Фортепиано i без вирусов






Во все времена музыка была способна передать слушателю всю палитру чувств и эмоций. Человек, умеющий играть на музыкальном инструменте, всегда был душой компании.

Эта замечательная возможность повторять мелодии из фильмов и различную музыку есть далеко не у каждого человека, ведь игра на фортепиано для кого-то так и осталась мечтой. Кто-то не поступил в музыкальную школу, кто-то бросил занятия после первой же неудачи, а кто-то до сих пор надеется овладеть этим искусством.

Нельзя иметь желание играть на фортепиано и одновременно ссылаться на возраст, из-за которого поздно обучаться. Обучаться никогда не поздно: нет предела совершенству. Начать играть на фортепиано в Санкт-Петербурге помогут репетиторы, анкеты которых размещены на портале Repetit.ru.

Приобретение и знакомство с инструментом

Искусство стоит дорого, как и новый инструмент. Если нет финансов для покупки нового, можно ограничить покупкой фортепиано с рук, следом настроить его с помощью настройщика.

Перед тем, как начать учиться играть, нужно ознакомиться с принципом звучания каждой клавиши. После нажатия на клавишу дальнейшие движения пальцев не имеют значения, так как после воспроизведения звука она не реагирует на интенсивность нажатия и долготу удерживания. После прослушивания каждого звука можно перейти к следующему этапу.

Посадка за инструмент


Немаловажное значение имеет посадка за инструментом и положение рук. Ученик должен выбрать такой стул, у которого прямое сиденье без подлокотников. Важно правильно распределить нагрузку и сесть ближе к краю стула, куда и будет возлагаться наибольшая нагрузка. Руки должны располагаться параллельно клавишам, но не быть стеснены в движении. Ноги располагают около педалей и ни в коем случае не над ними. Пальцы должны быть немного согнуты, как при постановке ладони на колено, в моменты игры на фортепиано.

Ноты и октавы


Все клавиши фортепиано имеют ноты и октавы. Нельзя пренебрегать изучением нот, так как они помогут быстрее научиться играть и со временем составлять свои мелодии. Для начала стоит выучить наименования нот, их расположение и звуки в октавах. В дальнейшем знание нот поможет игре по книге.

Отдельное внимание необходимо уделить изучению терминов, которыми обозначают темп и прием игры. В свободное время не помешает послушать подходящую музыку, которая поможет понять смысл соблюдения такта.

Регулярность игры и практика



На сайте Олимпийских игр 2020 года российские острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа островов Хабомаи (Южные Курилы), принадлежность которых Токио оспаривает, были обозначены как часть территории Японии.

При желании научиться играть на фортепиано, необходимо уделять около 20 минут в день минимум. Нельзя прекращать уроки на 3-4 дня: за этот период выученный ранее отрывок забудется и его придется заучивать заново.

Если игра дается тяжело, то можно прибегнуть к видеоурокам или понаблюдать за игрой другого человека.

Даже после того, как игра на фортепиано будет освоена, нельзя прекращать заниматься этим на долгий период. Практика в этом деле имеет огромное значение. Все выученное имеет свойство забываться, и все старания пойдут насмарку.

Рекомендации


Рекомендуется преждевременно купить парочку дисков или скачать с всемирной паутины несколько мелодии и после этого пытаться повторить услышанную мелодию. Это поможет быстрее освоить игру и начать сочинять, при желании, самостоятельно.

Не нужно после первой же неудачи бросить игру: в первое время пальцы не столь ловки, как хотелось бы, но со временем эта проблема пропадет.

При желании выучить мелодию, нужно начать играть медленно и только со временем пытаться воспроизвести все в быстром темпе.


Иван Толстой: Далеко не все учителя считают, что обучение музыке непременно сопряжено со страданием, испорченным детством и проклятием своим мучителям. Что говорят педагоги о современном взгляде на преподавание музыки для детей и взрослых? Запись нашего вильнюсского автора Ирины Петерс.

Валентина Гроцкая: Ввести в мир музыки. Дети должны ходить на концерты вместе с родителями, жить в этом мире. Бывает, приходят очень способные, но если они дома не встречают интереса к их занятиям, к тому, что они делают, интерес тоже куда-то исчезает. Ребенка нужно в этом поддержать, делать все очень постепенно. Не получилось – подождать, сосредоточиться на красивом звуке, на музыкальной образности, чтобы ребенку стало интересно.

Ирина Петерс: Бывает, когда ребенок, на ваш взгляд, удивительно одарен талантом музыкальным, а у него пианистический аппарат, то есть, руки-то - не очень?

Валентина Гроцкая: Бывает, учим, но работать потом придется очень кропотливо. Об этом на начальном этапе и не нужно говорить детям. Их нужно ввести в мир музыки, это важнее. Пианистические движения есть у любого человека, их нужно вынуть. Но музыка должна звучать сначала в душе. То есть нашу творческую волю - через кончики пальчиков. Так еще и в балете. Сначала нужно научиться владеть своим телом. Важно с детства начинать, потому что тогда это вынуть легче. Чтобы пальчики заговорили, это с 3-х до 5-ти. Самое благодатное время для этого, это когда человек начинает говорить. Это связано - это же речь, музыкальный - это тоже язык. Из района, простая семья, девочки две пришли, близняшки, уже были старшеклассницами и нужно их было научить. Инструментов нет. Доматак: хозяйство, коров доить. И руки твердые-твердые. Мышцы, чтобы их расслабить, очень сложно этим девочкам было. Стершая как-то себя преодолела. Вторая сдалась сразу, сказала, что трудно, и ушла. А Вероничка три года у меня занималась и сыграла красиво. Истала парикмахером.

Ирина Петерс: Тоже нужны руки.

Ирина Петерс: Музыкальная терапия?

Ирина Петерс: Сколько лет понадобилось?

Валентина Гроцкая: Четыре года очень упорного труда. И ее, и моего. Что нужно? Музыкальный слух, интеллект и двигательные способности. Наначальном этапе обучения я бы передвинула – двигательные способности, а потом – музыкальный слух.

Ирина Петерс: Две точки зрения. Одни с самого начала все силы бросают на постановку руки, другая часть педагогов говорит, что можно отбить всю охоту, нужно сначала дать овладеть навыками вообще играть, а потом, когда он сам будет свободнее, тогда и ручка будет свободнее.

Ирина Петерс: Это тот самый ребенок, от которого отказывались? Музыка и коты.

Ирина Петерс: Это был Денис? Все ясно – вы рассказали о своем сыне.

Ирина Петерс: Каким делает детей учеба игре на фортепьяно?

Валентина Гроцкая: Хорошими людьми.

Ирина Петерс: Возле пианино секретничаем с учениками Валентины Гроцкой. Детям - от шести до восьми лет.

Девочка: Мне нравится музыка.

Ирина Петерс: Что человеку дает игра на пианино?

Девочка: Знание. А мне дает и ум.

Девочка: Терпение, чтобы ты сел и мог протерпеть это все.

Девочка: Папа очень строгий – еще и физкультура, и уроки, и за все платить надо. Мне и родителей жалко.

Ирина Петерс: Чего тебе в жизни хочется?

Девочка: Когда вырасту, завести две собаки.

Девочка: Куплю себе коня. И еще буду учительницей.

Девочка: А у меня есть попугай. Хотела бы еще одного попугая, чтобы были попугаята.

Ирина Петерс: А ты о чем мечтаешь?

Девочка: Кролика. Я бы хотела стать детским хирургом.

Девочка: У меня родился братик, один месяц.

Девочка: Не-а. А еще я очень люблю петь. У моей мамы голос хороший.

Девочка: Черное большое пианино – оно мне кажется добрым.

Ирина Петерс: Крышка открывается сверху?

Девочка: Да.

Ирина Петерс: А ты заглядывала?

Девочка: Да, такие молоточки.

Ирина Петерс: Выдающийся музыкант Нейгауз утверждал, что для пианиста гораздо важнее иметь хороших, понимающих родителей, чем хороших учителей. Без помощи родителей обучение ребенка музыке становится сложным. Вильнюсский фольклорист, педагог Ирена Захарова.

Ирена Захарова: Есть такие дети, которым играешь лирическую музыку и они начинают плакать. Потом, после каждого урока, выходят зареванные.

Ирина Петерс: Это вы о современных детях? Они же, говорят, железобетонные ныне?

Ирена Захарова: Ничего подобного. Есть очень чуткие, и вот сколько будут играть произведение, столько слезы будем смахивать.

Ирина Петерс: Больше девочки?

Ирина Петерс: Чем отличаются нынешние дети маленькие, которые приходят к вам, с компьютерами не расстаются и мобильными телефонами, по сравнению с теми, которые были 20-30 лет назад?

Ирина Петерс: Музыкальные занятия с живым педагогом, за настоящим пианино могут как-то эту ситуацию исправить?

Ирена Захарова: Многое может исправить. Во-первых, это общение. Когдаобучаешься игре на инструменте, ты - тет-а-тет с педагогом. Какие предметы образовательной школы тебе это позволяют? А педагог, один на один, всегда может понять ребенка, раскрыть, помочь ему в жизни. Ну, не станет он пианистом, но он эту сцену уже опробовал, он уже на людях сможет нормально говорить, нормально выступать, с достоинством себя представлять в обществе.

Ирина Петерс: Ваша дочка Юлия - прекрасная пианистка.

Ирена Захарова: Исключительно самостоятельно все делала, от и до.

Ирина Петерс: Прошлось заставлять?

Ирена Захарова: Нет, не было этого. Гнесинку благополучно закончила. А Ариша, вторая дочь, сейчас, в результате, в Академии, на джаз вокале.

Ирина Петерс: Начиналось все у фортепьяно?

Ирена Захарова: Базовый инструмент. Николай – баянист,руководитель оркестра. Я – пианистка, фольклористка, Юля – пианистка, а Ариша - джаз. Отдавать в музыкальную школу я советую всем родителям. Тогда страна и запоет, и заиграет, и мыслить начнет. Всю страну, всех детей просто взять и отдать в музыкальные школы. Сейчас программа дает возможность не только детям, а в любом возрасте. Это абсолютно нормально, пусть взрослые не боятся. Они могут помочь своему ребенку в освоении музыки. Никогда не поздно. ВЕвропе проводятся для тех, кто именно во взрослом возрасте начал осваивать музыкальный инструмент, отдельные конкурсы. Они популярные, народу всегда много регистрируется. Когда-то кого-то не отвели в детстве родители, сейчас есть возможность отправить. Это же эмоции, это времяпрепровождение очень приятное.

Ирина Петерс: Следующий собеседник - российский пианист, профессор Московской консерватории имени Чайковского Аркадий Севидов. Говорят, он невероятно популярен среди учеников за новаторство и веселый нрав. Становление его собственного исполнительского стиля, как и приемы обучения, совершенно особенные.

Ирина Петерс: Взрослые люди и обучение на фортепьяно с нуля - это возможно?

Ирина Петерс: Кроме технических данных, что нужно, или это все можно назвать искрой божьей?

Ирина Петерс: Откуда этот миф, что у пианиста настоящего – длинные, тонкие, изящные пальцы? Я вот смотрю на ваши руки - как у хорошего сталевара.

Аркадий Севидов: Не знаю. В интернате ЦМШ мы походили и ударом второго пальца, грамотного расположенного, открывали дверь. Я могу физически сильного человека положить за счет кисти. Кладу руку и свободно беру дециму. Перед вами сидит человек без школы.

Ирина Петерс: Это вы про себя?

Ирина Петерс: Спасибо вам, человеку, который сам себя сделал. Продолжает профессор Академии музыки в Вильнюсе Юргис Дварионас, сын литовского композитора, пианиста и дирижера Балиса Дварионаса.

Юргис Дварионас: Я считаю, что научиться играть на любом инструменте способен каждый. И, самое главное, надо стремиться к этому. Именноискусство и творчество является той возможностью, которой люди должны воспользоваться, развивая свою мозговую деятельность. Это неисчислимое множество связей, нейроновых связей, и вот эти связи лучше всего развиваются и загружаются именно в игре на рояле, скрипке или занимаясь танцем. Скрипач, например, его внимание загружено так же, как летчика-испытателя современного самолета.

Ирина Петерс: После истории про маленького Сережу Рахманинова у меня камень упал с души, потому что со мной было то же самое. Ястыжусь этой истории. Обманывалабедную маму, которая на последние деньги купила пианино, думала, что я благополучно хожу к учительнице музыки, а я вместо этого занималась простыми, незатейливыми детскими забавами. Параллельно сочиняла какую-то музыку. Вот это осталось. Истыд за свой обман. Если зрелыйчеловек с нуля придет учиться музыке?

Юргис Дварионас: Он может что-то приятное для себя, для души, для окружающих сыграть, и совсем прилично, и совсем искренне.

Ирина Петерс: Но, говорят, уже пальцы не те.

Юргис Дварионас: Конечно, виртуознейшее произведение Листа или Шопена безнадежно выучить, я согласен, но сыграть прелюд Дебюсси он может. Иэто, кроме радости, человеку ничего не может принести.

Ирина Петерс: То есть, такие, как я, не безнадежны?

Юргис Дварионас: Ни в коем случае! Надо пользоваться этим делом, и тогда ты сам начинаешь ощущать мир иначе, становишься добрее и свет становится прекраснее.

Жизнь культурного человека неполна, если он не умеет играть хоть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Необходимо хотя бы его иметь. Приобщение к музыкальной культуре обходится нынче недешево, но возможность сэкономить все-таки есть.

Черный клавиш, белый клавиш

Пианино потребуется любому, кто решит, что занятия музыкой — это серьезно. Практически все современные теории музыкального образования сходятся в том, что уметь играть на фортепиано необходимо и скрипачам, и трубачам, и дирижерам, не говоря уже о композиторах. Поэтому когда семья решает обучать музыке ребенка, без пианино точно не обойтись.

В тонкий момент перед выбором и покупкой самое главное — понять, какие у этого пианино будут перспективы в вашем конкретном случае. Если вы не уверены, что любимое чадо выдержит в музыкальной школе больше года, если вы берете инструмент для себя в тайной надежде выучить что-нибудь сверх "собачьего вальса", но чувствуете, что дело может и не пойти, ну и если вы не понимаете прелести фортепиано как элемента интерьера — лучше цифрового пианино ничего не придумаешь. Главный минус перед "акустическими" вариантами — без электрической розетки от инструмента мало толку. Все остальное идет исключительно в плюс. Цифровое пианино занимает гораздо меньше места — во-первых. Во-вторых, оно умеет петь на разные голоса: midi-инструменты и сэмплы высокого качества зашивают в большинство моделей; наскучило "фо-но" — включаете орган Hammond и изображаете безумного клавишника неизвестной калифорнийской группы 60-х. При этом все цифровые пианино в максимально возможной степени стараются походить на "настоящие": клавиатуру им делают "отзывчивой к касанию", для чего даже устанавливают в электронное нутро механические молоточки, а фортепианные тембры подбирают такие, что не каждый тренированный человек определит электронную подмену живого звука (особенно из другой комнаты).

Наконец, отнюдь не последний вопрос, сколько денег вы готовы заплатить за мечту о музыке. Здесь также преимущество у цифровой техники. Электропианино Casio CDP-100H7+CS-43 из разряда "дешево, надежно и практично" обойдется не дороже 17 тыс. руб. Для сравнения: цены "аналогового" пианино того же класса стартуют с 63-64 тыс. руб. Отличный инструмент Roland FP-4 — компактный, симпатичный и весьма способный, обойдется в 40 тыс. руб. с небольшим.

Однако все достоинства электроинструмента сильно обесцениваются в двух разных ситуациях. Первая — когда пианино требуется в качестве завершающего штриха в убранстве комнаты. Полагаться на цифровую технику в таком случае не принято, хотя, поверьте, возможны варианты. Например, электророяль Yamaha CVP 309 GP за 250 тыс. руб. впишется практически в любой интерьер. Однако большинство дизайнеров в этом смысле страшные консерваторы, и будут советовать приобрести если не Bluthner за €26 тыс., то хотя бы Petrof за семь.

Вторая ситуация, неблагоприятная для цифровых пианино, — когда речь идет о глубоком и длительном обучении музыке. Педагоги музыкальных школ, училищ и консерваторий предпочитают, чтобы их студенты играли на "нормальных" пианино и роялях. Если это ваш вариант, минимальные вложения в него составят примерно 60 тыс. руб. (за самый доступный инструмент — пианино Tchaikovsky московской фабрики "Лира"). Плюс доставка и подъем на нужный этаж, разумеется. Средняя планка держится на уровне 100-150 тыс. руб. (пианино Yamaha B-серии, модель Moderna марки Bohemia). Чем серьезнее профессиональные притязания, тем, понятно, выше цена.

Кстати, не следует забывать, что хорошему пианино нужна система внутреннего климат-контроля, скажем, фирмы Dampp-Chaser. Инструмент гарантированно прослужит долго без нареканий и частых визитов настройщика, если в нем поддерживать уровень относительной влажности 42% — любой продавец красочно опишет, какие беды обрушаться на ваше фортепиано, если вы решите пренебречь этим условием. Так что готовьте еще как минимум 15 тыс. руб.

С точки зрения габаритов, простоты хранения и ценообразования струнные инструменты — скрипки, альты и виолончели кажутся более предпочтительными, нежели клавишные, особенно поначалу. Первая скрипка у отданного в музыкальную школу ребенка будет размера 1/8, а то и 1/10 (маленькая, подходящая под длину его рук), такую он "перерастет" за год-два. А значит, можно, не заморачиваясь, покупать какой-нибудь Hofner за 1800 руб., а после спокойно продавать за полцены по объявлению. С виолончелью сложнее: найти недорогую "восьмушку" большая проблема. Решить ее проще всего с помощью подержанного инструмента — виолончели (да и скрипки) для самых маленьких обычно имеют хождение между учениками одной школы, так что всегда отыщется какой-нибудь вариант.

Когда дело доходит до "взрослых" инструментов (от 1/2), приходится снова мерить ситуацию по шкалам "инвестиции" и "перспективы". Скажем, если ученик осваивает ту же виолончель ни шатко, ни валко и педагог явно не прочит ему славы Ростроповича, скорее всего, можно будет обойтись популярной студенческой моделью Pierre Cesar MC6016 за 9100 руб. Если же ученик демонстрирует несомненный талант, а преподаватель при встрече с родителем постоянно заводит речь о подготовке к консерватории — пришло время изучать ассортимент марки Karl Sperl и готовить тысяч пятнадцать. А то и 25.

Со скрипками ничуть не проще: если, скажем, ваша любимая дочь, не расстающаяся со смычком несколько лет подряд, зачастила на всероссийские и международные конкурсы и норовит вернуться оттуда с грамотой или медалью, значит, пора обзаводиться нормальным концертным инструментом: марка не хуже Strunal, цена не ниже $300. А еще, если помните, бывают коллекционные скрипки Stradivari и Gvarneri. Но для них уместен дар на уровне гениальности, а еще требуется неограниченный бюджет, цена вопроса — пара миллионов долларов.

Заметный штрих в струнной истории — сопутствующие материалы: смычки из конского волоса и канифоль к ним, серебряные струны производства Германии или Австрии, футляры противоударной конструкции с кодовым замком. Иногда начинает казаться, что лучше однажды вложиться в пианино с климат-контролем, чем раз от раза обновлять разлохматившийся смычок и покупать струну "ре".

Кстати, покупать (как струнные, так и клавишные инструменты) нынче можно не только в специализированных магазинах-салонах ("Лира", Ton Line и др.), но и в интернете (marketone.ru, cyber-music.ru). Онлайн-торговля, несомненно, удобнее, но выбрать инструмент самостоятельно, пощупать его, поиграть перед покупкой в этом случае, конечно, не получится.

Несмотря на широко распространенное среднее музыкальное образование и незыблемые позиции струнно-фортепианного тандема в академической среде, состязания за звание "главный базовый инструмент" давно выиграла акустическая шестиструнная гитара. Чтобы не чувствовать себя чужим в целой череде жанров (от шансона до блюза и панка), достаточно знать десяток аккордов и уметь бить по струнам двумя способами: быстро и медленно. Поэтому неудивительно, что многие неофиты-музыканты, не имеющие тяги к конкретному инструменту, начинают именно с гитары.

При невысоком уровне притязаний достаточно будет неплохой немецкой модели Hohner за 2800 руб. Добавьте нейлоновые струны, чтоб не мучить неокрепшие подушечки пальцев, матерчатый футляр, купите самоучитель (или скачайте из интернета) — комплект начинающего гитариста-самоучки готов. Многие на этом останавливаются и, освоив аккомпанемент ко всем любимым песням, живут долго и счастливо, разве что со временем могут прикупить прекрасную чешскую Cremona за 5,5 тыс. руб.--уже не для пикников, а для домашнего пользования.

Когда на месте самоучителя "для чайников" появляются учебники для студентов эстрадно-джазовых отделений и видеоклассы знаменитых гитаристов, инструмент тоже приходится менять. Часто люди именно в этот момент решают, что пришла пора осваивать электричество, и идут в музыкальные салоны вроде Petroshop, A&T Trade и "Мир музыки", где буквально теряют способность соображать от богатства предложения.

Среди марок электрогитар есть два незаходящих светила: Fender и Gibson. Стандартный Fender Stratocaster, мечта доброй половины всех музыкантов-аматеров, стоит около 16 тыс. руб. Легендарный Gibson Les Paul дороже — на уровне 30 тыс. руб. В случаях, когда требуется обойтись малой кровью, к примеру предоставить сыну-подростку инструмент для занятий в гаражной панк-группе на позиции четвертого ритм-гитариста, вас выручит модель Washburn LX10 за 3 тыс. руб. и ее аналоги.

То же касается бас-гитар: на уровне самодеятельности и домашнего прикола достаточно инструмента за 3-4 тыс. руб. (марки Ashtone и Phil Pro прекрасно подойдут). Дошло дело до игры слэпом и ловкого подражания великим рок- и джазовым музыкантам — можно присматриваться к басу Ibanez за $500 или, если позволяет кошелек, к Warwick Corvette за 33 тыс. руб.

В стороне от гитарного изобилия лежат области духовых и ударных инструментов. Последние — обязательная составляющая современного музыкального коллектива (если только он не ориентирован на самый карамельный вариант кельтских напевов). Поэтому спрос на барабанщиков есть всегда. Тем, кто решился связаться с ударным трудом, лучше начинать с рабочего (малого) барабана тысяч за шесть рублей. Потом, если домочадцы и соседи не успеют озвереть от барабанных штудий, можно приобрести полноценную ударную установку. Экономвариант фирмы dDrum потянет на 13 600 руб., приличная Yamaha обойдется в 34,5 тыс. руб., фанатиков без финансовых ограничений, вдохновленных примером Джона Бонэма из Led Zeppelin и Кита Муна из The Who, ждут установки ценой от 90 тыс. руб.

К духовым инструментам часто тянутся натуры альтернативного толка. Простейший вариант — блок-флейта, завсегдатай этногрупп и хиппи-бандов, стоит до 1 тыс. руб. (приемлемый Hohner можно взять и за 350 руб.) и хорошо готовит дыхательную систему к более навороченным инструментам. Флейта "C" марки J.Michael встанет примерно в 8 тыс. руб., в том же ценовом диапазоне трубы и кларнеты Pierre Cesar. Саксофон, инструмент не только весьма востребованный, но и сложный,— даже бюджетная модель Amati будет стоить не меньше 23 тыс. руб. Разумеется, цена упомянутых и прочих дудок из дерева и металла точно так же коррелирует с уровнем профессиональных притязаний, как и у других музыкальных инструментов. Желаете "настоящего" уровня — платите €5 тыс. за боевую единицу.

В последнее время стали набирать массовую популярность всевозможные экзотические инструменты. Они одинаково успешно очаровывают нездешними звуками и бедного студента музучилища, и банковского клерка, подыскивающего досуг позатейливее. Еще десяток лет назад для того, чтобы раздобыть африканский там-там или "флейту дождя", нужно было знать человека из тусовки, увлеченной этникой, а лучше быть с ним на дружеской ноге. Теперь инструменты народов Африки и Азии встречаются как в специализированных магазинах ("Белые облака", "Вход-выход"), так и в салонах, торгующих пианино и скрипками. В той же "Лире" рядом с концертными роялями гражданам предлагают и варганы, и маракасы, и тамбурины. Но в этнолавках выбор все же побогаче. "Белые облака", например, заманивают различными ударными, от арабской дарбуки до африканских там-тамов джембе, обилием варганов по цене от 600 до 5 тыс. руб. и, главное, возможностью освоить все это под руководством специалиста.

Опытным путем установлено, что такая музыкальная экзотика непреодолимо затягивает. Например, один ведущий IT-специалист крупной телекоммуникационной компании как-то захотел обучиться игре на африканских барабанах. С момента опрометчивого решения прошло всего три года, и теперь в его личной коллекции имеются джембе, дарбука, бонги, маракасы, агого, шекере, дудунба, клаве и духовой инструмент австралийских аборигенов диджериду. По осени IT-специалист собирается принести в дом прямоугольный ящик с дырой в боку — перуанский барабан кахон. И на этом, по всей видимости, не остановится.

Собственно говоря, фортепиано – это настолько обыденный элемент нашей повседневной жизни, настолько распространённый предмет мебели, что мы редко задумываемся о том, какое захватывающее дух совершенство, какой шедевр многовековой инженерной мысли стоит перед нами.

Мне вспоминаются слова Антуана де Сент-Экзюпери о воде:

Однако в умелых руках фортепиано может звенеть, как скрипка, гудеть, как орган, рычать, как валторна, обижаться, как гобой, петь, как человек, и греметь, как симфонический оркестр. А может великодушно сойти со своего престола и стать просто фоном, прекрасно оттеняющим звучание других инструментов. Порой фортепиано даже входит в состав симфонических оркестров, где довольствуется скромным местом в составе… ударной группы.

Лучшие переложения – транскрипции – оркестровых сочинений для фортепиано ясно показывают, что потенциальные возможности этого инструмента действительно не меньше оркестровых. Да, конечно, звучат такие транскрипции иначе по сравнению со своими симфоническими первоисточниками, но сказать, что их звук беднее, у меня, например, язык не поворачивается. Когда фортепиано и оркестр сходятся в товарищеском матче (иногда перерастающем в жестокий мордобой), который называется фортепианным концертом, то преимущества оркестра, мягко говоря, не очевидны.

Иногда я задаюсь вопросом, что вообще послужило причиной возникновения такой громоздкой и, прямо скажем, дорогостоящей штуки, как симфонический оркестр, в то время как фортепиано позволяет добиться сопоставимой мощи, гибкости и звукового разнообразия несоизмеримо более скромными средствами? Не претендуя на истину в последней инстанции, предполагаю, что дело, возможно, в том, что современное фортепиано во всём его величии и блеске сформировалось ближе к концу XIX в., когда бóльшая часть симфонических шедевров уже была написана. Распускать оркестры по домам было поздновато.

А ведь на тот момент история фортепиано насчитывала уже около двух столетий!

Выход из тени

Мы настолько свыклись с мыслью, что фортепианная эра началась на рубеже XVIII и XIX вв., что тот факт, что фортепиано возникло в конце семнадцатого столетия, мне неизменно кажется удивительным и парадоксальным. И тем не менее – первое документированное упоминание о будущем короле музыкальных инструментов датируется 1700 г. (есть и более ранние, но их подлинность вызывает сомнения), а самые старые из дошедших до нас образцов были сделаны в 1720-е гг.

Но, как ни странно, это великое изобретение не распространилось мгновенно, подобно лесному пожару, как в наше время распространяются по свету новые модели смартфонов. В течение почти ста лет фортепиано было редкой, дорогостоящей и несерьёзной забавой для богатеев. Из разряда:

Намного более общественно значимыми были в то время другие клавишные инструменты: в первую очередь клавесин, а также клавикорд (внешне удивительно похожий на современные синтезаторы), спинет (этакие гусли с приделанной кливиатурой) и другие. С фортепиано были прекрасно знакомы и Бах, и Моцарт, однако никакого особого предпочтения они ему не оказывали. Их произведения, теперь называемые фортепианными, писались, как правило, в расчёте на любой клавишный инструмент из имевшегося разнообразия – в первую очередь, на тот, который пользовался наибольшим спросом.

Так, Бах и ранний Моцарт сочиняли преимущественно для клавесина, а поздний Моцарт – уже преимущественно для фортепиано. Вот почему сочинения этих композиторов, ныне исполняемые главным образом на фортепиано, нередко называют клавирными, то есть предназначенными для клавишных. По отношению к музыке XVIII в. этот более общий термин является самым корректным. Первым великим композитором, писавшим именно для фортепиано, был, пожалуй, Бетховен.

Для того чтобы особенности фортепиано предстали в самом выигрышном свете, потребовалось появление новой музыки – музыки романтизма. Вот тогда-то фортепиано и вышло из тени, заняв своё исключительное, привилегированное положение в мире музыкальных инструментов.

Конец эпохи?

Теперь же всё иначе. Теперь мы, покупая билет на концерт, полагаемся исключительно на профессионализм пианиста, подобно тому как Антуан Тибо полагался на политиков на том основании, что они профессионалы. Мы уже не можем, как в прежние времена, освистать выступление со словами:

Идёт ли это на пользу общему уровню выступлений? Сомневаюсь.

Впрочем, кое-какие козыри есть в запасе и у нас, и нерадивому пианисту не стоит спать спокойно. Вместо музицирующих жёнушек и дочек у нас дома теперь играют лучшие пианисты последнего столетия. Качество звучания современных лазерных дисков таково, что надо иметь очень серьёзную причину, чтобы подняться с дивана и вместо Глена Гульда и Эмиля Гилельса отправляться слушать не пойми кого, да ещё за свои же кровные! Конечно, доступность превосходных исполнений в хорошем качестве – это явление положительное, но, увы, фортепиано тут уже не у дел. Эпоха фортепиано клонится к закату.

Это видно хотя бы из того объективного факта, что за последние десятилетия существенно выросла средняя цена на инструмент. Пианино, не говорю уже о рояле, из предмета повседневной жизни всё больше превращается в предмет роскоши. Люди всё реже и реже покупают фортепиано, а те, кто покупает, всё чаще и чаще делают выбор в пользу электронных аналогов.

Всё течёт, всё изменяется, и это нормально. Конец эпохи фортепиано – не больший повод для грусти, чем конец эпохи клавесина. Но, думаю, всякий любитель музыки согласится со мной: когда заходишь в концертный зал и видишь эту чёрную лакированную махину, ощерившуюся на тебя своей громогласной золотистой пастью, испытываешь волнение и предвкушение праздника, не сравнимые ни с чем.

Монархия клонится к закату, но король всё так же величествен, как и прежде.

Царь и бог

По звучанию, по исполнительской манере крупные пианисты, как мне кажется, разнятся сильнее, чем скрипачи, дирижёры и даже чем оперные певцы. Связь музыканта с фортепиано почти что интимная. История музыки знает много прекрасных, великих, легендарных имён пианистов, пройти мимо которых любитель музыки просто не вправе. Многие выдающиеся композиторы были и выдающимися пианистами.

С чего же начать знакомство с фортепианной музыкой? Что выбрать в качестве примера? Глаза разбегаются! Одних гениальных шедевров чистейшей воды здесь столько, что перечислять замучишься, не говоря уже о том, чтобы выбрать. А если ещё помножить всё это на многообразие великих исполнений.

И всё же, кажется, есть у меня одна идея для хорошего почина. Но это уже в другой раз.

А сейчас, напоследок, послушайте маленький отрывок, превосходно, как мне кажется, иллюстрирующий то, с разговора о чём я начал эту заметку, – безграничные возможности фортепиано:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции