Почему вирусы называют неклеточными формами жизни

Разделы: Биология

сформировать знания о вирусах как неклеточной форме жизни, их строении, особенностях жизнедеятельности, раскрыть их роль в природе и жизни человека.

Задачи:

  • познакомить учащихся с вирусами как неклеточной формой жизни;
  • изучить особенности жизнедеятельности в связи с внутриклеточным паразитизмом;
  • рассмотреть их значение в природе и жизни человека.
  • 1. История открытия вирусов.

    В 1892 году Д.И.Ивановский изучал болезнь табачной мозаики и установил, что ее возбудитель:

    • невидим в микроскоп даже при очень сильном увеличении;
    • проходит через фильтры, задерживающие бактерии;
    • его невозможно вырастить на искусственных питательных средах как клетки.

    Ученый предположил, что возбудителем болезни табака являются мельчайшие бактерии или выделяемые ими ядовитые вещества – токсины.

    В 1898 году независимо от Д.И.Ивановского такие же результаты получил микробиолог М.Бейеринг (Нидерланды). Он предположил, что мозаичную болезнь табака вызывает “жидкое заразное начало”, которое размножается только в живых организмах. Оба ученых были отчасти правы, но отчасти ошибались. Увидеть вирусы удалось лишь с открытием электронного микроскопа в 30-х годах ХХ в. Первым вирусом сфотографированным и наиболее изученным стал вирус табачной мозаики(ВТМ)

    С момента его открытия возникло немало вопросов:

    – это существа или вещества?

    – они живые или неживые?

    2. Работа с материалом учебника “Общая биология” под ред. Д.К.Беляева стр 67-69.

    На данном этапе урока учащиеся самостоятельно работают с учебным материалом и находят ответы на вопросы:

    • Почему вирусы получили такое название?
    • Какое строение имеет вирусная частица?
    • По каким признакам вирусы выделяют в особую империю в природе?
    • Почему вирусы называют неклеточной формой жизни?

    3. Классификация вирусов

    2) по содержанию генетического материала

    3) вирусы могут иметь разнообразные формы:

    • Палочковидные (ВТМ).
    • Пулевидные (вирус бешенства).
    • Сферические (полеомиелит, ВИЧ).
    • Нитевидные (филовирусы).
    • Форма многогранников – икосаэдр(грипп).

    4. Представление презентации учащихся об открытии вирусов (приложение 1).

    5. Рассказ учителя о жизнедеятельности вирусных частиц.

    Вирусы проявляют признаки жизни только в клетке. Это внутриклеточные паразиты, причем они паразитируют на генетическом уровне. Считают, что вирусы возникли в результате деградации клеточных организмов. Вирусы можно рассматривать как “группу генов, вышедших из под контроля генома клетки”. Ни один из известных вирусов не способен к самостоятельному существованию. Только внедряясь в клетку хозяина, вирус подавляет процессы транскрипции и трансляции веществ, необходимых клетке, и заставляет ее ферментные системы осуществлять репликацию своей нуклеиновой кислоты и биосинтез белков вирусных оболочек. После сборки вирусных частиц клетка погибает (это литическая вирусная инфекция), или продолжает существовать и производить новые вирусные поколения (персистентная вирусная инфекция). Если генетический материал вируса встраивается в хромосомы клетки, то при ее делении передается дочерним клеткам (латентная вирусная инфекция). Попавшие в клетку вирусы приводят к нарушению нормальных процессов в клетке, к ее гибели или заболеванию всего организма.

    6. Самостоятельная работа с учебником стр.69

    Учащиеся изучают текст и составляют тезисы по прочитанному о бактериофагах, их строении и значении. Использование фагов человеком.

    8. Представление проекта учащихся о вирусных заболеваниях и эпид. положении ( приложение 2 ).

    Вместе с учениками сравнить вирусы с живыми организмами и телами неживой природы и заполнить таблицу “Характерные черты вирусов”

    Признаки живых организмов Признаки неживых тел Особые признаки
    Самовоспроизведение Во внешней среде имеют форму кристаллов Очень мелких размеров
    Наследственность Не имеют клеточного строения Содержат только один тип нуклеиновой кислоты
    Изменчивость Не растут, не питаются Свойства живого проявляют только в клетке
    Приспособляемость Отсутствует обмен веществ Высокая скорость размножения

    Параграф 18, используя различные информационные ресурсы (учебник, энциклопедии, Интернет) заполнить таблицу “Вирусные заболевания человека, животных, растений”.

    данная разработка урока разработана для студентов первого курса СПО. рассказывает о стоение и значении вирусов.

    Тема урока: Вирусы – неклеточные формы жизни.

    Формирование знаний о неклеточных формах жизни – вирусах, их строении, классификации, эволюционном происхождении, размножении. Знакомство с историей развития вирусных заболеваний, некоторыми вирусными инфекциями.

    формировать умение составлять конспект по тексту и лекции преподавателя; развитие внимания студентов.

    целеполагание, планирование, составление плана и последовательности действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка усвоенного и того, что ещё лежит усвоению.

    Расширить знания о вирусах как неклеточных формах жизни, их строении, размножении, классификации, о роли в жизни человека, познакомить с историей открытия вирусов, рассмотреть специфический механизм взаимодействия вируса и клетки, некоторые вирусные инфекции, продолжить формирование умения обобщать, устанавливать причинно – следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы; продолжить развивать творческие способности учащихся, и закреплять навыки самостоятельной работы.

    Формировать навыки в решении поставленных задач, анализа и сравнения новой информации, самостоятельного поиска и анализа информации о вирусных заболеваниях.

    Тип урока: урок изучения новой темы.

    Оборудование: компьютер, презентация к теме.

    Скажи мне и я забуду.

    Покажи мне, и может быть, я запомню.

    Сделай меня соучастником, и я пойму.

    2.Этап всесторонней проверки домашнего задания. (самостоятельно отвечают на вопросы).

    Перечислите формы бактерий?

    Зарисовать строение бактериальной клетки, указать её органоиды?

    Перечислить вредные бактерии для кондитерских изделий?

    Перечислить полезные бактерии для кондитерских изделий?

    Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности студентов.

    С самого первого момента появления человека на Земле ему угрожала постоянная опасность. Его враги были очень малы, но приводили к серьезным последствиям. Их жертвы погибали от оспы, чумы, гриппа, СПИДа. Кто же были эти враги? О чем мы будем говорить сегодня? (О вирусах).

    - Каким же образом люди узнали о вирусах? Как и кем были открыты эти формы жизни?

    В 1852 году русский ботаник Ивановский Дмитрий Иосифович получил инфекционный экстракт из растений табака, пораженных мозаичной болезнью.

    В 1901 г. было обнаружено первое вирусное заболевание человека - жёлтая лихорадка. Это открытие было сделано американским военным хирургом У. Ридом и его коллегами.

    В 1907 году открыт вирус натуральной оспы

    1909 год – полиомиелита

    В 1911 г. Фрэнсис Раус доказал вирусную природу рака — саркомы кур Рауса.

    Вирусы — неклеточные формы жизни. Вирусы очень мелких размеров, примерно в 50 раз меньше бактерий. Разглядеть их с помощью светового микроскопа практически невозможно. Размножаются вирусы только в клетках растений, животных и человека, вызывая различные заболевания.

    Вирусы имеют очень простое строение и состоят из нуклеиновой кислоты и белковой оболочки и скорее напоминают частицу, нежели клетку. Вне клеток хозяина вирусная частица не проявляет никаких признаков жизни: не питается, не дышит, не растет, не размножается.

    Откуда же произошли вирусы? Существует несколько гипотез происхождения вирусов. Согласно первой из них, вирусы произошли от бактерий в результате их упрощения в процессе эволюции. Согласно второй, вирусы – потомки древних, доклеточных структур, перешедших к паразитическому образу жизни. Согласно третьей – вирусы – клеточные генетические структуры, ставшими относительно автономными, но сохранившими зависимость от клеток.


    Без внешних оболочек:

    Без внешних оболочек:

    Без внешних оболочек:

    Вирусы раневых опухолей, растений

    Без внешних оболочек:

    Полиомиелит, Энтеровирусы, Риновирусы ,

    Вирус табачной мозаики

    Вирусы кори, свинки, гриппа, бешенства,

    Вирусы способны к размножению, они обладают определенной наследственностью, воспроизводя себе подобных

    Все вирусы по своей природе – паразиты. Они способны воспроизводить себя, но только внутри живых клеток.

    Вирусы, как и другие организмы могут приспосабливаться к условиям внешней среды. Многие условия внешней среды влияют на вирус опосредованно через организм хозяина.

    Когда группа вирусов нападает на бактерии, их называют бактериофагами.

    Бактериофаги полностью разрушают бактериальные клетки и потому могут быть использованы для лечения бактериальных заболеваний, например дизентерии, брюшного тифа, холеры.

    Строение бактериофага ( стр.


    Свойства бактериофагов разрушать бактерии используется для предупреждения и лечения бактериальных заболеваний. Являются возбудителями таких заболеваний как: чума, брюшного тиф, дизентерия, сальномеллез.

    Роль вирусов в органическом мире.

    Вызывают заболевания растений, животных и человека.

    Используются как биологическое оружие.

    Регулируют численность живых организмов в биосфере.

    Являются объектом биотехнологий

    Задание для студентов. Исходя из данных таблицы, охарактеризуйте меры профилактики вирусных заболеваний. (заполнить примеры двух заболеваний, остальное заполнение таблицы дома).

    Поражаемые области тела

    Микровирус одного из трёх типов А, В, С

    Дыхательные пути, эпителий выстилающий трахеи и бронхи.

    Убитый вирус: штамм убитого вируса должен соответствовать штамму вируса вызывающего заболевание.

    Вирус натуральной оспы. ( ДНК – содержащий вирус).

    Дыхательные пути, затем кожа.

    Капельная инфекция (возможно контактная передача через раны).

    (РНК – содержащий вирус).

    Дыхательные пути от ротовой полости до бронхов, затем переход на кожу и кишечник.

    Дыхательные пути, шейные лимфатические узлы, глаза, кожа.

    Самые разные вирусы.

    Дыхательные пути, обычно только верхние.

    Живой или инактивированный вирус вводится путём внутримышечной инъекции.

    Многие путают два совершенно различных понятия - ВИЧ (Вирус иммунодефицита человека) -инфицированный и больной СПИДом (синдром приобретённого иммунодефицита). Разница заключается в том, что

    человек, инфицированный вирусом иммунодефицита, может в течение многих лет оставаться работоспособным, относительно здоровым человеком. Такой человек не представляет никакой опасности для окружающих.

    5.Первичное усвоение новых знаний. (проверка таблицы)

    Меры профилактики вирусных заболеваний

    1.Соблюдение здорового образа жизни

    2.Меры по повышению иммунитета

    3.Повышение санитарной культуры населения

    4.Своевременное выявление и лечение больных

    5.Ношение марлевых повязок при контакте с больными

    6.Соблюдение санитарно-гигиенических правил

    6. Первичная проверка понимания.

    А) прокариотическая клетка

    В) неклеточная форма жизни

    2. Вирусы состоят из

    А) белков и нуклеиновой кислоты

    Б) целлюлозы и белков

    Г) ядра и цитоплазмы

    3. Белковая оболочка, в которую заключен геном вируса, называется

    А. вирион Б. капсула В. вироид Г. капсид

    4.Наследственная информация заключена в ДНК у вирусов, вызывающих следующие заболевания:

    А) СПИД Б) паротит

    В) герпес Г) корь

    Если нет ни одной ошибки – 5,

    Если одна или две ошибки – 4,

    Если более двух ошибок – 3.

    7.Закрепление. (тест все вместе)

    Назовите неклеточные формы жизни:

    А) прокариоты б) эукариоты в) цианеи

    Как называются вирусы, поражающие бактерии:

    А) прокариоты б) бактериофаги в) рибосомы

    Какой вирус был открыт самым первым:

    А) вирус табачной мозаики б) вирус гриппа в) вирус оспы г) вирус СПИДа

    4. С какими клетками взаимодействует вирус гриппа:

    А) клетки печени б) клетки эпителия носовой полости

    в) лимфоциты г) клетки крови

    5. Как называется белковая оболочка вирусов:

    А) капсула б) капсид в) клеточная стенка г) цитоплазматическая мембрана

    Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. (анализ написания тестовых работ)

    9.Информация о домашнем задании, инструктажжж по его выполнению. Творческая работа студентов по написанию синквейна. (вирус). Подготовка к проверочной работе.

    Синквейн – это краткая запись основной обсуждаемой проблемы.

    Правила написания синквейна (на доске):

    В синквейне 5 строк:

    понятие (одно слово)

    прилагательные (два слова)

    глаголы (три слова)

    предложение (из четырех слов)

    существительное (одно слово)

    Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.

    Пример синквейна по данной теме (на доске):

    2. Опасный, смертельный.

    3. Калечит, уродует, разрушает.

    4. Чаще распространяется из–за невежества.

    10.Рефлексия. (подведение итогов занятия)

    Предмет, класс: общая биология (базовый уровень), 10класс (социально-экономический)

    Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: урок-исследование. Тип и форма урока я выбрала исходя из особенностей учащихся данного класса. Их достаточно высокий уровень интеллектуальных способностей позволяет применять в этом классе исследовательские формы работы. Они быстро входят в рабочий ритм, поэтому организационный этап всегда проходит чётко и быстро. Эти ученики любят решать проблемные задачи, что позволяет часто использовать методику проблемного обучения. Серьёзное отношение к учебной деятельности и их высокая работоспособность позволяет постоянно использовать дополнительный учебный материал. Кроме того, несколько учащихся данного класса нацелены на сдачу ЕГЭ по биологии, что требует дифференцированного подхода с моей стороны. На данном уроке эти учащиеся были руководителями групп, а в конце урока при определении домашнего задания получили дополнительные задания.

    Образовательные: - изучат особенности строения и жизнедеятельности вирусов, - выяснят роль вирусов в возникновении инфекционных заболеваний; - узнают о способах распространения и мерах профилактики различных вирусных заболеваний, в том числе СПИДа. Развивающие: - продолжат формирование валеологических знаний о правилах личной гигиены; - смогут проявить и закрепить навыки исследовательской и групповой работы. Воспитательные: - убедятся в необходимости ведения здорового образа жизни; - проведут самоанализ деятельности; - повысят уровень коммуникативной культуры.

    Постановка данных целей совместно с учащимися способствует формированию ценностно-смысловых компетенций.

    На втором этапе актуализации знаний проверка проводилась в форме терминологического мини-экзамена, который позволяет в быстрой и эффективной форме опросить всех учащихся класса, при этом используются элементы взаимопомощи и соревновательности.

    На следующих этапах урока использованы такие виды и формы учебной деятельности, как работа с дидактическим материалом (таблицы), просмотр презентаций и видеоролика, решение проблемного вопроса, составление синквейна, которые, чередуясь, позволяют поддерживать работоспособность учащихся на высоком уровне, не приводя к утомлению.

    По ходу урока используется большое количество наглядных пособий и материалов, ТСО, что повышает интерес и мотивацию к учению. В конце урока при рефлексии и оценивании деятельности учащихся используются элементы самоконтроля и самоанализа. Домашнее задание носит закрепительный характер, но в то же время имеет дифференцированный подход.

    Особую роль с позиций здоровьесберегающих технологий играет использование на уроке физкультминутки, смена видов учебной деятельности, чередование способов преподавания, наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ, связь содержания урока с жизнью, создание дружелюбной психологической атмосферы. Всё это способствует формированию компетенций личностного самосовершенствования. Активность учеников на уроке была достаточно высокой, что свидетельствует об отсутствии утомления, а это является необходимым условием здоровьесберегающих уроков.

    Темп и плотность урока поддерживались на высоком уровне в связи с достаточно хорошим уровнем знаний и умений учащихся, их интеллектуальными и психологическими возможностями. Структура урока, на мой взгляд, оптимальна, соответствует теме и поставленным целям. Результатами работы явилось то, что учащиеся в процессе исследовательской групповой работы изучили материал о вирусах как источнике опасности для здоровья, сами формулировали меры профилактики вирусных заболеваний, особенно СПИДа, что очень актуально на сегодняшний день, хорошо взаимодействовали друг с другом. Поэтому, исходя из результатов, я могу сделать вывод о том, что цели урока достигнуты.

    Недостатки урока и их причины (гигиенические условия).

    Открытие вирусов

    В 1892 году Д.И. Ивановский (см. Рис. 1), изучая мозаичную болезнь табака (см. Рис. 2), установил, что причиной заболевания является некое инфекционное начало, содержащееся в листьях больных растений, которое проходит через фильтр, задерживающий обыкновенные бактерии. Если профильтрованный сок внести в листья здоровых растений, то они также заболевают мозаичной болезнью.


    Рис. 1. Д.И. Ивановский


    Рис. 2. Мозаичная болезнь табака

    В 1898 году независимо от Ивановского аналогичные результаты получил голландский микробиолог М. Бейеринк. Однако он предположил, что мозаичную болезнь табака вызывают не мельчайшие бактерии, а некое жидкое заразное начало, которое он назвал фильтрующим вирусом.

    Размеры вирусов определяются нанометрами (20-200 нм), поэтому их изучение началось после открытия электронного микроскопа. В настоящее время описаны вирусы практически всех групп живых организмов.

    Строение вирусов

    Вирусы – неклеточные формы жизни. Они состоят (см. Рис. 3) из фрагмента генетического материала (РНК или ДНК), составляющего сердцевину вируса, и защитной оболочки, которая называется капсид. У некоторых вирусов (герпес, грипп) есть дополнительная липопротеидная оболочка – суперкапсид, которая возникает из плазматической мембраны клетки-хозяина.


    Рис. 3. Строение вируса

    Вирусы не способны к самостоятельной жизнедеятельности. Они могут проявлять свойства живого, только попав в клетку-хозяина. Они используют потенциал и энергию этой клетки для создания своих новых вирусных частиц, следовательно, вирусы являются внутриклеточными паразитами.

    Размножение вирусов

    Обычно вирус связывается с поверхностью клетки-хозяина и проникает внутрь. Каждый вирус ищет своего хозяина, то есть клетки строго определенного вида. Например, вирус – возбудитель гепатита (желтуха) проникает и размножается только в клетках печени, а вирус эпидемического паротита (свинка) – только в клетках околоушных слюнных желез человека.

    Проникнув внутрь клетки-хозяина, вирусная ДНК или РНК начинает взаимодействовать с ее генетическим аппаратом таким образом, что клетка начинает синтезировать белки, свойственные вирусу (см. Рис. 4).


    Рис. 4. Схема репродукции вируса

    При заражении ретровирусом (например, вирус иммунодефицита человека (ВИЧ)), у которого в качестве генетического материала используется молекула РНК, наблюдается другая картина. При попадании ретровируса в клетку-хозяина происходит обратная транскрипция. То есть на основе вирусной РНК синтезируется вирусная ДНК, которая встраивается в ДНК человека. Такой тип взаимодействия вируса с клеткой называется интегративным, а встроенная в состав хромосомы клетки ДНК вируса называется провирусом. Далее провирус реплицируется (удваивается) в составе хромосомы и переходит в геном дочерних клеток. Однако под влиянием некоторых физических и химических факторов провирус может выщепляться из хромосомы клетки и переходить к продуктивному типу взаимодействия, то есть синтезировать новые вирусные частицы.

    При заражении ВИЧ человек чувствует себя здоровым, пока вирусный генетический материал встроен в хромосому человека. Однако при выщеплении этого вирусного генетического материала из клетки она начинает образовывать новые вирусные частицы, вследствие чего развивается смертельное заболевание – синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД).

    Вирусы являются возбудителями большого количества заболеваний человека: корь, грипп, оспа, краснуха, энцефалит, свинка, гепатиты, СПИД. Известен также целый ряд заболеваний растений, вызываемых вирусами, например мозаичная болезнь табака, томатов, огурцов или скручивание листьев картофеля. Всего описано около 500 видов вирусов, поражающих клетки позвоночных животных, и около 300 вирусов растений. Некоторые вирусы участвуют в злокачественном перерождении клеток и тем самым провоцируют онкологические заболевания.

    ДНК- и РНК-содержащие вирусы

    В зависимости от содержащегося генетического материала вирусы подразделяются на ДНК-содержащие и РНК-содержащие.

    Одноцепочные РНК-содержащие вирусы подразделяются на:

    1. Плюс-нитевые (положительные). Плюс-нить РНК этих вирусов вы­полняет наследственную (геномную) функцию и функцию информационной РНК (иРНК).

    2. Минус-нитевые (отрицательные). Минус-нить РНК этих вирусов выпол­няет только наследственную функцию.

    К РНК-содержащим вирусам относятся более
    вирусов, вызывающих респираторные заболевания, а также вирус гриппа, кори, краснухи, свинки, ВИЧ. Также существует специфическая группа вирусов – арбовирусы, которые переносятся членистоногими.

    Двухцепочные ДНК-содержащие вирусы вызывают такие заболевания, как папиллома человека или герпес, гепатит В (гепатит А и гепатит С вызывается РНК-содержащими вирусами).

    ДНК-содержащие вирусы поражают также растения. Они вызывают, например, золотую мозаику бобов или полосатость у кукурузы.

    Вирус гепатита С

    По своему строению вирус гепатита С – это РНК-содержащий вирус, имеющий сферическую форму, сложно устроенный (см. Рис. 5).

    В качестве генетического материала такой вирус содержит линейную однонитчатую молекулу РНК.


    Рис. 5. Гепатит С

    Вопреки бытующим предрассудкам, подцепить вирус гепатита C невозможно через социальные контакты (поцелуи, объятия), через продукты или воду, через грудное молоко. Вы ничем не рискнете, если разделите с носителем вируса трапезу или напитки. Заразиться гепатитом C можно при контакте с кровью инфицированного человека либо половым путем.

    В настоящее время для лечения гепатита С используют два препарата: Интерферон альфа и Рибавирин.

    Бактериофаги


    Рис. 6. Бактериофаг (Источник)

    Особую группу вирусов составляют бактериофаги (или просто фаги), которые заражают бактериальные клетки (см. Рис. 6). Фаг укрепляется на поверхности бактерии при помощи специальных ножек и вводит в ее цитоплазму полый стержень, через который проталкивает внутрь клетки свою ДНК или РНК. Таким образом, генетический материал фага попадает внутрь бактериальной клетки, а капсид остается снаружи. В цитоплазме начинается репликация генетического материала фага, синтез его белков, построение капсида и сборка новых фагов. Уже через 10 мин после заражения в бактерии формируются новые фаги, а через полчаса бактериальная клетка разрушается, и из нее выходят около 200 заново сформированных вирусов – фагов, способных заражать другие бактериальные клетки (см. Рис. 7). Некоторые фаги используются человеком для борьбы с болезнетворными бактериями, вызывающими холеру, дизентерию, брюшной тиф.


    Рис. 7. Схема размножения бактериофага (Источник)

    Список литературы

    1. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10-11 класс Дрофа, 2005.
    2. Биология. 10 класс. Общая биология. Базовый уровень / П.В. Ижевский, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина и др. – 2-е изд., переработанное. – Вентана-Граф, 2010. – 224 стр.
    3. Беляев Д.К. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 11-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2012. – 304 с.
    4. Агафонова И.Б., Захарова Е.Т., Сивоглазов В.И. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 6-е изд., доп. – Дрофа, 2010. – 384 с.

    Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

    Домашнее задание

    Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

    Опрос

    Как вы считаете, в каком состоянии находится детское кино в России?

    В упадочном. На экраны выходит слишком мало фильмов для детей!

    Фильмы для детей, конечно, снимают, но их качество меня не устраивает

    Чтобы возродить детское кино, государству следует в первую очередь поддерживать воспитывающие и добрые кинопроекты

    Не знаю. В городе, где я живу, в кинотеатрах всегда показывают много детских фильмов - старых и новых

    Всего проголосовало: 248

    Текущий номер

    Учитель - это профессия, которая всегда с тобой

    номер 15, от 14 апреля 2020


    У педагогов на карантине выходных нет. Они не сидят без дела в соцсетях, не читают хронику эпидемии, не смотрят фильмы, которые рекламируются для скрашивания досуга. Они заняты освоением платформ и составлением видеоуроков, подбором дистанционных заданий, налаживанием каналов обратной связи. И несмотря на загруженность, они с тревогой думают о будущем. Когда и каким будет первый недистанционный урок? Какими вернутся дети? Сможет ли школа выйти из кризиса без потерь?

    "Если человек имеет высшее образование как элемент общей культуры, хочет работать в школе и готов потратить время на подготовку к сдаче экзамена на профстандарт, его вполне можно допустить к преподаванию даже авансом при наличии обязательства, скажем, в течение года пройти соответствующие курсы без отрыва от производства", – считает академик РАО Виктор Болотов. Сложностям профстандарта посвящена его авторская колонка в новом номере.

    Российские вузы вот уже несколько недель находятся на дистанционном обучении. Что думают о новом формате студенты? Страдает ли качество обучения при удаленной работе? Появилось ли больше времени для личной жизни и дополнительной подготовки? Читайте мнения ребят из разных регионов страны в рубрике "Студсовет"!

    В самоизоляции у многих появилось появилось больше времени для чтения. Чтобы перевести внимание, прикованное к пандемии, в более конструктивное русло, представляем авторский обзор книг об эпидемиях, написанных в разное время. Невозможно не заметить, насколько обстоятельства и реалии эпидемий прошлых эпох перекликаются с днем сегодняшним.

    Наши приложения

    1 марта 2012 года в 21:55

    Урок биологии на тему: "Неклеточные формы жизни. Вирусы"

    Цели урока: 1. Образовательная: расширить и углубить знания учащихся о неклеточных формах жизни - вирусах и бактериофагах. Раскрыть особенности их строения и жизнедеятельности как внутриклеточных паразитов растений, животных и человека. 2. Развивающая: развитие познавательных процессов: памяти - через работу с новыми понятиями, логического мышления - через построение умозаключений, внимания - через умение анализировать, сравнивать, делать выводы, подводить итоги. Развитие умений графического построения, работы с учебником, таблицами. 3. Воспитательная: формирование патриотического воспитания через гордость за отечественного ученого, сделавшего величайшее открытие в области вирусологии. Осуществление санитарно-гигиенического воспитания. Развитие стремления прийти на помощь, навыков работы в группе.
    Ирина Месникова


    Грипп, ОРЗ, СПИД, ящур, атипичная пневмония, бешенство, краснуха, корь, энцефалит, детский паралич.

    Список можно продолжить. Наверняка каждый из нас неоднократно слышал об этих заболеваниях. Что у них общего? Каким образом они возникают?

    1) История открытия и развития знаний о вирусах:

    . Его имя в науке о вирусах следует рассматривать почти в том же свете, как имена Пастера и Коха в бактериологии. Имеются все основания считать Ивановского отцом новой науки - вирусологии.

    В 1887 году в Крыму плантации табака поразила неизвестная болезнь: листья растений покрывались абстрактным рисунком, растекавшимся по листу, словно красочная мозаика, переливающаяся с одного листа на другой, от одного растения к другому. Сельское хозяйство несло большие убытки.

    На место происшествия был направлен молодой ученый, выпускник Санкт-Петербургского университета Дмитрий Ивановский. Сделано бессчетное количество опытов и исследований по изучению возбудителя.

    И вот в 1892 году мир науки сотрясла новость - обнаружена новая, неизвестная ранее форма жизни, открыты необычайно микроскопические организмы, проходящие сквозь самые узкие отверстия фильтров.

    За открытием Ивановского последовали новые открытия вирусов и вирусных заболеваний растений, животных и человека: грипп, ящур, оспа, чума, герпес - и, наконец, открыт вирус СПИДа.

    Открытие вирусов принесло мировую славу отечественному ученому - Дмитрию Иосифовичу Ивановскому.

    Какую форму жизни открыл Д.И.Ивановский?

    Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте вспомним уровни клеточной организации живых организмов.

    Ответ: Уровни организации живых организмов

    Клеточные организмы Неклеточные организмы

    2) Вирусы - неклеточная форма жизни: особенности строения, химической организации и классификации вирусов.

    Естествознание так ясно показывает, что самое таинственное, самое волшебное протекает необыкновенно просто, открыто и без всякой магии.

    Вирусы - это неклеточная форма жизни. Они являются внутриклеточными облигатными паразитами. Вне клетки-хозяина вирусы не проявляют никаких свойств живого организма.

    Вирусы - мельчайшие организмы. Их размеры меньше половины длины световой волны, поэтому их размеры измеряют в нанометрах (1 нм = 10-9 м). Размеры вирусов колеблются в пределах от 20 до 300 нм. Форма вирусных частиц бывает самой разнообразной.

    Вне зависимости от типа инфекции и характера вызываемого заболевания все вирусы можно рассматривать как генетические элементы, одетые в защитную белковую оболочку и способные переходить из одной клетки в другую.

    Вирусы довольно просто устроены. Отдельная вирусная частица называется вирионом. Вирион представляет собой симметричное тело, состоящее из повторяющихся элементов. В сердцевине вириона находится генетический материал, представленный молекулами нуклеиновых кислот.

    Какие виды нуклеиновых кислот вам известны и каково строение их макромолекул?

    ДНК - две спирально закрученные нити, состоящие из отдельных дезоксинуклеотидов;

    РНК - линейный одноцепочечный полимер, состоящий из рибонуклеотидов.

    Генетический материал вирусов, называемый геномом, состоит из молекул ДНК или РНК, никогда обе кислоты не встречаются в вирионе одного вируса.

    На этом основании все вирусы делятся на две большие группы:

    I. ДНК-содержащие вирусы - дезоксивирусы;

    II. РНК-содержащие вирусы - рибовирусы.

    Капсид защищает вирус от действия ультрафиолета и других разрушающих веществ.

    Многие вирусы помимо белкового капсида имеют внешнюю мембрану, состоящую из белков, липидов и полисахаридов. Такая внешняя оболочка называется суперкапсидом.

    Модель вируса табачной мозаики: 1 - белковая оболочка, 2 - РНК.

    Таким образом, подводя итоги строения и химической организации, мы можем выделить химические вещества, входящие в состав вирусов:

    Размножение вирусов принципиально отличается от размножения других организмов.

    Оно происходит только внутри клетки-хозяина и включает три этапа:

    1. Вирусная нуклеиновая размножается путем репликации.

    2. Синтезируются белки капсида.

    3. Происходит сборка вириона (формирование вирусный частицы).

    В результате в одной клетке образуется большое количество вирусных частиц, а клетки хозяина погибают. Возникает инфекционный процесс.

    Вирусы вызывают различные заболевания растений, животных и человека. О некоторых вирусных инфекциях человека нам расскажут специалисты.

    Выступления учащихся с докладами:

    2. Атипичная пневмония

    Давайте подведем итоги.

    Являются ли вирусы представителями живой природы?

    Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним критерии живого вещества (признаки живых организмов).

    Для живого характерны следующие критерии:

    1. Единство химического состава.

    2. Обмен веществ и энергии.

    3. Способность к самовоспроизведению.

    6. Способность к росту и развитию.

    Лишь весь этот комплекс критериев можно считать достаточным и необходимым для определения живого. Если тело не отвечает хотя бы одному критерию, то его живым считать нельзя.

    Теперь давайте вспомним характеристики вирусов:

    1. Химический состав представлен только органическими веществами, а такие важные неорганические компоненты, как вода и минеральные соли, отсутствуют.

    2. Вирусы не вырабатывают энергии, не потребляют пищу.

    3. Вирусы не растут и не имеют обмена веществ.

    Но - они способны:

    1. Воспроизводить себе подобных (размножаться).

    2. Обладают наследственностью и изменчивостью, т.к. обладают генетическим материалом.

    Какой вывод можно сделать, вирусы - живые или неживые организмы?

    Вирусы относятся к живым организмам, т.к. обладают рядом свойств живого организма.

    Отличия вирусов от организмов с клеточной организацией:

    1. Не имеют структурных составляющих.

    2. Могут существовать только как внутриклеточные паразиты и не могут размножаться вне клеток тех организмов, в которых паразитируют.

    3. Содержат лишь один из типов нуклеиновых кислот - либо ДНК, либо РНК (все клеточные организмы содержат и ДНК, и РНК одновременно).

    4. Для размножения вирусов нужна только нуклеиновая кислота.

    5. Не имеют собственных систем метаболизма.

    Ответьте на вопросы:

    1. Вирусы вызывают различные заболевания растений, животных и человека. Трудно ли с ними бороться? (Ответ мотивируйте).

    2. Грипп и СПИД - заболевания, вызываемые вирусами. Почему грипп почти всегда излечим, а СПИД - смертелен?

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

    Copyright © Иммунитет и инфекции