Иск о невозможности проживание с туберкулезным больным

Риск развития туберкулеза зависит от регулярности, продолжительности контакта с больным туберкулезом и особенностей иммунной системы самого человека. Теоретически, самой низкой является вероятность развития заболевания при кратковременных контактах с больным туберкулезом в общественном транспорте, местах общего пользования, на лестничных площадках и т.д.

Снизить риск развития активного туберкулеза в такой ситуации помогают простейшие профилактические мероприятия, такие как здоровый образ жизни, рациональное питание и регулярное ежегодное обследование, а также обязательное мытье рук после улицы, регулярная уборка и проветривание помещений.

Важным профилактическим мероприятием, направленным на снижение риска развития заболевания, является прекращение контакта с бактериовыделителем. Для этого проводится госпитализация больного открытой формой туберкулеза в стационар; контактным лицам рекомендуется на время прервать личное общение с больным (до исчезновения микобактерии из выделений).

Сам больной туберкулезом и его родственники не должны рассматривать временную изоляцию как жизненную трагедию – в большинстве случаев при добросовестном выполнении рекомендаций врача уже через 2 месяца терапии бактериовыделение прекращается и больной перестает быть опасным для окружающих его людей.

Контактные по туберкулезу и/или первично инфицированные дети и подростки, после обследования у фтизиатра и исключения активной формы туберкулеза, не заразны, не опасны для окружающих и могут посещать детские учреждения (сады, школы).

Контакт с туберкулезным больным во время беременности приводит к развитию заболевания почти с той же вероятностью, что и контакт в небеременном состоянии. Прежде всего, контакт необходимо прервать и следить, чтобы он более не повторялся. Беременной, контактировавшей с больным туберкулезом, необходимо тщательно следить за состоянием своего здоровья и при появлении первых признаков легочной патологии обратиться к врачу (терапевту, фтизиатру) для прохождения обследования. При длительном контакте с больным открытой формой туберкулеза обследование беременной женщины выполняется по общепринятой схеме (за исключением рентгенологического обследования, которое проводится при помощи специальных методик при наличии строгих показаний). Контакт с больным туберкулезом ни в коем случае не является показанием для прерывания беременности. Если контакт высокого риска произошел на этапе планирования беременности, необходимо отложить зачатие до полного исчезновения опасности.

Очень высок риск развития туберкулеза при контакте с больными, отбывающими наказание в местах лишения свободы или бывшими заключенными, поскольку эти люди в подавляющем большинстве случаев являются носителями агрессивных штаммов туберкулеза, устойчивых к большинству противотуберкулезных препаратов. Родственникам, посещающим больных заключенных (в том случае, если отказ от посещений по каким-то причинам невозможен) рекомендуется приходить на свидания в одежде из материалов, устойчивых к воздействию дезинфектантов, платке, закрывающем волосы, и 4-слойной марлевой маске, закрывающей рот и нос. Одежду после посещения необходимо замочить в дезрастворе на 2 часа. В течение всего периода повышенного риска контактное лицо должно дважды в год проходить обследование в туберкулезном диспансере.

Несмотря на отсутствие прямого контакта с источником инфекции, серьезной опасности подвергаются люди, поселившиеся в квартире (доме), где раньше жил больной туберкулезом. Палочки Коха долгое сохраняют жизнеспособность в окружающей среде (в комнатной пыли они живут около месяца, в книгах – 3 месяца, в темных и подвальных помещениях до 4-5 месяцев) и вполне способны вызвать заболевание у новых жильцов. Чтобы избежать проблем со здоровьем, перед заселением необходимо выяснить, проводилась ли в квартире заключительная дезинфекция – обработка помещения силами санитарно-эпидемической станции.

Если дезинфекция была проведена, надо сделать косметический ремонт и после этого смело вселяться в новое жилье. Если дезинфекция не проводилась – жить в квартире до ее проведения крайне не рекомендуется.

Дело о проверке конституционности статей 4 и 5 и пункта 5 статьи 14 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" было инициировано администрациями Волгоградской и Сахалинской областей. Его рассмотрение стало одним из самых стремительных в истории Конституционного суда РФ и было завершено в течение пяти дней. На прошлой неделе, в четверг, 19 декабря, судьи заслушали материалы дела и мнения представителей органов власти, принявших и подписавших оспариваемый законодательный акт, а уже во вторник, 24 декабря, провозгласили свое решение.

Проблема, в которой пришлось разбираться на самом высоком правовом уровне, связана с пробелом в законодательстве. Закон о профилактике туберкулеза устанавливает право больных активными формами на внеочередное получение отдельного жилья, если они проживают в условиях, не обеспечивающих изоляции. В течение года отдельная квартира должна быть предоставлена в случаях, если "проживающим в квартирах, в которых исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза".

Однако в законе нет указания, кто и как должен финансировать такое экстренное предоставление жилья. По мнению заявителей, сложившееся положение противоречит Конституции РФ как нарушающее принцип равенства перед законом и судом.

- Граждане должны знать, куда они могут обратиться для получения мер социальной поддержки, какой бюджет должен финансировать их получение, - пояснил данную позицию представитель правительства Волгоградской области Виктор Черячукин.

По его словам, только в их регионе выявлено уже более 50 человек, которые имеют право на внеочередное получение жилья в связи с открытой формой туберкулеза. Цена вопроса - 60-70 миллионов рублей, но бюджет Волгоградской области сформирован с предельным дефицитом, и средств на выполнение дополнительных социальных обязательств найти в нем невозможно. Поддержкой федеральных органов власти заручиться тоже не удалось: министерство финансов отказало даже в частичном софинансировании, а министерство регионального развития вообще не ответило на обращение.

Теперь указанным адресатам предстоит пересмотреть свои решения Согласно постановлению КС РФ, оспариваемое полномочие относится к сфере совместного ведения федеральных и региональных властей, в силу чего ответственность за состояние дел несут обе стороны. По смыслу действующего законодательства, если закон о разграничении полномочий не возлагает финансирование обязательства на региональные власти, то оно должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.

Александр Кокотов, судья Конституционного суда РФ

Конституционный суд РФ признал данное положение не соответствующим Конституции РФ ввиду ее существенной неопределенности. Закрепляя право граждан на предоставление им вне очереди жилых помещений, данная норма не называет четко те органы публичной власти, которые обязаны обеспечивать осуществление этого права граждан, и не указывает на источник финансировании. Эта неопределенность должна быть снята федеральным законодателем.

В соответствии с ФЗ о Конституционном суде правительство РФ обязано в течение шести месяцев внести в Государственную Думу проект соответствующего федерального закона. До того, как РФ каким-то иным образом не решила вопрос о принадлежности данного полномочия, оно является федеральным и расходным обязательством РФ, это в решении КС сформулировано четко и однозначно. Впрочем, РФ вправе передать это полномочие субъектам. На мой взгляд, оптимальной могла бы быть следующая схема: федеральное финансирование и осуществление полномочий на уровне субъекта РФ.

Важно обратить внимание еще и на то, что действующее законодательство об общих принципах организации законодательной и исполнительной власти в РФ предусматривает возможность для Российской Федерации определенные полномочия, в том числе и то, о котором мы говорим, предавать в ведение субъектов, с осуществлением этих полномочий за счет субвенций федерального бюджета. Законодательство также предусматривает возможность для субъектов добровольно за счет собственных средств осуществлять данные полномочия. Впрочем, это могут делать и органы местного самоуправления.

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июля 2010 года г. Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе: Председательствующего судьи Т.

при секретаре И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б. к Администрации г.Пскова о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

Б. обратилась в суд с иском к Администрации г.Пскова о предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма на состав семьи 1 человек.

В обоснование иска Б. указала, что с 2000 года ее семья, включая дочь — Л., и несовершеннолетних внуков Л., Л., состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Кроме того, как инвалид 3 группы, страдающий активной формой туберкулеза, она с августа 2005 года состоит в списках лиц, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, а также имеет право на дополнительную жилую площадь. Однако, до настоящего времени, Администрацией г. Пскова жилье ей не предоставлено.

Б. считает, что ее жилищные права нарушены, т.к. она проживает в однокомнатной квартире вместе с дочерью и внуками.

Поэтому Б. просит обязать Администрацию г.Пскова предоставить ей вне очереди по договору социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение с учетом ее права на дополнительную жилую площадь, на состав семьи один человек.

В судебном заседании Б. и ее представитель исковые требования и доводы в их обоснование поддержали.

Представитель ответчика Администрации г.Пскова — Х. с иском не согласился. Указал, что право истицы на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке он не оспаривает. Однако, полагает, что удовлетворение исковых требований Б. будет нарушать очередность и права других граждан, которые состоят на учете нуждающихся с подобными заболеваниями уже несколько лет.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.

Также постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и их семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг утверждены Правила предоставления льгот, п. 2 которых установлено, что основаниями для признания инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет является проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно.

Из смысла вышеуказанных норм правом на внеочередное обеспечение жилым помещением обладают только граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, и целью предоставления жилья является отселение такого гражданина, в связи с невозможностью проживания с ним в одной квартире.

Судом установлено, что Б. является инвалидом 3 группы по заболеванию, включенному в перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 года N 817.

Кроме того, Б. страдает тяжелой формой хронического заболевания, включенного в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года N 378, что дает ей право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма.

Из материалов дела видно, что с июня 2000 года Б. составом семьи четыре человека, включая дочь — Л., и несовершеннолетних внуков Л., Л., была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с учетным номером. С августа 2005 года истица включена в список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения.

Доводы представителя ответчика о том, что жилое помещение может быть предоставлено Б. в порядке очередности с учетом наличия иных лиц, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения, в том числе страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, суд находит несостоятельными.

Так, в ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.

Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года, утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.11.2007 года).

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований Б. и их удовлетворении.

Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Б. к Администрации г.Пскова удовлетворить.

Обязать Администрацию г.Пскова предоставить Б. вне очереди по договору социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение в установленном в Псковской области порядке, площадью на состав семьи один человек.


Уважаемые читатели! Информируем Вас о том, что Минздравом России утвержден новый Порядок диспансерного наблюдения за больными туберкулезом, лицами, находящимися или находившимися в контакте с источником туберкулеза, а также лицами с подозрением на туберкулез и излеченными от туберкулеза (Приказ Минздрава России от 13.03.2019 № 127н) (далее – Порядок № 127н).

В соответствии с указанным порядком диспансерному наблюдению подлежат (п. 3 Порядка № 127н):

  1. Больные туберкулезом – т.е. больные активной формой туберкулеза;
  2. Лица с подозрением на туберкулез – т.е. лица, у которых при оказании медицинской помощи или проведении медицинского осмотра, диспансеризации выявлены признаки возможного заболевания туберкулезом, при наличии которых требуется проведение дополнительного обследования указанных лиц и (или) установление диспансерного наблюдения;
  3. Лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником туберкулеза , - т.е. лица, которые по месту жительства, месту пребывания (нахождения), месту работы или учебы, месту отбывания наказания либо в месте содержания под стражей состоят или состояли в контакте с больным туберкулезом или с больным туберкулезом сельскохозяйственным животным.
  4. Лица, излеченные от туберкулеза.

Напомним, что в настоящее время Порядок диспансерного наблюдения за больными туберкулезом утвержден Постановлением Правительства РФ от 25.12.2001 № 892 (далее – Порядок № 892).

В соответствии с Порядком № 892 диспансерное наблюдение устанавливается за следующими категориями лиц:

  • Больные активной формой туберкулеза (в течение первых 3 лет после излечения);
  • Больные с неуточненной формой активности туберкулезного процесса;
  • Дети и подростки, впервые инфицированные микобактериями туберкулеза, с гиперергическими и нарастающими реакциями на туберкулин;
  • Дети, у которых возникли осложнения на введение противотуберкулезной вакцины.

Кроме того, некоторые общие нормы о диспансерном наблюдении за больными туберкулезом предусмотрены в п. 16 и 17 Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом, утв. Приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 932н (далее – Порядок № 932н).

В связи с этим и был утвержден Порядок № 127н, который обновил правила диспансерного наблюдения туберкулезного профиля с учетом новых требований ФЗ № 77-ФЗ. Однако пока что неясно, когда именно вступит в силу и начнет применяться Порядок № 127н.

Указанное связано с тем, что Порядок № 127н вступает в силу с даты вступления в силу постановления Правительства РФ о признании утратившим силу Порядка № 892 ( п. 3 Приказа Минздрава России от 13.03.2019 № 127н ). Но, на сегодняшний день, такое постановление еще не утверждено и неизвестно, когда именно это произойдет.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что с момента вступления в силу Порядка № 127н п. 16 и 17 Порядка № 932н будут признаны утратившими силу .

Добровольное и недобровольное диспансерное наблюдение в отношении больных туберкулезом

В первую очередь следует отметить, что согласно Порядку № 127н диспансерное наблюдение в отношении больных туберкулезом так же, как и сейчас, будет устанавливаться независимо от их согласия /согласия их законных представителей * (указанное соответствует нормам ФЗ № 77-ФЗ) .

А в отношении остальных категорий лиц (т.е. лиц, находящихся/находившихся в контакте с источником туберкулеза, с подозрением на туберкулез и излеченных от туберкулеза) диспансерное наблюдение по Порядку № 127н будет возможно устанавливать исключительно при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство (п. 4 Порядка № 127н).

* Обращаем внимание, что несмотря на то, что возможность устанавливать диспансерное наблюдение за больными туберкулезом без их согласия (далее – недобровольное ДН) уже давно задекларирована на законодательном уровне, на практике это сделать достаточно затруднительно.

Указанное связано, в первую очередь, с тем, что для того, чтобы за лицом могло быть установлено недобровольное ДН, необходимо, чтобы ему предварительно был диагностирован туберкулез в активной форме.

В действующем же российском законодательстве не предусмотрено оснований и порядка недобровольного медицинского обследования лица с подозрением на туберкулез для верификации или опровержения диагноза (за исключением отдельных случаев, например, когда на туберкулез обязательно обследуются заключенные или, когда речь идет об обследованиях лиц в очагах туберкулеза в случаях угрозы возникновения и распространения туберкулеза) .

В связи с указанным на практике возникает ситуация, когда лицо, у которого подозревается туберкулез (такое подозрение может, например, возникнуть у врача при осмотре пациента и обнаружении симптомов туберкулеза) , не может быть принудительно направлено на медицинское обследование для точной постановки диагноза и дальнейшего установления за ним диспансерного наблюдения. Такое медицинское обследование, как было отмечено, по общему правилу, может быть проведено только при наличии согласия указанного лица.

Это, в свою очередь, приводит к ситуации, когда лицо, возможно болеющее открытой формой туберкулеза, не ставится под диспансерное наблюдение и не получает необходимого лечения, что, соответственно, создает угрозу заражения других лиц.

В связи с этим, теоретически прокурор может обратиться с исковым заявлением (в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ) в целях принуждения лица с подозрением на туберкулез к прохождению медицинского обследования для достоверного диагностирования туберкулеза. Однако и здесь имеется ряд ограничений, однако мы предпочли не углубляться в них в рамках настоящей статьи.

Однако сложности заканчиваются не только проблемой установления диспансерного наблюдения за больным туберкулезом. Ряд проблем существует и при реализации такого диспансерного наблюдения, если оно все-таки было установлено.

Так, с одной стороны, законодательством предусмотрено, что диспансерное наблюдение за больными туберкулезом является обязательным и, что в отношении лиц, страдающих туберкулезом, допускается производить медицинские вмешательства без их согласия (п. 2 ч. 9 ст. 20 ФЗ № 323-ФЗ и п. 13 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715).

Более того, в КАС РФ предусмотрена возможность недобровольно госпитализировать в медицинскую противотуберкулезную организацию граждан , больных заразной формой туберкулеза и неоднократно нарушавших санитарно-противоэпидемический режим либо умышленно уклонявшихся от обследования в целях выявления туберкулеза или от лечения туберкулеза (административное исковое заявление о такой госпитализации может быть подано руководителем медицинской противотуберкулезной организации, в которой гражданин находится под диспансерным наблюдением, либо прокурором в порядке, предусмотренном главой 31 Кодекса административного судопроизводства РФ).

С другой же стороны механизмы принуждения пациентов в рамках именно диспансерного наблюдения в настоящее время фактически отсутствуют (в соответствии с упомянутой выше главой 31 КАС РФ лицо может быть исключительно госпитализировано в стационар, но не принуждено к прохождению медицинского осмотра или иного медицинского вмешательства в рамках амбулаторного диспансерного наблюдения).

В связи с указанным неясно как на практике реализовывать мероприятия в рамках диспансерного наблюдения, если больной отказывается от этого. Например, неясно, каким образом врач может провести необходимые больному диспансерные приемы (осмотры/консультации) профилактические или лечебные мероприятия в рамках диспансерного наблюдения, если, например, пациент не является в медицинскую организацию в назначенное время или же отказывается открыть дверь своего жилища врачу, пришедшему к пациенту на дом. Таким образом, на сегодняшний день недобровольное ДН, устанавливаемое в отношении больных туберкулезом, не влечет для последних значительного ограничения прав на свободу и личную неприкосновенность.

При этом, конечно же следует учитывать, что само по себе наличие у лица туберкулеза в активной форме все-таки влечет для него определенные социальные сложности. Так, например, наличие у лица активной формы туберкулеза любой локализации является противопоказанием к допуску к работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (а перечень таких работ обширен). Указанное ограничение установлено в п. 48 Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н.

Где и кем будет осуществляться диспансерное наблюдение

В соответствии с п. 5 и 6 Порядка № 127н диспансерное наблюдение будут осуществлять врачи-фтизиатры/врачи-фтизиатры участковые медицинских противотуберкулезных организаций, оказывающих противотуберкулезную помощь в амбулаторных условиях (по месту жительства (месту пребывания), а также по месту отбывания наказания в виде лишения свободы, в местах содержания под стражей). Примечание: в настоящее время Порядок № 892 предусматривает, что диспансерное наблюдение проводится в лечебно-профилактических специализированных противотуберкулезных учреждениях (отделениях, кабинетах) без уточнения условий оказания медицинской помощи. Более того, Порядком № 892 в п. 6 установлена возможность проводить диспансерное наблюдение за больными туберкулезом как на этапах амбулаторного, так и стационарного, а также санаторного лечения.

Перечень функций врачей-фтизиатров/врачей-фтизиатров участковых при проведении диспансерного наблюдения утвержден в п. 10 Порядка № 127н. К таковым, в частности, относятся:

  • Ведение учета пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением;
  • На основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи организация и осуществление проведения диспансерных приемов (осмотров, консультаций), профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий, включая контролируемое лечение пациентов в амбулаторных условиях, в т.ч. на дому, и в условиях дневного стационара;
  • Организация обследования пациента с целью оценки эффективности проводимого курса химиотерапии на основе результатов микроскопии мокроты, посева мокроты и клинико-рентгенологических данных;
  • Направление пациента, находящегося под диспансерным наблюдением, к иным врачам-специалистам и медицинским работникам, в т.ч. медицинскому психологу, для проведения консультаций (при наличии медицинских показаний) и пр.

Законодательная неразбериха

В связи с указанным представляется, что правовую базу, регламентирующую вопросы оказания медицинской помощи врачами-фтизиатрами в рамках диспансерного наблюдения, необходимо привести к единому знаменателю.

Назначение и снятие с диспансерного наблюдения

Предложения по установлению диспансерного наблюдения будут формироваться врачами-фтизиатрами/врачами-фтизиатрами участковыми на основании обследования (которое проводится в соответствии Порядком № 932н) и оформляться в виде эпикриза в медицинской карте пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях (форма № 025/у) (п. 7 Порядка № 127н).

Далее на основании таких предложений врачебной комиссией медицинской противотуберкулезной организации будет приниматься решение об установлении диспансерного наблюдения (п. 8 Порядка № 127н).

Решение о прекращении диспансерного наблюдения так же должно будет приниматься врачебной комиссией при наличии какого-либо из следующих оснований (в случае наличия таких оснований врач-фтизиатр/врач-фтизиатр участковый готовит предложения по прекращению диспансерного наблюдения для рассмотрения врачебной комиссией и оформляет их в виде эпикриза в медицинской карте) (п. 14 и 15 Порядка № 127н):

  • Истечение сроков диспансерного наблюдения;
  • Смерть пациента;
  • Письменный отказ пациента от диспансерного наблюдения (за исключением больных туберкулезом) ;
  • Выезд за пределы территории субъекта РФ, в котором указанное лицо проживало и осуществлялось его диспансерное наблюдение, в связи с изменением места жительства (места пребывания) или на срок более 6 месяцев;
  • Осуждение к лишению свободы;
  • Освобождение из мест отбывания наказания в виде лишения свободы и мест содержания под стражей.

Указанные решения подлежат оформлению в медицинской документации записью об установлении диспансерного наблюдения или о его прекращении (п. 8 Порядка № 127н).

Как и в прежде, об установлении и прекращении диспансерного наблюдения пациент (его законный представитель) должен будет извещаться в письменной форме (рекомендуемые формы таких извещений приведены в Приложениях № 1 и № 2 Порядку № 127н. В настоящее же время извещение об установлении диспансерного наблюдения осуществляется по форме, утвержденной Приказом Минздрава России от 21.03.2003 № 109, а действующей формы извещения о прекращении диспансерного наблюдения нет) .

При этом, вводится срок извещения - 3 рабочих дня со дня принятия врачебной комиссией решения об установлении/прекращении диспансерного наблюдения (извещение должно передаваться лично пациенту (его законному представителю), либо направляться по адресу места жительства (места пребывания) пациента заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении) . В случае отказа пациента (его законного представителя) от подписания извещения об установлении или прекращении диспансерного наблюдения в медицинской противотуберкулезной организации будет делаться соответствующая запись в медицинской документации пациента. Одновременно отказавшемуся в доступной форме необходимо будет разъяснить его права и обязанности в связи с установлением или прекращением диспансерного наблюдения (п. 9 Порядка № 127н).

Группы диспансерного наблюдения и категории наблюдаемых

К числу важных новелл Порядка № 127н относится также введение необходимости установления групп диспансерного наблюдения и категорий наблюдаемых в рамках таких групп диспансерного наблюдения.

Указанные действия подлежат осуществлению врачом-фтизиатром/врачом-фтизиатром участковым в соответствии с Приложением № 3 к Порядку № 127н.

3-х комнатная квартира. Коммуналка. Две комнаты у одного в собственности(приватизирована) - собственник+его брат прописан и одна комната у другого товарища(приватизирована). Дом под расселение, уже выдают ордер на смотровую. С октября месяца 2014 года брат собственника того, у кого две комнаты, лежит в больнице - диагноз туберкулез в открытой форме. Смотровую не берем, потому что дают в коммуналку опять же. А разве отдельную квартиру не положено, раз там прописан человек больной туберкулезом? В жилищно отказывают на отдельную квартиру-ссылаясь на то ,чт после приватизации не прошло 5 лет(прошло 3 года), а на то ,что он туберкулезом болен им все равно- так и говорят "идите в суд".

Что делать и куда обращатся? Есть ли какой нибудь закан об отдельном жилье для больных туберкулезом?

Ответы юристов ( 6 )


При этом, в судебной практике сложилась позиция, что отдельное ж/п должно предоставляться таким больным при невозможности их изолированного проживания совместно в одном ж/п с другими лицами.

Обращаться нужно в органы местного самоуправления.

Спасибо за скорый ответ - вопрос "по договорам социального найма" - а у нас уже приватизированное жилье. Или это не имеет знаение в данный момент?

Кроме того, перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378. В нём значиться и активные формы туберкулеза с выделением микобактерий туберкулеза.

Это у Вас приватизированное, а для больных предоставляется по соц.найму.

Т,е. я правильно понимаю,что собственнику дадут в коммуналке двух комнатную ..а проживающему больному должны дать отдельную квартиру.

Больные должны стоять в очереди в качестве нуждающихся. И потом им предоставляются ж/п по соцнайму. В принципе, практика достаточно обширная по этому вопросу. И суды, как правило, идут навстречу болящим и удовлетворяют заявления об обжаловании незаконных отказов органов местной власти.

Проблема в том, что его не выпускают из больницы- он не может пока встать ни на какую очередь… Социально опасный
Анна

Значит, он был видимо принудительно госпитализирован в суд.порядке? Тогда конечно, пока он в мед.учереждении, ему ничего не предоставят.

был госпитализирован участковым врачом без судебного порядка. Пока не выпускают.

А с квартирой что делать не поймем- брать смотровую на коммуналку или идти в суд с отказом в отдельном жилье.


  • 10,0 рейтинг
  • 1702 отзыва

Согласно Перечню тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (утв. постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378)

активные формы туберкулеза с выделением микобактерий туберкулеза..

Обращайтесь в суд и обжалуйте данный отказ, кстати данный отказ предоставили в письменном виде?

Нет. Отказ в устной форме, когда они хотели дать ордер на смотровую.

Хотим написать им заявление,что уведомляем их о том,что проживает в квартире больной туберкулезом - в 2х экземплярах - приложим диагноз. Если откажут в письменной форме-идем в суд на основании этого постановления правительства.

Отказ в устной форме, когда они хотели дать ордер на смотровую.

Все правильно, пишите заявление с требованием предоставить письменный отказ. После того как получите такой отказ обращайтесь в суд.


Сейчас брату надо встать в очередь на улучшение жилищных условий. Потом ему возможно и предоставять отдельное жилое помещение.

Но если выяснится что брату могут предоставить отдельную комнату, то увы.

Проблема в том,что его не выпускают из больницы- он не может пока встать ни на какую очередь. Социально опасный

Проблема в том, что его не выпускают из больницы- он не может пока встать ни на какую очередь… Социально опасный

Да, скорее всего ему ничего не предоставят. Но Вам обязательно надо обратиться за письменным отказом и обжаловать его в суд.


Здравствуйте, Анна!

Такой закон есть:

ЖК РФ
Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее — нуждающиеся в жилых помещениях):
(. )
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статья 57. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях
2.Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Таким образом, брат собственника, как малоимущий, имеет право встать на жилищный учет на получение жилья вне очереди, поскольку страдает открытым туберкулезом.

Для этого ему нужно обратиться с заявлением в местную администрацию с заявлением о признании нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В случае отказа следует обращаться в суд в порядке главы 25 ГПК РФ в течение 3 мес., как узнал о нарушении права. Бремя доказывания — на администрации. Госпошлина — 300 руб.

Проблема в том, что его не выпускают из больницы- он не может пока встать ни на какую очередь… Социально опасный

Если в квартире (даже приватизированной) живет несколько семей и в одной из них есть больной туберкулезом, то собственник или член его семьи вправе встать на жилищный учет, так как совместное проживание с больным опасно. А больной, получается, остается в прежнем жилье Это прямо следует из п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.

Поэтому пусть встает на очередь собственник.

Собственник там не прописан, а прописан в другой квартире,а это как собственность и все. А брат его болен, прописан в этой коммуналке, но не собственник.

Собственник там не прописан, а прописан в другой квартире, а это как собственность и все. А брат его болен, прописан в этой коммуналке, но не собственник.

Если у собственника еще есть другое жилье, тогда по этому основанию не получится собственику встать на жилищный учет

значит что? Идти брать у них смотровую, брать коммуналку, прописыватс там собственнику..а потом уже вставать на очередь собственнику или если брата выпишут из больницы.

А представим, что коммуналку дают,а там семья с детьми - вот весело им будет узнать что квартиру дали с таким больны--как то неправильно получается.

Нужно различать предоставление жилья по расселению и по улучшению жилищных условий. По расселению дается равнозначное жилье, то есть какое было по метражу. Но при этом с очереди по улучшению жилищных условий не снимают. И когда очередь подойдет, то дадут жилье по всем нормам

Если жилье признано непригодным для проживания (по заключению межведомственной комиссии)и находится в собственности, Вы имеете право на получение выкупной цены за это жилье.

А брать другое жилье вместо выкупа Вы не обязаны, это только лишь Ваше право. Поэтому можете смело отказываться от смотровой и требовать выкупную цену.

Мы изначально думали,что дадут отдельную квартиру и никаких коммуналок-не знали даже что все еще дают коммуналки. Была идея добавить денег и чтобы дали 3хкомнатную, но опять отказали.

А выкупную зачем - не понимаю. Нам нужна эта квартира- брат должен где то жить

На отдельное жилье вне очереди он мог бы претендовать при таком заболевании, если бы комнаты были не приватизированы.

Почему же, Ольга Романовна? Нормы п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ распространяются как на нанимателей, так и на собственников. Главное, чтоб другого жилья не было

Мы изначально думали, что дадут отдельную квартиру и никаких коммуналок-не знали даже что все еще дают коммуналки. Была идея добавить денег и чтобы дали 3хкомнатную, но опять отказали.
А выкупную зачем — не понимаю. Нам нужна эта квартира- брат должен где то жить

По общему правилу, у собственников непригодное жилье и земельный участок выкупают для государственных или муниципальных нужд. Но с согласия собственника могут дать и другое жилье.

ЖК РФ
Статья 32. Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд
7. При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ)
8. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Еще о выкупной цене:

Значит, он был видимо принудительно госпитализирован в суд.порядке? Тогда конечно, пока он в мед.учереждении, ему ничего не предоставят.
Юрлов Игорь Алексеевич

Тем не менее, во время нахождения в мед.учреждении больной не утрачивает право проживания, а значит, и сохраняет право на получение отдельного жилья вне очереди, которое гарантировано ему законом:

Чтобы реализовать это право и встать на жилищный учет уже сейчас, во время нахождения в стационаре, больной вправе оформить доверенность.


Это у Вас приватизированное, а для больных предоставляется по соц.найму.
Юрлов Игорь Алексеевич

Я так понимаю, что все комнаты приватизированы.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и предоставлении им жилых помещений по договору социального найма в случае проживания в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания и если указанные лица не имеют никакого другого жилого помещения ни на правах собственности, ни по договору социального найма.

Так как у него комнаты приватизированы. То при переселении ему дадут равнозначное жилье, а не отдельное. На отдельное жилье вне очереди он мог бы претендовать при таком заболевании, если бы комнаты были не приватизированы.

значит что? Идти брать у них смотровую, брать коммуналку, прописыватс там собственнику… а потом уже вставать на очередь собственнику или если брата выпишут из больницы.
Анна

Да.именно так. Либо, как указал коллега выше, требуйте выкупную цену либо получаете разнозначную коммуналку. Никто при расселении не выделит ему отдельной квартиры для брата.

А выкупную зачем — не понимаю. Нам нужна эта квартира- брат должен где то жить
Анна

Это на Ваш выбор. Если не нужны деньги, соглашайтесь на равнозначную коммуналку.


Анна, а каким образом происходит расселение? Ваш дом включен в адресную программу по переселению? Если включен, то тогда Вам на выбор должны либо предоставить жилье в собственность либо предложить выкупную цену за него.

Вы можете не соглашаться на предоставление Вам другого жилья в собственность, а потребовать выкупную цену за него и на вырученные деньги купить новое отдельное жилье. Или просить у муниципалитета отдельную квартиру в собственность, доплатив разницу между ее стоимостью и выкупной ценой. Тут все должно быть только по соглашению.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции