Что такое сестринский процесс при туберкулезе

Введение
Туберкулез - инфекционное заболевание, которое возникает в результате заражения микобактериями туберкулеза человеческого и бычьего видов. Характеризуется образованием в пораженных тканях очагов специфического воспаления и выраженной общей реакцией организма. Это самое распространенное заболевание в мире.
Микобактерии туберкулеза были открыты немецким ученым Р.Кохом в 1882 году и раньше называлась бациллой Коха (ВК). Это бактерия размером около 2-5 микрон.
Заражаются туберкулезом чаше дети и подростки, молодые люди, реже инфицируются взрослые и старики. Реакция организма на микобактерии туберкулеза зависит от вирулентности и массивности инфекции, состояния реактивности организма человека, его естественной резистентости и противотуберкулёзного иммунитета.
Туберкулез относится к числу так называемых социальных болезней, возникновение которых связано с условиями жизни населения. По интенсивности заболеваемости туберкулезом можно в определенной мере судить о социально-экономической ситуации в стране или регионе.
Восприимчивость к туберкулезу особенно высока в грудном возрасте, в школьном она уменьшается, а в период полового созревания вновь возрастает. Кроме возраста в появлении заболевания играет роль уровень сопротивляемости организма. в норме существует резистентность к туберкулезу. Это приводит к тому, что из всех людей, которые находятся в контакте с возбудителем, заболевает только часть.

1. Клиническая картина. Диагностика
Клинически у большинства больных отмечаются интоксикации: пониженная трудоспособность и аппетит, ускоренное сердцебиение, быстрая утомляемость, повышенная температура. Кашля нет, либо редкий и сухой.
Больной, как правило, жалуется только на синдром интоксикации, который обычно сопровождается появлением только субфебрилитета к вечеру.
Реже больной жалуется на симптомы вегето-сосудистой дистонии, которые являются следствием того же синдрома интоксикации. Жалобы на ночные поты, головную боль, утомляемость, и т.д.
Но обычно на фоне хорошего самочувствия, хорошей работоспособности, к вечеру у такого больного появляется субфебрильная температура. Эта форма, с такой скудной симптоматикой может тянуться у больного годами и если он не обращается к врачу, то соответственно диагноз не выявляется.
В определенное время больной чувствует себя совсем хорошо - у него исчезает субфебрильная температура, нет жалоб, а весной или осенью вдруг начинается проявляться ухудшение самочувствия, проходит время и опять состояние улучшается. И только при флюорографии или рентгенографии у больного выявляют очаговый туберкулез легких.
В небольшом количестве слизисто-гнойной мокроты можно обнаружить микобактерии туберкулеза. Возможно и бессимптомное развитие болезни. Хрипы в легких со свежим очаговым туберкулезом обычно не прослушиваются. Они появляются по мере развития болезни. В крови меняется формула лейкоцитов с возрастанием количества лимфоцитов, СОЭ нередко ускорена (15—20 мм/ч). Кожные туберкулиновые реакции большей частью в норме и лишь при первичных формах процесса они положительны.
К основным методам выявления туберкулеза в учреждениях здравоохранения общей лечебной сети относятся:
1. Клинический (сбор анамнеза, жалоб, объективный осмотр).
2. Индивидуальная туберкулинодиагностика (проба Манту с 2 ТЕ).
3. Лучевая диагностика (флюорографическое и рентгенографическое обследование).
4. Микробиологическая диагностика (исследование биологического патологического материала методом прямой (простой) микроскопии).
Все эти методы, каждый в отдельности или в комбинации, применяются у разных групп населения: туберкулинодиагностика – у детей и подростков; профилактические флюорографические обследования – у лиц старше 15 лет; бактериологические;
- рентгенологические обследования, - туберкулинодиагностика – у лиц с повышенным риском заболевания туберкулезом, находящихся на диспансерном учете, обращающихся в поликлиники и поступающих в стационар на лечение с симптомами заболевания, подозрительными на туберкулез.
Туберкулез поражает различные органы и системы, поэтому для диагностики внелегочного туберкулеза применяются специальные методы обследования в зависимости от локализации заболевания.
Бактериоскопическое исследование (микроскопия) - первый, наиболее быстрый, простой и дешевый метод выявления кислотоустойчивых микобактерий (КУМБ), к которым относятся и микобактерии туберкулеза (МБТ). Он позволяет обнаружить микобактерии при содержании их менее 10000 микробных тел в 1 мл материала. Тем не менее, микроскопия остается одним из основных диагностических исследований на первичных этапах обследования больных. Преимущество бактериоскопии заключается в быстроте получения результата (от 1 часа) и относительной простоте исследования. Для получения достоверного результата исследования мазка диагностического материала лаборант обязан просмотреть 100 полей зрения, и только тогда, не обнаружив КУМБ, он имеет право дать отрицательный ответ.

2. Лечение
В комплекс лечебных методов входит, прежде всего, химиотерапия - основной метод лечения больных туберкулезом. На втором месте - патогенетические медикаментозные методы, применяемые с целью нормализации нарушенных функций макроорганизма: уменьшения степени выраженности воспалительной реакции, стимулирования процессов заживления, устранения обменных нарушений.
Для осуществления патогенетической терапии применяются различные средства, прежде всего противовоспалительные.
К ним относятся кортикостероиды и ряд других препаратов. Вторая группа - препараты стимулирующие процессы репарации (туберкулин, БЦЖ, лидаза, пирогенал и др.).
Третья группа средств направлена на устранение обменных нарушений: проводят витаминотерапию, т.к. в связи с химиотерапией усугубляется нарушения витаминного баланса, наблюдается клиника гиповитаминоза. Кроме витаминов, широко применяются анаболические гормоны и другие лекарственные средства, способствующие нормализации обменных процессов. Четвертую группу средств составляют иммуномодуляторы (тактивин, тималин, рибомунил и др.) - средства, устраняющие иммунологические нарушения и стимулирующие функции макрофагов.
Наконец, к патогенетическим относятся средства, устраняющие различные функциональные нарушения (нарушения дыхания, функции сердца, почек, печени и др.).
В комплекс методов лечения туберкулеза входит также коллапсотерапия, т.е. лечебный пневмоторакс.

3. Сестринский процесс при туберкулезе
В обязанности медицинской сестры входит строгое выполнение назначений врача. Все лекарства больной должен принимать в установленные часы (до еды, после еды) и только в присутствии сестры, которая несет личную ответственность за прием лекарства больным.
При проведении химиотерапии возникают различные побочные действия, зависящие как от препарата, так и от состояния больного. Побочные явления могут быть стойкими и легко устранимыми; обязанность медицинской сестры — немедленно сообщить врачу о появлении сыпи на коже больного, его жалобах на зуд, тошноту, головокружение и т. д.
При возникновении побочных явлений следует уменьшить дозу препарата или прекратить его прием, заменить один препарат другим, использовать, в лечении сочетание препаратов с витаминами и другими средствами (пантотеновая кислота, гормоны и т. д.).
В дезинфекционных мероприятиях особое внимание уделяется обеззараживанию мокроты и плевательниц. Лучшими методами дезинфекции при туберкулезе являются физические. При невозможности пользоваться кипячением как средством обеззараживания следует пользоваться химическими дезсредствами.
Особое внимание должно быть обращено на чистоту тела и рук, стрижку ногтей, своевременную смену нательного и постельного белья.
Одним из наиболее частых осложнений туберкулеза легких является кровотечение. В клинической практике различают кровохарканье и легочное кровотечение. Отличие легочного кровотечения от кровохарканья в основном количественное. Кровохарканье- наличие прожилок крови в мокроте или слюне, выделение отдельных плевков жидкой или свернувшейся крови при кашле в небольшом количестве.
При легочном кровотечении откашливается значительное количество чистой крови – одномоментно, непрерывно или с перерывами. В зависимости от количества выделенной крови различают кровотечения малые ( до 100 мл ), средние ( до 500мл) и большие, или профузные ( сыше 500 мл ).
При кровохарканье, кроме полного покоя, необходим особый уход за больным, правильное его положение в постели — с приподнятой верхней половиной туловища. Медицинская сестра должна учить больного сплевывать кровь в лоток, не заглатывать ее. Кормят больного прохладной пищей. При кровохарканье возникает частая рвота, больной в это время теряет большое количество кальция, натрия хлорида и белка. В таких случаях с пищей вводят 15—20 г поваренной соли или применяют внутривенные вливания ее гипертонического раствора.

Заключение
Туберкулез является острейшей проблемой современного мирового сообщества и сегодня признан Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) как заболевание, требующее разработки и внедрения активных и безотлагательных действий по предупреждению распространения в мире. По данным ВОЗ, ежегодно туберкулезом заболевают 8,8 млн. человек, 2–3 млн.— умирают. Следует подчеркнуть, что большая часть инфицированных людей переносят латентные формы туберкулеза.
Излечение больных туберкулезом зависит от двух взаимосвязанных факторов: подавления размножающейся популяции микобактерий помощью противотуберкулезных химиопрепаратов и регрессии туберкулезных изменений в пораженных органах с развитием репаративных процессов. В современных условиях возникает необходимость постоянного совершенствования режимов химиотерапии
Наиболее опасной в смысле заражения окружающих является мокрота. Поскольку заражение туберкулезом происходит в основном капельно-пылевым путем, а микобактерий туберкулеза устойчивы к воздействию многих факторов внешней среды и способны длительно (месяцами, годами) выживать в ней, огромное значение приобретает гигиена кашля и правильное собирание мокроты.
В настоящее время преобладающим направлением в системе противотуберкулезных мероприятий является пассивное выявление источника инфекции учреждениями здравоохранения среди лиц, обратившихся за медицинской помощью.
В меньшей степени используется активное привлечение населения, и в первую очередь неорганизованного (значительную часть которого составляют т.н. социально-дезадаптированные лица), к обследованию доступными методами.

Сайт СТУДОПЕДИЯ проводит ОПРОС! Прими участие :) - нам важно ваше мнение.

Составьте экспертную карту сестринского процесса при менингококковой инфекции

Нарушенные потребности, настоящие и потенциальные проблемы ребен­ка и его родителей

Краткосрочные и долгосрочные цели сестринского процесса

Планирование и мотивация сестринских вмешательств

Противоэпидемические мероприятия в очаге

Вопросы для самостоятельной подготовки:

Дайте определение менингококковой инфекции. Какие существуют источники инфекции?

Какими свойствами обладает возбудитель менингококковой инфекции? Каковы механизм и пути передачи инфекции? Каков механизм развития менингококковой инфекции? Перечислите основные клинические

симптомы менингококкового назофарингита.

Каковы основные клинические проявления менингококкемии? Каковы основные клинические проявления менингококкового ме­нингита?

Каковы основные клинические проявления менингоэнцефалита? Каковы особенности клинического течения смешанной формы? Каковы основные принципы лечения менингококковой инфекции?

12. Какие профилактические и противоэпидемические мероприятия проводят при менингококковой инфекции?

13. Какие осложнения возможны при менингококковой инфекции?

Туберкулез- хроническое инфекционно-аллергическое заболе­вание, характеризующееся образованием в различных органах спе­цифических воспалительных изменений (туберкулезных гранулем). Немецкий ученый Роберт Кох 24 марта 1882 года объявил об открытии им возбудителя туберкулеза. Всемирная организация здравоохранения увековечила это событие - в этот день ежегодно отмечается Всемирный день борьбы с туберкулезом.

Заболевание известно с глубокой древности. Об этом свиде­тельствуют данные раскопок и древнейшие документы человече­ской письменности. Долгие годы считалось, что туберкулез пора­жает, в основном, легкие. Однако у 4-х из обнаруженных скелетов египетских мумий, отнесенных к XXVII веку до н.э., были отмече­ны следы туберкулезного поражения позвоночника.

До настоящего времени туберкулез остается одним из самых распространенных заболеваний на земном шаре. Жертвами его ста­новятся люди всех возрастов, любой национальности и профессии. В нашей стране к 1980-1990 годам удалось резко уменьшить забо­леваемость туберкулезом, благодаря следующим мероприятиям:

1. Обязательной иммунизации всех здоровых новорожденных вакциной БЦЖ с последующей ревакцинацией детей и под­ростков в декретированные сроки.

2. Организации диспансерного наблюдения за группой риска.

3. Проведению противоэпидемических и профилактических мероприятий в очагах.

4. Повышению социально-культурного уровня населения.

К сожалению, за последнее десятилетие проблема туберкулеза вновь стала актуальной во всем мире, в том числе и в нашей стра­не. По последним данным ВОЗ, ежегодно в мире около 5 миллио­нов человек заболевает активными формами туберкулеза легких, и примерно такое же количество становится инфицированными (без бактериовыделения). Ежегодно умирает от туберкулеза около 4 миллионов человек. Причин этому множество: экономические по­трясения, неустроенность жизни, неконтролируемая миграция на­селения, рост алкоголизма, СПИДа, появление штаммов возбуди­теля, устойчивых к противотуберкулезным средствам.

Дети - зеркало эпидемиологической ситуации по туберкулезу. Так, рост заболеваемости туберкулезом в нашей стране начался у взрослых с 1992 года, а у детей - с 1991 года. Около 60% детей, попадающих в приемники-распределители, оказываются инфици­рованными туберкулезом, а 20% из них - больными активными формами. Возросли показатели заболеваемости туберкулезом де­тей раннего возраста - в 12,8 раз, дошкольников - в 8,5 раз.

Приоритетные положения программы:

1. Основные направления работы общей лечебной сети:

♦ широкая иммунизация населения;

♦ массовая ежегодная туберкулинодиагностика;

♦ проведение ежегодной флюорографии (детям после 12 лет);

♦ динамическое наблюдение за группой риска.

2. Активная работа в очагах туберкулезной инфекции.

3. Профилактическая работа с социально дезадаптированны­ми группами населения.

| следующая лекция ==>
Менингококковый менингит | Этиология. Возбудитель туберкулеза - относится к типичным представи­телям рода микобактерий (МБТ), родственных лучистым грибам

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Определение: туберкулёз – инфекционное заболевание, вызываемое специфической микробной флорой - микобактерией туберкулёза с преимущественным поражением лёгких.

Этиология: микобактерия (бацилла Коха).

неблагоприятные социальные условия,

профессиональные вредности (пневмокониозы),

вредные привычки (алкоголь, курение),

нарушение санитарно-гигиенических норм.

снижение массы тела,

кровохарканье, легочное кровотечение,

боль в грудной клетке,

тщательно собранный анамнез,

анализ мокроты на БК,

анализ крови клинический,

рентгенологическое исследование органов дыхания,

химиотерапия (изониазид, рифампицин, тубазид, аймарин),

Стандарты сестринской деятельности при туберкулёзе

Возможные нарушения потребностей.

Дышать (вследствие одышки, кашля).

Двигаться (слабость, недомогание, одышка, субфебрильная температура).

Отдыхать (кашель, кровохаркание).

Пить (в связи с лихорадкой).

Поддерживать температуру (субфебрильная температура, лихорадка).

Поддерживать состояние (снижение иммунитета).

Быть чистым (потливость, асоциальные условия существования).

Общаться (изоляция во время госпитализации и социальная изоляция).

Работать и учиться (длительное лечение, асоциальное поведение, сложности с трудоустройством).

Возможные проблемы пациента:

Кашель влажный (возможно кровохарканье).

Боль в грудной клетке.

Депрессия по поводу заболевания.

Отказ от речевого и другого общения.

Страх потери работы.

Неадекватное отношение к своему заболеванию.

Отсутствие достаточных знаний о своем заболевании.

Нежелание выполнять рекомендации врача.

Дискомфорт вследствие изоляции.

Непонимание в семье, разрыв семейных отношений.

Недостаток материальных средств для высокоэффективного лечения, достойного существования.

Неблагоприятные условия питания, быта, работы, экологические факторы.

Асоциальный образ жизни (курение, алкоголизм, нахождение в местах лишения свободы, отсутствие работы, жилья, беженцы).

Риск развития легочного кровотечения.

Риск развития дыхательной недостаточности.

Риск развития легочно-сердечной недостаточности.

Риск неустойчивости жизнедеятельности.

Проблема: Легочное кровотечение.

Цели: Краткосрочная: Проведение мероприятий, способствующих остановке кровотечения.

Долгосрочная: Предупреждение возникновения кровотечений в дальнейшем.

План сестринского вмешательства:

Придать полусидячее положение.

Обеспечить полный психический, речевой и физический покой.

Обеспечить приём холодного питья, глотать кусочки льда, крепкий солевой раствор (1 ст. ложка соли на стакан воды).

По назначению врача вводить кровоостанавливающие средства: 10% хлорид кальция, дицинон, аминокапроновая кислота.

Контролировать общее состояние, окраску кожи и слизистых, пульс, АД, ЧД каждый час.

Ежедневно осматривать мокроту пациента, объяснив ему правила сбора и дезинфекции (3% раствор хлорамина). Обучать пациента гигиене кашля.

Объяснять правила сбора мокроты на исследование (общий анализ, БК, атипические клетки).

Отменить тепловые физиопроцедуры.

Контролировать выполнение всех рекомендаций врача.

Цель: Нормализация температуры к концу недели.

План сестринского вмешательства:

Объяснить пациенту причину повышения температуры, рассказать о временном характере данного состояния.

Обеспечить постельный режим на весь период повышения температуры.

Обеспечить пациента легкоусвояемой, витаминизированной, высококалорийной пищей (диета № 11).

Осуществить контроль температуры тела и регистрацию в температурном листе 2 раза в день.

Контролировать приём жаропонижающих, противотуберкулёзных препаратов, назначенных врачом, объяснить правила приёма (после еды)

Помогать пациенту при выполнении гигиенических мероприятий (обработка полости рта после еды, уход за кожей ежедневно, профилактика пролежней, смена постельного и нательного белья).

Обеспечить соблюдение лечебно-охранительного режима, исключить шум, яркий свет, громкий разговор.

Осуществлять уход за пациентом в зависимости от периода лихорадки.

Ограничить посещение пациента.

Проводить оксигенотерапию (проветривание помещения 2 раза в день по 15 минут).

Цель: Пациент будет осознанно выполнять гигиенические мероприятия с целью профилактики вторичной инфекции и нарушения целостности кожных покровов.

План сестринского вмешательства:

Объяснить пациенту причину потливости, рассказав, что в процессе лечения это явление уменьшится.

Обеспечить пациента сухой постелью.

Осуществлять контроль за своевременной сменой постельного и нательного белья по мере необходимости, но не реже 1 раза в неделю.

Осуществлять ежедневное обтирание кожи влажной салфеткой.

Следить за состоянием кожи, проводить профилактику пролежней.

Обеспечить пациента личным постельным и нательным бельём.

Проводить гигиеническую ванну и душ ежедневно при отсутствии противопоказаний, согласовав с врачом.

Контролировать общее состояние и температуру ежедневно.

Осуществлять проветривание помещения 2 раза в день, не допуская сквозняков.

Проблема: Высокий риск осложнений от неправильного поведения больного, нежелания выполнять рекомендации врача.

Цель: Убедить пациента в необходимости выполнения назначений врача.

План сестринского вмешательства:

Провести беседу о сущности заболевания, рассказав о возможности развития серьёзных осложнений, которые могут привести к инвалидности.

Познакомить с популярной медицинской литературой по данной тематике.

Показать на примере больных роль выполнения назначений врача.

Разъяснить пациенту механизм действия, принимаемых им лекарственных средств, физиопроцедур и их эффективность.

Контролировать приём лекарственных препаратов при каждой явке в противотуберкулезный диспансер, присутствовать при приёме лекарственных препаратов в стационаре.

Контролировать соблюдение общегигиенических мероприятий, санитарно-противоэпидемического режима 1 раз в неделю (на дому).

Разъяснить важность обязательного выполнения всех назначений врача.

Пони­мание значения групп риска по туберкулезу поможет медицинской сестре в пла­нировании ухода за детьми и подростками из этих групп.

Факторы,способствующие развитию ПТК легких, которые должна знать м/с:

1)В настоящее время риск заболеть первичным туберкулезом наиболее велик у лиц,

не инфицированных микобактериями и невакцинированных БЦЖ.

2) Но туберкулезом забо­левают и дети, вовремя привитые БЦЖ, этому способствуют наличие врожденного и приобретенного иммунодефицита, хро­нические неспецифические заболевания легких, сахарный диа­бет, болезни щитовидной железы, различные виды гипотрофии, тяжелые травмы, операции, психические заболевания, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, лечение иммунодепрессантами, цитостатиками, гормональная и лучевая тера­пия.

3) Факторы повышенного риска биологического характера: физиологическая недостаточность иммунной системы у новорожденных детей; АФО реагирования детей на инфекцию.

4)Социальные причины: стесненные жилищные условия, несоблюдение гигие­ны, недостаточное пребывание детей на свежем воздухе и солн­це, нерегулярное и неполноценное питание, переутомление, не­досыпание, психотравмирующие ситуации в семье.

Медсестры, работающие с детьми и подростками, обязаны выявить факторы повышенного риска по туберкулезу и осущест­влять уход за больными и здоровыми пациентами.

Дети и подростки с повышенной предрасположенностью к туберкулезу проходят обследование в общей лечебно-про­филактической сети, а плановую массовую туберкулинодиагностику — в детском или учебном заведении. В кар­те развития ребенка обязательно регистрируются сведения о проведении вакцинации и ревакцинации БЦЖ, прививочной реакции, осложнениях, о проведении туберкулиновых проб, их оценке, обследованиях и оздоровительных мероприятиях наблюдении и лечении в противотуберку­лезном диспансере.

Первый этап — это сбор информации.

М/с может получить информацию из беседы с родителями больного ребенка, из медицинской кар­ты пациента, а также при осмотре и наблюдении за ребенком.

Второй этап — определение проблем пациента, страдающего первичным туберкулезом. Постановка сестринского диагноза, учитывая, что про­блемы могут быть социально-бытовыми, физиологическими и психологическими.

К социально-бытовым проблемам, способствующим зара­жению первичным туберкулезом, следует отнести: 1) неблагоприятные жилищно-бытовые условия: проживание в тесноте, большой скученности, отсутствие бытовых удобств в квартирах; при этом увеличивается количество контактов, воз­никает необходимость в проведении дополнительных противо­эпидемических мероприятий; 2) асоциальный статус родителей (безработные, страдающие алкоголизмом, не занимающиеся физическим и психологиче­ским воспитанием своих детей); 3)материальная обеспеченность в семье, от которой зависят особенности питания, возможности оздоровления ребенка; 4) недостаточность гигиенических навыков.
Особое внимание следует уделить психофизиологическим проблемам, которые обусловлены туберкулезной интоксика­цией (повышенная потливость, особенно по ночам, общая сла­бость, головные и мышечные боли, снижение аппетита, кашель, одышка и др.). При первичном туберкулезе на первый план выступают функ­циональные расстройства различных органов и систем. Это проявляется раздражительностью, быстрой утомляемостью, сни­жением умственной и физической активности, эмоциональной лабильностью. Психологические проблемы могут возникнуть при длитель­ном пребывании ребенка вне семьи во время лечения в ста­ционаре или в санатории, в незнакомых условиях или при недо­бросовестном отношении родителей к выполнению врачебных назначений.

Третий этап— определение целей и сроков достижения це­лей. Особенности: цели носят преимущественно долгосрочный характер(туберкулез требует длительного лечения и наблюдения). Краткосрочные цели возникают чаще всего при развитии острых со­стояний у ребенка (гипертермия, одышка, выраженный кашель, боли различной локализации), и сроки их реали­зации требуют от медицинской се­стры грамотных и быстрых действий.

Четвертый этап— составление плана сестринских действий и его реализация.

Ччеткое выполнение врачебных назначений. Тесная работа медицинской сестры с социальными службами, общественными организациями, родственниками пациента по обучению их режиму ухода за ребенком, его питанием, правильным приемом лекарственных средств, проведением гигиенических, противоэпидемических мероприятий в очаге в соответствии с установленными рекомен­дациями и инструкциями, а также врачебными назначениями.

Пятый этап— оценка достижения поставленных целей и ка­чества оказанной помощи.

Сестринский процесс при вторичном туберкулезе имеет не­которые особенности по сравнению с сестринским процессом при первичном туберкулезе.

1) Вторичным туберкулезом болеют взрослые.

2) Зна­чение в развитии вторичного туберкулеза имеет перенесенный первичный туберкулез.

3) При вторичном туберкулезе отмечается в большей степени склонность к бронхогенному и спутагенному распространению.

4) Для вторичного туберкулеза характерно поражение легких.

5) Пациенты с вторичным тубер­кулезом в активной фазе болезни с бактериовыделением и без установленного бактериовыделения представляют эпидемио­логическую опасность для окружающих, особенно для детей и подростков.

6) Одинаково важную роль в возникновении вторич­ного туберкулеза играют предрасполагающие факторы социаль­ного и медицинского значения.

7) Ведущее значение в выявлении вторичного туберкулеза име­ет флюорографическое и рентгенографическое обследование, а также обнаружение МБТ.

8) Значение туберкулинодиагностики при вторичном туберкулезе неоднозначно и зависит от формы туберкулеза.

На первом этапе СП м/с, собирая информацию у пациента, его родственников, близ­ких людей, уделяет внимание жилищно-бытовым условиям пациента, социальным факторам, наличию вред­ных привычек, отсутствию санитарно-гигиенических навыков, уточняется состав семьи. Информацию можно почерпнуть также из меди­цинской карты пациента (амбулаторная карта, история болезни) и из других источников (наркологический диспансер, органы со­циальной защиты, РОВД). Проводит осмотр боль­ного, измеряет артериальное давление, температуру тела, под­считывает пульс, число дыханий и заносит данные в медицин­скую документацию.

Тщательно собранный анамнез позволяет вскрыть существую­щие у пациента проблемы, что и является целью второго этапа.

При вторичном туберкулезе на первый план выступают фи­зиологические проблемы,обусловленные характером основ­ного заболевания, осложнениями, сопутствующими заболева­ниями, а также длительным приемом сильнодействующих ле­карственных средств. Эти проблемы проявляются различными симптомами со стороны центральной нервной и сердечно-сосу­дистой систем, желудочно-кишечного тракта, системы мочевы­деления и других органов. Социально-бытовые проблемычаще всего обусловлены низким материальным достатком, асоциальным образом жизни, неблагоприятными условиями проживания, несоблюдением эле­ментарных гигиенических норм. Все это повышает риск разви­тия заболевания и инфицирования окружающих. Психологические проблемыу пациента, чаще всего связаны со спецификой само­го заболевания, необходимостью длительного лечения. Паци­ент вынужден продолжительное время отсутствовать на работе и быть вне семьи, что влечет за собой его обеспокоенность о по­тере рабочего места и ухудшении взаимоотношений с коллегами и членами семьи. На фоне туберкулезной интоксикации у боль­ного появляется раздражительность, вспыльчивость, быстрая смена настроения, что также можно отнести к психологическим проблемам.

Из многообразия существующих проблем м/сестра должна выделить самые значимые для паци­ента и приступить к планированию ухода, определяя при этом краткосрочные и долгосрочные цели (третий этапсестринского процесса). При вторичном туберкулезе цели чаще всего долго­срочные, обусловленные длительностью течения и лечения за­болевания.

Четвертый этап СПпо выполнению плана ухода за больным и осуществлению намечен­ных целей. При этом у медицинской сестры должны сложиться доверительные отношения с пациентом. Больной должен видеть и чувствовать заинтересованность медицинского персонала в его выздоровлении, что возможно при их совместной борь­бе с болезнью и добросовестном выполнении пациентом всех врачебных назначений и рекомендаций. В период лечения медсестра обязана поддерживать мотивацию пациента с целью выздоровления в наиболее короткие сроки, полноценного восстановления здоровья и возвращения к работе, а также устранения для членов семьи и окружающих угрозы по­вышенного риска заражения туберкулезом. Медсестра в доступ­ной форме должна разъяснить пациенту особенности возбуди­теля туберкулеза (способность к лекарственной устойчивости, а также восстановление болезнетворных свойств после затиха­ния процесса). Необходимо объяснить опасность нерегулярного приема лекарств или преждевременного прекращения лечения (вероятность диссеминации туберкулеза, развитие осложнений). При планировании и осуществлении сестринских вмешательств необходимо учитывать личные особенности каждого пациента.

Пятый этапсестринского процесса — оценка эффективно­сти действий медсестры по осуществлению плана ухода за боль­ным. Главный критерий оценки при этом — реакция пациента на сестринские вмешательства, позволяющая понять, насколько больной информирован о своем заболевании и заинтересован в лечении и восстановлении своего здоровья. Медицинская сестра оценивает себя самолично по достиже­нии поставленных целей и качеству оказанной помощи. В оцен­ке участвуют старшая и главная медицинские сестры ле­чебного учреждения.

Дата добавления: 2015-02-09 ; просмотров: 263 ; Нарушение авторских прав

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции

Читайте также:
  1. III династия Ура. Особенности политического и социально-экономического развития данного периода.
  2. III.4.1) Общие особенности вменения ответственности.
  3. L-формы бактерий, их особенности и роль в патологии человека. Факторы, способствующие образованию L-форм. Микоплазмы и заболевания, вызываемые ими.
  4. Quot;3олотая булла" 1356 года. Государственный строй Германии периода олигархии курфюрстов. Особенности сословно-представительной монархии в Германии XIV-XVI вв.
  5. V ОСОБЕННОСТИ ОБСЛУЖИВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЗАМИ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ
  6. V. Особенности развития реализма на рубеже 19-20вв.
  7. VI ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЗАМИ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ
  8. А) Типы и конструктивные особенности баз.
  9. А. Особенности российского либерализма в 50— 60-х годах XIX в. Консерваторы
  10. А. Особенности формирования древнерусской культуры