Аллергия на вирусную инфекцию у детей комаровский
Запомните самое главное: тактика ваших действий совершенно не зависит от того, как называется вирус. Это грипп сезонный, свиной, слоновий, пандемический, или вообще не грипп — это не важно. Важно лишь то, что это вирус, что он передается воздушно-капельным путем и что он поражает органы дыхания.
Профилактика
Если вы (ваш ребенок) встретитесь с вирусом, а у вас нет в крови защитных антител, вы заболеете. Антитела появятся в одном из двух случаев: либо вы переболеете, либо вы привьетесь. Привившись, вы защитите себя не от вирусов вообще, а только от вируса гриппа.
Если имеете материальную возможность привиться (привить дитя) и смогли достать вакцину — прививайтесь, но при том условии, что для вакцинации не надо будет сидеть в сопливой толпе в поликлинике. Имеющиеся вакцины защищают от всех актуальных в этом году вариантов вируса гриппа.
Все, за чем вы убиваетесь в аптеках, все эти якобы противовирусные средства, якобы стимуляторы интерферонообразования, стимуляторы иммунитета и жутко полезные витамины — все это лекарства с недоказанной эффективностью, лекарства, удовлетворяющие главную ментальную потребность украинца — "треба щось робити".
Основная польза всех этих лекарств — психотерапия. Вы верите, вам помогает — я рад за вас, только не надо штурмовать аптеки — оно того не стоит.
Источник вируса — человек и только человек. Чем меньше людей, тем меньше шансов заболеть. Пройтись остановку пешком, не пойти лишний раз в супермаркет — мудро!
Маска. Полезная штука, но не панацея. Желательно видеть ее на больном, если рядом здоровые: вирус она не задержит, но остановит капельки слюны, особо богатые вирусом. Здоровому не нужна.
Руки больного — источник вируса не менее значимый, чем рот и нос. Больной касается лица, вирус попадает на руки, больной хватает все вокруг, вы касаетесь этого всего рукой, — здравствуй, ОРВИ.
Не трогайте свое лицо. Мойте руки, часто, много, постоянно носите с собой влажные дезинфицирующие гигиенические салфетки, мойте, трите, не ленитесь!
Учитесь сами и учите детей, если уж нет платка, кашлять-чихать не в ладошку, а в локоть.
Начальники! Официальным приказом введите в подчиненных вам коллективах запрет на рукопожатия.
Пользуйтесь кредитными карточками. Бумажные деньги — источник распространения вирусов.
Воздух. Вирусные частицы часами сохраняют свою активность в сухом теплом и неподвижном воздухе, но почти мгновенно разрушаются в воздухе прохладном, влажном и движущемся.
Гулять можно сколько угодно. Подцепить вирус во время прогулки практически нереально. В этом аспекте, если уж вы вышли погулять, так не надо показушного хождения в маске по улицам. Уж лучше подышите свежим воздухом.
Оптимальные параметры воздуха в помещении — температура около 20 °С, влажность 50-70%. Обязательно частое и интенсивное сквозное проветривание помещений.
Любая система отопления сушит воздух. Мойте пол. Включайте увлажнители воздуха. Настоятельно требуйте увлажнения воздуха и проветривания помещений в детских коллективах. Лучше теплее оденьтесь, но не включайте дополнительных обогревателей.
Состояние слизистых оболочек. В верхних дыхательных путях постоянно образуется слизь. Слизь обеспечивает функционирование так называемого местного иммунитета — защиты слизистых оболочек. Если слизь и слизистые оболочки пересыхают — работа местного иммунитета нарушается. Вирусы, соответственно, с легкостью преодолевают защитный барьер ослабленного местного иммунитета, и человек заболевает при контакте с вирусом с многократно большей степенью вероятности.
Главный враг местного иммунитета — сухой воздух, а также лекарства, способные высушивать слизистые оболочки. Поскольку вы не знаете, какие это лекарства (а это некоторые противоаллергические и почти все так называемые "комбинированные противопростудные средства"), так лучше не экспериментировать в принципе.
Увлажняйте слизистые оболочки!
Элементарно: 1 чайная ложка обычной поваренной соли на 1 литр кипяченой воды. Заливаете в любой флакон-пшикалку (например, из-под сосудосуживающих капель) и регулярно пшикаете в нос (чем суше, чем больше народу вокруг — тем чаще, хоть каждые 10 минут).
Для той же цели можно купить в аптеке физиологический раствор или готовые солевые растворы для введения в носовые ходы - салин, аква марис, хумер, маример, носоль и т.д. Главное - не жалейте! Капайте, пшикайте, особенно тогда, когда из дома (из сухого помещения) вы идете туда, где много людей, особенно если вы сидите в коридоре поликлиники.
Вышеупомянутым солевым раствором регулярно полощите рот.
В отношении профилактики это все.
Лечение
Фактически единственным препаратом, способным разрушить вирус гриппа, является озельтамивир, коммерческое имя — тамифлю. Теоретически есть еще одно лекарство (занамивир), но оно используется лишь ингаляционно, да и шансов увидеть его в нашей стране немного.
Тамифлю реально разрушает вирус, блокируя белок нейраминидазу (ту самую N в названии H1N1).
Тамифлю не едят все подряд при любом чихе. Это и недешево, и побочных явлений много, да и смысла не имеет.
Тамифлю используют тогда, когда болезнь протекает тяжело (признаки тяжелой ОРВИ врачи знают). Или тогда, когда даже легко заболевает человек из группы риска — старики, астматики, диабетики (кто относится к группам риска, врачи тоже знают).
Суть: если показано тамифлю, то показано как минимум наблюдение врача и, как правило, госпитализация. Неудивительно, что, с максимально возможной вероятностью, тамифлю, поступающий в нашу страну, будет распределяться по стационарам, а не по аптекам (хотя все может быть).
Эффективность при ОРВИ и гриппе других противовирусных средств весьма сомнительна (это самое дипломатическое из доступных определений).
Лечение ОРВИ вообще и гриппа в частности — это не глотание таблеток! Это создание таких условий, чтоб организм легко с вирусом справился.
Правила лечения
- Тепло одеться, но в комнате прохладно и влажно. Температура 18-20 °С (лучше 16 чем 22), влажность 50-70% (лучше 80, чем 30). Мыть полы, увлажнять, проветривать.
- Категорически не заставлять есть. Если просит (если хочется) — легкое, углеводное, жидкое.
- Пить (поить). Пить (поить). Пить (поить).
- Температура жидкости равна температуре тела. Пить много. Компоты, морсы, чай (в чай мелко порезать яблочко), отвары изюма, кураги. Если дитя перебирает — это буду, а это нет — пусть пьет что угодно, лишь бы пил. Идеально для питья — готовые растворы для пероральной регидратации. Продаются в аптеках и должны там быть: регидрон, хумана электролит, гастролит, нормогидрон и так далее. Покупайте, разводите по инструкции, поите.
- В нос часто пшикать солевые растворы.
- Все "отвлекающие процедуры" (банки, горчичники, размазывание по телу жира несчастных животных – коз, барсуков и так далее) — классический совковый садизм и опять-таки психотерапия ("надо что-то делать"). Парить детям ноги (доливая кипяток в тазик), делать паровые ингаляции над чайником или кастрюлькой, растирать детей спиртосодержащими жидкостями — безумный родительский бандитизм.
- Если надумали бороться с высокой температурой — только парацетамол или ибупрофен. Категорически нельзя аспирин.
- Главная беда в том, что тепло одеть, увлажнить, проветрить, не пихать еду и напоить — это по-нашенски называется "не лечить", а "лечить" — это послать папу в аптеку.
- При поражении верхних дыхательных путей (нос, горло, гортань) никакие отхаркивающие средства не нужны — они только усилят кашель. Поражение нижних дыхательных путей (бронхиты, пневмонии) вообще не имеют к самолечению никакого отношения. Лекарства угнетающие кашель (в инструкции написано "противокашлевое действие") нельзя категорически.
- Противоаллергические средства не имеют к лечению ОРВИ никакого отношения.
- Вирусные инфекции не лечатся антибиотиками. Антибиотики не уменьшают, а увеличивают риск осложнений.
- Все интерфероны для местного применения и для глотания внутрь — лекарства с недоказанной эффективностью или "лекарства" с доказанной неэффективностью.
- Гомеопатия — это не лечение травами, а лечение заряженной водой. Безопасно. Психотерапия ("надо что-то делать").
Когда нужен врач?
Но это нереально. Поэтому перечисляем ситуации, когда:
Врач нужен обязательно
- Отсутствие улучшений на четвертый день болезни.
- Повышенная температура тела на седьмой день болезни.
- Ухудшение после улучшения
- Выраженная тяжесть состояния при умеренных симптомах ОРВИ.
- Появление изолированно или в сочетании: бледности кожи, жажды, одышки, интенсивной боли, гнойных выделений.
- Усиление кашля, снижение его продуктивности, глубокий вдох приводит к приступу кашля.
- При повышении температуры тела не помогают, практически не помогают или очень ненадолго помогают парацетамол и ибупрофен.
Врач нужен обязательно и срочно:
- Потеря сознания.
- Судороги.
- Признаки дыхательной недостаточности (затрудненное дыхание, одышка, ощущение нехватки воздуха).
- Интенсивная боль где угодно.
- Даже умеренная боль в горле при отсутствии насморка (боль в горле + сухой нос – это зачастую симптом ангины, которая требует врача и антибиотика).
- Даже умеренная головная боль в сочетании с рвотой.
- Отечность шеи.
- Сыпь, которая не исчезает при надавливании на нее.
- Температура тела выше 39°С, которая не начинает снижаться через 30 минут после применения жаропонижающих средств.
- Любое повышение температуры тела в сочетании с ознобом и бледностью кожи.
Учитесь! Это лучше, чем стоять в очереди в аптеку, и менять кровное на ненужное…
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
От автора
Грибы искать – невелика наука! Особенно если знаешь дорогу в грибной лес…
ОРЗ – явление рядовое, повседневное. Жить в обществе и постоянно не сталкиваться с ОРЗ невозможно.
Вытереть ребенку нос, откашляться, высморкаться, прикрыть рот во время чихания, измерить температуру тела, надеть маску, попарить ноги, растереть спинку, заскочить в аптеку за лекарством и уговорить дитя лекарство проглотить, перестирать, погладить и не забыть дома носовые платки – ах, как все это привычно, стандартно, обыденно. Это так же привычно, как приготовить обед или почитать книгу.
Читать нас учат с малолетства. И в каждом доме есть справочник по кулинарии. А о том, как помочь ребенку, да что там ребенку – даже о том, как помочь самим себе при насморке, кашле и высокой температуре, нам знать совсем не обязательно. Помощь при болезнях – это лечение. Лечение – дело хлопотное и ответственное. Лечить, т. е. хлопотать и отвечать, должен врач.
Теоретически всё просто замечательно: медицинские знания людям не нужны, это удел докторов. Есть проблемы со здоровьем – обращайтесь, поможем. Реализовать это практически невозможно. Невозможно хотя бы потому, что на каждый чих врачей не напасешься. Но эта сложность – далеко не единственная, и организационные проблемы вовсе не заканчиваются поиском врачей (которые нам чего-то там должны).
Ребенок заболел. Врач может поставить диагноз и научить, что надо делать. Но врач не напоит дитя, не поменяет ему отяжелевший подгузник, не даст таблеточку и не помоет в комнате пол. Хлопотать, суетиться, заботиться и реально помогать придется родителям. Которые в силу природной любознательности и здравомыслия не хотят быть слепыми исполнителями чужой воли и задают множество вопросов.
Эта книга не сможет заменить вам врача: установить диагноз и назначить лечение никакая книга не в состоянии! Но, тем не менее, эта книга может многое. Стоит вам лишь захотеть, и вы узнаете:
• почему возникают ОРЗ и какие они бывают;
• что означают мудрые слова и умные диагнозы;
• в чем смысл и каково значение тех или иных симптомов;
• каковы возможности медицины, какие бывают лекарства и как они действуют;
• каковы возможности родителей и какие действия они могут осуществить, дабы помочь ребенку быстро и эффективно;
• как не заболеть;
• когда срочно нужен врач;
• как оказать неотложную помощь;
• как сделать ребенка, часто болеющего, ребенком, болеющим редко.
Помимо всего вышеперечисленного, особо любознательные читатели смогут найти в этой книге информацию о:
• инфекционных, простудных и аллергических болезнях;
• анатомических и физиологических особенностях ребенка;
• значении тех или иных анализов.
Несколько советов для тех, кто готов приступить к чтению.
Именно родители определяют систему ухода и воспитания, формируя таким образом иммунитет ребенка!
Именно родители первыми обнаруживают симптомы болезни и принимают решение: обращаться или нет за медицинской помощью, а если обращаться, то насколько срочно.
Именно родители являются посредниками между врачом и заболевшим ребенком. Посредниками с решающим голосом. Ведь именно родители определяют в конечном итоге объем, интенсивность и место лечения: врач назначает и направляет, рекомендует и советует, а решают мама и папа!
Более того, получив советы и рекомендации, именно родители приступают к лечению. Неудивительно, что на характер врачебных рекомендаций, на интенсивность направлений и объем назначений родители, точнее, их способности понимать, решать и помогать, влияют очень и очень существенно.
Дорогие мамы и папы! В подавляющем большинстве случаев именно от вас зависит, где, как и в каком объеме будет осуществляться лечение.
Где – дома или в больнице?
Как – уколы будем делать или попьем сладкий сиропчик?
Сколько – 5 или 25 таблеточек в день?
Главная задача этой книги – разрешить ваши сомнения, убедить вас в том, что именно вы, мамы и папы, можете очень многое, что именно вы способны самым принципиальным образом влиять на здоровье собственного ребенка. ОРЗ в этом аспекте – лишь частный случай, но, тем не менее, весьма показательная иллюстрация ваших возможностей.
Вы уж извините, что книжка такая толстая получилась. Но вся сложность в том, что ОРЗ – это явление загадочное, неопределенное и многоликое. Предугадать все то, с чем вы можете столкнуться, – невозможно. Здесь нет места единообразию, здесь не получится выбрать маршрут и двигаться строем в одном направлении во главе с отцом-командиром. Здесь у каждого своя дорога и каждый сам решает, куда идти и кого взять в попутчики.
Решать самому, что для твоего ребенка хорошо, а что плохо, – вершина родительской ответственности, родительского искусства!
Неудивительно, что автор надеется увидеть среди читателей:
– бабушек и дедушек, принадлежность которых к гордому родительскому племени однозначна и очевидна;
– всех, кто по долгу службы сталкивается с детьми и организует их быт, учебу, досуг, отдых, – преподавателей, воспитателей, тренеров, нянь и т. д.;
– врачей, которые, конечно же, знают всё то, о чем здесь написано, но очень часто испытывают трудности в ситуациях, когда надо ответить на родительские вопросы или объяснить что-либо понятно, но без употребления специальных терминов, – т. е. врачи могут использовать эту книгу в качестве переводчика с медицинского языка на человеческий.
Автор, конечно же, не надеется, но тайно мечтает увидеть среди читателей этой книги большое-пребольшое начальство или хотя бы референтов большого-пребольшого начальства. Того самого начальства, что по долгу службы сталкивается с врачами и родителями, организует их быт, работу и отдых, строит больницы и поликлиники, школы и аптеки, решает, кто кому должен и распределяет обязанности.
Общие надежды, общие мечты и очень похожие обязанности создают оптимальные условия для взаимопонимания между автором и читателями этой книги.
Часть первая
ОРЗ – что это?
Во всех книжках рядом с изображениями ежей он видел яблоки! И разговоры о яблоках велись в доме постоянно! А свадебная родительская фотография – папа-ёж молодой и красивый, с огромным красным яблоком на ухоженных колючках. Но настоящего, живого яблока ёжик не видел и что это такое – не понимал. Неудивительно, что накануне первого похода в сад он весь день не спал, ворочался и все думал: какое ты, яблоко?
Слово, образованное из начальных букв других слов, называется аббревиатурой. Аббревиатуры бывают разные. Есть такие, что расшифровать их смысл и выяснить, какие, собственно, слова лежат в основе, практически невозможно. Ну попробуйте догадаться, что такое ОДИКБ? Не догадались? Я так и думал, что не догадаетесь. Потому что это самое неведомое ОДИКБ лично к вам никакого отношения не имеет. А значение аббревиатуры понятно и очевидно лишь тогда, когда она именно к вам имеет прямое касательство, когда вы слышите про нее, видите ее, вступаете с ней в контакт.
Каждый взрослый знает, что такое КПСС. А дети наши, к счастью, не знают. Поскольку и не слышат, и не контактируют. Но все, от мала до велика, слышали про США и ООН. И все знают, как тяжело работать в ГАИ. И все надеются, что повзрослевшее дитя поступит в ВУЗ… И переводить-расшифровывать здесь, собственно, нечего. Ибо упомянутые аббревиатуры – обыденные слова, повседневно в нашей речи присутствующие.
Понятно, что с загадочно-неведомой ОДИКБ встречаются далеко не все, и даже те, кто встречаются, далеко не всегда об этом догадываются. Тем не менее, автор этой книги целых двадцать лет жизни провел в ОДИКБ – Областной Детской Инфекционной Клинической Больнице. И отсюда можно, во-первых, сделать вывод о том, что автор – врач, и не просто врач, а детский. Ну а во-вторых, резонно предположить, что речь в этой книге пойдет о детях и детских болезнях.
Медицина вообще богата на аббревиатуры. Куча мудрых слов в запутанно-умных сочетаниях – так и тянет все это сократить и зашифровать. Многие сокращения вошли в обиход и прекрасно знакомы практически всем. Сделать ЭКГ, измерить АД – что ж тут непонятного? И чем ближе мы к врачам и больницам, чем теснее наш контакт с медициной, тем больше умных слов появляется в нашем лексиконе.
Забеременели. Посетили ЖК. Сдали кровь на ВИЧ. Сделали УЗИ. Вот стали родителями, познакомились с врачом, посетили детскую поликлинику… Сколько новых, мудро-непонятных слов! Педиатр говорит, что ЖКТ и ЦНС, конечно, не совсем в порядке, но пора делать АКДС. А невропатолог не согласен, поскольку ПЭП и ВЧД… [1]
А потом, месяцев в пять от роду, заболели – засопел носик, поднялась температура тела, начал кашлять. Врача, конечно же, пригласили, но диагноз и сами сразу поставили: ясное дело – ОРЗ! При этом никаких споров в семье и не возникало: ОРЗ – это ведь такая штука, которой каждый болел, и неоднократно, так что немалый личный опыт диагностики и лечения ОРЗ у всех имеется. У бабушки – опыт самый большой. Когда папа Сережа пришел домой с насморком, бабушка сразу переполошилась: ОРЗ, держись от маленького Сашеньки подальше. Серега вроде бы держался, даже спал отдельно, но не уберегли…
Теперь вот ждем Анну Николаевну – нашего педиатра. Дождались. Все подтвердилось: действительно – ОРЗ. Надо Сашеньку лечить. Для этого следует…
Нет, интересная все-таки штука получается: с одной стороны, вроде как все всё знают и говорить, собственно, не о чем, с другой – вон книжка какая толстая! И вся про ОРЗ!
– Доктор, книжка книжкой, но скажите конкретно, как это самое ОРЗ лечить?
– Что значит – какое? ОРЗ оно и есть ОРЗ, просто странно: врач, тем более детский врач, а таких элементарных вещей не понимает!
ОРЗ – это любое недомогание, сопровождающееся насморком, кашлем, повышением температуры тела, болью в горле. Упомянутые симптомы могут быть какой угодно степени выраженности и в самых произвольных сочетаниях.
Все знают: ОРЗ – явление повседневное, распространенное, принципиально влияющее на личную, семейную, профессиональную жизнь каждого человека. Влияющее настолько, что может очень и очень существенно омрачить эту жизнь во всех ее проявлениях.
Почему же врача не устраивает приведенное выше определение? Не слишком ли много времени мы уделяем толкованию слов, если не сказать придираемся к словам, вместо того чтобы заняться делом?
Не слишком, и не много! Ибо мы никогда и ни до чего не договоримся, никогда и ничему не научимся, никогда и ничего не сможем объяснить до тех пор, пока не начнем разговаривать на одном языке.
Представьте: последовательность букв – О, Р, З – вы видите первый раз в жизни. И, разумеется, задаете вопрос: Что такое ОРЗ?
Эта аббревиатура расшифровывается просто:
ОРЗ = ОСТРОЕ РЕСПИРАТОРНОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ.
Заболевание – факт возникновения болезни у отдельного человека. [2]
Респираторный (лат. respiro, respiratum – дышать) – относящийся к дыханию, к дыхательным путям [3]
Итак, давайте попробуем.
Диагноз – медицинское определение болезни, ее имя.
За конкретным диагнозом – многовековой опыт врачебной науки, четкие знания о природе болезни, ответы на вопросы о том, откуда эта хворь взялась, что надо делать и что нас ждет.
Симптом – внешний признак, внешнее проявление чего-нибудь. [4]
Основные симптомы ОРЗ – повышение температуры тела, насморк, чиханье, кашель, боль в горле. Перечисленные симптомы присущи десяткам, если не сотням, совершенно определенных болезней и вполне очевидно, что на основании упомянутых признаков можно заподозрить пару сотен диагнозов.
Таким образом, ОРЗ – это, прежде всего, термин, понятие, объединяющее в себе многочисленные болезни со схожими симптомами.
Существует печальное, но весьма распространенное заблуждение касательно того, что коль скоро симптомы похожие, то и болезни похожие. Ну а если болезни похожие, так и лечение похожее – одинаковое.
Сезон простуд в разгаре. Сердобольные мамаши пичкают детей то витаминами, то лекарствами и сетуют: несмотря на все старания чадо то и дело хворает! Возникает вопрос: а все ли правильно делают родители?
От чего зависит, как часто болеют дети? Только ли от сезона и от иммунитета?
Е. Комаровский: Согласно общемировой практике ребенок, посещающий детский коллектив, может болеть вирусными инфекциями от 6 до 12 раз в год. И на западе такой ребенок не считается часто болеющим! А у нас, если больше пяти раз за год насморк с кашлем случается, малыша ставят на учет, и лечат множеством лекарств. Почему нормальные люди не боятся ОРВИ?
Да потому что не в вирусной инфекции риск. А в лечении! Если дети 10 раз в год болеют соплями, но обходятся постельным режимом, обильным питьем, промыванием носа и выздоравливают сами, без лекарств, то пусть болеет себе на здоровье! Они вырастут и будут абсолютно здоровыми! Но если каждый чих – это повод засунуть в ребенка антибиотик, и кучу других таблеток для иммунитета, для кишечника, для носа, для горла и еще от аллергии – вот это катастрофа!
Е. Комаровский: Горчицу в носки обсуждать сложно. А можно еще помолиться Богу. У нас даже мочу детям в нос капают - и некоторые мамы верят, что это помогает… А особенно мне нравится народный противопростудный метод - ножки попарить.
На ваш взгляд все народные методы одинаково вредны?
Е. Комаровский: Народная медицина процветает там, где обращение к нормальной не дает пользы. Россия является членом Всемирной организации здравоохранения. Но отчего-то если, например, ВОЗ пишет во всех руководствах о недопустимости растирания спиртосодержащими жидкостями, то почему такой способ сбивать температуру у нас даже врачи скорой советуют?!
Действительно, и мне для ребенка советовала неотложка.
Но одна из главных проблем любого ребенка с высокой температурой – дефицит жидкости в организме. Если мы дадим малышу малину, не напоив его предварительно, и он начнет потеть - будет сгущение крови, мокрота станет более вязкой, и мы увеличим риск осложнений! Можно давать чай с малиной? Можно. Но чашка чая с малиной должна быть третьей чашкой! А первые две – без малины.
Мне доктор говорил – пришел ребенок из школы или из детского сада, промойте ему нос определенными антибактериальными препаратами, чтобы не заболел.
Е. Комаровский: Самая главная проблема современной медицины – это стремительная выработка бактериями устойчивости к антибиотикам. Причем, они вырабатывают эту устойчивость намного быстрее, чем придумываются новые препараты. Для того, чтобы к антибиотику не вырабатывалась устойчивость, он должен накапливаться в очаге воспаления в высокой концентрации.
Чем меньше концентрация, тем легче бактериям к нему привыкнуть и перестать реагировать. В носу никогда не будет сохраняться высокая концентрация, препарат быстро перестанет быть эффективным, а вот склонность к аллергии на данное лекарство вы заработаете. Поэтому местно антибактериальные средства используются только там, где они могут накапливаться - их капают в глаза, в уши. Но в нос – такого не может себе представить ни один здравомыслящий доктор.
Но неужели нет никаких способов защиты от частых ОРЗ?! А противовирусные препараты?
Е. Комаровский: Дело в том, что очень часто организм способен сам справиться с ОРЗ, благодаря интерферону - белку, который вырабатываемся клетками организма в ответ на вторжение вируса. И нередко вспомогательных средства по борьбе с вирусом не требуются. А если нужны - их должен назначать врач. Не стоит применять такие препараты самостоятельно, для лечения и тем более - для профилактики.
Недавно вышла моя новая книга - как раз про лекарства. Но на самом деле - моя задача как раз объяснить, когда лекарства вам НЕ нужны. И я хочу, чтобы родители понимали: защищать ребенка от инфекций надо другими способами. Таблетка – это для ленивых и не здравомыслящих родителей…
Другое дело, что мамы очень часто сами, без помощи детского сада, школы, окружения, страны, государства не может ничего сделать. Они дома все могут делать прекрасно, а в садике ничего никто делать не будет - в итоге ничего хорошего не получится. То есть, надо всему обществу договориться.
Договориться о чем?
Е. Комаровский: О единой схеме действий, проще говоря. Например: для того, чтобы вирус вызвал болезнь, он должен попасть в нос в совершенно определенном количестве. И это количество называется инфицирующая доза. Вот попало пять вирусов – организм с ними справился. А попало сто вирусов – нет. Как можно уменьшить концентрацию вируса во вдыхаемом воздухе?
Проветривать помещение! Вирусы на улице от человека к человеку практически не могут передаваться. А вот в помещениях и транспорте могут еще как! Поэтому: вот доехал некий троллейбус до круга – в воздухе этого троллейбуса огромная концентрация вирусных частиц. Что стоит в масштабах страны, в ввести закон о пятиминутной стоянке маршрутного транспорта на конечных остановках - с открытыми дверями? Одна эта мера резко уменьшит инфицирование! Или когда в школе звенит звонок, что должно произойти?
Зашли в троллейбус – пшик-пшик и прыгнули туда. Сидим в коридоре в поликлинике – пшик-пшик. Все. Кстати, вирусы цепляются к пылевым частицам, а они где находятся? В воздухе. Если воздух влажный, где пылевые частицы? На полу. А если сухой? В воздухе! Поэтому еще одно золотое правило - воздух, в классах школы, группах садиков, в детской - должен быть влажным!
Многие родители считают, что нужно ребенка закалять, чтобы меньше болел. А как лучше закалять?
Е. Комаровский: Я сторонник закаливаний, но! Давайте расставим точки над и. Есть такое понятие:простуда – это болезнь, связанная с переохлаждением. И болезней таких на самом деле очень мало. А есть понятие – острая респираторная вирусная инфекция. Поэтому простудами мы болеем редко, потому что редко наши дети ходят голыми и босыми зимой по улице.
Поэтому чаще они болеют вирусными инфекциями и никакими закаливаниями вы не спасете детеныша от ОРВИ. От вирусных инфекций можно спастись, прежде всего, свежим воздухом! Главное – ребенок должен дышать чистым, прохладным, влажным воздухом. И если мы на всех этапах жизни обеспечим ему такие условия, мы радикально уменьшим концентрацию вирусных инфекций.
Скажите, вот огромное количество средств от насморка, ими можно спасаться , когда у ребенка заложен нос?
Е. Комаровский: Они должны быть в каждом доме! Хотя бы потому, что сосудосуживающий препарат, уменьшающий насморк и является неотложной помощью при боли в ухе, например. Если в доме жарко и душно, ребенок не может дышать носом, а ему пора спать, что произойдет за ночь?
Я могу поспорить с родителями часто болеющих детей. Если ваш малыш полгода проспит в прохладной влажной комнате, вы вероятность болезни уменьшите в десятки раз! Я глубоко убежден в том, что часто болеющий ребенок – это отсутствие здравого смысла у его родителей и отсутствие взаимопонимания с администрацией детских дошкольных учреждений и школ.
ВАЖНО.
КАК РАСПОЗНАТЬ И ВЫЛЕЧИТЬ ВИРУСНУЮ ИНФЕКЦИЮ по Комаровскому
Можно ли самостоятельно понять, что у ребенка именно вирусная инфекция?
Е. Комаровский: Если горло болит, а нос абсолютно сухой - это нестандартная ситуация - налицо симптомы бактериальной инфекции - ангины,и нужно обращаться к врачу. Так же следует вызвать доктора, если ребенка на 2-3 день болезни начинает мучить сильная жажда. Но если картина стандартная, то есть: повышение температуры, слизь из носа, кашель - то это вирусная инфекция.
Хорошо, определили, как правильно лечиться?
Е. Комаровский: Достаточно просто создать хорошие условия для того, чтобы организм сам справился с болезнью. Чтобы ребенок быстрее выздоравливал, НУЖНО:
- тепло его одеть
- чтобы в комнате было прохладно (18-20градусов) и влажно (50-70%): есть увлажнитель - замечательно. Если не заработали на него - мойте пол и развешивайте влажные полотенца, брызгайте водой из пульверизатора.
Помните: если в зимнее время вы открываете форточку, то вы высушиваете воздух! Поэтому зимой температуру в комнате лучше регулировать не открытой форточкой, а закрытой или регулируемой батареей.
- поить ребенка. В организме должно быть достаточное количество жидкости, чтобы он мог потеть, а вырабатывающая мокрота и слизь были жидкими. Если кровь густая, то и слизь густая и ее трудно откашлять. Поэтому пить надо много! Температура питья должна быть равна температуре тела - при этом условии жидкость всасывается из желудка в кровь максимально быстро.
- не кормить насильно! Ребенок должен попросить сам. Главное, чтобы пил! А насиловать едой - нельзя категорически! Потеря веса во время болезни - нормальна для любого млекопитающего! Этот вес наберется за 3-4 дня после выздоровления.
Дополнительно можно использовать солевые капли в нос, чтобы не засыхали сопли, и на крайний случай, при острой необходимости - сосудорасширяющие!
И никаких больше лекарств?
Мама - вперед! Но мама не поила, в доме нечем дышать, у малыша в носу засохла слизь, он подышал ртом, комок слизи перекрыл бронх, началось воспаление. Кто виноват? Доктор, который ничего не назначил! Все тупик! Это тупик национального масштаба на радость продавцам лекарств.
И лекарства, получается, назначаются, не потому что они нужны, а чтобы потом какая-нибудь клуша не обвинила врача: он вовремя не услышал воспаление легких, которого и не было! Но если не поить и жить в духоте, то достаточно 12 часов, чтобы возникло осложнение возникло достаточно - и в этом виноват вовсе не врач.
А как лечите вы своих детей?
Читайте также: