Животные по способу питания всеядные паразиты

Разделы: Биология

Цель: сформировать знания о разнообразии видов питания животных и выявить приспособления, характерные для каждого вида питания.

  1. Образовательные – научить классифицировать животных по видам питания и характеризовать приспособления к питанию.
  2. Развивающие – совершенствовать умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
  3. Воспитательные – формировать бережное отношение к живой природе.

I. Организационный момент. (2 минуты)

II. Актуализация знаний. (10 – 12 минут)

Учащиеся самостоятельно работают в тетрадях, после этого проводится устная фронтальная работа по этим же заданиям.

III. Изучение нового материала. (15 минут)

Запись числа и темы урока в тетрадь.

Учитель размещает на магнитной доске иллюстрации бурундука, оленя и бабочки.

Вопрос детям: как вы думаете, что объединяет этих абсолютно разных животных?

(Если дети затрудняются ответить, то следует помочь им наводящими вопросами: чем питаются эти животные? Как их пищу можно назвать одним словом?).

Вывод: Бурундук, олень и бабочка питаются растениями - это растительноядные животные (запись в схему).

Учитель размещает на магнитной доске иллюстрации ястреба – тетеревятника, тигра, аллигатора.

Вопрос детям: а что общего у этих животных?

Вывод: Ястреб, тигр, аллигатор питаются другими животными - это хищники (запись в схему).

Почему хищники не приносят такого ущерба другим животным как человек?

Вывод: хищники истребляют в первую очередь больных, слабых животных и столько особей, сколько им требуется для питания.

Учитель размещает на магнитной доске иллюстрации ротовых аппаратов хищников (зверя и птицы), грызуна, бабочки (если в кабинете биологии есть черепа, например, кошки и крысы, то лучше использовать их).

Вопрос детям: Можно ли по строению ротового аппарата определить вид питания животного? Предположите, чем питаются животные с данными ротовыми аппаратами? Или: представьте – вы археологи, делаете раскопки и находите вот такие черепа, предположите, как питались обладатели этих черепов?

Вывод: у животных ротовой аппарат приспособлен к способу питания. Например, у хищных зверей хорошо развиты клыки, у птиц – крепкий крючковатый клюв, у растительноядных зверей развиты резцы, у бабочек – сосущий хоботок.

Учитель размещает на магнитной доске иллюстрацию медведя.

Вопрос детям: в какую группу вы бы поместили данное животное?

Вывод: Медведь питается как растениями, так и животными, т.е. он – всеядный (запись в схему).

Учитель называет животных, если это растительноядное, то дети должны хлопнуть в ладоши, если хищник – топнуть ногами, если всеядное – поднять руки вверх.

Список животных: лось, бабочка, филин, медведь, барс, зебра, ёж, колорадский жук, паук, крот, заяц, соболь, белка, пчела, волк, лиса, бурундук, крокодил.

Вывод: Дождевые черви, гиены, грифы - питаются мёртвыми (гниющими) остатками растений и животных, т. е. они мертвоеды (запись в схему).

Вопрос: что помогает этим животным находить пищу?

Учитель размещает на магнитной доске иллюстрации блохи, клопа.

Вопрос детям: как вы думаете, что объединяет этих животных?

Вывод: Блохи, клопы питаются кровью животных и человека, т. е. являются паразитами (запись в схему).

Краткий рассказ о вреде паразитов и о приспособлениях к паразитизму.

Не так страшны сами паразиты, как те заболевания, которые они переносят: тиф, чума. В XVIII веке во время русско-турецкой войны Россия потеряла погибшими от болезней больше людей, чем убитыми. У кровососущих насекомых колюще-сосущий ротовой аппарат (иллюстрация ротового аппарата на магнитной доске).

Краткий рассказ как животные избавляются от блох (птицы купаются в муравейниках, а лиса, взяв в зубы клочок травы, медленно заходит в воду, блохи спасаясь от воды перебираются на траву, и тогда лиса отпускает её).

Итог (подводят учащиеся): животные делятся на 5 групп в зависимости от видов питания – растительноядные, хищники, всеядные, мертвоеды, паразиты. У животных есть определённые приспособления к виду питания.

Домашнее задание: стр. 60 – 62 (1 абзац), стр. 64 (под 2 *)

IV. Закрепление. (7 – 10 минут)

Самостоятельная письменная работа в тетрадях.

После этого проводится устная фронтальная работа по этим же заданиям (если позволяет время).

V. Подведение итогов урока. (1 – 2 минуты)

Оценить устные ответы детей при актуализации знаний и изучении нового материала.

Сдать тетради на проверку (каждый ученик получит 2 отметки: за ответы на вопросы по домашнему заданию и за самостоятельную работу по новому материалу).

Разделы: Биология

Цель урока: предоставить возможность учащимся 6 класса усовершенствовать свои знания по теме: “Питание животных”, создать условия для осознания и осмысления новой информации.

  1. Образовательные:
    А) Раскрыть особенности питания животных. Расширить знания учащихся о разнообразии способов получения пищи животными.
    Б) определить уровень усвоения темы
  2. Воспитательные:
    А) продолжить умение работать в парах (коммуникативная культура общения),
    Б) развитие культуры общения и рефлексивных качеств личности,
    В) создание условий для эмоционально приятной интеллектуальной деятельности
  3. Развивающие:
    А) научить анализировать и систематизировать информацию, творчески ее перерабатывать.
    Б) продолжить формирование умений сравнивать объекты, работать с текстом учебника и его рисунками;
    В) развивать умение делать выводы;

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: частично – поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная.

Оборудование: учебник “Биология 6 класс. Живой организм, Сонин Н.И.” , рисунки животных вучебнике, ТСО (слайдовая презентация урока)

1. Организационный момент. Приветствие. Ребята сидят по группам. Группы подобраны с учетом интеллектуальных способностей учащихся и желания ребят.

2. Постановка целей урока перед учащимися.

Для этого учащимся задаются следующие загадки:

Под корой сосны и ели
Точит сложные тоннели
Только к дятлу на обед
Попадает … (короед)

От зубастых щук таясь,
Стороной проплыл … (карась)

Все жуки, букашки, мушки –
Вкусный завтрак для … (лягушки)

Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад, вперед по полю вскачь,
А зовется птица … (грач)

В лесу мне видеть довелось,
Как грыз кору могучий…(лось)

Постановка цели изучения нового материала.

Вопрос к учащимся: О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

– О питании животных

На предыдущем уроке было изучено питание растений; сформулируем тему сегодняшнего урока и запишем ее в тетради: “Питание животных”.

Постановка целей урока для учащихся:

– Мы должны узнать, как питаются разные животные.

– Выяснить, какие приспособления имеют животные для добывания пищи.

– Выяснить, что общего в процессе питания у всех животных.

3. Изучение нового материала:

Учащимся разных групп задаются вопросы:

А) Что такое процесс питания?

Б) На какие группы делятся организмы по способу питания?

В) Что вам было знакомо о питании животных?

Г) на какие группы вы делили всех животных по способу питания при изучении окружающего мира в начальной школе?

4. Знакомство учащихся с представителями разных групп животных по способу питания.

А) Ребята работают в группах с текстом учебника. Каждой группе дается карточка с названием группы животных. Также дается инструктивная карточка для устного ответа группы.

  1. Ознакомьтесь с текстом учебника на стр. 60–62
  2. Выясните, какие организмы относятся к группе животных, предложенной вам для работы. (название группы учащиеся вытягивают у учителя).
  3. Какие приспособления имеют животные к своему способу питания, приведите примеры.

Б) Выступление групп. Учащиеся отвечают по вопросам инструктивной карточки.

В) Рассказ каждой группы сопровождается слайдовой презентацией и кратким рассказом учителя.

Слайдовая презентация. В течение знакомства беседа с ребятами о приспособлениях к определенному типу питания.

Пищей являются растения – их листья, побеги, плоды, семена, корни и т.д.

Особенностью устройства ротового аппарата является преобладание резцов и коренных зубов (для млекопитающих) или роговых пластин, приспособленных для перетирания растительной пищи. Клопы, тли, цикады обладают колюще-сосущим ротовыми аппаратами – этим обеспечивается питание соками растений. Развиваются дополнительные отделы желудочно-кишечного тракта – слепая кишка, рубец и т.д., формируется симбиоз с бактериями, перерабатывающими клетчатку. Для травоядных млекопитающих характерно относительное развитие периферического зрения. Сравнительно с хищными млекопитающими, у травоядных скелет и мускулатура более грубые и менее координационно развиты, вместе с этим, однако, повышается выносливость.

У некоторых животных развиваются узкоспецифические предпочтения – например, питание листьями и побегами лишь одного вида растения (коала – эвкалипт).

Пищей в этом случае являются другие животные.

Развиваются различные орудия нападения и удержания жертвы: особенности ротового аппарата, в том числе устройство зубов и челюстей – преимущественное развитие получают клыки (для млекопитающих), вытянутая пасть (крокодилы), с несколькими рядами зубов направленными вовнутрь (акула); когти (кошачьи, хищные птицы). Для хищных млекопитающих характерно относительное снижение периферического зрения за счет увеличения его остроты. Для многих хищников характерен засадный метод охоты – выжидание жертвы и относительно короткий бросок – необходимы высокая скорость, точная координация, но это происходит в общем случае за счет снижения выносливости; развиваются различные виды покровительственной (маскирующей) окраски.

Своеобразный метод охоты мы встречаем у представителя иглокожих – морской звезды – она наползает на мидию, выворачивает желудок, оплетая им мидию, дожидается открытия створок и впрыскивает пищеварительные ферменты внутрь раковины.

Дятлы, которых можно отнести к насекомоядным, питаются личинками насекомых, живущими под корой деревьев. Приспособлением к этому служит массивный прочный клюв и особенное устройство лап и хвоста, позволяющих удерживаться на вертикальном стволе дерева.

Трупоеды – питаются остатками организмов.

Падальщики – питаются мертвыми животными. Птицы падальщиков (грифы) обладают длинными шеями, практически лишенными оперенья, млекопитающие падальщики обладают узкими мордами. Для них характерно хорошее обоняние. К падальщикам можно отнести крабов. Личинки мух питаются мертвыми органическими остатками животных и растений. Жуки навозники, питаются экскрементами содержащими большое количество органических остатков.

Паразиты – питаются соками, тканями или пищей своего хозяина.

Адаптации к паразитизму: высокая плодовитость, органы прикрепления (например присоски у паразитических червей), покровы, не переваривающиеся в теле хозяина, особенности ротового аппарата (например, колюще-сосущий), способность переживать неблагоприятные условия среды (образование цист, устойчивые яйца и капсулы с личинками, инкапсуляция в теле хозяина)

Паразитизм близок к хищничеству, однако в отличие от настоящего хищника паразит не убивает хозяина сразу. Обычно он использует живого хозяина как место своего временного или постоянного проживания. Паразитов подразделяют на две основные категории: микропаразиты и макропаразиты.

К микропаразитам относятся те, которые непосредственно размножаются внутри тела хозяина (вирусы, бактерии, простейшие). Микропаразиты растут в теле хозяина, но, размножаясь, образуют особые формы, которые покидают одного хозяина, чтобы заселить другого.

К макропаразитам животных относятся круглые и ленточные черви (главные макропаразиты животных), вши, блохи, клещи, грибы.

В основном паразитами являются животные, стоящие относительно низко на систематической лестнице: типы Плоские и круглые черви, Членистоногие: Паукообразные (клещи), Насекомые (блохи, клопы, двукрылые (комары, москиты, мошки, слепни), вши), Ракообразные. Круглоротые (миксина).

Симбионты – организмы, живущие совместно и помогающие друг другу добывать и усваивать питательные вещества.

Классические примеры симбиоза — сожительство рака – отшельника и актинии, зеленой гидры с одноклеточными водорослями.

Форму симбиоза приобретают взаимоотношения при питании муравьев сахаристыми выделениями гусениц бабочки – голубянки. Муравьи защищают этих гусениц от хищников и паразитов, а гусеницы перед окукливанием зарываются в муравейник. Аналогичные отношения отмечаются у многих муравьев и тли: муравьи защищают тлю от врагов, а сами питаются их выделениями.

В животном мире пример наиболее совершенного симбиоза дают термиты, пищеварительный тракт которых служит приютом для жгутиковых или бактерий. Благодаря симбиозу, термиты в состоянии переварить древесину, а микроорганизмы получают убежище, вне которого они существовать не способны. Или взаимоотношения воловьих птиц и носорогов. Птицы кормятся насекомыми-паразитами на коже носорога, а их взлет служит ему сигналом об опасности.

Всеядные – питание пищей как растительного, так и животного происхождения.

Для таких животных характерен наименее специализированный ротовой аппарат. В общем случае имеются черты свойственные и для хищников, и для травоядных. К всеядным животным можно отнести медведей, крыс, некоторых приматов, сверчков. Из пресмыкающихся это то агамы, синеязыкие сцинки, дневные гекконы и некоторые другие рептилии. Жабы, лягушки-рогатки и многие ящерицы не откажутся от мышонка подходящего размера. К этой группе относится и человек

Г) Запись групп животных в тетради в виде схемы:

5. Закрепление изученного материала:

А) Закрепление знаний о группах организмов с помощью игрового приема:

К нам на урок были приглашены представители всех групп, но они, к сожалению, приехать не смогли, а прислали нам телеграммы. Наша задача – определить, кто является авторами телеграмм.

(Детям раздаются телеграммы, они их зачитывают и определяют авторов.)

№ 1. Мы ближе всех к автотрофам. Зря они нас не любят! Ведь некоторые из нас помогают им размножаться!
№ 2. Мы – самые беспощадные! Нет от нас спасения! Мы бы не были такими, только …
№ 3. Мы – санитары планеты. Без нас Земля быстро превратится в свалку!
№ 4. Мы – самые дружелюбные. Мы любим жить в мире и дружбе с другими существами! Мы очень много делаем друг для друга!
№ 5. А мы – эгоисты! Себя обожаем! Хозяйскою пищей себя мы питаем! Вот только мы хищников не понимаем: хозяев мы видеть живыми желаем!

Б) Распределить животных по типам питания. Индивидуальная работа в группах.

(Учащиеся на заранее выданных карточках заполняют таблицу, распределяя животных по группам питания, список животных прилагается.)

После окончания работы учащиеся осуществляют проверку друг друга. Ребятам или выдаются правильные ответы для ускорения работы или они проецируются на экране.

волк личинка мухи фазан пиявка свинья
2 4 1 3 5

лев гиена ласточка клещ голубь
2 4 2 3 1

пантера клест акула медведь аскарида
2 1 2 5 3

орел гриф белка гадюка вирус
2 4 1 2 3

сова хомяк вороны махаон блоха
2 1 5 1 3

человекжирафвшищукаосьминог
51322
  1. Растительноядные.
  2. Хищные.
  3. Паразиты.
  4. Трупоеды.
  5. Всеядные.

5 – нет ошибок
4 – одна ошибка
3 – две ошибки
2 – три и более ошибок

6. Общий вывод по уроку:

Учащиеся делают вывод по уроку:

  1. Все животные обеспечивают себя питанием, используя для этого готовые органические вещества, способы питания разнообразны.
  2. У животных имеются разнообразные приспособления для захвата добычи. Пища – основной источник энергии для жизни животных и человека.
  3. Существуют разные группы животных по способу питания (можно назвать группы)

7. Подведение итогов. Рефлексия.

Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Учитель задает ученикам вопросы:

1. Чем мы сегодня занимались?
2. Что у нас получилось хорошо?
3. Что мы для этого делали?
4. Довольны ли мы результатом?
5. Сегодня я понял . . .
6. Сегодня я научился.. . .

Учащиеся сдают рисунок, отражающий их эмоции по уроку.

На изображенном на листе ватмана дереве они прикрепляют листья разного цвета: Зеленый цвет – у меня хорошее настроение

Желтый цвет – у меня настроение так себе, ни хорошее, ни плохое

Красный цвет – у меня плохое настроение

Выставление оценок, их аргументация. Выставление отметок по карточкам возможно на следующем уроке.

8. Домашнее задание. Стр. 60–62. Вопросы на стр. 66–67. Возможна запись домашнего задания в начале урока.

  1. И.А. Акперова “Уроки биологии в 6 классе” ДРОФА, Москва 2005г.
  2. С.В. Багоцкий, Л.И.Рубачева, Л.И.Шурхал. “Тестовые задания, Биология. Живой организм. 6 класс” ДРОФА, Москва 2003г.
  3. В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова “Правильные ответы на вопросы учебника Н.И. Сонина “Биология. Живой организм. 6 класс” ДРОФА, Москва 2006г.
  4. В.И. Сивоглазов. “Уроки по курсу Н.И.Сонина Биология 6 класс Живой организм” ДРОФА, Москва 2006г.

Пищей являются растения – их листья, побеги, плоды, семена, корни и т.д.

Особенностью устройства ротового аппарата является преобладание резцов и коренных зубов (для млекопитающих) или роговых пластин, приспособленных для перетирания растительной пищи. Клопы, тли, цикады обладают колюще-сосущим ротовыми аппаратами – этим обеспечивается питание соками растений. Развиваются дополнительные отделы желудочно-кишечного тракта – слепая кишка, рубец и т.д., формируется симбиоз с бактериями, перерабатывающими клетчатку. Для травоядных млекопитающих характерно относительное развитие периферического зрения. Сравнительно с хищными млекопитающими, у травоядных скелет и мускулатура более грубые и менее координационно развиты, вместе с этим, однако, повышается выносливость.

У некоторых животных развиваются узкоспецифические предпочтения – например, питание листьями и побегами лишь одного вида растения (коала – эвкалипт).

Пищей в этом случае являются другие животные.

Развиваются различные орудия нападения и удержания жертвы: особенности ротового аппарата, в том числе устройство зубов и челюстей – преимущественное развитие получают клыки (для млекопитающих), вытянутая пасть (крокодилы), с несколькими рядами зубов направленными вовнутрь (акула); когти (кошачьи, хищные птицы). Для хищных млекопитающих характерно относительное снижение периферического зрения за счет увеличения его остроты. Для многих хищников характерен засадный метод охоты – выжидание жертвы и относительно короткий бросок – необходимы высокая скорость, точная координация, но это происходит в общем случае за счет снижения выносливости; развиваются различные виды покровительственной (маскирующей) окраски.

Своеобразный метод охоты мы встречаем у представителя иглокожих – морской звезды – она наползает на мидию, выворачивает желудок, оплетая им мидию, дожидается открытия створок и впрыскивает пищеварительные ферменты внутрь раковины.

Дятлы, которых можно отнести к насекомоядным, питаются личинками насекомых, живущими под корой деревьев. Приспособлением к этому служит массивный прочный клюв и особенное устройство лап и хвоста, позволяющих удерживаться на вертикальном стволе дерева.

Трупоеды – питаются остатками организмов.

Падальщики – питаются мертвыми животными. Птицы падальщиков (грифы) обладают длинными шеями, практически лишенными оперенья, млекопитающие падальщики обладают узкими мордами. Для них характерно хорошее обоняние. К падальщикам можно отнести крабов. Личинки мух питаются мертвыми органическими остатками животных и растений. Жуки навозники, питаются экскрементами содержащими большое количество органических остатков.

Паразиты – питаются соками, тканями или пищей своего хозяина.

Адаптации к паразитизму: высокая плодовитость, органы прикрепления (например присоски у паразитических червей), покровы, не переваривающиеся в теле хозяина, особенности ротового аппарата (например, колюще-сосущий), способность переживать неблагоприятные условия среды (образование цист, устойчивые яйца и капсулы с личинками, инкапсуляция в теле хозяина)

Паразитизм близок к хищничеству, однако в отличие от настоящего хищника паразит не убивает хозяина сразу. Обычно он использует живого хозяина как место своего временного или постоянного проживания. Паразитов подразделяют на две основные категории: микропаразиты и макропаразиты.

К микропаразитам относятся те, которые непосредственно размножаются внутри тела хозяина (вирусы, бактерии, простейшие). Микропаразиты растут в теле хозяина, но, размножаясь, образуют особые формы, которые покидают одного хозяина, чтобы заселить другого.

К макропаразитам животных относятся круглые и ленточные черви (главные макропаразиты животных), вши, блохи, клещи, грибы.

В основном паразитами являются животные, стоящие относительно низко на систематической лестнице: типы Плоские и круглые черви, Членистоногие: Паукообразные (клещи), Насекомые (блохи, клопы, двукрылые (комары, москиты, мошки, слепни), вши), Ракообразные. Круглоротые (миксина).

Симбионты – организмы, живущие совместно и помогающие друг другу добывать и усваивать питательные вещества.

Классические примеры симбиоза — сожительство рака – отшельника и актинии, зеленой гидры с одноклеточными водорослями.

Форму симбиоза приобретают взаимоотношения при питании муравьев сахаристыми выделениями гусениц бабочки – голубянки. Муравьи защищают этих гусениц от хищников и паразитов, а гусеницы перед окукливанием зарываются в муравейник. Аналогичные отношения отмечаются у многих муравьев и тли: муравьи защищают тлю от врагов, а сами питаются их выделениями.

В животном мире пример наиболее совершенного симбиоза дают термиты, пищеварительный тракт которых служит приютом для жгутиковых или бактерий. Благодаря симбиозу, термиты в состоянии переварить древесину, а микроорганизмы получают убежище, вне которого они существовать не способны. Или взаимоотношения воловьих птиц и носорогов. Птицы кормятся насекомыми-паразитами на коже носорога, а их взлет служит ему сигналом об опасности.

Всеядные – питание пищей как растительного, так и животного происхождения.

Для таких животных характерен наименее специализированный ротовой аппарат. В общем случае имеются черты свойственные и для хищников, и для травоядных. К всеядным животным можно отнести медведей, крыс, некоторых приматов, сверчков. Из пресмыкающихся это то агамы, синеязыкие сцинки, дневные гекконы и некоторые другие рептилии. Жабы, лягушки-рогатки и многие ящерицы не откажутся от мышонка подходящего размера. К этой группе относится и человек

Опорный конспект ученика 3 класса _______________________

Тема урока: Животные – живые организмы.

Подчеркни животное, которое неправильно отнесено к группе по способу питания?

белый медведь, акула, бурый медведь, тигр

олень, заяц, косуля, сова, лось

Соедини линией название группы животных с названием пищи, которую они употребляют.

Водоросли, листья, корни, плоды, растений

Кровь других животных

Живые или мертвые растения и животные, грибы

Лист самооценки ученика 3 класса _______________________

Я знаю, какие существуют группы животных по типу питания

Я могу назвать 2-3 животных: растительноядных, хищников, всеядных

Я могу доказать, почему животные относятся к живой природе

Я хорошо подготовился к уроку

Я доволен своей работой на уроке

Выберите книгу со скидкой:


ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ. ШКОЛА ЖУКОВОЙ (ОБУЧАЮЩАЯ АКТИВИТИ +50 А5). ФОРМАТ: 160Х215 ММ. в кор.50шт

350 руб. 94.00 руб.


Сценарии жизни людей Школа Эрика Берна

350 руб. 493.00 руб.


100 УПРАЖНЕНИЙ ПО ЧТЕНИЮ. ШКОЛА ЖУКОВОЙ (ОБУЧАЮЩАЯ АКТИВИТИ +50) ОБЪЕМ: 16 СТР. в кор.50шт

350 руб. 126.00 руб.


ШколаСемиГномов 5-6 лет Логика,мышление Кн.с игрой и наклейками

350 руб. 122.00 руб.


ШколаСемиГномов 5-6 лет Уроки грамоты Кн.с игрой и наклейками

350 руб. 122.00 руб.


Современная школа игры на фортепиано

350 руб. 410.00 руб.


Актерское мастерство: американская школа

350 руб. 390.00 руб.


Фотография. Школа мастерства

350 руб. 949.00 руб.


Школа рисования. Кошки

350 руб. 227.00 руб.


Сценарии жизни людей Школа Эрика Берна

350 руб. 509.00 руб.


ШколаСемиГномов 3-4 лет Уроки грамоты Кн.с игрой и наклейками

350 руб. 122.00 руб.


Добрая школа рисования с Кариной Кино

350 руб. 683.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Савватеева Ольга ВладимировнаНаписать 0 25.08.2019

Номер материала: ДБ-673344

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р


Спикер: Анна Быкова (#лениваямама)

    25.08.2019 53
    25.08.2019 37
    25.08.2019 125
    25.08.2019 345
    25.08.2019 91
    25.08.2019 44
    25.08.2019 83
    25.08.2019 41

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции