Туберкулез в республики тыва

1 марта 2019 г. | 1136 просмотров | 0 комментариев


2018 год мог бы считаться переломным для эпидемиологической ситуации по туберкулезу в Туве, если отталкиваться от статистических показателей: снижение уровня заболеваемости туберкулезом за год составило 16,8 процента, смертности — 5,5 процента. Отмечено снижение больных на 80 человек. Однако главный врач Республиканского противотуберкулезного диспансера Аяна Арапчор с большой осторожностью относится к оценке ситуации и говорит, что о тенденции можно будет судить лишь года через три, при условии ежегодного стабильного снижения данного показателя.

— Противотуберкулезная служба при поддержке министерства здравоохранения и правительства республики предпринимает комплекс мер для, чтобы не допустить распространение туберкулеза. Первоочередное значение в этом направлении, конечно, имеет охват населения ФГ-обследованием: чем раньше мы выявим заболевание, тем раньше мы начнем лечить, а значит, тем меньше людей заразится. Не будем забывать, что туберкулез — заразное заболевание. В 2018 году впервые заболели туберкулезом легких 368 человек, из которых методом флюорографического обследования выявлено 69 процентов. Остальные — разными методами, в том числе постановкой проб Манту, Диаскин-теста. В предыдущие годы процент выявления ФГ-обследованием составлял около 60 процентов. Рост случаев выявления ФГ-методом обусловлен ростом охвата населения этим методом обследования. Здесь нужно отметить большую вовлеченность социальных служб, органов местного самоуправления в работу по привлечению населения.

Нам очень нужна поддержка со стороны местных администраций, социальных служб, волонтеров, поскольку важен охват людей, которые не проходили ФГ-обследование два года и более. Конечно, подвижки есть. В 2017 году по два года и более не проходили ФГ-обследование 3468 человек, в 2018 году эта цифра снизилась до 2427 человек. С учетом большой внутренней миграции населения поликлиниками города Кызыла проделана огромная работа по упорядочению учета тех, кто не проходил флюорографическое обследование в Кызыле. Таковых на начало нынешнего года оказалось 1057 человек.

Думаю, работа в этом направлении тоже существенно повлияла на наметившиеся тенденции. Тем не менее, я бы не торопилась делать выводы: надо продолжать планомерную работу и приложить все усилия для того, чтобы добиться закрепления достигнутых результатов.

— Аяна Делеговна, давайте для широкого круга читателей уточним. Бакочаги — это место жительства и работы больных заразными формами туберкулеза, а дезинфекция проводится в их жилище, правильно?

— Да, палочки туберкулеза весьма устойчивы к внешней среде. Если для уничтожения множества других инфекций достаточно проветрить помещение, постирать вещи обычными средствами, прогладить горячим утюгом, протереть поверхности и так далее, то туберкулезные бацилы могут жить подолгу. Недаром противотуберкулезные лечебные учреждения запрещены к эксплуатации в течение 50 лет после их освобождения. К сожалению, достаточно часты случаи, когда с одного очага регистрируются случаи повторного заражения. В 2018 году было 18 случаев заражения двух человек с одного очага и один случай — трех человек. Это как раз и свидетельствует о низкой степени настороженности и ответственности больных за безопасность близких людей. Если в семье кто-то заболел туберкулезом, ему следует лечиться в стационарных условиях до перехода в незаразную стадию болезни или же соблюдать все меры предосторожности, изолировать от других членов семьи, особенно детей, пользоваться отдельной посудой и бельем, стирать и обрабатывать белье больных отдельно от вещей других членов семьи, часто подвергать дезинфекции.

— Больные открытой формой туберкулеза могут лечиться амбулаторно?

— Конечно, нет. Хочу обратиться к тем, кто уклоняется от лечения. Вы должны осознавать, что подвергаете смертельной опасности самых близких и дорогих людей. Подчеркиваю, смертельной! Хотя, конечно, чисто гипотетически можно обеспечить безопасный для окружающих уход. Это могут позволить себе не только материально обеспеченные люди, но и очень ответственные, способные обеспечить еще и все условия для контроля лечения со стороны противотуберкулезной службы. Это требует не только немалых материальных затрат, но и большой самоотдачи, педантичности и чувства ответственности.

— Аяна Делеговна, мы знаем, что ставка сделана на хирургическую службу. Так ли это?

— Да, на хирургическую службу мы возлагаем большие надежды. В прошлом году нам удалось реорганизовать хирургическую службу с созданием единого хирургического блока: сделать ремонт, дооснастить оборудованием и инструментарием в полном соответствии с порядкам оказания медицинской помощи больным туберкулезом, организовать расположение операционных залов с соблюдением противоэпидемических нормативов. Внедрены новые виды высокотехнологичных хирургических операций, обучены специалисты. Хочется отметить, что с развитием хирургической службы, снижается количество больных с хронической формой туберкулезного процесса — фиброзно-кавернозного туберкулеза легких. Если на начало 2017 года таких больных было 401 человек, то на начало нынешнего — уже 342.

В прошлом году наши хирурги сделали две операции клапанной бронхоблокации, относящиеся к высокотехнологичным хирургическим операциям. Это дорогостоящая операция, для внедрения которой понадобились финансовые вложения: для обучения специалистов, приобретения клапанов. Для одной операции требуется минимум три клапана стоимостью 12 тысяч рублей каждый. Хорошо и с настроением потрудились хирурги Сылдыс Монгушович Мандаржап, Айдемир Алексеевич Кула, анестезиолог-реаниматолог Химикмаа Бопуяновна Ондар. Прооперированные пациенты хорошо себя чувствуют, но первые итоги можно будет подвести в марте, то есть через полгода после операции. Провести операцию — это далеко не все. После нее требуется также серьезное и длительное лечение. Разница в том, что бесперспективный больной получает шанс на полное излечение.

Следует также отметить труд врача-хирурга внелегочных локализаций Валентина Владимировича Сенди, которым внедряются современные методы хирургического лечения при поражении туберкулезом позвоночника, костей и суставов. В планах также внедрение эндоскопических операций. Вернулся после обучения Айдемир Алексеевич Кула. Планируем внедрить искусственный пневмоперитонеум, лимфотропное лечение…

В развитии нашей хирургической службы и противотуберкулезной службы в целом большую поддержку оказывает наш куратор — НИИ туберкулеза Сибири. Институт проводит для нас научно-практические конференции, мастер-классы, курсы обучения специалистов, принимает наших больных для лечения на своей базе.

Проявили заинтересованность в исправлении эпидемиологической ситуации в Туве и в Центре фтизиопульмонологии и инфекционных заболеваний при Министерстве здравоохранения России. Заключено соглашение с достаточно амбициозными задачами. Это, к примеру, полное обнуление заболеваемости туберкулезом в административных территориях с низкими показателями. Начнем пока с одной территории. Принят алгоритм действий. Конечно, для этого потребуется не один год. Но современные технологии и поддержка солидных организаций позволяет нам быть более смелыми в постановке задач.

— Здорово! Ваши планы тянут на сенсацию!

— Судя по соцсетям с корпоративной сплоченностью не все так гладко. Жалобы, проверки…

— Да, непростая ситуация создалась по поводу приведения оплаты труда в соответствие с МРОТ для всех работников. Но до конца 2018 года нам удалось произвести перерасчет и выплатить зарплату в полном объеме. Это объемная работа, которая потребовала больших усилий. Понимаю нетерпение людей, всем хотелось получить перерасчет, дополнительные стимулирующие выплаты. Но, как пояснил минздрав, стимулирование дополнительными выплатами проводится за особое усердие, достижения в работе в соответствие нормативно-правовым документам и решению комиссии. Тем не менее, недовольных оказалось немало, пришлось пережить многочисленные проверки, которые до сих пор еще продолжаются. Это, конечно, изматывает, создает нервозность, что не способствует результативности работы, но надо также понимать, что любой опыт подковывает. Планы не отменяются…

— Спасибо, за обстоятельные ответы. Желаем Вам и коллективу успехов, осуществления планов!


Депутаты Верховного Хурала РТ озаботились проблемами туберкулеза. И в центре их внимания оказались больные с запущенной формой. По этому поводу в Хурале прошло совещание с участием докторов, полицейских и специалистов и мэрии Кызыла и других районов Тувы.

Поводом к серьезному разговору стала законодательная инициатива парламентариев Республики Карелия. Народные избранники из Петрозаводска предложили коллегам из ре­гиональных парламентов выс­тупить широким фронтом на борьбу с туберкулезом: выйти с инициативой на Государственную Думу и Совет Федерации РФ.

— Депутаты республики проведут до парламентских каникул выездное заседание, — заметила председатель комитета Верховного Хурала по здравоохранению и социальному развитию Ульяна Монгуш. — Поедем в Тоджу. Этот район считается сегодня одним из самых неблагополучных в плане борьбы с туберкулезом, и с проблемой надо ознакомиться на месте. Одной из причин такой ситуации главный врач противотуберкулезного диспансера Мерген Кызыл-оол назвал отсутствие флюорографического аппарата в Тоджинском районе. По этой причине нет возможности вовремя отследить очаги заболевания. В сходной ситуации, по словам главного врача, находятся Монгун-Тайгинский и Тере-Хольский районы, которые такой медицинской техникой не оснащены.

Передвижные флюорографические аппараты вряд ли способны решить проблему, поскольку не работают они постоянно в этих труднодоступных районах. А в Тере-Холь и вовсе добраться этой технике сложно.

В тех районах, что близко расположены к столице республики, ситуация обстоит не лучшим образом. Так, в прошлом году стационарные флюорографические аппараты не работали в Тандинском, Чеди-Хольском и Кызылском районах. Денег на то, чтобы обследование провели на передвижных установках фтизиатрической больницы, у районных властей не было.

Весьма высокими для республики стали показатели смертности от туберкулеза: 62,6 случая на сто тысяч населения. Согласно этой статистике, заболеваемость туберкулезом у нас в два раза выше, чем по Сибирскому федеральному округу и в три раза выше, чем по России в целом. Но особенно печальна картина детской смертности: в прошлом году от туберкулеза умерли дети в возрасте до года.

На сегодняшний день в республике зарегистрированы 2243 больных с активной формой и 1439 больных с открытой формой. От соседства с больным человеком страдают их близкие и родные, поскольку становятся невольными заложниками этого заболевания. Чаще всего страдают дети: инфекция поражает их в первую очередь. Так, на учете в республиканском туберкулезном диспансере состоят 2124 ребенка, из них 1044 — до­школьного возраста. Считается, что один больной постепенно заражает от пятнадцати до тридцати людей, прежде всего тех, кто окружает его или тех, кто постоянно с ним общается. Поэтому так необходимо, по мнению врачей-фтизиатров, ввести на уровне республики обязательный флюорографический осмотр подрастающего поколения, и не с пятнадцати лет, как это сейчас практикуется, а с двенадцати.

В разрезе статистики наша проблема с туберкулезом вы­глядит следующим образом: 25,3 процента больных — это инвалиды, пенсионеры и учащиеся, 20,3 — работающее население, 3,1 процента — дети до­школьного возраста, 48,9 процента — это безработные. К последней категории относится большая часть обитателей исправительных учреждений. По словам начальника медицинского отделения УФСИН РФ по РТ Байлак Дивии, в СИЗО и в исправительные учреждения эти люди поступают с запущенными формами. В органах внутренних дел и вовсе не ведется какой-либо профилактической работы.

Под началом МВД по РТ сегодня действуют семь изоляторов временного содержания (ИВС). Однако штатная единица врача-фтизиатра для их обслуживания не предусмотрена. Хотя очевидно, что среди обитателей ИВС немало носителей туберкулеза. — Все изоляторы являются режимными объектами, — заметил начальник отдела организации охраны общественного порядка МВД по Республике Тыва Чечек-оол Даваа, — поэтому проблематично приглашать в них врачей из противотуберкулезного диспансера. В качестве варианта борьбы с заболеванием главный врач противотуберкулезного диспансера внес предложение: записать в бюджетную строку каждого района отдельный пункт по вопросу профилактики и лечения. — Но ничего у вас не получится, — включилась тогда в разговор старший помощник прокурора Республики Тыва Валентина Бережецкая, — потому что все медицинские учреждения у нас финансируются не из муниципального, а из республиканского бюджета. Это значит, что решать эти проблемы можно только на уровне парламента республики.

На совещании вспомнили об опыте Республики Беларусь. Учреждения фтизиатрического профиля в этой стране носят закрытый характер, и больные находятся там на излечении в условиях, которые не дают им никакой возможности покинуть больницу до полного излечения. Сходный опыт пытались опробовать в Кемеровской области, однако вмешались правозащитные организации и прокуратура: налицо было нарушение конституцион­ного права на свободу передвижения. — Я очень хорошо помню начало семидесятых, когда по направлению из Томского медицинского института приехала на работу в противотуберкулезный диспансер, — поделилась ветеран здравоохранения Зоя Тюлюш. — Сорок лет назад отмечалось 200 случаев на сто тысяч населения, а к началу 90-х эти показатели составляли 78 случаев. Смогли ведь тогда побороть эту болезнь. — Как раз проблемы, которые мы имеем, достались нам с советских времен, — парировал реплику ветерана министр здравоохранения Эрес-оол Донгак. — Тот же капитальный ремонт противотуберкулезного диспансера или обеспечение фтизиатрии новым медицинским оборудованием. Ведь эти вопросы мы только в последние годы стали решать. — Тем не менее проблема с кадрами остается, — продолжила полемику Зоя Салчаковна, — главный врач республиканского противотуберкулезного диспансера сегодня внес предложение: за­ложить в строку бюджета уве­личение зарплаты фтизиатрам на 50 процентов.

Постановление Мэра города Кызыла Республики Тыва от 20 апреля 2012 г. N 667
"Об утверждении муниципальной целевой программы "Неотложные меры по профилактике и борьбе с туберкулезом в городе Кызыле на 2012 - 2013 годы"

В соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", законов Республики Тыва от 31.12.1996 г. N 696 "О противотуберкулезной помощи и защите населения от туберкулеза", от 28.12.2004 г. N 1162-ВХ-1 "Об оказании специальной медицинской помощи в кожно-венерологических, туберкулезных, наркологических, онкологических и психиатрических диспансерах" и в целях стабилизации, снижения темпов роста и распространения заболевания туберкулезом на территории города Кызыла, Мэрия г. Кызыла постановляет:

1. Утвердить муниципальную целевую программу "Неотложные меры по профилактике и борьбе с туберкулезом в городе Кызыле на 2012 - 2013 годы" (приложение).

2. МАУ "Информационное агентство "Кызыл" (Каюмова А.Ш.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра города Кызыла по социальной политике Волгину Л.Л.

Мэр города Кызыла

"Муниципальная целевая программа
"Неотложные меры по профилактике и борьбе с туберкулезом в г. Кызыле на 2012 - 2013 гг."
(утв. Постановлением Мэрии г. Кызыла от 20 апреля 2012 г. N 667)

Паспорт
муниципальной целевой программы
"Неотложные меры по профилактике туберкулеза в г. Кызыле на 2012 - 2013 гг".

- муниципальная целевая программа "Неотложные меры по профилактике туберкулеза в г. Кызыле на 2012-2013 гг".

Основание для разработки

- Федеральный закон от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации";
Закон Республики Тыва от 31 декабря 1996 года N 696 "О противотуберкулезной помощи и защите населения от туберкулеза";
Постановление Правительства Республики Тыва от 29 декабря 2004 года "О внесении изменений в Закон Республики Тыва "О противотуберкулезной помощи и защите населения от туберкулеза";
Закон Республики Тыва от 28 декабря 2004 года N 1162-ВХ- I "Об оказании специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, туберкулезных, наркологических, онкологических и психиатрических диспансерах (с изменениями от 22 июня 2005 г);.
Постановление Правительства Республики Тыва от 12 апреля 2006 года N 470 "Об утверждении республиканской программы повышения эффективности здравоохранения Республики Тыва в 2006 - 2007 гг

Государственный заказчик Программы

- Управление социального развития Мэрии г. Кызыла.

- Управление социального развития Мэрии г. Кызыла.

- стабилизация эпидемиологической ситуации по туберкулезу в г. Кызыле;
- снижение основных показателей по туберкулезу в г. Кызыле.
- мероприятия по своевременному выявлению туберкулеза.
- организация полноценного амбулаторного контролируемого лечения больных туберкулезом.
- санитарно-просветительские мероприятия по профилактике туберкулеза.

Основные задачи Программы

- Проведение и совершенствование мероприятий по профилактике борьбы с туберкулезом, создание постоянно действующей системы информирования населения о мерах личной и общественной профилактики туберкулеза;
- Обеспечение раннего выявления туберкулеза, своевременного уровня диагностики и лечения больных посредством внедрения новейших медицинских технологий, уменьшения влияния неблагоприятных последствий туберкулеза на состояния здоровья населения г. Кызыла;
- увеличение продолжительности и качестве жизни больных туберкулезом.

Срок реализации Программы

Перечень основных мероприятий Программы

- Система программных мероприятий охватывает профилактику, диагностику и лечения туберкулеза.

Исполнители основных мероприятий Программы

- Управление социального развития Мэрии г. Кызыла
- Руководители лечебно-профилактических учреждений, находящихся на территории г. Кызыла;
- ГРУЗ "Противотуберкулезный диспансер"

Объем и источники финансирования Программы

- Общий объем финансирования программы на 2012-2013 гг - 415 тыс. рублей. Программа финансируется за счет муниципального бюджета г. Кызыла.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- Повышение охвата населения профилактическими осмотрами на туберкулез до 80%; улучшение ранней диагностики туберкулеза; повышение эффективности лечения до 85%; обеспечение снижения заболеваемости и смертности населения г. Кызыла в трудоспособном возрасте; снижение инвалидизации больных туберкулезом; стабилизация эпидемиологической ситуации с последующим снижением общей и детской заболеваемости.

Система организации контроля за исполнением Программы

- Контроль за исполнением сроков выполнения мероприятий Программы, целевым расходованием выделяемых финансовых средств и эффективностью их использования осуществляет отдел контроля и обеспечения работы документами и обращениями граждан Мэрии г. Кызыла и Управление социального развития Мэрии г. Кызыла. Ежегодно уточняет затраты по программным мероприятиям и состав исполнителей.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решение

В соответствии с перечнем нормативно-правовых документов одним из приоритетов, направленных на достижение основных целей государственной политики в области здравоохранения является снижение заболеваемости населения туберкулезом, обусловливающее потерю трудоспособности, высокую инвалидизацию и смертность.

Анализ структуры заболеваемости населения и причин смертности от туберкулеза населения Республики Тыва показывает, что эпидемиологическая ситуация по заболеванию туберкулезом остается нестабильной.

Туберкулез является социальной и медико-биологической проблемой. Эпидемиологическая ситуация в Республике Тыва и ее прогноз оценивается как предэпидемическая, с нанесением невосполнимого ущерба здоровью населения и экономике республики.

Обстановка по заболеваемости туберкулезом в г. Кызыле, как и в целом по республике остается сложной, но в последние годы отмечается тенденция к снижению.

Охват флюорографией в г. Кызыле уменьшился с 68,4% в 2010 году до 60,9% в 2011 году по причине не явки больных на обследование. В г. Кызыле за последние 5 лет основные эпидемиологические показатели по туберкулезу остаются нестабильными: общая и детская заболеваемость уменьшились на 18,7% и 24,3% соответственно, болезненность увеличилась, показатель в 2010 году составил 505,5 на 100 тысяч населения, в 2011 году 534,3 на 100 тысяч населения. Показатель смертности незначительно уменьшился, с 50,9 в 2010 году и до 50,8 в 2011 году на 100 тысяч населения.

Эпидемиологические показатели по туберкулезу в г. Кызыле превышают среднероссийские в 1,5-2,8 раза.

Проблемы борьбы с туберкулезом требуют комплексного подхода к ее решению, который возможен только путем целенаправленных скоординированных действий в рамках муниципальной целевой программы.

Необходимость комплексного решения проблем, связанных с туберкулезом, программно-целевым методом обусловлена рядом объективных причин, в том числе:

масштабностью и многообразием проблем профилактики, лечения и реабилитации при туберкулезе, что предполагает разработку и осуществление комплекса программных мероприятий, взаимосвязанных по целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;

необходимостью выполнения программы в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" и модернизации здравоохранения;

потребностью в координации усилий органов государственной власти различных уровней и негосударственных организаций, в том числе общественных объединений.

Целесообразность использования программно-целевого метода решения проблемы туберкулеза также подтверждается результатами реализации действующей с 2001 года федеральной, республиканской и муниципальной целевых программ по предупреждению туберкулеза, об эффективности которых свидетельствует замедление и стабилизация в республике с 2003 года показателей заболеваемости и смертности по туберкулезу.

2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы

Основной целью Программы является стабилизация эпидемиологической ситуации по туберкулезу, снижение показателей детской заболеваемости и смертности от туберкулеза в г. Кызыле, увеличение продолжительности жизни больных с туберкулезом.

Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач:

- проведение и совершенствование мероприятий по профилактике туберкулеза, создание постоянно действующей системы информирования населения о мерах личной и общественной профилактики туберкулеза;

- обеспечение раннего выявления туберкулеза, своевременного уровня диагностики, уменьшение влияния неблагоприятных последствий туберкулеза на состояние здоровья населения г. Кызыла;

- увеличение продолжительности и качества жизни больных при туберкулезе;

- увеличение эффективности лечения больных туберкулезом;

- обучение персонала и пропаганда знаний о туберкулезе среди населения.

Сроки реализации Программы - 2012 -2-13 гг.

3. Система программных мероприятий

Программные мероприятия будут осуществляться с учетом повышения эффективности мероприятий, направленных на предупреждение туберкулеза, увеличение охвата профилактическими осмотрами, увеличения процента выявления больных туберкулезом на ранних стадиях, улучшения качества диагностики и эффективности лечения туберкулеза.

Программными мероприятиями предусматривается разработка системы мониторинга туберкулеза для оценки и прогнозирования тенденции эпидемиологической ситуации и принятия своевременных и оперативных решений.

Перечень основных программных мероприятий Программы приведен в приложении N 1.

4. Ресурсное обеспечение Программы

Мероприятия Программы реализуется за счет муниципального бюджета. Объем финансирования Программы в целом на 2012 - 2013 гг. составляет 415 тыс. рублей (приложение N 2).

5. Механизм реализации Программы

Реализация Программы обеспечивается государственным заказчиком - Управлением социального развития Мэрии г. Кызыла.

Управление социального развития Мэрии г. Кызыла осуществляет организационно-методическое управление Программой, которое включает:

- оценку объемов финансовых ресурсов, необходимых для реализации отдельных мероприятий;

- распределение средств по исполнителям Программы в соответствии с объемами выделенных бюджетных средств;

- регулярный контроль за целевым и эффективным использованием выделенных бюджетных средств.

Реализация программных мероприятий осуществляется посредством координированной работы Управления социального развития Мэрии г. Кызыла, ГРУЗ "Противотуберкулезный диспансер" и ЛПУ, расположенных на территории г. Кызыла. Ежегодно распоряжением Мэрии г. Кызыла утверждается конкретный план мероприятий по реализации Программы с указанием конкретных сроков и исполнителей.

В ходе реализации Программы Управление социального развития Мэрии г. Кызыла обеспечивает координацию деятельности основных исполнителей, ежегодно формирует бюджетную заявку на ассигнования из муниципального бюджета для финансирования муниципальных государственных нужд и в установленном порядке представляет ее в Департамент финансов Мэрии г. Кызыла.

6. Организация управления и контроль над ходом реализации Программы

К участию в реализации Программы привлекаются лечебно-профилактические учреждения, расположенные на территории г. Кызыла.

Текущее управление осуществляется рабочей группой по реализации Программы, возглавляемой начальником Управления социального развития Мэрии г. Кызыла, ответственным за ее реализацию.

Контроль и оценку реализации Программы осуществляет Управление социального развития Мэрии г. Кызыла. Информацию о ходе реализации Программы ежегодно заслушивается на заседаниях Коллегии Мэрии г. Кызыла.

Управление социального развития Мэрии г. Кызыла в установленном порядке направляет в отдел контроля и обеспечения работы с документами и обращениями граждан Мэрии г. Кызыла информацию о ходе реализации Программы, эффективности использования финансовых средств, уточняет затраты по программным мероприятиям и состав исполнителей.

7. Оценка эффективности Программы

Экономическая эффективность от реализации Программы ожидается в виде снижения экономических потерь и приведет к улучшению состоянию здоровья населения.

Реализация мероприятий Программы позволит:

- повысить выявление больных с туберкулезом при профилактических осмотрах до 85%;

- стабилизировать эпидемиологическую ситуацию по туберкулезу, снизить детскую заболеваемость и смертность от туберкулеза;

- повысить уровень излечения больных туберкулезом, сократить сроки излечения, уменьшить число тяжелых форм туберкулеза и уровень нетрудоспособности населения, что будет способствовать экономии средств, затрачиваемых на лечение и выплату пособий по больничным листам и инвалидности;

- снизить заболеваемость туберкулезом в очагах инфекции.

Мероприятия
по реализации муниципальной целевой программы
"Неотложные меры борьбы с туберкулезом в г. Кызыле на 2012 - 2013 гг."


В сельскохозяйственном производстве Республики Тыва животноводство занимает ведущее место. Для его успешного развития одним из важнейших условий является профилактика и ликвидация инфекционных болезней, среди которых особое место занимает туберкулез сельскохозяйственных животных.

Туберкулез относится к числу инфекционных заболеваний, во многом зависящих от экономических и хозяйственных факторов [1].

В переходный период к рыночным отношениям в Республике Тыва, как и везде, произошел распад крупных животноводческих комплексов с созданием сельскохозяйственных кооперативов, крестьянских фермерских и личных подсобных хозяйств, куда переместилось общественное поголовье скота в статусе частной собственности, где затруднен контроль над проведением ветеринарно-санитарных мероприятий.

В настоящее время Республика Тыва является благополучной по туберкулезу сельскохозяйственных животных. В результате планомерного выполнения всех ветеринарно-санитарных мероприятий с 2002 года на территории Республики Тыва не выявлено животных, положительно реагирующих на туберкулез [2]. При этом следует отметить, что в настоящее время в республике сложилась напряженная эпидемиологическая обстановка по туберкулезу людей: только в 2005–2014 гг. отмечено 6724 случая впервые выявленного туберкулеза (0,22 % среднегодового населения) [3]. Следует обратить внимание еще на один немаловажный вопрос – каково значение больного туберкулезом скота в заражении человека и наоборот. К сожалению, и по настоящее время наука не может конкретно ответить на этот вопрос. В силу своих биологических свойств, каковыми являются вирулентность, патогенность, инфицирующая доза, длительный инкубационный период, хроническое течение болезни и многие другие факторы, невозможно конкретно и точно установить – каким путем, когда и как произошло заражение человека M. bovis, от больного животного или человека [4].

В целях объективной оценки и прогнозирования обстановки по туберкулезу крупного рогатого скота необходим системный анализ данных эпизоотологического и эпидемического мониторинга, выявление современных закономерностей и региональных особенностей проявления эпизоотологического процесса [5–7].

Цель исследований – провести анализ эпизоотического состояния Республики Тыва по туберкулезу крупного рогатого скота в разрезе природно-экономических зон.

Материалы и методы исследования

Результаты исследования и их обсуждение

По сельскохозяйственному природно-экономическому районированию Восточно-Сибирского региона Республика Тыва, за исключением ее восточной горно-таежной части, отнесена к степной овцеводческо-скотоводческой зоне. Однако республика имеет большие территориальные различия условий сельскохозяйственного производства, вызванные географическим местоположением, разнообразием почв, рельефа и растительности, климата, спецификой экономических факторов, связанных с размещением промышленных предприятий, концентрацией городского населения, обеспеченностью хозяйств трудовыми ресурсами и т.д. С учетом всех этих факторов в республике выделены четыре природно-экономические сельскохозяйственные зоны: центральная – подтаежно-степная (Каа-Хемский, Кызылский, Пий-Хемский, Тандинский, Улуг-Хемский Чаа-Хольский, Чеди-Хольский районы), западная – степная (Бай-Тайгинский, Барун-Хемчикский, Сут-Хольский, Дзун-Хемчикский, Монгун-Тайгинский районы), южная – сухих степей (Овюрский, Тес-Хемский, Эрзинский районы), восточная – горно-таежная (Тоджинский и Тере-Хольский районы).

За анализируемый период (1975–2014 гг.) поголовье крупного рогатого скота составило 6199179 голов. Наибольшая его часть была сосредоточена в центральной зоне – 2556088 голов или 41,2 %, в западной зоне насчитывалось 2453080 голов или 39,6 %, в южной зоне – 1036376 голов или 16,7 %, в восточной зоне – 153635 голов или 2,5 % общего поголовья.

Неблагополучная эпизоотическая ситуация по туберкулезу крупного рогатого скота в республике наблюдалась в течение 1975–1978 гг. (4 года) и в период 1981–1995 гг. (15 лет) в общей сложности 19 лет в 70 неблагополучных пунктах 19 хозяйств 7 районов 3 природно-экономических зон (таблица).

Неблагополучие Республики Тыва по туберкулезу крупного рогатого скота, как показатель экстенсивности, за весь период анализа составило 1,16 %. Наибольшая продолжительность инфекционного процесса туберкулеза и приуроченность болезни по количеству неблагополучных населенных пунктов (19 лет в 49 населенных пунктов) наблюдалась в центральной природно-экономической зоне, неблагополучие составило 1,55 %. В западной зоне туберкулез регистрировался в течение 9 лет в 19 населенных пунктах, неблагополучие составило 1,16 %. В южной зоне туберкулез крупного рогатого скота наблюдался в течение 2 лет в 2 населенных пунктах, неблагополучие составило 0,25 %. В восточной зоне туберкулез не регистрировался.

В искоренении туберкулеза в общем комплексе противотуберкулезных мероприятий занимает своевременная и точная диагностика болезни, показателем которой является уровень охвата животных исследованиями или уровень исследований животных на туберкулез.

Всего по республике исследовано 27,58 % поголовья крупного рогатого скота. Наибольший уровень исследований от общего поголовья самих зон отмечен в центральной зоне – 43,43 %, в западной – 16,75 %, в южной – 14,18 % и в восточной зоне – 26,97 %.

За анализируемый период исследования по республике выявлено 7463 положительно реагирующих на туберкулез животных, коэффициент очаговости болезни составил 107 больных животных на один неблагополучный пункт, индекс заболеваемости на 10 тыс. поголовья – 12.

Эпизоотическая ситуация по туберкулезу крупного рогатого скота по Республике Тыва за 1975–2014 гг.

Природно-экономические зоны РТ

Продолжительность эпизоотического процесса туберкулеза КРС, лет

Количество неблагополучных пунктов

Выявлено положительно реагирующих животных

Индекс заболеваемости на 10 тыс. поголовья

Количесво проб исследованного пат. материала

Количество выявленных культур возбудителя туберкулеза

Установлена высокая корреляционная связь между количеством исследованных животных и количеством выявленных больных животных (r = 0,93). Так как наибольшее количество животных было исследовано в центральной зоне, то и положительно реагирующих животных больше всех выявлено в этой же природно-экономической зоне – 5647 голов или 75,67 % общего количества выявленных больных туберкулезом животных по республике. Соответственно, наивысшим был и коэффициент очаговости болезни (115 заболевших животных на один неблагополучный пункт), и показатель индекса заболеваемости на 10 тыс. поголовья (22). В западной зоне выявлено 1711 гол., или 22,92 % выявленных больных животных по республике, коэффициент очаговости составил 90 больных животных на один неблагополучный пункт, индекс заболеваемости на 10 тыс. поголовья – 7. В южной зоне выявлено 105 больных туберкулезом животных, или 1,41 % выявленных по республике, на один неблагополучный пункт приходится 53 заболевших животных, индекс заболеваемости на 10 тыс. поголовья – 1.

По республике за анализируемый период 1974–2014 гг. исследовано 372 пробы патологического материала, из них выявлены 92 культуры возбудителя туберкулеза. В результате проведения корреляционного анализа установлена сильная положительная связь между количеством исследованных проб патологического материала и количеством исследованных животных (r = 0,96), а также количеством выявленных больных животных (r = 0,93). Количество выявленных культур возбудителя туберкулеза также положительно коррелирует с количеством исследованных животных (r = 0,95) и количеством выявленных больных животных (r = 0,96). Кроме того, коэффициент корреляции между количеством исследованных проб патологического материала и количеством выделенных бактериальных культур также довольно высок – 0,98. В связи с этим вполне логичным является то, что по количеству исследованных проб и выявленных культур туберкулеза выделялась центральная природно-экономическая зона, в которой исследовано 275 проб патологического материала, выявлено 73 культуры возбудителя (в 26,5 % случаев); в западной зоне исследовано 90 проб, выявлено 17 культур (18,9 %); в южной зоне исследовано 7 проб и выявлены 2 культуры возбудителя туберкулеза, что составляет 28,6 % от количества исследованных проб.

В настоящее время в условиях отгонного скотоводства частного сектора благополучию Республики Тыва по туберкулезу крупного рогатого скота способствуют природно-географические условия, а именно относительно высокий рельеф местности над уровнем моря на территориях размещения скота, а также частые перекочевки со сменой пастбищ за лучшим подножным кормом, разреженное содержание немногочисленных гуртов животных на больших территориях с чистой экологической средой.

Следует отметить, что в последние годы в республике эффективно работают Госпрограммы по поддержке сельхозпроизводителей, которые способствуют постоянному и интенсивному росту поголовья сельскохозяйственных животных, в том числе и крупного рогатого скота. Вместе с этим развиваются и укрупняются хозяйства по разведению скота молочного и мясного направления, возрождаются молочно-товарные фермы, строятся помещения для переработки мясной и молочной продукции, приобретается специальное оборудование.

Однако при неблагоприятной эпидемиологической ситуации по туберкулезу людей в Республике Тыва существует риск развития туберкулеза крупного рогатого скота. В частном секторе и личных подсобных хозяйствах не исключен контакт больных туберкулезом людей с животными, обсеменение окружающей среды возбудителями туберкулеза и заражение животных. Учитывая вышесказанное, в настоящее время прогноз по туберкулезу крупного рогатого скота в регионе можно характеризовать как осторожный.

В результате проведения ретроспективного анализа туберкулеза крупного рогатого скота в Республике Тыва в 1975–2014 гг. по ряду важнейших эпизоотологических показателей установлено, что по природно-географическому расположению, территориальной приуроченности, распространению и специфике ведения животноводства туберкулез отмечался до 1995 года в районах центральной, западной и южной природно-экономической зон республики, расположенных на равнинных территориях с развитым мясным и молочным скотоводством.

Для поддержания благополучия Республики Тыва по туберкулезу крупного рогатого скота необходима разработка экономически обоснованных высокоэффективных противотуберкулезных мероприятий, включающих современные методы выявления неспецифических реакций на туберкулин и передовые методы лабораторных исследований с учетом климатических, природно-экономических и социальных условий республики. Одной из приоритетных мер является создание в животноводстве условий, исключающих контакт больных туберкулезом людей с животными.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции