Государственная стратегия противодействия распространения заболеваний вызываемого вирусом иммунодефицита

Стратегия является основой для организации деятельности и взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, государственных и социально ориентированных некоммерческих организаций, а также добровольцев по противодействию распространению ВИЧ-инфекции.

Причиной принятия стратегии явилось ухудшение эпидемиологической ситуации в Российской Федерации, которое происходило за счет роста числа новых случаев ВИЧ-инфекции, распространения ВИЧ-инфекции за пределы ключевых групп населения (группы населения повышенного риска, уязвимые и особо уязвимые группы населения), а также высокого риска развития осложнений и смерти от заболеваний, ассоциированных с ВИЧ-инфекцией (туберкулез, гепатиты B и C), и синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИД).

Целью Стратегии явилось предупреждение развития эпидемии, связанной с распространением ВИЧ-инфекции на территории РФ, путем снижения числа новых случаев заражения ВИЧ-инфекцией среди населения и снижения смертности от СПИДа.

Согласно Стратегии осуществляется:

-повышение информированности граждан по вопросам ВИЧ-инфекции, а также формирование социальной среды, исключающей дискриминацию по отношению к лицам, зараженным вирусом иммунодефицита человека;

-разработка региональных программ по противодействию распространения ВИЧ-инфекции, а также заболеваний, ассоциированных с ВИЧ-инфекцией, с учетом как общих, так и присущих региону особенностей эпидемиологической, экономической, традиционной, географической и иной ситуации;

-увеличение охвата населения медицинским освидетельствованием на ВИЧ-инфекцию, увеличение охвата лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека, антиретровирусной терапией, дальнейшее снижение риска передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку, разработку и внедрение технологий социальной адаптации и реабилитации лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека, а также мер их социальной поддержки;

-вовлечение в реализацию программ по противодействию распространения ВИЧ-инфекции гражданского общества, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций;

-формирование необходимых условий для увеличения охвата населения медицинским освидетельствованием на ВИЧ-инфекцию и обеспечения лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека, антиретровирусной терапией;

-развитие перспективных направлений и проектов международного сотрудничества в рамках ЕАЭС, БРИКС, СНГ, ШОС, ООН по вопросам противодействия распространению ВИЧ-инфекции в мире;

-применение единых подходов к мониторингу и оценке проводимых на федеральном и региональном уровнях мероприятий Стратегии с учетом особенностей межведомственного взаимодействия и участия социально ориентированных некоммерческих организаций в работе с ключевыми группами населения;

В данном документе разработаны целевые показатели, которые позволяют оценить работу данной стратегии в каждом конкретном субъекте, используя единые подходы к оценке.

По данным Министра здравоохранения Российской Федерации, сопредседателя Организационного комитета Всероссийской акции "Стоп ВИЧ/СПИД Скворцовой В.И,

принятые за эти годы системные меры позволили достичь в Российской Федерации в 2019 году определенных результатов :

-увеличился охват населения бесплатным тестированием (38 млн. граждан - 26% населения страны прошли тест на ВИЧ в 2018 году);

-увеличился охват инфицированных пациентов лечением (60% ВИЧ-инфицированных, находящихся на диспансерном наблюдении получают необходимое лечение, при этом снижение вирусной нагрузки отмечается более чем у 73% получающих лечение).

Медицинское сообщество на последующие годы ставит перед собой цель:

- достижение в последующие годы Цели устойчивого развития Организации Объединенных Наций в отношении ВИЧ -90-90-90, т.е. 90% выявления инфекции, 90% лечения выявленных инфицированных и 90% снижения вирусной нагрузки у получающих лечение.

Адрес: 410031, г. Саратов, Большая Горная ул., д.69.








  • Актуальные темы:
  • Проблемы НКО
  • Мониторинг правоприменения
  • Экология
  • Мониторинг на выборах
  • Историческая память
  • Памяти наших коллег

Пресс-Центр

Важно

Новости RSS

Видео

Новости Совета

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека подготовил экспертное заключение на доработанный проект изменений закона "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)".

Документ был направлен в адрес Правительства Российской Федерации, Минздрава России и Министерства юстиции Российской Федерации.

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека

В сентябре 2018 г. Совет уже давал экспертное заключение на первоначальный вариант Законопроекта, в котором рекомендовал отклонить его как не соответствующий целям развития гражданского общества, защиты прав и свобод человека и гражданина. К сожалению, Законопроект не только не был отклонен, но и его новая редакция не претерпела изменений в сторону соблюдения прав некоммерческих организаций и охраны здоровья граждан.

Совет отмечает, что Законопроектом вводятся специальные условия деятельности некоммерческих организаций (далее – НКО), направленной на профилактику распространения ВИЧ-инфекции и финансируемой из иностранных источников. Предусматривается обязательное согласование программ и мероприятий в сфере предупреждения (профилактики) распространения ВИЧ-инфекции с уполномоченным органом исполнительной власти. В случае запрета таких программ и (или) мероприятий некоммерческая организация обязана незамедлительно прекратить их реализацию. Несоблюдение такого запрета влечет ликвидацию НКО.

В проекте Федерального закона не содержатся критерии и основания, согласно которым уполномоченный федеральный орган исполнительной власти может принять решение о запрете осуществления указанных программ и мероприятий. Отсутствие четких безоценочных критериев и оснований приведет к тому, что НКО не смогут заранее оценить риски запрета осуществления программ и (или) мероприятий в сфере предупреждения (профилактики) распространения ВИЧ-инфекции и обоснованно принять решение об использовании средств иностранных источников до момента получения необходимого согласования от уполномоченного органа.

Действительно, НКО в течение десятилетий осуществляют деятельность, направленную на содействие профилактике распространения и лечения ВИЧ-инфекции, в т.ч., при поддержке иностранных и международных организаций. Данная деятельность ранее поддерживалась государственными и муниципальными органами: в частности, главным государственным санитарным врачом Российской Федерации в ежегодно издаваемых постановлениях о мерах по профилактике ВИЧ-инфекции отмечалась необходимость всяческой поддержки НКО, работающих в этой сфере (напр., Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.04.2005 г. № 16, Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.02.2012 № 16 и др.).

В пояснительной записке к проекту Федерального закона не указывается, чем именно вызвана необходимость введения санкционирования программ профилактики ВИЧ-инфекции, осуществляемых НКО, а также, имеет ли место нарушение прав граждан или существует угроза их нарушения в результате осуществления подобной деятельности, какие общественные или государственные интересы защищает предлагаемый Законопроект. Подчеркнем, что ст. 14 Конституции Российской Федерации провозглашает равенство общественных объединений перед законом, ст. 30 Конституции Российской Федерации гарантирует свободу их деятельности, а ст. 29 Конституции Российской Федерации запрещает цензуру. Совет полагает, что в случае принятия Законопроекта в представленной редакции существует угроза нарушения указанных конституционных положений.

Согласно ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Анализируя Законопроект в контексте этого конституционного положения, Совет отмечает, что запрет деятельности НКО здесь связывается исключительно с иностранными источниками финансирования. Те же самые программы и мероприятия, финансируемые из российских источников, не требуют согласования и могут осуществляться свободно. Тем самым, по мнению Совета, нарушается принцип равенства общественных объединений перед законом, а свобода их деятельности ограничивается в целях, выходящих за пределы ст. 55 Конституции Российской Федерации. Де-факто, вводится разрешительный порядок деятельности таких НКО.

Кроме этого, введение дополнительной обязанности для НКО получать согласие на осуществление программ и (или) мероприятий в сфере предупреждения (профилактики) распространения ВИЧ-инфекции не может быть принято без процедуры оценки социально-экономических последствий такого регулирования (процедура оценки регулирующего воздействия).

В Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.10.2016 г № 2203-р) (далее – Стратегия) констатируется, что ухудшение эпидемиологической ситуации в Российской Федерации происходит за счет роста числа новых случаев ВИЧ-инфекции, распространения ВИЧ-инфекции за пределы ключевых групп населения (группы населения повышенного риска, уязвимые и особо уязвимые группы населения), а также высокого риска развития осложнений и смерти от заболеваний, ассоциированных с ВИЧ-инфекцией (туберкулез, гепатиты В и С), и синдрома приобретенного иммунодефицита. При этом в Стратегии отмечается важность вовлечения в реализацию программ по противодействию распространения ВИЧ-инфекции институтов гражданского общества, в т.ч., социально ориентированных НКО.

Настоящее Экспертное заключение одобрено Советом путем заочного голосования 2 августа 2019 года.








  • Актуальные темы:
  • Проблемы НКО
  • Мониторинг правоприменения
  • Экология
  • Мониторинг на выборах
  • Историческая память
  • Памяти наших коллег

Документы

Важно

Новости RSS

Видео

Экспертные заключения

Законопроектом вводятся специальные условия деятельности некоммерческих организаций (далее – НКО) по профилактике распространения ВИЧ-инфекции, если эта деятельность финансируется из иностранных источников. Предусматривается обязательное согласование программ и мероприятий в сфере предупреждения (профилактики) распространения ВИЧ-инфекции с уполномоченным органом исполнительной власти. В случае отказа в согласовании таких программ и/или мероприятий организация обязана незамедлительно прекратить их реализацию. Несоблюдение такого запрета влечет ликвидацию НКО. При этом в законопроекте не определены основания, по которым уполномоченный орган исполнительной власти может принять решение о запрете осуществления указанных программ и/или мероприятий.

Оценивая законопроект с точки зрения его соответствия целям развития гражданского общества, защиты прав и свобод человека и гражданина, Совет приходит к выводу о нецелесообразности его поддержки по следующим основаниям.

Во-первых, законопроект противоречит целям развития гражданского общества, поскольку создает неоправданные трудности для работы некоммерческих организаций (далее – НКО).

Во-вторых, законопроект противоречит целям защиты прав и свобод человека и гражданина, поскольку препятствует укреплению гарантий права на охрану здоровья, не стимулирует структуры гражданского общества к борьбе с ВИЧ/СПИД.

Российские НКО в течении десятилетий работают в области профилактики ВИЧ, в том числе при поддержке иностранных и международных организаций. Эта деятельность поддерживается государством как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. В частности, Главным государственным санитарным врачом РФ в ежегодно издаваемых постановлениях о мерах по профилактике ВИЧ всегда отмечается необходимость поддержки НКО, работающих в этой сфере (см.: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.04.2005 г. № 16, постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 13.02.2012 г. № 16 и др.).

В Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 20.10.2016 г. № 2203-р, констатируется, что ухудшение эпидемиологической ситуации в Российской Федерации происходит за счет роста числа новых случаев ВИЧ-инфекции, распространения ВИЧ-инфекции за пределы ключевых групп населения (группы населения повышенного риска, уязвимые и особо уязвимые группы населения), а также высокого риска развития осложнений и смерти от заболеваний, ассоциированных с ВИЧ-инфекцией (туберкулез, гепатиты В и С), и синдрома приобретенного иммунодефицита.

При этом в Государственной стратегии отмечается важность вовлечения в реализацию программ по противодействию распространения ВИЧ-инфекции гражданского общества, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций. Проект же, напротив, ограничивает возможность участия некоммерческих организаций в противодействии эпидемии ВИЧ. Принятие законопроекта повлечет ухудшение положения больных ВИЧ-инфекцией и осложнение санитарно-эпидемиологической ситуации в стране.

В-третьих, законопроект объективно направлен на борьбу не с ВИЧ-инфекцией в Российской Федерации и не с незаконными методами ее профилактики, а с НКО, получающими финансирование из иностранных источников, и со структурными подразделениями иностранных некоммерческих неправительственных организаций. Именно этим объясняется тот факт, что законопроект разработан Минюстом России, а не Минздравом России. Из законопроекта следует, что те же самые программы и мероприятия, финансируемые из российских источников, не требуют согласования с уполномоченным органом исполнительной власти. Именно поэтому законопроект обходит молчанием вопрос о том, что может быть причиной отказа в согласовании. Тем самым нарушается не только конституционный принцип равенства общественных объединений и свободы их деятельности, но и причинно-следственная связь между характером финансирования и результатами деятельности.

В пояснительной записке к законопроекту не указывается, чем вызвана необходимость введения разрешительного порядка в отношении программ профилактики ВИЧ, осуществляемых НКО за счет средств иностранного источника. Если Минздрав России посчитает и обоснует, что какие-то программы профилактики ВИЧ/СПИД – вне зависимости от источников финансирования – наносят тот или иной вред интересам личности, общества или государства, то, безусловно, со стороны законодателя могут быть предприняты адекватные меры по предотвращению и пресечению такого вреда.

Такой подход вполне соответствовал бы статье 55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Однако в законопроекте специальный разрешительный порядок ставится в зависимость не от содержания той или иной программы или мероприятия по борьбе с ВИЧ/СПИД, а от наличия или отсутствия иностранного финансирования, которое само по себе источником вреда быть не может.

Учитывая изложенные выше соображения, Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека рекомендует Правительству Российской Федерации отклонить данный законопроект.

Экспертное заключение одобрено Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека путем заочного голосования 12 сентября 2018 года.

Распоряжением Правительства РФ от 20.10.2016 N 2203-р утверждена Государственная стратегия противодействия распространению ВИЧ-инфекции в РФ на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, с целью предупреждения распространения хронического заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека, путем снижения числа новых случаев заражения ВИЧ-инфекцией среди населения и снижения смертности от СПИДа.

Стратегия является основой для организации деятельности и взаимодействия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, государственных и социально ориентированных некоммерческих организаций, а также добровольцев по противодействию распространению ВИЧ-инфекции.

Приоритетным направлением первичной профилактики ВИЧ-инфекции с 2016 года становится информационно-пропагандистская деятельность по вопросам ВИЧ-инфекции, в том числе через специализированный федеральный информационный ресурс по противодействию распространению ВИЧ-инфекции, включающий в себя проведение масштабных коммуникационных кампаний, комплексных коммуникационных проектов, всероссийских акций, ежегодных форумов специалистов, а также работу специализированного информационного портала по вопросам ВИЧ-инфекции и СПИДа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Финансирование реализации Стратегии осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, а также за счет иных источников финансирования.

Для обеспечения достижения максимальных значений целевых показателей реализации Стратегии, субъектам РФ необходимо предусматривать соответствующее финансирование мероприятий по увеличению охвата медицинским освидетельствованием на ВИЧ-инфекцию и антиретровирусной терапией.

Вопросы и ответы в сфере профилактики ВИЧ-инфекции.

1. Где можно пройти медицинское освидетельствование на предмет наличия либо отсутствия ВИЧ-инфекции. Где оно проводится бесплатно?

Ответ: Медицинское освидетельствование можно пройти как в учреждениях государственной и муниципальной системы здравоохранения, так и в частной медицинской организации. Данная процедура включает в себя лабораторное исследование, которое проводится на основании соответствующей лицензии.

Если Вам было отказано в учреждениях государственной системы здравоохранения бесплатно пройти медицинское освидетельствование Вы вправе обратиться в прокуратуру Самарской области по адресу: 443010, г. Самара, ул. Чапаевская, 151 либо по электронной почте: prok@samtel.ru.

2. Кто и в каких случаях обязан проходить освидетельствование на ВИЧ-инфекцию?

Ответ: Во-первых, это доноры крови, биологических жидкостей, органов и тканей в обязательном порядке должны пройти медицинское освидетельствование на ВИЧ-инфекцию. Во-вторых, при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции. К таким профессиям относятся:

- врачи, средний и младший медицинский персонал центров по профилактике и борьбе со СПИДом, учреждений здравоохранения, специализированных отделений и структурных подразделений учреждений здравоохранения, занятые непосредственным обследованием, диагностикой, лечением, обслуживанием, а также проведением судебно-медицинской экспертизы и другой работы с лицами, инфицированными вирусом иммунодефицита человека, имеющие с ними непосредственный контакт;

- врачи, средний и младший медицинский персонал лабораторий (группы персонала лабораторий), которые осуществляют обследование населения на ВИЧ-инфекцию и исследование крови и биологических материалов, полученных от лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека;

- научные работники, специалисты, служащие и рабочие научно-исследовательских учреждений, предприятий (производств) по изготовлению медицинских иммунобиологических препаратов и других организаций, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека.

В-третьих, иностранные граждане и лица без гражданства, желающие въехать в Российскую Федерацию на срок свыше трех месяцев, кроме сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных межправительственных организаций и членов их семей. Они обязаны предъявить для получения визы сертификат установленного образца об отсутствии у них ВИЧ-инфекции.

Следующий случай обязательного тестирования относится к лицам, находящимся в местах лишения свободы.

Дополнительным основанием для обследования на ВИЧ являются клинические показания, перечень которых устанавливается Министерством здравоохранения.

Медицинские работники обязаны уведомить о результатах освидетельствования прошедшее его лицо. В случае выявления ВИЧ-инфекции у несовершеннолетних до 18-летнего возраста или у лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, соответствующая информация сообщается их родителям или законным представителям.

3. Какими социальными правами обладает ВИЧ-инфицированный?

Не допускаются увольнение с работы, отказ в приеме на работу, отказ в приеме в организации, осуществляющие образовательную деятельность, и учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также ограничение иных прав и законных интересов ВИЧ-инфицированных на основании наличия у них ВИЧ-инфекции, равно как и ограничение жилищных и иных прав и законных интересов членов семей ВИЧ-инфицированных, если иное не предусмотрено законом.

4. Какие меры поддержки государство оказывает несовершеннолетним ВИЧ-инфицированным?

Ответ: ВИЧ-инфицированным - несовершеннолетним в возрасте до 18 лет назначаются социальная пенсия, пособие и предоставляются меры социальной поддержки, установленные для детей-инвалидов законодательством Российской Федерации, а лицам, осуществляющим уход за ВИЧ-инфицированными - несовершеннолетними, выплачивается пособие по уходу за ребенком-инвалидом.

Ежемесячные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого ребенка-инвалида или инвалида с детства I группы на период осуществления ухода за ним.

5. Предусмотрена ли анонимность медицинского обследования на ВИЧ-инфекцию. Какая ответственность существует в случае распространения результатов обследования?

Ответ: Да, действительно законодательством предусмотрено положение о сохранении врачебной тайны результатов обследования.

Так, правилами проведения обязательного медицинского освидетельствования на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), утвержденные постановлением правительства России от 13.10.2013 № 1017 предусмотрено, что Медицинские работники и другие лица, которым в связи с выполнением служебных или профессиональных обязанностей стали известны сведения о результатах проведения медицинского освидетельствования на выявление ВИЧ-инфекции, обязаны сохранять эти сведения в тайне.

За разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лица, которым эти сведения стали известны в связи с выполнением ими своих служебных или профессиональных обязанностей, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В первую очередь это ответственность, предусмотренная действующим гражданским законодательством. Так, статья 150 Гражданского Кодекса РФ устанавливает, что личная тайна относится к нематериальным (неимущественным) благам человека, неотчуждаемым и непередаваемым иным способом. Статья же 151 ГК РФ определяет, что, если вследствие разглашения врачебной тайны гражданину причинён моральный вред, то суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации такого вреда. При этом следует учитывать, что под моральным вредом понимаются физические и нравственные страдания гражданина, претерпеваемые им вследствие нарушения нематериальных благ или личных неимущественных прав. Например, грубость, проявляемое неуважение к пациенту, унижение его достоинства, причинение ему боли, страданий, когда их можно избежать, являются моральным вредом, который подлежит компенсации, так как нарушает законные права пациента. Глава 59 ГК РФ конкретизирует положения статьи 151, и в статье 1064 указывает, что вред, причинённый личности гражданина, подлежит возмещению в полном объёме.

Статьей 137 Уголовного кодекса Российской Федерации за нарушение неприкосновенности частной жизни предусмотрена уже уголовная ответственность начиная со штрафа в размере до 200 тысяч рублей вплоть до лишения свободы до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до трех лет.

Важно отметить, что состав преступления состоит в незаконном собирании или распространении сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространения этих сведений в публичном выступлении, или в средствах массовой информации. Более того, если эти действия совершены лицом с использованием своего служебного положения то максимальный размер наказания предусмотрен частью 2 ст. 137 УК РФ в размере четырех лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности на срок до пяти лет.

6. Существует ли ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией?

Ответ: Закон разграничивает преступные действия, связанные с заражением ВИЧ-инфекцией, на действия, выразившиеся в умышленном создании опасности заражения ВИЧ-инфекцией для другого лица (ч. 1 ст. 122 УК РФ) и действия, в результате которых другое лицо было заражено ВИЧ-инфекцией (ч. 2 - 4 ст. 122 УК РФ).

В частности Уголовным кодексом предусмотрены различные субъекты преступления. Субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 122 УК РФ, является любое лицо, способное поставить потерпевшего в опасное состояние, вследствие чего последний может быть заражен ВИЧ-инфекцией. Таким лицом может быть, например, наркодилер, распространяющий наркотическое средство, инфицированное ВИЧ-инфекцией. Субъектом преступлений, предусмотренных ч. ч. 2 и 3 статьи, является только вирусоноситель. По ч. 4 ст. 122 УК РФ субъект преступления - любое лицо, несущее служебную обязанность по надлежащему хранению биологического материала, зараженного вирусом иммунодефицита, а также лицо, не соблюдающее обязанности по надлежащему использованию медицинского оборудования, способного передать ВИЧ-инфекцию.

Наиболее распространенные способы передачи вируса иммунодефицита это половые сношения, переливание крови, использование нестерильного шприца, контакты поврежденных поверхностей тела. В то же время ВИЧ-инфекция не передается по воздуху, бытовым путем и через неполовые контакты, в связи с чем такие формы общения виновного сами по себе не образуют данного преступления.

7. Можно ли лишить родительских прав ВИЧ-инфицированных?

Ответ: Наличие ВИЧ-положительного статуса не является основанием для лишения родительских прав.

8. Могут ВИЧ-инфицированные граждане усыновить детей?

Ответ: Согласно ст. 127 Семейного кодекса РФ усыновителями не могут быть лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права либо которые совместно проживают в жилом помещении с лицами, страдающими заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Перечень заболеваний, при наличии которых лица по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права, и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, при их наличии у лиц, совместно проживающих в жилом помещении, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) входит в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих (постановление правительства РФ от 01.12.2004 № 715). Таким образом, наличие ВИЧ-инфекции может являться препятствием к усыновлению ребенка.

Уголовная ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.

Уголовный кодекс РФ устанавливает ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.

Закон разграничивает преступные действия, связанные с заражением ВИЧ-инфекцией, на действия, выразившиеся в умышленном создании опасности заражения ВИЧ-инфекцией для другого лица (ч. 1 ст. 122 УК РФ) и действия, в результате которых другое лицо было заражено ВИЧ-инфекцией (ч. 2 - 4 ст. 122 УК РФ).

В частности Уголовным кодексом предусмотрены различные субъекты преступления. Субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 122 УК РФ, является любое лицо, способное поставить потерпевшего в опасное состояние, вследствие чего последний может быть заражен ВИЧ-инфекцией. Таким лицом может быть, например, наркодилер, распространяющий наркотическое средство, инфицированное ВИЧ-инфекцией.

Субъектом преступлений, предусмотренных ч. ч. 2 и 3 статьи, является только вирусоноситель.

По ч. 4 ст. 122 УК РФ субъект преступления - любое лицо, несущее служебную обязанность по надлежащему хранению биологического материала, зараженного вирусом иммунодефицита, а также лицо, не соблюдающее обязанности по надлежащему использованию медицинского оборудования, способного передать ВИЧ-инфекцию.

Наиболее распространенные способы передачи вируса иммунодефицита это половые сношения, переливание крови, использование нестерильного шприца, контакты поврежденных поверхностей тела. В то же время ВИЧ-инфекция не передается по воздуху, бытовым путем и через неполовые контакты, в связи с чем такие формы общения виновного сами по себе не образуют данного преступления.

Также в примечании к ст. 122 УК РФ определено условие, при котором лицо, совершившее деяния, предусмотренные ч. ч. 1 или 2, освобождается от уголовной ответственности. Таким условием является случай, когда другое лицо, поставленное в опасность заражения либо зараженное ВИЧ-инфекцией, было своевременно предупреждено о наличии у первого этой болезни и добровольно согласилось совершить действия, создавшие опасность заражения.

Старший помощник прокурора г. Чапаевска К.З. Бенделиани

Федеральным законом № 374-ФЗ от 06.07.2016 в рамках принятия антитеррористических мер в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты Российской Федерации внесены значительные изменения, вступившие в силу с 20.07.2016.

За нарушение правил осуществления миссионерской деятельности предусмотрена административная ответственность (ч. 3-5 ст. 5.26 КоАП РФ).

Расширен перечень составов преступлений, ответственность за совершение которых наступает с 14 лет.

Федеральным законом № 374-ФЗ к преступлениям, ответственность за совершение которых наступает с 14 лет, отнесены, в том числе, прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (ст. 205.3 УК РФ), участие в террористическом сообществе (ч. 2 ст. 205.4 УК РФ), участие в деятельности террористической организации (ч.2 ст. 205.5 УК РФ), несообщение о преступлении (ст. 205.6 УК РФ), участие в незаконном вооруженном формировании (ч.2 ст. 208 УК РФ), угон воздушного или водного судна либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК РФ), участие в массовых беспорядках (ч. 2 ст. 212 УК РФ). При этом освобождению от наказания несовершеннолетние не подлежат.

Изменены редакции статей антитеррористической направленности – ст.ст. 205-205.5, 208, 212, 282, 282.2., 282.3, 322.1 УК РФ. Изменения коснулись диспозиций и примечаний некоторых статей в связи с введением новых составов преступлений, а также произошло усиление ответственности за совершение преступлений террористической направленности.

Новой статьей 205.6 УК РФ введена уголовная ответственность за несообщение в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице, которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило хотя бы одно из преступлений, предусмотренных статьями 205-205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277-279, 360 и 361 УК РФ.

В Кодекс добавлена статья 361, которой установлена уголовная ответственность за совершение за пределами Российской Федерации акта международного терроризма против граждан РФ.

В связи с введением в УК РФ новых статей, предусматривающих уголовную ответственность за совершение преступлений террористического характера, внесены изменения и дополнения в УПК РФ в части, касающейся подсудности и подследственности новых составов преступлений.

Старший помощник прокурора г. Чапаевска К.З. Бенделиани

Прокуратура г. Чапаевска разъясняет положения законодательства, регулирующего правоотношения в сфере долевого строительства

Законом установлено, что застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства после выполнения ряда условий: получения разрешения на строительство, опубликования, размещения и представления проектной декларации, государственной регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства объекта или договора аренды, договора субаренды.

Право на привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирного дома имеют застройщики, отвечающие требованиям Закона на основании договора участия в долевом строительстве.

Договор заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации.

Следует обратить внимание, что договор считается заключенным с момента такой регистрации, если иное не предусмотрено Законом. Получение застройщиком по договору денежных средств допустимо только после его регистрации.

В договоре в обязательном порядке должен быть определен подлежащий передаче конкретный объект долевого строительства, срок передачи объекта, цена договора, сроки и порядок ее уплаты, гарантийный срок на объект долевого строительства.

Гарантийный срок для объекта долевого строительства не может составлять менее чем пять лет. Срок исчисляется со дня передачи объекта долевого строительства, если иное не предусмотрено договором. Гарантийный срок на технологическое и инженерное оборудование, входящее в состав передаваемого объекта долевого строительства, устанавливается договором и не может составлять менее чем три года. Гарантийный срок исчисляется со дня подписания первого передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства.

В связи с ненадлежащим качеством объекта участник долевого строительства вправе предъявить застройщику требования об устранении недостатков, возникших по вине застройщика, если такие недостатки выявлены в течение гарантийного срока.

Застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства не позднее срока, который предусмотрен договором.

В случае нарушения предусмотренного договором срока передачи объекта застройщик уплачивает участнику долевого строительства неустойку (пени) в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день исполнения обязательства, от цены договора за каждый день просрочки. Если участником долевого строительства является гражданин, неустойка уплачивается в двойном размере.

Помощник прокурора г. Чапаевска Т.С. Сажина

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции