Что такое экспедиционное бешенство

На главную / Философия и психология / Конрад Лоренц. Так называемое зло

  1. Конрад Лоренц. Так называемое зло
  2. Пролог в море
  3. Продолжение в лаборатории
  4. Чем хорошо зло
  5. Спонтанность агрессии (текущая позиция)
  6. Привычка, церемония и колдовство
  7. Великий парламент инстинктов
  8. Формы поведения, аналогичные моральным
  9. Анонимная стая
  10. Общественный порядок без любви
  11. Крысы
  12. Союз
  13. Проповедь смирения
  14. Eссe homo
  15. Исповедую надежду
  16. Примечания переводчика и редактора, помещенные в конце книги

С неутоленной этой жаждой

Елену ты увидишь в каждой.

В предыдущей главе, как я надеюсь, достаточно ясно показано, что агрессивность столь многих животных, направленная против собратьев по виду, как правило, не только не вредна для их вида, но, напротив, является необходимым для его сохранения инстинктом. Однако это никоим образом не может служить основанием для оптимизма по поводу нынешнего положения человечества. Даже небольшое само по себе изменение окружающих условий может полностью вывести из равновесия врожденные механизмы поведения. Они настолько неспособны быстро приспосабливаться к изменениям, что при неблагоприятных обстоятельствах вид может погибнуть. Между тем изменения, произведенные человеком в окружающей среде, отнюдь не малы. Если посмотреть глазами непредубежденного наблюдателя на современного человека с водородной бомбой в руке, творением его духа, и с инстинктом агрессии в душе, наследием дочеловечесих предков, с которым его разум не может совладать, – то трудно предсказать ему долгую жизнь! Но с точки зрения человека, который сам оказался в этом положении, оно кажется безумным кошмаром, и трудно поверить, что агрессия не является сама по себе патологическим симптомом современного упадка культуры.

В исследовании поведения в узком смысле слова первым, кто сделал явления спонтанности предметом научного изучения, был Уоллес Крейг. Еще до него Уильям Мак-Дугалл противопоставил изречению Декарта "Animal non agit, agitur"["Животное не действует, а является объектом действия" (лат.)], которое начертала на своем щите, как девиз, американская психологическая школа так называемых бихевиористов, гораздо более верный лозунг "The healthy animal is up and doing" – здоровое животное активно и что-нибудь делает. Но сам он считал эту спонтанность следствием мистической жизненной силы, о которой никто не знает, что же собственно под ней понимается. Поэтому ему и не пришло в голову точно пронаблюдать ритмическое повторение спонтанных способов поведения, каждый раз измеряя пороговые значения запускающих раздражений; впоследствии это сделал его ученик Крейг.

"Напор" инстинктивного движения, возникающий при длительном отсутствии запускающего стимула, вызывает не только усиление готовности к реакции, но и более глубокие процессы, в которые вовлекается весь организм в целом. В принципе, каждое подлинно инстинктивное движение, если оно, как описано выше, не может быть выполнено, приводит животное в состояние общего беспокойства и вынуждает его искать стимулы, запускающие это движение. Эти поиски, которые в простейшем случае состоят в беспорядочной беготне, полете или плавании, а в самых сложных случаях могут включать в себя все формы поведения, включая обучение и понимание, Уоллес Крейг назвал аппетентным поведением. Фауст не сидит и не ждет, чтобы женщины появились в его поле зрения; чтобы обрести Елену, он, как известно, отваживается на не вполне безопасное путешествие к Матерям!

Аналогичные явления встречаются и у людей. В доброе старое время, когда существовала еще Дунайская монархия и существовали служанки, я регулярно наблюдал у моей овдовевшей тетушки предсказуемое поведение: служанки никогда не держались у нее дольше восьми-десяти месяцев. Каждой вновь нанятой прислугой она всегда восхищалась, расхваливала ее на все лады, как некое сокровище, и клялась, что наконец нашла такую, какая ей нужна. В течение следующих месяцев ее суждения становились все более прохладными. Сначала она находила у бедной девушки мелкие недостатки, потом заслуживающие порицания, а по истечении обычного времени обнаруживала пороки, безусловно достойные ненависти, и в конце концов рассчитывала ее раньше срока – всегда с большим скандалом. После такой разрядки старушка снова готова была видеть в очередной служанке сущего ангела.

Я далек от того, чтобы высокомерно насмехаться над моей давно умершей и в остальном очень милой тетушкой. Точно такие же явления я имел возможность – точнее, был вынужден – наблюдать у серьезных людей, способных прекрасно владеть собой, и, разумеется, у самого себя. Это было в лагере для военнопленных. Так называемая полярная болезнь, или экспедиционное бешенство, поражает обычно небольшие группы людей, оказавшихся в соответствующих ситуациях и имеющих возможность общаться только друг с другом. Из того, что мы уже знаем, ясно, что напор агрессии тем опаснее, чем больше члены группы знают, понимают и любят друг друга. В такой ситуации, как я могу утверждать по собственному опыту, резко снижаются пороговые значения всех стимулов, вызывающих агрессию и внутривидовую борьбу. Субъективно это выражается в том, что человек отвечает на малейшие выразительные движения своего лучшего друга – стоит тому кашлянуть или высморкаться – реакцией, которая была бы адекватна, если бы ему дал пощечину пьяный хулиган. Понимание физиологической закономерности этого явления – разумеется, крайне мучительного – хотя и предотвращает убийство друга, но никоим образом не облегчает мучений. Выход, который в конце концов находит понимающий, состоит в том, чтобы тихонько выскользнуть из барака (экспедиционной палатки, иглу) и разбить на куски что-нибудь не слишком дорогое, но разлетающееся с возможно более громким треском. Это немного помогает, а на языке физиологии поведения называется перенаправленным или переориентированным действием – redirected activity по Тинбергену. Мы еще увидим, что этот выход очень часто используется в природе, чтобы предотвратить вредные последствия агрессии. А непонимающий может убить своего друга – что нередко и случается!

Начну, как водится, издалека.

Что может объединять рыбок в тесном аквариуме, длительный рейс подводной лодки, и Робинзона с Пятницей?

Со значительной долей вероятности их рано или поздно объединит экспедиционное бешенство или кабинная лихорадка.

Среди клонированных определений удается выяснить, что Экспедиционное бешенство - преходящее расстройство, возникающее в малых изолированных группах людей и животных, сходное с клаустрофобией, приводящее к вспышкам агрессии и немотивированного насилия, либо наоборот - к подавленности и унынию части участников групп.

Но вернемся к рыбкам.

Если поместить двух рыб цихлид, самца и самку, в небольшой аквариум, и обеспечить им полное уединение и отсутствие соседей, у самца проявляется тяга к нападению и убийству самки.

В любых замкнутых системах (будь то подлодка, тюремные, армейские или походные условия) нередко имеет место феномен повышенной конфликтности, выходящей за пределы нормального распределения. Дедовщина, бунты, случаи кровавой расправы в тюрьмах и психическая дезадаптация - примеры последствий экспедиционного бешенства в таких системах.

И будь синьор Робинзон плодом реальности а не кино, он с большей долей вероятности пристукнул бы свою красотку Пятницу (или она его) подручными средствами, одурманенный все тем же немотивированным раздражением имени феномена.

И как любой феномен, экспедиционное бешенство легче описать, чем объяснить.

Знаменитый утиный пророк, Конрад Лоренц, видел причины экспедиционного бешенства животных и людей в предустановленной потребности во внутривидовой борьбе, не находящей выхода в слишком маленьких сообществах. В случае невозможности ее реализации вовне агрессия направлялась на ближний круг.

В закрытых мужских сообществах (вроде армии) идея Лоренца также находит косвенное подтверждение. Конкуренция и индивидуальное самовыражение порицаемы начальством (ввиду движения к общей цели), а значит, не находят выхода. Или находят в виде бешенства.

Женщина, достигнутая как цель, и не требующая дальнейшей конкуренции за нее, может начать не на шутку раздражать. И чем выше ее КПД (ценность и полезные свойства), и, соответственно, ниже вероятность заменить ее адекватной по ценности новой женщиной, тем сильнее может быть раздражение. В случае с единственной цихлидой аквариума или единственной Пятницой на острове - у самцов-мужчин вообще отсутствует выбор. Как тут не взбеситься?

Фактор изоляции также обязателен для понимания феномена экспедиционного бешенства. Рыбки не могут выбирать круг общения, запертые в аквариуме друг с другом. Экипаж подводной лодки не может запросто выйти погулять по дну океана и выпустить пар на глубоководной живности. Новобранцу или заключенному не разрешат без последствий уехать в самоволку в ближайший городок, и снять напряжение в баре хорошей дракой, рюмкой-другой крепкого или новой знакомой.

Факт добровольной изоляции в виде похода в горы с группой единомышленников или женитьбы/замужества - не влияет на возможность возникновения экспедиционного бешенства.

Что ж, кажется, Лоренц прав.

Однако я возьму на себя наглость его дополнить.

И введу третий фактор, который показался мне важным.

Этим фактором является требование сплоченности.

Рыбки создают семью и новую жизнь. Это требует от них высокого уровня взаимодействия, слаженного движения к общей цели и подстройки друг к другу.

Моряки в рейсе, люди застрявшие в лифте, или шахтеры, попавшие в беду, заключенные в общей камере, пара на острове - все они должны подстроиться и сплотиться, чтобы выжить. По сути такая сплоченность означает отказ от части себя, необходимость измениться в сжатые сроки. И такая ломка индивидуальных сценариев ради общей цели редко обходится без фрустрации.

Итак, мы имеем три фактора:

- невозможность (или недостаточную возможность) внешней конкуренции за пределами своей малой группы;

- требование высокой сплоченности.

Если смешать эти три фактора в коктейль - с высокой долей вероятности он приведет к появлению бешенства в рядах "экспедиции", будь то пара, семья, коллектив, или случайная встреча людей в замкнутом пространстве.

"Лечится" экспедиционное бешенство путем избавления от факторов, его провоцирующих:

- балансом близости и дистанции,

- нахождением здоровых путей реализации конкуренции,

- возможностью реализации индивидуальных особенностей в условиях сплоченности.

А также - просвещением. Кто осведомлен - тот вооружен (знаниями, палку бросьте).

Так называемая “полярная болезнь”, иначе “экспедиционное бешенство”, поражает преимущественно небольшие группы людей, когда они в силу обстоятельств, определенных самим названием, обречены общаться только друг с другом и тем самым лишены возможности ссориться с кем-то посторонним, не входящим в их товарищество. Из всего сказанного уже ясно, что накопление агрессии тем опаснее, чем лучше знают друг друга члены данной группы, чем больше они друг друга понимают и любят. В такой ситуации — а я могу это утверждать по собственному опыту — все стимулы, вызывающие агрессию и внутривидовую борьбу, претерпевают резкое снижение пороговых значений. Субъективно это выражается в том, что человек на мельчайшие жесты своего лучшего друга — стоит тому кашлянуть или высморкаться — отвечает реакцией, которая была бы адекватна, если бы ему дал пощечину пьяный хулиган. (c) Конрад Лоренц “Агрессия”

нижеследующее я взял отсюда. "Уточнение общих целей. На усиление сплоченности группы влияет осознание группой общей цели. Если цель не выявлена, у группы недостаточно сил для решения задачам.

Внешняя мишень. Наличие внешнего межгруппового конфликта ослабляет веро­ятность возникновения конфликтов внутри группы. Отсутствие достаточного внешне­го круга общения сначала компенсируется усилением межличностных отношений внут­ри самой группы. Однако если изоляция продолжается, отношения внутри группы обо­стряются. Причем для этого совсем не обязательны очень жесткие условия. Например, динамика отношений в малой (до 25 человек) исследовательской группе, связанной общими научными интересами и работающей в небольшом городке вдалеке от крупных научных центров, имеет такую же специфику: сначала усиливается соперничество с другими аналогичными группами; если же таковых нет, то конфликтные отношения возникают внутри группы. Все это означает, что одним из способов работы с конфлик­том личности и группы является предоставление для этой группы возможности широких внешних контактов и соперничества с другими группами.

Предоставление новой информации. Остроту любого конфликта между личнос­тью и группой можно значительно уменьшить путем предоставления личности новых сведений. Здесь надо учесть способ ее подачи. Навязанные сведения усваиваются пло­хо, поскольку активизируют психологические защиты. Когда принуждения к получе­нию информации нет, человеку приходится реагировать в рамках собственных ожида­ний. Тогда его поведение будет определяться двумя факторами — ожиданиями от но­вой информации и уровнем собственной напряженности. Если информация благо­приятна, человек ее легче усвоит, и, напротив, ожидая от информации увеличения дис­сонанса, он будет стремиться к ее вытеснению. Однако, когда внутреннее напряжение близко к предельно допустимому, стратегия работы с информацией вновь радикально меняется и на пути поиска экстренного выхода из тревожной ситуации человек согла­шается подвергать себя воздействию информации, увеличивающей диссонанс. Приток новой, ранее не допускаемой в сознание информации позволяет ему изменить некото­рые элементы своей Модели Мира и благодаря этому уменьшить или даже полностью устранить диссонанс.

Снижение авторитета конфликтной личности. Эффективный способ уменьшить возникший диссонанс — поставить человека, выступающего источником конфликта, вне сравнения с теми, кто придерживается другого мнения. Достичь этого можно не­сколькими путями: приписать этому человеку какие-либо негативные характеристики, исказить его мотивы, свести к минимуму общение с ним. Например, если некто утвер­ждает, что трава коричневая, а все остальные — что она зеленая, диссонанс уменьшит­ся, если этот человек будет признан дальтоником. Если некто верит в то, что летающие тарелки — это космические корабли пришельцев, а группа считает, что летающих та­релок не существует вообще, то диссонанс в их сознании уменьшится, если объявить его невеждой. Таким образом, конфликтная ситуация в группе сглаживается за счет дискредитации людей, высказывающих иную, чем группа, точку зрения.

Удаление зачинщика конфликта. Иногда напряжение в группе может ослабить вынужденное или стихийное исключение из группы человека, обостряющего ситуа­цию. Изгнание козла отпущения нередко сопровождается агрессивной разрядкой воз­никшего напряжения. Таким образом пережитый конфликт часто приводит и к рожде­нию новых идей, и к совершенствованию структуры.

Есть такой психологический термин — экспедиционное бешенство. Полярники, геологи в экспедициях и моряки в автономных плаваниях с определенного момента начинают друг друга сильно раздражать, а иногда и убивать — в научной литературе описаны и такие случаи. Уже в конце первой недели самоизоляции для многих стало очевидно: сидя в четырех стенах, важно не только уберечься от коронавируса, но еще и не сойти с ума и не разругаться на всю жизнь с близкими. Как уклоняться от конфликтов и сохранить добрые отношения с родными во время пандемии, МОСЛЕНТЕ рассказала психолог, консультант-логотерапевт Наталья Дмитриева.

Как сейчас, на удаленке или сидя дома без работы, справляться с тревожностью, следить за своим психическим здоровьем?

Что делать, чтобы не одичать взаперти? Как готовиться к возвращению к прежней жизни?

Установка вернуться к прежней жизни категорически деструктивна. Прежней жизни у нас не будет. Она невозможна, потому что все мы становимся другими за то время, что сидим дома. Ведь с нами что-то происходит, мы меняем мировоззрение. Нужно быть готовым к тому, что когда закончится эпидемия и то состояние, в котором все мы сейчас находимся, у нас будет совершенно другой взгляд на жизнь. Каждый человек изменится.

Многие сейчас стали больше времени проводить за компьютером. Конечно, можно туда совсем уйти, но стоит спросить себя, какой в этом смысл. Все эти новости смотреть мне для чего? Чтобы поднимать свой уровень тревоги? Или, может, лучше выключить компьютер и повернуться на это время лицом к близким, с которыми я живу?

Получается, что сейчас открывается уникальная возможность прийти к качественно другому пониманию себя и общества, в котором мы находимся. Я считаю, что это очень-очень важно.

Пока мы не начали говорить про семью, можете порекомендовать, как на личном уровне противостоять сенсорной депривации, потере структуры самоорганизации?

Помните, как в самолете нас инструктируют: вначале наденьте маску на себя, потом на ребенка. Сейчас важен такой же эгоизм в хорошем смысле слова: в первую очередь позаботиться о своем моральном здоровье. Что это значит? Четкая организация распорядка дня. Зарядки, физические упражнения в перерывах между работой и общением. Здравый подход к тому, сколько раз стоит смотреть телевизор и проверять новости в интрернете. От каких источников информации стоит уйти, потому что там только негатив. Посмотреть и понять, что еще, кроме этого негатива, есть у меня.

Все сейчас столкнулись со снижением дохода. А разве это не шанс задуматься о чрезвычайном потреблении, которое у нас было, о каких-то других ценностях? Семья и ее здоровье, образование детей, забота друг о друге. Как минимум нужно увидеть, что мы сейчас имеем рядом с собой. Увидеть то должное, что требует нашего участия и на что раньше мы внимания не обращали. Потому что ходили на работу, потому что было некогда, нужно было быть успешными, заработать деньги. Но сейчас у нас у всех уникальная возможность увидеть ценность своей жизни и ценность того, что мы делали раньше. Эта ситуация — вызов как для каждой личности, так и для общества в целом.

Можете порекомендовать тем, кто остался в самоизоляции с семьей, как избегать конфликтов и сохранять хорошие отношения с близкими?

Есть четыре простых правила построения оздоравливающих коммуникаций. Им важно следовать как при личном контакте с близкими, так и при дистанционном общении с друзьями и коллегами.

Первое правило — это активное слушание. То есть говорит кто-то один, и друг друга мы не перебиваем. При ограниченном количестве времени можно договориться, сколько минут есть у каждого, чтобы он спокойно мог высказаться. Это время должно быть гарантировано.

Дальше стоит вопрос адаптации в условиях высокой степени неопределенности, в которой мы сейчас оказались.

Именно. В этой новой для нас ситуации необходимо задействовать так называемое креативное мышление. Тогда привычные шаблоны будут уходить, и мы сможем по-другому реагировать на происходящее. Для этого, слушая собеседника, надо и у себя включить состояние неизвестности, как будто замешательство.

Когда это удается сделать, запускается креативный ресурс сознания, мы вместе с собеседником начинаем что-то придумывать: а может быть, оценить так, а может, поступить по-другому. То есть нужно правильно реагировать на эту неопределенность и фрустрацию, давать себе возможность побыть в неадеквате. Это очень важно.

Спасибо! Советы, что называется, на все случаи жизни.

Так и есть. И во время общения на самоизоляции эти четыре правила особенно актуальны.

А как сейчас сохранить баланс семьям с детьми, которые бегают по потолку и изводят родителей уже с первой недели самоизоляции?

Главная задача родителей и других взрослых в семьях с детьми сейчас — это сохранять физическое и психическое здоровье. Чем дольше мы сами останемся в здравомыслии, тем нам будет проще контактировать с детьми. А дети способны в сегодняшней ситуации — безусловно, экстремальной — стать нашими помощниками.

Понятно, что для детей карантин — это стресс: им непривычно и сложно не общаться со сверстниками, не гулять на детской площадке, не ходить в спортивную секцию. Видеть папу и маму, которые делают что-то непонятное, что называют удаленной работой, и поэтому просят к ним не подходить. А хочется подойти, и для ребенка мука — так себя ограничивать. Поэтому неудивительно, что в этих ограничениях ребенок начинает по потолку бегать.

И что же делать в такой ситуации?

Взять ребенка в свою команду. Объяснить ему, для чего нужен карантин. При этом не драматизировать ситуацию, самим не поддаваться панике. Потому что ребенок — прекрасный психолог. Он очень легко считывает наши настроения и эмоциональные состояния.

Наша собственная нервозность может действовать на него по принципу заражения: только родители о чем-то напряженно поговорили, ребенок видит их лица, мимику, и ему моментально передаются эти состояния. Поэтому ради ребенка стоит удерживаться от напряженных разговоров, фильтровать темы. С детьми нужно быть предельно искренними, потому что они чувствуют фальшь.

Семьям с детьми особенно важно придерживаться распорядка дня. Последовательность дел — по усмотрению взрослых, потому что в каждой семье есть свои ритуалы, правила и традиции. Что-то к ним сейчас можно добавить: например, обсудить на семейном совете временные рамки. Можно придумать документ — свод правил, обязательных к выполнению, систему поощрений и наказаний.

Детям обязательно необходима физическая активность, поэтому с ними нужно играть во все подвижные игры, которые можно проводить в помещении: жмурки, холодно-горячо и все в этом роде. Прекрасная идея — включать музыку и танцевать вместе с детьми. Перед этим есть смысл раздвинуть мебель, отставить стулья. Когда ребенок будет видеть, как танцуют мама с папой, станет пробовать повторять, и что-то у него будет получаться, а что-то нет, это будет вызывать шутки, смех и разрядку той напряженности, которая накапливается от пребывания в четырех стенах.

Если дети разного возраста, их нужно, по возможности, максимально разводить: младшего пораньше укладывать спать, потому что его надо пораньше поднять. Старший, наоборот, может попозже ложиться и вставать. Надо постараться разделить их какой-то деятельностью, чтобы они не варились в одном котле целый день. Сейчас в интернете очень много можно найти правил и рекомендаций на этот счет.

В условиях домашней самоизоляции ребенок чаще испытывает агрессию и гнев. Как научить его с этим справляться?

Понимаете, реакция гнева — это реакция инстинкта, биологии. Мы все с вами родом из животного мира. Но мы в ответе за то, что делаем дальше, получив эти инстинктивные импульсы. В этом и заключается наша свобода. Если я буду орать, то я — человек орущий. А если я буду говорить, я — человек говорящий.

Продажи спиртного в Москве сейчас увеличились на 30 процентов, а когда люди пьют, это часто влечет за собой выяснение отношений. Есть ли в таких ситуациях способы избежать развития конфликта и рукоприкладства?

Очень серьезный вопрос. Действительно, во время стресса, фрустрации, вызванной неизвестностью, человек стремится уйти от той душевной боли, которую испытывает. И часто пытается алкоголем и всякими другими зависимостями это все у себя подавить и погасить. Те четыре правила, о которых я рассказала, работают и здесь.

Проговорю от первого лица, как применить их к такой ситуации. Если я знаю, что у меня есть партнер, который выпивает, то что мне нужно делать? Главное правило, которое здесь вступает в силу - это сохранение жизни, своей и партнера. Сейчас не та ситуация, в которой я могу говорить ему, что нужно идти лечиться. Что ему нужно сдерживаться - в такой ситуации у человека, наоборот, возникнет желание сделать все наперекор. Поэтому я делаю все, чтобы у нас в семье это погасилось.

Для партнера более адекватного есть много вариантов поведения в такой ситуации. Например, в семье очень важно прописать ритуалы, которые у нас есть. Нужно все время сейчас вспоминать, что было хорошего, что нас объединяло? Как мы познакомились, какими были первые комплименты, как мы в первый раз поцеловались? Где это произошло, как мы тогда были одеты? Взять свои фотографии - в каждой семье их тьма тьмущая, сейчас они в основном хранятся на компьютере. Стоит их открыть, систематизировать, пересмотреть. Рассказать детям, как мы познакомились, какими тогда были, что делали, чтобы завоевать друг друга?

Очень важно сейчас вспомнить те важные совместные события, которые доставляли нам радость. Мы сейчас все время говорим о тех положительных моментах, которые скрепляют семью, а не о том, что нас разрушает. Я уверена, что в семьях, где есть люди выпивающие, стоит посмотреть на отношения с этой, позитивной стороны. Это - один из способов снижения конфликтности в ситуации самоизоляции.

Эта сила духа сейчас и выходит на первый план: а мы сильны духом или нет? Мы можем обратиться к себе и узнать, как нам самоорганизовываться, как оценивать происходящее и вести себя в сложившейся ситуации?

Сейчас, руководствуясь здравым смыслом, стоит оттолкнуться от утверждения: жизнь - это главная ценность, которая у нас есть. Жизнь любого человека, любого возраста, национальности, вероисповедания и мировоззрения. Мы видим, что эпидемия распространяется: где-то потерь больше, где-то меньше. Но нам все время говорят, что надо взять на себя ответственность за свою жизнь. И ограничения, на которые нужно для этого пойти - они же не на всю оставшуюся жизнь, а максимум - на несколько месяцев.

Почитав Франкла, легко понять, что у нас весьма комфортные условия, и мы не в концлагере времен Второй мировой войны находимся. Вот тогда это было действительно невыносимо - когда под дулами автоматов огромное количество людей было загнано в жуткие бараки, где невозможно было существовать. Люди там сталкивались не только с полуголодной жизнью на грани смерти, но и с беспрецедентно плохим отношением, независимо от того, кем они были до этого. А в нынешней ситуации статусы и авторитеты сохраняются.

Нас просят оставаться на собственной жилплощади, удобной и обустроенной. От каких-то привычек на время надо отказаться, но комфорта мы не лишены. Мы в изоляции с телефоном, телевизором, компьютером, планшетом, а значит, не отрезаны от мира, остаемся на связи и получаем информацию. И даже в условиях плотно населенной квартиры мы не с посторонними людьми, а с собственными родственниками. Мы можем ходить в магазин, гулять с собаками, и это не то ограничение свободы, о котором сейчас очень многие пишут. Мы читаем: как это плохо, что-то надо с этим делать. Но надо просто увидеть картинку с другой стороны, расширить свои стереотипы.

Питание - если оно не максимально разнообразное, к чему мы привыкли до сих пор, то по-прежнему остается приемлемым, мы можем себе это обеспечить. Нас никто не истязает, нам не нужно тяжело трудиться, - это не те условия, в которые пол-мира оказались вовлечены в годы Великой отечественной войны.

Сильное сравнение. Тогда это испытание длилось годами, и для каждой семьи было связано с огромными лишениями, гибелью близких. На этом фоне у нас сейчас - санаторные условия, конечно.

В целом те меры самоограничения, которые предлагает и наше правительство и правительства других стран, нацелены на то, чтобы сохранить нашу жизнь. Ценность жизни стала совсем другой, она и высвечивается сейчас по-новому. Поэтому самоизоляция - это проявление личной гражданской ответственности, а не заключение под дулом автомата. Так что надо включить здравый смысл и понять - нам пытаются сохранить жизнь. И пускай нам и не нравятся связанные с этим дисциплинарные меры, они вполне терпимы.

Ответственность каждого сейчас очень четко ограничилась стенами квартир, в которых оказались те близкие люди, отношения с которыми мы должны выстраивать наиболее осмысленно. Появилась возможность взглянуть на то, что мы имеем рядом с собой и перестать избегать собственной ответственности.

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки
Вход Регистрация Donate FAQ Правила Поиск

Несимпатичное в человеке

На страницу 1 , 2 След.
Печатать страницу | Печатать всю тему Пред. тема | След. тема
John

Например, для начала ответьте мне, как в психиатрии называется такое явление как "экспедиционное бешенство", описанное Лоренцом? Это - реактивный психоз? Насколько часто оно встречается?


Недавно заинтересовавшись этологией, я заметил, что у многих людей эта наука вызывает неприятие.

Лично мне, как новичку, тоже кажется, что в человеческой природе есть масса несимпатичных особенностей.

Вопрос, возможно, не совсем научный. Что в природе человека вам кажется несимпатичным, аморальным?

Уже сами по себе симпатия и антипатия, как и другие чувства и эмоции, имеют биологическую (природную, животную) основу и могут анализироваться и объясняться с позиций эволюционной биологии.
С феноменом морали пытался разобраться Marc Hauser в своей книге "Moral Minds: How Nature Designed Our Universal Sense of Right and Wrong".

Почему этология обособилась в отдельную науку – это мне непонятно. Природа едина.

А что касается людей, которым неприятно осознавать свои инстинкты, то надо спросить у них, приятно ли им сознавать, что устройство их организма (дыхание, кровообращение, пищеварение и т.д.) почти не отличается от устройства организма обезьяны и во многом схоже с устройством организма других животных, например, крысы.

Человек состоит из двух частей – животной и человеческой. С животной частью всё более или менее понятно, это предмет изучения биологии. А вот что же всё-таки в человеке человеческое – это уже предмет философских дискуссий.


Заслуженный участник

20/11/08
2761
RF, Moskow


Вsше уже дали ссылку на элементы и вот еще:

Обезьяны, как выяснилось, могут использовать искусственные языки, общаться и учить других обезьян языку. Что-то вроде культуры.

Заслуженный участник

20/11/08
2761
RF, Moskow

- . легковерие подводит Вас. На самом деле обезьяны дрессируются лучше многих других животных и обезьянам присуща такая черта поведения как "обезянничанье" т.е. нормальное копирование поведения дрессированных животных их сородичами еще не дрессированными.
Это не культура, это развитый импринтинг т.е. образование новых устойчивых образов действия после однократного переживания.

Заблокирован

Заслуженный участник

20/11/08
2761
RF, Moskow

Заблокирован

Простите, Ваше знание русского языка тоже "подчеркивает принадлежность к группе". Оставь человека в нежном возрасте со зверушками на 5-6 лет - освоить человеческую речь он вряд-ли сможет.

Не говоря уже о "эмоционально-смысловом переживании" (попросту: уметь употреблять слова к месту).

Заслуженный участник

20/11/08
2761
RF, Moskow

Последний раз редактировалось 2w_ink 06.05.2011, 00:06, всего редактировалось 1 раз.

Заблокирован

Последний раз редактировалось korona 06.05.2011, 15:57, всего редактировалось 1 раз.
В сообщении отсутствует отражение темы

Вот вы, я вижу, все тут очень умные. Но давайте немного вернемся к теме!
Inari, Sonic86, Munin, 2w_ink, Ochenj, и все остальные! Такие вопросики для вас.

Необходимым условием существования животных и растений на протяжении как можно большего времени является самовоспроизведение и увеличение популяции. Поскольку бесконечное увеличение популяции невозможно и приводит к катастрофам, то в природе наблюдается преимущественно увеличение доли успешных родителей внутри своей популяции. Поэтому также в природе существуют т.н. биологические механизмы сокращения численности. Одним из таких механизмов является внутривидовая борьба, которая наблюдается и у современного цивилизованного человека в виде преступности, войн и т.д.

1) Исходя из всего этого, можно ли, отбросив на минутку какие-то моральные соображения, сказать точнее, что одной из функций внутривидовой борьбы у человека является уменьшение численности особей ? Можно ли в данном случае использовать слово "функция"?

2) Можно ли сказать, что преступность и войны выполняли когда-то или теперь у человека необходимую функцию уменьшения численности особей?

Или по-другому спрошу.
В этологии выделяется несколько функций внутривидовой агрессии. К ним относятся: функция территориальности; функция полового отбора в поединках; защита потомства; функция иерархии; функция партнерства и проч.

3) Уменьшение численности особей (убийства) является такой же функцией внутривидовой агрессии у человека, как и функция территориальности и прочие?

Заслуженный участник

20/11/08
2761
RF, Moskow

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции