Что такое грипп на объективе

Если вы внимательно рассматривали свои или чужие фотографии вы могли заметить, что на одних фотографиях всё что попало в кадр достаточно резко, а на других - наоборот, только важный объект в кадре резкий и чёткий, а всё остальное как бы размыто нерезкой пеленой. Почему так получается? Как это делают: во время фотосъёмки или в фотошопе? Для чего это нужно, если сделано намеренно: потому что так красивее или есть ещё какие-то причины? Почему профессиональные фотографы называют это загадочным сочетанием слов Глубина Резко Изображаемого пространства? Хотите разбираться с этими что, почему и как?

Тогда начинаем самый сложный для понимания, но в тоже время и самый важный урок фотографии для начинающего фотографа. Именно поэтому он разделён на три части.

Что такое Глубина Резкости?

Понять что такое глубина резкости изображаемого пространства (ГРИП) проще на примере.
Ниже вы видите две похожие фотографии с разной глубиной резкости



Глибина резкости большая - все объекты резкие Глибина резкости маленькая - не все объекты резкие



Глибина резкости большая - все объекты резкие



Глубина резкости маленькая - не все объекты резкие

Резкость объектива (фокусировка) была настроена на фигуру попавшую в рамку фокусировки - назовём эту фигуру главным объектом съёмки. На первой фотографии все объекты фотосъёмки оказались достаточно резкими. На второй фотографии главный объект оказался самым резким, а вот остальные объекты оказались рамытыми (расфокусированными). При этом, вы легко заметите: чем дальше предмет находится от гланого объекта съёмки (незавивисимо в какую сторону, но по линии визирования от объектива к фону), тем больше его нерезкость. Даже очертания шахматной доски на второй фотографии практически исчезла из-за сильного размытия.

И хотя не существет чёткой границы перехода резкого в нерезкое и наоборот, длина зоны резкости (точнее глубина от плоскости фотографии внутрь кадра) бывает очень разной - от нескольких миллиметров до километров уходящих за горизонт.


И самое интерсное заключается в том, что фотограф может и должен сознательно управлять размером Глубины Резко Изображаемого Пространства, сокращённо - ГРИП, а по простому Глубиной Резкости. Подчёркиваю: сознательно и намеренно!

Зачем фотографу нужно уметь управлять глубиной резкости?

Профессиональные фотографы очень часто, если не сказать всегда, используют довольно маленькую глубину резкости, размывая отдалённые объекты так, чтобы они не отвлекали внимание зрителя от главного объекта фотосъёмки

Однако, в технической фотографии или пейзаже, наоборот, часто нужно чтобы всё было резким. Так, например, в пердметной фотосъёмке для каталогов товаров фотограф обычно максимально увеличивает глубину резкости

Заметьте, что всё это происходит во время фото-съёмки, а не с помощью компьютера и фотошопа несмотря на то, что при достаточном профессионализме, всё же можно симитировать размытие фона и в фотошопе. Однако, это довольно нудное занятие и не всегда результат выглядет естественно. А вот размытые (нерезкие) объекты на фотографии фотошоп никогда не сможет сделать достаточно резкими без сильного ухудшения снимка!

Так что перед каждым нажатием кнопки спуска затвора вам как фотографу, даже начинающему, следует подумать: "С какой глубиной резкости я хочу сфотографировать это?"

Разная резкость объектов, находящихся на разном расстоянии от главного объекта фотосъёмки, в направлении от фотографа вглубь кадра называется
глубиной резкости изображаемого пространства–ГРИП
Фотограф должен уметь осознанно управлять ГРИП во время фотосъёмки!

Как фотограф может повлиять на глубину резкости?

В неоторых фотоаппаратах есть полавтоматический или автоматический режим фотосъёмки с учётом глубины резкости (например у Canon это режим A-DEP). Честно говоря, я так и не понял точной логики работы этого режима.

Заметил только, что в этом режме контролировать фокустровку на конкретный объект съёмки, как рассказано в уроке фотографии №3 довольно сложно - камера автоматически включает все точки фокусировки и сама решает какая Глубина Резкости должна быть :о( В результате у меня получалась максимальная глубина резкости и об осознанном управлении ГРИП можно было забыть. Логичнее оказалось забыть о режиме A-DEP - один раз и навсегда :о)

Хочу вас обрадовать - если вы уже поняли что такое Глубина Резкости и зачем нужно ею управлять, вам остаётся совсем немного: чтобы настраивать глубину резкости во время фотосъёмки и по своему желанию, нужно всего-навсего понять от чего она зависит.

От чего зависит глубина резкости

Протяженность зоны резкости зависит от нескольких параметров объектива. Самые "влиятельные" - фокусное расстояние и диафрагма объектива.

Фокусное расстояние объёктива (ФР) не самый важный параметр, влияющий на глубину резкости. Однако, изучение ГРИП рекомендую начать именно с него, поскольку само понятие диафрагмы (относительного отверстия объектива) напрямую связано с его фокусным расстоянием.

ВТОРАЯ ЧАСТЬ УРОКА О ГЛУБИНЕ РЕЗКОСТИ

В первой части урока о глубине резкости выпознакомились с понятием ГРИП (глубина резкости) и узнали зачем фотографу нужно уметь управлять глубиной резкости. Так же вы узнали, что протяженность зоны резкости зависит от нескольких параметров объектива. Самые "влиятельные" - фокусное расстояние и диафрагма объектива.

И хотя фокусное расстояние объёктива (ФР) не самый важный параметр, влияющий на глубину резкости изучение ГРИП начнём именно с него, поскольку само понятие диафрагмы объетива (относительного отверстия объектива) напрямую связано с его фокусным расстоянием.

Фокусное расстояние объектива и глубина резкости

Чтобы вам было проще представить, что такое фокусное расстояние объектива (ФР) нажмите на своём фотоаппарате кнопку ZOOM или переместите рычажок, или покрутите кольцо на объективе или фотокамере. На разных фотоаппаратах это делается по разному. Вобщем, приближайте и удаляйте объекты попавшие в кадр - меняйте кратность увеличения объектива.

Когда вы приближаете объекты в кадре, не перемещая фотоаппарат,
вы увеличиваете фокусное расстояние вашего объектива,
и наоборот,
удаляя объекты в кадре вы уменьшаете фокусное расстояние объектива.

Под картинкой ниже нажимайте кнопки выбора фокусного расстояния объектива и наблюдайте как меняется глубина резкости в зависимости от фокусного расстояния объектива - это хорошо заметно по размытию фона.


Сравнивая фотографии, вы могли заметить что фон сильнее размывается по крайней мере в 2-x случаях:

  1. При увеличении фокусного расстояния объектива
  2. При приближении фотоаппарта к объекту съёмки с неизменным ФР

Отсюда следует
ПЕРВОЕ ПРАВИЛО ГРИП

ПРАВИЛО РАССТОЯНИЙ

Если, не изменять расстояние от объекта съёмки до фона, а увеличить фокусное расстояния объектива и/или уменьшить расстояние от фотоаппарата до объекта съёмки, размытие фона увеличивается

больше фокусное расстояние - меньше ГРИП
меньше расстояние до объекта съёмки - меньше ГРИП

Побочные эффекты фокусного расстояния

Если вы внимательно рассматривали зависимость глубины резкости и фокусного расстояния объектива, вы могли заметить, что при съёмке с близкого расстояния короткофокусным объективом (ФР меньше 30мм) - черты лица искажаются до неузнаваемости!

Фотографируя широкоугольным (короткофокусным) объективом, нужно помнить, что искажения тем сильнее, чем ближе объект съёмки. Иногда это можно использовать, как художественный прием, но, в большинстве случаев, подобных искажений нужно стараться избегать - нужно отойти дальше. А если фото-модель в кадре стала совем маленькой, увеличьте фокусное расстояние объектива. Таким образом, вы уже можете ответить на вопрос, мучающий многих начинающих фотографов:

Для красивого портрета больше подойдёт длиннофокусный объектив (ФР более 80) - и лицо фотомодели будет выглядеть естественно, и фон размывается сильнее!



Фокусное расстояние объектива 14мм Фокусное расстояние объектива 300мм



Глибина резкости большая - все объекты резкие



Глубина резкости маленькая - не все объекты резкие

Ещё одна особенность фокусного расстояния объектива - изменение перспективы пространства. Посмотрите внимательно, как длиннофокусный объектив может приблизить удалённые предметы на фоне - сравните кажущееся расстояние от модели до заднего плана (зелёный мост) на заднем плане при съёмке объективом с фокусным расстояниме 16мм и 200мм.



Фокусное расстояние объектива 20мм


Фокусное расстояние объектива 200мм

На первой фотографии расстояние от модели до фона кажется значительно больше!



На первой фотографии
расстояние от модели до фона
кажется значительно больше!

Не углубляясь в теорию оптических явлений скажу максимально упрощённо: это происходит потому, что при увеличении фокусного расстоянии объектива(для объектива с переменным фокусным расстоянием - зуммировании), уменьшается угол зрeния объектива и пространство как бы сжимается. Это утверждение довольно условное, но простое для понимания - мы ведь не физики-исследователи, а творческие люди :o) Впрочем, кому интересно читайте о влиянии фокусного расстояния объектива на передачу глубины перспективы

Фокусное расстояние и угол зрения объектива

Чтобы представить себе угол зрения объектива, скрутите из листа бумаги трубку, диаметром примерно 2-3 см и посмотрите через неё на мир. Теперь, сделайте тpyбку в 2 раза короче (просто обрежьте) и снова посмотрите на тот же мир и с того же места. Разницу заметили?

Разница в том, что через короткую трyбку вы видите больше объектов! В данном, случае, длина тpубкu имитирует фокусное расстояние объектива. Так же работает и zoom, он меняет угол зрения объектива (УЗО). Вы наверное слышали в разговорах профессиональных фотографов такие слова: широкоугольник или широкоугольный объектив – это и есть условный аналог короткой трубки. А у телеобъектива (телевик или длиннофокусный объектив) всегда угол пoля зрeния меньше.

На рисунке ниже показано, как изменяется ваше пoле зрeния в зависимости от длины трyбoчки. Точно так, же изменяется угол зpения объектива при изменении его фокусного расстояния.



Короткофокусный объектив = большой угол зрения


Длиннофокусный объектив = маленький угол зрения



Короткофокусный объектив = большой угол зрения



Длиннофокусный объектив = маленький угол зрения

Конечно же, здесь я немного слукавил :о), чтобы не утомлять вас изучением законов оптики. Дело в том, что в реальности зyм-объектив работает намного сложнее, чем это показано на иллюстрации. Но несмотря на это, достаточно запомнить рисунок, и вы никогда уже не забудете, чем отличаются фотообъективы с разным фокусным расстоянием и как угол зрения объектива зависит от его фокусного расстояния.

Теперь вы знаете, что на глубину резкости (ГРИП) влияет объектив вашего фотоаппарата. Если вы захотите размыть фон, то согласно первому правилу ГРИП, вам придётся увеличить фокусное расстояние объектива, а чтобы в кадр поместилось то, что вы фотографируете - вам нужно будет отойти от объекта съёмки, а не удалять объекты съёмки объективом, поскольку при этом фон станет более резким и изменится перспектива пространства в кадре.

Выбирая разные фокусные расстояния и "играя" с расстоянием между фотаппаратом и объектом во время фото-съёмки вы можете изменить глубину резкости внутри кадра. Однако, у хорошего фотографа всегда есть более мощный инструмент для измения Глубины Резкости - диафрагма объектива. О диафрагме объектива вы узнаете во третьей части урока о ГРИП


В любом фотоаппарате предусмотрена такая вещь как диафрагма. Фотографы на жаргоне еще называют ее дыркой или относительным отверстием. Диафрагма представляет из себя некий механизм, который чаще всего расположен в объективе и может обладать свойством – сужаться и расширяться.

Когда это отверстие сужается, на сенсор камеры попадает меньше света. Таким образом можно регулировать – если много света, то за счет сужения диафрагмы его количество снижается, и кадр экспонируется нормально. Обратное действие также верно – чем больше относительное отверстие, тем больше света попадет на сенсор камеры и, соответственно, можно снимать в достаточно темных условиях.

Но это не единственное полезное свойство диафрагмы. Диафрагма достаточно сильно влияет на конечный результат – на фотографию.


На изображение с помощью диафрагмы можно повлиять двумя способами. Во-первых, воздействием на ГРИП, во-вторых, на рисунок боке. Так как статья предназначена для любителей, то конечно же, ниже обязательно объясним значение и этих слов, а пока сделаем небольшую ремарку про диафрагменные числа – то есть про обозначения диафрагмы.

Диафрагма не измеряется ни в каких единицах, то есть – это не миллиметр и не секунда. Это просто число! И чем больше число, тем меньше дырка.

На примере ниже видно, как меняется экспозиция снимка в зависимости от размера диафрагмы.


Еще важный факт про диафрагму, который необходимо знать – это относительная величина, она не зависит от типа фотоаппарата, которым вы пользуетесь. То есть, если вы измерили (например, флэшметром), что при прочих равных параметрах диафрагма должна быть 5,6, то этот параметр будет верным и для компактной мыльницы, и для среднеформатного фотоаппарата.

Влияние диафрагмы на ГРИП

ГРИП расшифровывается как глубина резко изображаемого пространства, или иначе просто – глубина резкости. Если вы фотографируете какой-то объект и навели на него резкость, то насколько будет резким и как далеко будет резким пространство за этим объектом, в первую очередь зависит от диафрагмы. Лучше всего это продемонстрирует пример. Тут пирожные сняты с разными выдержками и диафрагмами.


На снимках видно насколько в большей или меньшей мере оказываются размытыми крайние пирожные в зависимости от того, как была открыта диафрагма. Глубину резкости можно высчитать с помощью несложных формул, которые есть в Интернете, но в реальности специально высчитывают ГРИП очень редко, чаще используют накопленный опыт.

Кроме диафрагмы на глубину резкости влияет также и фокусное расстояние объектива. Не будем вдаваться в этой статье в физику процесса, рекомендуем просто запомнить – чем больше фокусное расстояние используемого объектива, тем сильнее будет размыт фон. То есть, телевик лучше размоет фон, по сравнению с шириком.


Например, на фотографиях выше модель снята с одинаковой диафрагмой на объективы с разным фокусным расстоянием.

Влияние диафрагмы на боке

В первую очередь давайте определимся, что такое боке? Боке – это размытость, нечеткость. Чаще всего название относится к размытому фону на фотографии. Мы уже упоминали, что диафрагма как раз и отвечает за размытость фона, о чем же тогда еще говорить? Дело в том, что наряду с оптикой, форма диафрагмы – количество лепестков и прочее, влияет на рисунок боке.




Современные производители стараются сделать форму отверстия диафрагмы максимально круглой. Но еще можно встретить фотографии, где форма диафрагмы проявляется в боке.


Заключение

Мы очень старались не перегружать информацию терминами. Будем рады, если после прочтения вы, наконец-то, достанете инструкцию и прочтете ее. Вам многое станет еще более понятным. Для фотографов важно знать и понимать такие субстанции, как диафрагма, выдержка и ISO. Это инструменты, которые необходимы каждому фотографу и обязательно каждому надо попробовать поснимать на максимально открытой диафрагме и максимально закрытой, чтобы понять пределы возможностей своего фотоаппарата. И, может быть, ваши снимки станут более выразительными, когда фон будет размытым и главный объект съемки в результате станет еще лучше выделяться, или при съемке пейзажа вы уже не будете доверяться автоматике, а зажмете дырку до упора, чтобы был проработан четко и передний план, и задний.

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Очень просто о том, что такое ISO, как оно влияет на экспозицию и мн.др. >>>

Знакомьтесь с простым и доходчивым объяснением, что такое экспозамер и каких типов он бывает в фотокамере >>>

Видеоканал Фотогора

Вы можете оставить свой комментарий к данной статье

Гиперфокальное расстояние – это минимальное расстояние, начиная с которого объекты на снимке становятся резкими, когда объектив сфокусирован на бесконечность. Если говорить грубо, то это расстояние с которого начинается бесконечность у объектива.


Гиперфокальное расстояние. Статья от Радоживы

Когда объектив выполнил фокусировку на бесконечность, резкими являются не только объекты расположенные на бесконечной удаленности от объектива, но и множество объектов, которые находятся ближе условной бесконечности объектива. В данном случае понятие бесконечность является условным, не нужно думать, что объектив должен фокусироваться на реальную бесконечность, которая находится далеко за Луной и звездами, возле дальнего рубежа нашей Вселенной. Для многих объективов перелет фокусировки за несколько метров уже называется бесконечностью. У каждого объектива имеется свое собственное гиперфокальное расстояние, а значит своя собственная дистанция, с которой все предметы будут резкими на изображении.


Индикаторы на объективе

Сейчас многим пользователям цифровых и цифрозеркальных, беззеркальных и камер со сменной оптикой сложно понять смысл ширины зоны резкости, которую принято называть ГРИП – глубиной резко изображаемого пространства. На современных камерах и объективах часто убирают важные индикаторы дистанции фокусировки и глубины резкости. Старые объективы, и часть современных имеют специальные шкалы, по которым можно определить, на какую дистанцию фокусировки установлен объектив. Дистанция фокусировки, например, при значении 2 метра, говорит о том, что резкими будут только те объекты, которые находятся на расстоянии 2м от камеры. Правда, из-за того, что зона резкости имеет некоторую протяженность, шкала ГРИП показывает расстояние до объекта и за объектом, которое тоже будет резким.

ГРИП сильно зависит от:

  • Диафрагменного числа F, потому ГРИП указывается только для определенных значений диафрагмы. На примере выше диафрагма установлена на значение F/11 с помощью кольца управления диафрагмы. Объектив сфокусирован примерно на 1.5 метра, шкала ГРИП показывает, что резкими будут все объекты, которые находятся на расстоянии от 1 до 2-х метров. Если мы установим значение F/22 то получим ГРИП от 0.7м до бесконечности.
  • Дистанции фокусировки. Чем меньшая дистанция фокусировки, тем тоньше ГРИП. И наоборот, чем бОльшая дистанция фокусировки – тем шире ГРИП.
  • Косвенно на ГРИП влияет размер матрицы фотоаппарата (светочувствительного элемента). Чем больше размер матрицы, тем больше угол обзора и тем ближе нужно подойти к объекту съемки, что, фактически, упирается во второй пункт. Потому утверждают, что полноформатные камеры сильней размывают фон, чем кропнутые. Если говорить грубо, чем больше кроп-фактор, тем больше ГРИП.

Важно: фокусное расстояние очень слабо влияет на ГРИП, но из-за сильного визуального эффекта кажется, что фокусное расстояние, тоже, сильно влияет на ГРИП. Я бы сказал, что фокусное расстояние влияет на силу размытия переднего\заднего плана (визуального его восприятия), но именно на ширину ГРИП влияет очень слабо (при одинаковой компоновке одного и того же кадра объективами с разным фокусным расстоянием). При неизменном масштабе съемки ГРИП практически не изменяется при использовании объективов с разным фокусным расстоянием.

Очень важно: ГРИП – относительное понятие. Оно связано с тем что считать резким, а что считать не резким, а потому границы ГРИП условны, точно так же, как и метки для ГРИП на шкале объектива.


Основное понятие ГРИП

Из-за того, что при фокусировке на расстояниях меньших условной бесконечности только часть объектов в кадре будут резкими, остальная часть будет не резкая, в таком случае говорят, что передний (ближний) и дальний (задний) план размыт. Если же выполнить фокусировку на гиперфокальное расстояние, то не резким может быть только передний план, а задний план ‘упирается’ в бесконечность объектива и становится резким.


Гиперфокальное расстояние, когда объектив сфокусирован на бесконечность – все объекты после определенной границы становятся резкими. В этом и заключается суть гиперфокального расстояния

У гиперфокального расстояния есть одна особенность – если установить фокусировку объектива не на бесконечность, а на гиперфокальное расстояние, то таким образом можно получить максимальную глубину резкости от определенного значения на переднем плане до бесконечности. Это очень важное свойство при фотографировании пейзажей и не только.


ГРИП легко себе представить в виде двух плоскостей, которые формируют объем, в котором все становится резким. Мы живем в трехмерном мире, потому и представлять проще реальную 3-х мерную ситуацию. ГРИП формирует вот такую резкую область, заключенную между вертикальных плоскостей, резким становится не только снег, но и часы (не только трава, но и ворон на предыдущих фотографиях).

Важная особенность: когда мы фокусируемся на предельно близких расстояниях (на МДФ), то ГРИП уменьшается. Это легко представить сужением расстояния между плоскостями, которые показаны на картинке выше. Когда мы начинаем фокусировать объектив на расстояниях близких к бесконечности, то ГРИП увеличивается. Это легко представить расширением расстояния между плоскостями. Когда мы дойдем до гиперфокального расстояния, то дальняя от нас плоскость исчезнет, уйдет в бесконечность, а изображение будет резким от гиперфокального расстояния до бесконечности.

Важная особенность: чтобы получить снимок объектов на бесконечность, не всегда нужно выставлять значение фокусировки на объективе на предельное значение бесконечности. Можно обойтись дистанцией гиперфокального расстояния. При закрытых диафрагмах гиперфокальное расстояние может сильно уменьшаться.

Важная особенность: много объективов и новых и старых имеют перелет за бесконечность, это означает, что объектив может сфокусироваться на бесконечности, а если покрутить кольцо фокусировки дальше, то бесконечность станет не резкой. Это специальная задумка в конструкции объектива, которая призвана компенсировать растяжения геликоида при разных температурах и позволит фокусироваться на бесконечность и зимой и летом. Также, многие объективы имеют перелет бесконечности для того, чтобы их можно было без проблем использовать на разных камерах с разными рабочими отрезками, а также из-за особенностей конструкции некоторых зум-объективов.


ГР у объектива 90мм начинается примерно с 40м, в данном случае даже на закрытой диафрагме задний план с деревьями остается слегка размытым.

Некоторые особенности объективов

  • Чем более длиннофокусный объектив, тем большее у него гиперфокальное расстояние. Например, телеобъектив Nikon ED AF Nikkor 300mm 1:2.8 имеет ГР для F/2.8 равное нескольким сотням метров.
  • Чем меньше фокусное расстояние объектива, тем меньше у него ГР. Например, сверх широкоугольный объектив Зенитар 16mm F2.8 MC Рыбий Глаз имеет ГР для F/2.8 равное приблизительно 1,5м.
  • Чем сильнее закрыта диафрагма, тем меньше ГР. Грубо говоря, на прикрытых диафрагмах с использованием сверх широкоугольных объективов можно вообще забыть про фокусировку.
  • Добиться на телеобъектив малого ГР довольно сложно.


Практическое применение гиперфокального расстояния – на данном пейзажном снимке и передний план с цветущим деревом и дальний план с горами имеет хорошую резкость. Объектив настроен так, что все, что изображено за деревом является резким.

Личный опыт

Гиперфокальное расстояние можно легко почувствовать при работе с широкоугольной и сверх широкоугольной оптикой. Чем шире охват поля зрения объектива, тем короче у него гиперфокальное расстояние. Этот эффект можно заметить даже при использовании китового объектива на 18мм. В положении 18мм автоматическая фокусировка всего чуть-чуть вращает кольцо фокусировки, так как в большинстве случаев объектив работает ‘на гиперфокале’ и все, что дальше нескольких метров уже резкое, и камере не нужно выполнять перефокусировку. Я не использую калькуляторы грип, мне проще прикинуть на глаз или из личного опыта, как будет вести себя объектив. Из-за короткого гиперфокального расстояния у сверхширокоугольников с последними очень удобно работать в ручном режиме фокусировки.

Выводы

Понимание работы метода фокусировки, ГРИП и гиперфокального расстояния может помочь в создании нужного эффекта на фотографиях, улучшить передачу объема, помочь в выборе объектива. Вообще, с бесконечностью нужно провести свои собственные эксперименты, чтобы все ‘прощупать’ и понять.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции