Можно ли заразиться вирусом от целования икон

Всемирная организация здравоохранения признала вирус COVID-19 (коронавирус) пандемией. Некоторые страны ввели режим чрезвычайной ситуации и частично закрыли въезд, в других введены ограничительные меры в учебных заведениях и запрет на массовые мероприятия. Под вопросом остается участие верующих в общих богослужениях. Так, к примеру, Ватикан и Мекка закрыты для паломников.

Действительно ли нужно закрывать церкви и можно ли заразиться от икон или причастия? Что об этом думают богословы и священники, выяснял корреспондент Настоящего Времени.

Закрытие храмов и мечетей

В связи с распространением вируса уже закрыты собор Сан-Марко в Венеции, площадь Святого Петра и весь Ватикан, а также главные для мусульман места паломничества – Мекка и Медина в Саудовской Аравии. В Палестинской национальной автономии закрыли Церковь Рождества в Вифлееме, а в Южной Корее эпидемия вспыхнула в среде верующих религиозной группы "Храм скинии свидетельства Шинь-чонджи". Сообщается, что верующие заразили друг друга во время богослужения. Всего из 230 тысяч последователей на данный момент около 9 тысяч имеют синдромы коронавируса. Власти Сеула завели уголовное дело на лидера группы Ли Ман Хи.

В Иране, где зафиксирован один из самых высоких уровней заражения, несколько местных жителей облизывали ворота могилы одного из шиитских лидеров, демонстрируя тем самым отсутствие страха перед вирусом. Позже одного из этих шиитов арестовала полиция.

Папа римский Франциск отменил публичную мессу в воскресенье, 8 марта. Вместо этого закрытую службу транслировали верующим онлайн. В Италии запрещены публичные богослужения, а усопших будут временно хоронить без отпевания. Глава патриаршей комиссии по делам семьи протоиерей Дмитрий Смирнов заявил, что прихожане РПЦ имеют право не повиноваться властям Италии и не закрывать храмы, поскольку это противоречит их вере.

Между тем международное право позволяет ограничивать религиозную свободу, когда речь идет о защите здоровья населения. Об этом говорится в Международном пакте о гражданских и политических правах (статьи 4 и 18).


Дебаты православных

В странах, где много православных верующих, пока не обсуждаются вопросы закрытия храмов, но есть другая проблема – причастие общей ложкой. В Болгарской и Грузинской православных церквях заявили о том, что вирус не может передаваться через причастие, и поэтому верующим переживать не стоит. Правда, в Грузинской церкви позже все-таки согласились осуществить санитарную обработку храмов.

В РПЦ сдержанно высказались по поводу коронавируса. Призывают соблюдать санитарные нормы, дезинфицировать иконы, а вот про причастие ничего не сказали. В Румынской церкви разрешили причащать верующих одноразовыми ложками. В Православной церкви Украины и в Корейской митрополии посоветовали верующим не целовать иконы, а лишь кланяться им.

Среди православных идет дискуссия: может ли вирус передаваться через святыни – иконы и причастие? С иконами более-менее разобрались: многие вспомнили эксперимент московского дизайнера Дарьи Федоровой, которая в 2017 году собрала смывы с икон в московских храмах и посеяла образцы. На образах были обнаружены стафилококки, стрептококки, синегнойные и кишечные палочки. В целом, сейчас представители православных церквей не отрицают, что на иконах могут быть бактерии.


Споры ведутся вокруг причастия. Дело в том, что православные верующие причащаются из одной ложки – и получается, что после подачи причастия каждый человек эту ложку облизывает. У многих такой способ вызывает вопросы относительно его гигиеничности.

В греко-католических церквях и у православных в Европе несколько иная практика. Верующие, подходя к священнику, широко открывают рот, запрокидывают голову назад, и священник вкладывает причастие, не касаясь ложкой полости рта или губ.

Причастие как переносчик вируса

Из-за необходимости православным причащаться одной ложкой и иметь с ней контакт, возникают споры относительно того, можно ли из-за этого заразиться инфекцией. Согласно православному вероучению, считается, что в чаше под видом хлеба и вина находятся настоящие тело и кровь Иисуса Христа. Часть верующих и священников из этого делает вывод, что заразиться от причастия нельзя, ведь тело и кровь Господа не могут быть переносчиками вируса. Такую точку зрения занимают уже упомянутые Болгарская и Грузинская церкви, а также Церковь Чешских земель и Словакии.


Есть и другая позиция. Ее сформулировал, в частности, глава Всемирного союза староверов Леонид Севастьянов: он утверждает, что причастие не обладает дезинфицирующими свойствами, поскольку сама по себе дезинфекция предусматривает уничтожение вирусов и бактерий, которые тоже являются творениями бога. А он не может уничтожать свое творение, заключает старовер.

Богослов Илья Бей в беседе с корреспондентом Настоящего Времени заявил: риск заражения через причастие все-таки есть. "Причастие всегда подразумевает физический контакт. В то же время предметом православного вероучения не является вера в то, что содержимое чаши обладает особыми дезинфицирующими свойствами", – подчеркивает он.

Ректор Открытого университета святой Софии священник Георгий Коваленко полагает, что Бог не должен работать фильтром по очищению воды на Крещение или дезинфектором во время пандемии. "Экология и собственное здоровье – сфера ответственности человека", – поясняет священник.


Директор Института Святого Фомы Аквинского, католический богослов Петр Балог подчеркивает, что причастие, хотя и является телом и кровью Иисуса Христа, не лишено свойств физических продуктов. Точно так же, как Иисус был и богом и человеком одновременно, причастие имеет свойства богочеловеческого организма, рассуждает богослов. Именно поэтому оно может быть переносчиком вирусов. Отец Петр поясняет: согласно католическому вероучению во время мессы происходит "пресуществление", то есть меняется сущность хлеба и вина, однако их материальные свойства остаются теми же самыми.

Балог также напоминает, что в истории были случаи отравления римских пап через причастие. В Ватикане существовал даже специальный дьякон, который должен был проверять хлеб и вино перед мессой – на предмет того, не отравлены ли они. По словам отца Петра, в XIV веке в Европе во время чумы умерло около половины членов монашеского ордена картузианцев и треть доминиканцев. Так что причастие не панацея от физических болезней.


Богослов и преподаватель Университета Лойла Меритайм (Лос-Анджелес, США) Кирилл Говорун также уверен, что через причастие могут передаваться вирусы. Более того, он считает, что думать иначе – значит впадать в ересь докетизма. Докетизм (последователи этого учения считают Иисуса только Богом, отрицая его человеческую сущность) был осужден Вселенскими соборами и отвергнут церковью.

Протодьякон РПЦ Андрей Кураев приводит в пример святого Никодима Святогорца, который жил в XVIII веке и еще тогда писал, что для причащения больных можно пользоваться индивидуальными ложками, которые потом должны быть помыты уксусом, то есть продизенфицированы, согласно тогдашним представлениям. Кураев также напоминает, что в 1970-е годы, во время вспышки холеры, будущий патриарх РПЦ Пимен по просьбе властей отменил богослужения в районах, охваченных эпидемией.


А бывший главред журнала Московской патриархии Сергей Чапнин предлагает написать коллективное письмо патриарху и членам Синода с предложением модернизировать практику причастия: перестать касаться общей ложкой губ, отказаться от целования чаши, а также от вытирания губ общим платком и от запивки причастия водой из общих емкостей.

Вслед за мощам Иоанна Крестителя в Петербург прибыла икона "Спас нерукотворный". Несмотря на вспышку коронавируса, прихожане петербургских храмов уже третью неделю прикладываются к мощам.


Икона "Спас Нерукотворный"

Икона "Спас Нерукотворный" с частицами мощей апостолов Петра и Андрея Первозванного прибыла в Троицкий собор Петербурга в понедельник, 23 марта. Это уже вторая особо почитаемая среди православных верующих святыня, прибывшая в город за последнее время. На прошлой неделе петербургская епархия отчиталась, что к привезенным в Казанский собор мощам Иоанна Крестителя приложились 70 тысяч человек. "Спас Нерукотворный" не вызывает такого ажиотажа среди простых прихожан, зато военные ходят к нему организованными группами.

РПЦ после скандала составила инструкцию


Очередь к мощам Иоанна Крестителя в Казанском соборе

Фотографии из Казанского собора на прошлой неделе шокировали тех, кто не погружен в церковные обряды. В то время как городские и федеральные власти призывали людей оставаться дома, чтобы не распространять коронавирус, тысячи людей в плотной очереди ждали момента, чтобы приложиться к мощам Иоанна Крестителя, привезенным из Иерусалима.

Многие пользователи интернета и даже православные священники (например, протодиакон Андрей Кураев) упрекали Русскую православную церковь в содействии распространению COVID-19. Пока мощи святого находились в Казанском соборе, представители РПЦ не давали официального ответа на претензии. Только за день до того, как святыня покинула храм, 17 марта, Церковь опубликовала "Инструкцию настоятелям в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции".

Среди прочего священнослужителям рекомендовали воздержаться от "преподания руки для целования", использовать перчатки при раздаче просфор и регулярно дезинфицировать храмовую мебель. В большинстве случаев рекомендуется избегать лобзания (целования) используемых в обрядах предметов. Впрочем, в инструкции упоминаются без уточнения и "иные случаи", когда икону после каждого лобзания следует обрабатывать дезинфицирующим средством.

Иконе приписывают спасение от чумы

Не прошло и недели, в Петербург прибыла новая святыня - как принято считать, главная икона Вооруженных сил России "Спас Нерукотворный" с частицами мощей апостолов Петра и Андрея Первозванного. Ее турне по России началось с аннексированного Севастополя и должно закончиться в так называемом "главном храме Вооруженных сил России" в парке "Патриот" под Москвой. Собор планируют открыть к 75-летию Победы.

Хотя путешествие иконы по стране было запланировано еще в прошлом году, можно увидеть символизм в том, что эта святыня отправилась по России именно в разгар пандемии COVID-19. На многих православных ресурсах "Спас Нерукотворный" упоминается в историях об эпидемии чумы в России в 1654-1655 году. Якобы благодаря поклонению именно этой иконе жители города Хлынов (ныне Киров) оказались спасены от свирепствовавшей, как тогда говорили, моровой язвы. При этом, ярославские СМИ пишут, что это их город "Спас нерукотворный" уберег от моровой язвы в 1612 году.

Число присутствующих превышало карантинную норму

В Петербурге "Спас Нерукотворный" выставляется по очереди в трех "военных" храмах. В Троицкий собор он прибыл из Морского Никольского собора в Кронштадте, а 27 марта отправится в Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления. Таким образом удалось избежать одновременного присутствия на церемонии привнесения иконы огромного числа военнослужащих.

Тем не менее карантинный запрет губернатора Петербурга на собрания более 50 человек в одном месте 23 марта в Троицком соборе явно был нарушен. Корреспондент DW насчитал на церемонии не менее 60 военных и курсантов. Кроме них в храме присутствовали служители церкви и несколько журналистов. На фотографиях с церемонии в Кронштадте видно, что число присутствующих и вовсе превышало карантинный потолок не менее чем в три раза.

До начала церемонии опытный военнослужащий рассказал молодым курсантам, что в храм скоро привнесут исключительно важную для Вооруженных сил России икону и что в мае ее разместят в главном храме ВС РФ в Подмосковье. После короткого экскурса военные выстроились вдоль ковровой дорожки, а настоятель собора протоиерей Геннадий Бартов начал службу. "Ваше превосходительство, господа генералы, офицеры, - обратился он к публике. - Сегодня исторический момент для нашего города, когда из Кронштадта в Санкт-Петербург внесена эта воинская святыня".

"Мирамистин" против вируса


По окончании службы каждый военный подходил к иконе и либо целовал ее, либо прислонялся к ней лбом. Некоторые целовали и икону, и ковчежец с мощами. Служитель храма после каждого "лобзания" протирал поверхность тряпочкой. Другая служительница объяснила корреспонденту DW, что таково было распоряжение "из Москвы" и показала бутылочку "Мирамистина" в руке. Она стала выполнять работу своего коллеги, когда очередь военных прошла и к иконе стали прикладываться простые прихожане.

На некоторых показательная санитария оказала влияние. "Не собиралась "прикладываться", - поделилась с DW женщина средних лет, - но увидела, что дезинфицируют, и решилась. От иконы ничего страшного не будет".


Пандемией коронавируса охвачено более 150 стран

Общее число заразившихся коронавирусом в мире к середине марта, по данным Университета Джонcа Хопкинса, превысило 170 000 человек, эпидемия охватила более 150 стран и территорий. Выздоровели более 77 000 человек, свыше 6500 скончались от последствий коронавирусной инфекции.


Европа пытается защититься от коронавируса

Власти стран ЕС усилили погранконтроль, опасаясь стремительного распространения коронавируса. Cловения и Австрия закрыли границу с Италией. В Чехии, Польше, Словении, Австрии, Греции отменены занятия во всех учебных заведениях. На фотографии - медицинский работник на границе Австрии с Италией измеряет температуру водителю автомобиля. Повышенная температура - повод для запрета на въезд в страну.


По всему миру отменяют мероприятия

Из-за распространения коронавируса SARS-CoV-2 по всему миру отменяют публичные мероприятия. В Ирландии отказались от всех парадов в День святого Патрика 17 марта (на фото), во Франции запретили мероприятия с числом участников свыше 1000 человек, в ФРГ отменены крупнейшая в мире туристическая ярмарка ITB в Берлине, Лейпцигская книжная ярмарка и Ремесленная ярмарка в Мюнхене.


Италия: Вся страна в карантине

Максимальное число заражений и смертей от коронавируса SARS-CoV-2 в Европе выявлено в Италии. К середине марта число инфицированных превысило 24 тысяч. 9 марта итальянские власти ввели карантин на всей территории страны. На данный момент все публичные мероприятия отменены, учебные учреждения и музеи закрыты. Улицы и площади итальянских городов опустели.


Германия: первые жертвы коронавируса

До 25 февраля в ФРГ было зарегистрировано 16 случаев заражения коронавирусом в Баварии. Затем число стало резко расти. К середине марта число инфицированных превысило 4500 человек. Более половины из них - в земле Северный Рейн - Вестфалия. 9 марта стало известно о двух первых смертях от коронавируса. С 16 марта ФРГ закрыла участки границы с Францией, Австрией, Швейцарией, Люксембургом и Данией.


Ажиотаж на дезинфицирующие средства

Из-за вспышки коронавируса в Германии вспыхнул ажиотаж на дезинфицирующие средства и жидкое мыло. В супермаркетах и магазинах бытовой химии пустуют полки, прежде забитые всевозможными флаконами и тюбиками с антисептиками. В некоторых магазинах висят объявления: администрация обещает покупателям как можно скорее восстановить наличие этих товаров в ассортименте.


Коронавирус добрался до России

Число инфицированных коронавирусом в России превысило 60 человек. В Москве введен режим повышенной готовности. Указом мэра Сергея Собянина граждане РФ, прибывшие в столицу из "неблагополучных стран", обязываются добровольно провести 14 дней на домашнем карантине. Собянин также заявил о строительстве новой больницы для заболевших коронавирусом в Троицком административном округе Москвы.


Израиль: 14-дневный карантин для всех въезжающих

В Израиле к середине марта коронавирус диагностирован более чем у 75 человек. В целях борьбы с распространением заболевания там введен 14-дневный карантин для всех въезжающих. Граждане других стран должны доказать, что у них есть место проживания и необходимые средства для соблюдения карантина - иначе им откажут во въезде. Карантин может затронуть 300 тыс. из 9-миллионного населения Израиля.


Иран: третье место по смертности от коронавируса - после Китая и Италии

Самым крупным очагом распространения коронавируса после Китая и Италии стал Иран: к середине марта там зарегистрировано более 148 тысяч заболевших и более 700 смертей. Не исключают, что в действительности цифры могут быть намного выше. Пытаясь предотвратить распространение вируса, иранские города обильно заливают дезинфицирующими средствами.


Китай: эпидемия коронавируса пошла на спад

Между тем в Китае, где в конце 2019 года началась вспышка SARS-CoV-2, число новых заражений снижается. Большинство больниц, построенных для инфицированных коронавирусом в Ухане, закрыты. На фотографии - медики одного из временных госпиталей в Ухане на церемонии его закрытия. Всего в Китае коронавирусной инфекцией заболели более 81 тыс. человек, умерли около 3100.


Кто наиболее подвержен коронавирусной инфекции?

Наиболее опасна коронавирусная инфекция для пожилых людей старше 80 лет и людей с хроническими сердечно-сосудистыми, респираторными заболеваниями, диабетом и гипертонией. Именно в этих группах максимальный риск летального исхода. Еще одна группа риска - медицинские работники. У большинства пациентов - около 80 процентов - болезнь проходит в легкой или относительно легкой форме.


Когда появится вакцина от коронавируса?

Число лабораторий, работающих над созданием вакцины против коронавируса SARS-CoV-2 по всему миру, невозможно сосчитать. Ученые уже создали несколько вариантов вакцины и тестируют их на животных. Но при самом благоприятном течении событий вакцина может появиться на рынке не ранее середины 2021 года.

Главная ≫ Форум ≫ Религия ≫ Религия и общество ≫ Микробы на иконах и крестах

Сообщения: 12
# 22 Мая 2009 14:22:36
Scisne


Всякий раз при возникновении разговора на тему церковной антисанитарии, религиозные апологеты начинают уверять, что в храмах всё освящается, и поэтому нет никакой опасности подхватить инфекцию при целовании икон и крестов, рук священников, причащении с одной и той же ложки. Однако, давайте взглянем на исторические факты.

Мало кому известно, что в 70-х годах в Поволжье свирепствовала холера, люди умирали селами. На захоронение скончавшихся и дезинфекцию территорий посылались даже советские войска. А в августе 1970-го местоблюститель патриаршего престола и будущий патриарх Пимен издал распоряжение, запрещавшее в районах, охваченных холерой, прикладываться к иконам и причащаться.

Конечно, если Пимен носил под рясой погоны КГБ, то вполне мог поступать подобным образом по указанию более высокого начальства, чем какой-то там Святый Дух или Господь Бог. Тогда есть смысл копнуть ещё глубже в историю -- во времена, когда до большевистского пришествия было ещё далеко.

Мор 1521-1522 гг. интересен, между прочим, в том отношении, что во время его были применены впервые в Пскове некоторые меры против распространения эпидемии: закрыли Петровскую улицу, в которой начался мор "с обою концов", запечатывали дома, в которых находились больные, запретили священникам посещать больных.

В 1654 году на Москву обрушилась страшная эпидемия чумы. Царь Алексее Михайловиче тогда был в военном походе под Смоленском, а всеми государственными делами распоряжался патриарх Никон. Поле первых же случаев чумы патриарх спешно сбежал из города в Троице-Сергиев монастырь вместе с царской семьёй и знатными боярами, что вызвало возмущение москвичей. [1]

Во время эпидемии чумы 1770-1772 гг. архиепископ московский Амвросий (Зертис-Каменский) отменил старинный обычай собираться утром безместным священникам у Спасских ворот, где их нанимали служить обедню, петь молебны, отправлять панихиду; приказал священникам исповедовать и причащать больных, не прикасаясь к ним, а через двери и окна; не отпевать умерших, не завозить их в церковь, а отправлять прямо на кладбище; запретил крестные ходы и ежедневные молебны о прекращении эпидемии.

Однако эти распоряжения смутили религиозный народ и восстановили его против архиепископа. Непосредственной причиной трагической гибели Амвросия и бунта народа послужило следующее. На Варварских воротах, которые вели в примыкавший к Кремлю Китай-город, издавна висел старинный образ Боголюбской божьей матери. Какой-то человек рассказал толпе, что ему явилась во сне богородица и объявила, что так как никто в течение тридцати лет не совершал молебна и не ставил свечи ее образу, то господь решил послать каменный дождь на Москву. Она еле умолила его не делать этого, и тот якобы ограничил наказание москвичей трехмесячным мором. Эта весть облетела город, и население повалило к Варварским воротам, где молебствия шли с раннего утра до поздней ночи. Здесь был поставлен сундук для сбора приношений, который быстро наполнялся деньгами. Так как икона висела высоко над воротами, для того чтобы ставить свечи, принесли лестницу, и тем самым загородили проход и проезд.

Чудов монастырь был опустошен, разграблены погреба, сдававшиеся под винные склады. Библиотека, картины, утварь уничтожены или разворованы. На другой день, узнав, что Амвросий скрывается в Донском монастыре, народ повалил туда. Обнаружив спрятавшегося в алтаре архиепископа, его вывели через задние монастырские ворота; кто-то ударил его колом по голове, и в свалке он был растерзан. [2]

# 4 Июн 2009 14:24:15
Игнатка
# 27 Июн 2009 19:49:35
Даниил Маленьких
# 17 Фев 2010 08:57:17
Homo Sapiens
# 9 Мар 2013 19:08:34
SE


Священник о микробах на иконах:

В последние недели развернулась широкая и довольно неожиданная дискуссия о том, как избежать или хотя бы минимизировать возможность заражения коронавирусом в православных храмах. Тревога прихожан вполне предсказуемая. Многие интуитивно чувствуют, что ни приходские общины, ни Русская православная церковь в целом не готовы к эпидемии. Что и как следует в Церкви изменить? Оказывается, постепенно формируется довольно широкий спектр возможных ответов

16 марта 2020 11:45

Во-первых, обсуждение проблемы среди мирян и священников выглядит гораздо более содержательным и с богословской, и с практической точки зрения, чем сухое заявление официальных церковных властей, более всего напоминающее бюрократическую отписку.

Пожалуй, это самое интересное в развернувшейся дискуссии. Дело в том, что православное благочестие постепенно превращается в самостоятельную религию. Одно дело Православная церковь — с богословским, историческим, пастырским и церковно-практическим опытом, и совсем другое — простые верующие, которые зажаты в рамках довольно случайного набора мифологем и церковных правил. И правила, и мифологемы представляются им совершенно незыблемыми, почти святыми. Поэтому разговор о каких-либо переменах — даже если есть угроза эпидемии — свидетельствует только об одном: о слабости веры и никак иначе. В православии ничего менять нельзя!

Вторая группа предлагает трезво и реалистично посмотреть на сложившиеся церковные практики. Эпидемия — это не только угроза как таковая, это еще и хороший стимул критически оценить сложившиеся практики в данном случае не с богословской или исторической, а с чисто практической точки зрения: что не соответствует современным представлениям о гигиене? Как лучше всего защитить прихожан от заражения в храмах? Спокойный и трезвый взгляд позволяет увидеть разные возможности для решения возникших проблем.

Есть три области, где нужно проявить особое внимание. Угроза заражения возникает при передаче:

  1. воздушно-капельным путем;
  2. через контакт: рукопожатие и поцелуй;
  3. через причащение одной лжицей здоровых и больных.

Рассмотрим все эти проблемы по порядку.

Больших храмов в России мало, поэтому храм — это чаще всего небольшое, замкнутое и плохо проветриваемое помещение. Находиться рядом с зараженными людьми на протяжении двухчасовой службы — это уже серьезная угроза. Если зараженный человек кашлянул или чихнул, то все стоящие на расстоянии до трех метров получают от него вирус, если не на кожу и слизистую, то на одежду, где вирус сохраняется многие часы, а иногда и дни.

Что можно сделать? Рекомендация Томаса Пуэйо, создавшего математическую модель распространения вируса, простая: храмы должны оставаться открытыми до тех пор, пока они гарантируют расстояние не менее одного метра между молящимися.

Это слабая мера, и в условиях растущей эпидемии власти Италии просто закрыли все храмы, предложив организовать интернет-трансляции и смотреть их прихожанам не выходя из дома. Никаких протестов решение правительства не вызвало. Более того, все церкви Италии отнеслись к этому запрету с пониманием.

Рекомендации: стараться не посещать переполненные храмы, а людям старшего поколения полностью воздержаться на время эпидемии от посещения храмов. Если вы или ваши дети больны, отказаться от посещения храма на время болезни. Это не слабость, а сознательный поступок ради безопасности ваших ближних. Пусть домашняя молитва будет более напряженной в эти дни.

Рукопожатие в храме чаще всего соединяется с целованием, а вот целование как поклонение распространено очень широко: это и целование икон, святых мощей, целование края Чаши после причастия, целование креста после Божественной литургии и просто целование руки священника при благословении.

Целование икон — особый случай. Для кого-то это мистическая практика, от которой он отказываться не готов, но большинство прихожан скажут, что это традиция, которой они следуют, или даже привычка. А вот для большинства захожан это важная часть стандартного (почти магического) ритуала при посещении православного храма. В этом нехитром ритуале максимум три составляющих:

— написать записку (кстати, ручки общие — ими пишут все подряд и вряд ли сотрудники храма догадаются о том, что их стоит хотя бы пару раз в день дезинфицировать);
— купить свечи;
— поцеловать иконы и зажечь перед ними свечи.

Практически никаких ограничений на целование икон до сегодняшнего дня нет, и, более того, эта мера даже не обсуждается.

Более системно и последовательно выглядят правила, которые 6 марта опубликовала Греческая Архиепископия в Америке. Эти правила основаны на инструкциях Центра по контролю заболеваний США. Их стоит привести полностью:

При этом греческая традиция уже давно имеет отличия от русской: не используется общий плат для обязательного вытирания уст после причастия, нет целования края Чаши, но подробнее об этом немного позже.

Лишь один украинский епископ, митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан выпустил внятные инструкции, как прихожанам следует изменить свое поведение в церкви:

Но это всего один из нескольких сотен епископов Русской православной церкви. Остальные молчат.

Рекомендации: ничего страшного, если вы временно откажетесь от целования икон, креста, рук священников и друг друга и замените это целование на благоговейный поясной поклон или приклонение головы.

Приближаемся к самому сложному и самому деликатному вопросу — о Причастии. Здесь нужно бы написать отдельную статью, но пока придется ограничиться несколькими краткими тезисами.

В Чаше находятся Тело и Кровь Христовы. И эта святыня преподается всем православным христианам как залог вечной жизни. В св. Дарах полнота той жизни, к которой мы стремимся, и поэтому в них не может быть ничего ущербного, болезнетворного или смертоносного. Так верует Церковь, и так верует каждый, кто приступает к Чаше. Здесь нет никаких сомнений.

Однако даже Церковь в Византии, отказавшись VII–VIII веке от раздачи причастия в руки верующим (эта практика сохранилась на Западе) и введя лжицу для того, чтобы вкладывать причастие в уста, сформировала и особые правила и для причащения во время эпидемий.

Довольно неожиданное толкование 28-му правилу VI Вселенского Собора дает преподобный Никодим Святогорец 1 , живший во второй половине XVIII века. По всей видимости, он пережил ту эпидемию чумы, которая началась в Османской империи в конце 1760-х годов и в 1771 году пришла в Россию. Никодим пишет очень прогрессивно для своего времени:

Да, сегодня мы знаем, что эта мера никак не могла предотвратить распространение чумы. Ее главные переносчики — блохи, но здесь важно, что Церковь задумывалась о том, как в условиях эпидемии можно менять сложившиеся практики.

Запивки в греческих храмах нет, но в русских храмах за пределами России, где следуют той же практике, используются одноразовые стаканчики. Надо сказать, что и в России встречаются храмы, где они используются, но будьте внимательны: слишком часто они превращаются в многоразовые.

В одном из российских монастырей уже размышляют о том, как дезинфицировать лжицу после каждого причастника, и говорят, что это можно делать или спиртом, намочив им часть плата, или кипятком, если рядом с причащающим священником стоит алтарник и держит термос с крутым кипятком.

Неожиданно, я бы даже сказал, очень радикально высказался уже упоминавшийся митрополит Ионафан:

«Что же касается образа вкушения Тела и Крови Агнца Божия — под видом Хлеба и Вина — и потребления оставшихся Святых Даров духовенством, то всё пока следует оставить согласно обычаю Православной Церкви.

В случае же опасного, широкого распространения коронавируса в нашем регионе, о чём должны сообщить официальные власти и медицинские работники, по снисхождению к желаниям неких, благословляю причащать таковых так, как в древности причащались в храмах все христиане, — по образу преподания Святых Даров на литургии святого апостола Иакова — раздельно.

То есть иерарх допускает, что причастие может быть без привычной лжицы как таковой.

И уже буквально перед сдачей статьи в редакцию я получил сообщение, что в одном из православных храмов Бельгии начали причащать одноразовыми лжицами.

Еще в нескольких странах власти последовали примеру Италии и на время эпидемии попросили закрыть храмы.

Рекомендации: Эпидемия — это повод усилить молитвы и быть внимательнее к своим ближним. Если есть возможность участвовать в богослужении в том храме, где серьезно отнеслись к эпидемии и предприняли меры безопасности, то уклоняться от посещения храма нет причин. Если же в храме без внимания относятся к проблемам гигиены, то нет ничего страшного в том, что во время эпидемии вы решите не участвовать в литургии. Сегодня в Православной церкви нет правил, регламентирующих частоту/регулярность причащения. Это ваше решение, ваш личный выбор. Никто не заставит вас причаститься и, наоборот, не заставит отказаться от причастия.

О том, что даже в больших храмах еще не осознали всю серьезность ситуации, говорит репортаж о пребывании ковчега с мощами Иоанна Крестителя в Санкт-Петербурге. Сотни людей стоят в очереди к мощам, но далеко не после каждого волонтер протирает стекло, прикрывающее мощи. Но если рядом с мощами есть хотя бы сотрудник, который должен это делать, то рядом, у Казанской иконы Божией Матери поток прикладывающихся к иконе идет, а стекло киота, по мнению авторов репортажа, никто не протирает. Судя по разговорам, не все православные в Санкт-Петербурге верят, что коронавирус существует.

Далеко не все в Православной церкви единообразно или монолитно. Есть целый спектр практик, и некоторые из них приходы могут свободно менять сами (например, прихожане попросили и священник согласился), некоторые — по согласованию с епископом (это касается прежде всего форм причащения мирян). Ситуация вовсе не безвыходная, если только не замыкаться в круге магических представлений о Православии. Общество изменится после эпидемии коронавируса. Изменится и Церковь, но, скорее всего, эти перемены будут более медленными.

1 Преподобный Никодим Святогорец . Пидалион: Правила Православной Церкви с толкованиями. В 4 тт. — Екатеринбург: Изд-во Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря, 2019. — т. 2, с. 240.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции