Хим состав особенности органоиды клетки вирусы бактериофаги

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Класс: 10.

Цель урока: расширить представление о вирусах как неклеточных формах жизни, их строении, размножении, о роли в жизни человека.

Задачи:

  • расширить знания о строении и функционировании вирусов;
  • углубить знания о значении вирусов в эволюции, природе и жизни человека

  • продолжить развитие познавательных процессов через работу с новыми понятиями;
  • умение работать в парах, анализировать, сравнивать, делать выводы, подводить итоги.

  • формировать патриотическое воспитание через гордость за отечественного ученого, сделавшего величайшее открытие в области вирусологии.
  • осуществлять санитарно-гигиенического воспитание.

Оборудование: персональный компьютер, проектор.

Форма: индивидуальная, парная.

Методы:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • рассказ с элементами беседы.

Результаты:

  • называть особенности строения вирусов;
  • определять их биолого-экологическое значение;
  • использовать знания для профилактики распространения вирусных заболеваний в частности СПИДа.

Ход урока

Готовность к уроку, инструктивные карты и рисунки на столах.

– Человечеству с самого начала его существования угрожали серьезные враги. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, кори, атипичной пневмонии, СПИДа и других болезней. О чем мы будем с вами говорить сегодня на уроке? (О вирусах)

Представьте себя в роли тех людей, которые должны защитить человечество от вирусов? Какие знания о вирусах вам необходимы, чтобы выполнить эту важную миссию? Какую цель ставите перед собой на уроке? Слайд 2

– Строгого определения, что же такое жизнь не существует. Можно только перечислить и описать те признаки живой материи, которые отличают ее от неживой (ребята перечисляют) Слайд 3.

– У каждого из вас есть информационный лист, с которым вы будете работать в течение всего урока. Запишите тему, цель и проблемный вопрос в информационный лист. Приложение 1.

Общие сведения о вирусах. Слайд 8

– Размеры вирусов варьируют в широких пределах – от 10 до 275 нм. С помощью электронного микроскопа установлено, что вирусы могут иметь различную форму: шаро-, палочко-, нитевидную, цилиндрическую

Особей вируса, находящихся в состоянии покоя, называют вирионом.

Классификация вирусов. Слайд 9

В вирусах присутствует только один тип нуклеиновой кислоты – либо ДНК, либо РНК. По наличию той или иной нуклеиновой кислоты вирусы называют ДНК-содержащимиили РНК-содержащими Задание 1.

Химический состав и строение вирусов. Слайд 10

– Вирусная частица – это крупная частица нуклеопротеида, состоящая из сердцевины, в которой находится ДНК или РНК, окружена белковой оболочкой – капсидом.

–У вас в инструктивной карточке изображен вирус подпишите его строение. Приложение 1

– Теперь мы с вами знаем, из каких частей состоит вирус. Давайте сравним строение бактериальной клетки, растительной клетки и вируса табачной мозаики. Самостоятельная работа по рисункам. Приложение 2.

Учащиеся сравнивают строение бактериальной клетки, растительной клетки и вируса табачной мозаики. Все данные заносят в таблицу.Слайд 12 Информационный лист.Задание II.

Сравнить строение клетки бактерий, растительная клетка и вируса табачной мозаики.

Органоиды Клетка бактерий Клетка растительная Вирус табачной мозаики
Клеточная оболочка + + -
Цитоплазма + + -
Ядро - + -
Хлоропласты - + -

– Ответ учащихся (У вирусов нет цитоплазмы с органоидами, вирусы не имеют клеточного строения. Вирусы трудно отнести к бактериям, растениям и животным.)

– Итак, вирусы – это неклеточная форма жизни.

– Готовы ли вы сейчас ответить на проблемный вопрос? Что еще необходимо для этого рассмотреть? (Ответы учащихся).

– Вирусы существуют в двух формах: покоящейся (внеклеточной), когда их свойства как живых систем не проявляются, и внутриклеточной, когда осуществляется размножение вируса.

Размножение вируса. Слайд 13-14,15

– Размножение вирусов мы рассмотрим на примере бактериофага. Работа с учебником на странице 80 Информационный лист Задание III.

Этап 1. Прикрепление вируса к клетке. На поверхности клеток имеются специальные рецепторы, с которыми бактериофаг связывается хвостовыми нитями. Этим объясняется строгая “прописка” вирусов в тех или иных клетках. (Например, грипп – эпителиальные клетки верхних дыхательных путей, гепатит – печень, ВИЧ – лимфоциты).

Этап 2. Проникновение вируса в клетку. Бактериофаг вводит внутрь клетки хвост, который представляет собой полый стержень. И, как через иглу шприца, проталкивает внутрь клетки свою ДНК или РНК. Таким образом, генетический материал фага попадает внутрь клетки, а капсид остается снаружи. Вирус работает как своеобразный генетический шприц.

Этап 3. Размножение вируса, т.е. редупликация вирусного генома. Проникнув внутрь клетки, вирусная ДНК встраивается в ДНК клетки хозяина. Проникает в святая святых клетки, в центр управления жизнедеятельностью – в ядро.

Этап 5. Выход вирусов из клетки. А что происходит с самой клеткой? Она гибнет. А вирусные частицы уже готовы к очередной атаке, готовы разрушить сотни других клеток.

– Вот так протекает инфекционный процесс. Таким образом, мы рассмотрели основные этапы жизнедеятельности вирусов. Какой вывод можно сделать? Вопрос. Почему же трудно бороться с вирусами, попавшими внутрь клетки?

Вирус иммунодефицита человека. Слайд 15

– Что каждому из вас необходимо знать, для того чтобы обезопасить себя от ВИЧ инфекции?

Общие сведения о ВИЧ-инфекции. Слайд 16-19 Видео

Строение вируса Видео

– Какие вы знаете пути передачи ВИЧ инфекции? Работа с учебником стр. 54. выписывают в инструктивную карту.

Как передается ВИЧ? (работа с учебником на странице 84, 1-й абзац, Информационный лист. Задание IV. Слайд 20

  • Половой – при непостоянном половом партнере (пользоваться презервативами!) и гомосексуальных отношениях, при искусственном оплодотворении
  • При использовании загрязненных медицинских инструментов, у наркоманов – одним шприцем
  • От матери- ребенку: внутриутробно, при родах, при кормлении грудным молоком
  • Через кровь: при переливании крови, пересадке органов и тканей.

ВИЧ не передается: видео Слайд 21

  • Через воздух
  • При разговоре, кашле.
  • При пользовании общей посудой
  • Через рукопожатие
  • Через поцелуй
  • Через пищу
  • При купании в бассейне, душе
  • Через спортивные предметы
  • Через домашних животных
  • Через укусы насекомых
  • При уходе за больными

Можно ли убить вирус? Слайд 22

Заразиться ВИЧ не так уж легко. Вирус чрезвычайно чувствителен и сохраняет жизнеспособность вне человеческого тела лишь в стерильных условиях, например в колбе. Будучи помещенным в пространство без доступа воздуха, вирус погибает. Обычные гигиенические меры в быту и в больнице также быстро делают вирус безвредным.

Половые контакты – наиболее распространенный путь перёдачи вируса. Поэтому надежный способ избежать заражения при случайных половых сношениях – использование презерватива. Применение презерватива практически исключает прямое попадание через слизистые оболочки половых органов зараженной спермы или вагинальной жидкости. Внутривенное употребление наркотиков не только вредно для здоровья, но и значительно повышает риск заражения ВИЧ. Часто лица, вводящие внутривенно наркотики, используют общие иглы и шприцы без их стерилизации. Использование любого инструментария, (шприцы, системы для переливания крови и т. д.) как в медицинских учреждениях, так и в быту (маникюр, педикюр, татуировки, бритье и т. п.), где может содержаться кровь человека, зараженного вирусом, требует их стерилизации. Этот вирус нестойкий, гибнет при кипячении. Могут быть применены и специальные дезинфицирующие растворы хлорсодержащих веществ, перекись водорода. Не рекомендуется для этой дели спирт.

Другие вирусные заболевания. Слайд 23-26

Вирусы обладают высокой избирательностью. Они поражают или человека, или определённый вид птиц, животных, растений. При этом вирусы могут менять свойства, вызывая новые болезни. Слайд 27-28

Сходство с живыми организмамиОтличие от живых организмовСпецифические черты
  1. Способность к размножению.
  2. Наследственность.
  3. Изменчивость.
  4. Приспособляемость к меняющимся условиям окружающей среды.
  1. Во внешней среде не проявляют свойств живого и имеют форму кристаллов.
  2. Не потребляют пищи.
  3. Не вырабатывают энергию.
  4. Не растут.
  5. Нет обмена веществ.
  6. Имеют неклеточное строение.
  1. Очень маленькие размеры.
  2. Простота организации (нуклеиновая кислота и белки)
  3. Занимают пограничное положение между неживой и живой материей.

Закончите предложения, вставив пропущенные слова.

  1. Неклеточная форма жизни, паразит на генетическом уровне, способная проникнуть в живую клетку и размножаться внутри нее называется - .
  2. Вирусы состоят из фрагментов генетического материала (либо ДНК, либо РНК), составляющей . вируса.
  3. Сердцевина вируса окружена защитной белковой оболочкой, которая называется .
  4. Вирусы бактерий называются – .
  5. Один из путей передачи вирусной инфекции контагиозный, т. е. при непосредственном .
  6. Стандартные гигиенические приемы для защиты от . инфекции – правильное пользование носовыми платками и проветривание комнат.

Задание

– Правильно ли будет сказать, что все живое имеет клеточное строение?

( Ответ учащихся: нет, есть вирусы, не имеющие клеточное строения.)

– Стратегия жизни вирусов?

(Ответ учащихся: безудержное размножение)

Учащиеся оценивают свою работу на уроке, выставляют оценки в информационные листы.

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

К прокариотам относятся архебактерии, бактерии и синезеленые водоросли. Прокариоты — одноклеточные организмы, у которых отсутствуют структурно оформленное ядро, мембранные органоиды и митоз.

Строение бактериальной клетки

Размеры — от 1 до 15 мкм. Основные формы: 1) кокки (шаровидные), 2) бациллы (палочковидные), 3) вибрионы (изогнутые в виде запятой), 4) спириллы и спирохеты (спирально закрученные).


Формы бактерий:
1 — кокки; 2 — бациллы; 3 — вибрионы; 4—7 — спириллы и спирохеты.


Строение бактериальной клетки:
1 — цитоплазматическая мемб­рана; 2 — клеточ­ная стенка; 3 — слизис­тая кап­сула; 4 — цито­плазма; 5 — хромо­сомная ДНК; 6 — рибосомы; 7 — мезо­сома; 8 — фото­синтети­ческие мемб­раны; 9 — вклю­чения; 10 — жгу­тики; 11 — пили.

Бактериальная клетка ограничена оболочкой. Внутренний слой оболочки представлен цитоплазматической мембраной (1), над которой находится клеточная стенка (2); над клеточной стенкой у многих бактерий — слизистая капсула (3). Строение и функции цитоплазматической мембраны эукариотической и прокариотической клеток не отличаются. Мембрана может образовывать складки, называемые мезосомами (7). Они могут иметь разную форму (мешковидные, трубчатые, пластинчатые и др.).

На поверхности мезосом располагаются ферменты. Клеточная стенка толстая, плотная, жесткая, состоит из муреина (главный компонент) и других органических веществ. Муреин представляет собой правильную сеть из параллельных полисахаридных цепей, сшитых друг с другом короткими белковыми цепочками. В зависимости от особенностей строения клеточной стенки бактерии подразделяются на грамположительные (окрашиваются по Граму) и грамотрицательные (не окрашиваются). У грамотрицательных бактерий стенка тоньше, устроена сложнее и над муреиновым слоем снаружи имеется слой липидов. Внутреннее пространство заполнено цитоплазмой (4).

В бактериальной клетке отсутствуют все мембранные органоиды, характерные для эукариотической клетки (митохондрии, пластиды, ЭПС, аппарат Гольджи, лизосомы).

В цитоплазме бактерий находятся рибосомы 70S-типа (6) и включения (9). Как правило, рибосомы собраны в полисомы. Каждая рибосома состоит из малой (30S) и большой субъединиц (50S). Функция рибосом: сборка полипептидной цепочки. Включения могут быть представлены глыбками крахмала, гликогена, волютина, липидными каплями.

У многих бактерий имеются жгутики (10) и пили (фимбрии) (11). Жгутики не ограничены мембраной, имеют волнистую форму и состоят из сферических субъединиц белка флагеллина. Эти субъединицы расположены по спирали и образуют полый цилиндр диаметром 10–20 нм. Жгутик прокариот по своей структуре напоминает одну из микротрубочек эукариотического жгутика. Количество и расположение жгутиков может быть различным. Пили — прямые нитевидные структуры на поверхности бактерий. Они тоньше и короче жгутиков. Представляют собой короткие полые цилиндры из белка пилина. Пили служат для прикрепления бактерий к субстрату и друг к другу. Во время конъюгации образуются особые F-пили, по которым осуществляется передача генетического материала от одной бактериальной клетки к другой.

Редко у бактерий наблюдается половой процесс, при котором происходит рекомбинация генетического материала. Следует подчеркнуть, что у бактерий никогда не образуются гаметы, не происходит слияние содержимого клеток, а имеет место передача ДНК от клетки-донора к клетке-реципиенту. Различают три способа передачи ДНК: конъюгация, трансформация, трансдукция.


Конъюгация — однонаправленный перенос F-плазмиды от клетки-донора в клетку-реципиента, контактирующих друг с другом. При этом бактерии соединяются друг с другом особыми F-пилями (F-фимбриями), по каналам которых фрагменты ДНК и переносятся. Конъюгацию можно разбить на следующие этапы: 1) раскручивание F-плазмиды, 2) проникновение одной из цепей F-плазмиды в клетку-реципиента через F-пилю, 3) синтез комплементарной цепи на матрице одноцепочечной ДНК (происходит как в клетке-доноре (F + ), так и в клетке-реципиенте (F - )).

Трансдукция — перенос фрагмента ДНК от клетки-донора к клетке-реципиенту с помощью бактериофагов.

Вирусы

Вирусы состоят из нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК) и белков, образующих оболочку вокруг этой нуклеиновой кислоты, т.е. представляют собой нуклеопротеидный комплекс. В состав некоторых вирусов входят липиды и углеводы. Вирусы содержат всегда один тип нуклеиновой кислоты — либо ДНК, либо РНК. Причем каждая из нуклеиновых кислот может быть как одноцепочечной, так и двухцепочечной, как линейной, так и кольцевой.

Размеры вирусов — 10–300 нм. Форма вирусов: шаровидная, палочковидная, нитевидная, цилиндрическая и др.

Капсид — оболочка вируса, образована белковыми субъединицами, уложенными определенным образом. Капсид защищает нуклеиновую кислоту вируса от различных воздействий, обеспечивает осаждение вируса на поверхности клетки-хозяина. Суперкапсид характерен для сложноорганизованных вирусов (ВИЧ, вирусы гриппа, герпеса). Возникает во время выхода вируса из клетки-хозяина и представляет собой модифицированный участок ядерной или наружной цитоплазматической мембраны клетки-хозяина.

Если вирус находится внутри клетки-хозяина, то он существует в форме нуклеиновой кислоты. Если вирус находится вне клетки-хозяина, то он представляет собой нуклеопротеидный комплекс, и эта свободная форма существования называется вирионом. Вирусы обладают высокой специфичностью, т.е. они могут использовать для своей жизнедеятельности строго определенный круг хозяев.


Только паразитируя в клетке-хозяине, вирус может репродуцироваться, воспроизводить себе подобных.

В цикле репродукции вируса можно выделить следующие стадии.


Вирус иммунодефицита человека поражает главным образом CD4-лимфоциты (хелперы), на поверхности которых есть рецепторы, способные связываться с поверхностным белком ВИЧ. Кроме того, ВИЧ проникает в клетки ЦНС, нейроглии, кишечника. Иммунная система организма человека утрачивает свои защитные свойства и оказывается не в состоянии противостоять возбудителям различных инфекций. Средняя продолжительность жизни инфицированного человека составляет 7–10 лет.

Источником заражения служит только человек — носитель вируса иммунодефицита. СПИД передается половым путем, через кровь и ткани, содержащие вирус иммунодефицита, от матери к плоду.

Смотреть оглавление (лекции №1-25)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАКТЕРИЙ

ФОРМА КЛЕТОК
РАЗМЕРЫ
Сферические (кокки), палочковидные (бациллы), изогнутые (вибрионы), спиральные (спириллы); могут образовывать колонии: нить из шариков (стрептококк), "виноградная гроздь" (стафилококк). Размеры в пределах 0,1-10 мкм (1 мкм=10 -6 м). Впервые описал бактерии зубного налета А. Левенгук в 1683 г.
ОСОБЕННОСТИ КЛЕТОЧНОГО СТРОЕНИЯ Прокариотические (доядерные) одноклеточные или колониальные клетки имеют клеточную стенку из белка муреина и слизистую капсулу из полисахаридов; в цитоплазме расположен нуклеоид (ядерная зона) с кольцевой молекулой ДНК; небольшие молекулы ДНК (плазмиды) расположены вне нуклеоида; в цитоплазме также есть рибосомы, фотосинтетические мембраны (только у автотрофных фотосинтезирующих) и мезосома (органелла дыхания); оболочка клеток может иметь выросты - жгутики и пили - органеллы движения
ПИТАНИЕ
И ДЫХАНИЕ
Автотрофы (синтезируют органические вещества из неорганических):
а) фотосинтезирующие зеленые и пурпурные бактерии;
б) хемосинтезирующие железобактерии и нитрифицирующие бактерии.
Гетеротрофы (используют готовые органические вещества):
а) сапрофиты питаются мертвыми органическими веществами (бактерии гниения и брожения);
б) симбионты органические вещества полу чают в результате симбиоза с другими организмами (клубеньковые бактерии);
в) паразиты питаются органическими веществами живых организмов (болезнетворные бактерии или микробы).
Аэробы - используют для дыхания атмосферный кислород (бактерии гниения); анаэробы живут в отсутствии кислорода (бактерии ботулизма)
РАЗМНОЖЕНИЕ И
СПОРООБРАЗОВАНИЕ
Размножаются только бесполым путем, прямым делением на двое (амитоз), происходящим при благоприятных условиях каждые 20 минут; бесполому размножению может предшествовать половой процесс (конъюгация, трансдукция или трансформация), приводящий к генетической рекомбинации дочерних клеток. При неблагоприятных условиях (отсутствии влаги, пищи, положительной температуры и др.) переходят к спорообразованию: из одной клетки образуется одна крупная эндоспора, покрытая толстой защитной оболочкой, способная выдерживать иссушение, кипячение, замораживание и др.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ И
ИХ ЗНАЧЕНИЕ
Обеспечивают круговорот веществ в природе и участвуют в образовании перегноя - плодородного слоя почвы (бактерии гниения в почве); связывают атмосферный азот в виде доступных для растений нитратов и нитритов (клубеньковые бактерии). Используются в промышленности для получения кефира, йогурта, силоса (молочнокислые бактерии), антибиотиков (лучистый грибок), кормовых белков (водородные бактерии). Возбудители опасных заболеваний человека (чума, холера, дифтерия, ангина и др.) животных и растений (ожог коры яблонь)

Организмы, которые имеют клеточное строение, делятся на две группы: эукариоты и прокариоты.

Эукариоты (от греч. эу - хорошо и карион - ядро) - организмы, содержащие в клетках четко оформленное ядро. К эукариотам относятся одноклеточные и многоклеточные растения, грибы и животные, то есть все организмы, кроме бактерий. Клетки эукариот раз-ных царств различаются по ряду признаков. Но во многом их строение сходно. Каковы же особенности клеток эукариот?

В клетках животных нет клеточной оболочки, которая есть у растений и грибов, нет пластид, которые есть у растений и некоторых бактерий. Вакуоли в клетках животных очень малы и непостоянны. Центриоли у высших растений не обнаружены.

Клетки прокариот (от лат. про - вместо, впереди и кариот) не имеют оформленного ядра. Ядерное вещество у них расположено в цитоплазме и не отграничено от нее мембраной. Прокариоты - наиболее древние примитивные одноклеточные организмы. К ним относят бактерии и цианобактерии (рис. 1). Размножаются они простым делением. У прокариот в цитоплазме расположена одиночная кольцевая молекула ДНК, которая называется нуклеоидом или бактериальной хромосомой. Непосредственно в цитоплазме располагаются рибосомы. Клетки прокариот гаплоидны. Они не содержат митохондрий, комплекса Гольджи, ЭПС. Синтез АТФ осуществляется в них на плазматической мембране.

Особое место в живой природе занимают вирусы. Они не имеют клеточного строения и состоят из молекулы нуклеиновой кислоты - ДНК или РНК, окруженной молекулами белка как оболочкой.

Долгое время ученые вели спор о вирусах: живые это существа или неживое вещество? Дело в том, что вне клеток живых организмов вирусы не дышат, не питаются, не размножаются, а существуют в форме кристаллов. Но как только вирус проникает в клетку, он становится внутриклеточным паразитом: начинает активно размножаться и поражать другие клетки. Как это происходит? Рассмотрим жизненный цикл бактериофага - вируса, поражающего клетки бактерий. Бактериофаг прикрепляется к оболочке бактерии своими отростками и с помощью ферментов растворяет ее. В клетки бактерии попадает ДНК бактериофага. Белковая оболочка вируса при этом остается снаружи, а его ДНК встраивается в ДНК бактерии. Зараженная бактериальная клетка вместо собственных ДНК и белков начинает синтезировать новые вирусы. В одной клетке, таким образом, появляются десятки и сотни бактериофагов, которые проникают в клетки других бактерий и поражают их.

Вирусы вызывают ряд заболеваний у растений, грибов, животных и человека. Напри-мер, вирус табачной мозаики проникает в клетки листьев табака, разрушает хлорофилл, и лист становится пятнистым. Известны вирусные заболевания человека: оспа, грипп, корь, полиомиелит, бешенство и др.


Цель: систематизировать фактические знания о химическом составе клетки, о строении клетки растений, животных, грибов и бактерий о функциях основных органоидов клетки, органелл и включений.

продолжить формирование у школьников убеждения о том, что клетка представляет собой структурно - функциональное единство работающих в ней органоидов;

обобщить фактические знания о химическом составе клетки, о строении клеток, о функциях основных органоидов клетки;

показать единство всего живого на земле на основе знаний о клеточной теории;

сформировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единицы жизни на земле;

развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление, речь - словарный запас биологических знаний, развивать образное мышление, умение отстаивать свою точку зрения.

формирование научно-материалистического мировоззрения на основе знаний о клетке;

воспитывать интерес к предмету биология, воспитывать требовательность к себе, настойчивость.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: Таблицы, рисунки, презентация, схемы.

Организационный момент. Постановка цели урока.

1. Фронтальный опрос

1. Как вы понимаете, клетка – это структурная и функциональная единица живого?

2. Сколько химических элементов насчитывается в клетке?

3. На какие группы делятся химические элементы, в зависимости от их количества в клетке?

4. Какие химические соединения вам известны?

5. Назовите органические соединения.

6. Назовите неорганические соединения.

7. Расшифруйте ДНК, РНК, АТФ.

Актуализация опорных знаний.

1. Рассказать строение растительной клетки (используя таблицу)

2. Рассказать строение животной клетки (используя таблицу)

3. Рассказать строение грибной клетки (используя таблицу)

4. Рассказать строение бактериальной клетки (используя таблицу)

1. Где хранится наследственная информация? (В ядре.)

2. Название белковой оболочки вируса. (Капсид.)

3. Какой органоид является центром синтеза белка в клетке? (Рибосомы.)

4. Название выростов внутренней мембраны хлоропластов. (Тилакоиды.)

5. Название нитевидных структур, образующих тело гриба. (Гифы.)

6. Второе название ядерных организмов. (Эукариоты.)

7. Второе название вирусов – пожирателей бактерий. (Бактериофаги.)

8. Впячивания внутренней мембраны митохондрий. (Кристы.)

9. Из чего состоит клеточная стенка у растений? (Из целлюлозы.)

10. Где у растительной клетки находится клеточный сок? (В вакуолях.)

11.Название бесцветных пластид. (Лейкопласты.)

12. У каких организмов генетический аппарат образован кольцевой ДНК? (У прокариот.)

13. Какая клеточная структура может быть гладкой и шероховатой? (ЭПС.)

14. Название клеточной структуры, которая образуется из скопления тилакоидов. (Граны.)

14. Второе название доядерных организмов. (Прокариоты.)

15. Органоид клетки, в котором синтезируется АТФ. (Митохондрии.)

16. Название основного вещества цитоплазмы. (Гиалоплазма.)

17. Какое вещество образует клеточную стенку грибов? (Хитин.)

18. Название внутренней среды хлоропласта. (Строма.)

19. Органоид клетки, являющийся её пищеварительным центром. (Лизосома.)

20. Название опорной системы цитоплазмы. (Цитоскелет.)

21. Название пластид зеленого цвета. (Хлоропласты.)

22. Общее название процессов фаго- и пиноцитоза. (Эндоцитоз.)

Включаю доску. (Слайд 1)

Найдите в монограммах все буквы и прочтите названия химических веществ, из которых состоят клетки растений.


Ответ: 1. Белки. 2. Углеводы. 3. Жиры. 4. Вода. 5. Минеральные соли.

(Слайд 2 ) 4. Задание . Укажите верные утверждения (работа в тетрадях)

1. Растворяющиеся в воде вещества называются гидрофильными.

2. Вода – универсальный растворитель.

3. Капиллярный кровоток происходит за счет сил поверхностного натяжения воды, содержащейся в крови.

4. Аминокислоты – гидрофобные вещества (гидрофильные)

5. Кислотность раствора определяется концентрацией в нем ионов водорода.

6. Способность поддерживать рН среды на постоянном уровне составляет сущность буферных систем.

7. Железо входит в состав гормона инсулина (железо входит в состав гемоглобина)

8. Костная ткань человека содержит соли натрия и кремния (кальций, фосфор)

9. Равномерное распределение тепла по всему организму обеспечивает высокая теплопроводность воды.

10. Жиры – гидрофильные вещества (жиры гидрофобные)

(Слайд 4) 5. Задание . Из перечня характеристик и признаков выбрать необходимые:

Из перечня характеристик и признаков выбрать необходимые ( 1 ученик у доски выполняет задание, а остальные выполняют задания в тетрадях)

1-й вариант – растительная клетка;

2-й вариант – животная клетка;

1. Тело образовано гифами.

2. Клеточная стенка состоит из целлюлозы.

3. Имеет пластиды.

4. Нет клеточной стенки.

5. Запасным углеводом является гликоген.

6. По способу питания является автотрофной.

7. Клеточная стенка состоит из хитина.

8. Содержит вакуоли, заполненные клеточным соком.

9. По способу питания является гетеротрофной.

10. Способна образовывать многоклеточный организм.

Разгадав этот ребус, вы узнаете, какие органические вещества входят в состав клеток.


Ответ: углеводы, белки, жиры – органические вещества.

6. Характеристика органических веществ

- Дайте характеристику органическим веществам по плану:

1. Название органического вещества

3. Что является мономером

4. Атомы каких элементов входят в состав

5. Виды и особенности строения.

Белок – это высокомолекулярное органическое соединение, построенное из остатков 20 аминокислот и играющее первостепенную роль в процессах жизнедеятельности всех организмов.

Мономер белка – аминокислота

Виды белков по составу: простые (протеины) и сложные (протеиды). Виды белков по форме: Глобулярные и фибриллярные. Молекула белка имеет четырехструктурность.

Функции белков: строительная, транспортная, двигательная, защитная, ферментативная, энергетическая.

Жиры или липиды

Липиды – это жироподобные вещества, входящие в состав всех живых клеток и выполняющих важную функцию в процессах жизнедеятельности.

Мономер липидов – жирные кислоты и глицерин

Виды жиров – растительные и животные. Типы жирных кислот – насыщенные (в животных) и ненасыщенные (в растительных).

Функции жиров: Строительная, энергетическая, питательная, защитная, метаболическая

Углеводы – это источники энергии, обеспечивающие все процессы жизнедеятельности клетки.

Мономеры углеводов – моносахариды

Виды углеводов: простые или моносахариды (глюкоза, фруктоза, галактоза) и сложные – дисахариды (сахароза, мальтоза, лактоза) и полисахариды (гликоген, крахмал, целлюлоза, хитин)

Функции углеводов: энергетическая, строительная, питательная

Нуклеиновые кислоты – это природные высокомолекулярные биополимеры, обеспечивающие хранение и передачу наследственной информации в живых организмах

Мономеры НК – нуклеотиды

Виды НК – ДНК и РНК

Функции НК: хранение и передача наследственной информации и синтез белка

7 . О какой структуре клетки идет речь? Поясните.


Пропуская одинаковое количество делений по ходу часовой стрелки, прочитайте зашифрованную фразу. Начинать надо с внешнего круга.


Ответ: все клетки имеют сходное строение и химический состав.

7. Переходим к особенностям строения и выполняемым функциям органоидов клетки.

Перечислите обязательные части любой эукариотической клетки ( ядро, мембрана, цитоплазма ).

Перечислите немембранные органоиды ( рибосомы, органоиды движения, клеточный центр, вакуоль )

Перечислите одномембранные органоиды ( ЭПС, АГ, лизосомы )

Перечислите двумембранные органоиды ( митохондрии и пластиды )

Назовите органеллу клетки и перечислите функции и особенности строения

Перечислите функции ядра и особенности его строения: (Хранение и воспроизведение генетической информации и регуляция всех процессов протекающих в клетке. Состоит из мембраны, кариоплазмы, хромосом и ядрышка)

Перечислите функции клеточной мембраны и особенности ее строения:

Функция – обмен и транспорт веществ. Ограничивает внутреннее содержимое клетки от внешней среды. Осуществляет взаимосвязь между соседними клетками. Имеет в себе поры, благодаря которым происходят процессы поступления веществ внутрь клетки (эндоцитоз) и выделение веществ из клетки (экзоцитоз). Также существует 2 вида эндоцитоза – фагоцитоз (проникновение твердых веществ в клетку) и пиноцитоз (проникновение твердых веществ в клетку)

Перечислите функции цитоплазмы и особенности ее строения:

обеспечивает взаимосвязь между органоидами, является местом синтеза и распада веществ, транспортирует вещества внутри клетки. Это внутренняя полужидкая среда клетки.

Перечислите функции рибосомы и особенности ее строения: функция – синтез белка, состоит из двух субъединиц малой и большой. Располагается на мембране шероховатой ЭПС.

Перечислите функции органоидов движения и особенности их строения. Органоиды движения – это жгутики, реснички, ложноножки. Состоят из миофибрилл. Выполняют функцию движения у одноклеточных животных и растений, очищают и согревают воздух в носу у животных и человека.

Перечислите функции клеточного центра и особенности его строения. Состоит из двух центриолей. Располагается в цитоплазме. Участвует в процессе деления клетки, образуя хроматиновые нити в процессе митоза и мейоза.

Перечислите функции вакуоли и особенности ее строения. Вакуоль - это органоид, заполненный клеточным соком, содержащим в себе органические кислоты, сахара, минеральные соли, пигменты, танины. Пигменты вакуолей, выделяя различные цвета окрашивают цветки и другие части растения. Настоящие вакуоли содержатся только в растительных клетках. Наиболее крупные вакуоли в старых клетках.

Перечислите функции ЭПС и особенности ее строения. ЭПС состоит из многочисленных цистерн и канальцев. Существует 2 вида ЭПС: Гладкая или гранулярная и шероховатая или гранулярная. Функции: синтез липидов и углеводов, участие в синтезе белка, связь между собой основных органоидов клетки.

Перечислите функции АГ и особенности его строения. АГ – это полости и пузырьки. Функции АГ – это транспорт белков, жиров и углеводов; синтез жиров и углеводов; образование лизосом.

Перечислите функции лизосом и особенности их строения. Лизосомы – это небольшие округлые тельца, имеющие внутри специальные ферменты. Функции лизосом – участвуют в удалении отмирающих в процессе жизнедеятельности частей клеток, клеток и органов.

Перечислите функции митохондрии и особенности ее строения. Митохондрия - это двумембранный органоид, складки внутренней мембраны образуют КРИСТЫ. Имеют собственную ДНК и РНК. Функции – является источником энергии, синтезирует АТФ.

Перечислите функции пластид и особенности их строения. Существует 3 типа пластид – хлоропласты, хромопласты и лейкопласты. Функция хлоропластов – участие в процессе фотосинтеза, Хромопластов – окрашивание различных частей цветка для привлечения насекомых и опыления, лейкопласты – накопление запасных питательных веществ. Хлоропласты состоят из наружной и внутренней мембраны, гран, тилакоидов и стромы.

9. Выполнение теста в тетрадях в целях подготовки к ЕГЭ.

Готовимся к ЕГЭ

(Слайд 8) Найдите соответствие между химическими элементами и их ролью в клетках и организмах:

Роль в клетках и организмах

А) входит в состав гормонов щитовидной железы;

Б) входит в состав многих белков;

В) входит в состав всех органических соединений;

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции