Внутренняя картина болезни при туберкулезе
Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении
480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ', MOUSEOFF, FGCOLOR, '#FFFFCC',BGCOLOR, '#393939');" onMouseOut="return nd();"> Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья
Автореферат - бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников
Кошелева, Галина Яковлевна. Клинико-психологические характеристики больных туберкулезом легких и их динамика в процессе комплексного лечения : автореферат дис. . кандидата медицинских наук : 19.00.04;14.00.26 / Ленингр. науч.-исслед. психоневрологич. ин-т.- Ленинград, 1990.- 24 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-1/638-8
Введение к работе
. j . | Актуальность темы. Современная отечественная медицина характеризуется все большим признанием реабилитационного направления, одним из основополагающих принципов которого является единство биологических и психосоциальных воздействий (Кабанов М.М.^1978).
Проблема реабилитации является актуальной и в отношении больных туберкулезом легких. Во фтизиатрии преобладает нозоцент-рический подход со все более усложняющимися и совершенствующимися методами специального (биологически ориентированного) лечения и недостаточным учетом характера, особенностей и степени выраженности реакций со стороны психики больных туберкулезом. Усилия врача направлены главным образом на соматическую сторону заболевания. В то же время пограничные нервно-психические расстройства встречаются у большинства больных туберкулезом легких (Сергеев И.И.,1369; Степанов Ю.Г.,1974; Панкратова Л.Э.,1988) и неблагоприятно влияют на функциональные возможности организма в течение основного заболевания.
Особенно велико значение личностного фактора на начальных этапах болезни, когда формируются основные тенденции приспособительного поведения, отношение к болезни, которые влияют как на результаты антибактериальной терапии, так и во многом определяют уровень фактической адаптации, -достигцвной вольна*.
Все это подчеркивает значзние психологической диагностики во фтизиатрии, помогающей полнее и глубже охарактеризовать систему взашосвязей биологического и психосоциального в единой клинической оценке больного. При этом основополагающим является раскрытие содержательных характеристик дезадаптированной личности, своеобразных "мишеней" для направленной психокоррекционной работы, неотъемлемого звена любой реабилитационной программы.
Изучение этих вопросов во фтизиатрии только начинается. Проведены единичные медико-психологические исследования среди больных туберкулезом подростков (Степанов Ю.Г.,1974; Калитеев-ская Е.Р.,1966) и взрослых (Серегин И.Д., Воробьев Н.Ф.,1987; Панкратова Л.3.,19(38).
Недостаточно изученным остается также вопрос о воэмояностях психотерапии в плане воздействия на психологические факторы патогенеза при туберкулезе легких ("внутренняя картина болезни", в том числе патологическая реакция личности на болезнь, механизмы психологической защиты). Групповая психотерапия описана лиыь в одном исследовании, проведенном у больных туберкулезом подрост-коз (Калитеевская Е.Р.,1986).
Целью исследования явилось изучение психологических характеристик впервые выявленных больных туберкулезом легких на разных этапах комплексного лечения в связи с задачами разработки системы психотерапевтических воздействий, способствующих повышению эффективности социально-психологической реабилитации при туберкулезе легких.
Для достижения указанной цели были намечены следующие задачи:
I. Изучить психологические характеристики впервые выявленных больных туберкулезом легких в зависимости от характера туберкулезного процесса, длительности заболевания, их пола, возраста, семей-
ного и социального положения.
Исследовать динамику психологических особенностей больных под влиянием психотерапевтических мероприятий в санатории.
Изучить направление и особенности психокоррекционной работы в ходе практического применения психотерапии.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые у вновь выявленных больных туберкулезом легких проведено психологическое исследование на разных этапах комплексного лечения (стационар - санаторий) с учетом пола, возраста, социального и семейного положения больных. Впервые применен комплексный психотерапевтический подход на основе выделения "психотерапевтических мішеней", показана его эффективность в реабилитации больных туберкулезом легких в санатории.
Практическая зн&чкмость работы заключается в возможности использования данных психодиагностических исследований для выявления среди больных туберкулезом легких лиц с повышенным риском социальной дезадаптации. Показана воэмохчость использования методов индивидуальной и групповой психотерапии для изменения реакции личности на болезнь и улучшения ее функционирования в новых условиях болезни.
Положения диссертации, выносимые на защиту;
Для большинства впервые выявленных больных туберкулезом легких характерны личностные нарушения, способствующие формированию дезадаптивного поведения, ведущего к нарушению их социального функционирования.
Результаты исследования динамики выявленных личностных нарушений больных в процессе психотерапии свидетельствуют о позитивной перестройке системы отношений личности больных, значительном устранении невротической симптоматики, повышении урСЕКЯ
субъективного контроля, что позволяет считать оправданнш применение методов индивидуальной и групповой психотерапии в система комплексного лечения.
Структура и объем работы. Диссертация изложена на 159 страницах машинописного текста и состоит из введения, 4 глав, заключения, выводов, указателя литературы, включающего 125 отечественных и 22 иностранных источников. Основной текст изложен на 135 страницах. Работа иллюстрирована 40 таблицами, 7 рисунками.
Дата публикации: 11.12.2017 2017-12-11
Статья просмотрена: 248 раз
Актуальность работы обусловлена значимостью болезни для жизни любого человека, так как она вызывает часто неприятные физические ощущения от пораженных органов или систем, а также влияет на личность, меняет ее, заставляя ее делать переоценку уже сложившейся системы ценностей. В подростковом возрасте это проявляется особенно ярко, так как в этот период происходит становление идентичности, завершением формирования ценностно-смысловой сферы и характера. Внутренняя картина болезни подростков, страдающих туберкулезом, оказывает влияние не только на соблюдение ими медицинских предписаний, но и на развитие личности подростка в условиях соматического заболевания.
Полученные данные можно будет использовать в детских туберкулезных диспансерах и больницах для информирования о важности субъективного образа болезни каждого отдельного пациента, влияния его на течение болезни и соблюдение врачебных предписаний, и так же о влиянии на отношение к своему здоровью и болезни типа привязанности, взаимоотношений со значимым взрослым.
Достаточно много исследований посвящено внутренней картине болезни, как и, типам привязанности. В основном исследования описывают психологические изменения, которые возникают уже под влиянием уже развивающегося инфекционного заболевания [3].Однако, мало изучена взаимосвязь этих двух феноменов и в особенности их связь с заболеваниями. Тема внутренней картины болезни у подростков больных туберкулезом с различными типами привязанности недостаточно освящена в современной литературе.
Цель дипломной работы:описать внутреннюю картину болезни у подростков больных туберкулезом с разными типами привязанности
- Провести теоретический обзор современных зарубежных и отечественных исследований проблемы внутренней картины болезни у подростков с разными типами привязанности.
- Определить методологию и методический аппарат исследования, направленный на определение внутренней картины болезни и выявление типов привязанности у подростков;
- Организовать и провести эмпирическое исследование внутренней картины болезни у подростков с разными типами привязанности;
- Описать результаты эмпирического исследования внутренней картины болезни у подростков с разными типами привязанности;
- Проанализировать полученные результаты и сформировать выводы.
Объект исследования: внутренняя картина болезни
Предмет исследования: внутренняя картина болезни у подростков больных туберкулезом с различными типами привязанности
Гипотеза: существуют качественные различия внутренней картины болезни у подростков больных туберкулезом с разными типами привязанности
Внутренняя картина болезни — это весь спектр переживаний больного, начиная от его представлений о заболевании, его самочувствия на этапах проявления и ухудшения состояния, переживания возможных последствий болезни, улучшения состояния и выздоровления, восприятие себя в болезни, а также представления об отношении к нему тех, кто окружает его во время болезни [2]. Влияние болезни на личность основывается на двух аспектах: реакция личности на болезнь и соматогенные изменения личности.
Подростковый возраст для здоровых детей характеризуется становлением идентичности, завершением формирования ценностно-смысловой сферы, характера, у подростков проявляются интересы к определённой деятельности. Мышление подростка становится более самостоятельным, творческим и активным. Одним из новообразований этого возраста является чувство взрослости, которое проявляется как стремление к самостоятельности, что проявляется, как попытка освободиться от опеки взрослых. Подростки, болеющие туберкулёзом органов дыхания, отличаются от соматически здоровых сверстников эмоциональной неустойчивостью, сензитивностью, инфантильностью, конформностью, и более выраженным нормативным поведением [1].
Внутренняя картина болезни при заболевании туберкулезом определяется в первую очередь сужением возможности общения больного, и понижением его социального и материального статуса, нарушением жизненных планов и привычного образа жизни, ощущением физического дискомфорта. Большая часть заболевших начинает чувствовать себя обузой для семьи. Выявленные психологические особенности (недовольство собой, пессимизм, негативизм) усиливают патогенность стрессовых воздействий, и нарушают психическую адаптацию, снижая сопротивляемость организма.
На формирование внутренней картины болезни привязанность к матери оказывает влияние через основные формирующие ВКБ факторы — преморбидные особенности личности, так как мать — важнейшие элемент в создании отношения подростка к своему телу и своим ощущениям и чувствам, и второй фактор — ситуация, сопутствующая заболеванию — в семье, школе и пр., на который мат также имеет особенное влияние.
В исследовании приняло участие 40 подростков больных туберкулезом от 13 до 18 лет (возрастная периодизация Эриксона Э.) 12 юношей и 28 девушек.
Результаты эмпирического исследования внутренней картины болезни уподростков больных туберкулезом сразными типами привязанности
Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования типов привязанности подростков, страдающих туберкулезом проводилась при помощи опросника на привязанность к родителям для старших подростков (Яремчук М. В., 2005).
В работе была исследована именно привязанность к матери, как к наиболее близкому человеку. Формирующему первичную привязанность ребенка. Методика показала, что 20 подростков, составляющих выборку, обладают надежным типом привязанности к матери. 4 подростка имели тревожно-амбивалентный тип привязанности, 11 избегающий и 5 обладали смешанным тревожно-избегающим типом привязанности.
Надежная привязанность характеризуется ощущением безопасности у ребенка рядом с матерью. Она является для него надежной опорой в изучении окружающего мира. В подростковом возрасте это проявляется в том, что не возникает особых проблем с адаптацией, у школьника нет зажатости, он открыт для мира, отзывчив, может легко знакомится и находить друзей.
При тревожно-амбивалентной привязанности дети не могут положиться на свою мать и считать ее надежной опорой, так как не уверены в том, что она сможет быть рядом, когда в ней будут нуждаться, а также, потому что отношение к ребенку в данном стиле привязанности зависит скорее от настроения матери, чем от него самого.
Избегающая или индифферентная привязанность характеризует детей, которые не выражают или слабо проявляют переживания в ситуации разлуки с матерью. В более старшем возрасте избегающая привязанность к значимому взрослому отражается в трудностях при построении интимных и близких отношений. Затруднения связаны с недостаточной значимостью для них этих отношений, люди, имеющие эту привязанность, не вкладывают эмоции в отношения и мало огорчаются, когда они заканчиваются.
Те подростки, чьи результаты относились в равной степени и к избегающей и к тревожно-амбивалентной привязанностине рассчитывают н поддержку взрослого. Еще детьми они учатся избегать привязанности к кому-либо, так как уверены, что их покинут или оттолкнут.
Далее подростки были разделены на подростков с надежным типом привязанности и подростков обладающих ненадежными типами привязанности, куда вошли тревожно-амбивалентный тип, избегающий и тревожно-избегающий.
Результаты методики диагностики типов отношения к болезни, результаты которой можно увидеть в рисунке 1, показала, что для подростков с надежным типом привязанности преобладающими являются 2 типа отношения к болезни, подразумевающие уход от тревожащих мыслей — эргопатический и анозогностический. Эргопатичекий тип может быть очень продуктивным, если не оказывает негативного влияния на заболевание и если пациент при этом хочет выздороветь и соблюдает рекомендации врача. Анозогностический тип реагирования заключается в отрицании не только тяжести заболевания, но и симптомов и даже наличия у себя болезни. Пациент в таком случае не относиться к лечению серьезно, пропускает процедуры и исследования. В отрицании болезни подростки ищут психологическую защиту, ведь легче просто обвинить врача в ошибке, чем заняться своим здоровьем и прислушиваться к собственному организму. Если в период личностного становления подросток будет думать только о своем здоровье, много интересующих любого школьника вещей придется менять и убирать (общение, в первую очередь). Некоторые ученые в своих работах внутренней картине болезни выявили, что здоровья не является самым важным в жизни подростка, при надежном типе привязанности, подросток осознает его ценность, все же, у него есть и другие более важные дела. Для подростков с ненадежными типами привязанности преобладающими являются апатический и анозогностическй типы отношения к болезни. Оба этих типа подразумевают уход от мыслей о болезни, отношение к лечению как чему то, что не имеет особого значения. Апатический стиль также подразумевает незаинтересованность в своем будущем, куда входит и выздоровление.
Для подростков ненадежной привязанностью болезни, чаще всего либо не является социально значимой (у 8 из 20 исследуемых этой группы), либо затрагивает сферу наличия у них свободного времени (у 8 из 20 исследуемых этой группы).
Согласно полученным данным для подростков, обладающих ненадежными стилями привязанности, сама болезнь, факт наличия вируса в их организме, не имеет высокой личностной значимости, однако, они испытывают сильное напряжение в связи с той жизненной ситуацией, которую она вызывает, и могут слегка преувеличивать влияние заболевания на их жизнь, то есть считать, что оно определяет их жизнь на данный момент. Это нервное напряжение может проявляться в повышенной импульсивности, раздраженности или же депрессивном состоянии. Ситуация заболевания может не сказываться на самооценке подростков с ненадежными типами привязанности или же понижать ее. Для большинства подростков с ненадежными типами привязанности характерно внутреннее сопротивление исследованию и состояние пассивности по отношению к болезни — то есть не собираются принимать активных мер или всерьез заниматься менять свою жизнь и активно стремиться к выздоровлению.
В большинстве случаев, у всех исследуемых подростков уже сформировалось определенное отношение к своему заболеванию, внутренний образ болезни. Не смотря на изменившиеся условия жизни подростки, чаще всего не испытывают ощущения нестабильности и неуверенности в связи с разлукой со своими близкими.
Статистическая обработка результатов показала положительную корреляцию типов привязанности с типами отношения к заболеванию и самооценкой социальной значимости болезни.
Таким образом, гипотеза о наличии качественных отличий внутренней картины болезни подростков с разными типами привязанности подтверждена.
Отношение к болезни у подростков имеющих надежную привязанность, чаще всего эргопатического и анозогностического типов. Подростки с таким типом привязанности волнуются о состоянии своего здоровья, но их больше беспокоит, что из-за болезни у них меньше свободного времени и меньше возможности развиваться в том, в чем им хотелось бы. Они не испытывают тревоги из-за разлуки с матерью и близкими. Подростки с надежным типом привязанности болеющие туберкулезом обладают сформированным образом болезни, адекватно оценивают свое заболевание, не преувеличивая и не преуменьшая значимость болезни.
Для подростков, болеющих туберкулезом, с ненадежными типами привязанности наиболее характерны анозогностический и апатический типы отношения к болезни. Подростки группы с ненадежными типами привязанности, чаще всего, не считают, что болезнь оказала влияние на их жизнь в каких-либо ее сферах, но некоторые отмечают, что стало меньше свободного времени, так же они внутренне сопротивлялись исследованию, не желая раскрываться. Однако, несмотря на внешнее безразличие к происходящему с ними, подростки с ненадежными типами привязанности часто напряжены или наоборот, находятся в астеничном, депрессивном состоянии, что вызвано затруднениями в адаптации к новым, изменившимся условиям их жизни. Пассивная позиция по отношению к исследованию, внутреннее напряжение, импульсивность или же астения, отсутствие веры в результативность лечения и его надобность, безразличие к своей болезни и к своей жизни составляет отношение к болезни у подростков с ненадежными типами привязанности.
Узлов Н.Д., Габдрахманова Н.Н. (Березники, Пермский край)
|
|
|