Добровольное информированное согласие при туберкулезе


ryanking999 / Depositphotos.com

Существенно ужесточен Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в РФ" (далее – Закон № 77-ФЗ).

Под действие закона подпадают еще две новые категории граждан:

  • лица с подозрением на туберкулез – это пациенты, которые были осмотрены медработником (в том числе при диспансеризации), и у которых выявлены такие признаки возможного заболевания туберкулезом, при наличии которых нужны допобследования/ диспансерное наблюдение (напомним, что в целом клинические признаки туберкулезной интоксикации и туберкулеза перечислены в приказе Минздрава России от 21 марта 2003 г. № 109 "О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в РФ"; категории пациентов, нуждающихся в обследовании на туберкулез, установлены Порядком оказания медицинской помощи больным туберкулезом, а пациенты, которые подлежат диспансерному наблюдению, перечислены в постановлении Правительства РФ от 25 декабря 2001 г. № 892);
  • лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником туберкулеза, – это пациенты, контактирующие по месту работы/учебы/жительства/пребывания с больным туберкулезом (человеком или животным).

Что обязан сделать врач в случае отказа пациента или его законного представителя от медицинского вмешательства? Узнайте из материала "Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от него" в "Домашней правовой энциклопедии" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Обе эти категории по назначению врача проходят медицинское обследование в целях выявления туберкулеза. Однако такое обследование в силу ч. 2 ст. 7 Закона № 77-ФЗ является добровольным (Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 314-ФЗ).

А вот диспансерное наблюдение за такими пациентами осуществляется уже без учета их желания: оно проводится в порядке, который установит уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти (в настоящее время действует порядок, утвержденный Правительством РФ).

На недобровольность такого диспансерного наблюдения указано в ч. 2 ст. 7 Закона № 77-ФЗ.

С другой стороны, ст. 9 Закона № 77-ФЗ в новой редакции допускает возможность и ограничительного толкования – поскольку ч. 2 этой статьи прямо говорит, что независимо от согласия таких пациентов устанавливается диспансерное наблюдение за больными туберкулезом, но не упоминает лиц с подозрением и контактных, – можно предположить, что согласие "подозрительного" пациента на диспансерное наблюдение все же обязательно. Однако – если обратиться к пояснительной записке к проекту 1 тех самых поправок к Закону № 77-ФЗ, которые и породили данную редакцию закона, – то из нее, скорее, следует обратное: авторы законопроекта имели прямое намерение как раз ограничить права пациентов с подозрением на чахотку. Причем именно в этом смысле законопроект рассматривали и Правительство РФ, и профильный комитет Госдумы.

Кроме того, согласно новой редакции Закона № 77-ФЗ, лица с подозрением на туберкулез – если они находятся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом – обязаны:

  • проходить медобследование и профилактические мероприятия, в том числе принимать лекарства;
  • находиться под наблюдением в медицинской противотуберкулезной организации и соблюдать периодичность диспансерных приемов;
  • соблюдать установленные для них государственные санитарно-эпидемиологические правила и гигиенические нормативы;
  • не препятствовать проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предусмотренных санитарным законодательством.

Больные туберкулезом, дополнительно к вышесказанному, обязаны проходить назначенное врачом лечение, соблюдать режим лечения, соблюдать правила поведения пациентов в медицинских противотуберкулезных организациях во время нахождения на лечении в таких организациях.

Поправки в Закон № 77-ФЗ вступают в силу 14 августа 2018 года.

1 С текстом законопроекта № 943028-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Филиппов Юрий Николаевич, Абаева Ольга Петровна, Филиппов Артём Юрьевич

В статье приводятся результаты проведенной работы по исследованию исторического процесса формирования нормы информированного добровольного согласия при оказании медицинской помощи в России и возможностей его влияния на реализацию прав пациента в рамках современной законодательной базы.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Филиппов Юрий Николаевич, Абаева Ольга Петровна, Филиппов Артём Юрьевич

The history of the formation of the informed voluntary consent of a patient in Russia

The article presents the results of the work on the study of the historical process of the formation of the norms of the informed voluntary consent in the provision of medical assistance in Russia and possibilities of its impact on the realization of the rights of the patient in the framework of the modern legislative base.

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФОРМИРОВАННОГО ДОБРОВОЛЬНОГО СОГЛАСИЯ ПАЦИЕНТА В РОССИИ

Ю.Н. Филиппов, О.П. Абаева, АЮ. Филиппов,

Филиппов Юрий Николаевич - e-mail: profphilippov@inbox.ru

В статье приводятся результаты проведенной работы по исследованию исторического процесса формирования нормы информированного добровольного согласия при оказании медицинской помощи в России и возможностей его влияния на реализацию прав пациента в рамках современной законодательной базы.

Ключевые слова: информированное добровольное согласие пациента, личная неприкосновенность, медицинская помощь, права пациента, история медицины.

The article presents the results of the work on the study of the historical process of the formation of the norms of the informed voluntary consent in the provision of medical assistance in Russia and possibilities of its impact on the realization of the rights of the patient in the framework of the modern legislative base. Key words: the informed voluntary consent of the patient, personal immunity, the medical assistance,

the rights of the patient, the history of medicine.

Поскольку формирование современной российской законодательной базы в здравоохранении проводилось на протяжении многих десятилетий, невозможно, по нашему мнению, отрицать влияние многочисленных традиций, имеющих глубокие исторические корни и потому существенно влияющих на восприятие и реализацию требований этой части закона.

Целью нашего исследования явилось изучение исторического процесса формирования нормы информированного добровольного согласия при оказании медицинской помощи в России и возможностей его влияния на реализацию прав пациента в рамках современной законодательной базы.

Развитие законодательства Российской империи по вопросам обеспечения населения страны медикосанитарной помощью рассматривало систему взаимоотношений врач-пациент исключительно через призму патерналистского подхода. Вопрос о необходимости получения согласия пациента при определении схемы лечения не обсуждался даже в специальной литературе [2]. Законотворческая работа по регламентации прав граждан при получении медицинских услуг началась в России только после Октябрьской революции 1917 года.

• право пациента на автономию рассматривалось только в аспекте хирургических операций (не регламентировалась необходимость получения согласия при медикаментозной терапии или диагностических манипуляциях);

• не предусматривалась необходимость письменного оформления согласия;

• не рассматривалось право пациента на отказ от медицинского вмешательства;

• существовал неопределенно широкий перечень ситуаций, когда хирургическое вмешательство было возможно без согласия пациента;

• не предусматривалось ответственности врача в случае игнорирования права пациента на согласие при операции.

В то же время необходимо подчеркнуть безусловное значение Декрета как новаторского документа, положившего начало созданию не только российской, но и мировой законодательной базы в аспекте правового поля взаимоотношений врач - пациент, сохранившего свою актуальность, с некоторыми изменениями, до 70-х годов прошлого века [5].

Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении от 19 декабря 1969 года действовали до вступления в силу Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1.

Принятие данного нормативного акта явилось эпохальной вехой в развитии российского медицинского права, в первую очередь - в аспекте регламентации прав пациента и ответственности медицинских работников за их нарушение. Порядку реализации права пациента на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство были посвящены статьи 30-34 данного закона. Считаем необходимым подчеркнуть, что несмотря на важнейшее значение основ законодательства в формировании пациентоцентрического подхода в российском здравоохранении, специалистами был отмечен ряд существенных недостатков в регламентации права пациента на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, такие как:

• неоднозначность формулировок в аспекте необходимости оформления документа в письменном виде;

• отсутствие принципа обязательного наличия в отрасли единых форм информированного добровольного согласия пациента на медицинское вмешательство [7, 8, 9, 10].

специалистами, формулировки перечисленных законов зачастую противоречили нормам основ законодательства. В частности, важнейшей проблемой для практического здравоохранения явилось разногласие по вопросу о возрасте, достижение которого позволяло несовершеннолетнему пациенту самостоятельно оформлять информированное добровольное согласие [9, 10].

Таким образом, признавая новаторство советских законов 20-х годов, необходимо отметить, что до окончания существования СССР норма права о необходимости оформления согласия пациента на медицинское вмешательство не получила какого-либо развития. В итоге данное право пациента долгое время носило сугубо декларативный характер. В связи с чем, несмотря на почти двадцатилетний период признания федеральным законодательством приоритета интересов и автономии пациента, Российскому обществу предстоит еще большая работа по формированию новой модели общения врача и пациента, построенной в рамках правового поля демократического государства.

2. Яровицкий М.Я. Медицинская этика (биоэтика). М.: Медицина. 2001. 256 с.

5. Пищита А.Н. Юридические аспекты медицинской деятельности в отечественном законодательстве. //Фарматека. 2009. № 8. С. 75-79.

7. Пищита А.Н. Согласие на медицинское вмешательство. Медикоправовой анализ. Юридические стандарты. Практика реализации. М.: ЦКБ РАН. 2006. 210 с.

8. Салтыкова А.В. Согласие пациента на медицинское вмешательство // Юридическое и деонтологическое обеспечение прав российских граждан на охрану здоровья: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Суздаль, 28-29 мая 2008 г. /под ред. чл.-корр. РАМН проф. Ю.Д. Сергеева, проф. С.В. Ерофеева. Иваново-Владимир: НАМП, 2008. С. 252-256.

9. Сергеев Ю.Д. Медицинское право: учебный комплекс в 3 т. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. 784 с.

10. Филиппов Ю.Н., Абаева О.П. Право пациентов на автономию в законодательстве Российской Федерации. М.: Миклош, 2010. 76 с.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маматов Максим Владимирович

В статье анализируются положения законодательства, призванные гарантировать реализацию конституционного права детей на охрану здоровья и медицинскую помощь . Рассмотрен вопрос получения от соответствующих пациентов или их законных представителей информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство . Кроме того, раскрыты современные правовые механизмы, направленные на обеспечение безопасности других детей , в обществе которых могут пребывать лица, отказавшиеся от медицинского вмешательства, а также на защиту в данном случае прав и законных интересов самих детей от неоправданных решений и действий их законных представителей. Статья имеет обзорный характер, подготовлена на основании материалов прокурорской практики.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Маматов Максим Владимирович

TO THE QUESTION OF THE LEGAL GROUNDS FOR MEDICAL INTERVENTION WHEN RENDERING MEDICAL ASSISTANCE TO CHILDREN AND THE ROLE OF THE PROSECUTOR IN ENSURING FULFILLMENT OF THE RESPECTIVE REQUIREMENTS OF THE LEGISLATION

The article analyzes the provisions of the current legislation to ensure implementation of the constitutional rights of children to health protection and medical care . Consider obtaining from the relevant patients, or their legal representatives informed voluntary consent to medical intervention . In addition, she discusses modern legal mechanisms aimed at ensuring the safety of other children in the society which can be of individuals who refuse medical intervention, and to protect, in this case, the rights and legitimate interests of children from unnecessary decisions and actions of their legal representatives. The paper is a review prepared on the basis of prosecutorial practices.

Маматов Максим Владимирович

к.ю.н., заведующий отделом проблем участия прокурора в гражданском, арбитражном и административном процессе НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации

e-mail: maximus-de-miridi@yandex. ru

К ВОПРОСУ О ПРАВОВЫХ ОСНОВАНИЯХ ДЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА ПРИ ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И РОЛИ ПРОКУРОРА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ИСПОЛНЕНИЯ

СООТВЕТСТВУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В статье анализируются положения законодательства, призванные гарантировать реализацию конституционного права детей на охрану здоровья и медицинскую помощь. Рассмотрен вопрос получения от соответствующих пациентов или их законных представителей информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. Кроме того, раскрыты современные правовые механизмы, направленные на обеспечение безопасности других детей, в обществе которых могут пребывать лица, отказавшиеся от медицинского вмешательства, а также на защиту в данном случае прав и законных интересов самих детей от неоправданных решений и действий их законных представителей. Статья имеет обзорный характер, подготовлена на основании материалов прокурорской практики.

Ключевые слова: медицинская помощь, информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, дети, прокурор, суд.

Mamatov Maksim Viktorovich

candidate of law, head of Department of problems of participation of Prosecutor in civil, arbitration and administrative proceedings, Research Institute of the Academy of the Prosecutor General

of the Russian Federation e-mail: maximus-de-miridi@yandex.ru

TO THE QUESTION OF THE LEGAL GROUNDS FOR MEDICAL

INTERVENTION WHEN RENDERING MEDICAL ASSISTANCE TO CHILDREN AND THE ROLE OF THE PROSECUTOR IN ENSURING FULFILLMENT OF THE RESPECTIVE REQUIREMENTS

OF THE LEGISLATION

The article analyzes the provisions of the current legislation to ensure implementation of the constitutional rights of children to health protection and medical care. Consider obtaining from the relevant patients, or their legal representatives informed voluntary consent to medical intervention. In addition, she discusses modern legal mechanisms aimed at ensuring the safety of other children in the society which can be of individuals who refuse medical intervention, and to protect, in this case, the rights and legitimate interests of children from unnecessary decisions and actions of their legal representatives. The paper is a review prepared on the basis of prosecutorial practices.

Keywords: medical care, informed voluntary consent to medical intervention, children, Prosecutor, court.

В ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации [1] провозглашено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Эти общие конституционные положения имеют прямое действие и конкретизированы в отраслевом законодательстве, где среди прочего определены особые правовые гарантии реализации данного права для отдельных категорий населения.

вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

По общему правилу необходимо получать такое согласие у одного из родителей или иного законного представителя, если их подопечный признан в установленном порядке недееспособным и по своему состоянию не способен дать согласие на медицинское вмешательство, или не достиг возраста 15 лет (для больных наркоманией — 16 лет), а для оказания наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения — если лицо не достигло 18 лет или в установленном порядке не приобрело полную дееспособность до достижения этого возраста (ч. 2 ст. 20, ч. 2 ст. 54 Закона № Э2Э-ФЗ).

Указанные требования законодательства призваны оградить детей от медицинского вмешательства, без ведома и напрямую не согласованного с их законными представителями, которые по статусу не только, как правило, наиболее осведомлены о своих подопечных (например, об индивидуальных особенностях их здоровья и развития), но и солидарно с ребенком несут бремя риска всевозможных неблагоприятных последствий. Однако, еще встречаются факты игнорирования соответствующих правовых условий медицинскими работниками (причем многие из них сами являются родителями и не могут не понимать чувства последних).

п. Тимирязевский, при этом диагностику учащихся 2 класса осуществляли без информированного добровольного согласия законных представителей детей на медицинское вмешательство и даже при том, что у одного из учащегося в медицинской карте имелся письменный отказ родителей от всех профилактических прививок. По указанным противоправным фактам прокурор г. Уссурийска внес представление главному врачу КГБУЗ, который, в свою очередь, провел рабочее совещание со всеми медицинскими работниками и указал им на недопущение таких нарушений, а виновному должностному лицу объявил выговор [17].

В данной части Закон № 323-ФЗ содержит недвусмысленные требования, которые подлежат неукоснительному исполнению и, на наш взгляд, полностью оправданы. Между тем, ситуация требует более панорамного анализа — с позиции обеспечения безопасности других детей, в обществе которых будет пребывать лицо не прошедшее, например, медицинскую диагностику на наличие опасных заразных заболеваний или психических расстройств, а также защиты при необходимости прав и законных интересов самих детей от неоправданных решений и действий их законных представителей.

Действительно, соблюдение общественных интересов в столь чувствительном вопросе как охрана здоровья было бы неразумно ставить в полную зависимость от индивидуальных предпочтений отдельных личностей. Аналогичной позиции придерживается Конституционный Суд Российской Федерации, указавший при конституционном толковании смысла отдельных положений законодательства, что права и законные интересы человека и гражданина не обладают абсолютным (подавляющим) характером и сбалансированы наличием в законодательстве различных компенсирующих правовых механизмов, которые призваны обеспечивать полноценную реализацию указанных прав и интересов и одновременно охрану конституционно значимых ценностей, безопасность всего общества (постановление от 10.02.2017 №2 2-П [10], от 17.03.2017 № 8-П [11] и др.).

Очевидно, что общество крайне заинтересовано в лечении лиц, имеющих такого рода заболевание и относящихся к этому несерьезно либо сознательно злоупотребляющих своими гражданскими правами и тем самым подвергающих окружающих неоправданному риску. А потому неслучайно на этом фоне

внимание прокуратуры привлек вопрос реализации мер по профилактике туберкулеза при приеме детей в образовательные организации.

В частности, в декабре 2015 г. на официальном интернет-представительстве Генеральной прокуратуры Российской Федерации сообщалось [18], что в органы прокуратуры поступают обращения граждан по поводу нарушения прав их детей на получение образования в связи с применением санитарных правил, устанавливающих условие допуска в детские организации детей, туберкулинодиагностика которым не проводилась, только при предоставлении заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания. Характер принятых мер (направление прокуратурой соответствующих информаций уполномоченным органам контроля; обсуждение вопроса на рабочих совещаниях; инициирование разработки приказа, регламентирующего порядок и сроки медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза) показывает, что важность туберкулинодиагностики детей под сомнение не ставилась и это, по нашему мнению, следует поддержать.

Согласно ч. 3 ст. 20 Закона № 323-ФЗ при отказе одного из родителей или иного законного представителя ребенка, не достигшего указанного ранее возраста, либо законного представителя лица, признанного недееспособным, от медицинского вмешательства, необходимого для спасения его жизни, медицинская организация имеет право обратиться в суд для защиты интересов такого лица.

Кроме того, в ч. 9 указанной статьи предусмотрено, что медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается: 1) если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители; 2) в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих; 3) в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами; 4) в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления); 5) при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы. Причем в первых двух случаях из указанного списка соответствующее решение вправе принять консилиум врачей, а если его собрать невозможно — непосредственно лечащий (дежурный) врач с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента и с последующим уведомлением руководителя медицинской организации (или руководителя отделения медицинской организации), гражданина, в отношении которого проведено медицинское вмешательство, одного из родителей или иного законного представителя лица, в отношении которого проведено медицинское вмешательство. Суд правомочен решать соответствующий вопрос по любому из вышеназванных оснований.

В настоящее время производство по административным делам о госпитализации в недобровольном порядке гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, о продлении срока такой госпитализации или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке осуществляется

судами в порядке, предусмотренном главой 30 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) [2], а производство по административным делам о госпитализации в недобровольном порядке гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию — главой 31 этого кодекса [20].

Внесенными 28 июня 2016 г. изменениями [8] в КАС РФ предусмотрена возможность защиты интересов несовершеннолетнего в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни. Хочется отметить, что данная новелла позволила ликвидировать весьма ощутимый пробел в законодательстве [9] и, как показывает складывающаяся практика, в настоящее время представляет собой достаточно действенный правовой механизм спасения маленьких пациентов, находящихся в состоянии, опасном для жизни.

Учитывая, что такие дети не в состоянии полноценно отстаивать свои права, в том числе в судебном порядке, прокуроры на основании ч. 1 ст. 39 КАС РФ могут инициировать соответствующее обращение в суд в защиту их интересов. Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, положения ч. 1 ст. 39 КАС РФ являются общими и распространяются на все категории административных дел, а, значит и на дела указанной категории (определение от 12.01.2017 № 78-КГПР16-67 [14] и др.).

В качестве иллюстрации приведем резонансный случай в г. Иваново, где в январе 2017 г. судом удовлетворены исковые требования районной прокуратуры о разрешении на медицинское вмешательство по переливанию ребенку компонентов крови без согласия законного представителя (отец несовершеннолетней возражал против этого из-за своих религиозных убеждений). Оперативно принятые меры позволили своевременно оказать необходимую медицинскую помощь [16].

Производство по таким административным делам осуществляется по правилам главы 311 КАС РФ, имея существенную специфику, в том числе и относительно сроков рассмотрения — в течение 5 дней со дня принятия

Важно отметить, что сфера применения главы 311 КАС РФ в настоящее время практически полностью закрывает все наиболее актуальные случаи, обуславливающие потребность медицинского вмешательства для оказания медицинской помощи детям, даже если этому препятствуют их законные представители. Несмотря на непродолжительные сроки действия данной правовой новеллы, ее важность и значимость не вызывает сомнений и подтверждена результатами научных исследований [19], каждодневной правоприменительной практикой. В настоящее время соответствующий правовой механизм — важный элемент сбережения жизни и здоровья детей, который привносит целостность и завершенность в общую систему защиты прав и законных интересов подрастающего поколения.

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства Российской Федерации, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

2. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации, 09.03.2015, № 10, ст. 1391.

законодательства Российской Федерации, 25.06.2001, № 26, ст. 2581.

19. Защита прокурором в гражданском процессе права несовершеннолетних на охрану здоровья: научный доклад / А.В. Гришин и др.; Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2013.

1. Konstitucija Rossijskoj Federacii (prinjata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii, 04.08.2014, № 31, st. 4398. (in Russian)

2. Kodeks administrativnogo sudoproizvodstva Rossijskoj Federacii // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii, 09.03.2015, № 10, st. 1391. (in

19. Zashhita prokurorom v grazhdanskom processe prava nesovershennoletnih na ohranu zdorov'ja: nauchnyj doklad / A.V. Grishin i dr.; Akademija General'noj prokuratury Rossijskoj Federacii. 2013. (in Russian)

20. Mamatov M.V., Nasonov Ju.G. O nekotoryh nedostatkah processual'nogo zakonodatel'stva pri uregulirovanii voprosov uchastija prokurora v rassmotrenii

sudami del, svjazannyh s gospitalizaciej grazhdan v medicinskuju organizaciju v

nedobrovol'nom porjadke // Tavricheskij nauchnyj obozrevatel'. 2017. №7(24). S. 815. (in Russian)

Глава III. Противотуберкулезная помощь как основа предупреждения распространения туберкулеза

Статья 7. Организация противотуберкулезной помощи

Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ в пункт 1 статьи 7 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. Оказание противотуберкулезной помощи больным туберкулезом гарантируется государством и осуществляется на основе принципов законности, соблюдения прав человека и гражданина, общедоступности в объемах, предусмотренных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ в пункт 2 статьи 7 настоящего Федерального закона внесены изменения

2. Противотуберкулезная помощь оказывается гражданам при наличии их информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9 и 10 настоящего Федерального закона и другими федеральными законами.

Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ пункт 3 статьи 7 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

3. Противотуберкулезная помощь несовершеннолетнему в возрасте до пятнадцати лет или больному наркоманией несовершеннолетнему в возрасте до шестнадцати лет оказывается при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство одного из его родителей или иного законного представителя, лицу, признанному в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, - при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство его законного представителя, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9 и 10 настоящего Федерального закона и другими федеральными законами.

См. комментарии к статье 7 настоящего Федерального закона

Статья 8. Оказание противотуберкулезной помощи

2. Лица, находящиеся или находившиеся в контакте с больным туберкулезом, в соответствии с законодательством Российской Федерации проходят обследование в целях выявления туберкулеза.

3. Вакцинация против туберкулеза в целях его профилактики осуществляется в соответствии с национальным календарем профилактических прививок.

Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в пункт 4 статьи 8 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.

4. В целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки проведения которых устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

См. Порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров населения в целях выявления туберкулеза, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2001 г. N 892

Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ в пункт 5 статьи 8 настоящего Федерального закона внесены изменения

5. Руководители медицинских организаций и индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность, обязаны направлять в медицинские противотуберкулезные организации, подведомственные исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в органы, уполномоченные на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, информацию о выявленных на соответствующих территориях в течение года больных туберкулезом и о каждом освобождающемся из учреждений уголовно-исполнительной системы больном туберкулезом.

6. Своевременное выявление больных туберкулезом сельскохозяйственных животных, оздоровление неблагополучных в отношении туберкулеза организаций по производству и хранению продуктов животноводства осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Реализация продукции, произведенной в неблагополучных в отношении туберкулеза организациях по производству и хранению продуктов животноводства, осуществляется в соответствии с санитарными и ветеринарными правилами профилактики туберкулеза сельскохозяйственных животных и борьбы с указанным заболеванием.

См. комментарии к статье 8 настоящего Федерального закона

Статья 9. Диспансерное наблюдение

Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в пункт 1 статьи 9 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.

1. Диспансерное наблюдение за больными туберкулезом проводится в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

См. Порядок диспансерного наблюдения за больными туберкулезом, утвержденный постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2001 г. N 892

См. также Инструкцию по централизованному контролю за диспансерным наблюдением больных туберкулезом, утвержденную приказом Минздрава РФ от 21 марта 2003 г. N 109

2. Диспансерное наблюдение за больными туберкулезом устанавливается независимо от согласия таких больных или их законных представителей.

Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ в пункт 3 статьи 8 настоящего Федерального закона внесены изменения

3. Решение о необходимости диспансерного наблюдения или его прекращения принимается комиссией врачей, назначенной руководителем медицинской противотуберкулезной организации, которая оказывает противотуберкулезную помощь в амбулаторных условиях, и оформляется в медицинской документации записью об установлении диспансерного наблюдения или о его прекращении, о чем в письменной форме извещается лицо, подлежащее диспансерному наблюдению.

См. комментарии к статье 9 настоящего Федерального закона

Статья 10. Обязательные обследование и лечение больных туберкулезом

1. В случае угрозы возникновения и распространения туберкулеза на основании предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проводятся дополнительные противоэпидемические мероприятия.

Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ в пункт 2 статьи 10 настоящего Федерального закона внесены изменения

2. Больные заразными формами туберкулеза, неоднократно нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также умышленно уклоняющиеся от обследования в целях выявления туберкулеза или от лечения туберкулеза, на основании решений суда госпитализируются в медицинские противотуберкулезные организации для обязательных обследования и лечения в стационарных условиях.

Решение о госпитализации принимается судом по месту нахождения медицинской противотуберкулезной организации, в которой больной туберкулезом находится под диспансерным наблюдением.

3. Заявление о госпитализации подается в суд руководителем медицинской противотуберкулезной организации, в которой больной туберкулезом находится под диспансерным наблюдением.

4. Участие прокурора, представителя медицинской противотуберкулезной организации, в которой больной туберкулезом находится под диспансерным наблюдением, больного туберкулезом, в отношении которого решается вопрос об обязательных обследовании и лечении, или его законного представителя в рассмотрении заявления о госпитализации обязательно.

См. комментарии к статье 10 настоящего Федерального закона

Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в статью 11 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.

Статья 11. Ведение государственного статистического наблюдения в области предупреждения распространения туберкулеза

1. Медицинские противотуберкулезные организации ведут государственное статистическое наблюдение в области предупреждения распространения туберкулеза в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ в пункт 2 статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения

2. Сведения о выявлении больных туберкулезом медицинские противотуберкулезные организации, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность, обязаны сообщать в территориальные медицинские противотуберкулезные организации и органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

См. Порядок ведения государственного статистического наблюдения в целях предупреждения распространения туберкулеза, утвержденный постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2001 г. N 892

См. приказ Минздрава РФ от 13 февраля 2004 г. N 50 "О введении в действие учетной и отчетной документации мониторинга туберкулеза"

См. также Инструкцию по применению МКБ-10 для статистического учета туберкулеза, утвержденную приказом Минздрава РФ от 21 марта 2003 г. N 109

См. комментарии к статье 11 настоящего Федерального закона

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции