Вопросы и ответы по гельминтозам

На итоговом занятии студенты сдают контрольную работу,которая включает 3 этапа: 1. Тестовые задания 2. Устный ответ по контрольным вопросам (с использованием терминов) 3. Задание по практическим навыкам Тестовые задания к итоговому занятию











































Ответы к тестовым заданиям




В каждом из вариантов тестов содержится 30 тестовых заданий. Работы оцениваются по количеству правильный ответов.

Студенты, успешно прошедшие тестирование, допускаются к следующему этапу контрольной работы.

1. Сущность явления паразитизма. Классификация паразитов.
2. Формы биотических связей в природе, их значение.
3. Происхождение паразитизма. Взаимоотношения в системе паразит-хозяин.
4. Адаптации организмов, связанные с паразитическим образом жизни.
5. Учение акад. Е. Н. Павловского о природной очаговости бо-лезней. Структура природного трансмиссивного очага. Примеры.
6. Паразитизм как экологический феномен.
7. Паразитология как экологическая дисциплина. Основные понятия экологической паразитологии, их характеристика.
8. Роль отечественных ученых в развитии паразитологии.
9. Паразитарная система, ее структура и характеристика ком-понентов. Теория саморегуляции паразитарных систем.
10. Сукцессия паразитарных систем в условиях антропопрес- сии. Значение для медицины.
11. Понятие о ландшафтной паразитологии.
12. Паразитарное загрязнение окружающей среды и паразито-логический мониторинг. Паразитарное загрязнение в условиях мегаполиса.
13. Медицинское значение паразитов.
14. Биологические основы классификации паразитарных бо-лезней.
15. Экологические основы профилактики паразитарных болезней.
16. Домашние и сельскохозяйственные животные как источники паразитарных болезней человека.
17. Классификация и характеристика типа простейших.
18. Характеристика класса саркодовых. Облигатные и факуль-тативные паразиты.
19. Дизентерийная амеба.
20. Характеристика класса жгутиковых. Жгутиковые - паразиты человека.
21. Лямблия.
22. Урогенитальная трихомонада.
23. Лейшмании. Виды лейшманий и формы лейшманиозов.
24. Трипаносома. Виды трипаносом. Африканский и амери-канский трипаносомозы.
25. Характеристика класса споровиков. Особенности морфологии споровиков. Споровики - паразиты человека.
26. Строение и цикл развития малярийного плазмодия. Виды возбудителей малярии и формы заболевания.
27. Токсоплазма. Особенности цикла развития, пути и способы инвазии человека.
28. Характеристика класса инфузорий. Особенности морфологии и размножения.
29. Балантидий.
30. Понятие о гельминтах: геогельминты, биогельминты, кон- тактно-передаваемые гельминты. Примеры.
31. Характеристика и классификация типа плоских червей. Ароморфозы.
32. Характеристика класса сосальщиков. Сосальщики - паразиты человека.
33. Особенности и биологическое значение развития сосальщиков в организме моллюсков.
34. Печеночный сосальщик.
35. Легочный сосальщик.
36. Кошачий сосальщик.
37. Кровяные сосальщики: особенности строения, виды.
38. Характеристика класса ленточных червей. Ленточные черви - паразиты человека.
39. Строение личиночных стадий ленточных червей (онкосфера, финна). Типы финн.
40. Невооруженный цепень.
41. Вооруженный цепень. Цистицеркоз.
42. Карликовый цепень.
43. Эхинококк.
44. Альвеококк.
45. Пути распространения эхинококкоза и альвеококкоза в си- нантропном и природном очагах.
46. Лентец широкий.
47. Характеристика типа круглых червей. Ароморфозы. Нематоды - паразиты человека.
48. Аскарида. Токсокара. Миграция личинок в организме человека.
49. Власоглав. Особенности распространения и питания.
50. Трихинелла. Пути распространения трихинеллеза в синан- тропном и природном очагах.
51. Острица. Особенности заражения человека.
52. Кривоголовки: виды. Особенности развития личиночных стадий.
53. Ришта: особенности цикла развития и локализации в организме человека.
54. Строение яиц гельминтов; диагностическое значение яиц.
55. Характеристика и классификация типа членистоногих. Аро-морфозы. Экологическое и медицинское значение членистоногих.
56. Характеристика и классификация подтипа хелицеровых. Ядовитые паукообразные.
57. Характеристика и классификация отряда клещей. Клещи - переносчики и возбудители болезней человека. Особенности мета-морфоза иксодовых и аргазовых клещей, значение для медицины.
58. Иксодовые клещи. Значение иксодовых клещей как пере-носчиков возбудителей болезней человека.
59. Аргазовые клещи. Значение аргазовых клещей как пере-носчиков возбудителей болезней человека.
60. Характеристика и классификация класса насекомых, их экологическое и медицинское значение.
61. Вши. Виды вшей. Особенности цикла развития. Значение вшей как переносчиков возбудителей болезней человека.
62. Блохи; особенности цикла развития. Значение блох как пе-реносчиков возбудителей болезней человека.
63. Характеристика и классификация отряда двукрылых. Ос-новные семейства, их экологическое и медицинское значение.
64. Семейство комариных; особенности строения и развития комаров разных родов. Гонотрофический цикл.
65. Комары - переносчики возбудителей болезней человека.
66. Семейство мух. Кровососущие и некровососущие мухи. Ме-дицинское значение мух. Возбудители миазов.
67. Основные механизмы передачи инфекций и инвазий человека членистоногими. Примеры.

Примечание: при характеристике конкретных представителей необходимо дать их систематическое положение, название на русском и латинском языках, описать морфологию, цикл развития, лабораторную диагностику паразитарной болезни, экологические основы профилактики.


Практические навыки и алгоритмы их выполнения 1. Изготовление временных микропрепаратов
2. Распознавание отдельных представителей простейших, гельминтов, членистоногих при изучении микропрепаратов (см. список микропрепаратов) и рисунков.
3. Приобретение навыков лабораторной диагностики гель- минтозов (распознавание яиц гельминтов, члеников, половозрелых особей) при изучении микропрепаратов и рисунков.
4. Решение ситуационных задач.
5. Использование латинской терминологии при определении систематического положения представителя.
6. Знание терминов и понятий медицинской паразитологии

СПИСОК МИКРОПРЕПАРАТОВ
1. Печеночный сосальщик (тотальный препарат).
2. Кошачий сосальщик (тотальный препарат).
3. Финна невооруженного цепня (бычьего).
4. Финна вооруженного цепня (свиного).
5. Гермафродитный членик бычьего цепня.
6. Зрелый членик бычьего цепня.
7. Членик лентеца широкого.
8. Власоглав - самка.
9. Власоглав - самец.
10. Аскарида - поперечный срез тела самки.
11. Острица - самка.
12. Острица - самец.
13. Иксодовый клещ- самец.
14. Иксодовый клещ- самка.
15. Ротовой аппарат клеща.
16. Блоха человеческая.
17. Вошь платяная - самец.
18. Вошь платяная - самка.
19. Вошь головная - самка.
20. Головка самки комара рода Anopheles.
21. Головка самки комара рода Culex (Aedes).
22. Личинка комара рода Anopheles.
23. Личинка комара рода Culex (Aedes).
24. Куколка комара рода Anopheles.
25. Куколка комара рода Culex (Aedes).

АЛГОРИТМ АНАЛИЗА МИКРОПРЕПАРАТА
1. Дать название биологического объекта.
2. Определить систематическое положение паразита (на русском и латинском языках).
3. Рассмотреть строение и указать все видимые структуры.
4. Обосновать методы лабораторной диагностики и профилактики заболевания, вызываемого данным паразитом.

АЛГОРИТМ АНАЛИЗА РИСУНКА
1. Дать название биологического объекта.
2. Определить систематическое положение паразита (на русском и латинском языках).
3. Назвать все структуры (или этапы процесса), указанные цифрами или буквами.
4. Указать локализацию паразита в организме человека, назвать инвазионную стадию.

1. О заболеваниях, вызванных гельминтами ходят разные слухи. Есть ли угроза смерти от таких заболеваний?

Паразиты предпочитают жить и размножаться в организме человека. Населяя кишечник и другие жизненно важные органы (печень, легкие, мозг, сердце и др.), гельминты представляют смертельную опасность. Вероятность умереть от гельминтов повышается в случае игнорирования симптомов, отказа от лечения.

2. Беспокоили боли в животе, тошнота, сыпь на коже. Сдал анализы на гельминты, результат оказался положительным. Каким образом они могли попасть в мой организм, если я постоянно мою руки перед едой?

Путей заражения гельминтами множество. Заразиться можно алиментарным путем (через немытые овощи, необработанные продукты питания), водным (употребление воды из нецентрализованного источника водоснабжения. Купание в закрытых природных водоемах), при употреблении в пищу необработанного мяса, рыбы. Также паразитами нас могут наградить наши домашние животные: собаки, кошки, птицы, хомяки. Переносчиками паразитов являются мухи. Большое количество яиц глистов обнаруживается на компьютерных клавиатурах в офисах, на деньгах, в общественном транспорте.

3. Правда ли то, что глисты могут жить не только в кишечнике?

Паразиты могут обитать практически во всех органах человека: в головном мозге (эхинококк и трихинелла), в легких (аскарида), в толстом кишечнике (бычий цепень, острица, власоглав, аскариды), в тонком кишечнике (свиной цепень, широкий лентец), в желчных протоках - описторхоз.

4. Что нужно знать для того, чтобы заподозрить у себя глистные заболевания?

Для того чтобы заподозрить у себя глистные заболевания необходимо знать основные симптомы, объединяющие все глистные инфекции:

  • Резкое похудение, бледность кожных покровов
  • Аллергические реакции
  • Поносы, запоры, тошнота
  • Боли в области пупка, в правом подреберье
  • Метеоризм
  • Головная боль, иногда субфебрильная температура
  • Раздражительность
  • Снижение иммунитета

5. На Новый Год планирую солить рыбу дома. Начиталась про глистов и задумалась. Подскажите, пожалуйста, есть ли опасность?

В домашних условиях сырую рыбу проверить на наличие инфекций невозможно. Используя в пищу рыбные продукты, не прошедшие термическую обработку, вы рискуете заразиться некоторыми видами гельминтов, которые ученые объединили в отдельную группу и назвали рыбными гельминтозами. К таким заболеваниям относится описторхоз, дифиллоботриоз и др.

6. Моя дочь последнее время жалуется на боли в области печени и желчного пузыря. Врач назначила обследование на описторхоз. Что это за заболевание?

Описторхоз - заболевание, вызванное гельминтами, которые поражают печень и поджелудочную железу. Заражение происходит при употреблении в пищу зараженной рыбы.

7. Можно ли есть шашлыки в придорожных кафе?

В придорожных кафе часто встречается непроверенное мясо, а также мясо, приготовленное на скорую руку, недостаточно прожаренное. При употреблении в пищу непрожаренного или сырого мяса свиньи или дикого кабана можно заразиться трихинеллезом. Личинки гельминта разносятся в мышцы с током крови. В результате могут возникнуть серьезные проблемы со стороны дыхательной, нервной систем, мозгом и сердцем.

8. Недавно лечили ребенка от остриц. Сейчас обнаружили их снова. Врач говорит, что причина тому - повторное самозаражение. Как уберечь ребенка от повторных заражений?

Да, повторное самозаражение встречается очень часто. Для того чтобы этого избежать, необходимо соблюдать меры профилактики:

  • Одежду и белье стирать ежедневно, тщательно проглаживать.
  • Постельное белье менять как можно чаще.
  • Ковры необходимо пылесосить, после чего пылесос вымыть с дезинфицирующим средством.
  • Ежедневно проводить влажную уборку.
  • Ребенок должен знать правила личной гигиены: мытье рук после туалета, после прогулок, перед едой).
  • Ногти должны регулярно состригаться.

4.5. ГЕЛЬМИНТОЗЫ

Глистные заболевания (гельминтозы) возникают у человека в ре­зультате поражения организма глистами (гельминтами), яйца или ли­чинки которых попали с пищей, приготовленной с нарушением сани­тарных правил.

К паразитическим червям, или гельминтам, относятся черви, одна или несколько стадий развития которых протекают в организме чело­века. Глисты в своем развитии проходят три стадии – яйца, личинки и взрослого гельминта. В большинстве случаев взрослую стадию раз­вития глисты проходят в организме человека (основной хозяин), а ли­чиночную стадию – в организме животных или рыб (промежуточный хозяин). Мелкие глисты поражают различные органы человека: пе­чень, легкие, мышцы, сердце, мозг, а крупные в основном паразити­руют в кишечнике.

Есть гельминты, паразитирующие в организме только человека либо только животных, а есть гельминты, имеющие сложный цикл развития и паразитирующие и у человека, и у животных. Если гель­минты живут только в кишечнике человека, то заражение проис­ходит через выделяемые ими яйца или через образующихся из них личинок, которые загрязняют почву, траву, воду, овощи, ягоды, фрукты и др.

Чаще всего человека поражают следующие глисты: острицы, ас­кариды, цепни, трихинеллы, широкий лентец, описторхисы, эхи­нококк.

Острицы – мелкие круглые черви, вызывающие гельминтоз, на­зываемый энтеробиозом. Заражение происходит в основном через за­грязненные яйцами руки, соприкасающиеся с обсемененными яй­цами участками тела или с загрязненным инфекцией нательным и постельным бельем. Вместе с пищей и водой яйца попадают в тонкий кишечник, в котором переходят в стадию личинки, и затем продви­гаются в толстый кишечник, где превращаются во взрослых червей. Посредником в распространении этой инфекции могут быть мухи и другие насекомые.

Аскариды – круглые черви длиной 15-40 см, паразитируют в ки­шечнике человека. Ежедневно самка аскарид выделяет до 200 000 яиц, которые попадают из кишечника больного человека во внешнюю среду, а затем с загрязненной пищей или руками заносятся в организм здорового человека. В основном человек заражается аскаридами через овощи, фрукты, ягоды, воду открытых водоемов. От заражения до вы­деления яиц проходит около 2 недель. Скрытый период болезни со­ставляет 4-8 недель. Болезнь протекает с симптомами поражения лег­ких, кишечника и аллергических состояний.

Цепень бычий и свиной (солитер) – ленточные плоские черви дли­ной от 4 до 7 м, состоящие из члеников и головки с присосками. Основным хозяином этих глистов является больной человек (глисты паразитируют у него в кишечнике), промежуточным хозяином – крупный рогатый скот или свиньи. Заражение здорового человека происходит через финнозное (пораженное финнами-личинками) го­вяжье или свиное мясо, плохо проваренное и прожаренное.

Трихинеллы – круглые микроскопические глисты, основным хозя­ином их являются свиньи, кабаны, промежуточным – человек. Эти глисты вызывают очень тяжелое заболевание, при котором мышцы человека поражаются личинками трихинелл. Заражение идет через трихинеллезное свиное мясо.

Широкий лентец – глист длиной до 10 м, плоский, паразитирует в кишечнике человека. Промежуточным хозяином его является рыба, через которую здоровый человек заражается, если она плохо прова­рена или прожарена.

Описторхисы (кошачья двуустка) – гельминты длиной 1 см. Глисты паразитируют в печени, желчном пузыре, поджелудочной железе че­ловека (или кошки). Основным хозяином служит человек, а промежу­точным – рыба. Заражение происходит через блюда из рыбы, подверг­нутые недостаточной тепловой обработке.

Эхинококк – ленточный червь длиной 1 см. Основным хозяином его являются собаки, волки, лисы, у которых гельминт паразитирует в кишечнике. Промежуточный хозяин – человек, в организме кото­рого личинки эхинококка поражают мозг, легкие, печень. Заражение человека происходит через плохо обработанные овощи, фрукты, воду открытых водоемов и через грязные руки после контакта с больными животными.

В распространении гельминтозов особенно велика роль воды, почвы и продуктов питания, т. к. практически все гельминты по­падают в организм человека с продуктами, либо содержащими ли­чинки гельминтов, либо обсемененными (загрязненными) их яй­цами. Исключение составляют гельминты, попадающие в организм человека через кровь после укуса насекомых, распространяющих эти гельминтозы.

Приведены этиология, патогенез, иммуногенез гельминтозов; представлены актуальные вопросы клиники, диагностики и лечения. Книга основана на фактическом материале городской клинической больницы № 9 Н. Новгорода и кафедры инфекционных болезней НижГМА, на анализе данных отечественной и зарубежной литературы последних лет.

  • Введение
    • 1. Трематодозы
      • 1.1. Фасциолез
      • 1.2. Описторхоз
      • 1.3. Шистосомозы
    • 2. Нематодозы
      • 2.1. Трихинеллез
      • 2.2. Токсокароз
      • 2.3. Дирофиляриоз
      • 2.4. Энтеробиоз
      • 2.5. Вухерериоз и бругиоз
      • 2.6. Онхоцеркоз
      • 2.7. Лоаоз
      • 2.8. Дракункулез
    • 3. Цестодозы. Эхинококкоз
    • 4. Лечение и диспансеризация
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Задачи
  • Ответы к задачам
  • Тесты
  • Ответы к тестам
  • Приложения

Введение

В настоящее время в России сложилась напряженная эпидемиологическая обстановка, связанная с ростом паразитарных болезней. Ежегодно регистрируется до 1,5 млн. случаев этих заболеваний. Общее количество больных приближается к 20 млн.

Среди паразитарных заболеваний наиболее широкое распространение имеют гельминтозы, которыми, по оценкам ВОЗ, инфицирована четвертая часть населения земного шара. Патогенное воздействие гельминтов связано не только с патологией тех органов, где они локализуются, но и с общим воздействием на организм человека. В развивающихся странах, где одной из главных проблем является недостаточное питание и преж­де всего белковая недостаточность, паразитарные болезни оказывают выраженное патогенное действие, сказывающееся в замедлении развития детей и нарушении иммунного статуса популяций, что способствует распространению других инфекционных заболеваний.

В своем развитии гельминты проходят ряд последовательных стадий (жизненный цикл), при этом половозрелые стадии (имаго) паразитируют в организме окончательного хозяина, а пропагативные (яйца, личинки) — развиваются во внешней среде (геогельминты) или в организме промежуточных хозяев (биогельминты). Человек может быть как окончательным, так и промежуточным хозяином гельминтов. Пропагативные стадии, выделяемые острицами и карликовым цепнем, способны к инвазии без предварительного развития во внешней среде, поэтому вызываемые ими болезни относятся к контагиозным гельминтозам.

Диагноз инвазии гельминтами основывается на анализе комплекса эпидемиологических и клинико-лабораторных данных и требует подтверждения методами специфической диагностики — паразитологическим, серологическим и иммунологическим.

Паразитологический метод исследования предполагает обнаружение гельминтов, их личинок или яиц в тканях, экскретах или секретах организма. В случаях низкой интенсивности инвазии, а также для обнаружения гельминтов, пропагативные стадии которых не выделяются во внешнюю среду, применяют серологические тесты (РСК, РПГА, РНГА) или иммунологические методы (кожно-аллергические пробы, иммуноферментный анализ и др.), разработанные для ряда инвазий (эхинококкоз, цистицеркоз, трихинеллез). Для выявления паразитарных кист используются инструментальные методы исследования (УЗИ, компьютерная томография, магнитно-резонансная томография).

Борьба с гельминтозами достигается комплексом мероприятий — дегельминтизацией (лечением инвазированных), девастацией (уничтожением различных стадий паразитов во внешней среде), санитарно-ветеринарными, санитарно-просветительскими работами и др.

Фасциолезы — гельминтозы с преимущественным поражением желчевыводящей системы.

Этиология. Возбудителями фасциолеза являются два вида возбудителя — Fasciola hepatica (печеночный сосальщик), Fasciola gigantica (гигантский сосальщик). На территории России и стран Ближнего зарубежья встречается только Fasciola hepatica — листовидный гельминт длиной до 30 мм и шириной 12 мм. Окончательные хозяева — человек, домашний скот и некоторые виды диких животных. Основным источником инвазии для человека являются овцы и крупный рогатый скот. Яйца гельминтов, выделяемые с фекалиями, развиваются в пресных водоемах с участием промежуточных хозяев — моллюсков рода Lymnea. Из моллюсков выходят личинки, которые в воде или на прибрежных растениях приобретают шаровидную форму и превращаются в адолескарии.

Эпидемиология. Человек заражается при питье воды или употреблении в пищу растений (листовых зеленых овощей), загрязненных адолескариями. Имеются также данные о возможности инфицирования и употреблении в пищу сырой печени животных, зараженных фасциолезом.

Fasciola hepatica — один из наиболее древних гельминтов, которыми заражаются люди и животные. Палеопаразитологические исследования, проведенные в Германии, свидетельствуют, что люди и животные инфицировались фасциолами более 4500 лет назад.

Случаи фасциолеза у людей встречаются в разных странах мира, но наиболее широко в Азии, Африке и Южной Америке, на территории бывшего СССР — преимущественно на Кавказе и в Средней Азии. Около 180 млн. человек подвержено риску заражения фасциолезом, и 2,4 млн. из них заражены Fasciola hepatica или Fasciola gigantica. В Европе наибольшее число случаев зарегистрировано в Португалии и Франции. Чаще фасциолезом болеют взрослые сельские жители, имеющие домашний скот. Заражение детей до 5 лет отмечается относительно редко. Длительность жизни фасциол в организме человека примерно 9–13 лет.

Патогенез. Из кишечника через слизистую оболочку личинки проникают в брюшную полость, затем в печень и желчевыводящие протоки, где через 3–4 месяца достигают половой зрелости и начинают выделять яйца. Основные патологические изменения наблюдаются во время миграции гельминтов через паренхиму печени, которая длится в среднем 4–6 недель и более. Степень этих изменений зависит от количества паразитов, внедрившихся в печень. Гельминты вызывают деструктивные изменения в печени, в ряде случаев с образованием микронекрозов и микроабсцессов и последующим развитием фиброза, обусловленным большим количеством пролина, который синтезируют фасциолы.

Токсикоаллергические реакции вызывают раздражение нерв­ных окончаний желчных ходов. Это приводит к возникновению висцеро-висцеральных рефлексов, влияющих на состояние желудочно-кишечного тракта и поджелудочной железы. Нарушения нормальной циркуляции желчи по протокам создают благоприятные условия для вторичной инфекции. В более позднем периоде развития болезни возникают расширение просвета протока, утолщение стенок и аденоматозное разрастание эпителия желчных протоков; иногда развиваются пролиферативный холангит, гнойный холангит, билиарный цирроз печени. В воротах печени характерно увеличение лимфоузлов.

Клиника. Инкубационный период (от поглощения адолескариев до появления первых симптомов) колеблется от 1 до 8 недель (в среднем 2–4 недели). Заболевание начинается с появления слабости, недомогания, головной боли, понижения аппетита, зуда. Температура тела бывает несколько повышенной. В тяжелых случаях она может достигать 39–40˚С. Характерна послабляющая, волнообразная и даже гектическая температурная кривая. Могут появиться крапивница, субиктеричность склер. Начинают беспокоить боли в правом подреберье, эпигастрии, тошнота, рвота. Увеличиваются размеры печени. Она становится плотной и болезненной при пальпации. Чаще увеличивается левая доля печени, что приводит к набуханию эпигастральной области. Боли в области печени приступообразные. Селезенка увеличивается редко. При исследовании крови отмечаются выраженный лейкоцитоз (18–20∙10 9 /л) и эозинофилия (до 85%).


Государственное бюджетное образовательное учреждение

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Методическая разработка для преподавателя

по проведению практического занятия по теме

со студентами 4 курса педиатрического факультета

Наименование цикла: клинические вопросы паразитологии.

Контингент: студенты 4-го курса педиатрического факультета.

Продолжительность практического занятия: 4 часа.

2. Цель занятия: изучить клинические особенности, пути распространения и меры профилактики заболеваний, вызываемых гельминтами, а также научить студентов составлять план обследования и лечения, проводить дифференциальную диагностику гельминтозов

3. Методика проведения теоретической части занятия:

3.2.Формулировка темы и цели занятия.

3.3.Обсуждение вопросов, возникших у студентов при подготовке к занятию.

3.4.Контроль самостоятельной работы.

3.5.Входной контроль знаний студентов

Тесты исходного контроля.

1. Непосредственно от человека к человеку передается:

Правильный ответ: б

2.Термически необработанное мясо может служить источником возникновения:

Правильный ответ: г

3. Наиболее эффективные препаратом в лечении описторхоза является:

Правильный ответ: д

4. Для острой стадии гельминтозов характерны все перечисленные явления, кроме:

Правильный ответ: д

5 Эозинофилия периферической крови наблюдается:

а) при токсокарозе

б) при лямблиозе

в) при дифиллоботриозе

г) при описторхозе

д )при всех перечисленных гельминтозах

Правильный ответ: д

6. При употреблении пациентом в пищу сырой или слабосоленой рыбы следует заподозрить:

Правильный ответ: г

7.Местом паразитирования аскарид является:

а)тонкий отдел кишечника

б)толстый отдел кишечника

8.Клинические проявления острой фазы аскаридоза включают:

д) все перечисленное

Правильный ответ: д

9.Наиболее характерные осложнения аскаридоза:

Правильный ответ: а, г

10.Характерными клиническими признаками трихинеллеза являются:

Правильный ответ: а, б,в, г

11.Наиболее частые источники инвазии при трихинеллезе:

Правильный ответ:а. б

12.Преимущественным местом обитания власоглава считается:

а)тонкий отдел кишечника

б)толстый отдел кишечника

Правильный ответ:б, г

13.Промежуточным хозяином при фасциолезе являются:

14.Окончательным хозяином при фасциолезе являются:

в)мелкий рогатый скот

г)крупный рогатый скот

Правильный ответ:а, в, г

15.Преимущественные места паразитирования взрослых особей при фасциолезе

а)тонкий отдел кишечника

б)толстый отдел кишечника

16. Заражение человека шистосомозом происходит:

а)при употреблении термически необработанной рыбы

б) при купании в пресных водоемах

в) при купании в морской воде

г) при употреблении некипяченой воды

Правильный ответ:б, г

17.Наиболее частые клинические формы шистосомоза:

Правильный ответ:а, б

18.Клиническая картина неосложненного кишечного тениоза включает:

Правильный ответ:а, б,в, д

3.6. Теоретический разбор материала. Основные понятия

2.Нематоды. Энтеробиоз. Аскаридоз. Трихоцефалёз. Трихинеллёз. Дирофиляриоз. Распространенность. Пути передачи. Патогенез. Клиника. Лабораторная диагностика. Лечение.

3.Трематоды. Описторхоз. Клонорхоз. Фасциоллёз. Шистосомоз. Распространенность. Пути передачи. Патогенез. Клиника. Лабораторная диагностика. Лечение.

4. Цестоды. Тениоз. Цистицеркоз. Альвеококкоз. Распространенность. Пути передачи. Патогенез. Клиника. Лабораторная диагностика. Лечение

4.Курация больных в отделении

6.Составление плана обследования и лечения заболевания

7.Решение ситуационных задач.

Мама девочки 6 лет заметила, что в течение 2-х недель ребенок стал капризным, быстро утомляется, беспокойно спит ночью (просыпается, расчесывая при этом анальную область). Утром мать при осмотре обнаружила на трусиках желтоватые выделения, при акте дефекации в каловых массах на поверхности мелкие червячки белого цвета. С этими жалобами мать ребенка обратилась к педиатру. При осмотре выявлена гиперемия перианальных складок, картина вульвита

1. Поставьте предварительный диагноз.

2. Наметьте план обследования

2.Исследование кала на гельминты: соскоб на я/глист.

3.Лечение: пирантел-суспензия 250 мг однократно. В рацион питания включить морковный и гранатовый соки. Выполнение гигиенических мероприятий-ежедневный прием душа или ванны, ежедневная смена белья, частое мытье рук (каждые 2 часа).

1.Поставьте предварительный диагноз.

2.Проведите дифференциальный диагноз

3.Наметьте план дополнительного обследования

1.Аскаридоз. Обтурация клубками аскарид. Острая кишечная непроходимость

2.Опухоль кишечника, инвагинация.

3.Клинический анализ крови, обзорная рентгенография брюшной полости, рентгенконтрастное исследование желудочно-кишечного тракта

Пациент 17 лет, обратился к врачу с жалобами на слабость, плохой аппетит, озноб, повышение температуры тела, головную боль, чувство тяжести в правом подреберье. В анамнезе - заболел остро 3 дня назад. С первого дня подъем температуры до 38*С и температура сохранялась в пределах 38*-39*, сопровождаясь познабливанием. Из анамнеза известно, что около месяца назад вернулся из Сургута Тюменской области, часто употреблял в пищу рыбную строганину. При объективном исследовании: кожа обычной окраски, лицо гиперемировано. Язык обложен сероватым налетом. В легких везикулярное дыхание Тоны сердца средней громкости, ритмичные. АД 120/90 мм. рт. ст., ЧСС 90в мин. Живот мягкий, при пальпации болезненный в правом подреберье. Печень выступает на 2,5 см из-под края реберной дуги, уплотнена. Стул оформлен обычного цвета. Дизурии нет. Изменения цвета мочи нет. При обследовании: ОАК-Нв134г/л, лейкоциты-14,0*109/л, эозинофилы16%, п/я-12%, с/я-54%,Лф-12%, Моноциты-6%, СОЭ-15 мм/ч

1. Поставьте предварительный диагноз.

2. Предполагаемый источник инвазии

2.Употребление в пищу рыбной строганины

3.Дуоденальное зондирование с исследованием желчи на яйца описторхов; копроовоскопия, серолрогическое исследование крови-выявление специфических антител методом ИФА

4.Препараты празиквантел (или Бильтрицид) из расчета 75 мг/кг/сут в 3 приема, после еды, с интервалом в 4 часа, 1 день; желчегонные средства (Урсосан), 8 мг/кг/сут.; спазмолитики

При поступлении состояние ребенка тяжелое, вялая, заторможенная, высоко лихорадит. Жалуется на сильные мышечные боли, конечности болезненные даже при незначительном прикосновении, Отмечается умеренная пастозность и одутловатость лица. Видимые слизистые чистые. В легких дыхание жесткое, единичные сухие и влажные хрипы в нижних отделах. Перкуторно легочный звук с коробочным оттенком. Тоны сердца ритмичные, несколько приглушены. Границы сердца несколько расширены. Живот мягкий, болезненный при пальпации. Печень+3 см. из под края реберной дуги. Стул оформленный, мочеиспускание не нарушено.

В ОАК-Нв-110г/л; Эр.-3,0*1012/л; лейкоциты-20,0*109;;п//я нейтрофилы-2%, с/я нейтрофилы-42%,эозинофилы -34%, лимфоциты 21%, моноциты-1%, СОЭ-28 мм/ч. На рентгенограмме легких с обеих сторон усиление легочного рисунка

2.Предполагаемый источник инвазии

3..С какими заболеваниями необходимо провести дифференциальную диагностику

2.Мясо дикого животного (кабан)

3.Дифференциальный диагноз проводится с описторхозом, сывороточной болезнью, системными заболеваниями

Пациент 7 лет, госпитализирован в инфекционную больницу с подозрением на дизентерию. Жалобы на боли в животе схваткообразного характера, частый стул со слизью, прожилками крови, боли при дефекации. Состояние средней тяжести. Болен в течение нескольких месяцев, за этот период отмечал 3 эпизода диареи, в промежутках между которыми склонность к запорам. За 2-3 недели до первого эпизода диареи отмечалась лихорадка в течение 5 дней, сопровождавшаяся зудящей сыпью, кашлем. К врачу не обращались.

При осмотре отмечена бледность кожных покровов, увеличение печени, селезенки. При пальпации толстого кишечника болезненность, сигма уплотнена. При ректороманоскопии обнаружены участки катарального воспаления в прямой и сигмовидной кишке, единичные эрозии; остальная поверхность слизистой оболочки бледная, со значительным количеством мелких, желтоватого цвета гранулем. Результаты бактериологического и серологического исследования на кишечную группу отрицательные. Серологическая реакция с шистосомозным диагноностикумом резко положительная. Из анамнеза известно: в течение 6 месяцев проживали в Китае с родителями (служебная командировка).

1.Поставьте предварительный диагноз.

2.Предполагаемый механизм заражения

3.С какими заболеваниями необходимо провести дифференциальную диагностику

Заражение через кожу при купании в зараженных пресных водоемах, стирке белья, хождении босиком или питье зараженной воды

3.Дизентерия бактериальная, амебиаз, неспецифический язвенный колит

1.Поставьте предварительный диагноз.

2.Предполагаемый механизм заражения

3.План обследования и лечение.

1.Глистная инвазия (тениоз, тениаринхоз)

2.Заражение происходит при употреблении мяса (свинина, говядина) не прошедшей достаточной термической обработки, при уходе за животными.

3.Микроскопическое исследование выделяемых больным члеников. Препараты для лечения празиквантел из расчета 15 мг/кг однократно

Методика оценки знаний студентов.

Общая оценка знаний и умений каждого студента складывается из следующих оценок:

■ Исходный тестовый контроль

■ Оценка за ответ на теоретической части занятия

■ Оценка за ответ при заполнении дифференциально-диагностических таблиц

■ Оценка за доклд больного на курации

■ Оценка за самостоятельную работу

■ Оценка за решение ситуационных задач.

Методика организации самостоятельной работы студентов.

6.1. Формы самостоятельной работы студентов во внеучебное время:

■ Подготовка реферативного сообщения на практическом занятии по темам:

1) Дифференциальная диагностика гельминтозов.

2) Лабораторная диагностика гельминтозов.

3) Современные методы лечения гельминтозов.

6.2. Формы работы студентов в учебное время:

■ Курация тематических больных

■ Решение ситуационных задач

■ Интерпретация результатов лабораторных исследований

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции