О туберкулезе три товарища

Он прошел по темному двору, сел в такси и уехал. Кестер и я посидели еще немного вдвоем.

— Неудача, Отто, — сказал я. — Что-то в последнее время у нас чертовски много неудач.

— Я приучил себя думать не больше, чем это строго необходимо, — ответил Кестер. — Этого вполне достаточно. Как там в горах?

— Если бы не туберкулез, там был бы сущий рай. Снег и солнце.

Он поднял голову:

— Снег и солнце. Звучит довольно неправдоподобно, верно?

— Да. Очень даже неправдоподобно. Там, наверху, всё неправдоподобно.

Он посмотрел на меня:

— Что ты делаешь сегодня вечером?

Я пожал плечами:

— Надо сперва отнести домой чемодан.

— Мне надо уйти на час. Придешь потом в бар?

— Приду, конечно, — сказал я. — А что мне еще делать?

Я съездил на вокзал за чемоданом и привез его домой. Я постарался проникнуть в квартиру без всякого шума — не хотелось ни с кем разговаривать. Мне удалось пробраться к себе, не попавшись на глаза фрау Залевски. Немного посидел в комнате. На столе лежали письма и газеты. В конвертах были одни только проспекты. Да и от кого мне было ждать писем? "А вот теперь Пат будет мне писать", — подумал я.

Вскоре я встал, умылся и переоделся. Чемодан я не распаковал, — хотелось, чтобы было чем заняться, когда вернусь. Я не зашел в комнату Пат, хотя знал, что там никто неживет. Тихо, прошмыгнув по коридору, я очутился на улице и только тогда вздохнул свободно.

— Да, — ответил я. — В конце концов люди всегда возвращаются обратно.

Роза и остальные девицы сидели вокруг большого стола. Собрались почти все: был перерыв между первым и вторым патрульным обходом.

— Мой бог, Роберт! — сказала Роза. — Вот редкий гость!

— Только не расспрашивай меня, — ответил я. — Главное, что я опять здесь.

— То есть как? Ты собираешься приходить сюда часто?

— Не расстраивайся, — сказала она и посмотрела на меня. — Всё проходит.

— Правильно, — подтвердил я. — Это самая верная истина на свете.

— Ясно, — подтвердила Роза. — Лилли тоже могла бы порассказать кое-что на этот счет.

— Лилли? — Я только теперь заметил, что она сидит рядом с Розой. — Ты что здесь делаешь? Ведь ты замужем и должна сидеть дома в своем магазине водопроводной арматуры.

Лилли не ответила.

— Магазин! — насмешливо сказала Роза. — Пока у нее еще были деньги, всё шло как по маслу. Лилли была прекрасна. Лилли была мила, и ее прошлое не имело значения. Всё это счастье продолжалось ровно полгода! Когда же муж выудил у нее всё до последнего пфеннига и стал благородным господином на ее деньги, он вдруг решил, что проститутка не может быть его женой. — Роза задыхалась от негодования. — Вдруг, видите ли, выясняется: он ничего не подозревал и был потрясен, узнав о ее прошлом. Так потрясен, что потребовал развода. Но денежки, конечно, пропали.

— Сколько? — спросил я.

— Четыре тысячи марок! Не пустяк! Как ты думаешь, со сколькими свиньями ей пришлось переспать, чтобы их заработать?

— Четыре тысячи марок, — сказал я. — Опять четыре тысячи марок. Сегодня они словно висят в воздухе.

Роза посмотрела на меня непонимающим взглядом. — Сыграй лучше что-нибудь,

— сказала она, — это поднимет настроение.

— Ладно, уж коль скоро мы все снова встретились.

Я сел за пианино и сыграл несколько модных танцев. Я играл и думал, что денег на санаторий у Пат хватит только до конца января и что мне нужно зарабатывать больше, чем до сих пор. Пальцы механически ударяли по клавишам, у пианино на диване сидела Роза и с восторгом слушала. Я смотрел на нее и на окаменевшую от страшного разочарования Лилли. Ее лицо было более холодным и безжизненным, чем у мертвеца.

Раздался крик, и я очнулся от своих раздумий. Роза вскочила. От ее мечтательного настроения не осталось и следа. Она стояла у столика, вытаращив глаза, шляпка съехала набок, в раскрытую сумочку со стола стекал кофе, вылившийся из опрокинутой чашки, но она этого не замечала.

— Артур! — с трудом вымолвила она. — Артур, неужели это ты?

Я перестал играть. В кафе вошел тощий вертлявый тип в котелке, сдвинутом на затылок. У него был желтый, нездоровый цвет лица, крупный нос и очень маленькая яйцевидная голова.

— Артур, — снова пролепетала Роза. — Ты?

— Ну да, а кто же еще? — буркнул Артур.

— Боже мой, откуда ты взялся?

— Откуда мне взяться? Пришел с улицы через дверь.

Хотя Артур вернулся после долгой разлуки, он был не особенно любезен. Я с любопытством разглядывал его. Вот, значит, каков легендарный кумир Розы, отец ее ребенка. Он выглядел так, будто только что вышел из тюрьмы. Я не мог обнаружить в нем. ничего, что объясняло бы дикую обезьянью страсть Розы. А может быть, именно в этом и был секрет. Удивительно, на что только могут польститься эти женщины, твердые как алмаз, знающие мужчин вдоль и поперек.

Не спрашивая разрешения, Артур взял полный стакан пива, стоявший возле Розы, и выпил его. Кадык на его тонкой, жилистой шее скользил вверх и вниз, как лифт. Роза смотрела на него и сияла. — Хочешь еще? — спросила она.

— Конечно, — бросил он. — Но побольше.

— Алоис! — Роза радостно обратилась к кельнеру. — Он хочет еще пива!

— Вижу, — равнодушно сказал Алоис и наполнил стакан.

— А малышка! Артур, ты еще не видел маленькую Эльвиру!

— Послушай, ты! — Артур впервые оживился. Он поднял руку к груди, словно обороняясь. — Насчет этого ты мне голову не морочь! Это меня не касается! Ведь я же хотел, чтобы ты избавилась от этого ублюдка. Так бы оно и случилось, если бы меня не… — Он помрачнел. — А теперь, конечно, нужны деньги и деньги.

— Не так уж много, Артур. К тому же, это девочка.

— Тоже стоит денег, — сказал Артур и выпил второй стакан пива. — Может быть, нам удастся найти какуюнибудь сумасшедшую богатую бабу, которая ее удочерит. Конечно,за приличное вознаграждение. Другого выхода не вижу.



К Всемирному дню борьбы с туберкулезом

(24 марта 2019 года).

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, МУЗЫКИ,

ЖИВОПИСИ И МОДЫ.

Тогда человек, больной туберкулезом, был обречен. Здесь уместно вспомнить о том, что страшная болезнь не щадила талантливых людей: писателей, художников, поэтов. В скорбном списке – В.Г.Белинский, Н.И. Добролюбов, А.В. Кольцов, И.С. Никитин, А.Е. Варламов, С.Я. Надсон, Ф.А. Васильев, М.К. Башкирцева, ставшие жертвами чахотки в расцвете творческих сил.



Фото. Белинский В. Г. (1811-1848). Фото. Добролюбов Н.И.(1836-1861).



Фото. Кольцов А.В. (1809-1842). Фото. Никитин И.С. (1824-1861).




Фото.Варламов А.Е. (1801-1846). Фото. Надсон С.Я. (1862-1887).



Фото. Васильев Ф.А. (1850-1873). Фото. Башкирцева М.К. (1858-1884).

В те времена она чаще всего была скоротечной. Есть предположение, что с подозрением на неё был отправлен в лазарет юный С.А. Есенин.


Фото. Есенин С.А. (1895-1925).

Польский писатель Г.Сенкевич, у которого чахотка забрала жену, создал фонд, поддерживавший писателей, болевших туберкулезом.


Фото. Г. Сенкевич (1846-1916).




Фото. А. Дюма (1824-1895). Фото. А. Мюрже (1822-1861).



Фото. Д. Верди (1813-1901). Фото. Д. Пуччини (1858-1924).

Но уже в конце Х1Х века стало известно, что туберкулез – это инфекционное заболевание, вызываемое палочкой Коха.

Иногда, читая произведения великих писателей, мы не замечаем, что они затрагивают проблему заболевания туберкулезом.




Фото. Достоевский Ф.М. (1821-1881). Фото. Толстой Л.Н. (1828-1910).



Фото. Оноре де Бальзак (1799-1850). Фото. Эрих Мария Ремарк (1898-1970)


Фото. Томас Манн (1875-1855).


Фото. Федин К.А. (1892-1977).


Фото. Димна Кьюсак (1902-1981).


Фото. Чехов А.П. (1860-1904).

Личные переживания авторов, которые были больны сами

или у них болели близкие, помогали в изображении правдивых характеров в их произведениях. Именно из-за этих случаев писатели так откровенно упоминали в своих

творениях эту болезнь и талантливое перо не изменяло великим писателям даже при описании страданий больных туберкулезом.

Например, Лев Николаевич Толстой создал портреты больных под впечатлением смерти от туберкулеза своих братьев Дмитрия и спустя несколько лет Николая. Великий писатель видел очень тяжелых больных, так как сам не раз лечился кумысом в самарских степях.

На 31-ом году жизни от этой болезни умер брат А.П. Чехова Николай. Туберкулез прервал и жизненный путь и самого А.П. Чехова в возрасте 44 лет.

Ни одна болезнь не получила столь широкого отражения в художественной литературе, как туберкулез. Каждый пример, тем более, если он не вымышлен, а взят из реальной ситуации, это маленький, но шаг к пониманию туберкулеза. Художественная литература как ничто другое образно раскрывает клиническую картину болезни. Какова же была истинная картина заболеваемости и смертности от туберкулеза в те времена? Какими знаниями обладали врачи в области путей передачи инфекции и основных методах лечения туберкулеза? Ответы на эти вопросы мы находим в произведениях художественной литературы.

Из этого можно сделать вывод, что литература - ещё и большой помощник медицины в пропаганде гигиенических знаний среди населения.

Туберкулез и мода.


Фото. Портрет Мари Дюплесси.

Возможно, это покажется странным, но Викторианцы романтизировали заболевание и его последствия, выделяя эффекты, порожденные слабостью больной молодежи.

И, как полагают ученые, поскольку туберкулез был распространен, он продолжал удерживать свои позиции в моде.

Среди высшего класса девичьей привлекательностью считались тонкость и бледность кожи, которые являются результатом потери веса и отсутствия аппетита, вызванного заболеванием.

Чахоточный шик пришел из середины 1800 годов, когда модные корсеты создавали длинные талии, а объемные юбки ещё более подчеркивали болезненную хрупкость женских фигур. Женщины среднего и высшего класса использовали косметику, чтобы подчеркнуть бледность кожи.

Во второй половине Х1Х века произошло радикальное переосмысление туберкулеза, когда в 1882 году Роберт Кох

объявил, что он открыл бактерии, вызывающие заболевание. Открытие Коха помогло микробной теории убедить врачей, что туберкулез заразен.

Врачи стали порицать волочащиеся юбки, считая их виновницами поднимающейся пыли, в которой гнездятся бактерии туберкулеза, в результате чего болезнь приходила в дом.

Тема туберкулеза в живописи.


Фото. Поленов В.Д. (1844-1927).


Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825)-русский художник, выдающийся мастер- портретист. Его знаменитый портрет М.И. Лопухиной - эталон портретной живописи русского романтизма.


Фото. Боровиковский В.Л.(1757-1825).


М.И. Лопухина была больна туберкулезом и вскоре после написания портрета скончалась. Но художник использовал внешние признаки тяжелой болезни на благо образа своей героини. В близкой смерти обретается чарующая непознаваемая красота, а прозрачность её тела кажется вот-вот обнажит саму душу.

Известное стихотворение Якова Полонского к «Портрету

лишь в 1913 году:

« Она давно прошла, и нет уже тех глаз

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье – тень любви, и мысли – тень печали,

Но красоту её Боровиковский спас.

Так часть души её от нас не улетела,

И будет этот взгляд и эта прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать,

Многие художники сами страдали от туберкулеза.

Так, Перов Василий Григорьевич (1834-1882) – русский художник-передвижник. Один из организаторов Товарищества передвижников. Зрелый мастер бытового жанра, тонкий пейзажист, автор выдающихся портретов.

В 1874 году художник узнает, что болен чахоткой, излечить которую тогда было практически невозможно.

В 1882 году после тяжелой мучительной болезни художник скончался.


Фото. Перов В.Г. (1834-1882).

Итальянский художник и скульптор, представитель импрессионизма Амадео Модильяни (1884-1920).


Фото. Амадео Модильяни(1884-1920).

В 1917 году Амадео Модильяни знакомится с молодой французской художницей Жанной Эбютерн, которая стала его любимой натурщицей, музой и истинным другом. В 1918 году пара переезжает в Ниццу, где у них рождается дочь. В 1919 году, полные новых планов и идей, они возвращаются в Париж. Но стремительное развитие болезни (у Амадео Модильяни был туберкулез) рушит все их планы. В 1920 году художник умирает в больнице для бездомных.

Узнав о смерти любимого, Жанна, ждавшая на тот момент второго ребенка, выбросилась из окна 6-го этажа.


Проблема туберкулеза остается актуальной и в наши дни.

Несмотря на то, что изменились условия жизни людей, разработаны методы профилактики и лечения туберкулеза, однако, по-прежнему тысячи людей во всем мире ежегодно заболевают этой тяжелой инфекцией и погибают от неё. В результате бесконтрольного употребления антибиотиков возникли лекарственно устойчивые формы туберкулеза, трудно поддающиеся лечению. Туберкулез поражает в настоящее время не только малоимущих, но и весьма обеспеченных и успешных людей.

А как же литература, живопись, музыка, мода?

При подготовке данного материала были использованы материалы, взятые из открытых источников.

Туберкулез - одна из самых часто описываемых болезней в художественной литературе. По произведениям, герои которых страдали этим недугом, можно изучать течение болезни.

В этой подборке хотелось бы собрать книги,в которых дано довольно подробное (не в двух словах) описание болезни.
Пожалуйста, если вы добавляете книгу, не забывайте писать пояснение - кто из героев страдает от этой болезни. Приветствуются характерные цитаты. В противном случае книга может быть просто удалена.


ISBN: 978-5-389-04926-0
Год издания: 2013
Издательство: Азбука-Аттикус
Серия: Мировая классика
Язык: Русский

Чахоткой болеет Катерина Ивановна Мармеладова:

Тут смех опять превратился в нестерпимый кашель, продолжавшийся пять минут. На платке осталось несколько крови, на лбу выступили капли пота. Она молча показала кровь Раскольникову и, едва отдыхнувшись, тотчас же зашептала ему опять с чрезвычайным одушевлением и с красными пятнами на щеках

Dea_Capricious 19 марта 2015 г., 17:27


ISBN: 978-5-17-062998-5, 978-5-403-02755-7
Год издания: 2010
Издательство: АСТ, АСТ Москва, АСТ/Астрель
Серия: Золотая классика
Язык: Русский

История об обитателях дорогого туберкулезного санатория в Швейцарских Альпах

Dea_Capricious 19 марта 2015 г., 17:42


ISBN: 5-87107-098-1
Год издания: 2007
Издательство: Комсомольская правда
Серия: Книжная коллекция "КП"
Язык: Русский

От чахотки страдает главный герой - Рафаэль.

Но тут он вдруг закашлялся тем глубоким и гулким кашлем, что как будто исходит из гроба, зловещим кашлем, от которого больные бледнеют и их бросает в дрожь и в пот, — до такой степени напрягаются у них все нервы, сотрясается тело, утомляется спинной мозг и наливаются тяжестью кровеносные сосуды.

Dea_Capricious 19 марта 2015 г., 17:26


ISBN: 978-5-17-063243-5, 978-5-403-02754-0
Год издания: 2010
Издательство: АСТ, АСТ Москва
Серия: Русская классика
Язык: Русский

Чахотка у Николая Левина и у художника Петрова.

Брат лег и - спал или не спал, но, как больной, ворочался, кашлял и, когда не мог откашляться, что-то ворчал. Иногда, когда он тяжело вздыхал, он говорил: "Ах, боже мой!" Иногда, когда мокрота душила его, он с досадой выговаривал: "А! черт!"

Dea_Capricious 19 марта 2015 г., 17:29


ISBN: 978-5-17-063241-1
Год издания: 2009
Издательство: АСТ
Серия: Русская классика
Язык: Русский

Герой рассказа "Черный монах" - Коврин

У него шла горлом кровь. Он плевал кровью, но случалось раза два в месяц, что она текла обильно, и тогда он чрезвычайно слабел и впадал в сонливое состояние. Эта болезнь не особенно пугала его, так как ему было известно, что его покойная мать жила точно с такою же болезнью десять лет, даже больше; и доктора уверяли, что это не опасно, и советовали только не волноваться, вести правильную жизнь и поменьше говорить.

22 июня 1898 года родился Эрих Мария Ремарк – один из самых популярных зарубежных авторов среди читателей СССР и позже России, где его знают и любят едва ли не больше, чем на родине в Германии. Его герои – потерянные романтики, не способные устроиться в послевоенном мире с его потребительским безумием и жаждой развлечений – часто были похожи на самого писателя, в 18 лет попавшего на фронт и вернувшегося убежденным пацифистом. А женщин, которых любили мужественные и благородные герои Ремарка, он наделял чертами собственных возлюбленных, отношения с которыми были подчас мучительными.

В то время как современники зачитывались Ремарком и расхватывали на цитаты его "Триумфальную арку" и "Трех товарищей", писатели и критики зачастую относились к нему снисходительно, считая самого автора чересчур сентиментальным, а его романы – компромиссом между серьезной литературой и повседневным чтивом. Это хоть и обижало Ремарка, но не помешало ему остаться одним из самых читаемых немецких и европейских писателей XX века, а излишняя, по мнению критиков, сентиментальность подкупала своей искренностью – личная жизнь писателя была не менее драматичной, чем у героев его романов.

Самым громким – и самым тяжелым – романом Ремарка стали отношения с Марлен Дитрих, которые критики окрестили "величайшим романом XX века". Но в жизни писателя были и другие красивые и знаменитые женщины, которым поклонники писателя обязаны запоминающимися женскими типажами из его книг.

Одна из любимых ремарковских героинь – очаровательная Пат, возлюбленная главного героя романа "Три товарища" Роберта Локампа. На образ хрупкой, больной туберкулезом девушки писателя вдохновила танцовщица Илзе Ютта Замбона, которая в 1925 году стала первой женой Ремарка. Она и правда будто сошла со страниц романа – беззащитная холодная красавица, очень худая из-за чахотки, приковывавшая к себе все взгляды на берлинских светских приемах.

На момент встречи с Ремарком Илзе находилась в процессе развода с первым мужем. Замбона и Ремарк, элегантно одевавшийся, друживший с известными автогонщиками и раздававший новым знакомым визитные карточки с изображением короны, походили на парочку щеголей и не пропускали ни одного концерта или премьеры в театре. Однако союз двух молодых, не лишенных самолюбования людей оказался довольно легкомысленным: совсем скоро после свадьбы каждый из них стал заводить непродолжительные романы, не скрывая их друг от друга и по-прежнему продолжая появляться вместе в ресторанах и на приемах. Брак Замбоны и Ремарка продлился четыре года, но в 1938 году писатель вновь женился на Илзе, чтобы помочь ей выбраться из фашистской Германии в Швейцарию, где к тому моменту обосновался он сам. Спустя еще два года Ремарк добился для Илзе Ютты разрешения на проживание в США. Такое благородство было свойственно Ремарку в отношении всех его возлюбленных – до конца жизни он поддерживал связь с первой женой и, хотя они больше не жили вместе, развелся с ней только в 1957 году, выплатив ей 25 тысяч долларов, назначив пожизненное содержание и завещав еще 50 тысяч долларов.

Если узнать Илзе Ютту в Пат Хольман могут те, кто достаточно хорошо знаком с жизнью Ремарка, то прототип Жоан Маду очевиден каждому, кто хоть что-то знает о писателе. Возлюбленная доктора Равика из "Триумфальной рамки", доводившая главного героя до отчаяния, унаследовала характер Марлен Дитрих. "Ремарк изображает меня хуже, чем я есть, чтобы интереснее подать себя, и добивается желаемого эффекта. Я намного интереснее его героини", - писала Дитрих мужу Рудольфу Зиберу после выхода романа.

Эрих Мария Ремарк и Марлен Дитрих познакомились в 1937 году во время Венецианского кинофестиваля. Дитрих была в браке с продюсером Рудольфом Зибером, который остался ее мужем до конца жизни. Супруги не жили вместе, а любовница Зибера была практически членом семьи. Дитрих такое положение дел более чем устраивало: прикрываясь замужеством, она могла завершать свои многочисленные романы.


Из Венеции они отправились в Париж, затем в Антиб, после чего Дитрих вернулась в Голливуд, оставив Ремарка наедине с выпивкой и печатной машинкой. Приближение Второй мировой войны, неизбежность которой была уже очевидна, вскоре заставило эмигрировать и писателя. В США Ремарк поселился в доме напротив особняка Дитрих, но их отношения становились все более болезненными для писателя. Актриса блистала на экране и на вечеринках, а Ремарк, неспособный порвать с ней и сознававший унизительность своего положения, вынужден был жить отшельником и все глубже погружаться в депрессию.

В одном из поздних интервью актриса назвала Ремарка "самой большой любовью" своей жизни, но их отношения, продолжавшиеся с перерывами до 1958 года, никак нельзя было назвать идиллией: Дитрих то проводила с Ремарком все свое время, то кидалась в объятия очередных мужчин и женщин, подогревая их интерес светскими выходами с популярным писателем. Ремарк не мог не понимать, что любимая его использует, но предпочитал не замечать этого, чтобы иметь возможность находиться рядом с Дитрих. Пока любвеобильная Марлен бросалась в очередной омут, Ремарк не расставался с бутылкой, изливал страдания в рукописи и писал любимой письма, полные нежности. Дитрих изредка отвечала ему, называя своим единственным возлюбленным – впрочем, Ремарк уже вряд ли этому верил.

"Мой ангел с западного окна, светлый сон! Золотой, зеленоокий мой! Мой странник, мой маленький путешественник, мой труженик, вечно зарабатывающий деньги! Всегда ли ты тепло одета? Заботится ли кто-то о тебе? Пожалуйста, не забывай свои перчатки, а то твои хрупкие пальцы совсем замерзнут… Любимая – я не знаю, что из этого выйдет, и я нисколько не хочу знать этого. Не могу себе представить, что когда-нибудь я полюблю другого человека. Я имею в виду — не так, как тебя, я имею в виду — пусть даже маленькой любовью", - писал Ремарк.

Избавиться от наваждения Ремарку помогла другая актриса, "излучавшая жизнь" Полетт Годдар, с которой он познакомился в 1951 году. "Все нормально. Нет неврастении. Нет чувства вины. Полетт хорошо на меня действует", - писал он, работая над романом "Искра жизни". Вместе с Годдар Ремарк решился съездить на родину в Германию, где не был около 30 лет.

Узнав о новом романе Ремарка, Дитрих не преминула предупредить его о корыстных намерениях Полетт, которую, по мнению Марлен, интересовала лишь дорогая коллекция предметов искусства, принадлежавшая писателю. В ответ Ремарк предложил Дитрих выйти за него замуж, и, получив отказ, в 1958 году женился на Годдар.

Мрачный взгляд на жизнь, которым Ремарк был обязан отношениям с Дитрих, сменил вновь обретенный им вкус к жизни, а вместо дневника, в котором он описывал свою депрессию, он теперь сочинял романтические письма жене, которые заканчивал словами: "Твой вечный трубадур, муж и поклонник". Рядом с Полетт Ремарк, наконец, смог плодотворно работать и посвятил ей романы "Черный обелиск" и "Время жить и время умирать".


Ремарк умер в 1970 году. Три главные женщины в его жизни пережили писателя, но даже после его смерти они не перестали соперничать: цветы, которые Дитрих прислала на похороны, Полетт Годдар так и не положила на могилу мужа.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции