Вероятность заболевания туберкулезом у человека возрастает при избыточном весе


  • B период с 1980 по 2008 гг. число людей во всем мире, страдающих от ожирения, увеличилось почти вдвое. Согласно данным по странам, в 2008 г. более 50% как мужчин, так и женщин в Европейском регионе ВОЗ имели избыточную массу тела, и примерно 23% женщин и 20% мужчин страдали от ожирения.
  • Согласно последним данным, в странах Европейского союза 30–70% взрослого населения имеют избыточный вес и 10–30% страдают ожирением.
  • По имеющимся оценкам, число младенцев и детей с избыточным весом в Европейском регионе ВОЗ в период с 1990 по 2008 гг. неуклонно возрастало. Более 60% детей, которые имеют избыточную массу тела до полового созревания, вступая во взрослую жизнь продолжают страдать от избыточного веса. С детским ожирением в значительной степени связаны факторы риска развития сердечно-сосудистых заболеваний, диабета 2 типа, ортопедических проблем, психических расстройств, а также плохая успеваемость в школе и заниженная самооценка.

Согласно имеющимся данным, 150 минут умеренной или интенсивной аэробной физической активности в неделю (или эквивалентной ей активности) способствуют снижению риска развития ишемической болезни сердца примерно на 30%, диабета – на 27%, рака молочной железы и толстой кишки – на 21–25%. Помимо этого, такая нагрузка оказывает положительное воздействие на психическое здоровье, так как она повышает устойчивость к стрессу и сокращает вероятность тревожных состояний и депрессии, а также, возможно, замедляет развитие болезни Альцгеймера и других форм деменции.

По оценкам, более трети взрослого населения Европы недостаточно активно. Мужчины более активны по сравнению с женщинами, особенно в странах с высоким уровнем дохода, в которых почти каждая вторая женщина недостаточно физически активна. Вследствие решений, влияющих на городское планирование, землепользование и транспорт, с течением времени общество все более склоняется к использованию автомобилей. К тому же возрастает географическая удаленность друг от друга мест проживания, работы, отдыха и магазинов. Вследствие этого в некоторых странах роль активных способов передвижения, таких как езда на велосипеде и ходьба, значительно снизилась, впрочем, как и возможности для активного отдыха. Согласно недавним исследованиям, людям следует сократить продолжительные периоды пребывания в малоподвижном состоянии (например, длительное сидение во время работы или просмотра телевизора), поскольку существует вероятность того, что это может быть самостоятельным фактором риска ухудшения здоровья вне зависимости от уровней другой активности.

Согласно раунду исследования “Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья” (HBSC) за 2009/2010 гг. в Европейском регионе ВОЗ и в Северной Америке девочки во всех странах и возрастных группах ведут менее активный образ жизни по сравнению с мальчиками, причем с возрастом гендерный разрыв в показателях возрастает. Согласно результатам опросного исследования, в целом в большинстве стран дети в возрасте 15 лет были менее склонны выполнять рекомендации по физической активности (в среднем лишь 15% от общего числа детей этой возрастной группы) по сравнению с детьми в возрасте 11 лет (в среднем 23% от общего числа детей этой возрастной группы). Лишь 19% девочек в возрасте 11 лет сообщили о ежедневной физической активности умеренной и высокой интенсивности в течение как минимум 60 минут в день. Для мальчиков данный показатель составил 28%.
Примерно в половине стран, в которых проводилось исследование HBSC, была выявлена тесная взаимосвязь между финансовым благополучием семьи и избыточной массой тела или ожирением: дети из менее благополучных семей были более склонны к избыточному весу или ожирению. Эта тенденция наиболее заметна в странах Западной Европы.

Ежедневный завтрак и потребление фруктов хотя бы раз в день считаются двумя важнейшими здоровыми привычками питания. Согласно исследованию HBSC, для мальчиков в большинстве стран и для девочек более чем в половине исследуемых стран ежедневный завтрак в значительной степени связан с более высоким уровнем благосостояния семьи. Аналогично, с низким уровнем финансового благополучия семей в значительной степени связаны более низкие уровни потребления фруктов среди мальчиков и девочек в большинстве исследуемых стран.

Здоровье на более поздних этапах жизни зависит от того, что пришлось пережить человеку на протяжении всей жизни. Таким образом, для эффективной пропаганды физической активности и сокращения бремени неинфекционных заболеваний в Европе необходимо применять подход, основанный на принципе укрепления здоровья на всех этапах жизни. Все начинается с обеспечения достаточной физической активности до и во время беременности и продолжается в дальнейшем с достижением надлежащих уровней физической активности младенцев и их родителей. Поощрение физической активности детей и подростков в центрах дневного ухода за детьми, детских садах, школах и местном сообществе подкрепляется и поддерживается пропагандой физической активности как части повседневной жизни взрослых и пожилых людей дома, в местном сообществе и на рабочем месте. Такой подход также включает содействие обеспечению достаточного уровня физической активности в медицинских учреждениях, таких как центры оказания первичной медико-санитарной помощи, больницы и дома для проживания престарелых.

В рекомендациях ВОЗ по профилактике и лечению ожирения особое внимание уделяется необходимости скоординированных партнерских отношений между различными государственными секторами, местными сообществами, СМИ и частным сектором для того, чтобы обеспечить эффективное и устойчивое изменение принципов питания и уровней ежедневной физической акти

В настоящем информационном бюллетене представлены данные о распространенности крайней степени ожирения среди детей школьного возраста из 21 страны, принявшей участие в первых трех раундах сбора данных COSI (2007/2008 гг. – 2009/2010 гг. – 2012/2013 гг.).

В настоящем информационном бюллетене описывается взаимосвязь между грудным вскармливанием, исключительно грудным вскармливанием и ожирением у детей.

Что такое избыточный вес и ожирение?

Индекс массы тела (ИМТ) – простое отношение массы тела к росту, часто использующееся для диагностики ожирения и избыточного веса у взрослых. Индекс рассчитывается как отношение массы тела в килограммах к квадрату роста в метрах (кг/м2).

  • ИМТ больше или равен 25 — избыточный вес;
  • ИМТ больше или равен 30 — ожирение.

ИМТ является наиболее удобной мерой оценки уровня ожирения и избыточного веса в популяции, поскольку он одинаков для обоих полов и для всех возрастных категорий взрослых. Однако ИМТ следует считать приблизительным критерием, т.к. у разных людей он может соответствовать разной степени полноты.

У детей при определении избыточного веса и ожирения следует учитывать возраст.

У детей в возрасте до 5 лет избыточный вес и ожирение определяются следующим образом:

У детей в возрасте от 5 до 19 лет избыточный вес и ожирение определяются следующим образом:

Ниже приводятся некоторые недавние глобальные оценки ВОЗ:

  • В 2016 году более 1,9 миллиарда взрослых старше 18 лет имели избыточный вес. Из них свыше 650 миллионов страдали ожирением.
  • По данным 2016 года 39% взрослых старше 18 лет (39% мужчин и 40% женщин) имели избыточный вес.
  • В 2016 году около 13% взрослого населения планеты (11% мужчин и 15% женщин) страдали ожирением.
  • С 1975 по 2016 год число людей, страдающих ожирением, во всем мире выросло более чем втрое.

По оценкам, в 2016 году около 41 миллиона детей в возрасте до 5 лет имели избыточный вес или ожирение. Избыточный вес и ожирение, ранее считавшиеся характерными для стран с высоким уровнем дохода, теперь становятся все более распространенными в странах с низким и среднем уровнем дохода, особенно в городах. В Африке с 2000 г. число детей в возрасте до 5 лет, страдающих ожирением, выросло почти на 50%. В 2016 году почти половина детей в возрасте до 5 лет с избыточным весом или ожирением проживала в Азии.

В 2016 г. 340 миллионов детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет страдали избыточным весом или ожирением.

Распространенность избыточного веса и ожирения среди детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет резко возросла с всего лишь 4% в 1975 г. до немногим более 18% в 2016 году. Этот рост в равной степени распределен среди детей и подростков обоих полов: в 2016 г. избыточным весом страдали 18% девочек и 19% мальчиков.

В 1975 г. ожирением страдало чуть менее 1% детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, а в 2016 г. их число достигло 124 миллионов (6% девочек и 8% мальчиков).

В целом, в мире от последствий избыточного веса и ожирения умирает больше людей, чем от последствий аномально низкой массы тела. Число людей с ожирением превышает число людей с пониженной массой тела; такое положение дел наблюдается во всех регионах, кроме некоторых районов Африки к югу от Сахары и Азии.

Основная причина ожирения и избыточного веса — энергетический дисбаланс, при котором калорийность рациона превышает энергетические потребности организма. Во всем мире отмечаются следующие тенденции:

  • рост потребления продуктов с высокой энергетической плотностью и высоким содержанием жира;
  • снижение физической активности в связи со все более сидячим характером многих видов деятельности, изменениями в способах передвижения и возрастающей урбанизацией.

Изменения в рационе и физической активности часто становятся следствием экологических и социальных изменений в результате процесса развития, который не сопровождается соответствующей стимулирующей политикой в таких секторах как здравоохранение, сельское хозяйство, транспорт, городское планирование, охрана окружающей среды, производство и сбыт продуктов питания, маркетинг и образование.

Повышенный ИМТ является одним из основных факторов риска таких неинфекционных заболеваний, как:

  • сердечно-сосудистые заболевания (главным образом, болезни сердца и инсульт), которые в 2012 году были главной причиной смерти;
  • диабет;
  • нарушения опорно-двигательной системы (в особенности остеоартрит — крайне инвалидизирующее дегенеративное заболевание суставов);
  • некоторые онкологические заболевания (в т. ч. рак эндометрия, молочной железы, яичника, предстательной железы, печени, желчного пузыря, почки и толстой кишки).

Риск этих неинфекционных заболеваний возрастает по мере увеличения ИМТ.

Детское ожирение повышает вероятность ожирения, преждевременной смерти и инвалидности во взрослом возрасте. Помимо повышенного риска в будущем, страдающие ожирением дети также испытывают одышку, подвержены повышенному риску переломов, склонны к гипертонии, раннему проявлению признаков сердечно-сосудистых заболеваний, инсулинорезистентности и могут испытывать психологические проблемы.

  • В то время, как они продолжают решать проблемы, связанные с инфекционными болезнями и неполноценным питанием, параллельно они сталкиваются с быстрым ростом распространенности факторов риска неинфекционных заболеваний, таких как ожирение и избыточный вес, особенно в городах.
  • Нередко проблема неполноценного питания сосуществует с проблемой ожирения в одной и той же стране, одном и том же местном сообществе, одной и той же семье.

В странах с низким и средним уровнем дохода дети в большей степени подвержены опасности неадекватного питания в период внутриутробного развития, в младенчестве и в раннем детстве. При этом, дети в этих странах питаются продуктами с повышенным содержанием жиров, сахаров и соли, с высокой энергетической плотностью и низким содержанием микронутриентов. Такое питание, как правило, дешевле, но имеет более низкую пищевую ценность. В сочетании с невысоким уровнем физической активности это приводит к резкому росту распространенности детского ожирения, а проблема неполноценного питания остается нерешенной.

Избыточный вес и ожирение, равно как и связанные с ними неинфекционные заболевания, в значительной мере предотвратимы. Стимулирующие условия и поддержка на уровне местных сообществ играют важнейшую роль в принятии людьми решения о переходе на более здоровый рацион и регулярную физическую активность как о наиболее приемлемом выборе (то есть, доступном по цене и практически осуществимом), что будет способствовать профилактике избыточного веса и ожирения.

На индивидуальном уровне каждый может:

  • ограничить калорийность своего рациона за счет снижения количества потребляемых жиров и сахаров;
  • увеличить потребление фруктов и овощей, а также зернобобовых, цельных злаков и орехов;
  • вести регулярную физическую активность (60 минут в день для детей и 150 минут в неделю для взрослых).

Формирование ответственного отношения к здоровью даст полную отдачу только в том случае, если людям будет обеспечена возможность вести здоровый образ жизни. Поэтому на уровне общества в целом важно оказывать людям поддержку в соблюдении вышеизложенных рекомендаций путем постоянного осуществления политических мер, основанных на фактических и демографических данных и направленных на то, чтобы регулярная физическая активность и здоровое питание были экономически доступными и практически осуществимыми для всех, особенно для беднейших слоев населения. Примером таких мер является введение налога на искусственно подслащенные напитки.

Пищевая промышленность может во многом способствовать переходу к здоровому питанию:

  • снижая содержание жира, сахара и соли в переработанных пищевых продуктах;
  • обеспечивая наличие в продаже здоровых и питательных продуктов по цене, доступной для всех потребителей;
  • ограничивая рекламу продуктов с высоким содержанием сахаров, соли и жиров, особенно продуктов питания, ориентированных на детей и подростков;
  • обеспечивая наличие на рынке здоровых продуктов питания и способствуя регулярной физической активности на рабочем месте.

В принятой Всемирной ассамблеей здравоохранения в 2004 году "Глобальной стратегии ВОЗ по питанию, физической активности и здоровью" изложен перечень необходимых мер по поддержке здорового питания и регулярной физической активности. В стратегии содержится призыв ко всем заинтересованным сторонам предпринимать действия на глобальном, региональном и местном уровнях, в целях улучшения режима питания и повышения уровня физической активности населения.

В Политической декларации, принятой в сентябре 2011 года на Совещании высокого уровня Генеральной Ассамблеи ООН о профилактике неинфекционных заболеваний и борьбе с ними, признается большое значение снижения распространенности нездорового питания и низкой физической активности. В декларации подтверждается приверженность дальнейшему осуществлению "Глобальной стратегии ВОЗ по питанию, физической активности и здоровью", в том числе, при необходимости, путем осуществления политических мер и выполнения действий, направленных на пропаганду здорового питания и повышения уровня физической активности среди всего населения.

ВОЗ также разработала "Глобальный план действий по профилактике неинфекционных заболеваний и борьбе с ними на 2013–2020 гг." в рамках выполнения обязательств, провозглашенных в Политической декларации ООН по неинфекционным заболеваниям (НИЗ), одобренной главами государств и правительств в сентябре 2011 года. Глобальный план действий будет способствовать прогрессу в достижении к 2025 году 9 глобальных целей в области неинфекционных заболеваний, включая сокращение на 25% преждевременной смертности от НИЗ и стабилизацию глобального числа случаев ожирения на уровне 2010 года.

Всемирная ассамблея здравоохранения приветствовала доклад Комиссии по ликвидации детского ожирения (2016 г.) и содержащихся в нем шести рекомендаций относительно борьбы с условиями, способствующими ожирению, и о критических периодах жизни, на которых следует вести борьбу с детским ожирением. В 2017 г. Всемирная ассамблея здравоохранения рассмотрела и приветствовала план осуществления рекомендаций Комиссии, подготовленный в качестве руководства для дальнейших действий на уровне стран.


Подбор заданий из открытого банка заданий на ФИПИ.

Скачать:

Вложение Размер
zadaniya_oge_po_teme_dykhatelnaya_sistema.ppt 224.5 КБ

Подписи к слайдам:

1). Какое заболевание врач может обнаружить с помощью флюорографического исследования грудной клетки человека? 1)туберкулез 2)гипертонию 3)язву желудка 4)гастрит

2). Где в организме человека происходит образование углекислого газа? 1)мышечные волокна 2)голосовая щель 3)зрелые эритроциты 4)межклеточное вещество

3). Какой орган системы дыхания состоит из хрящевых полуколец? 1)лёгкое 2)глотка 3)гортань 4)трахея

4). К каким последствиям может привести курение табака? 1)к гибели клеток реснитчатого эпителия воздухоносных путей 2)к расширению мелких бронхов и притоку крови 3)к более редкому и глубокому дыханию 4)к расширению кровеносных сосудов

5). У курильщика газообмен в лёгких менее эффективен, потому что у него 1)развивается гипертония 2)ухудшается деятельность нервных центров 3)стенки альвеол покрываются инородными веществами 4)происходит гибель клеток слизистой дыхательных путей

6). Орган какой системы человека представлен на рисунке? 1)кровеносной 2)выделительной 3)пищеварительной 4)дыхательной

7). Вероятность заболевания туберкулезом у человека возрастает при 1)избыточном весе 2)контакте с животными 3)повышенной освещённости 4)проживании в помещении с повышенной влажностью

8). К каким последствиям может привести курение табака? 1)к расширению кровеносных сосудов 2)к гибели клеток реснитчатого эпителия воздухоносных путей 3)к расширению мелких бронхов 4)к более редкому дыханию

9). Какое заболевание передаётся воздушно-капельным путём? 1)малярия 2)малокровие 3)грипп 4)гастрит

10). Газообмен у человека при дыхании совершается в 1)легочных альвеолах 2)носовой полости 3)гортани и трахее 4)бронхах

11. Что способствует увеличению жизненной емкости легких? 1)растяжимость легочной ткани 2)активизация гуморальной регуляции 3)развитие межреберных мышц и диафрагмы 4)увеличение скорости движения крови

12. Верны ли суждения о дыхательных движениях в организме человека? А. В спокойном состоянии человека вдох осуществляется за счёт сокращения межрёберных мышц и мышц диафрагмы. Б. При выдохе под действием собственной тяжести рёбра опускаются, мышцы диафрагмы расслабляются. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

13. В какой из перечисленных частей дыхательной системы происходит газообмен между кровью и воздухом? 1)альвеолы 2)бронхи 3)трахея 4)носоглотка

14. Повышение концентрации какого вещества в крови вызывает возбуждение дыхательного центра? 1)кислорода 2)азота 3)углекислого газа 4)глюкозы

15. Почему употребление алкоголя и табакокурение опасно для здоровья не только самого человека, но и его потомства? 1)Это способствует развитию гипертонии. 2)Это повышает риск онкологических заболеваний легких. 3)Это разрушает слизистую пищеварительного канала. 4)Это вызывает нарушение эмбрионального развития.

16. Какое изменение происходит с диафрагмой при вдохе? 1)сокращается и становится выпуклой 2)сокращается и становится плоской 3)расслабляется и прогибается в сторону грудной полости 4)прогибается в сторону брюшной полости

17. С чего следует начинать оказывать помощь пострадавшему, находящемуся в бессознательном состоянии? 1)расстегнуть тугой воротник и ослабить пояс 2)проверить наличие пульса на сонной артерии 3)приступить к сердечно-лёгочной реанимации 4)поднести к носу ватку с нашатырным спиртом

18. Кислород поступает из кровеносного сосуда в межклеточное пространство потому, что давление в нём 1)ниже, чем в сосуде 2)выше, чем в сосуде 3)равно давлению в сосуде 4)постоянно меняется

19. Врачи рекомендуют дышать через нос, так как в носовой полости 1)происходит интенсивный газообмен 2)воздух очищается и согревается 3)расположены обонятельные рецепторы 4)расположены голосовые связки

20. Верны ли суждения об обмене газов в лёгких у человека? А. Сущность проникновения кислорода из альвеол в кровь, а углекислого газа из крови в альвеолы лёгких заключается в том, что молекулы любого газа, если их концентрация велика, стремятся проникнуть сквозь проницаемые для них оболочки туда, где их мало. Б. Диффузия газов (О 2 и СО 2 ) продолжается да тех пор, пока их концентрация по обе стороны проницаемой оболочки не станет одинаковой. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

21. Какой слой клеток носовой полости способствует очищению вдыхаемого человеком воздуха? 1)мерцательный эпителий 2)мышечная ткань 3)кровь 4)хрящевая ткань

22. Что необходимо сделать, чтобы освободить дыхательные пути пострадавшего от воды? 1)придать пострадавшему сидячее положение, а под голову положить валик 2)положить пострадавшего на колено спасающего лицом вниз и надавить на спину 3)наложить на грудную клетку давящую повязку и приподнять ноги пострадавшего 4)положить на грудь пострадавшего тёплую грелку и завернуть его в одеяло

23. Разветвленное строение в дыхательной системе имеет 1)трахея 2)гортань 3)бронх 4)альвеола

24. При неправильной организации печного отопления основную опасность представляет 1)углекислый газ 2)азот 3)угарный газ 4)водяной пар

25. Кому и для чего необходимо носить марлевую маску, закрывающую рот и нос? 1)здоровому человеку в общественных местах, чтобы не заразиться от окружающих 2)здоровому человеку всё время, чтобы не заразиться находящимися в воздухе вирусами 3)больному человеку в общественных местах, чтобы не заражать окружающих 4)больному человеку всё время, чтобы не увеличивать количество находящихся в воздухе вирусов

26. Зимой температура воздуха в дыхательных путях 1)равна температуре вдыхаемого воздуха 2)существенно превышает температуру тела 3)значительно меньше температуры тела 4)достигает температуры тела

27. Какой буквой на рисунке обозначен орган, в котором образуются звуки? 1)А 2)Б 3)В 4)Г

28. В какой последовательности следует делать искусственное дыхание и массаж сердца? 1)один выдох – четыре нажатия на грудину 2)одно нажатие на грудину – четыре выдоха 3)два выдоха – пять нажатий на грудину 4)три выдоха – три нажатия на грудину

29. Кислород используется организмом человека в процессе 1)превращения глюкозы в гликоген 2)окисления минеральных веществ 3)биосинтеза белков, жиров и углеводов 4)окисления органических веществ с выделением энергии

30. Газообмен между кровью и атмосферным воздухом происходит в 1)мышечных клетках 2)лёгочных пузырьках 3)артериях 4)венах

31. В альвеолах легких у человека происходит 1)окисление органических веществ 2)синтез органических веществ 3)диффузия кислорода в кровь 4)очищение воздуха от пыли

32. При ранении легких в первую очередь необходимо 1)провести искусственное дыхание 2)плотно зафиксировать грудную клетку на выдохе 3)провести непрямой массаж сердца 4)положить пострадавшего на живот

33. Какие форменные элементы крови переносят кислород от легких к тканям? 1)фагоциты 2)эритроциты 3)лимфоциты 4)тромбоциты

34. Газообмен в артериях и венах не происходит из-за того, что 1)они выстланы эпителиальной тканью 2)давление крови в них недостаточно 3)кровь течет с большой скоростью 4)они имеют толстые и многослойные стенки

35. Кислород поступает из альвеол лёгких в кровь потому, что его давление в них 1)равно его давлению в крови 2)меньше его давления в крови 3)больше его давления в крови 4)постоянно меняется

36. Дыхание человека регулируется 1)продолговатым мозгом 2)спинным мозгом 3)мозжечком 4)средним мозгом

37. Наличие воздуха в плевральной полости является следствием 1)повреждения оболочек 2)профессиональных занятий спортом 3)многолетнего курения 4)повреждения дыхательного центра

38. В какой полости тела человека расположен лёгочный ствол? 1)тазовой 2)черепа 3)брюшной 4)грудной

39. При проникающем ранении лёгких в первую очередь необходимо 1)провести искусственное дыхание 2)плотно зафиксировать грудную клетку на выдохе 3)провести непрямой массаж сердца 4)положить пострадавшего на живот

40. Какой буквой на рисунке обозначено лёгкое? 1)А 2)Б 3)В 4)Г

41. В каком отделе мозга расположены центры, обеспечивающие защитные реакции кашля и чихания? 1)переднем 2)продолговатом 3)промежуточном 4)среднем

42. Диффузия газов в организме человека происходит в 1)альвеоле 2)слизистой носа 3)стенке бронхов 4)стенке трахеи

43. Дыхание человека лёгочное. В норме вдыхаемый воздух проходит через носовую полость. Там воздух согревается расположенными в стенках носовых каналов (А), несущими кровь. Также в носовой полости располагаются (Б), задерживающие крупные частицы пыли. Затем воздух через носоглотку попадает в (В), откуда поступает в трахею. Мерцательный эпителий трахеи содержит постоянно колеблющиеся (Г), которые выгоняют из лёгких частички пыли, не отфильтрованные в носовой полости. Из трахеи воздух через бронхи попадает в (Д), где происходит газообмен. 1)ворсинка 2)волосок 3)капилляр 4)артериола 5)глотка 6)гортань 7)альвеола 8)лёгочный мешок

44. Установите порядок прохождения воздуха по дыха­тельной системе жующего человека при вдохе. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1)гортань 2)трахея 3)альвеолы лёгких 4)носовая полость 5)носоглотка 6)бронхи

45. Что происходит с воздухом в носовой полости человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. 1)окисляет органические вещества 2)вступает в соединение с гемоглобином 3)фильтруется 4)согревается или охлаждается 5)увлажняется 6)проникает в капилляры слизистой оболочки

46. Что такое жизненная ёмкость лёгких (ЖЁЛ) и из чего она складывается?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данное задание предусматривает проверку знаний, самопроверку правильности выполнения, используя интерактивный режим.

В данной работе представлено 26 вариантов. задания могут использоваться как самостоятельная работа на уроке, и как индивидуальные карточки для работы дома и в классе. могут использоваться для подготов.

В данном материале собраны различные задания по данной теме.

Цели тестирования: Оценка уровня знаний учащихся. Проверка теоретических знаний по разделам: выдел.

Задания для учащихся 11 класса по обществознанию (профильный уровень) на тему "Избирательная система".

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.

Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.

На рисунке изображён фрагмент энцефалограммы человека. Расшифровать её позволят знания в области

Как называют клетку, в состав которой входит изображённое клеточное образование?

Поселяясь на пнях, опята используют их для

1) получения энергии из неорганических веществ

2) защиты от болезнетворных бактерий

3) получения готовых органических веществ

4) привлечения насекомых-опылителей

Расположение листьев на побегах по нескольку в узле (три и более) называют

Какое из перечисленных семейств относится к однодольным?

Какая из перечисленных систем органов отсутствует у представленного на рисунке животного?

Позвоночных животных с трёхкамерным сердцем, размножение которых происходит на суше, объединяют в класс

Что отличает человекообразную обезьяну от человека?

1) строение передних конечностей

2) уровень обмена веществ

3) общий план строения

4) забота о потомстве

Как называется орган, объединяющий деятельность нервной и эндокринной систем?

2) большие полушария

К механической функции костей скелета человека относят

2) участие в иммунитете

Рассмотрите схему воспалительного процесса. Что на ней обозначено под цифрой 1?

1) кровеносный сосуд

В чём проявляется сходство в строении лимфатических сосудов и вен?

1) имеют полулунные клапаны

2) стенка образована одним слоем клеток

3) содержат створчатые клапаны

4) стенка образована развитым мышечным слоем

Одной из функций носовой полости является

1) увлажнение воздуха

2) обогащение крови кислородом

3) охлаждение воздуха

4) осушение воздуха

Где в организме человека происходит образование первичной мочи?

2) в мочеточниках

3) в мочевом пузыре

4) в мочеиспускательном канале

Какой цифрой на рисунке обозначена часть слухового анализатора, участвующая в определении положения тела в пространстве?

Какой тип нервной системы характерен для меланхолика?

1) сильный, уравновешенный

2) сильный, неуравновешенный

3) слабый, неуравновешенный

4) сильный, инертный

Вероятность заболевания туберкулезом у человека возрастает при

1) избыточном весе

2) контакте с животными

3) повышенной освещённости

4) проживании в помещении с повышенной влажностью

К каким факторам относят деятельность человека в природе?

Какая группа животных среди перечисленных возникла в процессе эволюции позже остальных?

1) плоские черви

4) круглые черви

Изучите график, отражающий зависимость продолжительности анестезии от времени посещения стоматолога, если врач использовал один и тот же препарат в одной и той же дозировке (по оси x отложено время суток (в ч), а по оси у — продолжительность анестезии (в мин.)).

Сколько пройдёт часов до того, как средняя продолжительность анестезии составит 30 минут?

Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:

Объект Процесс
Рецептор .
Чувствительный нейрон Проведение нервного импульса в ЦНС

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) обработка поступающей информации

2) преобразование внешнего раздражителя в нервный импульс

3) проведение нервного импульса от ЦНС

4) непосредственное выполнение команды

Верны ли следующие суждения о видоизменённых органах растений?

А. К видоизменённым корням относят корневища, клубни и луковицы.

Б. У гороха имеются усики, которые представляют собой видоизменённые листья.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Что из перечисленного образует внутреннюю среду организма человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) органы брюшной полости

3) содержимое пищеварительного канала

5) тканевая жидкость

6) кровеносная и дыхательная системы

Известно, что пшеница — травянистое однолетнее растение — является ведущей зерновой культурой. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1) Однолетнее травянистое растение 30−150 см высотой.

2) Температурой, необходимой для прорастания семян пшеницы, является + 3 °С.

3) По данным на 2012 год, площадь посевов пшеницы в мире составляет 215,5 млн га — это самая большая площадь среди всех сельскохозяйственных культур (на втором месте кукуруза — 177,4 млн га, на третьем рис — 163,2 млн га).

4) Цветки пшеницы мелкие невзрачные, ветроопыляемые.

5) Соцветие пшеницы — сложный колос.

6) Получаемая из зерен пшеницы мука используется для выпекания хлеба, производства макаронных и кондитерских изделий.

Установите соответствие между перечисленными признаками животных и животными, к которым эти признаки относятся. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

А) кровеносная система не замкнута

Б) имеет внешний скелет

В) имеет фасеточные глаза

Г) ведёт паразитический образ жизни

Д) не имеет конечностей

Е) не имеет вторичной полости тела

1) стрекоза большое коромысло

2) аскарида человеческая

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖИВОТНОЕ

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е

Расположите в правильном порядке элементы классификации вида Серая жаба, начиная с наименьшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) класс Земноводные

4) царство Животные

5) отряд Бесхвостые

Насекомые с ___________ (А) проходят в своём развитии четыре стадии. У насекомых с ___________ (Б) отсутствует стадия ___________ (В). У бабочек личинку называют ___________ (Г). Развитие с превращением даёт возможность насекомым быть более приспособленным к условиям существования.

1) гусеница 2) личинка 3) куколка 4) яйцо
5) неполное превращение 6) полное превращение 7) взрослое насекомое 8) чешуекрылое

A Б В Г

Классификация бактерий – очень сложная задача, поскольку существует очень мало морфологических признаков, по которым бактерии можно различать. Ниже приведены некоторые из них.

Б. Окраска по Граму:

1. грамположительные (краситель проникает в цитоплазму всех клеток)

2. грамотрицательные (краситель проникает в цитоплазму только мёртвых клеток)

В. По связи клеток друг с другом:

Г. По наличию жгутиков:

2. с одним жгутиком

3. с двумя и более жгутиками

Внимательно рассмотрите микрофотографию окрашенного по Граму препарата бактерий Enterococcus sp. и классифицируйте их по приведённым выше вариантам классификации. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г

1) Что является главным условием возникновения системы?

3) На примере строения цветка докажите, что это система.

ЧТО ТАКОЕ СИСТЕМА?

Все живые и неживые тела (мебель, посуда, приборы, растения, животные), с которыми Вы встречаетесь каждый день, и все вещества (вода, сахар, соль, сода, уксусная кислота и многие другие), из чего-то состоят:

предметы – из определённых деталей, эти детали состоят из веществ, а вещества, в свою очередь, состоят из мельчайших частиц – молекул и атомов. Атомы и молекулы, взаимодействуя друг с другом, образуют новые, более

сложные вещества. Мельчайшие частицы, взаимодействуя между собой, образуют систему.

Взаимодействующие между собой части системы называют элементами этой системы. Чем больше взаимодействующих элементов составляют систему, тем она сложнее. Вспомните хотя бы разные конструкторы. Чем больше в них деталей, тем сложнее и длительней будет их сборка.

Детали различных приборов и механизмов, части организмов взаимодействуют между собой. В результате такого взаимодействия приборы нормально работают, а в организме идут процессы жизнедеятельности. И прибор, и организм – это системы, работающие благодаря взаимодействию деталей или органов. Но прибор – это неживая система, а организм – живая. Так как мы изучаем биологию, то нас будут интересовать живые системы, т.е. организмы.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции