Утрата органов у паразитических червей это
Разделы: Биология
Класс: 11
Цель урока: Активизация познавательной активности учащихся.
Задачи:
Образовательные:
- конкретизировать и обобщить знания учащихся о главных направлениях и путях эволюционного процесса по основным понятиям темы: биологический прогресс, биологический регресс, макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация.
Развивающие:
- продолжить развитие умений правильно определять направления и пути эволюции;
- определять гомологичные и аналогичные органы;
- продолжить формирование умений раскрывать причинно-следственные связи между путями и направлениями и результатами эволюции.
Воспитательные:
- формирование убеждения учащихся в теоретической и практической значимости биологических знаний.
Тип урока: обобщающий.
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
- словесные (рассуждение, беседа);
- практические (работа с тестами, рисунками, текстами, таблицами, карточками);
- репродуктивные (воспроизведение полученных знаний);
- частично-поисковые (установление причинно-следственных связей)
Формы организации учебной деятельности:
- фронтальная беседа;
- наглядные;
- работа в группах;
- практические;
- словесные.
Оборудование:
- карточки с заданиями
- проектор
- презентация
Структура урока
Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы работаем группами, на столах у каждой группы находится кейсы с заданиями к уроку, лист самоконтроля. Выберите, пожалуйста, куратора своей группы, который будет заполнять лист самоконтроля.
Посмотрите, пожалуйста, внимательно на доску, на ней размещены понятия, о которых пойдёт сегодня речь. Весь урок вы будете работать с тем запасом знаний, который вы получили при изучении данной темы.
С какой темой связаны данные понятия? (Макроэволюция)
Как вы думаете, какие основные задачи нашего урока (учащиеся высказывают своё мнение)
Вами будут выполнены различные задания, а оценка будет выведена по результатам всего урока. Будьте внимательны к каждому моменту урока, это вам поможет при подготовке к контрольной работе и решению материалом ЕГЭ.
Эпиграфом к нашему уроку будут слова Аристотеля:
Какое направление эволюции можно проследить в следующих высказываниях?
1. Увеличение численности кроликов после заселения их в Австралию.
(Биологический прогресс)
Дайте характеристику биологическому прогрессу?
- высокая численность
- широкий ареал
- большое количество подчиненных групп
Вывод: биологический прогресс - это результат успеха в борьбе за существование.
2. Снижение численности лишайников в густонаселенных районах
(Биологический регресс)
Дайте характеристику биологического регресса?
- уменьшение численности.
- сокращение ареала.
- снижение числа систематических групп более низкого ранга.
Вывод: биологический регресс - отсутствие необходимого уровня приспособленности.
3. Чем опасен биологический регресс? (Приводит к вымиранию живых организмов)
4. Может ли деятельность человека способствовать биологическому регрессу? Какие примеры вы можете привести?
Вывод: Эволюция имеет необратимый характер, вот почему для сохранения видов созданы и создаётся Красная книга, охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.
1. Установите соответствие между видами организмов и направлениями эволюции, по которым в настоящее время происходит их развитие — (1) биологический прогресс либо (2) биологический регресс:
А) серая крыса
Б) зубр
В) уссурийский тигр
Г) пырей ползучий
Д) лошадь Пржевальского
Е) одуванчик обыкновенный
2. Установите соответствие между направлениями эволюции систематических групп — (1) Биологический прогресс либо (2) Биологический регресс — и их признаками.
А) Многообразие видов.
Б) Ограниченный ареал.
В) Небольшое число видов.
Г) Широкие экологические адаптации.
Д) Широкий ареал.
Е) Уменьшение числа популяций.
3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Биологический прогресс характеризуется
1) увеличением количества популяций и подвидов
2) повышением приспособленности к условиям среды
3) сужением ареалов
4) увеличением числа особей
5) редукцией органов
6) популяционными волнами
4.
5. Задание 5. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания биологического прогресса некоторых организмов. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Эволюционный процесс направлен на выработку приспособлений организмов к условиям окружающей среды. (2) Смена условий часто приводит к появлению новых признаков. (3) Так, например появление лёгких, как универсального органа газообмена, позволило позвоночным освоить сушу. (4) В определенных условиях окружающей среды наблюдается резкое упрощение в строении организмов. (5) Так, например, плоские черви утратили некоторые свои органы, но отлично приспособились к паразитическому образу жизни. (6) В результате естественного отбора случайных мутаций могут возникать различные адаптивные признаки, например разнообразные ротовые аппараты насекомых, способствующие увеличению численности организмов.
Задание 6. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры биологического регресса некоторых видов. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Если условия окружающей среды меняются достаточно быстро, то некоторые виды не успевают адаптироваться к новым условиям. (2) Признаки, полезные организмам в прежних условиях, оказываются вредными в новых условиях среды. (3) Так, слишком большие рога торфяного оленя стали мешать ему в борьбе с новыми хищниками. (4) В условиях похолодания вымерли древние пресмыкающиеся и саблезубые тигры. (5) Вероятность выживания организмов определяется не только сменой природных условий среды, но и антропогенным фактором. (6) Так, например, резко сократилась численность осетровых рыб в результате браконьерства.
Проверка выполнения заданий
Мы повторили направления эволюционного процесса. Какими путями достигается биологический прогресс. Чтобы ответить на данный вопрос необходимо разгадать кроссворд.
1. Признак животного |
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Чикина Наталья Александровна
11 класс, естественно - математический
Тема урока: Сравнительная характеристика путей достижения биологического прогресса
Образовательная. Закрепить знания об основных путях эволюционного процесса (ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация),
Развивающая . Продолжить формирование умений анализировать информацию и выявлять ароморфозы, идиоадаптации и дегенерации, и делать выводы по проделанной работе.
Воспитательная : прививать навыки заинтересованного обучения.
Тип урока : урок практическая работа
Оборудование: таблицы, рисунки, тексты.
Опрос по терминам темы: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерации
Работа на уроке
Прочитать текст о покрытосеменных растениях и птицах выписать примеры ароморфозов, идиоадаптаций и дегенераций.
Вариант 1. Основная особенность группы покрытосеменных – наличие цветков и плодов. Семяпочка цветковых защищена от неблагоприятных воздействий завязью. Образование плода обеспечило успешное прорастание семян в неблагоприятных условиях. Строение органов у цветковых достигает наибольшей сложности, а ткани характеризуются высокой степенью специализации. Цветковые произрастают во всех климатических зонах и это единственная группа растений, способная к образованию сложных многоярусных сообществ, включающих травы, кустарники, деревья.
Клевер является одним из самых распространенных травянистых растений, встретить которое можно буквально везде (по полевым дорогам, на лугах, лесных опушках, полянах, в самих лесах). Цветки небольшие или даже мелкие, собранные у большинства в виде головок, нередко прикрытых, особенно в начале, верхним или двумя верхними листьями. Характерной особенностью клевера является то, что единственными насекомыми-опылителями, способными его опылять, являются шмели и пчёлы. Эта особенность играет большую роль в приспособленности клевера.
Растение заразиху можно увидеть в посевах подсолнечника, клевера и огородных культур. Ее легко отличить по бледно-бурой окраске стебля и чешуйчатых листьев. Эти листья никогда не бывают зелеными: в них нет хлорофилла. На верхней части стебля сидят многочисленные довольно крупные цветки, чаще всего голубовато-лиловые. Значительная часть тела растения-паразита находится в почве. Своим расширенным основанием стебель заразихи прирастает к корням растения-хозяина.
Птицы имеют четырехкамерное сердце и теплокровны, перьевой покров. В яйце увеличился запас питательных веществ и формирование известковой оболочки. У птиц, несмотря на изменение температуры окружающей среды, поддерживается постоянная температура тела, поэтому они активны даже зимой.
Дятел пестрый большой очень пестрая птица. Преобладающая окраска ее состоит из сочетания черных и белых тонов. Хвост у большого пестрого дятла средней длины, заостренный и очень жесткий, так как служит он главным образом как опора при лазании птицы по стволу дерева. Соколы хищные птицы. Взрослые птицы отличаются узкими клиновидными крыльями, благодаря которым они способны ловко маневрировать и развивать необычайно большую скорость в пикирующем полёте.
Задание №2 Самостоятельное заполнение таблицы
Пути достижения биологического прогресса
Характеристика эволюционных направлений
Значение в эволюции
к чему приводит
крупные изменения в строении, существенно повышающие уровень организации организмов
ароморфозы не служат целям приспособления, а носят общий характер и дают возможность по-новому использовать условия внешней среды.
появление челюстей и скелета как места прикрепления мышц у позвоночных; замена гладкой мускулатуры у червей на поперечнополосатую у членистоногих
Возникновение новых систематических групп
приобретение частных приспособлений к условиям среды без изменения уровня организации
изменения носят приспособительный характер; крайняя степень приспособления к конкретным, ограниченным условиям существования носит название специализации (переход к питанию только одним видом пищи, обитание в однородной среде и пр.)
покровительственная окраска животных, плоская форма тела скатов и камбалы, крючковидный клюв у хищных птиц, ласты у тюленей, китов и др.; питание коала только листьями эвкалипта, колибри — только нектаром цветков тропических растений
Приспособление к специальным условиям среды
упрощение организации, исчезновение органов активной жизни
общая дегенерация связана главным образом с переходом организмов к паразитическому или сидячему образу жизни
утрата корней и листьев у растений-паразитов; исчезновение органов чувств, пищеварительной системы, упрощение строения.
Переход к сидячему или паразитическому образу жизни
Задание №3. Фронтальная работа с тестами.
1. Сокращение численности и ареала уссурийского тигра в современную эпоху - пример
А) биологического прогресса Б) биологического регресса
В) идиоадаптации Г) ароморфоза
2. Появление у древних млекопитающих четырёхкамерного сердца, теплокровности, развитой коры головного мозга - пример
А) идиоадаптации Б) ароморфоза
В) биологического прогресса Г) биологического регресса
3. Примером идиоадаптации в эволюции животных служит развитие у
А) земноводных трехкамерного сердца Б) кротов роющих конечностей
В) зверей волосяного покрова Г) насекомых членистых конечностей
4. Какой признак НЕ считают ароморфозом у млекопитающих
А) волосяной покров Б) четырехкамерное сердце
В) диафрагму Г) укороченный хвост
5. Эволюция покрытосеменных растений по пути приспособления к опылению насекомыми - это пример
А) ароморфоза Б) дегенерации
В) идиоадаптации Г) биологического регресса
6. Укажите пример ароморфоза
А) уплощение тела у донных рыб
Б) возникновение покровительственной окраски у щуки
В) редукция кишечника у свиного цепня
Г) возникновение многоклеточности
7. Возрастание численности серой вороны в населённых пунктах - пример
А) ароморфоза Б) дегенерации
В) биологического регресса Г) биологического прогресса
8. Приспособления аскариды к паразитическому образу жизни, упрощение ее организации - пример
А) общей дегенерации Б) ароморфоза
В) видообразования Г) биологического регресса
9. Увеличение численности насекомых-вредителей сельскохозяйственных растений, - пример
А) ароморфоза Б) дегенерации
В) биологического регресса Г) биологического прогресса
10. Появление у земноводных в процессе эволюции трёхкамерного сердца, двух кругов кровообращения - пример развития органического мира по пути
А) ароморфоза Б) идиоадаптации
В) дегенерации Г) биологического прогресса
11. Результатом идиоадаптаций у птиц считают
А) появление перьевого покрова
Б) появление четырехкамерного сердца
В) многообразие форм клюва
Г) формирование высокоразвитой нервной системы
12. Пример идиоадаптации
А) утрата червями-паразитами органов чувств
Б) разнообразие парных плавников у разных видов рыб
В) появление легких у земноводных
Г) четырехкамерное сердце у птиц и млекопитающих
13.Показатель биологического прогресса вида
А) симбиоз Б) взаимопомощь
В) конкуренция Г) высокая численность
14. Укажите НЕВЕРНОЕ утверждение: ''Ароморфоз ведет к''
А) общему подъему организации
Б) повышению интенсивности жизнедеятельности
В) формированию приспособлений широкого значения
Г) формированию частных приспособлений
15. Укажите пример идиоадаптации
А) возникновение семени у голосеменных
Б) возникновение плода у цветковых
В) возникновение у цветковых растений нектарников
Г) появление фотосинтеза у растений
16. Дегенерация - это
А) эволюционные изменения, ведущие к упрощению организации
Б) случаи проявления признаков предков у отдельных особей
В) крупные эволюционные изменения, ведущие к общему подъему организации
Г) мелкие эволюционные изменения, обеспечивающие приспособленность к среде обитания
17. Какой из перечисленных показателей не характеризует биологический прогресс?
А) экологическое разнообразие Б) забота о потомстве
В) широкий ареал Г) высокая численность
18. Многообразие видов, широкое распространение и высокая плодовитость паразитических червей - показатель
А) ароморфоза Б) дегенерации
В) биологического прогресса Г) биологического регресса
19. Расширение ареала зайца-русака - пример
А) дегенерации Б) ароморфоза
В) биологического прогресса Г) биологического регресса
20. Какая систематическая группа животных формируется в результате крупных ароморфозов?
А) вид Б) класс В) семейство Г) род
4. Контрольный тест
А1.Развитие у птиц крыльев, обеспечивших им возможность полета, характеризуют как:
1) конвергенцию 3) идиоадаптацию
2) ароморфоз 4) дегенерацию
А2.К идиоадаптациям у голосеменных растений относят:
1) появление спор 3) образование плода
2) образование семян 4) видоизменение листьев
А3.В результате какого эволюционного процесса водные животные разных классов (акулы, ихтиозавры, дельфины) приобрели сходную форму тела:
1) дивергенции 3) параллелизма
2) конвергенции 4) дегенерации
А4.Общая дегенерация у многих видов паразитических червей привела к:
1) ароморфозу 3) биологическому регрессу
2) идиоадаптации 4) биологическому прогрессу
А5.Примером ароморфоза можно считать:
1) утрату шерстного покрова слонами
2) появление яиц пресмыкающихся и их последующее развитие на суше
3) удлинение конечностей лошади
4) возникновение хвоста павлина
1) превращение листьев кактуса в колючки
2) утрата органов кровообращения у плоских червей
3) возникновение теплокровности
4) возникновение челюстей у рыб
А7. Пример общей дегенерации:
1) превращение листьев кактуса в колючки
2) утрата органов кровообращения у плоских червей
3) возникновение теплокровности
4) возникновение челюстей у рыб
А8.Концепцию морфофизиологического и биологического прогресса и путей его достижения предложил:
1) А.О.Ковалевский 3) А.Н.Северцов
2) И.И.Мечников 4) С.С.Четвериков
А9.В эволюции позвоночник животных замена жаберного дыхания легочным – пример:
1) ароморфоза 3) идиоадаптации
2) дегенерации 4) конвергенции
А10.Какие из организмов находятся в состоянии биологического регресса:
1) белые журавли 3) бактерии стафилококка
2) печеночные сосальщики 4) комнатные мухи
А11.Какой из названных ароморфозов сформировался в процессе эволюции органического мира позже остальных:
1) позвоночник 3) 2 круга кровообращения
2) теплокровность 4) половой процесс размножения
А12.Плоская форма тела у камбалы – это пример:
1) ароморфоза 3) общей дегенерации
2) идиоадаптации 4) биологического прогресса
А13.Не является ароморфозом:
1) появление челюстей у позвоночных животных
2) появление внутреннего скелета
3) возникновение двух кругов кровообращения
4) увеличение размеров тела
А14.Примером дегенерации является отсутствие:
1) стебля у повилики 3) конечностей у змей
2) зубов у птиц 4) жабр у взрослых лягушек
А15.Длинный липкий язык, которым хамелеон ловит насекомых, это:
1) ароморфоз 3) дегенерация
2) идиоадаптация 4) дивергенция
1) общему подъему организации
2) повышению интенсивности жизнедеятельности
3) формированию частных приспособлений
4) формированию приспособлений широкого значения
А17.Идиоадаптации способствуют возникновению:
1) семейств 3) типов
2) царств 4) отделов
А18.Какие ароморфозы позволили древним пресмыкающимся вытеснить древних земноводных:
1) покровительственная окраска
2) роговой покров, развитые легкие
3) покровительственная окраска, способность к регенерации
4) четырехкамерное сердце, теплокровность
А19.Пример ароморфоза у хвойных растений – возникновение:
1) плода 3) цветка
2) семени 4) корней
А25.Сокращение численности и ареала уссурийского тиора является примером:
1) биологического регресса
3) биологического прогресса
В заданиях В1-В3 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры в бланк ответов без пробелов и других символов.
1. Какие из перечисленных примеров относят к идиоадаптациям?
1) развитие образовательных тканей у растений
2) наличие ловчих аппаратов у насекомоядных растений
3) отсутствие хлорофилла у растений-паразитов
4) появление триплоидного эндосперма у покрытосеменных
5) мелкая, сухая пыльца у ветроопыляемых растений
6) железистые волоски на листьях душистой герани
2.К ароморфозам относят:
1) образование клубней у картофеля
2) появление семян у голосеменных
3) появление обтекаемой формы тела у дельфина
4) появление тканей и органов у растений
5) появление цветка у покрытосеменных
6) образование прицепок у плода череды
3.Какие из перечисленных примеров иллюстрируют общую дегенерацию:
1) отсутствие легких у рыб
2) отсутствие зрения у животных, живущих под землей
3) редукция органов чувств у паразитических червей
4) отсутствие хвоста у лягушки
5) превращение корней растения повилики в присоски
6) утрата кишечника ленточными червями
При выполнении заданий В4 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов без пробелов и других символов.
4. Установите соответствие между примерами и путями эволюционного процесса:
1) ячеистые легкие у рептилий
2) голый хвост у бобра
3) отсутствие корней у повилики
В) Общая дегенерация
4) молочные железы у млекопитающих
5) отсутствие кровеносной системы у цепней
6) отсутствие потовых желез у собак
7) отсутствие глаз у крота
При выполнении заданий В5-В6 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов без пробелов и других символов.
5.Установите последовательность появления ароморфозов в эволюции позвоночных животных:
А) двухкамерное сердце
Б) развитие детеныша в матке
В) роговая чешуя в покровах
Г) легочное дыхание
6.Установите последовательность возникновения ароморфозов в животном мире в процессе эволюции:
Читайте также:
- Как собрать анализ кала у ребенка на энтеробиоз
- Какие лекарства есть от лямблии и аскариды
- Чеснок от глистов комаровский
- Где обитает гриб паразит спорынья обитает
- К чему снится рыба с глистами девушке
Copyright © Иммунитет и инфекции