  • Назовите признаки живого организма, характерные для вирусов.
  • Какое важное свойство живых организмов для вирусов не характерно?
  • На какие две группы делятся вирусы по строению?
  • Какое строение имеет простой вирус?
  • Чем сложный вирус отличается от простого?
  • Чем вирусы отличаются от бактерий?
  • Назовите два пути проникновения вирусов в клетку.
  • Что использует вирус при синтезе своих белков?
  • Какие заболевания вызывают вирусы?
  • Назовите меры профилактики заболевания СПИД.

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Оценка активности учащихся на уроке.

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Используя записи, параграф учебника по данной теме, изучить строение, размножение вирусов, их практическое значение.

Всем спасибо за работу. До свидания.

Подписи к слайдам:

Цель урока: формирование у учащихся знаний о неклеточных формах жизни – вирусах – на основе решения проблемной ситуации.

План урока Открытие вирусов Строение и жизнедеятельность вирусов Многообразие вирусов Механизм проникновения вирусов в клетку Вирусные инфекции и профилактика заболеваний

История открытия вирусов В 1892 году русский ботаник Д.И. Ивановский получил инфекционный экстракт из растений табака, пораженный мозаичной болезнью.

История открытия вирусов Ф. Леффлер и П. Фрош обнаружили, что болезнь животных – ящур, вызывается возбудителем, который тоже является вирусом.

История открытия вирусов В 1917 году канадский бактериолог Феликс де Эрелль открыл бактериофаг – вирус, поражающий бактерии. Бактериофаги и спользуются при лечении заболеваний, вызываемых некоторыми бактериями (чума, тиф, дизентерия) Фотография бактериофага (увеличение 500 000 раз)

Строение вируса Мельчайшие живые организмы Размеры варьируют от 20 до 300 нм Можно увидеть только с помощью электронного микроскопа В среднем в 50 раз меньше бактерий Проходят через фильтры, не пропускающие бактерий Нуклеиновая к ислота (ДНК и ли РНК) Белковая оболочка – капсид (с лат. c apsa – вместилище, ящик, футляр)

Примеры и сравнительные размеры вирусов

Механизм проникновения вирусов в клетку Прикрепление вируса к клетке -хозяина. 2 . Проникновение вируса в клетку – инфицирование . 3. Настраивание метаболического аппарата хозяина на воспроизведение вириона. 4. Синтез вирусных белков и самосборка капсида . 5. Выход множества вирусов из клетки . 6. При этом кл етка либо погибает , либо остается жива.

Многообразие вирусов Болезни человека Вирус папилломы человека Ребенок, больной оспой Вирус гриппа (увеличен в 300 раз) Вирус герпеса

Многообразие вирусов Болезни растений Скрученность листьев Мозаичная болезнь табака

Многообразие вирусов Болезни животных Чума плотоядных животных Вирусная болезнь плотоядных животных ( болезнь Карре ) Ящур коров

СПИД-синдром приобретенного иммунодефицита СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита -эпидемическое заболевание, поражающее преимущественно иммунную систему человека, которая защищает его от различных болезнетворных микроорганизмов.

ВИЧ-вирус иммунодефицита человека Возбудитель болезни СПИДа - вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Относится к группе ретровирусов . РНК-содержащий вирус. Попадает в организм с кровью при сексуальных контактах с больными людьми, при введении внутривенно наркотиков, а также во время переливания крови при нарушении санитарных норм.

Вирусы - это неклеточные формы жизни, способные проникать в живую клетку и вызывать различные заболевания.

а ) нуклеиновой кислоты и капсида б) нуклеиновой кислоты и суперкапсида в ) нуклеиновой кислоты, капсида и суперкапсида ? Бактериофаг состоит из таких частей:

а) в головке б) в хвосте в) в шипах ? Бактериофаг содержит нуклеиновую кислоту:

а) от 20 до 300 нм б) от 20 до 30 нм в) от 200 до 400 нм ? Размер вирусов колеблется:

а) метаболизм б) наследственность в) изменчивость ? У вирусов отсутствует:

а) эндоцитоз б) экзоцитоз в) пиноцитоз ? Основной путь проникновения вируса в клетку:

а) оспу б) холеру в) туберкулез ? Вирус вызывает заболевание:

а) иммунодефицита б) герпеса в) оспы ? Какой вирус вызывает заболевание СПИД:

Беседа по вопросам Какие формы жизни существуют на Земле? Какие организмы относятся к неклеточным формам жизни? Назовите признаки живого организма, характерные для вирусов? Какое важное свойство живых организмов для вирусов не характерно? На какие две группы делятся вирусы по строению? Какое строение имеет простой вирус? Чем сложный вирус отличается от простого? Чем вирусы отличаются от бактерий? Назовите два пути проникновения вирусов в клетку? Что использует вирус при синтезе своих белков? Какие заболевания вызывают вирусы? Назовите меры профилактики заболевания СПИД.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции