Федеральная программа по лечению туберкулеза

Изменения и поправки

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств, связанных с реализацией мероприятий, направленных на обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечения больных туберкулезом, а также профилактических мероприятий;

Правила передачи антибактериальных и противотуберкулезных лекарственных препаратов (второго ряда) для лечения больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя в собственность субъектов Российской Федерации с последующей их передачей при необходимости в собственность муниципальных образований;

перечень субъектов Российской Федерации, для которых осуществляется закупка антибактериальных и противотуберкулезных лекарственных препаратов (второго ряда) для лечения больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя.

2. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердить перечень закупаемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета антибактериальных и противотуберкулезных лекарственных препаратов (второго ряда) для лечения больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя в субъектах Российской Федерации и осуществлять закупки этих препаратов.

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1235 "О финансовом обеспечении за счет средств федерального бюджета мероприятий, направленных на обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечения больных туберкулезом, а также профилактических мероприятий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 2, ст. 396).

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2012 г.

Председатель Правительства Российской Федерации

1. Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий, направленных на обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечения больных туберкулезом, а также профилактических мероприятий в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения (далее соответственно - мероприятия, субсидии).

2. Субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, отвечающим следующим критериям:

наличие в субъекте Российской Федерации учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь больным туберкулезом (далее - учреждения здравоохранения);

наличие утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации региональной программы по совершенствованию медицинской помощи больным туберкулезом, содержащей целевые показатели реализации мероприятий (далее - региональная программа).

3. Субсидии предоставляются при соблюдении следующих условий:

а) обязательство субъекта Российской Федерации по обеспечению соответствия значений целевых показателей реализации мероприятий, устанавливаемых региональной программой, значениям показателей результативности предоставления субсидии, установленным соглашением, указанным в пункте 5 настоящих Правил;

б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию мероприятий;

в) организация проведения в субъекте Российской Федерации профилактических мероприятий, направленных на предупреждение и снижение смертности от туберкулеза, утвержденных уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

г) соответствие организации деятельности учреждений здравоохранения порядку оказания медицинской помощи больным туберкулезом в Российской Федерации, утвержденному Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

д) организация подготовки и переподготовки медицинских кадров для учреждений здравоохранения, в том числе по специальностям "фтизиатрия", "хирургия", "анестезиология-реаниматология", "рентгенология" и "ультразвуковая диагностика", и представление сведений о числе специалистов, прошедших подготовку и переподготовку;

е) выделение в учреждениях здравоохранения помещений, необходимых для оказания медицинской помощи больным туберкулезом, и проведение в указанных помещениях при необходимости текущего и капитального ремонта;

ж) включение мероприятий в региональную программу модернизации здравоохранения.

4. Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации на реализацию мероприятий.

5. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации заключает с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации соглашения о предоставлении субсидий (далее - соглашение) по утверждаемой им форме.

6. В соглашении предусматриваются:

а) наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего расходные обязательства субъекта Российской Федерации, на исполнение которых предоставляется субсидия;

б) условия предоставления субсидии;

в) сведения о размере предоставленной субсидии и размере бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятий;

г) целевое назначение субсидии;

д) порядок и сроки перечисления субсидии;

е) значения показателей результативности предоставления субсидии, предусмотренных пунктом 14 настоящих Правил;

ж) порядок осуществления контроля за исполнением условий соглашения;

з) порядок и сроки представления отчетности об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия;

и) последствия недостижения субъектом Российской Федерации установленных соглашением значений показателей результативности предоставления субсидии;

к) иные, определяемые Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации условия предоставления субсидии, регулирующие порядок предоставления субсидии и порядок расторжения соглашения.

7. Размер предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации субсидии (Si) определяется по формуле:

Sобщ - размер субсидий, распределяемых между бюджетами субъектов Российской Федерации в соответствующем финансовом году;

Ki - значение показателя заболеваемости туберкулезом, рассчитанного на 100 тыс. населения, в i-м субъекте Российской Федерации;

Кi - сумма значений показателя заболеваемости туберкулезом, рассчитанного на 100 тыс. населения, в субъектах Российской Федерации, принимающих участие в реализации мероприятий;

КРБОi - коэффициент расчетной бюджетной обеспеченности i-гo субъекта Российской Федерации;

КРБОi - сумма коэффициентов расчетной бюджетной обеспеченности во всех субъектах Российской Федерации, принимающих участие в реализации мероприятий.

8. Распределение субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год утверждается Правительством Российской Федерации.

9. Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации (Уi) определяется по формуле:

0,5 - средний уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации;

PБOi - уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год, рассчитанный в соответствии с методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 670.

Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации не может быть установлен выше 95 и ниже 5 процентов расходного обязательства субъекта Российской Федерации и определяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2008 г. N 392.

10. Операции по кассовым расходам бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), источником финансового обеспечения которых являются субсидии, в том числе не использованные на 1 января текущего года, осуществляются с учетом особенностей, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

11. Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации.

12. Информация о размере и сроках перечисления субсидии учитывается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации при формировании прогноза кассовых выплат из федерального бюджета, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения федерального бюджета.

13. В целях определения размера и срока перечисления средств в рамках предусмотренной субъекту Российской Федерации субсидии высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации представляет в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации заявку о перечислении субсидии по форме и в срок, которые устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

14. Для оценки результативности предоставления субсидии используются следующие показатели:

а) смертность от туберкулеза (случаев на 100 тыс. человек);

б) охват населения профилактическими осмотрами на туберкулез (в процентах).

15. Оценка эффективности расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации на основании сравнения установленных соглашением и фактически достигнутых по итогам отчетного года значений показателей результативности предоставления субсидий, предусмотренных пунктом 14 настоящих Правил.

16. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации представляет в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации:

а) ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, - отчет об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия, в порядке и по форме, которые утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

б) ежегодно, до 1 февраля, - отчет о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии в порядке и по форме, которые утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

17. В случае несоблюдения высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации условий предоставления субсидии перечисление субсидии приостанавливается Министерством финансов Российской Федерации в установленном им порядке по предложению Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

18. Субсидия в случае ее нецелевого использования подлежит взысканию в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

19. В случае если объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на финансирование мероприятий, не соответствует установленному уровню софинансирования из федерального бюджета, размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, подлежит сокращению до соответствующего уровня софинансирования, а высвобождающиеся средства пропорционально перераспределяются (при наличии потребности) между бюджетами других субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение субсидии в соответствии с настоящими Правилами, на основании предложения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

20. Не использованный на 1 января текущего финансового года остаток субсидий подлежит возврату в федеральный бюджет органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за которыми в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами закреплены источники доходов бюджета субъекта Российской Федерации по возврату остатков субсидий, в соответствии с требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

При наличии потребности в не использованном в текущем финансовом году остатке субсидии указанный остаток в соответствии с решением Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации может быть использован субъектом Российской Федерации в очередном финансовом году на цели, предусмотренные пунктом 1 настоящих Правил, в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации для осуществления расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия.

В случае если неиспользованный остаток субсидий не перечислен в доход федерального бюджета, этот остаток подлежит взысканию в доход федерального бюджета в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

21. Контроль за проведением субъектами Российской Федерации мероприятий осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, а за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора в соответствии с установленными полномочиями.

1. Настоящие Правила устанавливают порядок и условия передачи в собственность субъектов Российской Федерации с последующей их передачей при необходимости в собственность муниципальных образований приобретенных за счет средств федерального бюджета антибактериальных и противотуберкулезных лекарственных препаратов (второго ряда) для лечения больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя в целях реализации в субъектах Российской Федерации мероприятий, направленных на обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечения больных туберкулезом, а также профилактических мероприятий в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения (далее - лекарственные препараты).

2. Условиями передачи лекарственных препаратов являются:

а) наличие в субъекте Российской Федерации учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь больным туберкулезом;

б) обязательства уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по принятию лекарственных препаратов в порядке, установленном настоящими Правилами.

3. Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включенных в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от

28 декабря 2011 г. N 1181, представляют ежегодно, до 1 марта, в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации заявки по форме, утверждаемой Министерством, на поставку лекарственных препаратов в соответствии с перечнем закупаемых за счет средств федерального бюджета лекарственных препаратов для лечения больных туберкулезом.

В заявке указываются наименования и объемы поставок лекарственных препаратов, адреса медицинских учреждений, которым поставляются лекарственные препараты.

4. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации рассматривает представленные в порядке, установленном Министерством, заявки на поставку лекарственных препаратов, утверждает их и направляет сведения об утвержденных объемах поставок в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

5. В соответствии с утвержденными объемами поставок лекарственных препаратов Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещение заказов на поставку лекарственных препаратов и заключает государственные контракты на их поставку.

6. В соответствии с государственными контрактами, заключенными Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации с организациями, осуществляющими поставку лекарственных препаратов (далее - организации-поставщики), лекарственные препараты поставляются в медицинские учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения (далее - учреждения-получатели).

7. Учреждения-получатели в течение 2 рабочих дней со дня получения лекарственных препаратов от организаций-поставщиков подписывают предусмотренные соответствующим государственным контрактом документы, подтверждающие поставку лекарственных препаратов, принимают лекарственные препараты на хранение и направляют копии документов, заверенные подписью ответственного лица и печатью медицинского учреждения, в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

8. Организации-поставщики представляют в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации предусмотренные соответствующим государственным контрактом документы, подтверждающие поставку лекарственных препаратов.

9. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в течение 13 рабочих дней со дня получения документов, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, принимает лекарственные препараты на учет и издает распорядительный акт о передаче лекарственных препаратов в собственность субъекта Российской Федерации.

10. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 13 рабочих дней со дня получения от Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации документов, подтверждающих передачу ему лекарственных препаратов, принимает и ставит их на учет, после чего осуществляет их передачу в оперативное управление соответствующим учреждениям-получателям или при необходимости в собственность муниципального образования.

11. Уполномоченный орган муниципального образования в течение 5 рабочих дней со дня получения от уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации документов, подтверждающих передачу ему лекарственных препаратов, принимает и ставит их на учет, после чего осуществляет их передачу в оперативное управление соответствующим учреждениям-получателям.

12. Учреждения-получатели в течение 2 рабочих дней со дня получения от уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа муниципального образования документов, подтверждающих передачу им лекарственных препаратов, принимают и ставят их на учет.


Противотуберкулезные санатории России

Санаторий расположен в загородной зоне, с трех сторон санаторий окружает сосновый и смешанный лес, с четвертой стороны - пойма реки Воронеж.

Один из корпусов санатория – спальный, комнаты рассчитаны на 3 и 5 человек.В другом корпусе – лечебном, имеются процедурный кабинет, аэрозольный (проводятся ингаляции с различным и смесями и травами), галакамера (позволяет проводить противовоспалительное, десенсибилизирующее лечение туберкулеза и хронических обструктивных неспецифических заболеваний), кабинет физиотерапии (ультразвук, электрофорез, синусоидальные модульные токи, магнитотерапию), массажный, лечебной физкультуры.

В санатории работают квалифицированные врачи и средний мед. персонал. Красота окружающей природы, длительное пребывание на свежем воздухе и санаторно-гигиенический режим являются важными факторами, которые благоприятно влияют на нервную систему и общее состояние больного.

Все указанное является основой санаторного лечения и способствует повышению его эффективности.

Усилия всех медицинских работников санатория направлены на закрепление эффекта от полученного на более ранних этапах лечения, а также на восстановление функции дыхания, кровообращения, нервной системы и лечения сопутствующих заболеваний.

Санатории Федерального значения

Санаторий насчитывает 195 номеров. Из них 30-одноместных, 150-двухместных, 15-трехместных. Сертифицированные специалисты санатория: бактериолог, гинеколог, диетолог, врач клинической лабораторной диагностики, отоларинголог, офтальмолог, профпатолог, рефлексотерапевт, стоматолог, терапевт, врач УЗИ, физиотерапевт, фтизиатр, врач функциональной диагностики, хирург. В 250 метрах от санатория протекает река Теберда.

На территории санатория "Голубая бухта": танцевальная площадка и дискотека, бильярд. Для поддержания спортивной формы: спортивный и тренажерный залы.
Геленджикская бухта, со своим мягким климатом и великолепной природой, располагает отличными условиями не только для отдыха, но и для лечения.

Лечение и диагностика проводится врачами высшей категории. Санаторий оснащен новейшим оборудованием

Работают: клиническая, биохимическая, бактериологическая лаборатории; кабинеты УЗИ, рентген и функциональной диагностики.

Сегодня, как и раньше санаторий "ПЛЕС" остается одним из ведущих специализированных лечебно-профилактических учреждений нашей страны для больных туберкулезом легких и глаз. С июля 2012 года санаторий включен в состав СПб НИИ фтизиопульмонологии Минздравсоцразвития и является его филиалом.

Здесь безупречно чистый воздух, тишина, спокойствие, разнообразные пешеходные маршруты. Плёс – заповедник архитектуры XIX века, крошечный оазис размеренного, степенного образа жизни, как нельзя лучше приспособленный для преодоления стресса, укрепления нервной системы, нормализации сна, аппетита, жизненного тонуса. Плёс незаменим и как уютное, приватное место для реабилитации после серьезных врачебных вмешательств

В санатории функционируют все необходимые лечебно-диагностические кабинеты: рентгеновский, кабинет функциональной диагностики, ультразвуковой диагностики, физиотерапевтический, гинекологический, оториноларингологический, биохимическая, клиническая, бактериологическая лаборатории, оснащенные отечественным и импортным оборудованием. С 2006 года в комплексном лечении болезней органов дыхания применяются сеансы в соляной пещере. Лечение в санатории отвечает всем требованиям современной терапии больных туберкулезом легких с различными формами и проводится комплексно. Специфическая этиотропная химиотерапия применяется на фоне санаторно-гигиенического режима. Широко используются все разнообразные методы введения химиопрепаратов: внутримышечный, внутривенный, энтеральный, пенно-кислородный.

Химиотерапия сочетается с физическими методами лечения: лечебной физкультурой, утренней гимнастикой, трудовой терапией, воздушными ваннами, гидропроцедурами, диетотерапией. По показаниям проводится коллапсотерапия (искусственный пневмоперитонеум). В качестве немедикаментозного метода лечения назначается кумысотерапия - кумыс на основе коровьего молока.

Важным компонентом санаторного лечения является рациональное пятиразовое питание, которое соответствует диете № 11 и отвечает задачам диетотерапии при туберкулезе.

Санаторий рассчитан на 360 коек для лечения больных туберкулезом органов дыхания, мочеполовой, костно-суставной систем. Санаторий обслуживает 70 регионов России. Занимает 43 гектара соснового бора, находящегося в географическом центре города Тольятти.

В 1988 году завершилось строительство семиэтажного спально-лечебного корпуса с пищеблоком, столовой, клубом, кинозалом и другими службами. Учреждение лицензировано на осуществление медицинской деятельности в 2012 году по 24 видам деятельности Росздравнадзором.

Лечебно-диагностическое отделение оснащено современным отечественным и импортным оборудованием, позволяющим применить методы экспресс-диагностики и в первые дни пребывания в санатории провести необходимое обследование и уточнение диагноза.

Клинико-диагностическая лаборатория, кабинеты лучевой, функциональной, ультразвуковой диагностики, эндоскопии дают возможность провести обследование на современном уровне.

К услугам отдыхающих представлены кабинеты физиотерапии, грязелечения, лечебного массажа, гирудотерапии, зубоврачебный, ЛФК, тренажерный зал. Функционирует фитобар, стилизованный в виде национальной башкирской юрты с широким ассортиментом лекарственных сборов.

Санаторий предназначен для лечения взрослых больных различными формами туберкулеза легких. Санаторий размещен в трех лечебных корпусах, административном корпусе, объединенным со столовой. В корпусах имеются клиническая, биохимическая и бактериологическая лаборатории, современный комплекс для рентгеновского обследования, кабинет функциональной диагностики, эндоскопический кабинет. Для лечения больных имеются кабинеты: процедурные, стоматологический, ЛФК, физиотерапии, аэрозоль терапии, фитотерапии и кислородных коктейле, фитобар, водолечебница, галокомплекс. Основу лечения составляет комплексная антибактериальная терапия, кумысолечение, фитотерапия, лечебная физкультура и климатолечение. Санаторий также принимает для оздоровления лиц, имеющих профессиональный контакт с больными туберкулезом. Для досуга больных имеются киноконцертный зал, спортивный зал, библиотека, теннисный корт, волейбольная площадка. Регулярно организуются выездные экскурсии.

Озеро шириной 400 м, берег озера пологий, купальный сезон с июня по август. Лесные массивы хвойные и смешанные, богаты ягодами (малина, брусника, черника) и грибами, в озере множество рыбы.

Санаторий многие годы сотрудничает с научно-исследовательскими учреждениями города Санкт-Петербурга. Медицинский университет на базе санатория проводит курсы повышения квалификации врачей-окулистов для Ленинградской области.

Для лечения нетуберкулезных заболеваний глаз поступают пациенты, перенесшие туберкулез других органов, а также сотрудники противотуберкулезных учреждений. Здравница оснащена необходимым оборудованием и инструментарием: лазер для терапевтического лечения диабетической ретинопатии, первичной и вторичной глаукомы, влажной формы макулодистрофии, кровоизлияний на глазном дне, вторичной катаракты, проведение лазерной коагуляции при центральном макулярном разрыве, разрывах и отслойке на периферии, для лазерного лечения трихиаза, косметических операциях на веках, для активизации слезной точки. Имеется фундускамера для фоторегистрации глазного дна, оптический когерентный томограф для обследования переднего отрезка глаза и сетчатки. Прием ведут офтальмологи высшей квалификации, терапевт, фтизиатр, психотерапевт, врач функциональной диагностики, врач УЗИ, стоматолог, гинеколог, физиотерапевт. Близость к Санкт-Петербургу дает возможность направления пациентов на консультацию и на оперативное лечение в ведущие клиники Северо-Запада с последующей реабилитацией в условиях санатория.

Санаторий им. С.Т. Аксакова расположен в Башкортостане. Один из старейших кумысолечебных санаториев, открыт в 1890 году. Имеет 160 мест для лечения взрослых больных малыми и ограниченными формами туберкулеза легких без распада и бактериовыделения. Больные размещаются в 2-х этажных корпусах по 2-3 человека. Уникальность этого санатория в целебных свойствах местного кумыса. Сочетание трав лесостепной полосы и местные природные факторы способствуют его отменному качеству.

Функционирует с 1956 года. Климат характерен для влажных субтропиков. 210 коек для больных туберкулезом органов дыхания детей в возрасте 7 – 14 лет. Лечение комплексное. На фоне специфической терапии проводится климатолечение на берегу моря, закаливающие процедуры, гелиотерапия, физиолечение. Работает школа, месторасположение санатория характеризуется сравнительно влажным субтропическим климатом средиземноморского типа, отсутствием летнего зноя, освежающими морскими бризами, тёплой зимой.

Территория санатория и окружающие его склоны гор покрыты богатой растительностью. Имеется парковая зона с вековыми деревьями разных пород, газоны и цветники, декоративные деревья и кустарники.

Расслабиться и насладиться общением с природой можно в сквере, непосредственно примыкающем к строениям санатория. Полезные прогулки по проложенным по территории дорожкам придадут заряд бодрости и хорошего настроения. В сквере расположены беседки и скамейки для отдыха.

В распоряжении санатория находится собственный пляж открытые спортивные площадки.

Санаторий профилируется на туберкулезе органов зрения, туберкулезе мочеполовой системы, туберкулезе лимфатических узлов, туберкулезе костей и суставов. О санатории ходят только положительные отзывы. Он считается одним из лучших санаториев страны. Дети живут здесь не по одному году, но многие из них окончательно излечиваются от серьезного заболевания. Вход на территорию санатория свободный. За день его посещают не мало туристов. Пребывание детей в санатории не сводится только к лечебным процедурам. Школьники продолжают учебу в средней школе, а в свободное время ребята могут выбрать себе занятие по интересам: в здравнице есть библиотека, музыкальный, хореографический и другие кружки. Выступления артистов, вечера встреч ч интересными людьми, показы кинофильмов, занятия в спортивном зале – при такой насыщенной программе скучать не приходится.

№ 327 - 328
31 марта - 13 апреля 2008

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

Разработка и реализация стратегии противодействия туберкулезу в России

(Ресурсный центр по изучению политики в сфере ВИЧ/СПИДа)

С 1991 по 2000 год заболеваемость туберкулезом в РФ выросла в 2,7 раза. В 2007 году было зарегистрировано 117738 новых случаев заболевания ТБ (82,6 на 100000 населения). Из них с бактериовыделением (в контагиозной форме) – 48938. Всего в России, по данным 2006 г., состояло на учете 289015 больных туберкулезом. В 26 субъектах РФ зарегистрирована заболеваемость ТБ выше уровня 100 на 100 тысяч населения, что превышает среднее значение показателя заболеваемости в европейском регионе ВОЗ 1 – 52,6 на 100 тысяч населения (в странах с высоким уровнем жизни, таких как Норвегия, Швеция и Финляндия, этот уровень по данным 2005 г. составлял 5–6 случаев на 100 тысяч населения). Наибольшие значения заболеваемости отмечаются в ряде территорий Сибири и Дальнего Востока: Республика Тыва – 206,5, Республика Бурятия – 143,8, Приморский край – 135,8, Кемеровская обл. – 128,6 случаев на 100 тысяч населения. Большинство больных туберкулезом принадлежат к социально уязвимым группам: бездомные, безработные, мигранты, лица, страдающие алкогольной зависимостью. По данным 2005 г., заболеваемость среди безработных достигает 750 на 100 тыс. безработных (среди работающих заболеваемость составляет около 45 на 100 тыс. работающих).

В РФ туберкулезом чаще болеют мужчины: в 2006 г. показатель заболеваемости мужчин в России был в 2,7 раза выше, чем показатель заболеваемости женщин (126,2 и 45,9 на 100000 населения, соответственно). Почти 70% впервые выявленных больных среди мужчин (почти 60000 случаев туберкулеза в год) приходится на экономически активный возраст 25–54 года. Максимум заболеваемости среди женщин приходится на фертильный возраст 25–34 года (82,6 на 100 тыс. населения в 2005 г.). Распространению туберкулеза способствуют неблагоприятные социально-экономические условия и факторы, содействующие ослаблению иммунитета (включая неправильное и недостаточное питание, хронический стресс, переутомления, злоупотребление алкоголем, курение, пренебрежение здоровым образом жизни и т.д.).

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) за 2006 г., Россия занимает 11-е место среди 22 стран с наиболее высокой распространенностью ТБ (бременем туберкулеза). В России регистрируется 35% всех впервые выявляемых больных туберкулезом в европейском регионе ВОЗ.

В 2006 г. доля случаев туберкулеза, выявленных в учреждениях ФСИН, составляла 12,1% (14283 больных). За семь лет с 1999 по 2006 гг. заболеваемость туберкулезом в пенитенциарной системе удалось снизить с 4347 до 1387 на 100 тыс. подозреваемых, обвиняемых и заключенных, что, тем не менее, выше аналогичного показателя заболеваемости среди общего населения в 16,8 раз.

В России отмечается рост числа больных туберкулезом органов дыхания с первичной множественной лекарственной устойчивостью (МЛУ 2 ) среди впервые выявленных больных туберкулезом органов дыхания с бактериовы-делением (с 6,7% в начале 2000-х до 9,4–9,5% в 2006 г., за год зарегистрировано 4056 новых случаев МЛУ, всего на конец 2006 г. состояло на учете 24055 пациентов с ТБ-МЛУ). Признаки роста распространенности ТБ с МЛУ говорят об острой необходимости решения задач, направленных на предотвращение распространения этих форм заболевания: повышения эффективности и качества бактериологической диагностики ТБ, организации лечения, обеспечения непрерывности химиотерапии, контролируемого приема препаратов, оказания социальной поддержки больным ТБ, обеспечения мер инфекционного контроля. В среднем стоимость химиопрепаратов первого ряда для лечения туберкулеза (на весь курс продолжительностью ок. 6 месяцев) составляет порядка US $60–100. Стоимость курса лечения ТБ-МЛУ (18–24 мес.) препаратами второго ряда составляет уже около US$25000–$30000 (при закупке препаратов через механизмы Комитета Зеленого Света (КЗС) стоимость лечения удается снизить до уровня $5000–$7000 долларов США).

В России в 2006 г. зарегистрировано 3907 вновь выявленных случаев туберкулеза, сочетанного с ВИЧ-инфекцией, распространенность составила 6,4 на 100,000 населения (9102 случаев или 3,1% среди всех больных туберкулезом). В пенитенциарной системе, при регистрируемом в последние годы снижении общей заболеваемости туберкулезом, растет число ВИЧ-инфицированных; доля случаев сочетанной ТБ/ВИЧ-инфекции среди пациентов с туберкулезом выросла с 3,7% до 6,0% в 2006 г. В 2006 году в России от ВИЧ-ассоциированного туберкулеза умерло 1625 больных (на 41,3% больше, чем в 2005 году), что составило 59% всех случаев смерти ВИЧ-инфицированных лиц. Таким образом, туберкулез стал основной причиной смерти ВИЧ-инфицированных лиц в России в 2006 году.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ И ПРОГРАММ

В результате того, что вопросам борьбы с ТБ в Советском Союзе уделялось приоритетное значение, была создана обширная сеть специализированных противотуберкулезных учреждений, функционирующих по всей территории страны и по сей день. В каждом субъекте федерации функционирует центральный диспансер, больницы, ТБ-кабинеты и поликлиники. Государственная политика определяется Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Осуществление профильных федеральных целевых программ осуществляет Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию РФ и Федеральная служба исполнения наказаний. В стране функционирует 5 федеральных научно-исследовательских институтов, которые осуществляют свою деятельность в пределах курируемых территорий. Сбор и анализ данных по туберкулезу из регионов осуществляет Федеральный центр мониторинга туберкулеза, созданный на базе Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения (ЦНИИОИЗ).

В 1994–1995 гг. начались первые пилотные проекты по применению стратегии ВОЗ (DOTS) в России. Стратегия ВОЗ определяет минимально необходимый перечень мер для организации экономически эффективной программы борьбы с туберкулезом. Изначально приоритетами стратегии ВОЗ являются пять основных компонентов: политическая поддержка; приоритетное выявление наиболее контагиозных больных, применение стандартных режимов химиотерапии в условиях прямого контроля за приемом химиопрепаратов; гарантированное и бесперебойное обеспечение противотуберкулезными препаратами; четкая система мониторинга, учета и отчетности, основанная на когортном анализе. Стратегия ВОЗ (DOTS) направлена на осуществление минимального стандарта противотуберкулезных мероприятий в условиях ресурсного дефицита. В 2006 г. стратегия ВОЗ по борьбе с туберкулезом была значительно пересмотрена, расширена и дополнена. На данном этапе она включает в себя вопросы обеспечения качества, ТБ/ВИЧ, ТБ-МЛУ, координации всех партнеров, роль общественности и научные исследования.

В 2003–2006 гг. был издан ряд организационно-методических документов по лабораторной диагностике туберкулеза, стандартизованной химиотерапии, когортному анализу, учетно-отчетным формам и др., разработанных на основании международного опыта и рекомендаций ВОЗ.

На средства гранта ГФ открыто 9 специализированных центров по контролю за распространением ТБ, в том числе в учреждениях пенитенциарной системы. Из них 5 центров создано на базе федеральных профильных НИИ. Программа гранта ГФ также направлена на оснащение средствами инфекционного контроля и обеспечение противотуберкулезными препаратами второго ряда для лечения больных с ТБ-МЛУ. Благодаря совместным усилиям российского здравоохранения, международных организаций и ВОЗ в России более 17 регионов РФ получили одобрение Комитета Зеленого Света (КЗС) для начала реализации проектов по борьбе с ТБ-МЛУ. Разрешение КЗС позволяет приобретать препараты второго ряда по значительно более низким ценам.

Увеличенный объем государственного финансирования, а также выделение средств ГФ и займа Всемирного банка позволили укрепить инфраструктуру и поставить современное оборудование в федеральные учреждения фтизиатрической службы, учреждения субъектов, а также ФСИН, что позволило значительно модернизировать эти учреждения.

В 2005–2006 гг. практически по всей стране (в 2005 году – в 67 территориях, к 2006 г. – в 87 территориях) была внедрена новая пересмотренная стратегия борьбы с туберкулезом.

Несмотря на осуществляемый комплекс мер, ситуация остается крайне напряженной. Особенно высокую обеспокоенность вызывает рост распространенности МЛУ-ТБ и ТБ/ВИЧ. По данным годовой когорты впервые выявленных больных туберкулезом легких 2005 года, зарегистрированных с положительным результатом микроскопии мазка мокроты, эффективный курс химиотерапии был отмечен у 57,2% больных, неэффективный – у 14,7%, досрочное прекращение лечения – у 10,4%, умерло от туберкулеза – 9,3%, умерло от других причин – 3,5%.

ВОПРОСЫ, ТРЕБУЮЩИЕ НЕОТЛОЖНОГО РЕШЕНИЯ

В разных субъектах РФ отмечаются различия в объемах финансировании противотуберкулезной службы, что в дотационных субъектах ставит под угрозу неотложное проведение полномасштабных и комплексных мероприятий. Не во всех субъектах РФ и не на всех уровнях самоуправления обеспечение борьбы с туберкуле­зом является приоритетным вопросом политической повестки. Это, в свою очередь, способствует сохранению резервуара инфекции.

Отсутствие адекватной политической поддерж­ки, особенно на уровне субъектов федерации, приводит не только к недостаточному уровню финансирования, но и к слабой внутриведомственной и межведомственной координации в сфере ТБ.

Высокая стоимость препаратов второго ряда и сохраняющийся дефицит средств бюджетов препятствует равному доступу к лечению ТБ-МЛУ, что будет в значительной степени способствовать распространению этого опасного заболевания.

Для химиотерапии должны закупаться и применяться препараты только надлежащего качества. Применение некачественных препаратов будет способствовать распространению смертельно опасных форм ТБ-МЛУ.

Сохраняется разобщенность не только различных ведомств, но и различных секторов здравоохранения. Требуется более эффективная координация и преемственность на всех уровнях. Необходимо четкое взаимодействие фтизиатрической службы с учреждениями общей лечебной сети, первичного здравоохранения и др.

Дефицит квалифицированных кадров во фтизиатрии наблюдается на всех уровнях (местном, уровне субъекта и федеральном). В противотуберкулезной службе РФ на конец 2006 г. имелась 48131 ставка, в том числе врачей –14910 ставок, средних медицинских работников – 33221 ставок. Фактически в службе работало 8517 врачей и 32022 средних медицинских работников. Низкая мотивация, невысокая оплата труда во фтизиатрии и наличие риска заболевания обуславливает отток кадров. Молодые специалисты не проявляют заинтересованности к работе в учреждениях противотуберкулезной службы. Заболеваемость туберкулезом работников фтизиатрических учреждений в 4,5 раза превышает заболеваемость среди общего населения. Все это способствует формированию кадрового кризиса в сфере ТБ.

Высокая степень износа, техническое оснащение и состояние многих лечебных учреждений не позволяют в полной мере обеспечить необходимые меры инфекционного контроля для предотвращения внутрибольничного распространения инфекции и обеспечения защиты медицинского персонала.

Не всегда адекватный уровень качества микробиологических исследований несет в себе риск несоответствующей диагностики и неэффективного лечения больных и, в особенности, больных ТБ-МЛУ. Система контроля качества внедрена не повсеместно.

Низкая эффективность лечения и организации лечения способствует дальнейшему развитию эпидемии туберкулеза и ТБ-МЛУ.

Если не будут предприняты неотложные меры, рост заболеваемости ТБ-МЛУ и ТБ, сочетанного с ВИЧ-инфекцией, а также сочетание ВИЧ-инфекции и ТБ-МЛУ станут серьезной угрозой дестабилизации ситуации с туберкулезом в России. В таком случае велик также риск быстро го распространения туберкулеза со сверхустойчивостью к лекарственным препаратам (XDR TB 3 ).

В РФ должен быть создан национальный орган с полномочиями исполнительного органа власти, отвечающий за планирование, координацию, финансирование, разработку, проведение и контроль мероприятий по борьбе с ТБ. Данная структура должна быть наделена соответствующими полномочиями для осуществления и контроля программы мер по борьбе с туберкулезом в РФ на всех уровнях и обеспечения межведомственной координации. В состав этого органа должны входить представители всех министерств и ведомств, работающих в сфере противодействия ТБ (Минздравсоцразвития, Минсельхоз, Минэкономразвития, Минфин, ФСИН и др.), и его решения должны носить обязательный характер.

Должен быть разработан национальный стратегический (на 8-10 лет) план развития противотуберкулезной службы и произведена комплексная оценка потребностей в сфере противодействия распространению туберкулеза на всех уровнях.

На уровне субъектов РФ должны быть обеспечены механизмы координации мероприятий по борьбе с туберкулезом как в рамках различных структур системы здравоохранения, так и между различными ведомствами, работающими в сфере профилактики и лечения социально значимых заболеваний.

Учитывая, что инвестиции в профилактику являются наиболее эффективными с точки зрения противодействия эпидемии, необходимо обеспечить разработку и реализацию комплексных профилактических мер, включая профилактику распространения ТБ в учреждениях здравоохранения.

Необходимо полное финансовое обеспечение потребностей противотуберкулезной службы для противодействия распространению эпидемии ТБ-МЛУ и ТБ/ВИЧ. Средства федерального бюджета в полном объеме должны покрывать дефицит бюджетов на уровне субъектов и местном уровне на основе данных произведенной комплексной оценки. Целесообразно предусмотреть целевую защищенную статью в федеральном бюджете, гарантирующую финансирование противотуберкулезных мероприятий в полном объеме.

Фтизиатрическая служба должна быть обеспечена в полном объеме всеми необходимыми материалами и средствами. Необходимо изыскать дополнительные средства и нормативные подходы для повышения оплаты труда во фтизиатрии, для повышения мотивации сотрудников, а также для оказания социальной поддержки больным туберкулезом.

Государственная противотуберкулезная политика должна включать механизмы мобилизации частного сектора и использования профессиональных возможностей и ресурсов бизнес-сообщества для борьбы с распространением ТБ в России. В частности, частный сектор может вносить существенный вклад в организацию и проведение общественных и социальных мероприятий, информационно-образовательных кампаний, направленных на повышение санитарной грамотности населения, организацию программ профилактики распространения ТБ, программ охраны здоровья на рабочих местах, разработку новых качественных методов диагностики и лечения туберкулеза и т.д.

Должны быть предусмотрены средства для осуществления непрерывной программы повышения квалификации кадров медицинских работников.

На уровне каждого субъекта необходимо обеспечить реализацию системы гарантий качества лабораторных исследований по туберкулезу.

Должны проводиться и соответствующим образом финансироваться комплексные, разноплановые прикладные научные исследования для оперативного изменения тактических под­ходов к лечению ТБ, в том числе лекарственно устойчивых форм и форм, сочетанных с ВИЧ-инфекцией и другими заболеваниями.

Необходимо проведение систематических мероприятий, направленных на повышение санитарной грамотности населения, и таким образом обеспечение своевременного обращения за медицинской помощью.

Принципиально важным является обеспечение эффективной организации лечения, непрерывной и контролируемой химиотерапии.

Федеральные профильные НИИ при участии международных организаций и ВОЗ должны провести стандартизованное исследование распространенности лекарственной устойчивости.

Необходима срочная разработка и реализация мер, направленных на предотвращение распространения туберкулеза со сверхустойчивостью.

1 Европейский регион ВОЗ: Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Бывшая Югославская Республика Македония, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Казахстан, Кипр, Кыргызстан, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Молдова, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Российская Федерация, Румыния, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Словения, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Чешская Республика, Швеция, Швейцария, Эстония, Черногория.
2 МЛУ-ТБ – туберкулез с множественной лекарственной устойчивостью, вызываемый бактериями, устойчивыми по меньшей мере к двум наиболее мощным противотуберкулезным препаратам первой линии – изониазиду и рифампицину.
3 ТБ с широкой лекарственной устойчивостью – форма ТБ, вызываемая бактериями, устойчивыми к любым фторхинолонам и по крайней мере к одному из трех инъецируемых препаратов второй линии, в дополнение к препаратам I линии изониазиду и рифампицину.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции