Исследовательская работа грипп и его профилактика

Известно, что существует 3 вида профилактики гриппа. Это профилактика с помощью вакцин (специфическая, вакцинопрофилактика), химиопрофилактика (противовирусные средства) и профилактика, подразумевающая под собой соблюдение правил личной и общественной гигиены (неспецифическая).

Вакцинация является самой надежной защитой при любых эпидемиях гриппа. Приобретенный в результате вакцинации иммунитет надежно защищает от заболевания. Многие серьезные инфекции, такие как полиомиелит, дифтерия, корь были практически полностью ликвидированы в результате массовой вакцинации. Проведение ежегодных вакцинаций против сезонного гриппа значительно снижают заболеваемость и смертность во всех возрастных группах. Эти же цели преследуются и сейчас, в период развития пандемии гриппа A/H1N1/2009.

Цель вакцинации — не полная ликвидация гриппа, как инфекции, а снижение заболеваемости и смертности от гриппа и, особенно, от его осложнений, от обострения и отягощения сердечно-сосудистых, легочных заболеваний и другой хронической патологии. Мы уже говорили о группах лиц, у которых осложнения от гриппа развиваются значительно чаще, чем у остальных людей.

ВОЗ рекомендует ежегодно прививать от гриппа группы риска: людей старше 65 лет, (при наличии хронической патологии — в любом возрасте), детей от 6 месяцев до 15 лет, медицинских работников и других людей с многочисленными производственными контактами. Центр по контролю за заболеваемостью в США (СDС) рекомендует расширить группы населения, подлежащие иммунизации против гриппа, путем включения в них людей старше 50 лет, женщин во 2-м и 3-м триместре беременности, детей, получающих аспиринотерапию и всех контактирующих с этими людьми.

В России к группам высокого риска развития неблагоприятных последствий заболевания гриппом относят: детей в возрасте 0–6 лет, взрослых в возрасте старше 60 лет, лиц с хроническими соматическими заболеваниями, независимо от возраста.

К группам высокого риска инфицирования также принадлежат школьники и учащиеся средних специализированных учебных заведений, медицинский персонал лечебных учреждений; работники транспорта, учебных заведений и сферы обслуживания. Сюда же следует отнести воинские подразделения, казармы, где создаются оптимальные условия для передачи возбудителя.

В отличие от сезонного, пандемический грипп H1N1/2009 имеет некоторые особенности — в первую очередь то, что заболевают преимущественно молодые люди, поэтому есть основания вакцинацию среди школьников, студентов, курсантов проводить в первую очередь.

Особую группу риска, на которой необходимо остановиться отдельно, составляют беременные женщины, особенно во втором и третьем триместрах беременности. Анализ современной ситуации показывает, что большая часть здоровых беременных женщин, с диагнозом грипп, нуждается в госпитализации, по причине тяжелого течения заболевания и тяжелых осложнений. В настоящее время около 5% подтвержденных летальных случаев заболевания, вызванных гриппом A/H1N1/pdm2009, зарегистрированы среди беременных женщин. При этом беременные женщины составляют только около 1 процента основного населения. Поэтому Всемирная Организация Здравоохранения и Министерства здравоохранения разных стран мира настоятельно рекомендуют всем беременным женщинам пройти вакцинацию, в том числе и против сезонного гриппа инактивированной (убитой) вакциной.

Показатели Эффективность (снижение на)
Случаи госпитализации среди пожилых 48%
Смертность среди пожилых 50–68%
Случаи заболевания гриппом среди привитых здоровых людей младше 65 лет 70–90%
Случаи заболевания гриппом среди привитых детей 60–90%
Острый отит среди детей 30–36%

Эффективность противогриппозной вакцинации

Противогриппозные вакцины используются уже более 60 лет и доказали свою безопасность во всех возрастных группах. Хотя имеются сообщения о некоторых случаях серьезных побочных эффектов, но они встречаются крайне редко. Типичными побочными явлениями при вакцинации являются гриппоподобные симптомы (головная боль, ломота в теле, слабость), незначительный подъем температуры (до 37,5°С) и местные реакции в месте инъекции (покраснение кожи, припухлость), которые проходят в течение 1–2 дней. Также могут быть и аллергические реакции, но и они крайне редки. Что касается тяжелых побочных реакций на вакцинацию, то таковые составляют не более 1 случая на 1 миллион людей, прошедших вакцинацию.

Кроме того, следует помнить, что для предотвращения разного рода осложнений, перед проведением вакцинации необходимо информировать врача обо всех перенесенных заболеваниях и аллергических проявлениях в прошлом, что значительно снижает вероятность побочных эффектов вакцинации.

Не подлежащие вакцинации состояния (основные):

  • Аллергические реакции на компоненты вакцины — куриный белок
  • Аллергические заболевания, реакции на предшествующую прививку
  • Люди с обострением хронических заболеваний или с острыми инфекционными заболеваниями, сопровождающимися повышенной температурой

И последнее, что говорит в пользу вакцинации, это то, что потенциальная польза от вакцинации против гриппа (и особенно против пандемического гриппа) в части предотвращения серьезного заболевания, госпитализации и летальных исходов в значительной степени перевешивает риски побочных эффектов от вакцинации.

Основные выводы:

  • Противогриппозная вакцина безопасна
  • Вакцинация снижает риск заболевания, госпитализации и смертельных исходов среди пожилых людей и групп риска,
  • Вакцинация против гриппа снижает риск заболевания и развития осложнений среди здоровых молодых людей, детей и в организованных коллективах
  • Настоятельно рекомендуется вакцинация пожилых людей и групп риска

Для того чтобы понимать, как уберечься от гриппа и защитить своих близких, еще раз напомним основные пути передачи вируса гриппа. Как и все вирусы гриппа, вирус A/H1N1pdm2009 передается от человека к человеку воздушно-капельным путем — при кашле и чихании, с каплями слюны. При кашле и чихании больного человека микроскопические капли, содержащие вирус, распространяются в воздухе, и затем осаждаются на поверхностях окружающих предметов, откуда с частицами пыли могут попадать в верхние дыхательные пути окружающих лиц.

Во внешней среде вирусы живут не долго — от 2х до 8 часов. Известно, что вирус гриппа погибает под воздействием высоких температур (75–100°С), а также некоторых бактерицидных агентов, таких как спирт, перекись водорода, щелочь (мыло). Антисептики на основе йода также эффективны против вирусов гриппа при использовании в соответствующих концентрациях на протяжении достаточного количества времени.

Чтобы избежать распространения гриппа H1N1/pdm2009 (и не только его), необходимо выполнять профилактические мероприятия, и помнить, что каждый из нас в силах снизить риск заболевания и распространения гриппа, выполняя простые санитарно-гигиенические правила. Поэтому рассмотрим ситуации, с которыми может столкнуться каждый, и перечислим необходимые профилактические мероприятия для каждого из конкретных случаев.

Во-первых: Что надо предпринять, чтобы не заболеть самому и не заразить окружающих:

  • избегать контакта с больными людьми;
  • стараться не подходить к больному ближе, чем на 1 метр;
  • при контакте с больными людьми одевать маску;
  • мыть руки с мылом или антибактериальными средствами (спиртсодержащие растворы) для предотвращения распространения инфекции;
  • закрывать нос и рот во время кашля и чихания, используя одноразовые носовые платки;
  • избегать большого скопления людей (зрелищных мероприятий, собраний, встреч);
  • регулярно проветривать помещение;
  • не трогать грязными руками глаза, нос и рот;
  • вести здоровый образ жизни (полноценный сон, свежий воздух, активный отдых, сбалансированная пища, богатая витаминами), что поможет организму бороться с любыми инфекциями.

Во-вторых:

Если Вы заболели, максимально ограничьте контакты с другими людьми и вызовите врача как можно быстрее, чтобы получить рекомендации по лечению. Оставайтесь дома, по возможности, в течение 7 дней от начала заболевания и не пренебрегайте мерами личной повседневной гигиены.

Если Вы все-таки заболели, то:

  • Оставайтесь дома, чтобы не подвергать опасности других людей и избежать опасных осложнений
  • Соблюдайте постельный режим
  • По возможности изолируйте себя от других членов семьи
  • При первых симптомах заболевания вызовите врача
  • Пользуйтесь одноразовыми носовыми платками, и после использования немедленно их выбрасывайте
  • Пейте больше витаминизированных жидкостей, а также настои на клюкве, бруснике, обладающие жаропонижающими свойствами
  • Выполняйте все назначения врача и принимайте препараты, особенно антивирусные, строго по схеме. Необходимо пройти полный курс приема препаратов, даже если Вам кажется, что Вы уже здоровы
  • Внимательно следите за своим состоянием, чтобы при возможном ухудшении самочувствия своевременно обратиться к врачу и получить необходимое лечение.

И, наконец, в-третьих:

Если в семье появился больной, необходимо соблюдать следующие правила:

  • по возможности, разместить больного члена семьи отдельно от других,
  • уход за больным желательно осуществлять одному человеку,
  • избегайте того, чтобы за больным ухаживала беременная женщина,
  • все члены семьи должны соблюдать гигиенические меры – использование масок, частое мытье рук, протирание рук дезинфицирующими средствами,
  • следить за собой и за другими членами семьи на предмет появления симптомов гриппа,
  • стараться находиться от больного на расстоянии не менее 1 метра,
  • выделить для больного отдельную посуду.
  • внимательно следить за состоянием больного, чтобы при возможном ухудшении самочувствия своевременно обратиться к врачу и получить необходимое лечение.

Если Вы используете одноразовые маски, то старайтесь выполнять следующие требования:

  • влажную или отсыревшую маску следует сменить на новую, сухую.
  • закончив уход за больным, маску необходимо немедленно снять, выбросить и вымыть руки.

Избегайте повторного использования масок, так как они могут стать источником инфицирования!

Клинические исследования по изучению эффективности масок в предотвращении передачи респираторных вирусов от человека к человеку показали, что правильное использование масок во время эпидемий снижает риск заражения вирусными инфекциями на 60–80%.

Препараты для профилактики гриппа весьма разнообразны. В настоящее время применение химиопрепаратов рекомендуется только для экстренной профилактики в очагах заболевания гриппом по назначению лечащего врача.

Зима на дворе… Пора итак холодная, а тут еще и грипп приближается…

Но не стоит унывать, мы в своём классе взяли в руки главное оружие против этого недуга. Речь идет о профилактике гриппа, всем известно, что гораздо лучше уберечься от заболевания, нежели потом долго лечиться! И очень хорошо, что сейчас дети стали более сознательны в этом вопросе, а поговорка “пока гром не грянет, мужик не перекрестится” начинает терять свою актуальность. Призываем вас, серьезно отнестись к данному материалу, и найти наиболее подходящий именно Вам способ защиты от гриппа, ведь эпидемия уже близится.

Как же защитить себя от эпидемии гриппа в школе и что для этого нужно сделать?

Что нужно делать, чтобы класс не закрыли на карантин?

Меня и моих одноклассников заинтересовала эта тема. Я решила самостоятельно более подробно узнать, какие способы защиты от гриппа существуют, и как их можно применять в стенах школы.

Цель: Выяснение и применение способов защиты детей в школе от эпидемии гриппа.

  • Собрать и проанализировать информацию о профилактике гриппа в школе.
  • Провести анкетирование с учащимися моего класса, с целью выяснения знаний о заболевании гриппом и мерах профилактики.
  • Провести экспериментальную работу по профилактике гриппа, среди учащихся своего класса.
  • Формировать сознательную установку на здоровый образ жизни.

Объект исследования: Заболеваемость гриппом.

Предмет исследования: Способы защиты детей то гриппа.

Методы работы: Наблюдения, анкетирование, сравнения, анализ литературы, эксперимент.

Гипотеза: Проведение профилактических мероприятий в школе уменьшит заболеваемость детей гриппом в моём классе

Грипп в переводе с французского означает “схватывать”.

В начале века это опасное недомогание называли “испанкой”, а еще раньше – “русской болезнью”. Каждую зиму мы со страхом ждем очередной эпидемии. То, что грипп – одна болезнь, хоть и приходит из разных мест планеты, ученым стало ясно из однотипности его проявлений. Первый возбудитель гриппа был открыт в 1933 году и впоследствии был назван вирусом А. В 1940 году ученые открыли еще один вирус гриппа – В. Позже выяснили, что грипп группы А является причиной больших эпидемий, как среди людей, так и среди животных, а грипп В – менее обширных вспышек болезни у людей. В 1949 году был открыт третий вирус – С, вызывающий локальные проявления нетяжелого гриппа.

Эпидемия гриппа - это одновременное широкое распространение заболевания на территории отдельных регионов или целого государства. Возбудители инфекции - вирусы гриппа - непрерывно передаются от больных людей здоровым. А те, в свою очередь, распространяют их дальше. Во время эпидемий гриппа заболевает до 15% населения, а в закрытых производственных и учебных коллективах эта цифра может достигать 60 %.Тяжесть и широта распространения эпидемии гриппа зависит от типа вируса и от восприимчивости населения данного региона к этому вирусу.

После всемирной эпидемии “азиатского гриппа А” в 1957 году были выявлены еще две разновидности, получившие метки – А1 и А2.Вирусы гриппа, как и многие другие, способны к мутациям, то есть к изменению в своем генетическом аппарате, поэтому они легко и быстро распространяются по свету.

Первые признаки гриппа.

Для гриппа характерно очень быстрое развитие клинических симптомов. Температура тела достигает максимальных значений (39°С–40°С) уже в первые 12-24 часа. Появляется головная боль, которая локализуется преимущественно в лобно-височной области, боль при движении глазных яблок, светобоязнь, боль в мышцах и суставах, нередко возникает тошнота или рвота, может снижаться артериальное давление. Типичным для гриппа является развитие трахеита, сопровождающееся болезненным кашлем в области грудины, отита, пневмонии.

III. Практическая часть


Были заданы следующие вопросы:

1.Болели ли вы гриппом?

2. Что вы знаете о профилактике гриппа?

3.Как вы, думаете можно защитить себя от заболевания гриппом?

После проведения анкетирования я выяснила, что 15 детей (57 %) болели гриппом с 1 по 3 класс.

На вопрос, можно защитить себя от заболевания гриппом, все дети (100%) ответили положительно.

О профилактике гриппа дети ранее слышали и некоторые выполняли, находясь в детском саду.

Обработка полости носа оксолиновой мазью- 42%.


Исходя из результатов анкетирования, я познакомила родителей с результатами анкетирования и рассказала им о профилактике гриппа в школе. Решила провести эксперимент в своём классе, поговорив об этом с родителями. Они меня поддержали.

В течение 2 месяцев (декабрь - январь) в классе проходил эксперимент по профилактике заболеваемости гриппом. В ходе этого эксперимента мы проводили следующие мероприятия.

Самым главным из профилактики является формирование иммунитета к вирусу. И делается это с помощью известной всем нам с детства вакцинации. На сегодняшний день существует много вакцин от гриппа. Одним из основных требований к вакцине является ее обновленная формула, то есть, обновление вакцин должно происходить каждый год, и в их состав должны добавляться новые штаммы вируса. Существует миф, что прививка защищает человека от заболевания гриппом, но, к сожалению, это не так. Привившись, вы можете заболеть точно так же, как и непривитый человек, с той же вероятностью, но если все же заболеете, то перенесете болезнь намного (действительно, намного!) легче и без осложнений.

В России зарегистрирован ряд вакцин нового поколения: отечественная – гриппол и зарубежные расщепленные – сплит-вакцины (ваксигрипп, флюарикс и др.). Состав вакцин ежегодно обновляется. Вакцинацию начинают осенью, с тем, чтобы заблаговременно создать у ребенка иммунитет – на это уходит 2–4 недели. Взрослым и детям старше 6–8 лет вакцины вводят однократно, поскольку у них есть уже антитела к гриппозным вирусам. Детей более ранних возрастов вакцинируют, начиная с 6 месяцев (до этого они защищены антителами, полученными от матери): первый раз вакцину вводят двукратно, а затем ежегодно однократно. Многочисленные наблюдения показали, что гриппозные вакцины очень эффективны и для детей, и для взрослых. В нашей школе вакцинация против гриппа проходит осенью с разрешения родителей детям ставят прививки вакциной гриппол. Нужно отметить, что с каждым годом обучения уровень вакцинации в моём классе увеличивается.

В 1 классе привиты были -65% детей, во втором-70%, в третьем -70 %. А в четвёртом -82%.

Вакцинация детей за годы обучения.


Вывод: Анализируя процент постановки прививок детям моего класса, явно прослеживается увеличение процента привитых детей.

Заражение гриппом происходит при вдыхании капелек мокроты, выделяемых больным при кашле и чихании. Во время эпидемии гриппа носят маски. Это очень эффективный метод защиты от заражения самого себя и окружающих. Но гриппозная инфекция легко передается и через загрязненные руки. А ведь наши пальцы постоянно (как показали специальные наблюдения, не менее 300 раз в день) контактируют с выделениями из носа и глаз, со слюной. При рукопожатии, через дверные ручки и другие предметы вирусы переходят на руки здоровых людей, а оттуда попадают к ним в нос, глаза, рот. Может быть, на период эпидемий стоит отказаться от рукопожатий? В любом случае, чаще мойте руки, особенно во время болезни или ухода за больным.

В классе я провела беседу совместно с учителем в ходе, которой мы говорили о том, как правильно мыть руки, посмотрели фильм по этой теме.

Вывод: Оказалось, что не все дети знали, как правильно мыть руки и после проведённой беседы стали делать это намного охотнее и качественнее.



Прогулки на свежем воздухе.

Наш класс посещает группу продлённого дня, на которой одним из режимных моментов является прогулка. Каждый день, совершая прогулку, дети дышат свежим воздухом.

С целью укрепления физического здоровья детей, каждый день начинаем с небольшой зарядки.

Проветривание классной комнаты.

На каждой перемене дети выходят из класса, и учитель проветривает классную комнату.

Каждый день дежурные делают влажную уборку всех поверхностей.

После прогулки промывать нос водой и полоскать рот.

Обработка полости носа.

Все знают оксолиновую мазь – препарат для местного использования (в нос). Но она – лишь метод психологической защиты, поскольку ее эффективность не очень велика, однако народная популярность весьма и весьма высока. Каждый день перед началом уроков мы смазываем нос оксолиновой мазью.

Большие дозы витамина С полезны как заболевшим, так и здоровым людям. Для профилактики. рекомендуется принимать витамин С в натуральной форме: шиповник, клюква, брусника, черная смородина, цитрусы, гранат, яблоко, бананы.

Каждый день дети приносили разные фрукты и овощи на протяжении двух месяцев.

2 2 Содержание 1. Введение 3 2. Глава 1. Грипп вирусное заболевание 4 3. Глава 2. Исследовательская работа 7 4. Глава 3. А как думают ученые? 9 5. Глава 4. Встреча с иммунологом Глава 4. Встреча с иммунологом Заключение Список использованной литературы Приложение 15

4 4 Глава 1. Грипп вирусное заболевание Знают ли дети начальной школы о гриппе? Я предложила ребятам начальной школы ответить на вопросы анкеты. Анализ анкет показал, что ребята мало, что знают о гриппе. Анализ анкеты «Что ты знаешь о гриппе? вопросы знаю не знаю Возбудитель заболевания 28% 72% Источник заражения 25% 75% Путь заражения 35% 65% Признаки заболевания 65% 35% Правила, которые должен выполнять больной 64% 36% Я решила обратиться к литературе, вот, что я узнала: грипп острое инфекционное заболевание дыхательных путей, вызываемое вирусом гриппа. Известно более 2000 вирусов гриппа. Своё название болезнь получила от французского слова gripper, что в переводе означает схватывать. Начало заболевания действительно напоминает схватку. Грипп в буквальном смысле слова берёт человека за горло, проникая в его организм. Грипп постепенно подрывает сердечно-сосудистую систему и иммунитет, сокращая на несколько лет жизнь человека. Возбудитель заболевания вирус. История вируса гриппа. Открытия: В 1931 году был открыт вирус гриппа. В 1933 г был идентифицирован вирус гриппа А В 1940году был открыт вирус гриппа В В 1947 году был впервые выделен вирус гриппа С. Пандемии: В г Печально известная "Испанка", вызванная вирусом H1N1 В г. случилась пандемия, которая получила название "азиатский грипп", вызванная вирусом H2N2 В г. Произошла пандемия "Гонконгский грипп", вызванный вирусом H3N2

5 5 В г. произошла относительно легкая по степени тяжести пандемия, названная "русским" гриппом. Вирус гриппа (H1N1), Пандемия эпидемия, распространённая на территории всей страны. Самая крупная из известных пандемий гриппа случилась в 1918 году. Люди прозвали болезнь "испанской лихорадкой". В течение 10 месяцев от "испанки" (вызванной вирусом H1N1) пострадало население всего мира. Потери были ужасающие: по самым оптимистичным прогнозам от "испанки" умерло 20млн. человек, однако по некоторым данным эта цифра достигла 40 50млн.; серьезно пострадало 40% населения земного шара. Смерть наступала крайне быстро. Человек мог быть еще абсолютно здоров утром, к полудню он заболевал и умирал к ночи. Те же, кто не умер в первые дни, часто умирали от осложнений, вызванных гриппом, например, пневмонии. Необычной особенностью "испанки" было то, что она часто поражала молодых людей. С тех пор пандемии возникали регулярно и всегда поражали миллионы людей Как можно заразится? Можно заразиться от больного человека при разговоре, кашле, чихании. Один невоспитанный больной, не прикрывая рта, мгновенно может заразить всех людей в радиусе 3 метров. И здоровый человек может вдохнуть этот заражённый воздух. Поэтому путь заражения воздушно-капельный. Необходимо помнить, что инфекция легко передается через грязные руки. При рукопожатии, через дверные ручки, другие предметы вирусы переходят на руки здоровых, а оттуда к ним в нос, глаза, рот. На период эпидемий рекомендуется отказаться от рукопожатий. Необходимо часто мыть руки, особенно во время болезни или ухода за больным. По официальным данным гриппом и ОРВИ ежегодно болеют до 30 миллионов человек. 1.2.Признаки гриппа Признаки гриппа: - высокая температура; - мышечные боли, головная боль; - насморк; - кашель; - слабость и вялость; Правила заболевшего человека:

6 6 Чтобы не заразить других детей, больной ребенок не должен посещать школу и кружки. Лежать дома и принимать по назначению врача лекарства. При высокой температуре и плохом самочувствии вызвать врача на дом. Пить больше жидкости, фруктовые соки и принимать овощи и фрукты, где много витамина С (лимон, малина, апельсин, черная смородина, облепиха и др.) Когда кашляешь и чихаешь, нужно закрывать рот и пользоваться ватно-марлевой повязкой, одноразовыми платочками. Кушать и дышать чесноком и луком. Принимать еду в отдельной посуде. Проветривать комнату. Вывод: грипп инфекционное заболевание, путь заражения воздушно-капельный, источник заражения больной человек.

8 8 Причины называют разные: вакцина содержит много вредных веществ, если иммунитет снижен, то прививка может навредить.

10 10 Глава 4. Встреча с иммунологом Я в сомнении: так нужна ли прививка? Решила встретиться с иммунологом Натальей Ивановной Мазовой. Вот, что сказала Наталья Ивановна: «Настоятельно рекомендую делать прививку ежегодно, желательно осенью. Заболевание гриппом стало более опасным, так как вирус борется с иммунными клетками человека. Опасность гриппа в его осложнениях. А чтобы не заболеть должна быть профилактика. Как не заболеть гриппом (советы иммунолога) часто и тщательно мойте руки; избегайте контактов с чихающими и кашляющими людьми; придерживайтесь здорового образа жизни, который включает полноценный сон, здоровую пищу, физическую активность; пейте больше жидкости; принимайте витамин С; Это важно знать! Аспирин и грипп несовместимы: если принять аспирин до вакцинации, он начинает подавлять выработку антител и вакцина никакого эффекта не даст; Если дать аспирин больному, то может вызвать рвоту, нарушение дыхания и даже судороги синдром Рея; Если принимать аспирин при заболевании гриппом продлит заболевание на 3 дня; При гриппе повышение температуры это борьба с вирусом, аспирин может помешать этой борьбе; Грипп типа А встречается круглый год, если принимать аспирин то выздоровление затянется надолго; Вывод: помните, что аспирин, антибиотики и грипп несовместимы.

11 11 Глава 5. Исследовательская работа А что делают ребята нашей школы, чтобы не заболеть? На вопросы моей анкеты ответили 55 обучающихся начальной школы. Анкета 1. Что такое, по вашему мнению, здоровый образ жизни? 2. Заботишься ли ты о своём здоровье? Да Нет 3. Что ты делаешь, чтобы сберечь здоровье? 4. Сколько часов в день ты гуляешь? 5. Делаешь ли ты зарядку? Да Нет 6. Посещаешь ли ты спортивные кружки или секции? 7. Часто ли ты болеешь простудными заболеваниями? 8. Бываешь ли ты на море? Результаты анкеты 90% 82% 87% 89% 89% 87% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 64% 36% здоровый образ жизни заботятся о своем здоровье делают зарядку гуляют 2 часа и более посещают спортивные секции 20% болеют от 2 до 6 раз в год 10% бывают на море 0% В школе тоже проводим профилактику: проветриваем помещения;

12 делаем зарядку; подкрепляемся витаминами; моем руки с мылом; в период эпидемии включаем в рацион лук и чеснок; Вывод: результаты порадовали: и дома и в школе ребята проводят профилактические меры, чтобы не заболеть. 12

14 14 Список использованной литературы 1. Бисярина В. Детские болезни с уходом за детьми. М., Медицина, Кузьмичева А., Шарлай И. Детские инфекционные болезни. М., Медицина, Чабовская А. Основы педиатрии и гигиены детей. М., 1980.

15 15 Приложение Анкета 1. Что такое, по вашему мнению, здоровье? 2. Заботишься ли ты о своём здоровье? Да Нет 3. Что ты делаешь, чтобы сберечь здоровье? 4. Сколько часов в день ты гуляешь? 5. Делаешь ли ты зарядку? Да Нет 6. Ходишь ли ты на спортивные секции или кружки? Какие? Лыжи Каток Плаванье Танцы Акробатика Лёгкая атлетика Рукопашный бой Каратэ Бокс Другое (указать вид спорта). 7. Часто ли ты болеешь простудными заболеваниями? (сколько раз в год?) Нет Да 8 Бываешь ли ты на море? Да Нет

16 16 Что ты знаешь о гриппе? Возбудитель заболевания Путь заражения Источник заражения Признаки заболевания Правила, которые должен выполнять больной Как помочь себе

1 Научно-исследовательская работа Вакцина от гриппа: за или против? Выполнил Ахметов Амир Дамирович Учащийся 9А класса МБУ СОШ ЗАТО Звёздный Пермского края Руководитель Минаева Людмила Петровна Учитель биологии и химии высшей категории МБУ СОШ ЗАТО Звездный Пермского края

2 Содержание Введение ГлаваI Что такое грипп? 1.1 История создания 1.2 Формы гриппа 1.3 Симптомы 1.4 Причины гриппа 1.5 Плюсы и минусы вакцинации 1. Лечение Глава II. Исследование. : изучение влияния вакцинации против гриппа на заболеваемость обучащихся МБУ СОШ ЗАТО ЗВЕЗДНЫЙ. Заключение Список литературы

3 Введение: Грипп тяжелая вирусная инфекция, поражающая людей независимо от пола или возраста. Это острое заболевание, которое отличается резким токсикозом, катаральными явлениями в виде ринита, заложенности носа и кашля с поражением бронхов. Эпидемии гриппа случаются каждый год обычно в холодное время года и поражают до 15% населения земного шара. Грипп и ОРВИ составляют 95% всех инфекционных заболеваний в мире. Ежегодно в мире заболевают до 500 млн. человек, 2 миллиона из которых умирают. В России ежегодно регистрируют от 27,3 до 41,2 млн. заболевших гриппом и другими ОРВИ. Периодически повторяясь, грипп и ОРЗ отнимают у нас суммарно около года полноценной жизни. Человек проводит эти месяцы в беспомощном состоянии, страдая от лихорадки, общей разбитости, головной боли, отравления организма ядовитыми вирусными белками. При тяжелом течении гриппа часто возникают необратимые поражения сердечно-сосудистой системы, дыхательных органов, центральной нервной системы, провоцирующие заболевания сердца и сосудов, пневмонии, трахеобронхиты, менингоэнцефалиты. Сегодня, грипп является наиболее распространенным инфекционным вирусным заболеванием, поражающим все группы населения. Грипп и острые респираторные заболевания остаются одной из самых актуальных проблем здравоохранения, т.к. эти инфекции наносят огромный ущерб, как здоровью населения, так и экономике. В структуре инфекционной заболеваемости на грипп и ОРЗ приходится до % случаев. Ежегодно гриппом болеет 15% населения Земли, в том числе дети до 30%. В зависимости от интенсивности и этиологии эпидемии доля гриппа в структуре острых респираторных инфекций колеблется от 10 до 60%. Своеобразие

5 заболевания, в том числе медработники, учителя, работники сферы обслуживания. Защита нужна школьникам (заболеваемость среди школьников обычно вдвое выше, чем среди взрослых), причем вакцинация школьников и дошкольников может не только снизить размах эпидемии, но и защитить от осложнений, в первую очередь от пневмонии. Цель: изучение влияния вакцинации против гриппа на заболеваемость обучащихся МБУ СОШ ЗАТО ЗВЕЗДНЫЙ. Задачи: 1. Проанализировать литературу по теме исследования; 2. Раскрыть понятия вирусных заболеваний и проблем вакцинации; 3. Оценить эффективность вакцинопрофилактики на примере обучающихся МБУ СОШ ЗАТО ЗВЕЗДНЫЙ Гипотеза: если своевременно провести вакцинацию против гриппа, то это позволит снизить число заболевших во время эпидемии. Объект исследования: вирус гриппа и вакцинопрофилактика Предмет: обучающиеся МБУ СОШ ЗАТО ЗВЕЗНДЫЙ. Методы исследования: 1. Анализ литературы; 2. Обработка результатов. Этапы исследования: 1. Изучение и анализ литературы по теме исследования; 2. Накопление и обработка теоретического материала; 3. Анализ результатов и выводы.

7 заболеваний массового характера так называемые пандемии, проходящие с 1580 года до конца VIII века примерно раз в лет. На тот момент еще не было информации о возбудителе болезни, а выдвинутые на этот счет теории отличались большим разнообразием. Причину заболевания видели в особом расположении планет, действии употребляемой в зимнее время пищи, влиянии электромагнитного поля планеты, колебании влажности и температуры воздуха, конечно же, действии небесной кары как наказания за человеческий грех. Предположение о возможной вирусной природе гриппа было выдвинуто еще в 1931 году американцем Р. Шоупом, изучавшим заболевание свиней, схожее с проявлениями гриппа у человека, когда он выделил этого возбудителя у больных животных. И хотя многие ученые восприняли предположение о вирусной природе человеческого гриппа в штыки, активные исследования в этом направлении продолжались. Уже через два года произошло открытие Orthomixovirus influenzae микроорганизма, впоследстполучившего название вируса типа А. В 1940 и 1947 ученые-исследователи Т. Френсис и Р. Тейлор выделили еще два вируса, отличающиеся от уже известного. Им присвоили типы В и С. На сегодняшний день свойства всех трех типов вируса хорошо изучены. Вирус гриппа А является самым опасным. Именно он вызывает большие вспышки заболевания и чаще всего мутирует, поскольку может существовать не только в человеческом организме. Грипп А поражает свиней, птиц, хорьков и даже лошадей. Вирусы гриппа В и С могут размножаться только в организме человека. Первый чаще приводит к небольшим эпидемиям и поражает преимущественно детей, последний же может быть причиной единичных заболеваний, которые, как правило, протекают в легкой форме 1.2 Формы гриппа

8 1 Легкая температура тела повышается на не более 38 С, симптомы интоксикации выражены слабо или отсутствуют. 2 Средней тяжести - температура тела в пределах 38,5-39,5 С, отмечается классическая симптоматика заболевания: интоксикация (головная боль, светобоязнь, мышечные и суставные боли, обильное потоотделение), типические изменения задней стенки глотки, покраснение конъюнктивы, заложенность носа, поражение трахеи и гортани (сухой кашель, боль за грудиной, хриплый голос). 3 Тяжелая форма выражена интоксикация, температура тела С, возникают носовые кровотечения, признаки энцефалопатии (галлюцинации, судороги), рвота. 4 Гипертоксическая температура тела выше 40 С, максимально выражены симптомы интоксикации, в результате которой возникает токсикоз нервной системы, отек головного мозга и инфекционно-токсический шок различной степени выраженности. Может развиваться дыхательная недостаточность. 5 Молниеносная форма гриппа опасна возможностью летального исхода, особенно это касается пациентов ослабленных, а также пациентов с имеющимися у них сопутствующими патологиями. При этой форме развиваются отеки головного мозга и легких, дыхательная недостаточность, кровотечения и другие серьезные осложнения. 1.3 Симптомы Длительность инкубационного примерно 1-2 дня (возможно от нескольких часов до 5 дней). Далее следует период острых клинических проявлений заболевания. Тяжесть неосложненной болезни определяется продолжительностью и выраженностью интоксикации. Интоксикационный синдром при гриппе является ведущим, выражен он уже с первых часов с момента начала проявления заболевания. Во всех случаях грипп имеет острое начало. Первым его признаком является повышение температуры

9 тела от незначительной или субфебрильной и до достижения максимальных показателей. За несколько часов температура становится очень высокой, ее сопровождает озноб. При легкой форме заболевания температура в большинстве случаев субфебрильная. При гриппе температурная реакция характеризуется относительной непродолжительностью и остротой. Длительность лихорадочного периода примерно 2-6 дней, иногда дольше, а далее температура начинает быстро снижаться. При наличии повышенной температуры на протяжении долгого времени можно предположить развитие осложнения. Ведущим признаком интоксикации и одним из первых симптомов гриппа является головная боль. Ее локализация лобная область, особенно в надглазничной области, около надбровных дуг, иногда за глазными орбитами, она способна усиливаться при движениях глазных яблок. Головная боль у пожилых людей чаще характеризуется распространенностью. Выраженность головной боли самая различная. При тяжелом течении гриппа головная боль может сочетаться с многократной рвотой, нарушением сна, галлюцинациями, симптомами поражения нервной системы. У детей возможны судороги. Наиболее частыми симптомами гриппа являются разбитость, чувство недомогания, общая слабость, повышенное потоотделение. Повышается чувствительность к резким звукам, яркому свету, холоду. Пациент чаще всего в сознании, но может бредить. Частый симптом заболевания суставные и мышечные боли, а также ломота во всем теле. Характерен внешний вид пациента: одутловатое, покрасневшее лицо. Часто бывает конъюнктивит, сопровождающийся слезотечением и светобоязнью. В результате гипоксии и нарушения капиллярного кровообращения лицо больного может приобретать синюшный оттенок.

10 Катаральный синдром при гриппозной инфекции чаще всего выражен слабо или вообще отсутствует. Его длительность 7-10 дней. Наиболее долго может сохраняться кашель. Уже вначале заболевания можно увидеть изменения в ротоглотке: значительное покраснение мягкого неба. Через 3-4 дня от начала болезни на месте покраснения развивается инфекция сосудов. При тяжелом течении гриппа на мягком небе образуются мелкие кровоизлияния, кроме того, можно обнаружить его отечность и синюшность. Задняя стенка глотки покрасневшая, блестящая, часто с зернистостью. Больных беспокоит сухость и першение в горле. Через 7-8 дней после начала болезни слизистая мягкого неба приобретает обычный вид. Изменения в носоглотке проявляются отеком, покраснением и сухостью слизистой. Дыхание через нос из-за набухания носовых раковин затрудненно. Через 2-3 дня вышеперечисленные симптомы сменяет заложенность носа, реже - выделения с носа, они бывают примерно у 80% пациентов. В результате токсического поражения сосудистых стенок, а также интенсивного чихания при данном заболевании часто возможны носовые кровотечения. 1.4 Причины гриппа Источником инфекции является больной человек. Вирусы выделяются со слюной, мокротой, отделяемым носа - при кашле и чихании. Вирусы могут попасть на слизистые носа, глаз или верхних дыхательных путей непосредственно из воздуха, при тесном контакте с больным человеком; а могут оседать на различных поверхностях и далее попадать на слизистые оболочки через руки или при использовании общих с больным предметов гигиены. Затем вирус попадает на слизистую верхних дыхательных путей (носа, глотки, гортани или трахеи), проникает в клетки и начинает активно размножаться. Всего за несколько часов вирус поражает практически всю слизистую верхних

12 - в некоторых случаях вакцинация таит в себе опасность, поэтому необходимо обследование перед вакцинацией в обязательном порядке для выявления возможных противопоказаний; - существует риск введения некачественной вакцины или подделки, причем самый минимум угрозы в этом случае аллергические и токсические реакции; - если человек уже простужен, вакцинацию выполнять нельзя. Кроме того, населению необходимо знать основные противопоказания вакцинации от гриппа. Итак, прививку делать нельзя, если у Вас: - болезни сердца, почек; - хронические соматические заболевания, например, отит, бронхиальная астма, ринит, заболевания нервной системы; - аллергия на что-либо, особенно на куриный белок (кроме специальных вакцин для этих случаев). Во всех этих случаях лучшим советом может быть только укрепление общего состояния иммунной системы неспецифическими средствами. В любом случае, вакцинация от гриппа не является обязательной в нашей стране. А это значит, что окончательное решение можете принять только Вы сами, взвесив для себя все плюсы и минусы данного метода. Решение это должно касаться не только согласие или отказ от вакцинопрофилактики гриппа, но и выбор вакцины для введения. Следует заметить, что детям рекомендуются для введения вакцины последних поколений, существенно снижающие риск возникновения каких либо осложнений. 1.6 Лечение гриппа - Симптоматические препараты (снижение выраженности симптомов простуды). Если нет возможности соблюдать во время болезни постельный режим,

13 приходится бороться с чувством усталости и слабостью, а об эффективной работе и концентрации внимания и речи быть не может. Чтобы избежать подобной ситуации стоит обратить внимание на противопростудные препараты, которые эффективны не только против симптомов, но и против общей слабости. Например, современный противопростудный препарат Инфлюнет не только способствует избавлению от симптомов ОРВИ, но и за счет входящей в его состав янтарной кислоты помогает справиться с вялостью и упадком сил. - Нестероидные противовоспалительные средства: парацетамол, ибупрофен, диклофенак. Эти препараты обладают противовоспалительным действием, снижают температуру тела, уменьшают боль. Возможен прием этих препаратов в составе лекарственных порошков типа Coldrex, Tera - flu и др. Следует помнить, что снижать температуру ниже 38ºС не стоит, поскольку именно при этой температуре тела в организме активизируются защитные механизмы против инфекции. Исключения составляют больные, склонные к судорогам, и маленькие дети. Детям противопоказан прием аспирина. Аспирин при вирусной инфекции может вызвать тяжелое осложнение синдром Рейе токсическая энцефалопатия, которая проявляется эпилептическими припадками и комой. - Антигистаминные препараты это лекарственные средства, которые применяются для лечения аллергии. Они обладают мощным противовоспалительным эффектом, поэтому уменьшают все признаки воспаления: заложенность носа, отек слизистых. Препараты первого поколения этой группы - димедрол, супрастин, тавегил - обладают побочным эффектом: вызывают сонливость. Препараты второго поколения - лоратадин (кларитин), фенистил, семпрекс, зиртек - этим эффектом не обладают. - Капли для носа. Сосудосуживающие капли для носа уменьшают отек, снимают заложенность. Однако это не столь безопасный препарат, как может

14 показаться. С одной стороны, во время ОРВИ необходимо применять капли, чтобы уменьшить отек и улучшить отток жидкости из носовых пазух для предотвращения развития гайморита. Однако частое и длительное применение сосудосуживающих капель опасно в отношении развития хронического ринита. Бесконтрольный прием препаратов вызывает значительное утолщение слизистой носовых ходов, что приводит к зависимости от капель, а затем и к постоянной заложенности носа. Лечение этого осложнения только хирургическое. Поэтому нужно строго соблюдать режим употребления капель: не дольше 5-7 дней, не более 2-3 раз в сутки. - Лечение боли в горле. Самое эффективное средство (оно же самое нелюбимое многими) это полоскание горла дезинфецирующими растворами. Можно использовать настои шалфея, ромашки, а также готовые растворы, такие как фурацилин. Полоскание должно быть частым раз в 2 часа. Кроме того, можно применять дезинфицирующие спреи: гексорал, биопарокс и др. - Препараты от кашля. Цель лечения кашля снизать вязкость мокроты, сделать ее жидкой и легкой для откашливания. Немаловажен для этого питьевой режим теплое питье разжижает мокроту. При трудностях с откашливанием можно принимать отхаркивающие препараты, такие как АЦЦ, мукалтин, бронхолитин и др. Не стоит самостоятельно (без консультации врача) принимать препараты, подавляющие кашлевой рефлекс это может быть опасно. - Антибиотики применять не следует. Антибиотики совершенно бессильны в отношении вирусов, их используют только при возникновении бактериальных осложнений. Поэтому не следует применять антибиотики без назначения врача, как бы того не хотелось. Это небезопасные для организма препараты. Кроме того, бесконтрольный прием антибиотиков приводит к возникновению устойчивых к ним форм бактерий.

15 Спокойный, лучше постельный режим в течение 5 дней. Не стоит во время острого периода болезни (как бы того не хотелось) читать, смотреть телевизор, работать за компьютером. Это истощает и без того ослабленный организм, продлевает время болезни и риск развития осложнений. Обильное теплое питье не менее 2 л в день. Лучше богатое витамином С - чай с лимоном, настой шиповника, морс. Выпивая ежедневно большое количество жидкости, больной человек проводит дезинтоксикацию т.е. ускоренное выведение из организма токсинов, которые образуются в результате жизнедеятельности вирусов. ГЛАВА II. Оценка эффективности вакцинопрофилактики гриппа. Наши исследования посвящены изучению влияния прививок на профилактику заболевания гриппом. Вакцинация населения против гриппа, по данным медицинских работников, снижает число заболевших людей во время эпидемии. Вначале исследования нами была выдвинута гипотеза, о том, что если своевременно провести вакцинацию против гриппа, то это позволит снизить число заболевших во время эпидемии. Экспериментальная работа проводилась в МБУ СОШ ЗАТО ЗВЕЗДНЫЙ в течение 1 года. Нами были получены статистические данные о заболеваемости

16 и вакцинации против гриппа среди обучающихся 9-х классов от медработника школы за и за г. Все результаты исследования мы представили в виде диаграмм. 29,5 9 классы всего 56 человек. 2016г 29 28, , ,5 26 Категория 1 сделано отказалось Столбец1 24,5 8 классы всего 57 человек 2015 г 24 23, ,5 Категория 1 сделано отказалось Столбец1

17 4 человека заболело, 2 из них привитых Заключение: В настоящее время в Российской Федерации имеются серьезные проблемы в работе по иммунизации населения против инфекционных болезней. Основной причиной данной проблемы является отказ населения от прививок, вследствие опубликования в центральных СМИ и телевидении заказных статей и передач о вреде вакцинации компаниями, проигравшими тендеры на поставку вакцин в лечебную сеть. При исследовании причин, препятствующих проведению своевременной и высококачественной иммунизации, министерством здравоохранения РФ были определены ключевые направления мероприятий: -формирование у населения доверительного отношения к вакцинопрофилактики, -информирование населения о безопасности вакцинопрофилактики, -работа с труднодоступными слоями населения, -информирование общественности о последствиях недостаточного охвата иммунизацией. Выдвинутая нами гипотеза о снижении числа заболевших гриппом после вакцинации подтвердилась, заболевших среди привитых, оказалось меньше, чем среди непривитых. Проведённые нами исследования показали, что вакцинация против вируса гриппа помогает защитить организм во время эпидемии, что не мало важно для сохранения здоровья человека.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции