Туберкулез студента педиатрического факультета

Преподавание фтизиатрии в Саратове было начато в открывшемся в 1924 году Саратовском Государственном туберкулёзном институте народного комиссариата здравоохранения РСФСР, позже получившем название Нижне-Волжского краевого научно-исследовательского института комиссариата здравоохранения РСФСР. Обучали фтизиатрии сотрудники этого института, среди которых был первый директор и организатор института врач-фтизиатр Трофимов Николай Григорьевич, кандидат медицинских наук Чернышов Виктор Федорович, научный сотрудник Бегучев Павел Петрович. Научные исследования коллектива НИИ туберкулеза были посвящены изучению особенностей эпидемиологии туберкулеза в Саратовской области, исследованию новых методов лечения больных туберкулезом, изучались научные аспекты кумысолечения, проведены клинические испытания производимых в НИИ фосфацина и санокризина, изучались перспективы применения у больных легочным туберкулезом ионофореза с солями кальция, йода и меди. Впоследствии, в 1939 году, НИИ туберкулеза был реорганизован в областной противотуберкулезный диспансер, на базе которого лекции по туберкулезу читались профессором Шамариным Петром Ивановичем, а в 50-х годах — доцентом Миртовской Екатериной Васильевной. Вплоть до 60-х годов 20 века преподавание туберкулеза проводилось в рамках терапевтических и педиатрических дисциплин Саратовского медицинского института. Можно отметить активную педагогическую деятельность ассистента, к.м.н. Полякова Ивана Лавровича и профессора Вороновой-Шебановой Марии Степановны, защитившей докторскую диссертацию по лечению туберкулезного менингита у детей с использованием ингаляционного метода введения фтивазида. В сентябре 1960 года в Саратовском медицинском институте был выделен доцентский курс по туберкулезу, возглавленный кандидатом медицинских наук Шульгиной Зинаидой Леонидовной, окончившей аспирантуру в НИИ туберкулеза АМН СССР.



Ассистентом курса была избрана по конкурсу Колоскова Валентина Григорьевна, окончившая клиническую ординатуру по туберкулезу в Саратовском медицинском институте. Впоследствии в состав преподавателей доцентского курса вошли Панаитова Сусанна Васильевна, Пиннекер Нора Викторовна, Вейберт Рейнгольд Александрович, Горбачева Мария Дмитриевна, Кошелева Валентина Ефимовна, что позволило расширить педагогический процесс от преподавания туберкулеза студентам лечебного и педиатрического факультетов до слушателей факультета усовершенствования врачей.С начала учебного 1966-1967 года доцентский курс реформирован в самостоятельную кафедру туберкулеза в составе заведующей — профессора Шульгиной Зинаиды Леонидовны, доцента Панаитовой Сусанны Васильевны и 9 ассистентов.


Клинической базой кафедры стала 4 городская больница Саратова, имеющая 205 фтизиатрических коек. Научным направлением кафедры явилась разработка вопросов раннего выявления, профилактики и диагностики туберкулеза. Материалы, полученные при разработке вопросов выявления раннего периода инфекционного процесса у детей, бессимптомного начала туберкулеза у взрослых и профилактика у них прогрессирующих форм туберкулеза легли в основу двух общегосударственных приказов по использованию внутрикожной пробы с 2 ТЕ и флюорографии при профилактическом обследовании здорового населения на туберкулез. Определение роли индивидуальных особенностей пациента, его функциональных систем и состояния компенсаторных процессов в течение туберкулезной болезни привело в последующем к изучению противотуберкулезного иммунитета и неспецифических защитных реакций. Изучение изменения эпидемиологических показателей в районах области в сопоставлении с исследованием источников туберкулезной инфекции позволило: определить значение для населения пораженного туберкулезом скота, предложить методы определения реальной распространенности туберкулеза среди населения, сформулировать закономерности развития туберкулезного эпидемического процесса, что легко в основу проекта целевой долгосрочной дифференцированной программы борьбы с туберкулезом в Саратовской области. Проведенные исследования удельного веса среди населения лиц, излеченных от туберкулеза, с изучением морфо-бронхо-функциональных маркеров посттуберкулезных изменений в легких позволили выявить взаимообусловленность туберкулеза, неспецифического воспаления и новообразований.



Исследования легли в основу более широкого понимания легочной патологии и изменения названия кафедры — с 1991 года кафедры была переименована в кафедру фтизиопульмонологии.


С 2005 года по настоящее время заведующей кафедрой фтизиопульмонологии является Казимирова Наталья Евгеньевна, доктор медицинских наук, профессор.


Профессор Казимирова Наталья Евгеньевна также прошла все этапы научно-педагогической деятельности в Саратовском медицинском университете. Закончив лечебный факультет Саратовского медицинского института с отличием, прошла обучение в клинической ординатуре на кафедре туберкулеза, работала последовательно ассистентом, доцентом, профессором кафедры фтизиопульмонологии. Кандидатская диссертация "Клинико-прогностическое значение адаптационно-приспособительных реакций у больных туберкулезом легких"(1990г.) раскрывала роль уровня и качества адаптационных процессов макроорганизма в противоинфекционной защите при туберкулезе на примере многоуровневых функциональных систем, оцениваемых по ритмической активности синусового узла сердца с помощью математического моделирования, а также по состоянию энергетического метаболизма. Впоследствии в связи с утяжелением эпидемической ситуации по туберкулезу в нашей стране возникла необходимость изучения причин этого неблагополучия, что в результате завершилось защитой докторской диссертации на тему: "Эпидемиология и особенности течения туберкулеза в регионах с разной степенью экологического неблагополучия" в Центральном НИИ туберкулеза РАМН (г.Москва) в 2000 г.

Коллектив кафедры фтизиопульмонологии в настоящее время состоит из зав.кафедрой, профессора Казимировой Натальи Евгеньевны, доцентов: Волчковой Инны Львовны, Панкратовой Людмилы Элиевны, Потаповой Елены Яковлевны; ассистентов: Амировой Зои Рафиковны, Златорева Артема Михайловича, Ивановой Натальи Александровны, Толканицы Владимира Александровича.

Подготовка по фтизиатрии в ИГМА проводится с учетом эпидемиологической ситуации в республике, необходимости интеграции знаний и навыков по фтизиатрии и пульмонологии, новых методов противотуберкулезной работы. База кафедры - республиканская клиническая туберкулезная больница, в составе которой имеются детское, дифференциально-диагностическое, терапевтическое, внелегочное, хирургическое отделения - отвечает требованиям подготовки студентов. В настоящее время на кафедре занимаются студенты всех факультетов нашего вуза. По новой учебной программе лечебному факультету отводится 127 часов, педиатрическому - 137, стоматологическому - 18. Особое внимание уделяется самостоятельной работе студентов. Кроме того, кафедра занимается подготовкой клинических ординаторов, интернов фтизиатров, а также ординаторов и интернов других кафедр. В системе подготовки специалистов большое внимание уделяется приобретению практических навыков: особенностям обследования больного туберкулезом, технике постановки и чтению туберкулиновых проб, оценке рентгенологической картины легких. Значительное количество времени уделяется дифференциальной диагностике туберкулеза легких с нетуберкулезными заболеваниями, роли врача общей лечебной сети в своевременном выявлении туберкулеза и его профилактике. Ввиду того, что в РКТБ работает 38,4% - пенсионеров кафедра активно ведет подготовку интернов, клинических ординаторов, аспирантов для практической работы в противотуберкулезной службе УР, а также педагогического процесса. Ответственный за клинических интернов, ординаторов кафедры фтизиатрии О.Е. Русских.

Организация учебного процесса

Ассистентом Вагановой У.С. было продолжено изучение особенностей выявления туберкулеза среди медицинских работников и путей профилактики. Изучению были подвергнуты медицинские работники противотуберкулезных учреждений, студенты медицинских вузов, а также работники общей лечебной сети УР. Был проведен детализированный анализ эпидемиологических показателей по туберкулезу, характеризующих качество организации мероприятий по своевременному выявлению туберкулеза в УР за период с 2002 по 2012 гг. Детально изучен показатель заболеваемости туберкулезом среди медицинских работников в УР. Результаты исследования показали, что организация противотуберкулезных мероприятий, направленных на своевременное выявление туберкулеза, среди населения, находится на невысоком уровне. За весь период наблюдения в УР отмечался низкий охват населения флюорографическими осмотрами на туберкулез, и как следствие этого, низкий удельный вес больных туберкулезом органов дыхания, выявленных этим методом активно.Тема диссертационной работы "Оптимизация методов своевременного выявления туберкулеза среди медицинских работников". Выполнение по плану 2010-2014 гг.
Ассистентом Вагановой У.С. было проведено исследование с помощью пробы с препаратом Диаскинтест среди сотрудников противотуберкулезной службы, работников ОЛС и группы сравнения. Результаты исследования будут представлены в ближайшее время.
Клиническим интерном А.С. Игониной была изучена эффективность исследования двух режимов химиотерапии у больных деструктивными и бациллярными формами туберкулеза в УР (I и IIБ). В ходе работы было доказано, что применение IIБ режима химиотерапии, состоящего из комбинации изониазида, рифампицина, пиразинамида, этамбутола, канамицина (амикацина) и фторхинолона являлось наиболее эффективными при лечении впервые выявленных больных туберкулезом легких с деструкцией и бактериовыделением. Данный режим позволяет добиться прекращения бактериовыделения по результатам микроскопии мокроты в 59,5% случаев, при этом закрытие полостей распада в легких составляет 86,6%. Были даны практические рекомендации в плане применения адекватных схем лечения больных противотуберкулезными препаратами, чтобы избежать формирования хронических форм с МЛУ МБТ и заражения окружающих лиц микобактериями, устойчивыми к ПТП.
Клиническим интерном Н.В. Долговой были изучены токсические гепатиты как побочное действие противотуберкулезных препаратов, используемых в лечении больных туберкулезом легких. По результатам исследования оказалось, что частота встречаемости побочных реакций в ходе лечения составила 17,4% от общего числа исследованных историй болезни, при этом, при I режиме химиотерапии лекарственные поражения печени встречались в 63%, при IIБ – в 35,0%, при IV – в 2,0% случаев. Группу риска составили мужчины в возрасте от 20 до 39 лет, с сопутствующими заболеваниями системы ЖКТ, гепатитами, алкоголизмом, при лечении более 3-х месяцев и употреблении алкоголя во время лечения противотуберкулезными препаратами.
Ассистентом Сысоевым П.Г. изучена современная эпидемиологическая ситуация по туберкулезу в динамике в УР. Выявлено, что в условиях наметившейся тенденции снижения показателей общей заболеваемости, распространенности, смертности наблюдается высокий показатель заболеваемости бациллярными формами туберкулеза органов дыхания, среди которых ежегодно увеличивается доля лиц с множественной лекарственной устойчивостью, а так же прогрессивно растет число лиц с сочетанной инфекцией (ТБ/ВИЧ), что свидетельствует о напряженной ситуации по туберкулезу в республике.

В 1967 г. организован самостоятельный курс туберкулеза, его возглавила доцент Е.Е. Полушкина. В 1976 г. курс туберкулеза реорганизован в кафедру, которой заведовала до 2010 года д.м.н., профессор, заслуженный работник здравоохранения УР Елена Ефимовна Полушкина. С 2010 года кафедру возглавляет доктор медицинских наук, доцент Олег Евгеньевич Русских. Кафедра все годы работала над проблемами эпидемиологии туберкулеза, диагностики и дифференциальной диагностики туберкулеза и других заболеваний легких, лекарственной устойчивости микобактерий туберкулеза к противотуберкулезным препаратам. Большая работа ведется в плане подготовки кадров .


Русских Олег Евгеньевич

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КЛИНИЧЕСКИХ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ по дисциплине Фтизиатрия ДЛЯ СТУДЕНТОВ 6 КУРСА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ПЕДИАТРИЯ

Тема клинического практического занятия

1

Эпидемиология туберкулеза. Возбудитель туберкулеза. Патоморфология туберкулеза

2

Обследование больного. Основные клинические симптомы туберкулеза. Деонтология во фтизиатрии. Методы выявления и диагностики туберкулеза

3

Иммунодиагностика туберкулеза

4

Лучевая диагностика заболеваний легких и средостения. Рентгенологические синдромы заболеваний легких и средостения.

5

Лечение туберкулеза.

6

Специфическая профилактика туберкулеза

7

Клиническая классификация туберкулеза. Ранний период первичной туберкулезной инфекции. Первичное инфицирование. Долокальные формы первичного туберкулеза

8

Локальные формы первичного туберкулеза. Осложнения первичного туберкулеза у детей. Хронический текущий первичный туберкулез

9

Диссеминированные формы туберкулеза

10

К линические формы вторичного туберкулеза: очаговый, инфильтративный туберкулез и казеозная пневмония

11

Туберкулема легких. Туберкулезный плеврит

12

Деструктивные формы туберкулеза. Осложнения туберкулеза

13

Туберкулез ЦНС. Клинические формы внелегочного туберкулеза

14

Противотуберкулезный диспансер. Неспецифическая профилактика туберкулеза

15

Работа учреждений общей лечебно-профилактической сети по выявлению и профилактике туберкулеза среди детей, подростков и взрослых. Группы риска по туберкулезу. Итоговое тестирование

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ по дисциплине Фтизиатрия ДЛЯ СТУДЕНТОВ 6 КУРСА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ПЕДИАТРИЯ

Исторические сведения о туберкулезе. Возбудитель туберкулеза. Эпидемиология туберкулеза

Основные клинические симптомы туберкулеза. Методы выявления и диагностики туберкулеза

Иммунодиагностика туберкулеза

Лечение больных туберкулезом

Противотуберкулезный иммунитет. Специфическая профилактика туберкулеза

Патогенез и патоморфология туберкулеза. Ранний период первичной туберкулезной инфекции. Долокальные формы первичного туберкулеза

Локальные формы первичного туберкулеза. Осложнения первичного туберкулеза Диссеминированные формы туберкулеза легких Клинические формы вторичного туберкулеза. Очаговый, инфильтративный туберкулез, казеозная пневмония Туберкулома. Туберкулезный плеврит Деструктивный туберкулез. Кавернозный, фиброзно-кавернозный и цирротический туберкулез. Осложнения туберкулеза

12 Внелегочные формы туберкулеза 2 13 Туберкулез и ВИЧ-инфекция 2 14 Противотуберкулезный диспансер. Неспецифическая профилактика туберкулеза 2 15 Работа общей лечебно-профилактической сети по выявлению и профилактике туберкулеза среди детей, подростков и взрослых. Группы риска по туберкулезу 2

План клинических практических занятий по дисциплине Гранулематозные болезни для студентов 5 курса по специальности Педиатрия

Тема практического занятия

Количество часов

Гранулематозное воспаление. Этиология. Морфогенез гранулемы. Классификация гранулематозных болезней

Гранулематозные болезни инфекционной этиологии. Туберкулез. Этиология. Особенности возбудителя. Эпидемиология. Патоморфология туберкулеза

Гранулематозные болезни инфекционной этиологии. Клиническая классификация туберкулеза. Патогенез первичного инфицирования и первичного туберкулеза. Клинические формы первичного туберкулеза

Гранулематозные болезни инфекционной этиологии. Клинические формы вторичного туберкулеза

Гранулематозные болезни инфекционной этиологии. Лепра

Гранулематозные болезни инфекционной этиологии. Гранулемы и гранулематозное воспаление при микозах, протозоозах и гельминтозах

Гранулематозные болезни неинфекционной этиологии. Пневмокониозы

Гранулематозные болезни неустановленной этиологии. Саркоидоз. Классификация, клиника, диагностика и лечение

Гранулематозные болезни неустановленной этиологии. Гранулематоз Вегенера

План лекций по дисциплине Гранулематозные болезни для студентов 5 курса по специальности Педиатрия

Тема лекции

Количество часов

Гранулематозное воспаление. Этиология. Морфогенез гранулемы. Классификация гранулематозных болезней

Гранулематозные болезни инфекционной этиологии

Клиническая классификация туберкулеза. Основные клинические симптомы туберкулеза. Методы выявления и диагностики туберкулеза

Гранулемы и гранулематозное воспаление при микозах, протозоозах и гельминтозах

Гранулематозные болезни неинфекционной этиологии

Гранулематозные болезни неустановленной этиологии

Уникальная кафедра, посвященная изучению только одного инфекционного заболевания — туберкулеза — это кафедра фтизиатрии и пульмонологии.

Остановить и положить конец эпидемии туберкулеза и ликвидировать заболевание во всем мире — новая установка, принятая на сегодня во многих странах мира. Для решения этой проблемы является необходимым увеличение роли науки и научных исследований в борьбе с туберкулезом.


Пн-пт — с 9:00 до 16:00 Сб-вс — выходные дни

443099, г. Самара, ул. Пионерская, 48 +7 (846) 332-57-35

Кафедра фтизиатрии была основана в 1971 года, в течение 18 лет заведовал кафедрой д.м.н., профессор Ким Павлович Просвирнов (до 1989 года). Под его руководством впервые в России организован централизованный контроль за контингентами, изучался иммунитет при туберкулезе. Создан межвузовский студенческий кабинет по туберкулезу, был генератором передовых идей во фтизиатрии того времени.

С 1991 по 2001 год кафедрой руководил д.м.н., профессор Виктор Михайлович Сухов, кафедра стала заниматься фтизиатрией и пульмонологией.

С 2001 по 2015 год кафедру возглавлял д.м.н., профессор Борис Евгеньевич Бородулин, работающий на кафедре с ее основания, прошедший все ступени от очной аспирантуры до профессора. С этого периода активно развивалась работа, кафедра является основателем преподавания фтизиатрии для врача общей практики (семейной медицины). Создано последипломное образование для врачей фтизиатров и пульмонологов. работа развивалась по изучению иммунитета, аллергии, патогенеза туберкулеза.



Коллектив кафедры



Со студентами лечебного факультета

Результаты научной деятельности подкреплены 18 патентами на изобретения и полезные модели. Кафедрой подготовлено 16 кандидатов медицинских наук, как сотрудников кафедры, так и практических врачей.

Профессора кафедры проводят консультативную работу на лечебных базах как фтизиатрического, так и пульмонологического профиля, сотрудники кафедры являются ординаторами в СОКПТД.

Освещается роль в организации и лечении больных туберкулезом как основателя мировой практики кумысолечения и санаторного лечения больных. Сотрудники кафедры организуют посещение музеев, художественных выставок, концертов со студентами всех факультетов. Организуются выезды в село Ширяево с посещением И.Репина.

Куратором СНК является д.м.н., профессор Елена Александровна Бородулина. Комплексными научными направлениями СНК являются: совершенствование методов выявления, диагностики и лечения специфических и неспецифических заболеваний легких при сопутствующих патологиях, особенности иммунного ответа, разработка критериев раннего выявления инфицирования микобактериями туберкулёза у детей с герпетическими инфекциями, при атопических заболеваниях, поражении тракта, определение критериев, методов дифференциальной диагностики поствакцинальной и инфекционной туберкулиновой аллергии у групп пациентов с сопутствующей патологией, особенности диагностики инфильтративного туберкулёза у ВИЧ — инфицированных.



Со студентами участниками СНК

Большое значение в деятельности кружка имеют совместные межкафедральные и межвузовские заседания, в ходе которых углубленно разбираются современные аспекты диагностики и лечения различных заболеваний. Ежегодно члены СНК принимают активное участие в итоговой всероссийской студенческой научной конференции, которая проводится в нашем университете и занимают призовые места. Также студенты участвуют в других конференциях и конкурсах. Каждый год кружковцы участвуют во Всероссийской конференции ЦНИИТа г. Москве и в г. Волгограде, занимая там призовые места. Большинство кружковцев продолжают обучение в клинической ординатуре и аспирантуре, защищают кандидатские диссертации.

Заседания СНК кафедры фтизиатрии и пульмонологии проводятся каждую последнюю среду месяца в 17:00 по адресу ул. Пионерская, 48.

зав. кафедрой инфекционных болезней и фтизиатрии с курсом ДПО СтГМУ

доцент П.Н. Попов

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

лечебный факультет IV курс

занятия

Тема занятий

1.

Клиническая классификация туберкулеза. Топическая диагностика патологического процесса в легких. Принципы построения диагноза.

4 ч.

50 мин.

2.

Диагностика туберкулеза. Симптоматология, методы функционального исследования легких. Лабораторная диагностика. Методы рентгенодиагностики. Эндоскопические методы диагностики.

4 ч.

50 мин.

3.

Туберкулинодиагностика и профилактика туберкулеза. Решение ситуационных задач. Отработка техники постановки туберкулиновых проб.

4 ч.

50 мин.

4.

Курация больных. Обсуждение схемы истории болезни. Самостоятельная работа с рентгенограммами.

4 ч.

50 мин.

5.

Острый диссеминированный туберкулез легких. Туберкулезный менингит. Разбор больных. Вопросы дифференциальной диагностики.

4 ч.

50 мин.

6.

Диссеминированный туберкулез легких (подострое и хроническое течение). Диагностика, дифференциальная диагностика. Разбор больных с диссеминированным поражением легких и самостоятельная работа с рентгенограммами.

4 ч.

50 мин.

7.

Очаговый туберкулез, инфильтративный туберкулез, туберкуломы легких. Разбор больных. Диагностика, дифференциальная диагностика, исходы.

4 ч.

50 мин.

8.

Туберкулезный плеврит. Диагностика, дифференциальная диагностика. Описание рентгенограмм. Итоговое тестирование.

4 ч.

50 мин.

зав. кафедрой инфекционных болезней и фтизиатрии с курсом ДПО СтГМУ

доцент П.Н. Попов

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

лечебный факультет V курс

занятия

Тема занятий

1.

Клиническая классификация туберкулеза. Топическая диагностика патологического процесса в легких. Принципы построения диагноза.

4 ч.

50 мин.

2.

Диагностика туберкулеза. Симптоматология, методы функционального исследования легких. Лабораторная диагностика. Методы рентгенодиагностики. Эндоскопические методы диагностики.

4 ч.

50 мин.

3.

Туберкулинодиагностика и профилактика туберкулеза. Решение ситуационных задач. Отработка техники постановки туберкулиновых проб.

4 ч.

50 мин.

4.

Курация больных. Обсуждение схемы истории болезни. Самостоятельная работа с рентгенограммами.

4 ч.

50 мин.

5.

Острый диссеминированный туберкулез легких. Туберкулезный менингит. Разбор больных. Вопросы дифференциальной диагностики.

4 ч.

50 мин.

6.

Диссеминированный туберкулез легких (подострое и хроническое течение). Диагностика, дифференциальная диагностика. Разбор больных с диссеминированным поражением легких и самостоятельная работа с рентгенограммами.

4 ч.

50 мин.

7.

Очаговый туберкулез, инфильтративный туберкулез, туберкуломы легких. Разбор больных. Диагностика, дифференциальная диагностика, исходы.

4 ч.

50 мин.

8.

Туберкулезный плеврит. Диагностика, дифференциальная диагностика. Описание рентгенограмм. Итоговое тестирование.

4 ч.

50 мин.

зав. кафедрой инфекционных болезней и фтизиатрии с курсом ДПО СтГМУ

доцент П.Н. Попов

Лечебный факультет V курс

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема занятий

Количество часов

Методика работы противотуберкулезного диспансера. Структура, задачи. Работа в очаге.

4 ч.

50 мин.

Первичный туберкулез. Неосложненное и осложненное течение. Самостоятельная работа с рентгенограммами по первичному туберкулезу.

4 ч.

50 мин.

Кавернозный туберкулез, фиброзно-кавернозный туберкулез легких, цирротический туберкулез. Разбор больных.

4 ч.

50 мин.

Курация больных с легочными формами туберкулеза. Разбор курируемых больных.

4 ч.

50 мин.

Осложнения туберкулеза. Спонтанный пневмоторакс, легочные кровотечения, и т.д. Диагностика осложнений и лечение. Решение ситуационных задач.

4 ч.

50 мин.

Внелегочные формы туберкулеза: туберкулез глаз, мочеполовой системы, костей и суставов и др.

Туберкулез периферических лимфатических узлов. Туберкулезный мезаденит.

4 ч.

50 мин.

Работа в очаге туберкулезной инфекции. Санитарная профилактика туберкулеза.

4 ч.

50 мин.

Организация и система борьбы с туберкулезом среди лиц различных возрастных групп.

Итоговое занятие – тесты, описание рентгенограмм.



Автореферат диссертации по медицине на тему Инфицированность и выявление туберкулеза у студентов учебных медицинских учреждений за годы обучения

На правах рукописи

ПОЗДЕЕВА Наталья Владимировна

ИНФИЦИРОВАННОСТЬ И ВЫЯВЛЕНИЕ ТУБЕРКУЛЕЗА У СТУДЕНТОВ УЧЕБНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗА ГОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук

Научный руководитель: доктор медицинских наук, профессор

ЗИНОВЬЕВ Илларион Павлович

Официальные оппоненты: доктор медицинских наук, профессор

ОВСЯНКИНА Елена Сергеевна,

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГУ Центрального НИИ туберкулеза РАМН

доктор медицинских наук, профессор

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Эпидемическая обстановка по туберкулезу неблагополучная Туберкулез остается одной из основных причин заболеваемости и смертности в мире среди всех инфекционных заболеваний В Кировской области по сравнению с 2000 г. заболеваемость в 2006 г выросла с 60,7 до 70,5 на 100 тыс населения (И М Боровикова, И В Бушуева, О Г Вершинина и др., 2006; О.Ф Князев, 2007). Увеличивается число больных с лекарственноустойчивым туберкулезом Среди впервые выявленных больных первичная лекарственная устойчивость МБТ определяется у 31,8% (И.П. Зиновьев, 2006) Заболеваемость медицинских работников области более чем в 2 раза превышает заболеваемость всего населения (О.Ф Князев, 2007)

Наряду с заболеваемостью, важными критериями при изучении эпидемиологии туберкулезной инфекции являются показатели инфицированности и риска инфицирования в отдельных социальных и возрастных группах (Е.В Александрова, 1998, В А. Аксенова, 2002)

Показатель инфицированности МБТ характеризует резервуар туберкулезной инфекции и вероятность возникновения новых случаев заболевания (Е.Н. Янченко, М.С. Греймер, 1999, Л А. Митинская, 2004; В.Ю. Мишин, А.К. Стрелис, В И Чуканов и др., 2006) Увеличение числа новых случаев инфицирования в течение года (риск инфицирования) - наиболее важный показатель трансмиссии туберкулеза (И.А Летифова, Ю С Москаленко, Л.Г. Ботина и др, 1996; ЕН. Янченко, М.С. Греймер, 1999, Н Шеёег, 2005) У инфицированных туберкулезом людей риск заболевания больше, чем среди неинфицированных (АИ Одинцов, 1986; ЕН. Янченко, М.С Греймер, 1999; В.Ю. Мишин, А К Стрелис, В.И Чуканов и др, 2006).

В современных условиях большое значение приобретает выявление среди населения отдельных социальных и возрастных групп с повышенным риском заболевания туберкулезом (А Л Кучеров Е Ю. Ильичева, 2001) Это в полной мере относится к студентам средних и высших учебных медицинских учреждений.

Целенаправленного комплексного исследования

вышеперечисленных эпидемиологических показателей по туберкулезу у студентов учебных медицинских учреждений за годы обучения не проводилось

Провести комплексное исследование инфицированное™, прироста инфицированное™ и заболеваемости туберкулезом у студентов учебных учреждений за годы обучения и обосновать, что студенты-медики составляют группу риска по туберкулезу

1 Изучить в динамике за годы обучения инфицированность туберкулезом, прирост инфицированности у студентов Кировской медицинской академии, Кировского базового медицинского колледжа, Советского медицинского училища и Вятского государственного гуманитарного университета.

2 Изучить в динамике за годы обучения туберкулиновую чувствительность у студентов Кировской медицинской академии, Кировского базового медицинского колледжа, Советского медицинского училища и Вятского государственного гуманитарного университета

3. Изучить заболеваемость, структуру клинических форм и прогноз туберкулеза у студентов перечисленных учебных учреждений за годы обучения

4. Разработать и предложить собственную целевую программу по профилактике и своевременному выявлению туберкулеза у студентов учебных медицинских учреждений

Впервые проведено комплексное исследование инфицированности, прироста инфицированности, туберкулиновой

чувствительности и заболеваемости туберкулезом у студентов высших и средних учебных медицинских учреждений в динамике за годы обучения

Доказано, что к концу обучения достоверно увеличивается инфицированность, прирост инфицированное™, туберкулиновая чувствительность, а туберкулез у студентов-медиков выявляется на старших курсах В структуре выявленных форм туберкулеза преобладает инфильтративный туберкулез

Впервые научно обоснованно выделение студентов учебных медицинских учреждений в самостоятельную социальную группу риска заболевания туберкулезом

Предложена и рекомендована собственная целевая программа по профилактике и своевременному выявлению туберкулеза в комплексе мероприятий по охране здоровья и обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в учебном заведении Программа включает ежегодное флюорографическое обследование в сочетании с туберкулинодиагностикой, ревакцинацию вакциной БЦЖ неинфицированных туберкулезом студентов не менее, чем за 2 месяца до начала производственной практики Целесообразно выделить в отдельную группу наблюдения студентов с выраженными и гиперергическими реакциями на туберкулин по пробе Манту с 2 ТЕ ППД-Л, при наличии медико-социальных факторов риска у этих студентов проводить 2 раза в год клинический минимум обследования на туберкулез и назначать превентивное лечение.

1. Разработана и предложена собственная программа по профилактике и своевременному выявлению туберкулеза у студентов высших и средних учебных медицинских учреждений.

2. На цикле по фтизиатрии для уменьшения риска инфицирования и заболевания туберкулезом перед распределением студентов на курацию больных в разные отделения клинической базы внедрена постановка и оценка пробы Манту с 2 ТЕ ППД-Л.

3 Выделена самостоятельная группа студентов с выраженными и гиперергическими реакциями на туберкулин по пробе Манту с 2 ТЕ ППД-Л и наличием медико-социальных факторов риска

Положения, выносимые на защиту

1 За годы обучения у студентов высших и средних учебных медицинских учреждений ежегодно достоверно увеличивается инфицированность туберкулезом и туберкулиновая чувствительность

2 Студенты высших и средних учебных медицинских учреждений представляют собой самостоятельную группу риска заболевания туберкулезом и нуждаются в дополнительной социальной защите

Апробация диссертационного материала

Внедрение результатов исследования

Результаты проведенных исследований используются в практической деятельности Кировского областного клинического противотуберкулезного диспансера, Кировской государственной

медицинской академии, Кировского базового медицинского колледжа и Советского медицинского училища, в учебном процессе на лечебном и педиатрическом факультете Кировской государственной медицинской академии.

Объем и структура диссертации

Диссертационные исследования изложены на 94 страницах машинописного текста (включая 8 таблиц и 13 рисунков). Работа состоит из введения и 5 глав: аналитического обзора литературы, описания методов исследования, характеристики учебных учреждений, 3 глав собственных обсуждений; заключения, выводов; практических рекомендаций; указателя литературы Перечень литературы включает названия 108 источников, в том числе 89 отечественных и 19 зарубежных наименований

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ Материалы и методы исследования

Основную группу наблюдения составили студенты Кировской государственной медицинской академии (КГМА) лечебного и педиатрического факультета Всего обследовано 1418 человек, в том числе 994 студента лечебного факультета и 424 студента педиатрического факультета Женщин было 1023 (72%), мужчин 395 (28%)

В связи с другими сроками обучения, видами и длительностью производственной практики в отдельную группу (группу сравнения) выделены студенты средних учебных медицинских учреждений. В

группу сравнения вошли студенты Кировского базового медицинского колледжа (КБМК) и Советского медицинского училища (СМУ) по специальностям лечебное и сестринское дело, всего - 917 человек, в том числе 705 студентов КБМК и 212 студентов СМУ Из них женщин было 784 (85%), мужчин 133 (15%) Период наблюдения за группой составил 3 года - время обучения в учебном учреждении.

В качестве контрольной группы были обследованы студенты Вятского государственного гуманитарного университета (ВГГУ) химического факультета и факультета лингвистики в количестве 164 человек 142 женщины (87%) и 22 мужчины (13%)

Пробу Манту с 2 ТЕ ставила специально обученная медицинская сестра областного противотуберкулезного диспансера Использовали очищенный туберкулин (ППД-JI) в стандартном разведении производства Санкт-Петербургского НИИ вакцин и сывороток Результат пробы Манту оценивали через 72 часа. Реакция считалась отрицательной при полном отсутствии инфильтрата (гиперемии) или при наличии уколочной реакции (0-1 мм); сомнительной - при инфильтрате (папуле) размером 2-4 мм или только гиперемии любого размера без инфильтрата, положительной

- при наличии инфильтрата (папулы) диаметром 5 мм и более Слабоположительными считались реакции с размером инфильтрата 5-9 мм в диаметре; средней интенсивности — 10-14 мм, выраженными

- более 15 мм Гиперергическими считались реакции с диаметром инфильтрата у подростков 17 мм и более, у взрослых 21 мм и более, а также везикуло-некротические реакции независимо от размера инфильтрата с лимфангоитом или без него (Приказ № 109 от 21 03 2003г )

проставлялись результаты туберкулиновых проб, выполненных при исследовании

Результаты и обсуждения

Инфицированность в основной группе в год поступления составила 58,6%, в группе сравнения - 61,1% (табл 1). В последний год обучения отмечено достоверное увеличение инфицированное™, как у студентов Кировской медицинской академии, так и у студентов средних учебных медицинских учреждений, соответственно до 87,2%. и 75,4% (р Поздеева, Наталья Владимировна :: 2007 :: Москва

Глава 1. ИНФИЦИРОВАННОСТЬ СТУДЕНТОВ УЧЕБНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

1.1. Инфицированность и заболеваемость студентов учебных медицинских учреждений.

1.2. К истории применения туберкулина и туберкулиновых проб.

Глава 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

2.1. Характеристика обследованных групп студентов.

2.2. Краткая характеристика учебных учреждений.

2.2.1. Кировская государственная медицинская академия.

2.2.2. Кировский базовый медицинский колледж.

2.2.3. Советское медицинское училище.

2.2.4. Вятский государственный гуманитарный университет.

2.4. Методы статистической обработки.

Глава 3. ИНФИЦИРОВАННОСТЬ И ТУБЕРКУЛИНОВАЯ

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ

ЗА ГОДЫ ОБУЧЕНИЯ.

3.1. Инфицированность и риск инфицирования.

3.2. Туберкулиновая чувствительность.

Глава 4. ИНФИЦИРОВАННОСТЬ И ТУБЕРКУЛИНОВАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ У СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ЗА ГОДЫ ОБУЧЕНИЯ.

4.1. Инфицированность и риск инфицирования.

4.2. Туберкулиновая чувствительность.

Глава 5. ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫЯВЛЕНИЯ

ТУБЕРКУЛЕЗА У СТУДЕНТОВ УЧЕБНЫХ

5.1. Заболеваемость туберкулезом.

5.2. Организация выявления туберкулеза.

Введение диссертации по теме "Фтизиатрия", Поздеева, Наталья Владимировна, автореферат

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ В 1994 году ВОЗ объявила туберкулез проблемой всего мирового сообщества. Туберкулез остается одной из основных причин заболеваемости и смертности в мире среди всех инфекционных заболеваний. В Кировской области эпидемиологическая обстановка по туберкулезу расценивается как неблагополучная. По сравнению с 2000г. заболеваемость в 2006г. выросла с 60,7 до 70,5 на 100 тыс. населения (И.М. Боровикова, И.В. Бушуева, О.Г. Вершинина и др., 2006; О.Ф. Князев, 2007). Увеличивается число больных с лекарственноустойчивым туберкулезом. Среди впервые выявленных больных первичная лекарственная устойчивость МБТ определяется у 31,8% (И.П. Зиновьев, 2006). Заболеваемость медицинских работников области более, чем в 2 раза превышает заболеваемость всего населения (О.Ф. Князев, 2007). В структуре профессиональных заболеваний медицинских работников Кировской области 48,7% случаев приходится на туберкулез (Н.К. Вознесенский, С.Д. Шешукова, Ю.Н. Шерстнева и др., 2005).

Наряду с заболеваемостью, важными критериями при изучении эпидемиологии туберкулезной инфекции являются показатели инфицированности и риска инфицирования в отдельных социальных и возрастных группах (Е.В. Александрова, 1998; В.А. Аксенова, 2002).

Показатель инфицированности характеризует резервуар туберкулезной инфекции и вероятность возникновения новых случаев заболевания (Е.Н. Янченко, М.С. Греймер, 1999; Л.А. Митинская, 2004; В.Ю. Мишин, А.К. Стрелис, В.И. Чуканов и др., 2006). Увеличение числа новых случаев инфицирования в течение года (риск инфицирования) - наиболее важный показатель трансмиссии туберкулеза (И.А. Летифова, Ю.С. Москаленко, Л.Г. Ботина и др., 1996; Е.Н. Янченко, М.С. Греймер, 1999; Н. Rieder, 2005). У инфицированных туберкулезом людей риск заболевания больше, чем среди неинфицированных (А.И. Одинцов, 1986; Е.Н. Янченко, М.С. Греймер, 1999; В.Ю. Мишин, А.К. Стрелис, В.И. Чуканов и др., 2006).

В современных условиях большое значение приобретает выявление среди населения отдельных социальных и возрастных групп с повышенным рисуом заболевания туберкулезом (A.JI. Кучеров. Е.Ю. Ильичева, 2001). Это в полной мере относится к студентам средних и высших учебных медицинских заведений.

Целенаправленного комплексного исследования инфицированности, риска инфицирования, туберкулиновой чувствительности и заболеваемости туберкулезом у студентов учебных медицинских учреждений за годы обучения не проводилось.

Провести комплексное исследование инфицированности, риска инфицирования и заболеваемости туберкулезом у студентов учебных учреждений за годы обучения и доказать, что студенты-медики составляют группу повышенного риска по туберкулезу.

1. Изучить в динамике за годы обучения инфицированность туберкулезом, риск инфицирования у студентов Кировской медицинской академии, Кировского базового медицинского колледжа, Советского медицинского училища и Вятского государственного гуманитарного университета.

2. Изучить в динамике за годы обучения туберкулиновую чувствительность у студентов Кировской медицинской академии, Кировского базового медицинского колледжа, Советского медицинского училища и Вятского государственного гуманитарного университета.

3. Изучить заболеваемость, структуру клинических форм и прогноз туберкулеза у студентов перечисленных учебных учреждений за годы обучения.

4. Разработать и предложить собственную целевую программу по профилактике и своевременному выявлению туберкулеза у студентов учебных медицинских учреждений.

Впервые проведено комплексное исследование инфицированности, риска инфицирования, туберкулиновой чувствительности и заболеваемости туберкулезом у студентов высших и средних учебных медицинских учреждений в динамике за годы обучения.

Доказано, что к концу обучения достоверно увеличивается инфицированность, риск инфицирования, туберкулиновая чувствительность, а туберкулез у студентов-медиков выявляется на старших курсах. В структуре выявленных форм туберкулеза преобладает инфильтративный туберкулез.

Впервые научно обоснованно выделение студентов учебных медицинских учреждений в самостоятельную социальную группу повышенного риска заболевания туберкулезом.

Предложена и рекомендована собственная целевая программа по профилактике и своевременному выявлению туберкулеза в комплексе мероприятий по охране здоровья и обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в учебном заведении. Программа включает ежегодное флюорографическое обследование в сочетании - с туберкулинодиагностикой, ревакцинацию вакциной БЦЖ неинфицированных туберкулезом студентов не менее, чем за 2 месяца до начала производственной практики. Целесообразно выделить в отдельную группу наблюдения студентов с выраженными и гиперергическими реакциями на туберкулин по пробе Манту с 2 ТЕ ППД-Jl, при наличии медико-социальных факторов риска у этих студентов проводить 2 раза в год клинический минимум обследования на туберкулез и назначать превентивное лечение.

1. Разработана и предложена собственная программа по профилактике и своевременному выявлению туберкулеза у студентов высших и средних учебных медицинских учреждений.

2. На цикле по фтизиатрии для уменьшения риска инфицирования и заболевания туберкулезом перед распределением студентов на курацию больных в разные отделения клинической базы внедрена постановка и оценка пробы Манту с 2 ТЕ ППД-Л.

ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

1. За годы обучения у студентов высших и средних учебных медицинских учреждений ежегодно достоверно увеличивается инфицированность туберкулезом и туберкулиновая чувствительность.

2. Студенты высших и средних учебных медицинских учреждений представляют собой самостоятельную группу повышенного риска заболевания туберкулезом и нуждаются в дополнительной социальной защите.

АПРОБАЦИЯ ДИССЕРТАЦИОННОГО МАТЕРИАЛА

По материалам исследования опубликовано 10 научных работ.

ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ Результаты проведенных исследований используются в практической деятельности Кировского областного клинического противотуберкулезного диспансера, Кировской государственной медицинской академии, Кировского базового медицинского колледжа и Советского медицинского училища, в учебном процессе на лечебном и педиатрическом факультете Кировской государственной медицинской академии.

ОБЪЕМ И СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ Диссертационные исследования изложены на 94 страницах машинописного текста (включая 8 таблиц и 13 рисунков) и состоит из введения, аналитического обзора литературы, описания методов исследования и характеристики учебных учреждений, 3 глав собственных обсуждений, заключения, выводов, практических рекомендаций, указателя литературы. Перечень литературы включает названия 108 источников, в юм числе 89 отечественных и 19 зарубежных наименований.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции