Цитомегаловирус у детей аутизм



Моему сыну Саше 11 лет, у него высокофункциональный аутизм. Саша родился в Москве, там он пошел в школу, там же получил диагноз. Мы переехали в Израиль, когда ему исполнилось 9 лет. Саша — мой первый ребенок, первый младенец в моей жизни, которого я видела так близко. Если бы у меня сначала родилась моя младшая дочь, то я гораздо активнее забила тревогу в случае с Сашей. Но даже безо всякого опыта я все равно всегда чувствовала, что он отличается от других детей. Понятно, что я винила во всем себя: не доделала, неправильно воспитала, недодала, недолюбила, сломала хорошего мальчика. Где-то с полутора лет я показывала его психологам, прийти на прием к психиатру как-то даже в голову не пришло, мне казалось, что для этого нет никаких оснований. Тогда я себе представляла аутизм совсем иначе. Например, у моей подруги был 3-летний сын, который, приходя к нам в гости, залезал в шкаф и три часа там сидел. Честно признаюсь, я тайно подозревала, что у него могут быть особенности развития. А Сашу, который жаждал общения, но при этом, например, внезапно мог начать драку, я совсем не подозревала в аутизме, мне казалось, что это что-то совершенно иное.

Дрался Саша как-то непонятно, в ущерб себе. Я бы поняла, если бы он махал кулаками, когда его обидели, или проявлял агрессию, чтобы отобрать игрушку — это свойственно всем детям. Но он приходил на площадку и сразу же толкал самого взрослого и самого клевого мальчика. В его голове выстроилась странная цепочка: он толкает мальчика, мальчик толкает его — и контакт налажен. Понятно, что и мальчики, и их мамы, реагировали на это не очень дружелюбно. Я мечтала о том, чтобы хоть кто-нибудь из этих ребят толкнул Сашу в ответ, но мальчики обычно просто начинали реветь, и нам приходилось уходить. От этих ужасных воспоминаний я до сих пор готова заплакать. Когда готовишься к материнству, представляешь себе что угодно, но только не то, что твой ребенок будет бить других детей. А когда он перестал драться, то начал дразнить окружающих. Сейчас я понимаю, что это просто был такой способ привлечь внимание, но тогда мне было очень тяжело.

В 7,5 лет Саша пошел в обычную московскую районную школу. Там про него решили, что он очень умный и если его сейчас хорошенько нагрузить, то он покажет крутые результаты. Сын всегда выглядел очень взрослым, сосредоточенным, почти подростком. Они не поняли, что чем больше на него давить, тем хуже ему будет. К середине первого класса он перестал спать, заработал глазной тик и впервые в жизни начал плакать. В итоге я пообещала ему, что в эту школу он больше не пойдет, первый класс мы закончили на домашнем обучении, а во второй — пошли в школу, для которой получили специальное медицинское заключение из Института детской психиатрии. Когда Саша закончил второй класс, мы переехали в Израиль. Сейчас с ним регулярно работают арт-терапевт и психолог, администрация школы, где он учится, связалась со специальной организацией, которая помогает таким, как Саша, ребятам учиться дружить — у них группа из 3 или 4 мальчиков и двух психологов — когнитивного психотерапевта и специалиста по аутизму. Они собираются раз в неделю, болтают, играют во что-то, и, судя по всему, там очень классная атмосфера. Это государственная программа, мы за эти занятия ничего не платим.

Если вы просто встретите Сашу на улице, ни за что на свете не сумеете определить, что у него аутизм, он абсолютно не выглядит парнем с проблемами. Но это не столько хорошо, сколько плохо: все думают, что с ним все в порядке и просто отказываются помогать и понимать его.


Моему сыну Сене 4 года. Он родился не таким, как все. У меня была тяжелая беременность, экстренные роды в 37 недель. И потянулось: затяжная желтушка, цитомегаловирус, наблюдение инфекционистом, медотвод от прививок до года, наблюдение в отделении детской онкологии и гематологии, анемия III степени (тяжелая), шесть ангин в течение первого года.

Физически Сенечка развивался хорошо, моторика рук радовала, гулил, эмоционально выражал свои чувства и привязанность к родным. С рождения с небольшой трудностью воспринимал зрительный контакт. Когда сыну было 1,2 года, он начал плакать при виде детей, потом — просто людей. У него пропал сон, появился страх чужих помещений. Сеня начал снова брать предметы в рот, много лежал и смотрел в никуда. Появилась зависимость от ТВ, пустой взгляд. Со временем сын перестал лепетать, потом полностью замолчал. Несколько раз не узнал меня в чужой обстановке, это вылилось в жуткие истерики. А потом вообще перестал смотреть в лица, начал часто путать меня с чужими, пропал аппетит, указательный жест, Сеня игнорировал обращенную речь и любые, не так важно, громкие или тихие звуки. Это было страшно и тяжело. Так начался наш особенный путь.

И стало легче. Как будто избавился от липкой и тяжелой ноши. Когда ты гуляешь в парке и твой ребенок из раза в раз бежит к одной и той же стучалке, не обращая внимания на детей или голубей, а ты не испытываешь стыда или неловкости перед мамами обычных деток, а только гордость и веселье, что ребенок счастлив и что он помнит, когда твои знакомые и друзья один раз удивляются вашим проблемам, а потом перестают следить исподтишка за малышом, выискивая проблемные черты и тестируя его вопросами — это свобода. И даже безвозвратный уход некоторых из твоей жизни воспринимается лишь с легкой обидой, но без осуждения. И как только появляется эта способность — принять как данность существующее положение вещей, то многое начинает меняться в лучшую сторону. Важно не просто принять ситуацию, но и принять себя в ней, как свершившийся факт. И начать искать пути ее изменения и исправления. Нужно любить своего особенного малыша таким, каким он был до года и каким остается и сейчас — самым родным, трогательным и нуждающимся в вашей заботе и любви. Если бы он мог говорить, то, я уверена, произнес бы слова, которые я недавно прочитала:

Мы приняли нашего особенного сыночка, поняли и полюбили.

Что такое цитомегаловирус?

Цитомегаловирус – этот вирус распространен во всем мире. Как заболевание чаще отмечается в перинатальном периоде и в детском возрасте. Инфицирование происходит воздушно-капельным путем, при поцелуях и сексуальных контактах, при переливании препаратов крови.

ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ

Цитомегаловирус и беременность

Цитомегаловирус, врожденная цитомегаловирусная (ЦМВ) инфекция является одной их наиболее частых причин внутриутробного инфицирования эмбриона и плода. В связи с отсутствием до настоящего времени корректного обследования беременных женщин на активность хронической ЦМВ инфекции, внутриутробное инфицирование этим вирусом происходит гораздо чаще, чем диагностируется. Женщина, которая является невольным источником заражения для своего самого любимого в мире человека, сама, в подавляющем большинстве случаев, не болеет и даже не знает о том, что произошло. Инфекция проникает через матку (первые 8-10 недель беременности) или через плаценту.

При раннем заражении ребенка в эмбриональном периоде развития (первые 12 недель) обычно беременность прерывается из-за выкидыша, замирания и других осложнений раннего периода беременности. Могут также развиваться различные пороки внутриутробного развития, многие из которых бывают несовместимы с жизнью. Некоторые сложные пороки развития ребенка, которые относят к генетическим заболеваниям (например, синдром Денди-Уокера) также могут быть индуцированы ранним заражением цитомегаловирусом в первом триместре беременности. При инфицировании на более поздних сроках гибель плода наступает реже, но заражение ЦМВ может приводить к различным заболеваниям новорожденных и детей грудного возраста.

Среди детей этой возрастной группы острая врожденная ЦМВ-инфекция встречается примерно в 2-4% случаев от общего числа внутриутробно инфицированных новорожденных. Обычно уже в первые часы или сутки после рождения у таких новорожденных повышается температура, развивается гепатит, появляется желтуха, обильная геморрагическая сыпь на лице, туловище, конечностях, воспаление легких. Могут возникнуть кровоизлияния в слизистые оболочки, кровотечения из пупочной ранки, явления гемоколита (кровь в стуле). У новорожденных с острым поражением головного мозга наблюдаются дрожание рук, сонливость, судороги; возможны нарушения зрения и слуха. При острой врожденной ЦМВ-инфекции проводят специфическую противовирусную терапию, прогноз серьезный.

Чем раньше начато лечение первично хронической врожденной цитомегаловирусной инфекции у детей с ее клиническими проявлениями – тем лучше прогноз. Лечение, начатое в первые 3-4 месяца жизни, в большинстве случаев позволяет полностью восстановить зрение, купировать дальнейшее прогрессирование эпилепсии, гидроцефального синдрома и наверстать отставание в развития. Дети с аутизмом, которым адекватное лечение врожденной ЦМВ-инфекции проведено в первые 2-3 года жизни, нередко затем могут проходить обучение в обычных, а не в специализированных школах.

ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ

Опасность представляет только врожденная ЦМВ-инфекция. Заражение ЦМВ после рождения (с грудным молоком, от других детей и взрослых) у иммунокомпетентных детей (без иммунодефицита) уже никаких заболеваний вызвать не может.

Следует помнить, что обнаружение у ребенка антител IgG в первые 6-9 месяцев после рождения не имеет самостоятельного диагностического значения. Это могут быть материнские антитела, попавшие к ребенку через плаценту и пуповину во время беременности. А антитела IgMу 80% детей старше 2-3 месяцев с активной формой врожденной ЦМВ-инфекции вообще отсутствуют. Поэтому сегодня единственным адекватным методом лабораторной диагностики для подтверждения врожденной и хронической ЦМВ-инфекции являются положительные результаты одновременного ПЦР-исследования крови, слюны и мочи с количественным определением вирусной нагрузки.

Цитомегаловирус, цитомегаловирус лечение, чем лечить цитомегаловирус, цитомегаловирус при беременности.


Герпес и аутизм

Принято считать, что аутизм имеет генетическую природу. Инфекционная и токсическая причины аутизма не противоречат генетической теории. Вирусы типа герпесных могут спровоцировать развитие аутистических расстройств, если у ребенка есть такая предрасположенность.

Инфицирование вирусом Герпеса или патогеном, способным вызвать ненормальный иммунный ответ организма. Вирус может повлечь развитие аутизма у детей и другие аутоиммунных заболеваний.

Вот некоторые инфекционные заболевания, которые были обнаружены у большинства аутичных детей. Они могут быть очень опасными для развивающегося мозга малыша, но при этом довольно часто протекают бессимптомно:

Герпес 1 и 2 типа (HerpesVirus 1,2)

Ветряная оспа — Варицелла (Human herpesvirus 3)

Мононуклеоз – Вирус Эпштейн-Барр (HerpesVirus 4)

Цитомегаловирус (HCMV — HerpesVirus 5)

Розеола (HerpesVirus 6, 7)


Если у малыша по наследству слабый иммунитет, вирус может быть вытеснен из его организма поздно или не полностью. Но при этом ребенок не будет выглядеть больным.
Из-за изначально пониженного иммунитета у детей увеличивается риск влияния вируса на мозг и нервную систему. Это грозит аутоиммунной реакцией. То есть организм ребенка начинает бороться сам с собой и поражает клетки собственного организма, что может быть причиной аутизма и отставания развития.

Откуда берется вирус?


У ребенка может быть внутриутробное поражение вследствие вирусной инфекции. Плод, зараженный цитомегаловирусом, вирусом Эпштейна-Барр, герпесом, ведет себя иначе, чем здоровый. Если здоровый ребенок во время родов активно двигается, помогает матери, то больной малыш — не может этого сделать, он вялый, очень слабо сосет грудь.

Малыш также может заразиться вирусами от матери — через материнское молоко, слюну, или же подхватить его в яслях. Так происходит с вирусом Эпштейн-Барра, (вирус герпеса 4-ого типа) 90% людей являются его переносчиками и почти бессимптомно переносят его в раннем возрасте.

Вирус герпеса 1 и 2 типа способен проникать в области мозга через нейроны. При этом может не наблюдаться признаков явного воспаления мозговой оболочки мозговых оболочек уточнить у доктора оболочки или оболочек, в литературе по-разному (энцефалит, менингит и пр.).

Области мозга, которые не участвуют напрямую в управлении организмом – ходьба, пищеварение, дыхание – подвержены удару в первую очередь. Наиболее слабые области отвечают за коммуникацию и наше эмоциональное самочувствие.

А ведь нарушения в области общения – замкнутость, отсутствие зрительного контакта и эмоций – основной признак аутизма у детей. Подробнее о признаках в статье.

Грибки и иммунитет

Ученые доказали, что свойства клеточного механизма очень важны для защиты организма от вирусов, инфекций и болезней, вызванной грибковой бактерией рода Кандида (Candidaalbicans). Научно обосновано, что при ослабленном иммунитете (иммунный ответ от Th 1 к Th 2) резко возрастает вероятность развития у детей молочницы. [3] И как раз у аутичных детей отмечается сдвиг иммунного ответа в строну Th 2. То есть такие дети больше склонны к молочнице слизистых оболочек.

При кандидозе (молочнице) очень помогает специальная диета БГБК (без молочного и мучного) и сахара. Грибки не получают питательную среду и погибают. Многие мамы детей с аутизмом отмечают выраженный эффект от диеты в довольно короткие сроки.


Я всегда буду благодарна этой матери, так же как и остальным дотошным родителям, которые вынудили меня читать и учиться, чтобы помочь их детям. Я вернулась к учебникам, исследованиям и некоторым новым источникам, таким как публикации и неформальные заметки Терезы Бинсток по патогенам, вирусам и аутоиммунности. Пока я готовилась работать со Сьюзи, я начала изучать всю возможную информацию по этой сложной проблеме.

Сьюзи была (и остается) симпатичной хрупкой девушкой, которой я на вид дала бы скорее 14 лет, чем 16 – ее возраст на тот момент. Ее мать, учитель/писатель, которая стала домохозяйкой после рождения Сьюзи, описала мне целую команду репетиторов, которые приходили ежедневно, включая выходные, а также прочие мероприятия и огромные усилия, которые она прикладывала годами, чтобы ее дочь училась в общеобразовательной школе.

Хотя Сьюзи и соответствовала уровню своего класса, она, как первоклашка, прилагала огромные усилия, чтобы не расстроить родителей и учителей. При этом в социальном плане она была замкнутой, не имела друзей, молодые люди никогда не интересовались ей, хотя она была миловидна и обладала привлекательной, хотя и юношеской фигурой.

Она казалась немного мечтательной и рассеянной, хотя довольно неплохо отвечала на вопросы по существу. У нее были странные пристрастия в еде – она годами отказывалась есть вместе со всеми и ограничивала себя всего лишь несколькими продуктами. Что касается ее истории болезни, ее мать сказала, что Сьюзи развивалась нормально примерно до четырех лет, когда она заболела краснухой, обычно легко и быстро протекающей детской болезнью, которая вызывается вирусом герпеса 6 типа и характеризуется сыпью.

После болезни она стала вести себя по-другому и, хотя она не перестала говорить, казалось, что она учится не так хорошо, как другие дети в ее классе. Мать показала мне фотографии Сьюзи за все годы — на руках и ногам Сьюзи можно было заметить периодически появлявшуюся небольшую сыпь, похожую на короткие обострения краснухи. (Оказалось, что у нее была хроническая бессимптомная инфекция вируса герпеса 6 типа, которая периодически обострялась).

Я назначила стандартные анализы, которые все были в пределах нормы, ввела Сьюзи комплекс пищевых добавок (на что она согласилась) и предложила изменить рацион (на что ее было трудно уговорить). Гораздо легче посадить трех- или четырехлетних детей на БГБК-диету, чем подростка!

Ее анализы показали положительный IgG (прошлое или хроническое инфицирование) и IgM (недавнее инфицирование или обострение) к вирусу герпеса 6 типа (краснуха). У нее также оказались слишком низкие показатели цитотоксичности НК-клеток, что означало, что в иммунной системе имелось нарушение первой линии защиты, которая борется с вирусами.


Она уже несколько месяцев получала SSRI и комплекс питательных веществ, когда я ввела ей Ацикловир (антивирусный препарат, эффективный при многих вирусов герпеса и Варицелла-Зостер, и в разной степени эффективный при вирусе Эпштейна-Барра и вирусе герпеса 6 типа).
Примерно через неделю или десять дней после начала приема Вальтрекса в Сьюзи произошли поразительные изменения. Ее глаза прояснились, она стала менее отрешенной, более сообразительной и в целом более эмоциональной, завела друзей. Казалось, как будто ее одноклассники никогда не видели ее раньше.

В течение трех месяцев она стала нормальным непослушным подростком, что совершенно поразило ее родителей и удивило репетиторов, которые занимались с ней годами. Вскоре она стала протестовать против такого количества занятий и, несмотря на то, что большую часть из них отменили, она как обычно продолжала получать оценки В и С, что приятно удивило ее родителей.

Впервые в жизни она начала привлекать внимание мальчиков и, как и все нормальные школьники, участвовать в обычных школьных интригах со своими радостями и несчастьями. У нее все еще оставались некоторые трудности в обучении, но положительные изменения во всех сферах ее жизни были очевидны для всех, кто знал ее до лечения.

Сьюзи принимала SSRI всего несколько месяцев, а Вальтрекс (1500 мг в сутки) 18 месяцев; ее титры к вирусам снижались, тогда как количество НК-клеток увеличилось. Периодически в ходе лечения она принимала TransferFactor и натуральное антивирусное средство Монолаурин (Лаурицидин). Даже после стабилизации показателей мать Сьюзи не хотела прекращать прием Вальтрекса несмотря на то, что Сьюзи ненавидела стандартные анализы крови, которые она сдавала для проверки состояния печени в ходе лечения (печень была в порядке).

Наконец, к моменту окончания школы мы постепенно отменили все лекарства. Она также устала от необходимости принимать такое количество пищевых добавок, когда стала чувствовать себя лучше. Когда осенью прошлого года она уезжала сдавать экзамен в один частный художественный колледж, у нее все еще оставались несколько эксцентрические привычки в еде, но мы все примирились с этим.


Источники:



Моему сыну Саше 11 лет, у него высокофункциональный аутизм. Саша родился в Москве, там он пошел в школу, там же получил диагноз. Мы переехали в Израиль, когда ему исполнилось 9 лет. Саша — мой первый ребенок, первый младенец в моей жизни, которого я видела так близко. Если бы у меня сначала родилась моя младшая дочь, то я гораздо активнее забила тревогу в случае с Сашей. Но даже безо всякого опыта я все равно всегда чувствовала, что он отличается от других детей. Понятно, что я винила во всем себя: не доделала, неправильно воспитала, недодала, недолюбила, сломала хорошего мальчика. Где-то с полутора лет я показывала его психологам, прийти на прием к психиатру как-то даже в голову не пришло, мне казалось, что для этого нет никаких оснований. Тогда я себе представляла аутизм совсем иначе. Например, у моей подруги был 3-летний сын, который, приходя к нам в гости, залезал в шкаф и три часа там сидел. Честно признаюсь, я тайно подозревала, что у него могут быть особенности развития. А Сашу, который жаждал общения, но при этом, например, внезапно мог начать драку, я совсем не подозревала в аутизме, мне казалось, что это что-то совершенно иное.

Дрался Саша как-то непонятно, в ущерб себе. Я бы поняла, если бы он махал кулаками, когда его обидели, или проявлял агрессию, чтобы отобрать игрушку — это свойственно всем детям. Но он приходил на площадку и сразу же толкал самого взрослого и самого клевого мальчика. В его голове выстроилась странная цепочка: он толкает мальчика, мальчик толкает его — и контакт налажен. Понятно, что и мальчики, и их мамы, реагировали на это не очень дружелюбно. Я мечтала о том, чтобы хоть кто-нибудь из этих ребят толкнул Сашу в ответ, но мальчики обычно просто начинали реветь, и нам приходилось уходить. От этих ужасных воспоминаний я до сих пор готова заплакать. Когда готовишься к материнству, представляешь себе что угодно, но только не то, что твой ребенок будет бить других детей. А когда он перестал драться, то начал дразнить окружающих. Сейчас я понимаю, что это просто был такой способ привлечь внимание, но тогда мне было очень тяжело.

В 7,5 лет Саша пошел в обычную московскую районную школу. Там про него решили, что он очень умный и если его сейчас хорошенько нагрузить, то он покажет крутые результаты. Сын всегда выглядел очень взрослым, сосредоточенным, почти подростком. Они не поняли, что чем больше на него давить, тем хуже ему будет. К середине первого класса он перестал спать, заработал глазной тик и впервые в жизни начал плакать. В итоге я пообещала ему, что в эту школу он больше не пойдет, первый класс мы закончили на домашнем обучении, а во второй — пошли в школу, для которой получили специальное медицинское заключение из Института детской психиатрии. Когда Саша закончил второй класс, мы переехали в Израиль. Сейчас с ним регулярно работают арт-терапевт и психолог, администрация школы, где он учится, связалась со специальной организацией, которая помогает таким, как Саша, ребятам учиться дружить — у них группа из 3 или 4 мальчиков и двух психологов — когнитивного психотерапевта и специалиста по аутизму. Они собираются раз в неделю, болтают, играют во что-то, и, судя по всему, там очень классная атмосфера. Это государственная программа, мы за эти занятия ничего не платим.

Если вы просто встретите Сашу на улице, ни за что на свете не сумеете определить, что у него аутизм, он абсолютно не выглядит парнем с проблемами. Но это не столько хорошо, сколько плохо: все думают, что с ним все в порядке и просто отказываются помогать и понимать его.


Моему сыну Сене 4 года. Он родился не таким, как все. У меня была тяжелая беременность, экстренные роды в 37 недель. И потянулось: затяжная желтушка, цитомегаловирус, наблюдение инфекционистом, медотвод от прививок до года, наблюдение в отделении детской онкологии и гематологии, анемия III степени (тяжелая), шесть ангин в течение первого года.

Физически Сенечка развивался хорошо, моторика рук радовала, гулил, эмоционально выражал свои чувства и привязанность к родным. С рождения с небольшой трудностью воспринимал зрительный контакт. Когда сыну было 1,2 года, он начал плакать при виде детей, потом — просто людей. У него пропал сон, появился страх чужих помещений. Сеня начал снова брать предметы в рот, много лежал и смотрел в никуда. Появилась зависимость от ТВ, пустой взгляд. Со временем сын перестал лепетать, потом полностью замолчал. Несколько раз не узнал меня в чужой обстановке, это вылилось в жуткие истерики. А потом вообще перестал смотреть в лица, начал часто путать меня с чужими, пропал аппетит, указательный жест, Сеня игнорировал обращенную речь и любые, не так важно, громкие или тихие звуки. Это было страшно и тяжело. Так начался наш особенный путь.

И стало легче. Как будто избавился от липкой и тяжелой ноши. Когда ты гуляешь в парке и твой ребенок из раза в раз бежит к одной и той же стучалке, не обращая внимания на детей или голубей, а ты не испытываешь стыда или неловкости перед мамами обычных деток, а только гордость и веселье, что ребенок счастлив и что он помнит, когда твои знакомые и друзья один раз удивляются вашим проблемам, а потом перестают следить исподтишка за малышом, выискивая проблемные черты и тестируя его вопросами — это свобода. И даже безвозвратный уход некоторых из твоей жизни воспринимается лишь с легкой обидой, но без осуждения. И как только появляется эта способность — принять как данность существующее положение вещей, то многое начинает меняться в лучшую сторону. Важно не просто принять ситуацию, но и принять себя в ней, как свершившийся факт. И начать искать пути ее изменения и исправления. Нужно любить своего особенного малыша таким, каким он был до года и каким остается и сейчас — самым родным, трогательным и нуждающимся в вашей заботе и любви. Если бы он мог говорить, то, я уверена, произнес бы слова, которые я недавно прочитала:

Мы приняли нашего особенного сыночка, поняли и полюбили.

Химические добавки в продуктах, отравление тяжелыми металлами, вирус герпеса и доступность гаджетов. Все эти факторы, по мнению врачей, влияют на детский иммунитет, а также провоцируют заболевания нервной системы. В том числе расстройства аутистического спектра.

Почему возникает аутизм? Какие причины способствуют возникновению заболевания? Как часто оно регистрируется медицинской статистикой?

— С каждым годом количество детей с расстройством аутистического спектра (РАС), таким как аутизм Каннера, атипичный аутизм, синдром Аспергера, которые часто являются причинами инвалидизации, растет.

Степень их проявления может быть разной: от просто признаков аутизма и синдрома Аспергера, которые легче поддаются коррекции, до тяжелых форм, например, ранний детский аутизм (Каннера).

Прогнозы врачей не радуют: сегодня в мире говорят об эпидемии аутизма. В наш центр обращаются за помощью не только пациенты из Челябинска, Челябинской области, городов и областей России, но также из ближнего и дальнего зарубежья.

Среди возможных причин аутизма также присутствуют:

  • качество продуктов, в которых используются химические наполнители, красители, ГМО;
  • экология — исследования связывают РАС с отравлением тяжелыми металлами;
  • вирус герпеса или цитомегаловирус, которые при определенных условиях имеют нейротоксический эффект.

У современных детей часто диагностируют аллергию и нарушения в работе эндокринных органов, они по-другому переносят прививки и хуже адаптируются после них. Не будем забывать о компьютерных нагрузках и других гаджетах. Все это влияет и на работу головного мозга, и, в конечном счете, на рост числа таких пациентов.

В целом можно сказать, что аутизм — это комплексная проблема, при которой нарушения обменных метаболических процессов провоцируют сбои в работе клеток нервной системы.

Какие симптомы должны насторожить родителей? Можно ли назвать критическим какой-то возраст?

За доречевым развитием следует наблюдать и в дальнейшем. Если в возрасте старше шести месяцев у ребенка нет активного лепета, снижены реакция на звуки и понимание простой речи, а также познавательная функция, эмоции — есть повод обратиться к специалисту. Опасный сигнал — появление навязчивых движений (стереотипий).

Отклонения от данных норм важно заметить именно в возрасте до двух лет.

Если ребенок не интересуется другими детьми, не тянется к взрослым, животным, не стремится познавать окружающий мир, то можно говорить о наличии риска РАС.

Среди опасных симптомов выделяются любые виды нарушений сна в возрасте от рождения до двух лет. Разумеется, в причинах должен разбираться специалист.


Чрезмерная фиксация внимания на игрушке, определенном движении должна стать поводом для беспокойства.

Какие методы включает диагностика заболевания?

— При постановке диагноза всегда учитывается полный анамнез. Недоношенность, внутриутробное инфицирование, генетические нарушения, пороки развития мозга, родовые травмы могут влиять на психическое и речевое развитие малыша.

Чем раньше поставлен диагноз, тем эффективнее будет коррекция. В нашем центре мы используем методы диагностики, которые помогают определить признаки РАС даже у детей до года. Это акустические стволовые потенциалы — оценка фонематического слуха, диагностика Р-300, которая позволяет в цифрах оценить уровень интеллекта ребенка по скорости проведения сигнала по нервным клеткам.

Также по данным электроэнцефалограммы определяется степень зрелости мозга, исключается эпилептическая активность. Ультразвуковая диагностика фиксирует морфологические нарушения в головном мозге, шейном отделе позвоночника.

Специалист по АВА-терапии в течение нескольких занятий внимательно наблюдает за ребенком, тестирует его, чтобы определить возможные риски задержки психического развития, исключить или подтвердить элементы аутизма.

Используется в нашем центре и диагностика по Фоллю (по биологически активным точкам), которая позволяет оценить общее состояние организма ребенка: работу сердца, эндокринных желез и органов дыхания, желудочно-кишечного тракта.

Что важно знать родителям уже после определения диагноза?

В нашем центре используются различные аппаратные методики, включающие чрезкожную микротоковую рефлексотерапию, электростимуляцию (микрополяризацию), микроэлектрофорез с аллоплантом, биологические обратные связи, аудиовокальные тренировки по методу Альфреда Томатиса, а также занятия с психологами (АВА-терапия, телесная терапия, сенсорная интеграция), помощь логопеда и реабилитолога.

Что касается патологий: очень часто при РАС нарушены процессы в желудочно-кишечном тракте (это непереносимость глютена и казеина, дисбактериоз, нарушение со стороны печени, глистные инвазии).

Также характерны слабость иммунной системы (частые простуды, вирусные заболевания), сбои в работе эндокринных органов (гипотериоз). Необходимо скорректировать эти нарушения у соответствующих специалистов. Для исключения различных мутаций необходима консультация генетика.

При необходимости, доктор назначает дополнительные исследования (УЗИ, МРТ) для уточнения диагноза и составления схемы терапии.


Специалист поможет подобрать индивидуальную программу реабилитации.

Что может ухудшить течение болезни? В каких случаях можно вести речь о коррекции состояния пациентов?

— К факторам, провоцирующим регресс при РАС, можно отнести уже упомянутые нарушения в работе ЖКТ, иммунной и эндокринной систем, вакцинацию несколькими вакцинами одновременно и реакцию на них, генетические нарушения, а также отягощенный анамнез (недоношенность, родовые травмы, внутриутробные инфекции).

О коррекции состояния мы в первую очередь говорим в случае, если у ребенка проявляется явный интерес к окружающему миру, любознательность, он готов к коммуникациям. Также отмечаются улучшения в развитии речи и ее понимании, положительная динамика психического развития.

— С каждым ребенком, которому поставлен диагноз РАС, в нашем центре работает целая команда опытных специалистов. Ведь лечение должно быть комплексным и системным. Это психологи, логопеды, неврологи, остеопаты, реабилитологи.

При метаболических нарушениях также пациентов наблюдают гастроэнтерологи, иммунологи, генетики, отоларинголог.

Каждый из наших специалистов вносит вклад в процесс реабилитации ребенка. Среди аппаратных методик для стимуляции развития детей предпочтение отдается нетоксичным, безболезненным и неинвазивным методикам. Это микротоковая рефлексотерапия, микрополяризация, аудиовокальная тренировка по Томатису.

Реабилитация состоит из нескольких курсов, через определенные промежутки времени. Частота повторения и длительность курса зависят от тяжести и степени проявления РАС.

Аутизм — комплексное нарушение. Какие методы помогают эффективно восстанавливать речевые, мыслительные навыки?

— Все вышеперечисленные методы помогают справиться с РАС, в том числе активизируют речевые навыки, психоречевое развитие.

Для каждого ребенка в нашем центре подбирается индивидуальная схема реабилитации, которая учитывает особенности малыша, данные диагностики, заключения узких специалистов.

Для аутизма характерно и нарушение навыков социализации. Как родители могут помочь ребенку? Возможно ли обучение детей с таким диагнозом в обычных детских садах, школах?

— Одними из наиболее эффективных методик при РАС считаются АВА-терапия, телесная терапия и сенсорная интеграция. У ребенка закрепляются навыки и активизируется интерес к миру, такие виды терапии помогают ребенку с РАС правильно ощущать свое тело в пространстве.

Эти методики также позволяют улучшить коммуникацию ребенка и социализировать его в обществе. Добившись этого, обучение детей с диагнозом РАС в организованных коллективах по системе инклюзивного образования становится возможным.

Какие дополнительные занятия: рисование, лепка, прикладное творчество, спорт будут особенно полезны детям с диагнозом аутизм? Как часто необходимо их проводить?

— Рекомендованы и могут входить в комплекс реабилитации детей с РАС любые развивающие занятия, позволяющие стимулировать творчество, мелкую моторику, ориентацию в пространстве. В нашем центре в Челябинске есть сенсорная комната, позволяющая развивать все виды чувствительности у детей.

Очень полезно общение с животными, в том числе иппо-, дельфинотерапия. При условии, что эти занятия проводятся регулярно и комплексно дополняют друг друга. Только при таком системном подходе возможно добиться хороших результатов.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции