Национальный регистр больных туберкулезом республики казахстан

Дополнительный компонент к тарифу первичной медико-санитарной помощи.

Назначение Портала состоит в определении стимулирующей составляющей подушевого норматива для финансирования организаций ПМСП за достигнутые результаты, направляемые на материальное поощрение медицинских работников, их профессиональное обучение. Портал предназначен для автоматизации расчета стоимости баллов системы индикаторов организаций ПМСП в разрезе каждого региона, и определения на основе расчета суммы дополнительного компонента к тарифу ПМСП.

Целью создания и внедрения Системы является повышение качества оказания лечебно-профилактической помощи населению страны на первичном уровне здравоохранения.

Основные целевые показатели работы Портала:

- снижение показателей материнской и детской смертности;

- раннее выявление онкозаболеваний визуальной локализации. Борьба с туберкулезом;

- снижение уровня госпитализации, обеспечение достойного качества жизни при заболеваниях, регулируемых на уровне ПМСП;

- обеспечение преемственности оказания медицинской помощи между уровнями: первичной и стационарной;

- развитие социально-направленной медицины.

- ведение групп женщин фертильного возраста;

- формирование выходных форм.

- ведение карты пациента с заболеванием сердечно-сосудистой системы на стационарном уровне;

- ведение карты пациента с заболеванием сердечно-сосудистой системы на амбулаторном уровне;

- формирование статистических и аналитических таблиц.

Основными целями создания ИС ЭРСБ являются:

- повышение оперативности сбора, полноты и достоверности информации о пролеченных случаях стационарной и стационарозамещающей помощи;

- повышение эффективности работы коечного фонда;

- реализация для поставщиков медицинской помощи принципов Единой национальной системы здравоохранения, таких как прозрачность формирования стоимости пролеченного случая, финансирование результатов.

Основными задачами ИСЛО являются:

- реализация выписки рецептов врачами на местах;

- реализация взаимодействия медицинских организаций, оказывающих амбулаторную помощь и аптечных организаций, осуществляющих бесплатное лекарственное обеспечение;

- реализация учета обеспечения бесплатными ЛС и ИМН в аптечных организациях;

- возможность использования вводимых в Систему данных, для получения отчетной информации.

Основные пользователи ИСЛО медицинские организации выписывающие рецепты и аптечные организации участвующие в обеспечении рецептов.

Регистр прикрепленного населения (РПН)

Назначение информационной системы.

ИС РПН предназначена для формирования единой централизованной информационной базы данных о фактическом количестве прикрепленного населения к каждой организации здравоохранения, оказывающей первичную медико-санитарную помощь в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, а также для регистрации организациями здравоохранения медицинских свидетельств о рождении, смерти/перинатальной смерти. При этом медицинскую помощь можно получить как в государственных, так и в частных медицинских организациях, имеющих договорные отношения с уполномоченным органом на оказание медицинской помощи в рамках ГОБМП.

Перечень объектов автоматизации.

- Министерство здравоохранения Республики Казахстан;

Система предназначена для автоматизации процесса сбора и обработки данных о больных туберкулезом взятых, снятых и состоящих на диспансерном учете.

Данная информационная система разделена на две части (в зависимости от типа организации): Гражданский сектор и Пенитенциарный сектор.

Структура портала НРБТ состоит из следующих основных компонентов:

Портал НРБТ взаимодействует со следующими информационными системами: СУР, РПН, ДКПН.

Система предназначена для автоматизации процесса сбора и обработки данных о диспансерном наблюдении больных, нуждающихся в гемодиализе, и больных с аллотрансплантированной почкой, нуждающихся в поддерживающей иммуносупрессивной терапии в течении всей жизни.

Структура Системы состоит из следующих основных компонентов:

- формирование и ведение регистра больных гломерулярными заболеваниями, в том числе хронической почечной недостаточностью;

- формирование и ведение регистра больных, получающих гемодиализ;

- формирование и ведение регистра больных с трансплантированной почкой.

Бюро госпитализации (далее – ИС БГ) предназначена для обеспечения участников процесса госпитализации плановых больных на территории Республики Казахстан информацией о свободных койках в стационарах; о пациентах, состоящих в листе ожидания на плановую госпитализацию; о пациентах, госпитализированных в стационары, или на которых зарегистрирован отказ в госпитализации. Посредством анонимного доступа к просмотру информации в Портале населению Республики Казахстан предоставляется возможность просмотра информации о наличии свободных коек в стационаре и возможности просмотра листа ожиданий на плановую госпитализацию. Для реализации прав граждан на получение медицинской помощи в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, гражданин Республики Казахстан должен быть прикреплен к организации первичной медико-санитарной помощи (ПМСП).

Портал предназначен для автоматизации задач, выполняемых специалистами организаций здравоохранения по планированию, мониторингу, учету и анализу деятельности организации здравоохранения в части управления материальными и кадровыми ресурсами.

Система предусматривает автоматизацию функций специалистов здравоохранения, выполняемых в процессе учета ресурсов, которые можно сгруппировать по следующим видам деятельности:

- информационно-вычислительные: сбор и ведение массивов данных, получение по запросу и предоставление информации специалистам и компонентов ЕИСЗ РК, подготовка соответствующих отчетных документов, выполнение необходимых расчетов, автоматизация деловой и рутинной деятельности;

- управляющие: планирование деятельности специалистов, связанной с обеспечением отрасли квалифицированными кадровыми и современными материальными ресурсами, контроль и качество выполнения планов, координация деятельности подразделений различных организаций здравоохранения, связанной с решением однотипных задач, представление типовых решений некоторых задач в соответствии с регламентирующими нормативными актами.

Перечень объектов автоматизации.

Авторизация в информационной системе:

Система предназначена для автоматизации процесса сбора и обработки данных больных психическими заболеваниями взятых, снятых и состоящих на диспансерном учете. Регистр позволяет получать достоверную информацию о заболеваемости, инвалидности, смертности больных психическими заболеваниями, эффективности лечебно-профилактических мероприятий.

Структура Портала ЭРПБ состоит из следующих основных компонентов:

Цели создания Системы:

- создание единой базы данных о зарегистрированных и разрешенных к медицинскому применению в Республике Казахстан ЛС, ИМН, МТ (Государственный Реестр лекарственных средств)

- обеспечения единого государственного учета ЛС, ИМН и МТ, зарегистрированных и разрешенных к медицинскому применению в Республике Казахстан.

Государственный Реестр содержит полную информацию по всем зарегистрированным в Республике Казахстан отечественным и зарубежным лекарственным средствам, изделиям медицинского назначения и медицинской техники, разрешенным к медицинскому применению и реализации на территории РК.

Ведение Государственного реестра возложено на государственный орган в сфере обращения лекарственных средств и формируется на основе приказов Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан.

По лекарственным средствам (ЛС) в Государственном реестре представлены следующие данные:

  • регистрационный номер (каз., рус. языки);
  • вид регистрации;
  • срок регистрации;
  • дата истечения регистрации;
  • срок хранения;
  • торговое название;
  • производитель, страна;
  • тип лекарственного средства;
  • МНН (международное непатентованное название);
  • состав действующих веществ;
  • АТХ (международная анатомо-терапевтическо-химическая классификация);
  • фармакологическое действие;
  • лекарственная форма;
  • форма выпуска;
  • дозировка или концентрация;
  • фасовка и макеты упаковок;
  • способы введения;
  • условия отпуска из аптек;
  • принадлежность к контрольным спискам (наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры);
  • признаки оригинального или воспроизведенного ЛС, GMP, патента и торговой марки;
  • данные по нормативному документу;
  • инструкция по медицинскому применению.

По изделиям медицинского назначения и медицинской технике в Государственном реестре представлены следующие данные:

  • регистрационный номер (каз., рус. языки);
  • вид регистрации;
  • срок регистрации;
  • дата истечения регистрации;
  • срок хранения;
  • торговое название;
  • производитель, страна;
  • тип лекарственного средства;
  • класс безопасности;
  • назначение;
  • область применения;
  • краткие технические характеристики;
  • комплектность;
  • фасовка и макеты упаковок;
  • признаки МТ или ИМН, GMP, патента и торговой марки;
  • инструкция по медицинскому применению.

Пользователи системы Комитет фармации МЗ РК.

Система разработана в 2013 г., внедрена в опытную эксплуатацию в апреле 2014 г. приказом МЗ РК № 85.

Предназначена для автоматизированного сбора, обработки и хранения данных о медицинской технике, находящейся в организациях здравоохранения, а также для автоматизации процесса формирования заявки на приобретение медицинской техники, с принятием решения участвующих сторон по заявке, а также дальнейшего мониторинга её использования в организации здравоохранения. К тому же в СУМТ реализована возможность просчета оснащенности организации медтехникой (согласно приказу № 850 от и выявления потребности в технике

Система состоит из следующих модулей:

Основные пользователи СУМТ:

Вид автоматизируемой деятельности – формирование регистра диспансерных групп населения.

Состав Системы и порядок взаимодействия решаемых в ней функциональных задач:

  1. Источниками данных служат следующие подсистемы:

- Информационная система "Электронный регистр онкологических больных".

Объектами автоматизации являются Министерство здравоохранения и социального развития Республики Казахстан, структурные и дочерние организации МЗ РК, связанные с регистрацией и наблюдением за диспансерными больными.

Система предназначена для автоматизации процесса сбора и обработки данных больных сахарным диабетом взятых, снятых и состоящих на диспансерном учете. Регистр позволяет получать достоверную информацию о заболеваемости, смертности больных сахарным диабетом, эффективности лечебно-профилактических мероприятий.

Структура Портала НРСД состоит из следующих основных компонентов:

Система предназначена для автоматизации процесса сбора и обработки данных наркологических больных взятых, снятых и состоящих на диспансерном учете. Регистр позволяет получать достоверную информацию о заболеваемости, инвалидности, смертности наркологических больных, эффективности лечебно-профилактических мероприятий.

Структура Портала ЭРНБ состоит из следующих основных компонентов:

Портал ЭРНБ взаимодействует со следующими информационными системами: РПН, СУР.

Система предназначена для мониторинга эффективности выявления, лечения и профилактики вирусных заболеваний печени (далее – ВЗП) в Республике Казахстан.

Система автоматизирует диспансерный учет и наблюдение больных с вирусными гепатитами, хранение и формирование регистра пациентов с вирусными гепатитами, определение контингента пациентов с ВЗП, подлежащих противовирусной терапии, обработку и предоставление статистических и аналитических данных.

Информационная система "Электронный регистр онкологических больных" (ЭРОБ)

Система предназначена для ведения учета пациентов онкологических диспансеров Республики Казахстан, ведения и обработки информации об объеме оказываемой медицинской помощи больным социально-значимыми заболеваниями.

Производственный блок системы - единая система по вводу данных онкологических больных по всей Республике. Также в данном блоке отслеживается приобретение дорогостоящих химиопрепаратов, расход и планирование лекарственных средств. Учет движение онкологических больных по стационару и амбулаторно.

Финансовый блок системы обхватывает все платежные документы диспансеров, оказывающих медицинскую помощь больным социально-значимыми заболеваниями, договоры между организациями оказывающих медицинскую помощь больным социально-значимыми заболеваниями и филиалами Фонда социального медицинского страхования.

– Субъекты здравоохранения, независимо от форм собственности и уровня оказания медицинских услуг;

– Местные органы управления здравоохранения, осуществляющие политическое управление здравоохранением на местном уровне;

– ФСМС и его филиалы, осуществляющие финансирование медицинских организаций и контроль за выполнением государственного заказа на оказание ГОБМП населению;

– Областные диспансеры оказывающие помощь больным социально-значимыми заболеваниями, также городов Астана и Алматы;

– Научные центры, институты Республиканского уровня.

Цель реализации проекта ПС АПП заключается в информационной поддержке процесса перехода на финансирование по комплексному подушевому нормативу на каждого прикрепленного жителя РК.

ПС АПП предназначен для автоматизации процесса оплаты за оказанную медицинскую помощь на этапе первичной медико-санитарной и консультативно-диагностической помощи. Дополнительным предназначением Системы является осуществление взаиморасчетов между медицинскими организациями.

Система предназначена для формирования персонифицированных данных о пациенте, сведений о его посещениях в амбулаторно-поликлинические организации. Объектом автоматизации для Системы является сфера деятельности медицинских организаций здравоохранения, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Абилдаев Т.Ш., Берикова Э.А., Баймуханова К.Х., Исмаилова А.Т.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Абилдаев Т.Ш., Берикова Э.А., Баймуханова К.Х., Исмаилова А.Т.

КЛИНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Т.Ш.Абилдаев, д.м.н., проф., Э.А.Берикова, к.м.н., К.Х.Баймуханова, к.м.н., А.Т.Исмаилова, к.м.н.

Национальный центр проблем туберкулеза Республики Казахстан г. А л маты

Позитивная тенденция снижения эпидемиологических показателей отмечается и по итогам 2013 г. Так, в 2013 г. показатель заболеваемости в стране по сравнению с 2012 г.

снизился на 10% и составил 73,5 против 81,7, а показатель смертности - на 24,3 %, т. е. уменьшился с 7,4 до 5,6 на ЮОтыс. населения.

Общепризнанными индикаторами эпидемиологической ситуации по туберкулезу в любой стране являются показатели заболеваемости среди детей и подростков, а также число случаев туберкулезного менингита у детей и запущенных форм туберкулеза 4. Причем в 2013 г. по сравнению с 2012 г. отмечено снижение заболеваемости туберкулезом у детей и подростков на 13,9 и 20,9% соответственно: среди детей 11,8 против 13,7, а среди подростков - 71,9 против 90,9 на ЮОтыс. населения.

Абсолютное число случаев с запущенными формами туберкулеза по стране снизилось с 31 до 26. Кроме того, не было зарегистрировано ни одного случая туберкулезного менингита у детей и в 2 раза сократилась его регистрация у взрослых.

Несмотря на эффективное внедрение стратегии по рекомендации ВОЗ, ежегодное снижение показателей заболеваемости и смертности от туберкулеза в Казахстане, как и во всем мире, проблемой остается распространенность лекарственно устойчивых форм туберкулеза. В стране в 2012 г. уровень первичной множественной лекарственной устойчивости (МЛУ) по республике составлял 20,8%, вторичной - 53,6%.

При постоянной поддержке Президента и Правительства Республики Казахстан, дополнительном финансировании со стороны местных органов исполнительной власти и некоторых международных организаций противотуберкулезной службой совместно с другими ведомственными структурами и сетью ПМСП успешно реализуются противотуберкулезные мероприятия, направленные в первую очередь на снижение бремени лекарственно устойчивого туберкулеза в стране.

Укрепляется материально-техническая база противотуберкулезных организаций (ПТО) в соответствии с международными стандартами инфекционного контроля (ИК). В большинстве противотуберкулезных стационаров республики созданы условия для разделения больных по бактериологическому статусу. Приоритетом для лечения в условиях высокоспециализированных областных, городских и региональных противотуберкулезных диспансеров определены больные туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью (МЛУТБ). В каждой области организованы специализированные отделения для данной категории больных. Сейчас в республике действуют 54 отделения на 3172 койки для адекватного лечения больных МЛУ ТБ согласно международным стандартам.

адекватно сортировать больных туберкулезом по результатам мазка мокроты и спектра лекарственной чувствительности (отдельно больные туберкулезом с сохраненной чувствительностью от больных с МЛУ ТБ).

Проводимая реструктуризация коечного фонда ПТО в стране направлена на профилактику нозокомиального распространения туберкулеза с лекарственной устойчивостью. Реструктуризация также позволила сократить маломощные и неэффективные стационары и улучшить систему ИК. В настоящее время меры ИК усиливаются в стационарах на всех уровнях, включая пенитенциарную систему.

Все ПТО гражданского и пенитенциарного сектора страны укомплектованы госпитальными эпидемиологами, ответственными за инфекционный контроль, и достаточно обеспечены индивидуальными средствами высокой степени защиты.

Основной доказательной базой диагностики туберкулеза и МЛУТБ является бактериологическая диагностика. Для координации лабораторной службы в стране создана сертифицированная Национальная референс-лаборатория (НРЛ), соответствующая международным стандартам.

Микроскопия мазков мокроты по стране осуществляется в 315 лабораториях ПМСП гражданского сектора и 41 лаборатории пенитенциарной системы. В учреждениях ПМСП, где нет базовой лаборатории, имеются комната или места сбора мокроты и ответственные специалисты за сбор, а также организована транспортировка мокроты в бактериологические лаборатории ПТО.

Во всех областных, городских и региональных бактериологических лабораториях и НРЛ при НЦПТ РК внедрена методика тестирования на лекарственную чувствительность к противотуберкулезным препаратам (ПТП) первого и второго ряда с осуществлением системы внешнего и внутреннего контроля качества. Постановка теста лекарственной чувствительности (ТЛЧ) к ПТП второго ряда способствует улучшению диагностики туберкулеза с широкой лекарственной устойчивостью (ШЛУ ТБ). В рамках реализации 6 и 8 раунда грантов Глобального фонда для борьбы со СПИД, туберкулезом и малярией (ГФСТМ) бактериологические лаборатории областных, городских и региональных противотуберкулезных диспансеров и НРЛ дополнительно оснащены необходимым лабораторным оборудованием, расходными материалами, реагентами для внедрения ускоренной высокоспецифичной молекулярно-генетической диагностики туберкулеза и МЛУТБ.

Во всех бактериологических лабораториях регионов, включая НРЛ и Карагандинскую лабораторию пенитенциарной системы, внедрены передовые методы ускоренной молекулярно-генетической диагностики туберкулеза и МЛУ ТБ: ВАСТЕС-Мв1Т-960, НАИМ-^ и в-Хрегг, что позволило выполнить ТЛЧ в 98% случаев туберкулеза при стандарте ВОЗ - 90%. Метод б-Хре^ внедрен в 13 пилотных регионах.

Больные МЛУ ТБ бесперебойно обеспечены противотуберкулезными препаратами второго ряда (ПВР) за счет республиканского бюджета и Глобального фонда для борьбы со СПИД, туберкулезом и малярией (ГФСТМ).

На основании разработанной стратегии контроля над МЛУ ТБ, при дополнительном финансировании из грантов ГФСТМ, ежегодно увеличивается охват адекватным лечением больных МЛУТБ в режиме РОТБ-плюс, который возрос с 86,9% в 2012г. до 99,2% - в 2013г. Кроме того, за счет ГФСТМ 8 раунда закуплены противотуберкулезные препараты третьего ряда для лечения 240больных туберкулезом с широкой лекарственной устойчивостью (ШЛУ ТБ). В НЦПТ лечение указанных больных с включением в схему лечения противотуберкулезных препаратов третьего ряда проводится с 2010 г.

Благодаря своевременной диагностике туберкулеза, МЛУ ТБ и проведению контролируемого противотуберкулезного лечения

с учетом лекарственной чувствительности микобактерии туберкулеза, достигнута высокая эффективность лечения: в 83,1 % новых случаев легочного туберкулеза с сохраненной лекарственной чувствительностью и в 72,7% случаев МЛУТБ.

Помимо бесплатного лечения больных туберкулезом с целью повышения приверженности к лечению, при поддержке органов местной власти ежегодно осуществляется возрастающая социальная поддержка больных на амбулаторном этапе лечения. В 2013 г. выделенная сумма составила 403,3 млн.тенге, а это на 67,5 млн.тенге больше, чем в 2012 г.

В рамках второго этапа внедрения Единой системы здравоохранения в Республике Казахстан с 2014 г. планируется значительное повышение и укрепление роли ПМСП в системе здравоохранения в целом путем увеличения объемов финансирования и совершенствования его механизмов. При этом ожидается 2-3-кратное увеличение объема подушевого финансирования населения. Планируется усиление вовлеченности специалистов ПМСП в процесс выявления и профилактики туберкулеза среди населения путем включения их финансирования в подушевой норматив. Мотивировать специалистов ПМСП к проведению непосредственного контролируемого лечения больных туберкулезом в амбулаторных условиях планируется посредством включения в стимулирующий компонент финансирования сети ПМСП. Планируется внедрение нескольких индикаторов оценки деятельности специалистов ПМСП в вышеуказанных вопросах (отсутствие отрывов от лечения, запущенных форм заболевания и т. д.). Внедрение стациона-розамещающих технологий также будет способствовать скорейшей реабилитации больных туберкулезом и снижению стигмы в обществе в целом.

На данном этапе в соответствии с рекомендациями миссии ВОЗ решается вопрос о расширении амбулаторного лечения и психосоциальной поддержки больных без бакте-риовыделения.

В стране функционирует Национальный регистр слежения больных туберкулезом, который был разработан в 2001 г. в рамках проекта под руководством центров по профилактике и контролю заболеваний США (CDC). С финансовой помощью USAID в Казахстане

Для регулярной оценки проводимых мероприятий на национальном и областном уровне созданы группы мониторинга и оценки, использующие в своей деятельности индикаторы, соответствующие требованиям международного стандарта. Ежегодно мониторинг и оценка уровня проводимых противотуберкулезных мероприятий осуществляются во всех областях, в Астане и Алматы. Для повышения эффективности работы специалистов противотуберкулезной службы, сети ПМСП, ДГСЭН разработана и осуществляется программа обучения.

Так, в течение 2013 г. обучено вопросам менеджмента МЛУ ТБ в стационарах ПТО, ТБ/ ВИЧ, внедрения и эксплуатации Gene-Xpert, более 18тыс.чел. специалистов ПТО, ПМСП, ДГСЭН, КУИС МВД РК.

Созданы учебные центры на базе НЦПТ РК и областных противотуберкулезных диспансеров для повышения профессиональной подготовки квалифицированных специалистов различных целевых групп - среднего, врачебного персонала, менеджеров здравоохранения по всем аспектам программного менеджмента туберкулеза и лекарственно-устойчивого туберкулеза на национальном и региональном уровнях.

В течение 2013 г. проведено 7 циклов повышения профессиональной подготовки фтизиатров на базе НЦПТ, где обучено 100 специалистов-фтизиатров. Организован выездной цикл по фтизиатрии в г.Кызылорду, где обучено 100 специалистов. Специалисты НЦПТ приняли активное участие в разработке модулей для обучения врачей и медицинских сестер сети ПМСП по приоритетным направлениям здравоохранения, в том числе по туберкулезу. Каскадным методом охвачено обучением большое количество специалистов в различных регионах.

По всей республике специалистами ПТО совместно с НЦПФЗОЖ проводится большая санитарно-просветительская работа. На средства международных доноров ежегодно разрабатывается солидный блок информационных материалов для населения, выпускаются тематические лифлеты, брошюры, плакаты, аудио-и видеоролики и многое др. Динамическое анкетирование различных слоев населения указывает на рост информированности населения по вопросам своевременности выявления и лечения заболевания, о возможных последствиях при несвоевременном лечении и диагностике.

плана действий по профилактике и борьбе с туберкулезом с множественной и лекарственной устойчивостью в Европейском регионе ВОЗ на 2011-2015 гг. Кроме того, в плане рассматриваются стратегии, соответствующие руководящим принципам Государственной программы развития здравоохранения «Сала-

1 ИскаковаФ.А. Эпидемиология туберкулеза в Казахстане: учеб.-метод. пособие. - Алматы, 2009. - 131с.

2 КочневаИ.Е., СухановскийВ.П., Ильяш И.Н. и др. Об особенностях современного туберкулеза у детей // Пробл. туберкул. - 1981. - №1. - С. 17-20.

3 Перельман М. И., Богадельникова И. В. Фтизиатрия: учебник. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.- С. 39-46.

4 Туберкулез органов дыхания: руководство для врачей / под ред. Н.А.Браженко. - СПб.: СпецМет, 2012. - 368 с.

5 Фтизиатрия: национальное руководство / под ред. М.И.Перельмана. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 512 с.

Стандарт организации оказания населению медицинской помощи при туберкулезе изложен в новой редакции

В частности, стандарт изложены в следующей редакции:

Медицинская помощь при туберкулезе в форме амбулаторно-поликлинической помощи оказывается специалистами организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (далее - специалисты ПМСП) и профильными специалистами специализированных фтизиатрических кабинетов консультативно-диагностических отделений районных/межрайонных, городских поликлиник, консультативных отделений городских/ областных центров фтизиопульмонологии и республиканских специализированных медицинских организаций (далее - фтизиатры).

Специалисты ПМСП (врачи общей практики, участковые терапевты и педиатры) осуществляют:

1) проведение информационно-разъяснительной работы по профилактике, раннему выявлению туберкулеза;

2) планирование (формирование списков подлежащих лиц, оформление графика), организацию и проведение флюорографического обследования с оформлением в медицинской документации результатов обследования;

3) планирование (формирование списков подлежащих лиц, оформление графика), организацию и проведение туберкулинодиагностики детей и подростков с оформлением в медицинской документации результатов обследования, проведение дообследования туберкулиноположительных детей);

5) направление к фтизиатру лиц с положительными результатами флюрографического обследования, детей и подростков с впервые выявленной положительной и гиперергической туберкулиновой пробой, с нарастанием туберкулиновой чувствительности на 6 мм и более, детей с побочными реакциями и осложнениями на прививку против туберкулеза;

6) планирование, организацию и проведение вакцинации против туберкулеза в соответствие с Инструкцией;

7) контролируемое лечение латентной туберкулезной инфекции (далее -ЛТИ) по назначению фтизиатра, в том числе в видеонаблюдаемом режиме;

8) обследование контактных;

9) амбулаторное непосредственно-контролируемое или видеонаблюдаемое лечение больных туберкулезом;

10) диагностику и лечение побочных реакций на противотуберкулезные препараты по назначению фтизиатра;

11) диагностику и лечение сопутствующих заболеваний;

12) ведение медицинских карт больных туберкулезом, находящихся на амбулаторном лечении, в том числе туберкулезом с множественной и широкой лекарственной устойчивостью;

13) регулярное внесение данных в Национальный регистр больных туберкулезом в пределах компетенции.

При подозрении туберкулеза у детей специалист ПМСП назначает обследование по алгоритму диагностики туберкулеза у детей согласно Приложению 1 к Стандарту.

При подозрении на внелегочный туберкулез специалист ПМСП назначает обследование по алгоритму диагностики внелегочного туберкулеза согласно Приложению 2 к Стандарту.

Врачи-фтизиатры специализированных фтизиатрических кабинетов консультативно-диагностических отделений районных/межрайонных, городских поликлиник осуществляют:

1) мониторинг и контроль проведения флюрографического обследования на туберкулез, туберкулинодиагностики (правильность и достоверность формирования специалистами ПМСП списка лиц, подлежащих обследованию, оформления ими медицинской документации по результатам обследования, составления ежеквартального отчета);

2) мониторинг и контроль обследования лиц с подозрением на туберкулез в соответствии с диагностическими алгоритмами, оценку фтизионастороженности специалистов ПМСП;

3) оказание методической помощи специалистам ПМСП;

4) направление в центры фтизиопульмонологии больных обслуживаемой территории для окончательной постановки диагноза;

5) назначение и контроль лечения ЛТИ, амбулаторного лечения, диагностики и лечения побочных реакций на противотуберкулезные препараты;

6) мониторинг и контроль ведения медицинских карт больных туберкулезом, в том числе туберкулезом с множественной и широкой лекарственной устойчивостью с регулярным внесением данных в Национальный регистр больных туберкулезом;

7) проведение когортного анализа и предоставление отчетности организационно-методическому отделу областного (городского) центра фтизиопульмонологии в утвержденные сроки;

8) мониторинг за проведением мероприятий по профилактике туберкулеза (санитарного просвещения населения по вопросам туберкулеза, вакцинации, лечение ЛТИ);

9) наблюдение за лицами, состоящими на диспансерном учете в соответствии с приложением 8 к Инструкции;

10) участие в эпидемиологическом расследовании случаев туберкулеза и обследовании контактных.

Учет больных туберкулезом осуществляется по месту жительства.

Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования .

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции