Права больного туберкулезом в казахстане
Данная статья посвящена анализу необходимости реформирования правого статуса лиц, страдающих острой формой туберкулеза. Исследование позволяет сделать вывод о том, что успех борьбы с туберкулезом, которая включена руководством РК в список общенациональных задач, зависит от баланса в области нормативно – правового обеспечения принудительного лечения и практики реализации свобод граждан, которые могут при отсутствии контроля за лечением нести в себе угрозу здоровью других лиц, вступающих с заболевшими в контакт (членов семей, врачей, конвоиров в тюрьме, коллег на рабочем месте и других контактных лиц).
Все эти нормативные акты частично регулируют правовое положение пребывания больного, находящегося на принудительном лечении. Как известно, основанием для принудительного лечения граждан, больных заразной формой туберкулеза, является их отказ от лечения, назначенного врачом. Решение о принудительном лечении граждан, больных заразной формой туберкулеза и уклоняющихся от лечения, принимается судом по представлению органов здравоохранения, либо врачебной комиссии при администрации учреждения уголовно-исполнительной системы. Исполнение решения суда о направлении гражданина, больного заразной формой туберкулеза, на принудительное лечение возлагается на судебных исполнителей территориальных органов юстиции. Однако, конкретное исполнение подобных решений судов представляет собой отдельную проблему.
Так, по данным Национального центра проблем формирования здорового образа жизни, Республика Казахстан стоит на 33 месте из 212 стран мира. При этом, по мнению регионального координатора ВОЗ по контролю над туберкулезом в Центральной Азии Г. Цогта, 16 процентов от всего объема лечения безуспешны, несмотря на то, что в Казахстане созданы все условия для борьбы с этим опасным недугом. Ежедневно в мире погибает от туберкулеза около 5000 человек, сочетание туберкулеза с ВИЧ-инфекцией, а также распространение туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью (МЛУ) грозят еще более серьезными последствиями [7]. Как свидетельствуют цифры, успех лечения во многом зависит от самих пациентов, от их желания излечится. Алкоголики, наркоманы, бывшие осужденные, лица с дивиантным поведением – вот большая часть пациентов туберкулезной больницы. С 1 января 2010 года лечение этих категорий лиц переданы Межрайонным противотуберкулезным больницам, согласно приказа Министерства здравоохранения РК № 221 от 23.04.2009 г. “Об утверждении положения о противотуберкулезной больнице” [8], где для больных с сочетанной формой туберкулеза и алкоголизма предусмотрены койко-места.
В данных лечебных учреждениях граждане содержаться на принудительном лечении, но так как исполнение решений судов затруднено тем, что пациенты, которых доставили принудительно убегают из стационаров, а водворением их на место занимаются всеми доступными средствами врачи, то удержать буйных пациентов в рамках закона при такой системе сложно.
Раньше больных туберкулезом алкоголиков, наркоманов уклоняющихся от лечения, помещали в специальное лечебно – профилактическое учреждение (ЛПУ). По постановлению суда их принудительно лечили одновременно от алкоголизма и туберкулеза, поскольку лекарства от этих недугов очень токсичны, их давали по согласованной с фтизиатрами схеме. С 2010 года туберкулезное отделение в СЛПУ закрыто, а контингент полностью перешел на попечение туберкулезных больниц. По официальной версии, в ЛПУ возникала опасность заражения туберкулезом и других алкоголиков, к тому же рядом находятся две школы, магазины, кафе, госучреждения, центр города, возможностей нарушения режима больше.
И так как алкоголизм, наркомания, дивиантное поведение у лиц, вышедших из тюремного заключения – это длительные союзники туберкулеза, то применять меры принудительного медицинского характера к этим больным нужно своевременно и использовать максимально эффективные методы, четко отрегулированные в соответствующих нормативных актах.
Пока работа с такими пациентами осложнена тем, что после первичного принудительного привода в туберкулезную больницу с органов, исполняющих решение суда, снимается вся ответственность и пациента, сбежавшего из мест лечения: во-первых, нужно отловить при помощи участковых фтизиатров, рационных полицейских; во-вторых, для передачи документов в суд врачам требуется собрать соответствующие данные и комиссионно (не менее пяти человек) принять решение об обращении в суд для вынесения решения о принудительном лечении; в-третьих, пойманного пациента обязаны доставить в суд, потому что заочно такие дела не рассматриваются, чтобы не нарушить права человека (при этом не учитывается, что этот сбежавший выделяет миллионы микобактерий туберкулеза и представляет собой угрозу здоровью участников судебного заседания и других граждан, попавшихся на пути следования); в-четвертых, если доставленный в суд сбежавший пациент заявляет, что готов лечиться добровольно, судья почти всегда выносит решение в его пользу, то есть без принудительного лечения; в- пятых, если решение о принудительном лечении вынесено, пациента доставляют в МПТБ, что вовсе не значит, что он опять не сбежит.
Таким образом, проблема гарантирования соблюдения прав пациента, страдающего опасной формой туберкулеза, решается за счет прав медперсонала и других членов общества и об этом следует подумать, принимая требуемые в сложившейся ситуации изменения в нормативно – правовые акты, которыми регулируется применение мер медицинского характера. Причинами для повышения внимания законодателя к правовому обеспечению принудительного лечения от туберкулеза являются: во - первых, особенность течения самой болезни, характеризующаяся при незавершенном лечении перехода заболевания из острой формы в туберкулез с лекарственной устойчивостью; во вторых каждый день туберкулез уносит жизни десятки наших сограждан, многие из которых были контактными с носителями лицами, ввиду своей работы, оказавшиеся незащищенными от инфекции, которую распространяет больной.
Меры изоляции для больных, которые становятся мерами для защиты для всего населения, должны работать. Но точку зрения о принудительности лечения разделяют далеко не все. Правозащитные организации считают, что большую пользу можно извлечь из усиления пропаганды и формирования специальных социальных пакетов для больных туберкулезом и ВИЧ. В мире есть опыт применения социальных пакетов, когда пациенты приезжают за продуктовыми наборами и при медиках принимают препараты. Другим слабым звеном современной системы принудительного лечения является низкий уровень социальной поддержки бывших заключенных, людей без определенного места жительства, приезжих разнорабочих (основных субъектов правоотношений принудительного лечения) и др. Социальный патронаж существует и работает, и там, где бывшим заключенным, лицам без определенного места жительства, трудовым мигрантам помогают найти работу и жилье, организовывают продуктовую помощь, удается на порядок увеличить и приверженность пациентов к лечению. Но таких регионов в нашей стране за исключением местностей, где свои новации применяют зарубежные организации, очень мало. Остальные принимают лекарства бессистемно. Как тюрьме, так и на воле, вопросы систематизации лечения не отработаны, поэтому, многие считают, до тех пор пока применить систему социальной поддержки наша страна не может, нужно использовать проверенные принудительные меры. В тюремных учреждениях этот механизм дисциплинирует больного, но при выходе из мест заключения, проблема системности лечения вновь встает для больного и его контактных лиц. Поэтому Казахстану нужны особые меры улучшения организации диагностики и лечения лекарственно-устойчивого туберкулеза.
>" onclick="checkLength('search_input_doc', 'SearchInDoc($(\'#search_input_doc\').val(), \'bottom\');', 150); return false;" /> | |||||||||
Утверждены приказом |
И.о. Министра здравоохранения |
Республики Казахстан |
от 17 ноября 2009 года № 729 |
Сноска. Правила в редакции приказа Министра здравоохранения и социального развития РК от 05.05.2015 № 318 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
1. Настоящие Правила принудительного лечения больных туберкулезом в специализированных противотуберкулезных организациях и их выписки (далее - Правила) определяют порядок принудительного лечения больных туберкулезом в специализированных противотуберкулезных организациях и их выписки, который включает в себя проведение организациями здравоохранения мероприятий по выявлению, учету и направлению на принудительное лечение больных туберкулезом, отказавшихся или уклоняющихся от лечения, а также организации принудительного лечения, режима пребывания больных в специализированных противотуберкулезных организациях и их выписки.
2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
1) лечение - комплекс медицинских услуг, направленных на устранение, приостановление и (или) облегчение течения заболевания, а также предупреждение его прогрессирования;
2) отказ от лечения - отказ больного с диагнозом туберкулез, подтвержденный лабораторным методом, от лечения, назначенного централизованной врачебно-консультативной комиссией (далее - ЦВКК);
3) уклонение от лечения - нарушение режима лечения, предписанного ЦВКК в виде беспричинного пропуска приема 7 суточных доз противотуберкулезных препаратов в течение календарного месяца, зафиксированного в медицинской документации";
4) принудительное лечение - лечение больного туберкулезом, осуществляемое на основании решения суда.
3. Лица с подозрением на туберкулез подлежат обязательному медицинскому обследованию.
4. Больные туберкулезом, в том числе туберкулезом с множественной и широкой лекарственной устойчивостью (далее – М/ШЛУ ТБ) подлежат регистрации в противотуберкулезных организациях (далее - ПТО), обязательной госпитализации до конверсии мазка мокроты при наличии бактериовыделения и лечению до завершения полного курса лечения.
5. Основанием для принудительного лечения граждан, больных туберкулезом, является:
1) отказ больного с диагнозом "туберкулез" подтвержденным лабораторным методом, от лечения, назначенного ЦВКК, и отсутствия положительного результата всех методов его убеждения (консультация психолога, применение методов санитарного просвещения), зафиксированных в медицинской документации больного;
2) самовольный уход и нарушение режима лечения, предписанного ЦВКК в виде беспричинного пропуска приема 7 суточных доз противотуберкулезных препаратов в течение календарного месяца, зафиксированного в медицинской документации.
6. Решение о принудительном лечении граждан, больных туберкулезом и уклоняющихся от лечения, принимается судом по представлению организаций здравоохранения в соответствии с пунктом 3 статьи 107 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года "О здоровье народа и системе здравоохранения" (далее - Кодекс).
7. Участковый фтизиатр представляет медицинскую документацию больного на ЦВКК ПТО для решения вопроса о назначении ему принудительного лечения в специализированной противотуберкулезной организации (далее - СПТО).
По заключению ЦВКК главный врач ПТО подписывает представление о принудительном лечении по форме согласно приложению к настоящим Правилам.
8. ПТО оформляет документы на больного, отказывающегося или уклоняющегося от лечения, определенные пунктом 9 настоящих Правил, и направляет в суд в течение 5 календарных дней для решения вопроса о его принудительном лечении.
9. Для обращения в суд представляются следующие документы:
1) представление о принудительном лечении в двух экземплярах;
2) справка о состоянии здоровья (выписка из истории болезни, амбулаторной карты);
3) доверенность на представителя ПТО для участия в судебном заседании, заверенная главным врачом ПТО;
4) заключение ЦВКК о необходимости назначения принудительного лечения.
10. Материалы о направлении на принудительное лечение рассматриваются судом в пятидневный срок со дня поступления документов, указанных в пункте 9 настоящих Правил, и при участии представителя организации здравоохранения в соответствии с пунктом 4 статьи 107 Кодекса.
11. Организация принудительного лечения граждан больных туберкулезом с незавершенным лечением, освобождающихся из учреждений уголовно-исполнительной системы, производится согласно Правилам организации противотуберкулезной помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденным приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 19 августа 2014 года № 530, зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 9762.
12. Для предотвращения самовольного ухода больных за пределы СПТО, а также проникновения на территорию посторонних лиц, территория СПТО ограждается сплошным забором высотой не менее 2,5 метров и обеспечивается круглосуточной ведомственной охраной. Прогулочная территория для больных ограждается от остальных территорий.
13. СПТО охраняется специализированным охранным подразделением, имеющим лицензию на данный вид деятельности (далее – служба охраны).
14. СПТО оборудуются следующими ограничительными инженерно-техническими средствами:
1) основным ограждением территории;
3) сейфом для хранения документов;
4) металлическими легкосъемными и открывающимися решетками на окнах;
5) металлическими дверями во всех специализированных и вспомогательных помещениях;
6) контрольно-пропускным пунктом со специализированной охраной.
15. Выход больных с территории СПТО и прогулочного двора разрешается для проведения лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий в сопровождении охраны и медицинского персонала.
16. Служба охраны организует контрольно-пропускной режим и обеспечивает наружную и внутреннюю охрану.
17. Доступ в СПТО разрешается персоналу, администрации и дежурному врачу.
18. Сотрудники службы охраны оказывают содействие медицинскому персоналу в профилактике и пресечении противоправных действий лиц, находящихся на принудительном лечении.
19. Взаимодействие медицинского персонала и сотрудников охраны осуществляется на основе договора заключаемого между ПТО и службой охраны.
20. При поступлении в СПТО осуществляется:
1) первичный осмотр и санитарная обработка больных туберкулезом;
2) осмотр лечащим врачом в течение первых суток с обязательным назначением необходимого обследования и лечения в соответствии со стандартами диагностики и лечения;
3) необходимое дополнительное клиническое обследование для установления классификации, степени тяжести заболевания, а также определения, выбора и применения соответствующих методов лечения;
4) оформление истории болезней и учетных форм на каждого больного, в которые вносятся данные, отражающие динамику проводимого курса лечения.
21. После окончания принудительного лечения история болезни завершается выписным эпикризом, проверяется и подписывается руководством СПТО, сдается в архив.
Учетные формы передаются в ПТО для продолжения поддерживающей фазы лечения в амбулаторных условиях или в стационаре.
22. Администрация СПТО обеспечивает санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим, а также организует и проводит профилактическую и санитарно-гигиеническую работу среди больных, находящихся на принудительном лечении.
23. В СПТО создаются условия для раздельного содержания больных по половому признаку, с учетом данных микроскопии и теста лекарственной чувствительности на момент госпитализации и в процессе лечения в отдельных корпусах или помещениях, конструктированных эффективно функционирующими шлюзами.
24. Руководство СПТО, осуществляет проверку правильности оформления документов на больных, поступивших в СПТО для принудительного лечения, ведет персональный и количественный учет больных, находящихся в СПТО, с ведением регистрационного журнала, а также:
1) осуществляет отчетность об их численности, составе и движении больных;
2) оформляет материалы на лиц, выбывших из СПТО:
по завершению лечения;
в связи со смертью;
3) организует проведение правовой пропаганды и пропаганды здорового образа жизни.
25. Принудительное лечение больных туберкулезом, в том числе М/ШЛУ ТБ продолжается до завершения полного курса лечения с благоприятными исходами "вылечен" или "лечение завершено".
26. При исходе "неудача лечения", больные М/ШЛУ ТБ подлежат переводу в специализированные противотуберкулезные организации или отделения для паллиативного лечения (далее – СПТО/ПЛ).
27. Больной, у которого при нахождении в СПТО установлен МЛУ ТБ, представляется на ЦВКК для назначения соответствующего лечения в условиях СПТО с соблюдением мер инфекционного контроля.
28. Сокращение срока принудительного лечения проводится при достижении конверсии мазка мокроты и соблюдении пациентом полной приверженности к непосредственному контролируемому лечению (далее – НКЛ).
29. Решение о сокращении срока принудительного лечения рассматривается на ЦВКК по представлению врачебно-консультативной комиссии СПТО.
30. Выписка больных из СПТО проводится в плановом порядке.
31. В течение 10 календарных дней до выписки из СПТО больного, завершившего полный курс лечения с благоприятным исходом, лечащим врачом и заведующим отделением уточняется информация об условиях дальнейшего диспансерного наблюдения.
32. При направлении на диспансерное наблюдение больного с благоприятным исходом лечения в диспансерные отделы ПТО передаются медицинские карты по форме ТБ 01/у "Медицинская карта больного туберкулезом" или по форме ТБ 01/у - категория IV "Медицинская карта больного туберкулезом категории IV", утвержденные приказом исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан от 23 ноября 2010 года № 907, зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 6697 (далее – Приказ МЗ РК № 907), последняя рентгенограмма и выписка из медицинской карты стационара.
33. В течение 10 календарных дней до перевода больного, досрочно выписываемого из СПТО по решению ЦВКК на амбулаторное лечение, лечащим врачом и заведующим отделением уточняется информация об условиях продолжения лечения: месте проведения НКЛ, наличии ПТП, возможности диагностики и лечения побочных реакций, виде оказания социальной помощи.
34. За 10 календарных дней до перевода на амбулаторное лечение больной, принимающий противотуберкулезные препараты (далее – ПТП) в дробном режиме, переводится на однократный прием, за исключением ПТП
35. При направлении на амбулаторное лечение в кабинет НКЛ ПТО или ПМСП передаются последняя рентгенограмма, выписка из медицинской карты стационара, медицинские карты по форме ТБ 01/у "Медицинская карта больного туберкулезом" или по форме ТБ 01/у - категория IV "Медицинская карта больного туберкулезом категории IV", утвержденные Приказом МЗ РК № 907.
36. В течение 10 календарных дней до выписки из СПТО больного, завершившего лечения с исходом "неудача лечения", лечащим врачом и заведующим отделением уточняется информация об условиях дальнейшего паллиативного лечения в СПТО/ПЛ.
37. В СПТО/ПЛ больной переводится на специализированном медицинском транспорте по предварительному согласованию с принимающей стороной.
38. При направлении больного в СПТО/ПЛ передаются последняя рентгенограмма и выписка из медицинской карты стационара.
39. Медицинская карта ТБ01 категория IV больного, переведенного в СПТО/ПЛ, направляется в диспансерный отдел ПТО по месту жительства.
40. Диспансерное наблюдение больных туберкулезом и М/ШЛУ ТБ, закончивших полный курс лечения или выписанных из СПТО для продолжения лечения по месту жительства, проводится согласно Инструкции по организации и осуществлению профилактических мероприятий по туберкулезу, утвержденной приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 22 августа 2014 года № 19, зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 9772.
Приложение |
к Правилам принудительного |
лечения больных туберкулезом |
в специализированных |
противотуберкулезных |
организациях и их выписки |
В суд области, городов Астаны, Алматы
Гражданин (ка) ______________________________________________________
(фамилия имя отчество (при его наличии) пациента/законного
представителя) _______________________________________ дата рождения,
проживающий (ая) по адресу: ______________________________, состоящий
на диспансерном учете с "____" ________ ______ года, с
Сопутствующее заболевание ___________________________________________
Анамнез заболевания _________________________________________________
Больной (ая) ________________________________________________________
(описываются факты отказа или уклонения от лечения)
Заключение ЦВКК _____________________________________________________
На основании изложенного, в соответствии со статьей 107 Кодекса
Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года "О здоровье народа
и системе здравоохранения"
Направить на принудительное лечение в СПТО __________________________
больного (ую) ______________________________________________________.
Читайте также:
- Как не заболевают туберкулезом сотрудники фсин
- Какие головные боли при туберкулезе
- Детский туберкулезный диспансер зеленая 1
- Могу ли я при туберкулезе отказаться от стационарного лечения
- Лечебно исправительные учреждения туберкулезные
Copyright © Иммунитет и инфекции