Как написать вирусный трек

Слова песни рассказывают историю и передают чувства автора слушателю. Задача автора как поэта – написать такие слова, которые хотят услышать или если говорить по-другому, слова, которые слушатель сам бы хотел произнести.

Хороший текст песни начинается с хорошей идеи. Тематика большинства песен, которые мы слышим по радио и ТВ – это Любовь. К этой теме имеет отношение каждый человек. Желание любить и быть любимым является одной из главных потребностей человека.

Радость новой Любви, боль от потери Любви, поиски Любви, сожаление о неправильном выборе, ностальгия о прошедшей Любви, надежда на новую Любовь, страх влюбиться, обман любимого человека, обман любимым человеком, желание быть любимым, желание быть любимым по-другому, желание быть любимым другим человеком – все это главные темы поп-песен.

Многие авторы предпочитают писать глубоко личные песни, потому что это легче и приносит больше удовольствия. Такие песни могут быть слишком поэтичны, причудливы или туманны, для того, чтобы иметь коммерческий успех. Если вы любите писать в этих жанрах, не нужно останавливаться. Важно не путать песни, которые вы пишете для собственного удовольствия с песнями, которые могут принести вам успех в хит-парадах, и тематика таких песен должна находить отклик у многих людей, а не только у вас и людей, мыслящих так же как вы.

После того, как выбрана тема песни, необходимо определить, какими новыми способами эта тема может быть выражена. Скорее всего, с такой же, как у вас идеей было написано уже несколько тысяч песен. Поэтому, чтобы вашу песню можно было выделить из числа других, вам нужно найти новый подход, взглянуть на тему под другим углом.

Названия песен находятся везде вокруг нас, и только и ждут, чтобы их обнаружили. Их можно найти в разговоре с кем-то, в кинофильмах (особенно романтических), в телепередаче, даже на карте дорог. Названия песен могут скрываться в рекламных роликах, газетах, поздравительных открытках, мультфильмах.

Кроме этого, название для новой песни можно найти, слушая радио. Многие авторы замечали, что иногда они обращали внимание на какую-то потрясающую строчку в песне, а потом узнавали, что они ослышались, и строка на самом деле звучит по-другому. В результате у них было название и идея для собственной новой песни.

Наиболее сильные названия и темы песен начинаются с чувств, которые автор сам пережил или переживает. Если вы пытаетесь подделать чувства, скорее всего в то же время кто-то, кто по-настоящему испытывает эти чувства, пишет песню на сходную с вашей тему. В таком случае, вашей песне будет сложно конкурировать с его песней.

Наилучшие названия песни:

  • привлекают ваше внимание
  • пробуждают сильные эмоции
  • являются необычными
  • интригуют.

  • Пишите о том, что для вас является реальностью.
  • Пишите о том, что вы чувствуете.
  • Пишите о том, что вы любите.

Перед тем, как начать писать, спросите себя:

  • Захочет ли артист петь эту песню?
  • Захотят ли миллионы слушателей слушать ее?

Многие известные авторы (иногда не подозревая об этом) используют эту технику, когда пишут свои песни.

Как только название выбрано, необходимо убедиться, что вы четко знаете, что это название для вас означает. Можно представить, что вы рассказываете кому-то, о чем ваша песня. В итоге у вас должно появиться четкое понимание, о чем ваша песня – и это ДО того как вы начнете писать собственно слова песни. Если вы работаете с соавтором, на этом этапе у вас есть возможность обсудить разные варианты и убедиться, что вы оба одинаково понимаете суть песни.

Решите, какие идеи и информация будут содержаться в первом куплете, чтобы он наилучшим образом подводил слушателя к названию песни. Решите, какая дополнительная информация будет содержаться во втором куплете. Решите, что нового должен выражать бридж (если он есть). Слова куплета должны обобщать информацию куплетов и бриджа и выражать общую идею песни.

Теперь вы знаете, что слова песни в целом должны выражать, поэтому можете приступать к написанию и оттачиванию строк, которые наилучшим образом смогут выразить идею песни.

Навыки написания хороших текстов могут быть приобретены в результате постоянной практики, терпения и упорной работы. Эти техники не смогут заменить замечательную идею песни, которая вас волнует и требует выражения, но смогут стать методами, которые помогут вам выразить ваши идеи способами, которые вызовут у слушателей те чувства, которые вы хотите.

Слова песни должны выражать одну идею. Эффективные тексты пишутся так, чтобы слушатель мог четко понять историю, рассказанную в песне, даже если он слушает песню, пока ведет машину, и специально не вслушивается в слова. Имейте в виду, что у слушателя нет листка с текстом песни, и он также не знает, что вы хотели сказать своей песней. У вас есть всего лишь 3-3,5 минуты, чтобы рассказать вашу историю. Это не оставляет места для дополнительных сюжетных линий и посторонней информации.

Пробудить эмоции в слушателе – это главная задача любого автора. Неважно, что вы чувствовали, когда писали песню, если это чувство не появилось у слушателя. Для того, чтобы четко передать нужное чувство, необходимо, чтобы вся песня выражала именно это одно чувство. С самых первых строк песни слушатель должен ясно понимать, что чувствует исполнитель. Слушатель может запутаться и не получить эмоциональной отдачи, если в первом куплете певец счастлив, в припеве – рассержен, а во втором куплете – безразличен.

Если для слов вашей песни вы выбрали естественную, повествовательную интонацию, нужно будет ее придерживаться во всей песне. Не стоит перебивать искреннее, прочувствованное настроение какой-нибудь случайной веселой строкой. Хороший текст песни выдержан в одном стиле и одной интонации. Другой распространенной ошибкой является нагромождение разных времен в одной песне. Если у вас в куплете первая строка – в прошедшем времени, следите за тем, чтобы остальные строки не были в настоящем или будущем.

Повторение одних и тех же мыслей и выражение по-другому образов, которые уже были выражены – это довольно распространенная ошибка.

Убедитесь, что каждая строка в песне:

  • делает свой вклад
  • развивает историю песни
  • дает слушателю лучшее представление о том, что чувствует исполнитель

Многие авторы считают написание второго куплета – самой сложной частью работы над текстом песни.

Задача второго куплета:

  • продолжить историю
  • добавить новую информацию
  • снова подвести слушателя к названию песни

Не забывайте о том, что идеальные слова песни сразу рождаются очень редко, и большинство успешных автором часто переписывают тексты своих песен по много раз. Не стоит считать, что вы родили шедевр с первого раза, оттачивайте свои тексты, переписывая их.

Распечатайте этот список и повесьте его там, где вы обычно пишете. Каждый раз, когда вы заканчиваете набросок песни, убедитесь, что текст песни отвечает этим пунктам:

  • Соответствует одной из наиболее распространенных структур успешных песен
  • Содержит интересную идею и имеет хорошее название
  • Тема слов универсальна и апеллирует к чувствам многих разных людей
  • Подает исполнителя в выгодном свете
  • Cлова в куплетах поводят к названию песни
  • Фокусируется на одной мысли
  • События происходят в одном времени
  • Пробуждает какое-то одно чувство
  • Первые строки заставляют слушателя слушать дальше и задают эмоциональную окраску для всей песни
  • На всем своем протяжении поддерживает одну тональность и стиль
  • Использует свежие образы
  • Звучит повествовательно
  • Избегает клише
  • Не содержит излишней или повторяющейся информации
  • Второй куплет вносит дополнительную информацию
  • Не звучит поучительно
  • Не говорит, какие чувства исполнитель испытывает, это должно становиться ясно при его исполнении песни
  • Бридж (если есть) позволяет взглянуть с новой точки зрения
  • Каждая строка логически вытекает из предыдущей и переходит в следующую.

Онлайн курсы и тренинги для музыкантов любого уровня!


Припев — это центральная часть песни. Ее кульминация.

Для 90% припевов, которые мы слышим в популярной музыке характерны следующие качества:

  • неизменяемая мелодия
  • одни и те же слова
  • наличие хука
  • выражение эмоций в тексте (в противовес изложению событий или точки зрения в куплете)
  • появление на 45-60 секунде
  • более высокий диапазон в сравнении с куплетом
  • акцентирование тоники

Припев — это та часть песни, которую слушатель запоминает в первую очередь. Несомненно умение писать запоминающиеся припевы это важнейший навык для автора песен.

Нередко авторы песен начинают писать песни именно с припева, так как хороший припев – потенциал будущей песни.
Первое, на чем нужно сосредоточиться при написании припева, это создание хука, в сочетании с названием песни. В тексте важно четко и однозначно обозначить главную мысль песни, то к чему Вы ведете слушателя во время куплета.

Поскольку припев это часть контрастная к куплету (в большинстве случаев), то чаще всего используются следующие 2 схемы.

1) Куплет — мягкое, прозрачное звучание. Припев — агрессивное, взрывное, динамичное
и наоборот
2) Куплет — динамичный. Припев — мягкий (например Unforgiven — Metallica)

Какие художественные средства используются авторами песен для создания припева?

1. Название песни + припев

Как я уже сказал выше, это один из лучших способов сделать удачный припев. Вы помещаете название песни в начало или конец припева (но только не в середину) и совмещаете это с хуком в мелодии (например, I kissed a girl)
Также можно использовать 2 хука. Например, в начале важная фраза + название песни.
Как в припеве Poker Face

Can’t read my,
Can’t read my,
No he can’t read my poker face

Музыкальные средства для акцентирования слов

Длинные ноты

Длинные ноты создают более лирическое звучание. Слова пропетые четвертями и более крупными длительностями подсознательно воспринимаются, как важные.
Например: Marroon 5 — This Love

Паузы

Отсутствие слов вокруг названия позволяет еще сильнее акцентировать внимание и убрать все лишнее, то что мешает запоминанию припева.
Завершение фразы на сильной доле также позволяет достаточно хорошо акцентировать внимание на нужных вам словах, так как сильная доля всегда обладает большим весом для слушателя.

Однозначность кульминации

Достаточно очевидное правило, но тем не менее многие начинающие авторы имеют привычку его нарушать. Припев должен быть однозначно и четко обозначен. Ни какая другая часть песни не должна привлекать внимания слушателя.

Это задача припева. Припев это однозначный лидер всей песни.

Из интервью Брайна Адамса:

Что делает припев припевом? Это музыкальные хуки или все же слова имеют первоочередное значение?

Все вместе. Знаете, слова припева подводят итог того, о чем говорилось в куплете.

Как правило, припев сочиняется первым или вы создаете остальные элементы песни, а затем мучаетесь над созданием убийственного припева?

Обычно припев приходит первым, но были случаи когда я мучился над созданием припева после создания очень хороших куплетов. Mutt Lange [продюсер (Everything I Do) I Do It For You’] придумал хорошую идею — он превратил мой припев в куплет и заставил меня писать припев к новому куплету.

Такие песни как Run To You’, ‘Summer Of 69, люди буквально сходят с ума от припевов этих песен. Почему они так реагируют? В чем секрет?

Они работают, потому что очень простые. ‘Everything I Do’ and ‘Summer Of 69’ , по сути, не имеют настоящих припевов. Это куплеты, в которые добавлены хлесткие фразы, соединяющие один куплет с другим.

Когда вы написали их Вы чувствовали что это что-то особенное?

Как рождаются знаменитые припевы? Прилежная работа? Или они просто появляются в вашей голове?

Я думаю, что возможны оба варианта. Для меня, однако, это было всегда работой. Вы должны потратить время на то, чтобы сделать все отлично. Кроме того, наличие хорошей идеи не означает, что она не может стать еще лучше. Я вижу прелесть в том, чтобы работать с тем кого ты уважаешь и доверяешь. Или если Вы работаете в группе, то работайте на идеей пока она не станет взрывоопасной. Вы должны быть открыты для развития и совершенствования ваших идей. Это также может быть работой продюсера.

Кого Вы считаете величайшими мастерами по созданию припевов?

Интересный вопрос. Beatles написали множество отличных припевов (‘Help’, ‘Lucy In The Sky With Diamonds’, ‘A Little Help From My Friends’, ‘You’re Gonna Lose That Girl’).
Еще Bob Dylan ‘Blowin’ In The Wind’, Beach Boys’ ‘Good Vibrations’ – их миллионы. Самый взрывной припев всех времен? Возможно это ‘I Can’t Get No Satisfaction’ The Rolling Stones

Создание песен от А до Я — настоящая энциклопедия для обучения автора песен!

Продолжение статьи. Первую часть читайте здесь.

8. Не воспринимайте музыку, как бизнес

Как музыканты, мы обожаем свою работу, потому что она творческая. Это вдохновляет. Это интересно. В результате, большинству из нас не нравится думать о музыке в контексте бизнеса.

Дело в том, что если вы не начнете работать профессионально и продвигаться в музыкальной карьере, вы ни к чему не придете. Вот зачем существуют лейблы. И это все потому, что музыканты — ужасные маркетологи и может быть, еще худшие менеджеры. Так что лейблы помогут вам с этим.

Однако, если вы еще не подписали контракт, вам придется начать заниматься бизнесом самостоятельно. В противном случае, вашу музыку никто никогда не услышит.

9. Никогда не сотрудничайте

Опять подкрался приступ гордости? Хотите все сделать самостоятельно, потому что вы слишком круты и хотите доказать это всем? Тоже мне новость. Никто не становится суперзвездой сам по себе. В переполненной и крайне конкурентной среде, какой и является музыкальная индустрия, вам лучше обратиться к другим музыкантам, критикам, лейблам, блоггерам, менеджерам и музыкальным продюсерам, если вы хотите добиться хоть чего-то.

Это означает, что пора сотрудничать! Мы знаем, что это страшно и вы наверное думаете, что рекламируют сами себя только придурки, но это совершенно необходимо. Абсолютно невозможно стать суперзвездой без чьей-либо помощи. Неужели вы думаете, что нынешние знаменитости добились всего самостоятельно?

10. Подождите, пока ваш трек ворвется в чарты сам по себе

Вы записали целый альбом. А потом еще один. И еще! И так до бесконечности! Наверняка у вас даже есть вирусная песня и не одна, да?! И вы ждете. И еще ждете… Ничего. Просмотры и скачки не зашкаливают. Что же случилось? Почему не произошел прорыв? Вам просто не удается написать качественный трек! Никто не любит вашу музыку! Все идет к черту! Но у нас есть хорошие новости. Скорее всего, проблема заключается в том, что вы просто не делаете достаточно, чтобы вас вообще услышали.

Если вы хотите быть успешными в музыкальной индустрии, на создание музыки должно уходить 20% всего времени. Только. Этого достаточно. Все остальное время должно быть посвящено продвижению себя как артиста. Нужно потратить достаточно много времени на создание стратегии, чтобы быть услышанным. Почти всегда это значит, что вам придется делать множество вещей, которые вы просто ненавидите. Идем дальше.

11. Будьте очень, очень вежливыми

Да, конечно, вы не хотите общаться со своими фанатам как придурок. Я полностью вас понимаю. И очевидно – это хорошо. Не будьте засранцем. Когда мы говорим, что излишняя вежливость ни к чему не приведет – мы имеем ввиду, что, не имея мужества, невозможно взять себя в руки перед публикой. Иногда, даже чтобы добраться до сцены, придется пробивать себе дорогу с кулаками.

Ну, вы знаете… не в буквальном смысле. Кулаки снова сводится к эффективной маркетинговой кампании. Без нее вам просто не перед кем будет выступать. Конечно, можно надеяться на волшебный эффект очередного вирусного ролика, но в 99.99% случаев этого просто не произойдет.

Так что занимайтесь маркетингом и делайте это хорошо. Не бойтесь, что люди будут думать о вас, как об очередном надоедливом продавце, пытающемся впарить свои диск. Найдите подходящий способ распространения записей. Единственная разница между плохими и хорошими продажами в том, что первые будут раздражать людей, а вот при правильной подаче и хорошем продукте, продавцы не заметят, что им вообще приходится продавать. Поэтому убедитесь, что ваша музыка достаточно хороша, прежде чем начинать продвигать ее для большой публики.

А дальше остается только продавать. Ваша жизнь зависит от этого. Ну…по крайней мере ваша карьера в музыке.

Попса – это не круто, да? И конечно же ваша группа не может до такого опуститься! Мы понимаем – это дело вкуса. Но если вы хотите чтобы ваш альбом стал действительно известным, стоит записать хотя бы одну такую песню. Это позволит вам побороться за место в популярных чартах. И у вас будете намного больше шансов продвинуться, если ваша песня в чарте содержит много поп-элементов.

Конечно нет. Музыкальный альбом может быть странным или эксцентричным, как вы хотите. На самом деле, это хорошо, ведь вы должны выделиться из толпы.

Но, пожалуйста, сделайте себе одолжение и включите по крайней мере одну песню, которая – при сохранении общего стиля альбома – будет содержать в себе гораздо больше поп-элементов. Думаю, что основная структур поп-песни — запоминающаяся мелодия, и стандартные приемы, которым люди смогут легко следовать, и самое главное: подпевать.

Нет ничего лучше, чем сделать музыку, которую люди запомнят и будут петь. Это – настоящее волшебство в работе музыканта.

13. Делайте неожиданные релизы

Вы же хотите большое вступление, не так ли? Быть непредсказуемым и уникальным? Разве было бы не здорово? Но на самом деле, если вы планируете релиз без какой-либо реальной аудитории, вряд ли вас порадует результат.

Люди любят сюрпризы, это правда. И конечно есть способы сделать неожиданный релиз успешным, но это не так-то просто. В первую очередь вам нужен план — хорошо продуманный график релизов, чтобы усилить ожидание толпы. Обдумывая выпуск релиза, маркетологи всегда создают шум вокруг альбома за несколько недель заранее и прямо перед выпуском. Начинайте плавно и спокойно.

Расскажите публике, что через несколько недель выйдет новый альбом, но не называйте точной даты. Посмотрите, как поклонники отреагируют на ваши слова и каков их настрой.

Через неделю, объявите о выпуске альбома уже широкой публике. Убедитесь, что все идет как надо. Сейчас ваша цель – рассказать об альбоме как можно большему число людей. А может быть даже важнее сказать, что он еще не вышел. Следующие две недели до релиза, кидайте короткие сообщения об альбоме. Размещайте фотографии работы в студии, может быть, даже небольшой тизер, покажите часть текстов.

Не важно, как вы создадите ажиотаж вокруг себя. Главное, чтобы люди вокруг были взволнованы и переполнены ожиданием. А уж поклонники творчества вообще должны предвкушать великий момент.

За два дня до релиза, пора бы уже набрать темп. Удвойте свои усилия, чтобы ожидание накапливалось. На самом деле это можно сравнить со взлетом и падением – планируя выпуск и вы, и публика долго набираете скорость и высоту, а в день релиза уходите в свободное падение.

14. Не начать продавать хоть что-то, пока не подпишите контракт

А зачем вам этим заниматься? Никто не купит вашу музыку. Может быть, вы и сделаете одну или две продажи, и все. Так зачем же утруждать себя? Вы должны просто ждать, пока не подпишите контракт с каким-нибудь лейблом — вот когда придет известность!

Позвольте рассказать вам, почему продавать все равно надо, даже если это всего несколько продаж. Конечно, вы не заработаете на этом, возможно даже уйдете в минус, но только представьте какого это – понимать, что кто-то готов заплатить за ваше творчество и купить диск! Это — один из лучших способов сохранить мотивацию и продолжать двигаться вперед. Плюс вы можете заработать денег на пиво. Считайте двойная победа!

15. Прячьте свои лучшие записи

Иногда, случайно услышав пару треков начинающего музыканта, начинаешь верить, что в его альбоме можно найти еще намного больше. И что происходит дальше? Вы ищете по всей сети альбом, но вместо этого находите разрозненные записи! Знаете, сколько времени уходит на эти поиски?

Это же просто ужасно – видеть, как начинающие музыканты, фактически не имеющие своей аудитории прячут свои записи. Может быть вы просто стесняетесь своего творчества и считаете, что оно не достойно внимания других? Может быть вы считаете, что не достойны успеха?

Это просто бред: конечно вы этого достойны! Помните, вы должны сделать так, чтобы люди вас нашли. Что означает: вам нужен сайт или хотя бы страница в соц.сетях, где выложена ваша музыка.

Конечно, разбрасывать треки по всему интернету – отличная идея, но если Google уже знает ваше имя, пожалуйста, помогите ему найти ваши лучшие работы в одном месте.


В мой адрес иногда приходят письма, в которых есть просьба посмотреть и отредактировать тексты песен.

Итак, вы решили попробовать сочинить стихи и хотите, чтобы они стали песней. Если вы сами не играете на инструментах, не работаете с музыкальными программами и сами не сочиняете мелодии, то вам надо очень постараться, чтобы ваш текст привлёк внимание музыкантов.

Итак, давайте поговорим об одной составляющей части песни — тексте.

Стихи и песенный текст, как говорят в Одессе — две большие разницы. Это как в живописи создавать произведения на холсте и на стене дома (граффити), требуются разные инструменты и используются разные приёмы и законы жанра.

Обычный формат звучания песни должен занимать время от 2 мин. 30 сек. до 4 мин 30 сек., хотя могут быть и отдельные исключения. Такие рамки времени обусловлены особенностями слухового восприятия человека и форматами эфира на радио и ТВ.

Вот несколько примеров стандартного построения песни, хотя могут быть и другие структуры:

Куплет — Припев — Куплет — Припев (2 раза)

Куплет — Припев — Куплет — Припев — Бридж — Припев

Куплет — Припев — Куплет — Припев — Куплет — Припев (2 раза)

Название песни желательно отображать именно в припеве. Поэтому с названием песни определяйтесь только после сочинения припева. Хотя есть и исключения из этого правила — в припеве просто иногда структурно (из-за стихотворного размера) нет места для прописывания задуманного названия. В этом случае идея названия песни должна прозвучать в куплетах неоднократно.

Красота припева не в последнюю очередь достигается сменой ритма относительно куплетов. Поэтому я рекомендую в припеве менять не только количество стоп по сравнению с куплетом, но и менять сам размер (метр) стиха.

Для наглядности приведу два примера. В первом примере куплет и припев отличаются только количеством стоп при одинаковом метре. В нашем случае это ямб — двухсложная стопа с ударением на втором слоге, и в стихотворной строке — с ударением на чётных слогах (гласных) 2-й, 4-й, 6-й:

Фрагмент куплета (ямб):

Но я пьяна совсем не от него.

Фрагмент припева (ямб):

Тебя люблю, поверь, живу

Одной твоей любовью.

Чтобы было ещё нагляднее, я обозначу ударные гласные буквы вертикальной чертой (I), а безударные гласные горизонтальной (-).

Теперь те же самые фрагменты перепишем уже символами:

Фрагмент куплета (ямб):

Фрагмент припева (ямб):

В следующем примере (ниже) меняем уже сам метр стиха. В куплете применяем амфибрахий — это трёхсложная стопа с ударением на второй слог (- I -), и в строке с ударением на 2-й, 5-й, 8-й слоги (гласные).

В припеве же используем хорей — это двухсложная стопа с ударением на первом слоге (I -), и в строке с ударением на нечётных слогах (гласных) — 1-й, 3-й, 5-й, 7-й

Фрагмент куплета (амфибрахий):

Сегодня волшебная ночь,

Дурманом блаженство разлито.

Фрагмент припева (хорей):

Обними меня, возьми.

От любви с ума сведи !

Такая смена метра изначально придаёт контрастность припеву и немного облегчает музыкантам задачу сочинения более яркой относительно куплета мелодии припева.

Поясню это на примере уже приведённого выше фрагмента припева. Попробуйте напеть любую мелодию на эти две строки:

Обними меня, возьми.

От любви с ума сведи!

Вот послушайте, как это звучит. Композитору я никогда и ничего не советую, она сама чувствует по написанным строчкам нужный ритм.

Подожди, не спеши уходить.

Вот дожди вновь пошли с неба лить.

Давайте рассмотрим следующую строку, написанную анапестом. Метрические ударения, соответствующие этому размеру я выделил большими буквами.

я возьмУ твою бОль на себЯ

Значит нужно менять конструкцию или порядок слов. В конкретном случае всё исправить очень легко:

я возьмУ боль твоЮ на себЯ

Не рекомендуется писать длинные строки, если только вы не сочиняете тексты для читки рэпа. Максимальная длина поэтической строки для песни должна быть не более 12 слогов (гласных букв), а иначе это будет выглядеть прозой с зарифмованным окончанием строки. Да и для музыкантов сужается поле действия — распевы (длинные ноты) получится сделать только на последнем слоге, а иначе это будет местами быстрый речитатив, а не пение.

Вернусь к сочинению куплетов. Основное требование к ним — раскрыть тему, сюжет, дать описание, нюансы.

Технически правильно сочинить куплеты гораздо тяжелее, чем припев.

Но слепого копирования стихотворного метра и длины строки тут мало. В идеале, который соблюсти неимоверно сложно, нужно копировать цельные фрагменты внутри каждой соответствующей строки. Я поясню свою мысль.

Допустим, последняя строка (или первая, вторая, третья) в первом куплете звучит так:

Срывающий любви плоды.

Мы видим, что музыкант при сочинении мелодии может потенциально сделать паузы в двух местах (между словами) и удлинить ноты для вокала здесь (выделено большими буквами):

срывАющИй любвИ плодЫ.

Значит, и в соответствующей строке других куплетов нужно сохранить точно такую же фрагментную структуру.

И хотя музыкант может не делать указанные мной выше манипуляции, но мы всё равно на всякий случай должны предоставить ему такую возможность — без проблем повторить мотив первого куплета в соответствующих строках остальных куплетов.

тебЯ забУду нАвсегдА

Значит нужно обязательно подстраиваться под структуру строк первого припева. Вот пример такого правильного построения:

Опять — Прощай! Опять перрон.

опЯтьпрощАй опЯть перрОн

Можно, конечно, всего этого не делать, но тогда у музыканта намного ограничатся варианты для сочинения мелодии. Я поэтому и люблю короткую строку, так как в этом отношении там всё гораздо проще.

Работая над текстом песни, надо учитывать не только последующую работу музыканта, но и вокал исполнителя, то есть нужно написать такой текст, который можно было бы петь. А как вы знаете, не все стихи, даже самые лучшие и красивые поются. Конечно, спеть-то можно всё что угодно, но приятным для уха это не будет.

Для исполнителя нужно облегчать вокал максимально, чтобы он сумел раскрыть и достойно представить мелодию. Для этого нужно стараться подбирать фонетически легко произносимые слова и словосочетания. Чем больше гласных букв, тем лучше. Чем больше открытых (на гласные) окончаний слов и строк — тем лучше. Чем чаще идёт одиночное чередование гласных и согласных букв — тем лучше. Чем меньше фрикативных и глухих шумных согласных (при артикуляции в ротовой полости происходят турбулентные колебания воздуха) — Х, П, Ф, Т, С, Ц, Ш, Щ, Ч, Ж — тем лучше для вокала.

Конечно, учесть всё абсолютно очень трудно и почти невозможно, но, по крайней мере, стремиться к этому надо.

Так что всегда старайтесь свой текст напевать, чтобы на слух не допускать подобных казусов.

Также старайтесь избегать смысловой двойственности. Приведу самый яркий пример — строчка опять-таки из сталинского варианта Гимна СССР:

И Ленин великий нам путь озарил.

Скажу немного о специфике рифмы в песенных текстах. Абсолютно не бойтесь применять неточную рифму. При вокальном исполнении неточность нивелируется (России — красивы, любимый — одни мы).

В песенных текстах, в отличие от стихов, повторы имеют полное право на существование, не бойтесь их делать:

Никогда, никогда, никогда

Мне такую, как ты — не найти.

Только не переусердствуйте и употребляйте повторы к месту. Избегайте повторов, которые на слух могут быть неоднозначно услышаны ухом:

МноГО, МНОго, много.

Иногда даже уместны повторы целых строк, но эти нюансы уже надо согласовывать с музыкантом, если он берётся за ваш текст.

Вот пример песни, в которой композитор сама предложила мне сделать множественные повторы строк:

От профессионализма музыканта зависит правильность выбора стиля песни для конкретного текста. И только он определяет, что подойдёт для данных слов песни — рок, вальс, танго, романс, босса-нова.

При сочинении текстов не рекомендую работать на клавиатуре. Лучше записывать свои мысли на бумаге — остаются видны правки, которые могут ещё пригодиться.

По окончании работы переписывайте свои черновики ещё раз начисто — и вы непременно увидите отдельные недочёты. И даже потом, уже при работе на клавиатуре, у вас могут возникнуть дополнительные идеи.

Вернитесь к своей работе через час, а лучше через день — и, посмотрев немного другим взглядом, вы сможете увидеть то, чего не заметили при сочинении.

Через год тоже надо возвращаться, ведь ваша техника не стоит на месте, и вы сможете ещё что-то улучшить. Ранние ваши работы (первый опыт) не пропадут, если через год-два вы вернётесь к ним с новым багажом знаний. Не каждый ваш песенный текст станет песней. Даже у больших мастеров-текстовиков не всё идёт как по маслу.

Всё то, о чём я написал выше — это рекомендации, жёстких рамок в искусстве почти не существует, да и творить по правилам скучно, но они необходимы и как основа и как трамплин для творчества.

Будьте всегда людьми творческими: хотите — творите, хотите — вытворяйте.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции