Урок на тему плоские и круглые черви

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Класс -7

Предмет - биология

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Плоские, Круглые, Кольчатые черви” через игровые приемы.

Задачи:

  • Образовательные: закрепление и углубление знаний учащихся о многообразии, особенностях организации, строении, жизнедеятельности плоских, круглых, кольчатых червей.
  • Развивающие: развитие приемов логического мышления, активизация познавательной деятельности учащихся.
  • Воспитательные: развитие коммуникативных качеств, чувства ответственности, формирование бережного отношения к своему здоровью.

Тип урока: урок-обобщение.

Форма проведения урока: игра.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент (внешняя и внутренняя готовность учащихся).

2. Вступительное слово учителя.

На предыдущих уроках мы изучали группу животных под общим названием “черви”. Какие типы червей входят в эту группу? (Учащиеся называют типы плоских, круглых, кольчатых червей). Сегодня на уроке мы обобщим знания о строении, процессах жизнедеятельности и значении червей. Обобщение проведем в виде интеллектуальной игры “Своя игра”.

Вопросы и задания.

1). Укажите название представителя типа Плоские черви.

2). Перечислите приспособления бычьего цепня к паразитическому образу жизни.

3). Паразитические плоские черви отличаются от свободноживущих огромной плодовитостью. Так бычий цепень за свою 20-летнюю жизнь в организме хозяина откладывает 11 млрд. яиц. Какое значение это имеет для паразита?

4). Органы чувств и нервная система у свиного, бычьего цепней развиты слабо, а органы пищеварения вообще отсутствуют. О чем свидетельствуют эти признаки?

5). В XIX-м веке петербургский врач Вейс заметил, что у детей, которым в лечебных целях прописывали есть сырое мясо, часто обнаруживались после этого ленточные черви. Объясните, почему?

6). Почему аскарида, почвенные нематоды не могут вытягивать и укорачивать свое тело?

7). Цепни и аскариды живут в одной и той же среде – в тонком кишечнике хозяина, где содержится готовая переваренная пища. Однако у цепней органов пищеварения нет, а у аскарид есть рот, глотка, пищевод и кишечник. Почему?

8). В конце прошлого столетия один врач в опыте, поставленном на себе, выяснил, что из только что отложенных самкой аскариды яиц, проглоченных человеком, не развиваются личинки и в дальнейшем взрослые черви. Чем объяснить результаты, полученные в опыте?

9). Известно, что если попробовать вытаскивать дождевого червя, заползающего в свою норку, то его скорее можно разорвать, чем вытащить. Почему?

10). Какие выводы можно сделать из следующих фактов:

дождевые черви избегают сухой почвы и всегда держатся во влажной;

на поверхность почвы дождевые черви выползают из норок ночью либо днем после дождя.

11). О деятельности дождевых червей известно многое. Например, ученые считают, что некоторые остатки сооружений Древнего Рима оказались под землей благодаря работе дождевых червей. Объясните, как это происходит?

12). Назовите стадии развития печеночного сосальщика.

13). Перечислите системы органов молочно-белой планарии.

14). Назовите изображенную систему органов. Какова ее функция?

15). Что такое половой диморфизм? Чем самка аскариды отличается от самца?

16). Какая система органов впервые появилась у дождевого червя?

17). Что такое регенерация? Можно ли ее отнести к способам размножения дождевого червя? Ответ поясните.

18). Закончите предложения:

  • Заражение человека яйцами аскариды происходит.
  • Яйцо попадает.
  • Из яйца в кишечнике развивается.
  • Личинка с кровью отправляется в.
  • Личинка с мокротой откашливается и попадает в.
  • В аскариду личинка превращается в.
  • Паразитирует взрослая аскарида в.

19). Назовите круглого червя, паразитирующего в толстом кишечнике человека.

20). Укажите представителя типа Круглые черви (см. задание 1).

21). Назовите представителей типа Кольчатые черви. Укажите, к какому классу они относятся.

Жил на свете Червячок,
Был он страшно одинок,
Круглый год один скитался,
Только раз в году питался.
Червячок – пловец удалый,
Несмотря, что ростом малый.
Цвет умел менять не раз –
Для защиты, без прикрас.
Нет щетинок для движенья,
Только жертвам нет спасенья –
Есть присоски, гирудин.
Кто он, этот господин?

Ответы.

2). Наличие присосок, крючьев, огромная плодовитость, цикл развития со сменой хозяев, плотные покровы тела, которые не перевариваются в теле хозяина.

3) Огромная плодовитость связана с низкой вероятностью попадания яиц в организм нового хозяина, является приспособлением к сохранению вида.

4) Эти организмы обитают в теле хозяина, где они защищены от неблагоприятных условий, обеспечены пищей. Условия среды обитания – постоянные.

5) В сыром мясе могут находиться финны (личинки), активизация которых в кишечнике человека становится началом развития взрослого червя.

6) У аскариды есть только продольные мышцы, поэтому она может только изворачивать тело. Укорачивание и вытягивание тела обусловлено наличием кольцевых мышц.

7) Бычий цепень прикрепляется к кишечнику, поглощает пищу всей поверхностью тела. У аскариды нет органов прикрепления, она удерживается в кишечнике, постоянно двигаясь навстречу поступающим пищевым массам.

8) Для нормального развития из яйца личинок необходимы определенные условия, в том числе наличие кислорода.

9) На теле дождевого червя есть щетинки.

10) У червей нет специальных органов дыхания, кислород поступает через влажную кожу.

11) Черви рыхлят почву ( делают ходы, норки, пропускают ее через себя), поэтому многие сооружения оседают.

12) 1 – взрослый червь, 2 – яйца, 3 – личинка с ресничками, 4 – личинка в промежуточном хозяине (улитка), 5 – хвостатая личинка, 6 – циста.

13) Пищеварительная, выделительная, нервная, половая системы.

14) Нервная система, обеспечивающая связь с внешней средой, раздражимость.

15) Половой диморфизм – внешнее различие самки и самца. Самка аскариды крупнее самца.

16) Кровеносная система.

17) Регенерация – восстановление утраченных частей тела. Регенерацию можно отнести к способам размножения дождевого червя, так как происходит увеличение числа особей.

Через вещи и продукты, загрязненные почвой, содержащей яйца аскарид;

  • В кишечник;
  • Личинка;
  • В легкие;
  • В пищеварительный тракт;
  • В кишечнике;
  • В кишечнике

21) 1 - медицинская пиявка (Пиявки), 2 – пескожил (Многощетинковые), 3 – дождевой червь (Малощетинковые).

4. Рефлексия. Заключительное слово учителя.

- Понравилась ли вам такая форма организации урока?

- Какие вопросы показались вам наиболее интересными и познавательными?

- Ваши пожелания и предложения.

5. Подведение итогов. Выступление жюри.

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Цель: Изучить Тип Круглые черви.

- рассмотреть особенности организации круглых червей, многообразие их видов;

- выявить черты высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими;

- воспитывать бережное отношение к своему организму;

- продолжить формирование умения обосновывать строение паразитов и их жизнедеятельность, связанные с паразитизмом;

- развитие наблюдательности и мышления на основе сравнения плоских и круглых червей.

Тип урока: комбинированный.

Основные положения урока:

1. Особенности организации круглых червей как более сложноорганизованной группы животных по сравнению с плоскими червями.

2. Человеческая аскарида – один из представителей типа Круглые черви. Черты организации, связанные с паразитизмом.

3. Размножение, развитие, жизненный цикл человеческой аскариды.

4. Вред, наносимый здоровью человека, и меры предупреждения аскаридоза.

I .Организационный момент: Учитель напоминает тему прошлого урока.

II .Проверка знаний : Самостоятельная работа по индивидуальным

карточкам. (7 мин)

1. Обязательная (тест)

Выберите верный ответ:

1. Белую планарию по способу питания можно отнести к хищникам, т.к. она:

а) использует других животных в качестве местообитания;

б) постоянно или временно использует другое животное в качестве

в) питается растительной пищей; г) уничтожает других животных.

2. Чтобы не заразиться бычьим цепнем, надо:

а) хорошо проваривать и прожаривать мясо;

б) сделать предупредительные прививки;

в) мыть руки перед едой; г) бороться с мухами.

3. К ресничным червям относятся:

а) кошачья двуустка; б) белая планария;

в) свиной цепень; г) печеночная двуустка.

4. У плоских червей впервые появились:

а) системы органов; б) полость тела;

в) специализированные клетки; г) многоклеточное строение.

5. Дыхание у плоских червей осуществляется:

всей поверхностью тела;

с помощью лёгких;

2. Дополнительная (оценки выставляется по желанию).

Заполните пропуски: Крупный рогатый скот может проглотить ______ цепня вместе с травой. В желудке животного из яиц выходят микроскопические ______ с ______ . С их помощью личинки вбуравливаются в стенку желудка, попадают в ______ , разносятся по всему телу животного и проникают в ______ . здесь личинка превращается в ______ , пузырек величиной с горошину, внутри которого скрыта ______ цепня с шейкой.

Верны ли утверждения.

1). К типу плоских червей относятся классы ресничных червей, сосальщиков и ленточных червей.

2). Яйцо печеночного сосальщика начинает развиваться, только попав в воду.

3). Все плоские черви имеют развитые органы чувств.

4). Планарии – хищники.

5). Плоские черви – раздельнополые животные.

6). Стадия финны встречается у ленточных червей.

7). Сосальщики имеют длинное членистое тело.

8). Прудовик малый – промежуточный хозяин печеночного сосальщика.

Распределите признаки, присущие:

1–ленточным червям; 2–сосальщикам.

А. Паразитический образ жизни.

Б. Свободноживущие организмы.

В. Всасывание через покровы тела.

Г. Поступление веществ через пищеварительную систему.

Д. Наличие кожно-мускульного мешка.

Е. Наличие присосок.

Ж. Членистое строение тела.

Распределите признаки, присущие:

1-белой планарии, 2- печеночному сосальщику.

А. Живет в пресноводных водоемах.

Б. Живет в кишечнике человека.

В. Живет в протоках печени крупного рогатого скота.

Г. Тело с наружи покрыто ресничками, благодаря работе которых животное передвигается.

Д. Тело снаружи одето плотной многослойной оболочкой, на которую не действует пищеварительный сок.

Е. Наличие кожно-мускульного мешка.

Ж. Питается клетками печени и кровью.

З. Питается переваренной пищей.

И. Питается мелкими водными животными.

Дайте определение терминам:

Перечислите приспособления во внешнем и внутреннем строении червей, помогающие им паразитировать.

III . Изучение нового материала: 25 минут

Учитель объявляет тему урока, формулирует вместе с учащимися цели:

изучить строение круглых червей;

рассмотреть цикл развития круглых червей;

познакомиться с паразитическими круглыми червями и заболеваниями, которые они вызывают.

Беседа с учениками об особенностях организации круглых червей, (работа с текстом учебника). Учащиеся делают выводы об усложнении в строении круглых червей по сравнению с плоскими червями.

Учитель отмечает араморфозы:

Деление пищеварительной системы на отделы.

Ротовое отверстие перемещается на передний конец тела.

Задняя кишка открывается наружу анальным отверстием.

1 слой погруженных клеток и мембрана образуют кожно-мускульный мешок

2. Пищеварительная система

Рот, ротовая полость, глотка, пищевод, кишка, анальное отверстие. У некоторых кутикулярные выросты – зубы.

3. Выделительная система

Одноклеточные кожные железы.

Окологлоточное нервное кольцо; от кольца отходят нервные стволы (6) вперед и (6) назад.

- Осязания: щетинки или бугорки вокруг рта.

- Органы хим-го чувства: по бокам головного мозга.

- Примитивные глаза (у некоторых): пигментные пятна.

5. Половая система

Раздельнополые. Половой диморфизм (четкие внешние различия).

Представлена яичниками (у самок) и семенником (у самцов).

Откладывают яйца, есть живородящие.

6. Дыхательная и кровеносная

Отсутствуют. Газообмен и транспорт веществ – посредством диффузии.

Для учеников низкого и среднего уровня:

1 слой погруженных клеток и мембрана образуют …

2. Пищеварительная система

Рот → ротовая полость →глотка → … → …→ . У некоторых кутикулярные выросты – …

3. Выделительная система

Окологлоточное …; от кольца отходят нервные …:(6) вперед и (6) назад.

- Органы хим-го чувства: .

- Примитивные глаза (у некоторых): …

5. Половая система

Раздельнополые. … … (четкие внешние различия).

Представлена … (у самок) и … (у самцов).

6. Дыхательная и кровеносная

Отсутствуют. Газообмен и транспорт веществ – посредством ….

Для учащихся достаточного и высокого уровня:

2. Пищеварительная система

3. Выделительная система

5. Половая система

6. Дыхательная и кровеносная

Учащиеся работают с учебником, отвечают на вопрос, делают предположения, вспоминают материал прошлого урока (приспособленность плоских червей к паразитическому образу жизни):

тело покрыто плотной кутикулой;

мускулатура состоит из 4-х продольных мышечных лент и позволяет изгибать тело;

особое вещество, выделяемое клетками ее тела, защищает ее от переваривания соками хозяина;

микроскопические зубчики, окружающие рот, позволяют прикрепляться к слизистой оболочке кишечника;

очень большая плодовитость.

Цикл развития человеческой аскариды. Объяснение учителя с использованием магнитной аппликации.

Яйца с фекалиями попадают в почву (одна самка может откладывать за сутки до 200000 яиц).

В яйце развивается личинка первого возраста.

Влажная почва: температура 20˚-30˚С (10-15 дней).

В яйце личинка второго возраста может сохраняться в почве в течении 7 лет.

В двенадцатиперстной кишке вылупляется личинка; оболочка яйца растворяется при 37˚С, высокой концентрации СО 2 и рН7.

Личинка: через слизистую оболочку, вены, печень, сердце попадает в легкие.

Две линьки: 1-ая: на 5-6-й день, 2-ая: на 10-й день.

Проникает через стенку альвеол в бронхи, трахеи, вызывают воспалительные явления, сопровождающиеся кашлем.

С мокротой личинка попадает в ротовую полость и вторично проглатывается.

Проходит через пищевод.

Попадает в подвздошную кишку, в течение 65 дней развивается во взрослую аскариду, которая живет 1-2 года. (Самка откладывает за сутки до 200000 яиц)

Яйца с фекалиями попадают в почву.

Т.О. цикл развития происходит без смены хозяина.

Истощают организм хозяина;

Аскариды отравляют организм токсическими продуктами обмена;

Воздействуют механически: в большом количестве могут вызывать непроходимость или разрыв кишечника.

4. Работа в группах: класс делится на 3 группы (например, по рядам). На поиск и обсуждение – 4 минуты.

Слово предоставляется более слабым ученикам. Остальные (в т. ч. учитель) дополняют ответы.

Плохо промытые фрукты и овощи

Не пить сырую воду из рек и озер.

Вести борьбу с мухами.

Выделенных аскарид сжигать.

Не применять для удобрения огородов человеческие экскременты

- мыть руки перед едой;

- не грызть ногтей и не чистить их зубами;

- проводить уборку в домах и т.д.

1 вариант: Учитель размещает на доске карточки (Приложение 2).

IV . Домашнее задание : 3 мин.

Б) по выбору (творческое): дополнительные хорошие оценки.

подготовить сообщения о других представителях типа;

Острица: обитает в нижнем отделе тонкого кишечника. Вызывает заболевание энтеробиоз. Иногда вызывает воспаление червеобразного отростка – аппендицит.

Трихинелла: обитает в кишечнике при мышцах.

Гельминты – черви-паразиты, глисты.

Гельминтология – наука о паразитических червях.

Удаление или изгнание паразита из тела хозяина – дегельминтизация.

Большую роль в разработке способов борьбы с гельминтами и профилактике гельминтозов сыграл советский академик Константин Иванович Скрябин.

V . Закрепление материала. Заполнение кроссворда (приложение 1). 8 мин.

Конспект урока для работы по теме "Круглые и плоские черви" в 7 классе.

Скачать:

Вложение Размер
kruglye_chervi_7_kl.rar 23.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Тип Плоские черви

Цели: раскрыть особенности строения плоских червей на примере свободноживущей белой планарии и паразитических червей сосальщиков и ленточных червей; выделить черты приспособленности к паразитизму; раскрыть отрицательную роль червей-паразитов в животноводстве, медицине; дать необходимые знания для гигиенического воспитания учащихся, раскрыть пути профилактики гельминтозных заболеваний; дать понятие о двусторонней симметрии.

I. Активизация знаний.

1. Фронтальный опрос.

  1. Какие кишечнополостные встречаются в пресных водах?
  2. Какие клетки образуют эктодерму?
  3. Расскажите о строении и значении стрекательных клеток.
  4. Охарактеризуйте строение клеток энтодермы.
  1. Дайте характеристику представителям сцифоидных; их роль в природе.

2. Индивидуальный опрос:

Расскажите об особенностях строения и жизнедеятельности кишечнополостных,

о роли кишечнополостных в природе и жизни человека;

о кораллах; о медузах; об актиниях.

II. Изучение нового материала.

  1. Вспомнить типы животных, изученных в курсе 7 класса; выстроить смысловую нить, связывающую изученный материал с новым.
  2. Во время объяснения строения белой планарии необходимо выяснить, чем она сходна с кишечнополостными и чем отличается от них.
  3. В процессе беседы по строению планарии следует обратить внимание на вопрос: на сколько симметричных частей можно разделить (мысленно) тело планарии? При затруднении учащихся с ответом произвести этот процесс на рисунке планарии на доске. Так вводится понятие о двусторонней симметрии тела.
  1. Особенности строения плоского червя.

Двусторонняя симметрия тела

Реснички - пл. эпителий – кольцевые мышцы

полость тела – клетками – органы – системы органов:

  1. пищеварительная система: рот – глотка – слепой кишечник
  2. выделительная система: канальцы
  3. нервная система: 2 поперечных ствола – нервные узлы
  4. половая система: гермафродиты, развитие со сменой хозяев

дыхание – вся поверхность тела

тип Плоские черви : классы (9) – Ресничные черви, Сосальщики, Ленточные черви

Покровный слой и мускулатура образуют кожно-мышечный мешок, заполненный внутри клетками рыхлой ткани, в которой расположены органы, объединенные в системы: пищеварительную, выделительную, нервную, половую. Эти черви - гермафродиты.

Способ движения обусловлен сокращением мышц и мерцанием ресничек (они малы и в лупу не видны, но хорошо видны на микропрепарате под микроскопом). Скольжению способствует ядовитая слизь (поэтому планарии несъедобны). Планарии -хищницы, нападают на личинки комаров, других беспозвоночных.

2. Класс Сосальщики представлен видами, паразитирующими
в печени, печеночных ходах, в кишечнике животных и человека.

Развитие печеночного сосальщика происходит с чередованием поколений. Цисты сосальщиков прикрепляются к травянистым растениям. Скот, поедая растения, заражается. Могут заразиться и люди, поедая дикий лук или беря в рот травинки. При массовом заражении скота удои молока падают на 25-40 %, и на 15-20 % в хозяйствах, занимающихся мясным животноводством, уменьшается выход мяса; падеж скота составляет 10 %. Основной способ борьбы - смена пастбища в течение лета не менее трех раз. (С помощью таблицы рассмотреть цикл развития сосальщиков.)

3. Ленточные черви - паразиты, утратившие практически все
органы, кроме половых. Прикрепляются с помощью присосок.

4. Значение плоских червей. Профилактика гельминтозов

Необходимо рассказать о мерах борьбы с печеночным сосальщиком.

С промежуточными хозяевами - малым прудовиком - борьба осуществляется химическими препаратами. Лечебные препараты используются в борьбе со взрослой формой этого паразита. Важно проводить профилактическую работу по предупреждению заражений (инвазий).

III. Закрепление изученного.

  1. В чем отличие плоских червей от кишечнополостных?
  2. Какой принцип лежит в основе разделения типа Плоские
    черви на классы?
  3. Какие отделы тела имеет бычий цепень?
  4. Какие приспособления к паразитизму он имеет?

Задание на дом: § 7.

Тема урока: Тип круглые черви

Цели: раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности представителя типа Круглые черви - человеческой аскариды, связанные с ее паразитическим образом жизни; показать вред аскариды, меры профилактики заражений ею; обобщить и систематизировать знания о паразитических червях; углубить понятие о филогении животного мира.

  • учащиеся должны знать особенности внешнего и внутреннего
    строения круглых червей;
  • на рисунке находить и называть круглых червей;
  • знать особенности жизнедеятельности паразитических круглых червей;
  • усвоить цикл развития человеческой аскариды, меры профилактики заражения ею.

I. Актуализация знаний.

1. Фронтальный опрос.

  1. Расскажите о строении и образе жизни свободноживущих плоских червей.
  2. Чем объясняется исчезновение многих систем органов у паразитических червей?
  3. Какой вред наносят сосальщики и цепни человеку и животным?
  4. Почему у бычьего цепня хорошо развиты органы размножения?

5) Чем объяснить отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня?

  1. Почему паразитические черви не перевариваются в кишечнике хозяина?
  2. Чем отличаются ленточные черви от сосальщиков?
  1. Индивидуальный опрос

Тест по данной теме.

II. Изучение нового материала.

  • Что вы знаете об аскаридах, острицах, нематодах?
  • Какую форму имеют эти черви, как они выглядят?

Тело человеческой аскариды состоит из двух слоев. Полость тела заполнена жидкостью под давлением, что обеспечивает постоянную форму тела червя. (Выделить особенности строения червя, связанные с паразитизмом.)

Пл. эпителий – продольные мышцы

Полость тела – жидкость под давлением ( форма) – органы – системы:

  1. п.с. – рот ( 3 губы) – глотка – кишечник – анальное отверстие
  2. половая система: раздельнополы – самка и самец

Рассмотреть характерные особенности строения и образа жизни детской острицы, пути заражения ею и меры предосторожности, направленные на предупреждение заражения яйцами остриц.

Острица, как и аскарида, - кишечный паразит. Форма тела удлиненная, размеры мелкие (длина самки 9-12 мм, самца - 2-5 мм). Тело червя покрыто плотной беловато-розовой оболочкой. В пери од размножения самка выползает из кишечника человека и откладывает на кожу яйца (ежедневно около 1200 яиц), вызывая зуд. Расчесывая место зуда, человек заносит под ногти яйца и вторично заражается острицами.

Обратить внимание на необходимость обследований, в ходе которых выявляются инвазии, а также рассказать о лечении и соблюдении правил личной гигиены.


Урок по теме "Круглые черви". 7 класс

Данная разработка содержит конспект урока,паспорт урока, задания группам, рабочие листы учащихся, памятки, все необходимые материалы.

Скачать:

Вложение Размер
urok_po_teme_kruglye_chervi.docx 126.68 КБ
zadaniya_gruppam.docx 12.83 КБ
pamyatki.docx 75.2 КБ
pasport_uroka.docx 647.42 КБ
rabochiy_list_uchashchihsya.docx 15.13 КБ
rabochiy_list_2.docx 13.37 КБ

Предварительный просмотр:

  • сформировать знания о строении, процессах жизнедеятельности, образа жизни и приспособленности круглых червей к среде обитания;
  • развивать умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебником и литературой;
  • осуществлять гигиеническое воспитание.

  • таблица “Тип Круглые черви”,
  • таблица “Внутреннее строение аскариды”,
  • иллюстрации червей,
  • иллюстрации циклов развития червей,
  • таблица “Цикл развития аскариды”,
  • дидактические карточки и тетради,
  • видеофильм “Тип Круглые черви”.

Методы: рассказ, беседа, ролевая игра, самостоятельная работа, просмотр видеофильма, игра, сообщения учащихся.

I. Актуализация знаний

Учитель: Ребята, мы продолжаем изучать Типы червей. И прежде, чем приступить к изучению новой темы, повторим материал прошлого урока. Попрошу выйти к доске…

1-й ученик: Составить из иллюстраций схему “Цикл развития печеночного сосальщика”.

Рис. 1. Взрослый паразит в теле коровы

Рис. 2. Яйца печеночного сосальщика

Рис. 3. Свободноплавающая личинка


Рис. 4. Развитие личинки в теле малого прудовика

Рис. 5. Личинка с хвостиком

2-й ученик: Составить из иллюстраций схему “Цикл развития бычьего цепня”.

Рис. 7. Взрослый паразит в теле человека

Рис. 8. Членики с яйцами бычьего цепня

Рис. 9. Корова с личинками

Рис. 10. Личинка с хитиновыми крючьями

Рис. 11. Финна в мышцах коровы

Три ученика работают с дидактическими карточками.

В чем заключается биологическое значение:

А) большой плодовитости паразитических червей.
Б) гермафродитизма.

Какой из плоских червей, печеночный сосальщик или цепень, специализирован больше в связи с паразитическим образом жизни?

Укажите правильные утверждения знаком “+”:

1. Плоским червям присуща радиальная симметрия.
2. Паренхима в теле плоских червей служит для запаса питательных веществ.
3. Для плоских червей характерна дыхательная система.
4. Органы чувств характерны для паразитических плоских червей.
5. Заражение человека бычьим цепнем происходит при контакте с животными.
6. У паразитических плоских червей не развита пищеварительная система.
7. Ресничные черви относятся к свободноживущим плоским червям.
8. Выделительная система плоских червей начинается звездчатой клеткой

Учитель: Пока ребята работают, мы (обращается к классу) проведем пресс-конференцию “Черви-паразиты”. Кто у нас специалист по паразитическим червям, гельминтолог?

У доски один ученик, остальные – корреспонденты газет “Тип Плоские черви”, “Цестоды” и т. д., задают вопросы, называя газету.

  1. К какому типу животных относятся класс Сосальщики и класс Ленточные черви?
  2. Кто такой паразит?
  3. Кто такие эндопаразиты?
  4. Что такое паразитизм?
  5. Что такое цикл развития?
  6. Кто такой промежуточный хозяин?
  7. Кто такой окончательный хозяин?
  8. Какие приспособления к паразитизму Вам известны?

Учитель: Проверяем, все ли правильно составлено на доске?

Учащиеся комментируют циклы развития червей, дидактические карточки и листочки с ответами учащиеся отдают учителю.

Учитель: А сейчас мы решим несколько биологических задач:

  1. Органы чувств и нервная система у свиного, бычьего цепней развиты слабо, а органы пищеварения вообще отсутствуют. О чем свидетельствуют эти признаки?
  2. Паразитические плоские черви отличаются от свободноживущих огромной плодовитостью. Так бычий цепень за свою 20-летнюю жизнь в организме хозяина откладывает 11 млрд. яиц. Какое значение это имеет для паразита?
  3. В XIX-м веке петербургский врач Вейс заметил, что у детей, которым в лечебных целях прописывали есть сырое мясо, часто обнаруживались после этого ленточные черви. Объясните, почему?
  4. Иногда ребята едят щавель с сырых лугов, дикий лук или просто жуют траву. Объясните, почему этого делать нельзя?

II. Изучение нового материала

Учитель: Тема нашего урока: “Тип Круглые черви”/

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь: “Тип Круглые черви”/

Учитель: Круглые черви распространены по всему земному шару. Ученые не знают таких сред обитания, где бы не было круглых червей. Они встречаются на дне морей и океанов, прудов и озер. Они проникли в почвенные воды и почву, овладели органами и тканями животных, человека и растений, начиная от водорослей до покрытосеменных. Круглые черви встречаются свободноживущие: хищники и растительноядные, но чаще – паразиты. Наряду с микроскопическими – до 1 мм, известны и настоящие гиганты – так, в кашалоте однажды был найден круглый червь длиной 8 м.
Я просила, подготовить сообщения о некоторых круглых червях. Готовы?

1-й ученик: В небольших прудах иногда встречаются шевелящиеся комки. Впечатление такое, будто ожили длинные волосы. Народ сочинил даже легенду об оживающих конских волосах. Это круглые черви волосатики. Многие люди боятся волосатиков, считая, что они могут проникнуть в человека и домашних животных. На самом деле они безвредны, хотя и паразитируют в насекомых. Для откладки яиц взрослые волосатики выходят в воду – здесь мы и видим их. Взрослый волосатик вообще не питается.

2-й ученик: На корнях, в стеблях, листьях и даже цветках огородных растений можно обнаружить с помощью лупы мелких, почти прозрачных червей длиной около 1,5 мм. Так, луковая нематода живет в почве, на корнях лука, чеснока, фасоли и других растений. Пораженные луковой нематодой растения становятся уродливыми, желтеют и погибают. Большой ущерб сельскому хозяйству причиняет стеблевая картофельная нематода. Еще до образования клубней черви проникают из почвы в подземные побеги картофеля. Затем нематоды переползают в клубни и резко снижают урожай картофеля.

3-ученик: Острицы – мелкие паразиты человека до 1 см, паразитируют чаще у детей в толстом кишечнике, вызывая заболевание энтеробиоз. Питаются острицы бактериями кишечника, выделяя при этом в организм хозяина ядовитые продукты своей жизнедеятельности. Откладывают оплодотворенные яйца в области анального отверстия человека, вызывая сильный зуд. Яйца остриц очень мелкие и легко рассеиваются: попадают на одежду, книги, в большом количестве скапливаются под ногтями. Дети, зараженные острицами, как правило, раздражительны, плохо спят, не спокойны.

Учитель: Ученые насчитывают более 20 тысяч видов круглых червей. Они разнообразны и тем не менее объединены в один “Тип Круглые черви”, так как имеют ряд общих признаков:

  • Двустороннесимметричные, трехслойные животные (эктодерма, энтодерма, мезодерма ).
  • Тело плотное, упругое, как накачанная камера, заостренное по краям.
  • Поперечный срез имеет форму круга.
  • Полость тела заполнена жидкостью.
  • Кожно-мускульный мешок образован кутикулой, гиподермой и 4-я продольными лентами мышц.
  • При движении могут лишь изгибаться.
  • Раздельнополые животные.
  • И достижением круглых червей является появление у них анального отверстия.

Учитель: Что представляют собой системы внутренних органов у круглых червей? Работаем самостоятельно с учебником:

  • 1-й вариант: Пищеварительная система.
  • 2-й вариант: Нервная система и органы чувств.
  • 3-й вариант: Выделительная система и органы размножения.

Учитель : Строение систем внутренних органов и процессы жизнедеятельности изучаем по таблице.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Учитель: Кровеносная и дыхательная системы у круглых червей отсутствуют. Как происходит дыхание?

Учитель: Большой интерес представляют паразитические черви, обитающие в тонком кишечнике организма человека – аскариды. Самки (20–40 см.) длиннее самцов ( 15–20 см.), задний конец у самцов загнут на брюшную сторону. Аскариды, выделяя ядовитые вещества в организм человека, вызывают заболевание – аскаридоз. Симптомы болезни: головные боли, слабость, снижение памяти у детей, раздражительность. Аскариды приводят своего хозяина к истощению и даже к гибели. Заражение человека яйцами аскариды происходит через грязные, немытые продукты питания, воду из открытых водоемов. Заражению способствуют мухи, тараканы.

Учитель: Сейчас мы посмотрим фрагмент фильма “Цикл развития аскариды”. Обратите внимание (записано на доске) :

1) Из каких этапов состоит цикл развития аскариды?
2) Какие условия необходимы для развития червя?

Учитель: Ребята, у вас на столах иллюстрации цикла развития аскариды, идентичные таблице на доске, проследим путь развития этого червя-паразита.

Учащиеся должны закончить мысль учителя.

  • Заражение человека яйцами аскариды происходит…
  • Яйцо попадает…
  • Из яйца в кишечнике развивается…
  • Личинка с кровью отправляется в… зачем ?
  • Личинка с мокротой откашливается … и….
  • В аскариду личинка превращается в…
  • Паразитирует взрослая аскарида в…
  • Оплодотворенные яйца с испражнениями выбрасываются в…

Учитель: В цикле развития аскариды два кислородных этапа. Яйца аскариды обязательно должны находиться во внешней кислородной среде не менее двух недель. И только после этого они будут жизнеспособными.

III. Закрепление изученного

Учитель: Ребята, представьте, вы – доктор-гельминтолог. Вам предложили выступить перед младшими школьниками по вопросу профилактики гельминтозов. Что вы посоветуете детям, как уберечь себя от заражения паразитическими червями?

– Мыть руки, овощи и фрукты перед едой.
– Всегда кипятить воду из открытых водоемов перед употреблением.
– Не брать в природе растения в рот.
– Тщательно проваривать и прожаривать пищу.
– Уничтожать мух и тараканов.

Учитель: Меры профилактики гельминтозов запишем в тетрадь.
Выполняем следующее задание – вам нужно обобщить перечень слов одной фразой или словом.

  • Рот с губами, кишечник, анальное отверстие
  • Волосатик, луковая нематода, аскарида
  • Гиподерма, кутикула, продольные мышцы
  • Яичники, яйцеводы, матка, половое отверстие
  • Семенник, семяпровод, кутикулярные иголочки

Учитель: Решаем задачу: В конце XIX-го века один врач на опыте, поставленном на себе, выяснил, что из, только что отложенных самкой аскариды, яиц, проглоченных человеком, не развиваются личинки и в дальнейшем взрослые черви. Чем объяснить результаты, полученные в опыте?

Учитель: Сейчас мы поиграем, я называю признаки, характерные для плоских червей – вы поднимаете красную карточку, признаки характерные для круглых червей – поднимаете зеленую карточку.

– Тело в поперечном сечении круглое.
– Двусторонняя симметрия тела.
– Кровеносная система замкнутая.
– Тело состоит из энтодермы и эктодермы.
– Тело состоит из эктодермы, мезодермы и энтодермы.
– Гермафродиты.
– Полости тела нет.
– При движении могут лишь изгибаться.
– Раздельнополые животные.
– Тело сильно уплощенное.
– Пищеварительная система заканчивается анальным отверстием.
– Полость тела заполнена жидкостью.

Учитель: Подведем итоги, оценку “5” получили…, оценку “4” получили…, оценку “3” получили…

IV. Домашнее задание

Учитель: Запишите задание на дом: П. 17, заполнить таблицу в дидактической тетради стр. 56, задание №5

В оставшееся время начинаем заполнять таблицу.

Пути заражения и меры борьбы с человеческой аскаридой

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции