Штатное расписание детских туберкулезных санаториев

Приложение N 13
к приказу Минздрава РФ
от 21 марта 2003 г. N 109

Положение об организации деятельности консультативно-диагностических и реабилитационных центров для детей с различными проявлениями туберкулезной инфекции

Функциональные возможности детской фтизиатрической службы могут быть значительно расширены за счет создания консультативно-диагностических центров по детскому туберкулезу и реабилитационных центров для детей с различными проявлениями туберкулезной инфекции (на базе детских туберкулезных санаториев).

Решение об организации данных центров рекомендуется принимать органу управления здравоохранением субъекта Российской Федерации с учетом географических условий, возможностей материально-технической базы, наличия кадров и других особенностей территории.

Возможно открытие одного крупного центра по детскому туберкулезу, в котором отдельными подразделениями будут включены консультативно-диагностический и реабилитационный центры.

Консультативно-диагностический центр по детскому туберкулезу

1. Общие положения

1.1. Целью создания консультативно-диагностического центра (КДЦ) является повышение эффективности обследования, дифференциальной диагностики и лечения детей с различными проявлениями туберкулезной инфекции в амбулаторных условиях.

Организация лечения детей в амбулаторных условиях позволит:

- избежать формирования у детей явлений "госпитализма", неврологических и психологических нарушений;

- обеспечить более качественное лечение различной соматической патологии у детей.

1.2. Задачами КДЦ являются:

1.2.1. Углубленное обследование детей, направленных ПТД и учреждениями ОЛС с подозрением на наличие локальной формы туберкулеза.

Обследование в КДЦ включает: клиническое, рентгенотомографическое (рентгенография, томография, при возможности компьютерная томография, контрастные методы исследования) обследование, лабораторные (биохимическое, цитологическое, морфологическое), иммунологические исследования, клиническую туберкулинодиагностику (определение порога чувствительности к туберкулину, проба Коха, накожная градуированная проба Пирке), ультразвуковое исследование, ЭКГ, функциональную диагностику. При наличии материально-технической базы и кадров возможно проведение в амбулаторных условиях и эндоскопических исследований, а также малых оперативных вмешательств (пункционные исследования, иссечение и удаление пораженных периферических лимфатических узлов).

При необходимости специалисты КДЦ осуществляют консультацию детей с выездом в соматические детские стационары.

1.2.2. Выявление и лечение сопутствующей патологии у детей из групп повышенного риска заболевания туберкулезом, наблюдаемых ПТД.

С этой целью рекомендуется предусмотреть в штатном расписании центра ставки специалистов, которые могут обеспечить квалифицированное обследование и лечение детей в период их наблюдения в ПТД. Перечень специалистов, их нагрузка (и, соответственно, количество ставок) рекомендуется определять, исходя из местных условий, объективной потребности в данных специалистах и возможностей материально-технической базы КДЦ в проведении необходимых исследований.

Рекомендуемый перечень специалистов КДЦ: педиатр-фтизиатр, ортопед, офтальмолог, уролог, пульмонолог, невропатолог, рентгенолог, специалист по ультразвуковой диагностике.

1.2.3. Организация амбулаторного лечения детей с локальными и активными формами туберкулеза различной локализации.

Наличие в штате КДЦ высококвалифицированных врачей-фтизиатров и технических возможностей динамического наблюдения за течением туберкулезного процесса позволяют осуществлять в условиях КДЦ амбулаторное лечение детей с "малыми" и неосложненными формами туберкулеза различных локализаций.

1.2.4. Координация деятельности противотуберкулезных учреждений и ОЛС.

Сотрудники КДЦ совместно с ПТД, оргметодкабинетом по туберкулезу данной административной территории разрабатывают организационно-методические мероприятия с учетом местных условий. КДЦ является учебным центром для врачей ПТД и общей лечебной сети по вопросам раннего выявления, профилактики, диагностики и лечения туберкулеза у детей.

1.2.5. Материально-техническая база.

КДЦ рекомендуется открывать на базе существующих республиканских, областных, краевых, городских детских туберкулезных стационаров или, при их отсутствии, на базе многопрофильной больницы с современной лечебно-диагностической базой. Для функционирования центра необходимо:

- наличие отдельного входа, желательно с улицы, минуя территорию больницы;

- наличие возможности полной изоляции помещений КДЦ от клинических подразделений стационара и организации маршрута-графика движения посетителей, исключающего их контакт с пациентами больницы;

- наличие помещений, достаточных для организации приема в 2 смены фтизиатрами и узкими специалистами, процедурного кабинета и перевязочной (малой операционной).

Дополнительные помещения (лаборатория, кабинет УЗИ, бронхоскопический кабинет), могут выделяться при возможности устойчивого функционирования данных служб КДЦ. Для проведения рентгенологического исследования целесообразно использовать рентгенкабинет стационара, на базе которого располагается КДЦ.

Целесообразно привлекать к работе консультантов КДЦ, квалифицированных специалистов из числа сотрудников кафедр, НИИ и ведущих клиник данной административной территории. На должность заведующего КДЦ назначается высококвалифицированный фтизиатр, имеющий опыт организационно-методической работы.

2. Организация работы КДЦ

2.1. Диагностика туберкулеза

Консультации в КДЦ подлежат дети, направленные ПТД или учреждениями общей лечебной сети (ОЛС) с подозрением на наличие локальных форм туберкулеза (включая внелегочный туберкулез). Для повышения эффективности работы КДЦ при направлении на консультацию прилагаются результаты предварительного обследования (клинико-рентгенологические данные со всем рентгенархивом, данные туберкулинодиагностики, лабораторных, биохимических, цитологических исследований и др.).

В КДЦ проводятся следующие исследования: углубленное рентгенологическое обследование, эндоскопические исследования, УЗИ, пункционная биопсия, цитологические, биохимические и иммунологические исследования. Для проведения данных исследований используются возможности как самого КДЦ, так и других подразделений стационара, являющихся базой КДЦ.

По данным обследования оформляют медицинское заключение с диагнозом и рекомендациями, которое подписывают заведующий КДЦ и врач-консультант. Все случаи установления диагноза локальных форм туберкулеза или туберкулезной интоксикации подлежат рассмотрению на лечебно-контрольной подкомиссии (ЛКП) учреждения, на базе которого работает КДЦ. Возглавляет ЛКП главный врач детского туберкулезного учреждения или его заместитель по лечебной работе или по детству (в случае, если базой КДЦ является многопрофильная больница). Заключение ЛКП, является основанием для утверждения диагноза на республиканской, краевой, областной, городской ЦВКК.

2.2. Диспансеризация в условиях КДЦ детей из контингентов ПТД

Направление на консультацию "узких" специалистов в КДЦ осуществляют фтизиатры ПТД. Целесообразно не ограничиваться консультацией ребенка каким-то одним специалистом, а проводить полную диспансеризацию всеми врачами КДЦ. Лечение выявленной соматической патологии проводится специалистами КДЦ с использованием как возможностей стационара, являющегося базой КДЦ, так и в учреждениях ОЛС по месту жительства.

2.3. Организация контроля за амбулаторным лечением детей с различными формами туберкулеза

Решение о проведении лечения амбулаторно принимается ЛКК и утверждается ЦВКК на основании заявления родителей и анализа объективных возможностей амбулаторного лечения пациента. Необходимыми условиями для проведения амбулаторного лечения под контролем КДЦ являются:

- изоляция ребенка от источника туберкулезной инфекции;

- отсутствие эпидемиологической опасности ребенка для окружающих (отсутствие выделения МБТ);

- удовлетворительные жилищно-бытовые условия;

- соблюдение требований к проведению лечебных процедур, санитарно-противоэпидемического режима;

- устойчивая обратная связь между лечащим врачом, мед. персоналом ЛПУ по месту жительства и родителями ребенка;

- возможность транспортировки ребенка в стационар в случае необходимости экстренной госпитализации.

Проведение амбулаторного лечения в условиях КДЦ.

Если родители имеют возможность обеспечить посещение ребенком КДЦ с периодичностью 2-5 раз в неделю, амбулаторное лечение может быть организовано на базе КДЦ. На ребенка заполняется карта амбулаторного больного, к ведению которой предъявляются те же требования, как и к ведению истории болезни в стационаре. КДЦ выписывает и выдает на руки специфические АБП. В первые 2-4 недели лечения необходимо добиваться ежедневного посещения ребенком КДЦ и приема препаратов под контролем мед. персонала; при отсутствии побочных реакций на терапию препараты могут приниматься больными на дому.

Объем и периодичность лечебно-диагностических мероприятий при амбулаторном лечении в КДЦ не должны отличаться от мероприятий, проводимых в стационарных условиях. При технической возможности целесообразно в КДЦ выделить специальное помещение под дневной стационар, в котором дети могли бы находиться после приема лекарств, инвазивных манипуляций, бронхоскопии и пр.

Заключение об установленном клиническом диагнозе и все этапные эпикризы с результатами контрольных обследований и анализом эффективности лечения передаются в ПТД по месту жительства. Решение о завершении лечения и тактике диспансерного наблюдения определяется на ЛКП КДЦ с привлечением фтизиатров из ПТД по месту жительства ребенка.

КДЦ может также осуществлять помощь фтизиопедиатрам диспансеров при проведении амбулаторного лечения детей в ПТД по месту жительства. Функция КДЦ в этом случае заключается в проведении углубленных контрольных обследований (1 раз в 1-3 месяца), определения тактики лечения и его длительности. Результаты всех контрольных обследований, эффективность завершенного основного курса лечения и дальнейшая тактика диспансерного наблюдения рассматриваются ЛКП с участием лечащего врача ПТД.

При любой из двух форм участия КДЦ в организации лечения детей с активными формами туберкулеза, фтизиопедиатры ПТД будут иметь полную информацию о результатах обследований и эффективности лечения детей, что позволит им активно участвовать в лечебно-реабилитационных и профилактических мероприятиях, определять тактику диспансерного наблюдения этих детей.

2.4. Организация работы дневного стационара

При наличии соответствующего материально-технического и кадрового обеспечения возможно открытие в КДЦ дневного стационара, на базе которого будут проводиться диагностические, лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия пациентам КДЦ.

2.5. Координация КДЦ деятельности противотуберкулезных учреждений и ОЛС

Концентрация в КДЦ высоко квалифицированных врачей различных специальностей и наличие информации об абсолютном большинстве детей с локальными и активными формами туберкулеза создают предпосылки для функционирования на базе КДЦ методического и учебного центра по детскому туберкулезу.

Функции КДЦ в данном разделе работы сводятся к следующему:

- организация и проведение анализа случаев заболевания туберкулезом детей;

- разработка предложений по совершенствованию диагностики и профилактики туберкулеза в учреждениях ОЛС;

- организация и проведение научно-практических, клинико-анатомических конференций по вопросам детского туберкулеза на базе КДЦ и ЛПУ педиатрической сети;

- организация постоянного действующего семинара по диагностике, профилактике и лечению туберкулеза у детей для фтизиатров и педиатров;

- организация постоянно действующей школы первичной подготовки среднего медицинского персонала по вопросам туберкулинодиагностики и иммунизации против туберкулеза;

- организация работы ЛКП с последующим представлением материалов для утверждения на ЦВКК.

Центры реабилитации детей с различными проявлениями туберкулезной инфекции на базе туберкулезного санатория

1. Общие положения

Направлению в центр подлежат дети из "групп риска" по заболеванию туберкулезом в сочетании с другими неблагоприятными (соматическими, социальными, психологическими) факторами, а также дети, получившие основной курс лечения в стационаре (для проведения реабилитационных мероприятий и противорецидивных курсов), и дети, получившие инвалидность в связи с заболеванием туберкулезом.

1.1. Целью создания Центров является комплексная реабилитация детей из контингентов ПТД, которая включает в себя лечение различных проявлений туберкулезной инфекции, соматических заболеваний, а также психологическую коррекцию, социальную адаптацию и раннюю профессиональную ориентацию. Реабилитационные центры возглавляют работу по организации в данном субъекте Российской Федерации санаторного этапа лечения и реабилитации детей из контингентов ПТД.

1.2. Центр осуществляет следующие функции:

1.2.1. Обследование и комплексная реабилитация детей из контингентов ПТД, нуждающихся в санаторном лечении по "фтизиатрическим", соматическим и социальным показаниям.

1.2.2. Проведение детям из контингентов ПТД мероприятий по социальной адаптации и ранней профориентации с учетом особенностей течения туберкулезной инфекции, соматического статуса и психологических характеристик.

1.2.3. Осуществление организационно-методической помощи детским туберкулезным санаторным учреждениям, обеспечение преемственности и последовательности выполнения лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий при переводе детей из одного лечебного противотуберкулезного учреждения в другое.

1.2.4. Обеспечение постоянного функционирования "Школы здоровья", разработка и внедрение мероприятий, направленных на формирование у пациентов ПТД навыков здорового образа жизни.

1.2.5. Проведение научной и педагогической работы, направленной на разработку и внедрение современных методик лечения и реабилитации детей с различными проявлениями туберкулезной инфекции.

1.3. Материально-техническая база.

Реабилитационные центры рекомендуется организовывать на базе республиканских, областных, городских детских туберкулезных санаториев, располагающих современной лечебно-диагностической аппаратурой, достаточным набором помещений и удовлетворительными бытовыми условиями.

Для функционирования центра необходимо:

1.3.1. Наличие специализированных помещений, набора медицинского оборудования и аппаратуры, позволяющих проводить углубленное клиническое, рентгенологическое, лабораторное, функциональное и электрофизиологическое обследование детей;

1.3.2. Наличие специализированных помещений, набора оборудования и аппаратуры, позволяющих проводить полноценную реабилитацию детей;

1.3.3. Наличие помещений и набора оборудования, позволяющих осуществлять качественное проведение учебного процесса по полной программе средней общеобразовательной школы;

1.3.4. Наличие оборудованных игровых комнат, спортплощадок, тренажерного зала;

1.3.5. Наличие благоприятных природно-климатических факторов.

2. Организация работы реабилитационных центров

Главными требованиями к организации работы Центра являются:

- комплексность в проведении медицинских, педагогических, психологических реабилитационных мероприятий;

- этапность проведения лечебных и реабилитационных мероприятий.

Программа лечебно-реабилитационных мероприятий и их последовательность формируются отдельно для каждого центра; ее содержание зависит от особенностей контингента детей (возрастных, соматических, социальных, "фтизиатрических"), материально-технической базы и штатов центра.

2.1. Организационно-методическая помощь детским туберкулезным санаторным учреждениям со стороны реабилитационного центра включает курацию всей санаторной туберкулезной службы данной административной территории. С этой целью сотрудниками центра регулярно проводится анализ эффективности работы других санаторных учреждений. На основании анализа функциональных возможностей конкретных учреждений и характеристик детских контингентов специалисты центра оказывают помощь в разработке и внедрении в данные учреждения комплексных программ лечения и реабилитации детей.

2.2. Работа "Школы здоровья".

Основной целью функционирования "Школы здоровья" является проведение санитарно-просветительной работы среди детей из контингентов ПТД и их родителей (лекции, семинары, практические занятия с отработкой и закреплением навыков здорового образа жизни, наглядная агитация).

2.3. Научно-педагогическая работа.

Центры для реабилитации являются базой для проведения научных исследований, посвященных повышению эффективности лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий в детских туберкулезных санаториях. При этом могут использоваться как фактический материал самого центра, так и сведения, полученные сотрудниками центра в других санаторных учреждениях данной административной территории.

Полученные в ходе научных исследований результаты внедряются в практику в форме методических документов, проведения сотрудниками центра семинаров и лекций для врачей и среднего медицинского персонала санаторных детских учреждений.


Бесплатная горячая линия юридической помощи


  • Главная
  • ПРИКАЗ Минздрава СССР от 18.06.81 N 664 (ред. от 23.09.83) "О ШТАТНЫХ НОРМАТИВАХ РАБОТНИКОВ КУХОНЬ И СТОЛОВЫХ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ"


ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ РАБОТНИКОВ КУХОНЬ И СТОЛОВЫХ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

(в ред. Приказа Минздрава СССР от 23.09.83 N 1134)

NN п.п. Наименование должности служащего (профессии рабочего) Наименования учреждений Количество должностей (единиц)
I. ПЕРСОНАЛ КУХОНЬ
1.1. Шеф - повар
1.1.1. Больничные учреждения и диспансеры (кроме туберкулезных и противотуберкулезных), родильные дома 1 должность в учреждениях на 400 и более коек
1.1.2. Туберкулезные больницы и противотуберкулезные диспансеры 1 должность в учреждениях на 150 и более коек
1.1.3. Детские санатории 1 должность в учреждениях на 125 и более коек
1.2. Повар
1.2.1. Больничные учреждения и диспансеры (кроме туберкулезных и противотуберкулезных), родильные дома 1 единица в учреждениях до 30 коек;
2 единицы в учреждениях от 35 до 95 коек;
3 единицы в учреждениях от 100 до 240 коек;
4 единицы в учреждениях от 250 до 490 коек;
5 единиц в учреждениях на 500 коек;
в учреждениях свыше 500 коек - 5 единиц и дополнительно 1 единица на каждые 100 коек (сверх 500).
1.2.2. Туберкулезные больницы и противотуберкулезные диспансеры 2 единицы в учреждениях до 70 коек;
3 единицы в учреждениях от 75 до 190 коек;
4 единицы в учреждениях от 200 до 290 коек;
5 единиц в учреждениях на 300 коек;
в учреждениях свыше 300 коек - 5 единиц и дополнительно 1 единица на каждые 100 коек (сверх 300). При обеспечении питанием больных санатория - профилактория учитываются его койки.
1.2.3. Детские санатории 2 единицы в учреждениях до 95 коек и от 125 до 190 коек;
3 единицы в учреждениях от 100 до 120 коек и от 200 до 250 коек;
в учреждениях свыше 250 коек - 3 единицы и дополнительно 1 единица на каждые 50 коек (сверх 250).
1.2.4. Станции переливания крови 1 единица на учреждение
1.2.5. Детские ясли 1 единица в учреждениях до 40 мест;
2 единицы в учреждениях от 45 до 75 мест;
3 единицы в учреждениях от 80 до 200 мест;
200 мест - 3 единицы и дополнительно 1 единица на каждые 50 мест (сверх 200).
1.2.6. Дома ребенка 2 единицы в учреждениях до 80 коек;
2,5 единицы в учреждениях свыше 80 до 100 коек;
в учреждениях свыше 100 коек - 2,5 единицы и дополнительно 0,5 единицы на каждые 50 коек (сверх 100).
1.3. Чистильщик плодоовощей и картофеля, мойщик посуды, кухонный рабочий
(в ред. Приказа Минздрава СССР от 23.09.83 N 1134)
1.3.1. Больничные учреждения и диспансеры (кроме туберкулезных и противотуберкулезных), родильные дома Из расчета 1 единица указанных профессий рабочих суммарно на:
- 50 коек в учреждениях до 490 коек, но не менее 1 единицы;
- 55 коек в учреждениях на 500 и более коек, но не менее 10 единиц.
1.3.2. Туберкулезные больницы и противотуберкулезные диспансеры Из расчета 1 единица указанных профессий рабочих суммарно на:
- 30 коек в учреждениях до 140 коек;
- 35 коек в учреждениях от 150 до 190 коек, но не менее 4,5 единиц;
- 40 коек в учреждениях от 200 до 290 коек, но не менее 5,5 единиц;
- 45 коек в учреждениях от 300 до 490 коек, но не менее 7 единиц;
- 50 коек в учреждениях на 500 и более коек, но не менее 11 единиц. При обеспечении питанием больных санатория - профилактория учитываются его койки.
1.3.3. Детские санатории Из расчета 1 единица указанных профессий рабочих суммарно на 45 коек, но не менее 2 единиц.
1.3.4. Станции переливания крови 1 единица указанных профессий рабочих суммарно в учреждениях III категории;
2 единицы в учреждениях I и II категории.
1.3.5. Детские ясли 1 единица в учреждениях до 40 мест и от 80 до 110 мест;
0,5 единицы в учреждениях от 45 до 75 мест;
2 единицы в учреждениях от 120 до 150 мест;
3 единицы в учреждениях на 160 и более мест.
1.3.6. Дома ребенка 0,5 единицы в учреждениях свыше 50 до 65 коек; 1 единица до 80 коек; 2 единицы в учреждениях свыше 80 до 100 коек; в учреждениях свыше 100 коек - 2 единицы и дополнительно 1 единица на каждые 50 коек (сверх 100).
2. ПЕРСОНАЛ КУХОНЬ И СТОЛОВЫХ
2.1. Шеф - повар
Госпитали для инвалидов Отечественной войны, санатории 1 должность в учреждениях на 100 и более коек
2.2. Повар
2.2.1. Госпитали для инвалидов Отечественной войны 2 единицы в учреждениях от 100 до 240 коек;
3 единицы в учреждениях от 250 до 390 коек;
4 единицы в учреждениях на 400 коек; в учреждениях свыше 400 коек - 4 единицы и дополнительно 1 единица на каждые 100 коек (сверх 400).
2.2.2. Санатории 2 единицы в учреждениях до 70 коек;
3 единицы в учреждениях от 75 до 140 коек;
4 единицы в учреждениях на 150 коек; в учреждениях свыше 150 коек - 4 единицы и дополнительно 1 единица на каждые 50 коек (сверх 150). В санаториях для больных с заболеваниями органов пищеварения с числом коек от 125 до 200 дополнительно устанавливается 0,5 единицы, а в санаториях с числом свыше 200 - 1 единица.
2.3. Чистильщик плодоовощей и картофеля, мойщик посуды, кухонный рабочий
(в ред. Приказа Минздрава СССР от 23.09.83 N 1134)
2.3.1. Госпитали для инвалидов Отечественной войны Из расчета 1 единица указанных профессий рабочих суммарно на:
- 45 коек в учреждениях от 100 до 290 коек;
- 55 коек в учреждениях на 300 и более коек, но не менее 6 единиц.
2.3.2. Санатории Из расчета 1 единица указанных профессий рабочих суммарно на:
- 25 коек в учреждениях до 95 коек;
- 30 коек в учреждениях от 100 до 250 коек, но не менее 3,5 единиц;
- на 50 коек в учреждениях свыше 250 коек, но не менее 8 единиц. В туберкулезных санаториях дополнительно устанавливается 1 единица на каждые 100 коек.
2.4. Официант
2.4.1. Госпитали для инвалидов Отечественной войны 2 единицы в учреждениях до 180 коек;
3 единицы в учреждениях от 200 до 290 коек;
4 единицы в учреждениях от 300 до 400 коек; в учреждениях свыше 400 коек - 4 единицы и дополнительно 1 единица на каждые 100 коек (сверх 400).
2.4.2. Санатории 3,5 единицы в учреждениях до 70 коек;
4,5 единицы в учреждениях от 75 до 120 коек;
5,5 единиц в учреждениях от 125 до 140 коек;
7 единиц в учреждениях от 150 до 190 коек;
10 единиц в учреждениях от 200 до 240 коек;
13 единиц в учреждениях на 250 коек; в учреждениях свыше 250 коек - 13 единиц и дополнительно 1 единица на каждые 50 коек (сверх 250). В туберкулезных санаториях дополнительно устанавливается:
- 0,5 единицы в учреждениях до 140 коек;
- 1 единица в учреждениях от 150 до 250 коек;
- 2 единицы в учреждениях свыше 250 коек.
2.5. Сестра - хозяйка столовой Санатории 1 единица в столовой учреждения на 100 коек и более.
2.6. Пекарь Санатории При условии выпечки хлеба в собственной пекарне:
из расчета 1 единица на 100 коек.

1. С разрешения министров здравоохранения союзных и автономных республик, руководителей (начальников, заведующих) краевых, областных и городских (городов республиканского - союзной республики - подчинения) органов здравоохранения в пределах численности должностей (единиц), предусмотренной настоящими штатными нормативами, может вводиться 1 должность заместителя шеф - повара в учреждениях с количеством коек 1000 и более.

2. По усмотрению органов здравоохранения по подчиненности учреждений может сохраняться численность рабочих, превышающая количество их единиц, полагающееся по настоящим штатным нормативам.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шипова В.М., Берсенева Е.А., Гаджиева С.М.

В публикации представлен анализ рекомендаций Минздрава России по штатному обеспечению санаторно-курортных организаций, показано сокращение нормативной численности средних и млад-ших медицинских работников .

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шипова В.М., Берсенева Е.А., Гаджиева С.М.

APPLICATION PRACTICE OF THE ORDER OF THE RUSSIAN MINISTRY OF HEALTH IN THE ORDER OF THE ORGANIZATION OF SANATORIUM TREATMENT (on the example of sanatorium for children)

The analysis of recommendations of the Russian Ministry of Health about regular provid-ing the sanatorium organizations is provided to publications, reducing standard number of average and associate health workers is shown.

Russian Journal of MEDICINE

Вестник РУДН. Серия: МЕДИЦИНА

2017 Vol. 21 No. 2 289-294

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИКАЗА МИНЗДРАВА РОССИИ ПО ПОРЯДКУ ОРГАНИЗАЦИИ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ЛЕЧЕНИЯ (на примере санаториев для детей)

В.М. Шипова1, Е.А. Берсенева1, С.М. Гаджиева2

В публикации представлен анализ рекомендаций Минздрава России по штатному обеспечению санаторно-курортных организаций, показано сокращение нормативной численности средних и младших медицинских работников.

Ключевые слова: нормирование труда, медицинские работники, круглосуточный пост

Давность утверждения в системе здравоохранения нормативно-правовых документов по планированию численности должностей медицинских работников санаториев и санаториев для детей [1, 2] определила необходимость их пересмотра.

В новом приказе Минздрава России [3] установлены рекомендуемые штатные нормативы санатория и санатория для детей, в том числе для детей с родителями (за исключением санаториев для лечения больных туберкулезом). Приказ составлен подобно всем приказам о порядках оказания медицинской помощи и содержит все системные ошибки этих документов в части норм труда: игнорирование расчетного способа установления и применения норм труда, нарушения номенклатуры должностей, ошибочные позиции по установлению должностей заведующих и т.д. [4—9].

Наряду с этими общими недостатками нормативная запись по большинству должностей имеет столь нечеткий характер, позволяющий разное толкование норм труда, что применение приказа вызывает массу вопросов в практике здравоохранения. В частности, приказом устанавливается в качестве основного нормативного показателя: место размещения, т.е. данные, отсутствующие в статистической документации; на смену работы устанавливается дробное число должностей, меньшее единицы, например, 0,5 или 0,25 должности, что противоречит практике здравоохранения, законодательству по труду [10].

Для демонстрации изменений нормативной численности должностей, которые предлагаются приказом № 279н по сравнению с ранее действующим приказом № 60, нами проведен расчет этих данных по конкретной медицинской организации: санаторию для детей на 120 коек (табл. 1).

Нормативная численность должностей в санатории для детей на 120 коек

Наименование должности Расчеты численности должностей

по приказу Минздрава СССР от 17.01.1985 № 60 по приказу Минздрава России от 05.05.2016 № 279н

Врач-педиатр 120 : 40 = 3,0 120 : 30 = 4,0

Врач-физиотерапевт 0,5 120 : 200 = 0,6

Врач по лечебной физкультуре 120 : 250 = 0,48 1,0

Заведующий педиатрическим отделением 1,0 ( вместо 0,5 должности врача-педиатра) —

Врач-диетолог — 120 : 200 = 0,6

Всего врачебный персонал 4,98 - 0,5 = 4,48 6,2

Медицинская сестра палатная (постовая) 5,0 х 120 : 30 = 20,0 120 : 50 = 2,4

Медицинская сестра изолятора 120 : 100 = 1,2 —

Медицинская сестра диетическая 1,0 1,0

Лаборант 120 : 150 = 0,8 —

Медицинский статистик 0,5 0,5

Медицинская сестра приемного отделения — 1,0

Медицинская сестра процедурная* — 0,5

Медицинский регистратор — 0,5

Старшая медицинская сестра 1,0 (вместо 0,5 должности медицинской сестры палатной(постовой)

Всего средний медицинский персонал 24,5 - 0,5 = 24,0 5,9

Санитарка палатная 5 х 120 : 30 = 20,0 —

Санитарка изолятора 1,2 —

Санитарка-буфетчица 120 : 50 = 2,4 —

Сестра-хозяйка 1,0 1,0

Всего младший медицинский персонал 24,6 1,0

Несопоставимо также и число должностей санитаров, планируемых для работы в физиотерапевтическом отделении (кабинете): по приказу № 60 должности санитаров устанавливались из расчета 1 должность на 2 должности медицинских сестер по физиотерапии, а при проведении водо-грязе-торфо-озкерито-парафино-лечения — на 1 должность медицинской сестры, занятой отпуском указанных процедур. По приказу № 279н эти должности устанавливаются на отдельную аппаратуру, ванны, кушетки и т.д., число которых определить на федеральном уровне невозможно. Указанные должности также исключены из сравнений.

Как видно из табл. 1, число врачебных должностей, планируемых по новому приказу, несколько больше, чем по предыдущему документу. Иная ситуация складывается при использовании нового документа по средним и младшим медицинским работникам: произошло резкое уменьшение должностей (рис. 1).

□ по приказу № 60 Ппо приказу № 279н

Рис. 1. Нормативная численность медицинской сестры палатной (постовой) и санитарок в санатории для детей на 120 коек

Нормативная численность медицинских сестер палатных (постовых) устанавливалась по ранее действующему приказу из расчета 1 круглосуточный пост на 15 коек для детей до 3 лет и на 30 коек для детей старше 3 лет. Число должностей для работы круглосуточного поста не является величиной постоянной и определяется по годовому бюджету рабочего времени должности, зависящему от числа рабочих дней в году, предпраздничных дней, в которые происходит сокращения рабочего времени, размера отпускного периода времени [11]. Эта величина для должности медицинской сестры палатной (постовой) составит в 2017 г. в зависимости от указанных параметров от 1689,6 до 1767,6 часа, а число должностей

медицинских сестер палатных (постовых) для обеспечения круглосуточного режима работы — от 4,956 до 5,185 [12]. В медицинских организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, годовой бюджет меньше указанного из-за большей продолжительности трудового отпуска, а число должностей для круглосуточной работы соответственно больше.

Для расчетов в общем виде было принято, что для обеспечения деятельности круглосуточного поста необходимо около 5 должностей. Следовательно, в санатории на 120 коек, в которых проходят лечение дети старше 3 лет, можно было установить 20 должностей медицинских сестер палатных (постовых). По новому приказу общее нормативное число среднего медицинского персонала составляет 5,9 должностей, а число медицинских сестер палатных (постовых) — лишь 2,4 должности, что недостаточно для организации работы круглосуточного поста. Возможность организовать круглосуточный пост медицинской сестры палатной (постовой) при нормативе, указанном в приказе № 279н (1 на 100 мест размещения для взрослых, 1 на 50 мест размещения для детей), появляется лишь в санаториях для детей, имеющем не менее 250 коек (250 : 50), а санаториях для взрослых — не менее 500 коек (500 : 100). По ранее действующему приказу нормативная численность медицинских сестер палатных (постовых) устанавливалась из расчета 1 круглосуточный пост на 30 коек в санаториях для детей старше 3 лет, следовательно, в санатории для детей на 250 коек можно было установить свыше 8 круглосуточных постов (250:30).

Сокращена и численность других средних медицинских работников. Так, работа врачей санаториев для детей, указанных в примечании к Приложению № 2: должностей врачей по медицинской профилактике, врачей-стоматологов, врачей-стоматологов детских, врачей-рефлексотерапевтов, врачей мануальной терапии, врачей функциональной диагностики, врачей ультразвуковой диагностики, врачей клинической лабораторной диагностики, врачей-психотерапевтов, не обеспечена нормативной численностью средних медицинских работников. Весьма трудно представить работу, например, врача клинической лабораторной диагностики без лаборанта.

Из всех должностей санитарок, по которым проводится сравнение, — а это основное число должностей младших медицинских работников, — в новом приказе осталась лишь должность сестры-хозяйки, остальные должности не предусмотрены.

[2] Приказ Минздрава СССР от 17.01.1985 № 60 «О штатных нормативах медицинского, педагогического персонала и работников кухонь детских санаториев (корме туберкулезных).

[4] Шипова В.М., Белостоцкий А.В., Киндаров З.Б., Ермолова М.В. Современное состояние нормативной базы по труду в здравоохранении // Заместитель главного врача: лечебная работа и медицинская экспертиза. 2010. № 6. С. 22—28.

[5] Шипова В.М., Минин О.Г., Фролова Ю.В. Планирование численности врачей больничных учреждений (подразделений) в современных условиях // Детская больница. 2011. № 2. С. 8—10.

[6] Шипова В.М. Нормирование труда в здравоохранении: современное состояние, перспективы развития, технологии // Медицинский менеджмент. Приложение 55, октябрь 2013. С. 1—17.

[7] Шипова В.М. Анализ современных нормативно-правовых документов по нормированию труда средних и младших медицинских работников // Главная медицинская сестра. 2014. № 8. С. 8—24.

[8] Шипова В.М. Штатное расписание медицинской организации / под ред. Р.У. Хабриева. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. 192 с.

[9] Шипова В.М., Берсенева Е.А. Нормирование труда в здравоохранении: проблемы и перспективы // Управление качеством в здравоохранении. 2015. № 2. С. 10—19.

[10] Трудовой Кодекс Российской Федерации. Раздел IV. Рабочее время. Глава 15. Общие положения. Статья 103. Сменная работа.

[12] Шипова В.М., Гаджиева С.М. Расчет штатной обеспеченности: что меняется в 2017 году // Главная медицинская сестра. 2016. № 10. С. 102—110.

APPLICATION PRACTICE OF THE ORDER OF THE RUSSIAN MINISTRY OF HEALTH IN THE ORDER OF THE ORGANIZATION OF SANATORIUM TREATMENT (on the example of sanatorium for children)

V.M. Shipova1, E.A. Berseneva1, S.M. Gadzhieva2

1FGBNU "National scientific research institute of public health of N. A. Semashko", Moscow, Russia; 2Children's sanatorium No. 42 of Moscow Department of health care, Moscow, Russia

Summary. The analysis of recommendations of the Russian Ministry of Health about regular providing the sanatorium organizations is provided to publications, reducing standard number of average and associate health workers is shown.

Key words: work rationing, health workers, round-the-clock post

[1] The order of the Ministry of Health of the USSR from 1/3/1956 No. 1-M "About the approval of regular standards of medical personnel and workers of dining rooms and kitchens of sanatoria for adults" in an edition of orders of the Ministry of Health of the USSR from 2/25/1956 No. 40-M, from 7/6/1960 No. 293. From 6/25/1981 No. 693, with the changes made by the order of the Ministry of Health of the USSR from 12/31/1976 No. 1255.

[2] The order of the Ministry of Health of the USSR from 1/17/1985 No. 60 "About regular standards of medical, pedagogical personnel and employees of kitchens of children's sanatoria (a stern of tubercular)".

[3] The order of the Russian Ministry of Health from 5/5/2016 No. 279n "About the statement of the Order of the organization of sanatorium treatment".

[4] Shipova V.M., Belostotsky A.V., Kindarov Z.B. & Yermolova M.V. The current state of the regulatory base on work in health care. Deputy chief physician: medical work and medical examination. 2010. No. 6. P. 22—28.

[5] Shipova V.M., Minin O.G. & Frolova YU.V. Planning of number of doctors of hospital institutions (divisions) in modern conditions. Children's hospital. 2011. No. 2. P. 8—10.

[6] Shipova V.M. Rationing of work in health care: current state, prospects of development, technology. Medical management. Appendix 55, October, 2013. P. 1—17.

[7] Shipova V.M. The analysis modern standard legal documents on rationing of work of average and junior health workers. Chief nurse. 2014. № 8. P. 8—24.

[8] Shipova V.M. The staff list of the medical organization. Under the editorship of R.U. Habriyev. Moscow: GEOTAR-media, 2015. 192 p.

[9] Shipova V.M. & Berseneva E.A. Normirovaniye of work in health care: problems and prospects. Quality management in health care. 2015. № 2. P. 10—19.

[10] Labor Code of the Russian Federation. Section IV. Working hours. Chapter 15. General provisions. Article 103. Shift work.

[11] Rationing of work in health care (lecture) of M., RIO Federal State Budgetary Institution TSNIIOIZ of the Russian Ministry of Health, 2013. 88 p.

[12] Shipova V.M. & Gadzhiyev S.M. Calculation of regular security: changes in 2017. Chief nurse. 2016. № 10. P. 102—110.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции