Охарактеризуйте меры борьбы с вирусными инфекциями


ПРАВИЛО 1. ЧАСТО МОЙТЕ РУКИ С МЫЛОМ

Чистите и дезинфицируйте поверхности, используя бытовые моющие средства.
Гигиена рук - это важная мера профилактики распространения гриппа и коронавирусной инфекции. Мытье с мылом удаляет вирусы. Если нет возможности помыть руки с мылом, пользуйтесь спиртсодержащими или дезинфицирующими салфетками.
Чистка и регулярная дезинфекция поверхностей (столов, дверных ручек, стульев, гаджетов и др.) удаляет вирусы.

ПРАВИЛО 2. СОБЛЮДАЙТЕ РАССТОЯНИЕ И ЭТИКЕТ

Вирусы передаются от больного человека к здоровому воздушно -капельным путем (при чихании, кашле), поэтому необходимо соблюдать расстояние не менее 1 метра от больных.
Избегайте трогать руками глаза, нос или рот. Вирус гриппа и коронавирус распространяются этими путями.
Надевайте маску или используйте другие подручные средства защиты, чтобы уменьшить риск заболевания.
При кашле, чихании следует прикрывать рот и нос одноразовыми салфетками, которые после использования нужно выбрасывать.
Избегая излишние поездки и посещения многолюдных мест, можно уменьшить риск заболевания.


ПРАВИЛО 3. ВЕДИТЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровый образ жизни повышает сопротивляемость организма к инфекции. Соблюдайте здоровый режим, включая полноценный сон, потребление пищевых продуктов богатых белками, витаминами и минеральными веществами, физическую активность.

ПРАВИЛО 4. ЗАЩИЩАЙТЕ ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕДИЦИНСКОЙ МАСКИ

Среди прочих средств профилактики особое место занимает ношение масок, благодаря которым ограничивается распространение вируса.
Медицинские маски для защиты органов дыхания используют:
- при посещении мест массового скопления людей, поездках в общественном транспорте в период роста заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями;
- при уходе за больными острыми респираторными вирусными инфекциями;
- при общении с лицами с признаками острой респираторной вирусной инфекции;
- при рисках инфицирования другими инфекциями, передающимися воздушно-капельным путем.

КАК ПРАВИЛЬНО НОСИТЬ МАСКУ?

Маски могут иметь разную конструкцию. Они могут быть одноразовыми или могут применяться многократно. Есть маски, которые служат 2, 4, 6 часов. Стоимость этих масок различная, из-за различной пропитки. Но нельзя все время носить одну и ту же маску, тем самым вы можете инфицировать дважды сами себя. Какой стороной внутрь носить медицинскую маску - непринципиально.
Чтобы обезопасить себя от заражения, крайне важно правильно ее носить:
- маска должна тщательно закрепляться, плотно закрывать рот и нос, не оставляя зазоров;
- старайтесь не касаться поверхностей маски при ее снятии, если вы ее коснулись, тщательно вымойте руки с мылом или спиртовым средством;
- влажную или отсыревшую маску следует сменить на новую, сухую;
- не используйте вторично одноразовую маску;
- использованную одноразовую маску следует немедленно выбросить в отходы.
При уходе за больным, после окончания контакта с заболевшим, маску следует немедленно снять. После снятия маски необходимо незамедлительно и тщательно вымыть руки.
Маска уместна, если вы находитесь в месте массового скопления людей, в общественном транспорте, а также при уходе за больным, но она нецелесообразна на открытом воздухе.
Во время пребывания на улице полезно дышать свежим воздухом и маску надевать не стоит.
Вместе с тем, медики напоминают, что эта одиночная мера не обеспечивает полной защиты от заболевания. Кроме ношения маски необходимо соблюдать другие профилактические меры.

ПРАВИЛО 5. ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ГРИППОМ, КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ?

Оставайтесь дома и срочно обращайтесь к врачу.
Следуйте предписаниям врача, соблюдайте постельный режим и пейте как можно больше жидкости.

КАКОВЫ СИМПТОМЫ ГРИППА/КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ высокая температура тела, озноб, головная боль, слабость, заложенность носа, кашель, затрудненное дыхание, боли в мышцах, конъюнктивит. В некоторых случаях могут быть симптомы желудочно-кишечных расстройств: тошнота, рвота, диарея.

КАКОВЫ ОСЛОЖНЕНИЯ
Среди осложнений лидирует вирусная пневмония. Ухудшение состояния при вирусной пневмонии идёт быстрыми темпами, и у многих пациентов уже в течение 24 часов развивается дыхательная недостаточность, требующая немедленной респираторной поддержки с механической вентиляцией лёгких. Быстро начатое лечение способствует облегчению степени тяжести болезни.

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ В СЕМЬЕ КТО-ТО ЗАБОЛЕЛ ГРИППОМ/
КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ?
Вызовите врача.
Выделите больному отдельную комнату в доме. Если это невозможно, соблюдайте расстояние не менее 1 метра от больного.
Ограничьте до минимума контакт между больным и близкими, особенно детьми, пожилыми людьми и лицами, страдающими хроническими заболеваниями.
Часто проветривайте помещение.
Сохраняйте чистоту, как можно чаще мойте и дезинфицируйте поверхности бытовыми моющими средствами.
Часто мойте руки с мылом.
Ухаживая за больным, прикрывайте рот и нос маской или другими защитными средствами (платком, шарфом и др.).Ухаживать за больным должен только один член семьи.
СОХРАНИТЕ СЕБЕ ТЕЛЕФОНЫ ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ

Министерство здравоохранения Республики Мордовия – 8 800 100-46-60.

Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия –
8(8342)24-02-52, 8(8342)24-16-89.


Вирусные заболевания поражают клетки, в которых уже имеются нарушения, чем пользуется возбудитель. Современные исследования доказали, что происходит это только при сильном ослаблении иммунитета, уже не могущего на должном уровне бороться с угрозой.

Особенности вирусных инфекций

После открытия бактерий стало понятно, что есть и другие причины болезней. Впервые о вирусах заговорили в конце 19 века, в наши дни изучено более 2 тысяч их разновидностей. Общее у них тоже есть – вирусная инфекция нуждается в живой материи, потому что обладает только генетическим материалом. При встраивании вируса в клетку ее геном меняется, и она начинает работать на проникшего извне паразита.

Этих возбудителей принято различать по генетическому признаку:

  • ДНК – простудные вирусные заболевания человека, гепатит В, герпес, папилломатоз, ветряная оспа, лишай;
  • РНК – грипп, гепатит С, ВИЧ, полиомиелит, СПИД.

Вирусные заболевания можно классифицировать и по механизму влияния на клетку:

  • цитопатическое – накопившиеся частицы разрывают и убивают ее;
  • иммуноопосредованное – встроившийся в геном вирус спит, а на поверхность выходят его антигены, ставя клетку под удар иммунной системы, которая считает ее агрессором;
  • мирное – антиген не вырабатывается, латентное состояние сохраняется долго, репликация стартует при создании благоприятных условий;
  • перерождение – клетка мутирует в опухолевую.

Свое распространение вирусная инфекция осуществляет:

  1. Воздушно-капельно. Респираторные вирусные инфекции передаются за счет втягивания частичек слизи, разбрызганных во время чихания.
  2. Парентерально. В этом случае болезнь попадает от матери к ребенку, во время медицинских манипуляций, секса.
  3. Через еду. Вирусные заболевания попадают с водой или пищей. Иногда они долго находятся в спящем режиме, проявляясь только под внешним влиянием.

Многие вирусы распространяться быстро и массово, что провоцирует возникновение эпидемий. Причины тому следующие:

  1. Простота распространения. Многие серьезные вирусы и вирусные заболевания легко передаются через капельки слюны, попавшие внутрь с дыханием. В таком виде возбудитель может продолжительное время поддерживать активность, поэтому способен найти нескольких новых носителей.
  2. Скорость размножения. После попадания в организм клетки поражаются одна за другой, предоставляя необходимую питательную среду.
  3. Сложность устранения. Не всегда известно, как лечить вирусную инфекцию, связано это с малоизученностью, возможностью мутаций и сложностями диагностирования – на начальной стадии легко спутать в другими проблемами.


Течение вирусных заболеваний может отличаться в зависимости от их типа, но есть общие моменты.

  1. Лихорадка. Сопровождается подъемом температуры до 38 градусов, без нее проходят только легкие формы ОРВИ. Если температура более высокая, то это говорит о тяжелом течении. Сохраняется она не дольше 2 недель.
  2. Сыпь. Вирусные заболевания кожи сопровождаются этими проявлениями. Они могут выглядеть как пятна, розеолы и везикулы. Характерно для детского возраста, во взрослом высыпания встречаются реже.
  3. Менингит. Возникает при энтеровирусе и гриппе, чаще сталкиваются дети.
  4. Интоксикация – потеря аппетита, тошнота, головная боль, слабость и заторможенность. Эти признаки вирусного заболевания обусловлены токсинами, выделяемыми возбудителем в процессе деятельности. Сила воздействия зависит от серьезности болезни, тяжелее приходится детям, взрослые могут и не заметить его.
  5. Диарея. Характерна для ротавирусов, стул водянистый, не содержит крови.

Вирусные заболевания человека – список

Невозможно назвать точное число вирусов – они постоянно видоизменяются, пополняя обширный перечень. Вирусные заболевания, список которых представлен ниже, являются самыми известными.

  1. Грипп и простуда. Их признаками являются: слабость, повышенная температура, боль в горле. Используются противовирусные препараты, при присоединении бактерий дополнительно назначают антибиотики.
  2. Краснуха. Под удар попадают глаза, дыхательные пути, шейные лимфоузлы и кожа. Распространяется воздушно-капельным способом, сопровождается высокой температурой и кожными высыпаниями.
  3. Свинка. Поражаются дыхательные пути, в редких случаях у мужчин поражаются семенники.
  4. Желтая лихорадка. Вредит печени и кровеносным сосудам.
  5. Корь. Опасна детям, затрагивает кишечник, дыхательные пути и кожу.
  6. Ларингит. Нередко возникает на фоне других проблем.
  7. Полиомиелит. Проникает в кровь через кишечник и дыхание, при поражении головного мозга наступает паралич.
  8. Ангина. Существует несколько видов, характерны головная боль, высокая температура, сильная боль в горле и озноб.
  9. Гепатит. Любая разновидность вызывает желтизну кожи, потемнение мочи и бесцветность кала, что говорит о нарушении нескольких функций организма.
  10. Тиф. Редок в современном мире, поражает кровеносную систему, может привести к тромбозу.
  11. Сифилис. После поражения половых органов возбудитель попадает в суставы и глаза, распространяется дальше. Долго не имеет симптомов, поэтому важны периодические обследования.
  12. Энцефалит. Поражается головной мозг, гарантировать излечение нельзя, высок риск смерти.

Самые опасные вирусы в мире для человека


Перечень вирусов, которые представляют самую большую опасность для нашего организма:

  1. Хантавирус. Возбудитель передается от грызунов, вызывает различные лихорадки, смертность при которых колеблется от 12 до 36%.
  2. Грипп. Сюда относятся самые опасные вирусы, известные из новостей, разные штаммы могут стать причиной пандемии, тяжелое течение больше затрагивает пожилых и маленьких детей.
  3. Марбург. Открыт во второй половине 20 века, является причиной геморрагической лихорадки. Передается от животных и зараженных людей.
  4. Ротавирус. Становится причиной диареи, лечение простое, но в малоразвитых странах от него умирает каждый год 450 тысяч детей.
  5. Эбола. По данным на 2015 год смертность составляет 42%, передается при контакте с жидкостями зараженного человека. Признаками являются: резкое повышение температуры, слабость, боль в мышцах и горле, сыпь, диарея, рвота, возможны кровотечения.
  6. Денге. Смертность оценивается в 50%, характерна интоксикация, сыпь, лихорадка, поражение лимфоузлов. Распространена в Азии, Океании и Африке.
  7. Оспа. Известна давно, опасна только людям. Характерны сыпь, высокая температура, рвота и головная боль. Последний случай заражения произошел в 1977 году.
  8. Бешенство. Передается от теплокровных животных, поражает нервную систему. После появления признаков успех лечения почти невозможен.
  9. Ласса. Возбудителя переносят крысы, впервые открыт в 1969 году в Нигерии. Поражаются почки, нервная система, начинается миокардит и геморрагический синдром. Лечение тяжелое, лихорадка уносит до 5 тысяч жизней ежегодно.
  10. ВИЧ. Передается через контакт с жидкостями зараженного человека. Без лечения есть шанс прожить 9-11 лет, его сложность заключается в постоянном мутировании штаммов, убивающих клетки.

Борьба с вирусными заболеваниями

Сложность борьбы заключается в постоянном изменении известных возбудителей, делающих привычное лечение вирусных заболеваний малоэффективным. Это делает необходимым поиск новых лекарств, но на современном этапе развития медицины большинство мер разрабатывается быстро, до перехода эпидемического порога. Приняты следующие подходы:

  • этиотропный – предотвращение воспроизводства возбудителя;
  • хирургический;
  • иммуномодулирующий.

В ходе болезни всегда идет угнетение иммунитета, иногда требуется его усилить для уничтожения возбудителя. В ряде случаев при вирусном заболевании дополнительно назначаются антибиотики. Необходимо это, когда присоединяется бактериальное заражение, которое убивается только таким путем. При чистом вирусном заболевании прием этих средств не принесет только ухудшит состояние.

  1. Вакцинация – эффективна против конкретного возбудителя.
  2. Усиление иммунитета – профилактика вирусных инфекций этим путем подразумевает закаливание, правильное питание, поддержку при помощи растительных экстрактов.
  3. Меры предосторожности – исключение контактов с больными людьми, исключение незащищенных случайных половых связей.


На сегодняшний день в мире известно более тысячи видов бактерий и вирусов, и с каждым годом их число только растет. Специалисты в области медицины стараются идти в ногу со временем, создавая новые лекарства и вакцины, однако количество инфекционных больных становится все больше.

Вирусы, бактерии и грибки, которые являются причиной человеческих недугов, мгновенно адаптируются к любым нововведениям в сфере микробиологии и иммунологии.

В чем же заключается борьба с инфекциями, и каковы ее правила? Для ответа на этот вопрос потребуется почерпнуть знания из медицинской литературы.

Инфекция: значение и типы

Бактериальные инфекции способны вызвать такие болезни как: ангина, менингит, холера, сибирская язва, дифтерия и другие. Симптомы разные, в основном это боли в животе и тошнота.

Причинами появления болезней, возбудителями которых являются бактерии, служат низкий уровень иммунитета, а также внешние факторы: общение с больным, неправильная обработка продуктов, несоблюдение чистоты и гигиены.

Для борьбы с инфекциями используют антибиотики, которые делятся на два вида: первые убивают микроорганизмы, а вторые препятствуют их росту и развитию. От некоторых болезней может спасти вовремя сделанная прививка.

Вирусные инфекции являются источниками многих болезней: гриппа, гепатита Б, ВИЧ, бешенства и др. Основные симптомы: слабость, повышение температуры, озноб, потливость во время сна, стабильное снижение веса.

Причинами заражения могут быть контакт с носителями вируса, слабый иммунитет, неправильно обработанные продукты и т.д. Вывести вирусы из организма практически невозможно, бессильны даже антибиотики. Лечащий врач может назначить антивирусные препараты, но они лишь смягчают симптомы.

Один из надежных средств защиты против вирусной инфекции является вакцинация, которая помогает иммунной системе вырабатывать антитела.

Естественная защита

За способность организма противостоять различным бактериям и вирусам отвечает иммунная система, основная работа которой – это борьба с инфекциями. Соответственно, если у человека сильный иммунитет, значит у него высокая сопротивляемость к микроорганизмам и наоборот.

Частые простудные заболевания и обострение хронических свидетельствуют о слабой иммунной системе. Усилить защитные свойства организма можно с помощью витаминов (А, С, Е) и микроэлементов (цинк, селен).

Профилактика

Лучшим методом борьбы с инфекциями служит профилактика. Желательно придерживаться здорового образа жизни: правильное питание, полноценный сон, физическая нагрузка, прием поливитаминов (особенно Витамина С в холодное время года). В таком режиме иммунитет будет оставаться в тонусе, а риск подхватить инфекционное заболевание снизиться до минимума.

Так же важно соблюдать чистоту и гигиену: мыть руки перед едой, регулярно убирать жилые помещения, проветривать комнаты. Зимой полезно делать ароматерапию с маслом пихты или апельсина и, конечно, не забывать про народные средства – лук и чеснок.

Очень трудно распознать конкретное вирусное заболевание. Бороться с вирусами химическими препаратами невозможно. Поэтому лучше предупреждать вирусные заболевания растений, нежели лечить их. Проводить борьбу следует с сосущими насекомыми, которые и являются переносчиками возбудителей. В основном перенося вирусные заболевания растений трипсы и тли. Зачастую инфекция заносится еще в теплице через поврежденные участки корней или ранки на листьях и стеблях, до того как растение поступит в магазин на продажу. Пораженные части растения нужно удалить немедленно и уничтожить. После этого тщательно вымыть руки с мылом, а нож или ножницы обработать спиртом. Черенки для размножение следует брать только у здоровых растений. В летний период, особенно в жаркие и солнечные дни, следует притенять растение и почаще опрыскивать.

Необходимо принимать во внимание, что пятнистость листьев, которая похожа как на грибковую, так и на вирусную пятнистость, может быть вызвана вовсе не этими заболеваниями, а нематодами.

Не менее опасен такой тип болезней, как курчавость листьев. Болезни этого типа весьма многочисленны. Они могут вызываться грибами, вирусами и др. Поражённые листья часто засыхают и преждевременно опадают, наблюдается деформация побегов. Курчавость листьев приводит к угнетению процесса фотосинтеза, уменьшению прироста. Молодые побеги часто не вызревают, повреждаются морозами и отмирают, в результате чего возникает многовершинность растений. При благоприятных для развития болезни условиях она может привести к ослаблению молодых растений, гибели сеянцев, снижению выхода стандартного посадочного материала. А борьба с поражением деревьев курчавостью листьев – очень длительный процесс.

Также любой цветовод время от времени сталкивается с проблемой пожелтения листьев. Вирусная инфекция это самая неприятная причина пожелтения листьев. Листья покрываются пятнами, деформируются. Лучше всего немедленно избавиться от такого растения, пока не заразились другие. Любые заболевания требуют профилактики и при необходимости лечения. И любой садовод и цветовод знает, что растения как и люди нуждаются в питании и в хорошем уходе, в лечении болезней и в защите.

Подробное решение параграф § 14 по биологии для учащихся 10 класса, авторов Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. 2014

Чем вирусы отличаются от всех остальных живых существ?

Вирусы — это неклеточная форма жизни. Считая признаком живого наличие клеточного строения, большинство ученых, тем не менее, относят вирусы к живым организмам, потому что их существование неразрывно связано с клеткой. Являясь внутриклеточными паразитами, вне клетки вирусы не способны к самовоспроизведению и осуществлению процессов обмена веществ.

Почему существование вирусов не противоречит основным положениям клеточной теории?

Состоят из органических веществ, что и клетки (белки, нуклеиновые кислоты)

Размножаются с помощью клеток

Какие вы знаете вирусные заболевания?

Грипп, ВИЧ, бешенство, краснуха, оспа, герпес, гепатит, корь, папиллома, полиомиелит.

Вопросы для повторения и задания

1. Как устроены вирусы?

Вирусы имеют очень простое строение. Каждый вирус состоит из нуклеиновой кислоты (или ДНК, или РНК) и белка. Нуклеиновая кислота является генетическим материалом вируса. Она окружена защитной белковой оболочкой — капсидом. Внутри капсида могут также находиться собственные вирусные ферменты. Некоторые вирусы, например вирус гриппа и ВИЧ, имеют дополнительную оболочку, которая образуется из клеточной мембраны клетки-хозяина. Капсид вируса, состоящий из многих белковых молекул, обладает высокой степенью симметрии, имея, как правило, спиральную или многогранную форму. Эта особенность строения позволяет отдельным белкам вируса объединяться в полную вирусную частицу путём самосборки.

2. Каков принцип взаимодействия вируса и клетки?

Обычно вирус сначала связывается с поверхностью клетки-хозяина, а затем или проникает внутрь целиком (путём эндоцитоза), или с помощью специальных приспособлений вводит в клетку свою нуклеиновую кислоту. Попав в клетку, генетический материал вируса взаимодействует с ДНК хозяина таким образом, что клетка сама начинает синтезировать необходимые вирусу белки. Одновременно происходит копирование наследственного материала паразита, и в цитоплазме заражённой клетки начинается самосборка новых вирусных частиц. Готовые вирусные частицы покидают клетку или постепенно, не вызывая её гибели, но изменяя работоспособность, или одновременно в большом количестве, что приводит к разрушению клетки.

3. Опишите процесс проникновения вируса в клетку.

4. В чём проявляется действие вирусов на клетку?

Попав в клетку, генетический материал вируса взаимодействует с ДНК хозяина таким образом, что клетка сама начинает синтезировать необходимые вирусу белки. Одновременно происходит копирование наследственного материала паразита

5. Используя знания о путях распространения вирусных и бактериальных инфекций, предложите пути предотвращения инфекционных заболеваний.


6. Предложите несколько разных классификаций вирусов. Какие критерии вы положили в основу этих классификаций? Сравните свои классификации и классификации, которые создали ваши одноклассники.


Подумайте! Вспомните!

1. Объясните, почему вирус может проявить свойства живого организма, только внедрившись в живую клетку.

Вирус-неклеточная форма жизни, у него нет никаких органоидов, выполняющих в клетках определенные функции, нет обмена веществ, вирусы не питаются, не размножаются самостоятельно, не синтезируют никаких веществ. У них есть только наследственность в форме какой-то одной нуклеиновой кислоты-ДНК или РНК, а также капсид из белков. Поэтому только в клетке хозяина, когда вирус встраивает свою ДНК (если это ретро-вирус, то сначала происходит обратная транскрипция и строится по РНК-ДНК) в ДНК клетки, могут образовываться новые вирусы. При репликации и дальнейшем синтезе клеткой нуклеиновых кислот и белков заодно воспроизводится и вся информация вируса, занесенная им, и собираются новые вирусные частицы.

2. Почему вирусные заболевания имеют характер эпидемий? Охарактеризуйте меры борьбы с вирусными инфекциями.

Распространяются быстро, воздушно-капельным путем.

3. Выскажите своё мнение о времени появления на Земле вирусов в историческом прошлом, учитывая, что вирусы могут размножаться только в живых клетках.

4. Объясните, почему в середине XX в. вирусы стали одним из главных объектов экспериментальных генетических исследований.

Вирусы быстро размножаются, ими легко заразиться, вызывают эпидемии и пандемии, могут служить мутагенами для человека, животных и растений.

5. Какие сложности возникают при попытках создать вакцину против ВИЧ-инфекции?

Так как ВИЧ уничтожает иммунную систему человека, а вакцина изготавливается из ослабленных или убитых микроорганизмов, продуктов их жизнедеятельности, или из их антигенов, полученных генно-инженерным или химическим путём. Иммунная ситема не выдержит этого действия.

6. Объясните, почему перенос вирусами генетического материала от одного организма к другому называют горизонтальным переносом. Как тогда, по вашему мнению, называют передачу генов от родителей детям?

Горизонтальный перенос генов (ГПГ) — процесс, в котором организм передаёт генетический материал другому организму, не являющемуся его потомком. Вертикальный перенос генов – это перенос генетической информации от клетки или организма к их потомству при помощь обычных генетических механизмов.

7. В разные годы как минимум семь Нобелевских премий по физиологии и медицине и три Нобелевских премии по химии были вручены за исследования, непосредственно связанные с изучением вирусов. Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, подготовьте сообщение или презентацию о современных достижениях в области исследования вирусов.

Борьба человечества с эпидемией СПИДа продолжается. И хотя рано подводить итоги, определенные, без сомнения, оптимистические тенденции, все-такипрослеживаются. Так, биологам из Америки, удалось вырастить иммунные клетки, в которых вирус иммунодефицита человека размножаться не может. Этого удалось добиться с помощью новейшей методики, позволяющей влиять на работу наследственного аппарата клетки. Профессор Колорадского университета Рамеш Аккина и его коллеги спроектировали особые молекулы, которые блокируют работу одного из ключевых генов вируса иммунодефицита. Затем ученые изготовили искусственный ген, способный осуществлять синтез таких молекул, и с помощью вируса-носителяввели его в ядра стволовых клеток, которые в последствии и дают начало иммунным клеткам уже защищенным от ВИЧ-инфекции. Однако насколько эта методика окажется эффективной в борьбе со СПИДом, покажут только клинические испытания.

1. Особенности жизнедеятельности (размеры)

2. Схема строения вируса

3. Схема проникновения в клетку, размножения

4. Стихи и загадки о вирусах

1. Вирусы (лат. virus — яд) — не имеют клеточного строения, поэтому их относят к самым простым неклеточным формам жизни. Вирусы — это внутриклеточные паразиты, и вне клетки они не проявляют никаких свойств живого. Они не потребляют пищи и не вырабатывают энергии, не растут, у них нет обмена веществ. Многие из них во внешней среде имеют форму кристаллов. Вирусы настолько малы, что их можно увидеть только с помощью электронного микроскопа. От неживой материи вирусы отличаются двумя свойствами: способностью воспроизводить себе подобные формы (размножаться) и обладанием наследственностью и изменчивостью. Устроены вирусы очень просто. Каждая вирусная частица состоит из РНК или ДНК, заключенной в белковую оболочку, которую называют капсидом. Проникнув в клетку, вирус изменяет в ней обмен веществ, направляя всю ее деятельность на производство вирусной нуклеиновой кислоты и вирусных белков. Внутри клетки происходит самосборка вирусных частиц из синтезированных молекул нуклеиновой кислоты и белков.

Инфекционные болезни распространяются при наличии трех факторов:

  • источника (резервуара) возбудителя инфекции;
  • механизма передачи возбудителя;
  • восприимчивых к заражению людей.

Устранение одного из этих факторов ведет к прекращению распространения инфекционной болезни и ее ликвидации.

Профилактические (с целью предупреждения) и противоэпидемические (борьба с уже возникшими инфекционными болезнями) мероприятия проводятся по трем направлениям:

  • обезвреживание источника возбудителя инфекции;
  • ликвидация путей передачи возбудителя;
  • повышение невосприимчивости населения к инфекции.

Обезвредить источник инфекции, если им является человек, можно с помощью госпитализации или изоляции и лечения. Вакцинация, которая снижает вероятность заболеть тем или иным инфекционным заболеванием, также уменьшает число источников возбудителя инфекции, так как способствует минимизации риска инфицирования. Таким способом борются с инфекциями, например, при возникновении эпидемических ситуаций. Если же источником инфекции служат животные, их уничтожают (при бешенстве, чуме, ящуре). Важно – обезвредить источник инфекции полностью не всегда возможно.

Ликвидация путей передачи инфекции во многом достигается благодаря соблюдению санитарно-гигиенических норм. При кишечных инфекционных болезнях (дизентерия, брюшной тиф и др.) распространение инфекции минимизируется благодаря проведению различных санитарных мероприятий (соблюдение правил личной гигиены, санитарное благоустройство жилищ, правильное водоснабжение, организация питания, борьба с мухами и др.). При инфекциях дыхательных путей чрезвычайно трудно прервать пути передачи. Частично можно обезопасить себя от заражения ношением специальных респираторов или марлевых повязок из 4–6 слоев, поскольку фактором передачи является воздух. При кровяных инфекциях устранение путей передачи достигается уничтожением переносчиков (насекомых) инсектицидными препаратами.

Почему вакцинация является наиболее эффективным и доминирующим способом борьбы с инфекционными болезнями? Если обезвреживание источника – это фактически борьба с последствиями уже вспыхнувшей инфекции (к тому же не всегда удается выявить этот источник, особенно при атипичном течении или носительстве микроорганизмов, и обезвредить его источник), а ликвидация путей передачи возбудителя предотвращает распространение инфекций лишь частично, то вакцинация борется с болезнями по всем фронтам – предотвращает сам риск возникновения заболевания, а не только его последствия. С помощью вакцинации в мире уже ликвидировано такое опасное заболевание как натуральная оспа, что стало возможным именно благодаря прививкам; на грани исчезновения полиомиелит.

Помимо того, что прививки во многих случаях просто не дают человеку возможности заболеть опасной болезнью, массовая вакцинация повышает иммунитет населения в целом, ведь среди привитых от заболевания людей риск его возникновения и передачи от человека к человеку резко снижается.

Таким образом, вакцинация направлена на устранение двух ключевых факторов, которые влекут за собой масштабное распространение инфекционных заболеваний.

Задать вопрос специалисту

Вопрос экспертам вакцинопрофилактики

Ребенку 1 г 10 мес. В 6 мес. была сделана прививка Инфанрикс-Гекса, две недели назад прививка корь-краснуха-паротит. Ребенок начал ходить в детский сад, сейчас узнала, что в группе есть дети, которым некоторое время назад сделали живую вакцину от полиомиелита.

Представляет ли пребывание с такими детьми опасность для моего ребенка?

Когда и какую можно сделать прививку от полиомиелита нам сейчас? У меня выбор: поставить комплексную АКДС Инфанрикс или только полиомиелит, можно ли сделать прививку от полиомиелита через две недели после Приорикса?

Отвечает Харит Сусанна Михайловна

Для защиты от любых форм полиомиелита ребенок должен иметь как минимум 3 прививки. При вакцинации других детей живой оральной вакциной против полиомиелита непривитые или не полностью привитые дети высаживаются из детского сада на 60 дней для предупреждения развития вакциноассоциированного полиомиелита.

Нет, через 2 недели вы не можете начать прививки, интервал между прививками не меньше 1 месяца. Вам нужно сделать как минимум 2 прививки против полиомиелита прежде, чем ребенок будет защищен от этой инфекции. Т.е если ребенок привит дважды, то только через 1 месяц после последней прививки выработается достаточный иммунитет. Лучше привиться 2-х кратно с интервалом в 1,5 месяца АКДС+ ИПВ(Пентаксим, ИнфанриксГекса), через 6-9 месяцев делается ревакцинация. АКДС+ИПВ/ОПВ(Пентаксим). Прививка против гепатита В у вас пропала, но если вы будете прививаться ИнфанриксГекса дважды с интервалом в 1,5 месяца, 3ю прививку против гепатита В можно сделать через 6 месяцев от первой. Рекомендую сделать полный курс вакцинации, поскольку ребенок посещает детский сад (организованный коллектив) и практически не имеет никакой защиты от опасных и тяжелых инфекций.

У меня вопрос несколько общего характера, но обращаюсь к вам, так как до сих пор не смог получить на него внятного ответа. Кому, на ваш взгляд, может быть выгодна кампания по дискредитации вакцинации и, в особенности, детской? Я не прошу, конечно же, назвать конкретных виновников, мне интереснее понять, какие стороны могут быть в этом заинтересованы? Или же это процесс спонтанный, сродни невежеству, не нуждающемуся в подпитке?

Мои знакомые врачи предполагают, что информационные вбросы о вреде прививок могут (в теории) заказывать производители лекарств, поскольку тем выгоднее, чтобы человек шёл в аптеку за рекламируемым по ТВ препаратом, а не делал прививку у врача. Но это было бы справедливо для вакцины (к примеру) от гриппа (по ТВ хватает рекламы противогриппозных препаратов). А как же тогда быть с вакциной БЦЖ, вакциной от гепатита? Такие-то препараты по ТВ не рекламируют. С такой же логикой можно было бы предположить, что "заинтересованная сторона" - производители вегетарианских товаров и витаминов, которые предлагают пичкать ими детей едва ли не с первых дней жизни, но и эта теория тоже представляется мне спорной. А вы что считаете по этому поводу?

Отвечает Полибин Роман Владимирович

Это вопрос, который, к сожалению, не имеет точного ответа, можно лишь предполагать. Понять мотивацию людей, выступающих против вакцинопрофилактики - метода, доказавшего свою безопасность и эффективность для профилактики инфекционных и, на сегодняшний день, некоторых неинфекционных болезней, достаточно сложно.

Существуют общества, фонды "антивакцинальщиков", которые зарабатывают на этом рейтинг, в т.ч. с использованием интернет-технологий (например посещаемость, просмотры сайтов, сообщения в форумах), а возможно и деньги. Возможно это лоббирование интересов со стороны гомеопатов, т.к. большинство гомеопатов высказываются негативно в отношении вакцинации, рекомендуя заменить эпидемиологически обоснованный метод – вакцинацию, на недоказанный - гомеопатию.

Моей дочери 13 лет и она не болела ветряной оспой. Хотим сделать прививку, правильно ли мы поступаем?

Отвечает Харит Сусанна Михайловна

Да, чем старше ребенок, тем, к сожалению, больше вероятность тяжелого течения ветряной оспы, А так как это девочка, то нужно подумать и о том, что если заболевают ветряной оспой во время беременности, то это приводит к тяжелой патологии плода.

Можно ли взрослому привиться от ротавируса, если каждый год болею этим, нет желчного пузыря, спасибо!

Отвечает Харит Сусанна Михайловна

Нет, смысла в вакцинации для взрослых нет. Взрослые не болеют очень тяжело, а задача вакцины против ротавируса – предотвратить тяжелые формы заболевания с обезвоживанием у младенцев. Потом на протяжении всей жизни все равно заболевания возможны, но в легкой форме. Возможно стоит поговорить с гастроэнтерологом о профилактических мерах, например, лечении биопрепаратами.

У нас медотвод до 3 лет. Родились недоношенными,повышен. ВЧД, ВПК, ОАК, дмжп, дмпп . В роддоме получили гепатит в и после бцж и манту в 1 год и все. После всего увиденного болезней страшных боимся получать прививки. Когда мы собирались получить прививки от кори в тот момент столько детей стали инвалидом (есть дети дальних родственников возраст начиная год и старшекласники). При наших болячках можно ли нам делать прививки? Какие анализы сдавать перед прививкой?

Отвечает Полибин Роман Владимирович

Для ребенка, особенно при наличии указанных состояний опасны не прививки, а инфекции. Для проведения вакцинации обязателен осмотр врача перед прививкой, клинический анализ крови, при необходимости – общий анализ мочи и осмотр врача специалиста, у которого наблюдается ребенок с имеющимися заболеваниями.

Что делает эта прививка? Как решается проблема с заражением столбняком.

Отвечает Харит Сусанна Михайловна

Прививка против столбняка защищает от развития заболевания. Заражение столбняком происходит путем попадания спор бактерий, находящихся в загрязненных землей предметах, в поврежденные ткани. Споры столбнячной палочки истребить невозможно, поэтому проблема с заболеванием решается путем плановой вакцинации.

Подскажите пожалйста, как лучше и более аргументировано ответить на мнение студента-медика и вообще любого медработника: "я не делаю прививку от гриппа, потому что не известно какой вирус будет в этом эпидсезон, а прививку от гриппа разрабатывают летом, когда еще на знают актуальные штаммы будущей эпидемии". Другими словами какая вероятность в % того, что тривакцина от гриппа, которой ппививают осенью "перекроет" актуальные штаммы вируса в наступающем эпидсезоне зимой с учетом того, что возможно появление одного или нескольких новых штаммов. Буду также благодарен, если Вы сбросите ссылки на первоисточники таких данных, чтобы мои слова были более убедительны.

Отвечает Полибин Роман Владимирович

Главными аргументами в необходимости профилактики гриппа являются сведения о высокой контагиозности, тяжести, многообразии осложнений этой инфекции. Грипп чрезвычайно не только для групп риска, но и для здоровых людей среднего возраста. Такое частое осложнение как пневмония протекает с развитием РДС и летальностью, достигающей 40%. В результате гриппа могут развиваться синдром Гудпасчера, Гийена-Барре, рабдомиолиз, синдром Рейе, миозит, неврологические осложнения и т.д. Причем среди умерших и лиц с тяжелыми осложнениями привитых людей не наблюдается!

Информацию о системе Глобального Надзора за гриппом можно найти на официальном сайте ВОЗ или сайте Европейского Региона ВОЗ.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции