Новый приказ по туберкулезу 2020

О внесении изменений
в Положение об аккредитации специалистов,
утвержденное приказом Министерства здравоохранения РФ
№ 334н от 2 июня 2016 года

Приказываю:

Внести изменения в Положение об аккредитации специалистов, утвержденное приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 334н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 июня 2016 г., регистрационный № 42550), с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2016 г. № 974н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 января 2017 г., регистрационный № 45180), от 19 мая 2017 г. № 234н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 июня 2017 г., регистрационный № 46991), от 26 апреля 2018 г. № 192н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 мая 2018 г., регистрационный № 51153) и от 24 мая 2019 г. № 326н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 июня 2019 г., регистрационный № 54947), согласно приложению.

И.о. Министра
В.И. Скворцова

Изменения, которые вносятся в Положение об аккредитации специалистов, утвержденное приказом Министерства здравоохранения РФ от 2 июня 2016 г. № 334н

1. Пункт 33 изложить в следующей редакции:

«33. Аккредитация специалиста проводится путем последовательного прохождения аккредитуемым ее этапов.

Первичная аккредитация включает следующие этапы:

Первичная специализированная аккредитация лиц, имеющих среднее медицинское или среднее фармацевтическое образование, включает

  • тестирование;
  • оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях;
  • решение ситуационных задач (для лиц, получивших после 1 января 2020 г. среднее медицинское образование, на которых могут быть возложены отдельные функции лечащего врача в соответствии с частью 7 статьи 70 Федерального закона № 323-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724).

Первичная специализированная аккредитация лиц, имеющих высшее медицинское или высшее фармацевтическое образование, включает следующие этапы:

  • тестирование;
  • оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях и (или) решение ситуационных задач (далее - практико-ориентированный этап).

Периодическая аккредитация включает в себя один этап - оценку портфолио.

3. Дополнить пунктами 43 1 и 43 2 следующего содержания:

«43 1 . Комплектование набора практических заданий в целях оценки практических навыков (умений) в симулированных условиях и ситуационных задач в рамках проведения практико-ориентированного этапа осуществляется с использованием информационных систем автоматически из Единой базы оценочных средств.

Число практических заданий и ситуационных задач в рамках проведения практико-ориентированного этапа устанавливается отдельно для каждой медицинской или фармацевтической специальности Координационным советом Министерства здравоохранения Российской Федерации по кадровой политике по предложению Методического центра аккредитации специалистов. При этом суммарное число практических заданий и ситуационных задач для каждой медицинской или фармацевтической специальности должно быть не менее пяти.

На выполнение одного практического задания одному аккредитуемому отводится 10 минут.

На решение одной ситуационной задачи, содержащей 12 вопросов, одному аккредитуемому отводится 30 минут.

43 2 . Результат выполнения практико-ориентированного этапа формируется с использованием информационных систем автоматически на основании процента правильно выполненных практических действий от общего количества практических действий в практических заданиях и правильных ответов на вопросы, содержащиеся в ситуационных задачах.

На основании результата выполнения практико-ориентированного этапа аккредитационная подкомиссия оценивает результат прохождения аккредитуемым данного этапа аккредитации как:


Уважаемые читатели! Информируем Вас о том, что Минздравом России утвержден новый Порядок диспансерного наблюдения за больными туберкулезом, лицами, находящимися или находившимися в контакте с источником туберкулеза, а также лицами с подозрением на туберкулез и излеченными от туберкулеза (Приказ Минздрава России от 13.03.2019 № 127н) (далее – Порядок № 127н).

В соответствии с указанным порядком диспансерному наблюдению подлежат (п. 3 Порядка № 127н):

  1. Больные туберкулезом – т.е. больные активной формой туберкулеза;
  2. Лица с подозрением на туберкулез – т.е. лица, у которых при оказании медицинской помощи или проведении медицинского осмотра, диспансеризации выявлены признаки возможного заболевания туберкулезом, при наличии которых требуется проведение дополнительного обследования указанных лиц и (или) установление диспансерного наблюдения;
  3. Лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником туберкулеза , - т.е. лица, которые по месту жительства, месту пребывания (нахождения), месту работы или учебы, месту отбывания наказания либо в месте содержания под стражей состоят или состояли в контакте с больным туберкулезом или с больным туберкулезом сельскохозяйственным животным.
  4. Лица, излеченные от туберкулеза.

Напомним, что в настоящее время Порядок диспансерного наблюдения за больными туберкулезом утвержден Постановлением Правительства РФ от 25.12.2001 № 892 (далее – Порядок № 892).

В соответствии с Порядком № 892 диспансерное наблюдение устанавливается за следующими категориями лиц:

  • Больные активной формой туберкулеза (в течение первых 3 лет после излечения);
  • Больные с неуточненной формой активности туберкулезного процесса;
  • Дети и подростки, впервые инфицированные микобактериями туберкулеза, с гиперергическими и нарастающими реакциями на туберкулин;
  • Дети, у которых возникли осложнения на введение противотуберкулезной вакцины.

Кроме того, некоторые общие нормы о диспансерном наблюдении за больными туберкулезом предусмотрены в п. 16 и 17 Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом, утв. Приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 932н (далее – Порядок № 932н).

В связи с этим и был утвержден Порядок № 127н, который обновил правила диспансерного наблюдения туберкулезного профиля с учетом новых требований ФЗ № 77-ФЗ. Однако пока что неясно, когда именно вступит в силу и начнет применяться Порядок № 127н.

Указанное связано с тем, что Порядок № 127н вступает в силу с даты вступления в силу постановления Правительства РФ о признании утратившим силу Порядка № 892 ( п. 3 Приказа Минздрава России от 13.03.2019 № 127н ). Но, на сегодняшний день, такое постановление еще не утверждено и неизвестно, когда именно это произойдет.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что с момента вступления в силу Порядка № 127н п. 16 и 17 Порядка № 932н будут признаны утратившими силу .

Добровольное и недобровольное диспансерное наблюдение в отношении больных туберкулезом

В первую очередь следует отметить, что согласно Порядку № 127н диспансерное наблюдение в отношении больных туберкулезом так же, как и сейчас, будет устанавливаться независимо от их согласия /согласия их законных представителей * (указанное соответствует нормам ФЗ № 77-ФЗ) .

А в отношении остальных категорий лиц (т.е. лиц, находящихся/находившихся в контакте с источником туберкулеза, с подозрением на туберкулез и излеченных от туберкулеза) диспансерное наблюдение по Порядку № 127н будет возможно устанавливать исключительно при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство (п. 4 Порядка № 127н).

* Обращаем внимание, что несмотря на то, что возможность устанавливать диспансерное наблюдение за больными туберкулезом без их согласия (далее – недобровольное ДН) уже давно задекларирована на законодательном уровне, на практике это сделать достаточно затруднительно.

Указанное связано, в первую очередь, с тем, что для того, чтобы за лицом могло быть установлено недобровольное ДН, необходимо, чтобы ему предварительно был диагностирован туберкулез в активной форме.

В действующем же российском законодательстве не предусмотрено оснований и порядка недобровольного медицинского обследования лица с подозрением на туберкулез для верификации или опровержения диагноза (за исключением отдельных случаев, например, когда на туберкулез обязательно обследуются заключенные или, когда речь идет об обследованиях лиц в очагах туберкулеза в случаях угрозы возникновения и распространения туберкулеза) .

В связи с указанным на практике возникает ситуация, когда лицо, у которого подозревается туберкулез (такое подозрение может, например, возникнуть у врача при осмотре пациента и обнаружении симптомов туберкулеза) , не может быть принудительно направлено на медицинское обследование для точной постановки диагноза и дальнейшего установления за ним диспансерного наблюдения. Такое медицинское обследование, как было отмечено, по общему правилу, может быть проведено только при наличии согласия указанного лица.

Это, в свою очередь, приводит к ситуации, когда лицо, возможно болеющее открытой формой туберкулеза, не ставится под диспансерное наблюдение и не получает необходимого лечения, что, соответственно, создает угрозу заражения других лиц.

В связи с этим, теоретически прокурор может обратиться с исковым заявлением (в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ) в целях принуждения лица с подозрением на туберкулез к прохождению медицинского обследования для достоверного диагностирования туберкулеза. Однако и здесь имеется ряд ограничений, однако мы предпочли не углубляться в них в рамках настоящей статьи.

Однако сложности заканчиваются не только проблемой установления диспансерного наблюдения за больным туберкулезом. Ряд проблем существует и при реализации такого диспансерного наблюдения, если оно все-таки было установлено.

Так, с одной стороны, законодательством предусмотрено, что диспансерное наблюдение за больными туберкулезом является обязательным и, что в отношении лиц, страдающих туберкулезом, допускается производить медицинские вмешательства без их согласия (п. 2 ч. 9 ст. 20 ФЗ № 323-ФЗ и п. 13 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715).

Более того, в КАС РФ предусмотрена возможность недобровольно госпитализировать в медицинскую противотуберкулезную организацию граждан , больных заразной формой туберкулеза и неоднократно нарушавших санитарно-противоэпидемический режим либо умышленно уклонявшихся от обследования в целях выявления туберкулеза или от лечения туберкулеза (административное исковое заявление о такой госпитализации может быть подано руководителем медицинской противотуберкулезной организации, в которой гражданин находится под диспансерным наблюдением, либо прокурором в порядке, предусмотренном главой 31 Кодекса административного судопроизводства РФ).

С другой же стороны механизмы принуждения пациентов в рамках именно диспансерного наблюдения в настоящее время фактически отсутствуют (в соответствии с упомянутой выше главой 31 КАС РФ лицо может быть исключительно госпитализировано в стационар, но не принуждено к прохождению медицинского осмотра или иного медицинского вмешательства в рамках амбулаторного диспансерного наблюдения).

В связи с указанным неясно как на практике реализовывать мероприятия в рамках диспансерного наблюдения, если больной отказывается от этого. Например, неясно, каким образом врач может провести необходимые больному диспансерные приемы (осмотры/консультации) профилактические или лечебные мероприятия в рамках диспансерного наблюдения, если, например, пациент не является в медицинскую организацию в назначенное время или же отказывается открыть дверь своего жилища врачу, пришедшему к пациенту на дом. Таким образом, на сегодняшний день недобровольное ДН, устанавливаемое в отношении больных туберкулезом, не влечет для последних значительного ограничения прав на свободу и личную неприкосновенность.

При этом, конечно же следует учитывать, что само по себе наличие у лица туберкулеза в активной форме все-таки влечет для него определенные социальные сложности. Так, например, наличие у лица активной формы туберкулеза любой локализации является противопоказанием к допуску к работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (а перечень таких работ обширен). Указанное ограничение установлено в п. 48 Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н.

Где и кем будет осуществляться диспансерное наблюдение

В соответствии с п. 5 и 6 Порядка № 127н диспансерное наблюдение будут осуществлять врачи-фтизиатры/врачи-фтизиатры участковые медицинских противотуберкулезных организаций, оказывающих противотуберкулезную помощь в амбулаторных условиях (по месту жительства (месту пребывания), а также по месту отбывания наказания в виде лишения свободы, в местах содержания под стражей). Примечание: в настоящее время Порядок № 892 предусматривает, что диспансерное наблюдение проводится в лечебно-профилактических специализированных противотуберкулезных учреждениях (отделениях, кабинетах) без уточнения условий оказания медицинской помощи. Более того, Порядком № 892 в п. 6 установлена возможность проводить диспансерное наблюдение за больными туберкулезом как на этапах амбулаторного, так и стационарного, а также санаторного лечения.

Перечень функций врачей-фтизиатров/врачей-фтизиатров участковых при проведении диспансерного наблюдения утвержден в п. 10 Порядка № 127н. К таковым, в частности, относятся:

  • Ведение учета пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением;
  • На основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи организация и осуществление проведения диспансерных приемов (осмотров, консультаций), профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий, включая контролируемое лечение пациентов в амбулаторных условиях, в т.ч. на дому, и в условиях дневного стационара;
  • Организация обследования пациента с целью оценки эффективности проводимого курса химиотерапии на основе результатов микроскопии мокроты, посева мокроты и клинико-рентгенологических данных;
  • Направление пациента, находящегося под диспансерным наблюдением, к иным врачам-специалистам и медицинским работникам, в т.ч. медицинскому психологу, для проведения консультаций (при наличии медицинских показаний) и пр.

Законодательная неразбериха

В связи с указанным представляется, что правовую базу, регламентирующую вопросы оказания медицинской помощи врачами-фтизиатрами в рамках диспансерного наблюдения, необходимо привести к единому знаменателю.

Назначение и снятие с диспансерного наблюдения

Предложения по установлению диспансерного наблюдения будут формироваться врачами-фтизиатрами/врачами-фтизиатрами участковыми на основании обследования (которое проводится в соответствии Порядком № 932н) и оформляться в виде эпикриза в медицинской карте пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях (форма № 025/у) (п. 7 Порядка № 127н).

Далее на основании таких предложений врачебной комиссией медицинской противотуберкулезной организации будет приниматься решение об установлении диспансерного наблюдения (п. 8 Порядка № 127н).

Решение о прекращении диспансерного наблюдения так же должно будет приниматься врачебной комиссией при наличии какого-либо из следующих оснований (в случае наличия таких оснований врач-фтизиатр/врач-фтизиатр участковый готовит предложения по прекращению диспансерного наблюдения для рассмотрения врачебной комиссией и оформляет их в виде эпикриза в медицинской карте) (п. 14 и 15 Порядка № 127н):

  • Истечение сроков диспансерного наблюдения;
  • Смерть пациента;
  • Письменный отказ пациента от диспансерного наблюдения (за исключением больных туберкулезом) ;
  • Выезд за пределы территории субъекта РФ, в котором указанное лицо проживало и осуществлялось его диспансерное наблюдение, в связи с изменением места жительства (места пребывания) или на срок более 6 месяцев;
  • Осуждение к лишению свободы;
  • Освобождение из мест отбывания наказания в виде лишения свободы и мест содержания под стражей.

Указанные решения подлежат оформлению в медицинской документации записью об установлении диспансерного наблюдения или о его прекращении (п. 8 Порядка № 127н).

Как и в прежде, об установлении и прекращении диспансерного наблюдения пациент (его законный представитель) должен будет извещаться в письменной форме (рекомендуемые формы таких извещений приведены в Приложениях № 1 и № 2 Порядку № 127н. В настоящее же время извещение об установлении диспансерного наблюдения осуществляется по форме, утвержденной Приказом Минздрава России от 21.03.2003 № 109, а действующей формы извещения о прекращении диспансерного наблюдения нет) .

При этом, вводится срок извещения - 3 рабочих дня со дня принятия врачебной комиссией решения об установлении/прекращении диспансерного наблюдения (извещение должно передаваться лично пациенту (его законному представителю), либо направляться по адресу места жительства (места пребывания) пациента заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении) . В случае отказа пациента (его законного представителя) от подписания извещения об установлении или прекращении диспансерного наблюдения в медицинской противотуберкулезной организации будет делаться соответствующая запись в медицинской документации пациента. Одновременно отказавшемуся в доступной форме необходимо будет разъяснить его права и обязанности в связи с установлением или прекращением диспансерного наблюдения (п. 9 Порядка № 127н).

Группы диспансерного наблюдения и категории наблюдаемых

К числу важных новелл Порядка № 127н относится также введение необходимости установления групп диспансерного наблюдения и категорий наблюдаемых в рамках таких групп диспансерного наблюдения.

Указанные действия подлежат осуществлению врачом-фтизиатром/врачом-фтизиатром участковым в соответствии с Приложением № 3 к Порядку № 127н.



Приказ 109 — туберкулез и новый приказ 218 об иммунопрофилактике

Туберкулез до сей поры является одним из самых распространенных инфекционных недугов и для человеческого здоровья может принести непоправимый урон. В связи со многими неблагоприятными факторами эта инфекция является довольно острой социальной и экономической проблемой. Во многих странах туберкулез приобрел ужасающий характер. Он сопутствует неудовлетворительным условиям жизни и тотальной безработице, алкоголизму.


Приказ № 109 от 21.03.2003 г.

sterlikov (sterlikov) wrote in tuberkulez, 2011-09-17 19:48:00 sterlikov sterlikov tuberkulez 2011-09-17 19:48:00

  • Share
  • Cancel Приложение № 7 часть 1.ИНСТРУКЦИЯПО ОРГАНИЗАЦИИ ДИСПАНСЕРНОГО НАБЛЮДЕНИЯ И УЧЕТА КОНТИНГЕНТОВ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ1.
  • медицина
  • Previous
  • Текущая дезинфекция в очагах туберкулеза

    Больной и члены его семьи, другие лица, общающиеся с ним в местах общего пользования дома и на работе, должны обучаться навыкам гигиены и методам, позволяющим снизить обсемененность возбудителем внешней среды.

    Обучение навыкам проведения текущей дезинфекции в очаге проводят сотрудники диспансера начиная с первого посещения очага и затем при каждом его патронаже.Частота профилактических посещений очага эпидемиологом и фтизиатром, объем дезинфекционных мероприятий зависят от степени эпидемической опасности очага.Дезинфекционные средства для проведения текущей дезинфекции в очаге и плевательницы для сбора мокроты выдают в диспансере больному или лицам, с ним проживающим. Дата и количество выданных дезинфекционных средств фиксируется в карте эпидемиологического наблюдения за очагом.В комнате больного ограничивается число предметов повседневного пользования, оставляют вещи, легко поддающиеся мытью, очистке, обеззараживанию.

    Приказ Минздрава РФ от 21 марта 2003 г.


    также оказания медицинской помощи больным туберкулезом, утвержденный Минздрава России от 15 ноября 2012 г. N 932н Эпидемическая ситуация по туберкулезу в Российской Федерации осложнилась в начале девяностых годов.

    Численность впервые выявленных больных туберкулезом по сравнению с 1990 г.

    увеличилась к 2003 г. более чем в 2 раза, в 1,5 раза возросла смертность по причине туберкулеза, выросла заболеваемость туберкулезом среди детского населения. Особенно тяжелая ситуация сложилась в пенитенциарных учреждениях. В структуре клинических

    Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г.

    Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г.

    В соответствии со Федерального закона от 21 ноября 2011 г.

    (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст.


    Регистрационный N 27557 Порядококазания медицинской помощи больным туберкулезом(утв.

    Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г. N 932н)

    Целью его создания является организация на государственном уровне мероприятий по борьбе с опаснейшим недугом – туберкулёзом. Об этом говорит полное название документа–

    .В целях усиления контроля над распространением болезни среди всех групп населения,модернизации и улучшения методов борьбы с ним, приказом №109 от 21.03.2003 г.

    с поправками и дополнениями, внесённымидокументамиМинздравсоцразвития России от 29.10. 2009 г. N 855 и. N 297 от 05.06.2020 г, утверждается ряд Положений и Инструкций.

    Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2020 г.

    В соответствии с Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ

    (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 26, ст. 2581; 2004, N 35, ст. 3607; 2008, N 30, ст.

    3616; 2011, N 30, ст. 4570; 2013, N 48, ст.

    6165) и Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г.


    1268; N 27, ст. 4497; N 28, ст.

    4741; N 34, ст. 5255; N 49, ст. 6922; 2020, N 7, ст. 1066), приказываю: 1.

    МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПРИКАЗот 21 марта 2003 г. N 109О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНЫХ МЕРОПРИЯТИЙВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИЭпидемическая ситуация по туберкулезу в Российской Федерации осложнилась в начале девяностых годов.

    Численность впервые выявленных больных туберкулезом по сравнению с 1990 г.

    увеличилась к 2003 г. более чем в 2 раза, в 1,5 раза возросла смертность по причине туберкулеза, выросла заболеваемость туберкулезом среди детского населения. Особенно тяжелая ситуация сложилась в пенитенциарных учреждениях.В структуре клинических форм туберкулеза стало больше пациентов, страдающих распространенными, запущенными и осложненными формами, а также больных, выделяющих лекарственноустойчивые микобактерии туберкулеза, снизилась эффективность лечения больных туберкулезом.Основные мероприятия по реализации стратегии противотуберкулезной помощи населению

    Основные приказы и документы по туберкулезу

    Свернуть Борьба с распространением – одна из главных задач Всемирной Организации Здравоохранения, кроме того, в каждой стране данный вопрос также решается на самых высоких уровнях. Не является исключением и РФ – здесь принят ряд распоряжений и указов, регулирующий осуществление медобслуживание пациентов и меры, предпринимаемые в плохой эпидемиологической обстановке.

    Основным смыслом таких нормативных документов и указов является предотвращение нарастания эпидемии и регулирование реакций медработников в этой ситуации.

    Новое в российском законодательстве за период с 21 мая по 23 июня 2019 года.


    Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 28.02.2019 г. № 36 утвержден Порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.

    Документом предусмотрены, в частности:

    – цели контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи (в том числе обеспечение бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой ОМС и договором на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС);

    – процедуры осуществления контроля путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи;

    – порядок осуществления территориальным фондом ОМС контроля за деятельностью страховых медицинских организаций;

    – порядок информирования застрахованных лиц о выявленных нарушениях в предоставлении медицинской помощи по территориальной программе ОМС;

    – порядок применения санкций к медицинской организации за нарушения, выявленные в ходе контроля, и обжалования медицинской организацией заключения страховой медицинской организации по результатам контроля.

    Признан утратившим силу аналогичный приказ ФОМС от 01.12.2010 г. № 230.

    Указом Президента РФ от 06.06.2019 г. № 254 утверждена Стратегия развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 г.

    В документе заявлена цель к 2025 г. увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 78 лет.

    Согласно Стратегии, в числе приоритетных направлений, по которым будет развиваться здравоохранение:

    – формирование системы мотивации граждан к ведению здорового образа жизни;

    – разработка и внедрение новых медицинских технологий;

    ­– расширение перечня профилактических прививок;

    – совершенствование системы медицинского образования и кадрового обеспечения;

    ­– совершенствование функционирования единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения;

    – совершенствование механизмов лекарственного обеспечения граждан, а также механизма ценообразования на лекарственные препараты;

    – совершенствование контрольно-надзорной деятельности в сферах здравоохранения и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения посредством применения риск-ориентированного подхода.

    Приказом Минздрава от 24.12.2018 г. № 911н утверждены требования к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов РФ, медицинским информационным системам (МИС) медорганизаций и информационным системам фармацевтических организаций.

    Определено, что посредством региональной системы обеспечивается в том числе:

    – формирование расписания для записи на прием к врачу, вызовов врача на дом и запись для прохождения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации через интернет;

    – оперативное управление скорой помощью (включая санитарно-авиационную эвакуацию);

    – ведение интегрированной электронной медицинской карты;

    – учет медико-демографических показателей здоровья населения;

    – сбор информации об обеспеченности отдельных категорий граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями;

    – организация проведения диспансеризации;

    – организация иммунопрофилактики инфекционных заболеваний;

    – ведение централизованной системы хранения и обработки результатов диагностических исследований;

    – обеспечение автоматизации процессов оказания медицинской помощи по отдельным нозологиям и категориям граждан.

    С помощью МИС осуществляется в том числе учет прикрепленного к медорганизации и медицинскому работнику населения, направление информации о прикреплении пациентов в информационные системы ТФОМС и страховых медицинских организаций, а также формирование счетов за оказанную медицинскую помощь.

    Системы фармацевтических организаций обеспечивают учет рецептов на лекарственные препараты, медицинские изделия, в том числе в электронной форме, учет отпуска таких препаратов и изделий и пр.

    Определено, что программно-технические средства информационных систем должны располагаться на территории РФ, быть сертифицированными ФСБ России и (или) ФСТЭК России и соответствовать требованиям Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 г. № 1236, которым установлен запрет на допуск иностранного программного обеспечения для осуществления отдельных госзакупок.

    Приказ вступает в силу с 1 января 2020 года.

    Приказом Минздрава от 28.03.2019 г. № 167н утвержден порядок отстранения членов медицинской профессиональной некоммерческой организации от участия в деятельности по разработке и утверждению клинических рекомендаций и членов научно-практического совета ведомства от участия в рассмотрении, одобрении и пересмотре клинических рекомендаций в случае наличия конфликта интересов.

    Устанавливать наличие или отсутствие конфликта интересов, или обстоятельств, способных к нему привести будет создаваемая в Минздраве специальная комиссия путем тайного голосования. Если подозрения оправдаются, члены медицинской профессиональной некоммерческой организации и научно-практического совета отстраняются от дальнейшего участия в деятельности по разработке и одобрению клинических рекомендаций на год.

    Приказом Минздрава России от 16.05.2019 г. № 302н утвержден Порядок прохождения несовершеннолетними диспансерного наблюдения, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях.

    Организация диспансерного наблюдения, а также обеспечение уменьшения числа обострений хронических заболеваний и повторных госпитализаций; сокращение случаев инвалидности и смерти и пр. возложены на руководителя медорганизации либо уполномоченного им заместителя.

    Кроме того в их задачи теперь входит снижение доли детей с избыточной или недостаточной массой тела.

    Руководитель также организует обобщение и проводит анализ результатов диспансерного наблюдения за лицами, находящимися на медицинском обслуживании в медицинской организации, с целью оптимизации проведения диспансерного наблюдения.

    Из перечня медицинских работников, осуществляющих диспансерное наблюдение, исключены врачи центра здоровья для детей.

    Признан утратившим силу Приказ Минздрава России от 21.12.2012 г. № 1348н, которым был утвержден ранее действовавший порядок.

    Уточнен порядок формирования аккредитационной комиссии.

    Изменения вступают в силу с 29 июня 2019 года.

    Проект предусматривает создание новой модели поликлиники – реализацию комплекса мероприятий, направленных на соблюдение приоритета интересов пациента, организацию оказания медицинской помощи с учетом рационального использования его времени, повышение качества и доступности медицинской помощи, обеспечение комфортности условий предоставления медицинских услуг, повышение удовлетворенности уровнем оказанных услуг, сокращение нагрузки на медицинский персонал за счет повышения эффективности деятельности медицинской организации, переходом на электронный документооборот, сокращением объема бумажной документации.

    Методические рекомендации по реализации проекта содержат критерии новой модели, касающиеся:

    – управления потоками пациентов;

    – качества пространства поликлиники;

    – управления запасами лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и прочими материалами;

    – стандартизации процессов деятельности поликлиники;

    – качества и доступности медицинской помощи;

    – вовлеченности персонала в улучшение процессов;

    – формирования системы управления в поликлинике;

    – эффективности использования оборудования.

    Приказом Минздрава России от 13.03.2019 г. № 127н утвержден порядок диспансерного наблюдения за больными туберкулезом, лицами, находящимися или находившимися в контакте с источником туберкулеза, а также лицами с подозрением на туберкулез и излеченными от туберкулеза.

    Напомним, что в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 г. № 314-ФЗ в указанный перечень попали, помимо больных туберкулезом, также лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником туберкулеза, а также лица с подозрением на туберкулез и излеченные от него. Приказом утвержден порядок диспансерного наблюдения этих категорий лиц, а также признаны утратившими силу отдельные положения Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом, утвержденного Приказом Минздрава России от 15.11.2012 г. № 932н.

    Решение об установлении диспансерного наблюдения или его прекращении принимается врачебной комиссией медицинской противотуберкулезной организации на основании предложений врача-фтизиатра. Приведены рекомендуемые формы извещений об установлении и прекращении диспансерного наблюдения, предусмотрены обязанности врача-фтизиатра, а также пациента в случае его выезда за пределы субъекта РФ, в котором он проживал и проходил наблюдение, в связи с изменением места жительства на срок более 6 месяцев, основания прекращения диспансерного наблюдения.

    Приказ вступает в силу с даты вступления в силу постановления Правительства РФ о признании утратившим силу Порядка диспансерного наблюдения за больными туберкулезом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.12.2001 г. № 892.

    Постановлением Правительства РФ от 05.06.2019 г. № 720 внесены изменения в Положение о Министерстве здравоохранения РФ.

    Расширен перечень нормативных правовых актов, самостоятельно принимаемых ведомством:

    – положение об организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья (совместно с Минтруда России);

    – перечень медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем организма человека, предоставляемых пациенту при оказании паллиативной медицинской помощи для использования на дому.

    Приказом Минздрава России от 19.04.2019 г. № 236н внесены изменения в приложение № 5 к Порядку оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденному ведомственным приказом от 20 июня 2013 г. № 388н.

    Медицинская эвакуация может осуществляться с места происшествия или места нахождения пациента (вне медицинской организации), а также из медицинской организации, в которой отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

    В воздушных судах скорой медицинской помощи должно содержаться, в частности, следующее оборудование:

    – электрокардиограф трехканальный с автоматическим режимом;

    – пульсоксиметр портативный транспортный в комплекте со взрослым и детским датчиками;

    – аппарат портативный управляемой и вспомогательной искусственной вентиляции легких для скорой медицинской помощи с режимами искусственной и вспомогательной вентиляции легких для взрослых и детей от 1 года;

    – комплект системы для ингаляции кислорода - маска и трубка (взрослый и детский), набор дыхательных контуров;

    – комплект фильтров для дыхательного контура одноразовый (детский и взрослый), встроенный или внешний волюметрический блок;

    – набор реанимационный для оказания скорой медицинской помощи и другое оборудование.

    Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.02.2019 № 89н внесены изменений в Порядок оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. № 918н.

    Сосудистые центры станут называться региональными сосудистыми центрами для больных с острым коронарным синдромом.

    В структуре кардиологического диспансера появится кардиологическое отделение с палатой реанимации и интенсивной терапии для больных с острым коронарным синдромом (первичное сосудистое отделение).

    Установлены Правила организации деятельности кардиологического отделения с палатой реанимации и интенсивной терапии для больных с острым коронарным синдромом (первичное сосудистое отделение).

    Данное отделение, кроме кардиологического диспансера, может быть создано на базе медицинской организации, в которой есть клинико-диагностическая лаборатория с круглосуточной работой отделения ультразвуковой и функциональной диагностики, отделения лучевой диагностики, эндоскопического кабинета (отделения).

    Установлены требования к структуре отделения, рекомендуемым штатным нормативамам, стандарту оснащения. Отделение должно оказывать медицинскую помощь в плановой и экстренной и неотложной формах. Для отделения предусмотрено 11 функций, среди которых оказание круглосуточной медицинской помощи больным с угрожающими состояниями (острый коронарный синдром и другие), проведение медицинской реабилитации больных, снижение больничной летальности от сердечно-сосудистых заболеваний и другие.

    Обозначены виды медицинских вмешательств, выполняемых в отделении: тромболитическая терапия, искусственная вентиляция легких, дефибрилляция сердца и т.д.

    При выявлении показания для планового или неотложного проведения рентгенэндоваскулярных и кардиохирургических вмешательств больной должен быть направлен в соответствующее структурное подразделение данной медицинской организации, а при его отсутствии в иные медицинские организации, где есть подобные подразделения.

    Приказ вступил в силу 7 июня 2019 г.

    Новой формой отчета предусмотрено предоставление сведений по проведению страховыми медицинскими организациями и ТФОМС, в том числе:

    – проверок полноты выполнения медорганизациями рекомендаций медицинских работников национальных медицинских исследовательских центров по применению методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, данных в ходе проведения телемедицинских консультаций/консилиумов.

    Признан утратившим силу приказ ФОМС от 16.08.2011 г. № 145, которым утверждена аналогичная форма отчетности и порядок ее ведения.

    Минздрав России направил органам исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья письмо от 20.05.2019 г. № 1127/25-4 с предложением обеспечить введение новых форм рецептурных бланков.

    Коллегией Евразийской экономической комиссии от 21.05.2019 г. № 14 разработаны методические рекомендации, направленные на установление в рамках ЕАЭС единообразных подходов к проведению экспертизы безопасности, качества и эффективности медицинских изделий.

    Рекомендации позволяют обеспечить унификацию требований экспертов к виду и содержанию доказательных материалов (документов) производителя медицинского изделия, представляемых на экспертизу в рамках сбора доказательств безопасности и эффективности медицинского изделия и подготовку регистрационного досье.

    Предусматривается, что при проведении экспертизы применяется риск-ориентированный подход: требования экспертов к объему и степени детализации доказательных материалов регистрационного досье пропорциональны классу потенциального риска применения медицинского изделия.

    Государствам - членам ЕАЭС предлагается применять данные Методические рекомендации с даты их опубликования на официальном сайте ЕАЭС.

    Приказом, в частности:

    – введено требование о наличии у эксперта ФГБУ Минздрава России, созданного для обеспечения исполнения полномочий по выдаче разрешений на проведение клинических исследований БМКП или их госрегистрации, умений проводить исследование входящих в состав БМКП фармацевтических субстанций;

    – положения о фармацевтических субстанциях учтены, в том числе в спецификации на БМКП, в порядке проведения биомедицинской экспертизы БМКП, в форме заявления о государственной регистрации БМКП, в правилах размещения на официальном сайте Минздрава России информации, связанной с госрегистрацией БМКП, в сведениях, наносимых на вторичную (потребительскую) упаковку БМКП, в правилах ведения госреестра БМКП и в некоторых других актах Минздрава России;

    ФМБА России утвержден Перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов.

    В перечень включены:

    Федеральное бюро медико-социальной экспертизы в письме от 13.06.2019 г. № 22124/2019 дало разъяснения в связи с изменениями в Правила признания лица инвалидом, внесенные Постановлением Правительства РФ от 04.06.2019 г. № 715.

    Сообщается, что указанные лица, имеющие определенные дефекты, нуждающиеся в первичном протезировании, направляются на медико-социальную экспертизу в срок, не превышающий 3 рабочих дней после проведения указанной операции.

    К таким дефектам относятся:

    – дефекты верхней конечности: ампутация области плечевого сустава, экзартикуляция плеча, культи плеча, предплечья, отсутствие кисти, отсутствие всех фаланг четырех пальцев кисти, исключая первый, отсутствие трех пальцев кисти, включая первый;

    – дефекты и деформации нижней конечности: ампутация области тазобедренного сустава, экзартикуляция бедра, культи бедра, голени, отсутствие стопы.

    Экспертиза проводится в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня поступления в бюро соответствующего направления на экспертизу.

    Минтруда России в письме от 29.05.2019 г. № 13-4/10/В-4132 сообщает, что Постановлением Правительства РФ от 16.05.2019 г. № 607 внесены изменения в Правила признания лица инвалидом, которым предусматривается изменение порядка направления на медико-социальную экспертизу (МСЭ) и ее проведения.

    В частности, направление на МСЭ будет передаваться медицинской организацией, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения в учреждения МСЭ в форме электронного документа с использованием государственных информационных систем, а при отсутствии доступа к ним – на бумажном носителе, и будет являться основанием для ее проведения.

    Установлен срок передачи в учреждение МСЭ направления – в течение 3 рабочих дней со дня оформления.

    Поступившее в учреждение МСЭ направление регистрируется, и после рассмотрения данного направления и приложенных к нему документов гражданину направляется приглашение для проведения экспертизы. Не допускается приглашение гражданина для предоставления им дополнительных сведений и документов.

    Проведение экспертизы осуществляется с письменного согласия гражданина, форма которого утверждается Минтруда. Согласие оформляется и подписывается непосредственно перед началом проведения освидетельствования гражданина. При этом максимальное время ожидания в очереди гражданина для проведения освидетельствования не должно превышать 15 минут.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

    Copyright © Иммунитет и инфекции