Статья о туберкулезе для детского сада


Государственный детсад № 43 Калининского района города предназначен для детей с аллергическими и бронхолегочными заболеваниями. Родители узнали о том, что в садике есть педагог с открытой формой туберкулеза, случайно.

- 15 апреля я пришла с дочкой в поликлинику, а участковая врач говорит: "А вы знаете, что в саду - туберкулез, сотрудница больна активной формой?" И дала направления на анализы, чтобы сразу выявить, если дочка уже заразилась, - говорит мама 4-летней Оли Блащук.

Перепуганная женщина позвонила другим родителям, но никто ничего не знал. "А в самом садике нам вообще отказались сообщить, кто заболел", - говорит мать девочки.

На вопрос "Известий" заведующая детсадом Эмма Григорьева сначала заявила, что больная сотрудница не работает в саду с 1 ноября и "опасности для детей в принципе нет". Но, как выяснили "Известия", эта педагог на самом деле ушла на больничный только в январе. "В декабре она, как положено, сделала флюорографию, и у нее какое-то пятнышко обнаружили и сказали, что надо обследоваться", - сообщила Эмма Григорьева. По ее словам, с тех пор эта сотрудница в саду не появлялась. До этого момента все медицинские документы у нее были в порядке. Страшный диагноз окончательно был поставлен женщине только 12 апреля. По отношению к детям, по словам г-жи Григорьевой, все меры уже принимаются: повешено объявление для родителей, в сад приходили эпидемиолог и фтизиатр, дети сдают анализы. 21 апреля будет проведена дезинфекция кабинета, в котором вела занятия заболевшая сотрудница.

Начальник отдела здравоохранения Калининского района Галина Конищева призналась "Известиям", что ей официально вообще никто не сообщал о ЧП. Замглавврача по медчасти противотуберкулезного диспансера № 5 Андрей Зайцев сообщил, что они госпитализировали сотрудницу садика еще в январе и полагает, что "большой опасности заразиться для детей не было". Это ЧП он отнюдь не считает вопиющим случаем - например, по его словам, в настоящее время выявлен еще один больной туберкулезом в другом садике.

"Туберкулез в форме распада - это одна из стадий прогрессирования болезни. Дети действительно могли заразиться", - полагает врач-фтизиатр высшей категории Ольга Носкова. Как сообщили "Известиям" в петербургском НИИ фтизиопульманологии, один больной туберкулезом за время болезни, по статистике, может заразить до 500 человек.

Никита Зея, Елена Олень, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Почему больные туберкулезом могут попасть в детские учреждения

Нормы профилактики туберкулеза для тех, кто работает в детских учреждениях, определяются документом, который так и называется "Санитарные правила профилактики туберкулеза" СП 3.1.1295-03. Согласно им, сотрудники детсадов, няни, гувернантки и т.д. обязаны ежегодно проходить медосмотр, который включает и флюорографическое исследование легких. Нормы эти не всегда срабатывают на практике. Почему?

- После флюорографии в медкнижках таких сотрудников ставится штампик, - говорит главный специалист эпидуправления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Наталья Фролова. - Но ведь это лишь отметка о самом факте проведения исследования, а не о его результате. "Читать" флюорограмму будут позже, результаты обязаны сообщить по месту работы. Но нередко профосмотры проводят не в районных поликлиниках, а в коммерческих медцентрах. А их сотрудники подчас не знают ни адреса, ни места работы обследованного.

Иногда и сама медкнижка претендента на работу может оказаться фальшивкой. Руководители детских учреждений и родители могут проверить ее подлинность и достоверность данных профосмотров в центрах санэпиднадзора.

Когда больной туберкулезом выявлен в детском учреждении, оно считается "очагом", который должны исследовать эпидемиолог и врач-фтизиатр. Они обязаны разобраться, с какой формой туберкулеза выявлен больной, выделяет ли он микобактерии или нет. Затем осмотреть детей и персонал, оценить их состояние и при необходимости назначить профилактическое лечение, организовать санобработку помещений. От родителей в этом случае требуется понимание и помощь: от болезни никто не застрахован, но самое важное - быстро и грамотно предупредить ее распространение.


Дата публикации: 31.03.2015 2015-03-31

Статья просмотрена: 1591 раз

В современных российских условиях особую остроту приобретает проблема физического и психического состояния подрастающего поколения. Увеличение количества детей с туберкулезной интоксикацией в нашем городе и степени тяжести различных отклонений в развитии, обусловило необходимость разработки целостной системы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении.

Нами была сформулирована цель — развитие индивидуальности, общих и специальных способностей детей с туберкулёзной интоксикацией, сохранение и укрепление физического и психического здоровья, обеспечение школьной готовности, формирование ценностей гигиенической и физической культуры, как средства противостояния туберкулезу.

Реализация указанной цели может быть достигнута при решении следующих задач:

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

- повышение защитных свойств организма и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания;

- формирование правильной осанки, гигиенических навыков;

- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;

- создание условий для реализации потребности детей с туберкулезной интоксикацией в двигательной активности;

- выявление интересов, склонностей и способностей детей с туберкулезной интоксикацией в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно- оздоровительной работы;

- воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;

- расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания нравственных качеств;

- воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности.

Наше учреждение носит статус детского сада комбинированного вида с группами оздоровительной направленности для детей с туберкулёзной интоксикацией. К нам поступают дети из разных дошкольных учреждений, и после проведенного курса лечения возвращаются в прежние образовательные учреждения. В ДОУ созданы благоприятные условия, позволяющие детям восстановить и укрепить свое здоровье, реализовать образовательные возможности, удовлетворить интересы и развить способности,

В структуре деятельности детского сада для детей с туберкулёзной интоксикацией заложены следующие направления: диагностическое, коррекционно-педагогическое, лечебно-оздоровительное.

Диагностическое направление включает в себя медицинское, психологическое, педагогическое изучение ребенка.

Содержание и организация коррекционно-педагогической работы направлена на коррекцию здоровья и сопутствующих отклонений детей.

Лечебно-оздоровительная работа осуществляется через проведение химио-профилактического лечения, физкультурно-оздоровительных мероприятий, наблюдения за динамикой физического развития и оздоровления детей.

Разработанная нами система оздоровительных и коррекционных мероприятий, обеспечивает личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, включает в себя:

- индивидуальный оптимальный режим;

- предметно-развивающую среду и дизайн, обеспечивающие безопасность, эмоциональное благополучие и здоровье ребенка;

- материально-техническую и оздоровительные базы;

- оснащенные физкультурные залы и бассейн.

Оздоровительная работа — это комплекс мероприятий по неспецифической профилактике (закаливание, в сочетании с гимнастикой), медикаментозные курсы и лечебные мероприятия с использованием современных оздоровительных технологий:

- точечный массаж биологически активных точек в течение дня;

- дыхательная гимнастика в утреннее время и коррекционная после сна;

- музыкотерапия на музыкальных занятиях,

- цветотерапия в групповых помещениях; на занятиях по ИЗО;

- лечебные игры в самостоятельной деятельности детей, на празднике;

- топтание в тазу с прохладной водой;

- обширное умывание лица, шеи и полоскание горла прохладной водой;

- дорожки здоровья (ребристая, солевая) и массажные коврики;

- подвижные игры, физкультминутки, паузы;

- пальчиковая гимнастика и гимнастика для глаз;

Для профилактики плоскостопия в ДОУ имеются массажные коврики, корригирующие дорожки, массажные ванночки. Поскольку на стопах расположены рефлексогенные зоны многих внутренних органов, можно утверждать, что ходьба по ортопедическим коврикам не просто лечит плоскостопие и улучшает походку, но и оказывает оздоровительное влияние на весь организм.

Для гармоничного развития личности, формирования потребности в здоровом образе жизни с детьми старшего дошкольного возраста мы включаем подвижные игры с элементами бадминтона. Упражнения с воланом и ракеткой способствуют развитию таких ценных качеств, как ловкость, выносливость, точность и координация движений, укрепляются мышцы рук, также совершенствуется функция равновесия, улучшается осанка. Для укрепления мышечной системы в физкультурные занятия, в режимные моменты с детьми старшего дошкольного возраста мы включаем элементы йоги, способствующие улучшению координации движений и подготовке организма к более сложным занятиям. Освоение упражнений происходит в форме игры с обязательным музыкальным сопровождением.

Грамотная организация праздников и их рациональное сочетание с другими методиками обеспечивают оптимальный двигательный режим в нашем детском саду.

Благодаря таким мероприятиям повышается положительный настрой на занятия физической культурой, работоспособность, воспитывается характер.

Сложившаяся система комплексного подхода к оздоровлению дошкольников высветила положительную динамику снижения заболеваемости: с 9,3 % — в 2013г. до 7,1 % — в 2014г.

Большинство детей с туберкулёзной интоксикацией обладают хорошим двигательным опытом, с охотой выполняют физические упражнения и поступают в школу активными, крепкими, готовыми к перемене условий, к большим нагрузкам, с формированным опорно — двигательным аппаратам. Дети уверены в своих силах, у них есть желание заниматься физкультурой.

Мы считаем, что данный опыт целесообразно использовать и в группах общеразвивающей направленности с целью организации работы по профилактике заболеваемости, сохранению и развитию здоровья детей.

Вероятно, не случайно проблема физического и психического здоровья подрастающего поколения на сегодняшний день особо актуальна, оздоровление становится одной из главных социальных проблем, т. к. в "группу риска" попадают, прежде всего, дети. Если просмотреть распределение детей по группам здоровья, то можно увидеть такую картину, что абсолютно здоровых детей практически не осталось. А так как дошкольные учреждения являются первой ступенью общественного воспитания, то на нас возлагаются как воспитательно-образовательные, так и оздоровительно- профилактические задачи.

На территории Чувашии реализуется программа ВОЗ от 2005 года. "Профилактика, диагностика и лечение туберкулеза и ВИЧ-инфицированных" под финансированием Всемирного банка реконструкции и развития. Мы, опираясь на эту программу, совместно с тубдиспансером занимаемся предупреждением развития туберкулеза у детей, т.к. туберкулез - социальное зло во всем мире. Заболеваемость туберкулезом не уменьшается и число детей, состоящих на учете у фтизиатров с первичным инфицированием, возрастает. В условиях увеличения количества тубинфицированных детей актуальным становится поиск новых форм оказания коррекционной психолого-педагогической помощи таким детям.

К сожалению, одна только специфическая профилактика туберкулеза в последние годы не дает желаемого результата у инфицированных детей по причинам:

  • повышения процента больных туберкулезом взрослых, имеющих первичную устойчивость ко всем противотуберкулезным антибиотикам;
  • с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих снижение общей сопротивляемости организма.

Общеизвестно, что инфицированность туберкулёзной палочкой снижает общую сопротивляемость организма ребёнка к воздействию любых внешних факторов, а также обостряет имеющиеся отклонения состояния здоровья ребенка.

Наш детский сад открыт с 1988 года как санаторный, а с 2009 года переименован в детский сад присмотра и оздоровления для детей с туберкулезной интоксикацией. Имеет 12 возрастных групп, где воспитываются около 160 детей, в возрасте от 1,5 до 7 лет. Детский сад комплектуется из числа детей, состоящих на учете у фтизиатров детского отделения противотуберкулезного диспансера. Воспитываются дети с различными хроническими заболеваниями: с виражом туберкулиновых проб, гиперергической р. Манту, тубинфицированием и тубконтактные. Дети поступают и выписываются из детского сада по заключению медико-психолого-педагогической комиссии. Дети приходят из разных детских садов, т.е. из разных "образовательных ситуаций" - программ, традиций и требований воспитателей. В основном дети приходят в наш детский сад только на один год, в течение которого по-прежнему болеют, т.е. "выпадают" из системы обучения.

В первую половину дня - наиболее эффективное время для проведения обучающих занятий, однако-нам приходится "делить" с обязательными лечебно-профилактическими и оздоровительными процедурами, что еще и еще сокращает возможности образовательной работы.

Анализ направляемых к нам детей за 3 года показывает, что увеличивается общее количество поступающих детей с ранними проявлениями туберкулезной инфекции, а также увеличивается поступление детей из очагов контакта, имеющих гиперергическую Р.Манту. Растет число детей с виражом с гиперергией. Остается достаточным число детей из неполных и социально неблагополучных семей. И большинство детей, посещающих наше учреждение, в сочетании с основными заболеваниями, имеют сопутствующие заболевания: это лор-патологии, патологии ЦНС, заболевания органов дыхания и т.д.

В ДОУ созданы благоприятные условия для проведения полноценной лечебно-оздоровительной и коррекционно-педагогической работы. Детский сад имеет все необходимое оборудование для полноценной работы медицинских специалистов ДОУ. В учреждении имеются: физкультурный и музыкальный залы, кабинеты: лечебно-восстановительный, ЛФК, массажный, логопедический, психологический, медицинский, изолятор, методический, экологическая комната, фитобар, спортивная площадка, комната по ОБЖ.

Воспитательно-коррекционную работу осуществляют: учитель-логопед, педагог-психолог, 2 музыкальных руководителя, инструктор по физической культуре, инструктор по ЛФК, старший воспитатель и 27 воспитателей. 60% педагогического коллектива имеют высшее педагогическое образование, 62,5% имеют высшую и первую квалификационные категории. Высокий образовательный ценз, достаточная специальная подготовка педагогических и медицинских кадров позволяет нам в условиях интенсивного психолого-медико-педагогического процесса сохранять целостность педагогических воздействий на ребенка, добиваться эффективности в работе, обеспечивая непрерывность образования детей разного возраста.

Лечебная работа, которую проводят врач-фтизиопедиатр и медсестра, направлена на профилактику туберкулеза у детей, коррекции отклонений в состоянии здоровья детей, контроль за питанием, закаливающими мероприятиями, санитарно-эпидемиологическим состоянием и т. д.

Свою работу мы планируем на основе комплексной оценки состояния здоровья ребенка при поступлении в детский сад и в последующем динамическом наблюдении за ним врачом - фтизиопедиатром, педагогом-психологом, учителем-логопедом, инструктором по физической культуре, воспитателями групп.

С учетом имеющихся возможностей дошкольного учреждения определены основные задачи совместной деятельности педагогов и специалистов в оказании помощи детям с туберкулезной интоксикацией:

  • проведение лечебно- профилактической, оздоровительной и коррекционно-педагогической работы с детьми;
  • осуществление комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка с туберкулезной интоксикацией;
  • осуществление полноценной социальной адаптации в группе сверстников и разностороннее развитие детей, нуждающихся в длительном лечении.
  • Практика показала, что решить поставленные задачи возможно только совместными усилиями ДОУ и семьи. Поскольку пребывание в нашем саду ограничивается определенным сроком, нам необходимо осуществить за короткий промежуток времени комплексный подход к воспитанию детей, обеспечивающийся полнотой взаимосвязью лечебных мероприятий и педагогическим процессом. И при этом необходим тесный контакт всех заинтересованных сторон: педагогов, медиков и родителей. В связи с чем, сотрудничество мы рассматриваем как основной фактор образования и источник обновления образовательной системы.

    Специфика образовательного процесса в учреждении направлена на реабилитацию воспитанников с туберкулезной интоксикацией и реализацию образовательных программ. Реализуя основные задачи укрепления здоровья формирования здорового образа жизни - мы выделяем главную задачу - это лечение и оздоровление воспитанников с туберкулезной интоксикацией.

    Приоритетным значением в реабилитации детей с туберкулезной инфекцией является объем получаемой медицинской помощи. Учитывая длительность химиопрофилактического лечения от туберкулеза, мы пришли к выводу, что нам необходима программа, которая бы решала проблему создания комплекса медико-психолого-педагогических услуг для детей с туберкулезной интоксикацией, целью которой является укрепление здоровья и своевременная профилактика туберкулеза у детей из группы риска, долечивание детей с малыми формами туберкулеза и остаточными изменениями после перенесенного туберкулеза через внедрения новых форм работы.

    Разработанную нами программу комплексного медико-психолого-педагогического подхода к реабилитации детей с туберкулезной интоксикацией составляют три блока: лечебно-оздоровительный, коррекционно-педагогический и социальный.

    1. Лечебно-оздоровительный блок.

    Работа в этом блоке ведется в двух направлениях:

    Направления Содержание деятельности
    Лечебно-профилактическое Химиопрофилактика

    (фиточаи + В 6) Фитотерапия Физиотерапия Ароматерапия Ультратонотерапия УФО в зев и нос Су-Джок терапия Фитощелочные ингаляции Лечебный массаж ЛФК Точечный массаж Корригирующая и дыхательная гимнастика Дыхательный тренажер Рефлексотерапия Физкультурно-оздоровительное, проводимое совместно с педагогами Стопотерапия Сухое обтирание варежкой Гимнастика пробуждения Фитоаэрация УГГ с дыхательными упражнениями Физкультурные занятия Музыкально-ритмические занятия Лампа Чижевского Прогулки Спортивный досуг Подвижные игры СДА

    I направление - контролируемая химиопрофилактика, проводимая медицинским персоналом. Это специфический метод профилактики туберкулеза антибиотиками в сочетании с витаминами В6. Химиопрофилактика как основной метод лечения туберкулеза назначается детям из "групп риска" на срок от 3 до 5 месяцев. В детском саду созданы благоприятные условия для проведения качественной химиопрофилактики и предупреждения развития локального туберкулеза у детей с остаточными изменениями после перенесенного заболевания.

    II направление - физкультурно-оздоровительная работа, проводимая совместно с педагогами ДОУ, строится на основе диагноза основного и сопутствующего заболевания, группы здоровья и индивидуального плана оздоровления. Каждый ребенок имеет лист здоровья с рекомендациями специалистов.

    Для закрепления результатов химиопрофилактики и создания защитных сил организма наиболее эффективными оказались следующие неспецифические методы оздоровления: ЛФК с применением дыхательного тренажера, ароматерапия, ультратонотерапия, СУ-ДЖОК терапия, соллюкс, лечебный массаж, стопотерапия, физиотерапия, витаминотерапия, сухое обтирание, массаж по Уманской, УГГ с дыхательными упражнениями, корригирующая гимнастика, фитоаэрация с лекарственными травами и чесночно-луковым настоем, фито и щелочные ингаляции, лампа Чижевского и другие.

    2. Коррекционный блок. Он включает логопедическое, психологическое и педагогическое направления.

    Направления Содержание деятельности
    Психологическое Создание психологического микроклимата в детском саду и семье
    Диагностика
    Психокоррекция
    Логопедическое Диагностика
    Преодоление недоразвития речи, фонематического слуха
    Развитие связной речи и лексикограмматических категорий
    Педагогическое Развитие личности ребенка
    Создание предметно-развивающей среды
    Проведение коррекционной работы по рекомендациям специалистов

    Эта работа осуществляется при условии комплексного взаимодействия всех специалистов. На основе клинической характеристики ребенка, составленной врачом-фтизиопедиатром, специалисты намечают комплекс необходимых коррекционных и воспитательных мероприятий с детьми туберкулезной инфекцией на период х/п и после х/п. Воспитательно-образовательная работа в группах строится по результатам заключительного диагноза основного и сопутствующего заболевания, с выведением группы здоровья врачом - фтизиопедиатром, т.е. с учетом карты индивидуального сопровождения ребенка, которая воплощается педагогами на период пребывания ребенка в д/саду. (Приложение 1)

    Нами разработана модель взаимодействия специалистов при индивидуальном сопровождении ребенка, которая дает нам комплексно осуществить лечебно-профилактическую и физкультурно-оздоровительную работу с детьми с туберкулезной интоксикацией.

    В цепочке взаимодействия медиков, педагогов, специалистов по осуществлению коррекционной работы нельзя обойтись без его ключевого звена-семьи. Семья - первая ступень овладения ребенком родным языком - средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.

    3. Работа с семьей. Блок имеет три направления:

    Направления Содержание деятельности
    Индивидуальное Реализация индивидуальных и коррекционно-развивающих программ помощи собственному ребенку
    Дифференцированное Вовлечение родителей в процесс реабилитации детей в зависимости от тяжести заболеваний
    Массовое Участие родителей в совместной деятельности по достижению общей цели детского сада

    Наш лозунг в работе с родителями: "Никто, кроме самого человека, не может устранить причину его болезни". Наряду с традиционными формами работы с родителями, мы дифференцированно подходим к семьям "группы риска", для чего в дошкольном учреждении создана медико-психолого-педагогическая служба, где родители могут получить квалифицированную консультацию и помощь специалистов.

    Эффективным направлением работы с родителями являются индивидуальные и подгрупповые консультации, дни открытых дверей, занятия - практикумы, на которых родители обучаются таким приемам и методам оздоровления детей, как корригирующая гимнастика, массаж по Уманской, дыхательная гимнастика, закаливание, гимнастика пробуждения, а также знакомятся с лечебно-профилактическими мероприятиями, которые проводятся в детском саду, и нетрадиционными методами оздоровления детей (фито-ароматерапия, галотерапия, сухое обтирание варежкой, само и взаимомассаж и др).

    Занятия-практикумы включают теоретическую и практическую части: в теоретической родителям предлагается сообщение, беседы специалиста (врача, старшего воспитателя, педагога-психолога, учителя-логопеда, медицинской сестры, воспитателя по физической культуре, инструктора ЛФК), по определенной теме; в практической участвуют родители и дети - они выполняют какой - либо комплекс лечебно-профилактических и физкультурно-оздоровительных упражнений и др. В конце занятия родителям выдаются памятки, методическая литература и даются рекомендации.

    Опыт свидетельствует: занятия -практикумы не только приобщают к здоровому образу жизни, развивают физические качества и навыки, но и способствуют самореализации каждого и взаимообогащению всех, а взаимодействие всего коллектива детского сада с семьей обеспечивает достойный уровень укрепления здоровья детей, а значит, снижение заболеваемости.

    В результате анализа заболеваемости мы выявили: снижение заболеваемости детей в 2008 -2010 годах. Организация нетрадиционных форм работы наряду с профилактическими, лечебно-оздоровительными и реабилитационными мероприятиями сыграла большую роль в снижении показателей заболеваемости и улучшении физического развития детей. Химиопрофилактика, проводимая в детском саду остается эффективной:

    • нет случаев перехода виража в формы локального туберкулеза;
    • нет роста туберкулиновой чувствительности на фоне химиопрофилактики;
    • почти в 100% химиопрофилактика дает улучшение по результатам р. Манту.

    Мы убеждены, что только системный подход к проблеме восстановления здоровья и физического развития дошкольников на основе единства медицины и педагогики в сотрудничестве с семьей позволяет повысить эффективность оздоровительной и коррекционно-педагогической работы.

    Туберкулез (tuberculosis) — широко распространенное бактериальное инфекционное заболевание общее для человека и животных. Характеризуется хроническим волнообразным течением, с преобладающим поражением легких, интоксикацией (отравлением) и аллергизацией организма, а также многообразной клинической картиной. При туберкулезе образуются специфические гранулемы (бугорки) в различных органах и тканях (в легких, лимфатических узлах, почках, костях, суставах и других органах).

    Возбудитель

    Резервуар и источник инфекции

    Резервуар туберкулезной инфекции — больные туберкулезом и инфицированные микобактерией туберкулеза люди, животные и птицы. В настоящее время туберкулез встречается у млекопитающих 55 видов и у птиц более чем 80 видов.

    Источником инфекции являются больные активной формой туберкулеза люди и животные (крупный рогатый скот, козы, собаки, свиньи, куры). Эпидемиологически наиболее опасными являются больные туберкулезом легких с наличием бактериовыделения и/или с деструктивными процессами в легких (распад легочной ткани или каверны). Период заразительности источника равен всему периоду заболевания, способного длиться годами и даже десятилетиями, интенсивность выделения МБТ зависит от клинического течения болезни

    Механизмы передачи возбудителя

    Основным механизмом передачи возбудителя инфекции является аспирационный с воздушно-капельным и воздушно-пылевым путем передачи инфекции. При воздушно-капельном пути передачи факторы передачи — частички мокроты и носоглоточной слизи, выделяющиеся в воздух при кашле, разговоре и т.п. Капельки мокроты могут содержать от 1 до 100 и даже до 5000 МБТ, как правило, они быстро оседают и далее 1,5 м вокруг больного не распространяются. При воздушно-пылевом пути передачи факторы передачи — контаминированная (загрязненная) возбудителем взвешенная в воздухе пыль.

    Контактный механизм реализуется в случаях грубого нарушения санитарно-противоэпидемического режима в окружении больного. Факторы передачи — посуда, полотенца и другие предметы, загрязненные микобактериями. Поверхность тела больного, особенно руки и губы, постоянно загрязнены частицами мокроты, поэтому к заражению может привести прямой контакт, например при поцелуе.

    Алиментарный (пищевой) механизм передачи возникает при употреблении молока и молочных продуктов от больного животного. Микобактерии в молоке при моментальной пастеризации (90⁰С в течение 30 сек.) не погибают. Освобождение молока происходит лишь при доведении температуры до 85⁰С в течение получаса.

    Мясо и яйца кур из хозяйств больного туберкулезом с выделением МБТ также могут быть фактором передачи инфекции.

    Вертикальный механизм передачи от матери плоду считается крайне редким.


    Естественная восприимчивость людей высокая. Наиболее подвержены заражению дети до 5 лет, когда еще недостаточно развиты иммунологические механизмы защиты. Чаще болеют дети первых двух лет жизни, подростки, мужчины в возрасте 40-59 лет и пожилые люди в возрасте 60 лет и старше. Заболеванию способствуют различные виды иммунодефицита, в частности ВИЧ-инфекция.

    Сезонность не выражена, но рецедивы и обострения обычно наблюдаются ранней весной. Мужчины болеют чаще, чем женщины. От животных заражаются в основном сельские жители, и заболевание нередко носит профессиональный характер.

    Клиника

    Туберкулез характеризуется большим разнообразием клинических форм. Туберкулез вызывает поражение всех органов и систем организма (легких, лимфатических узлов, почек, костей, суставов и других органов) с многообразной клинической картиной.

    Чаще всего туберкулез поражает органы дыхательной системы (главным образом легкие и бронхи), однако возможно и поражение других органов, чаще страдают почки. Ввиду этого различают два основных вида туберкулеза — туберкулез легких и внелегочный туберкулез.


    Первые симптомы заболевания трудноуловимы:

    Эти же симптомы могут быть и признаками других заболеваний, поэтому в любом случае необходимо обратиться к врачу.

    В случаях, когда туберкулез проявляется клинически, обычно самыми первыми симптомами выступают:

    — интоксикация, слабость, бледность, повышенная утомляемость, вялость, апатия;
    — субфебрильная температура (около 37⁰С , редко выше 38⁰С);
    — увеличение в размерах лимфатических узлов.


    Классические симптомы туберкулёза лёгких — длительный кашель сухой или с мокротой, иногда с кровохарканьем, появляющимся на более поздних стадиях, лихорадка, слабость, ночная потливость и значительное похудение.

    Однако эти признаки появляются не всегда. Очень долго человек чувствует себя здоровым, списывая утомляемость и слабость на высокую напряженность жизни. Поэтому зачастую обращение к врачу происходит уже при запущенной форме болезни.

    В ранних стадиях заболевания туберкулёз у взрослых можно выявить только с помощью флюорографического (рентгенологического) метода обследования.

    У детей туберкулёзная инфекция выявляется путём ежегодной постановки туберкулиновых проб (проб Манту). Уклонение взрослых и особенно детей от обследования на туберкулёз приводит к выявлению у них тяжелых, запущенных форм заболевания, плохо поддающихся лечению и нередко заканчивающихся инвалидностью и смертью. Туберкулез – заразное и очень опасное заболевание из группы воздушно-капельных инфекций, оно имеет хроническое течение, что многократно повышает число заразившихся! В связи с ежегодной регистрацией вновь выявленных случаев туберкулеза и у взрослых и у детей, борьба с этой инфекцией перестала быть делом только врачей. Это касается практически всех и каждого. Поэтому особое значение при данном заболевании имеет раннее выявление и профилактика.

    Профилактика

    Существуют специфические и неспецифические методы профилактики туберкулеза.

    Специфические методы профилактики туберкулеза

    Специфическая профилактика туберкулеза осуществляется двумя способами: с помощью введения вакцины БЦЖ (создание противотуберкулезного иммунитета) и путем назначения химиопрепаратов.



    Вакцинация БЦЖ в нашей стране проводиться всем здоровым новорожденным на 3-4 день жизни, что особенно важно, а ревакцинация — детям в возрасте 7 и 14 лет при отрицательной реакции на пробу Манту. Не привитые дети подвергаются высокому риску заражения туберкулезом.


    Химиопрофилактика назначается контактным с бактериовыделением; детям и подросткам с виражом туберкулиновой реакции; при гиперергических реакциях на туберкулин; взрослым с посттуберкулезными изменениями в легких при наличии сопутствующих заболеваний (хронические болезни органов дыхания, сахарный диабет, язвенная болезнь желудка, нервно-психические заболевания, силикоз, алкоголизм, наркомания) и при их лечении стероидными гормонами или иммунодепрессантами.

    Неспецифические методы профилактики туберкулеза


    Раннее выявление туберкулеза путем проведения туберкулинодиагностики и флюорографического обследования.



    Туберкулинодиагностика осуществляется путем проведения пробы Манту и Диаскинтест.

    Реакции Манту — это внутрикожная аллергическая проба с туберкулином . Она была и остается основным методом раннего выявления туберкулеза и инфицирования возбудителями туберкулеза у детей и подростков и является диагностическим тестом. Реакцию Манту ставят вакцинированным против туберкулеза детям с 12-месячного возраста и до достижения возраста 18 лет 1 раз в год, независимо от результата предыдущих проб. Отказываясь от проведения туберкулинодиагностики, родители подвергают своего ребенка риску развития заболевания в случае его инфицирования возбудителями туберкулеза, а также риску заражения окружающих лиц по месту жительства, воспитания, образования.

    В настоящее время широко используется экспресс метод диагностики туберкулеза — Диаскинтест . Он подразумевает инъекцию в кожу обследуемого человека небольшого количества специального раствора, который содержит белки, характерные только для возбудителей туберкулеза. Считается, что он дает положительный результат только в случае заражения туберкулезом, а также у лиц больных туберкулезом. Результаты диаскинтеста остаются отрицательными в случае наличия у человека иммунитета после прививки против туберкулеза (БЦЖ) или в случае заражения обследуемого человека микобактериями которые не могут вызвать туберкулез (ложно положительные результаты пробы Манту). Диаскинтест является гораздо более специфичным и эффективным методом диагностики туберкулеза, чем реакция Манту.


    Нельзя уклоняться от назначенной консультации у врача фтизиатра и прохождения дальнейшего обследования в лечебно-профилактических специализированных противотуберкулезных учреждениях (противотуберкулезный диспансер, отделение, кабинет) по месту жительства. Детей, родители которых не представили в течение 1 месяца с момента постановки пробы Манту заключение фтизиатра об отсутствии заболевания туберкулезом, не рекомендуется допускать в детский коллектив.


    Выполнять мероприятия, повышающие защитные силы организма (рациональный режим труда и отдыха, правильное полноценное питание, отказ от курения и употребления алкоголя, закаливание, занятие физкультурой и др.), а также меры, обеспечивающие здоровую жилищную и производственную среду (снижение скученности и запыленности помещений, соблюдение режима проветривания помещения).


    Заболевшим туберкулезом лицам, очень важно проходить полный курс назначенного лечения, соблюдать необходимые профилактические меры для предупреждения распространения инфекции среди окружающих людей. Лечение туберкулеза, особенно внелегочных форм, является сложным делом, требующим много времени (иногда до нескольких лет или пожизненно при лекарственно устойчивых формах туберкулеза). В настоящее время с самого начала лечения болезни применяется антибиотикотерапия, а также по-прежнему – хирургические методы лечения по клиническим показаниям.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

    Copyright © Иммунитет и инфекции