Таблица по биологии 7 класс паразитические плоские черви 7 класс


Признаки типа Плоские черви

Как следует из названия типа, эти черви имеют уплощённое тело. Также для них характерно:

  • отсутствие полости тела;
  • замкнутый кишечник;
  • отсутствие органов дыхания;
  • сложный жизненный цикл со сменой хозяев.

Все пустоты внутри тела плоских червей заполнены соединительной тканью – паренхимой.

Кишечник замкнут, анального отверстия нет. Выделение осуществляется специальными каналами – протонефридиями, которые выводят ненужные вещества из паренхимы во внешнюю среду.

Дыхание

Свободноживущие виды дышат через кожу. Паразиты приспособлены к жизни в бескислородной среде кишечника или печени хозяина.

Размножение

Плоские черви – гермафродиты, т. е. развитие мужских и женских гамет, а также последующее оплодотворение происходит внутри каждой особи.

Систематика

Тип Плоские черви разделяется на девять классов. Важнейшими классами являются:

  • ресничные черви (планарии);
  • сосальщики (трематоды);
  • ленточные черви (цестоды).

Планарии

Насчитывают 3500 видов. Практически все они являются свободноживущими водными организмами.

Имеют глаза, органы осязания и равновесия, а также реснички, с помощью которых плавают.


Рис. 1. Морская планария.

Трематоды

Класс включает 4 тыс. видов паразитов.

В тропических районах трематодами заражено более 900 млн человек. Заражение происходит при проглатывании личинок червей с водой.

Жизненный цикл печёночного сосальщика

Взрослая особь живёт чаще всего в печени коров. Яйца через коровий кишечник попадают на пастбища. Если они оказываются в водоёме или луже, то из них выходят плавающие личинки – мирацидии.

Это второе поколение, поисковая фаза развития. Мирацидии находят моллюсков прудовиков и проникают в них. В прудовике мирацидий превращается в спороцисту.

Из неё выходят личинки – редии, питающиеся тканями прудовика. Это третье поколение, паразитирующее внутри тела промежуточного хозяина.


Рис. 2. Цикл развития печёночного сосальщика.

В теле редий образуются новые организмы – церкарии, которые выходят из прудовика и прикрепляются к растениям, после чего превращаются в цисту, стадию покоя. Такими цистами вновь заражаются коровы. Фактически, цисты – это зачаточные сосальщики, первое поколение.

Цестоды

Все представители класса – внутренние паразиты животных и человека (3 тыс. видов). Тело состоит из множества одинаковых члеников и головки.


Рис. 3. Широкий лентец.

Головкой червь прикрепляется к кишечнику хозяина. Это происходит с помощью специальных:

В паренхиме члеников находятся органы:

Кишечник отсутствует, питательные вещества всасываются кожей.

Основной путь заражения людей плоскими червями – употребление в пищу недостаточно проваренного или прожаренного мяса и рыбы.

Таблица “Тип Плоские черви”

Классы

Особенности

Представители

Органы чувств, кишечник, активно двигаются

2 присоски, одна из них – со ртом, обитают во внутренних органах животных

Кошачья двуустка; ланцетовидный сосальщик; шизостомы

Членистое строение тела, длина до 15 м, отсутствие кишечника

Эхинококк, разные виды цепней

Что мы узнали?

Изучая данную тему по биологии 7 класса, мы дали общую характеристику типа Плоские черви. Паразитические виды типа значительно более примитивны, чем свободноживущие. Животные и человек являются хозяевами сосальщиков и цестод.


Данная разработка урока биологии соответствует требованиям и стандартам ГОСО, служит методическим пособием для проведения урока биологии в 7 классе. Цели и задачи урока ориентированны на формирование знаний особенностей строения и жизнедеятельности Типа Плоские черви.

Цели урока:
дать общую характеристику типа плоских червей,изучить особенности их строения и жизнедеятельности; сформировать понятия о системах органов; раскрыть особенности строения ресничных червей на примере Белой планарии.

Цель и ожидаемые результаты:

Должны знать, понимать : понятие системы органов, общую характеристику типа плоских червей, классификацию типа плоские черви, особенности строения.

Применять: Определять отличительные особенности между типом кишечнополостные и плоские черви.

Анализировать: представителей типов кишечнополостных и плоских червей (Гидра, Белая планария)

Тип урока: комбинированный.
Форма работы : групповая

Активные методы и формы обучения






















Ф.И. участника группы

Знание темы прошлого урока ( участие в разминке)

Ораторские способности (выступления, задаваемые вопросы, ответы)

Работа в группе (активность)

Умение слушать и слышать

Оценивание по 5-ти бальной системе ( в итоге выводится средний бал)

Ф.И. участника группы

Знание темы (понятие системы органов, общей характеристики типа плоских червей, классификации типа плоские черви, особенности строения.)

Ораторские способности (выступления, задаваемые вопросы, ответы)

Работа в группе (активность)

Умение слушать и слышать

Оценивание по 5-ти бальной системе ( в итоге выводится средний бал)

МОЕ МНЕНИЕ

Сравнительная таблица типов кишечнополостных и плоских червей

Сравнительная таблица типов кишечнополостных и плоских червей

Сравнительная таблица типов кишечнополостных и плоских червей

Биология 7 класс урок 12

Цели:
дать общую характеристику типа плоских червей,

изучить особенности их строения и жизнедеятельности; сформировать понятия о системах органов; раскрыть особенности строения ресничных червей на примере Белой планарии.

Цель и ожидаемые результаты:

Должны знать, понимать : понятие системы органов, общую характеристику типа плоских червей, классификацию типа плоские черви, особенности строения.

Применять: Определять отличительные особенности между типом кишечнополостные и плоские черви.

Анализировать: представителей типов кишечнополостных и плоских червей (Гидра, Белая планария)

Активные методы и формы обучения

Проверка знаний ( задание на слайдах)

Запись темы в тетрадь.

Изучение новой темы :

Совместное обсуждение и постановка целей урока.

Обсуждение критериев оценивания. Сегодня на уроке мы с вами работаем по- новому, используем листы самооценивания (раздать каждой группе )

Работа с дополнительным материалом (раздаточный материал № 2) -5 мин.

Обратная связь – фронтальный опрос ( за каждый правильный ответ ученик получает дополнительный балл)

Как называется раздел зоологии, посвященный изучению паразитических червей ? ( гельминтология)

Где встречается белая планария? (В канавах, ручьях, прудах, реках и озерах)
2. Какова форма тела белой планарии? (Передний конец тупой. Задний конец тела заострен)
3. Какова окраска белой планарии? (Тело планарии прозрачно. Окраска планарии кажется белой.)
4. Что расположено на переднем конце тела? (На переднем конце сверху видны два темных глаза)
5. Чем покрыто тело планарии? (Ресничками, слизью)
6. Как передвигается планария? (Благодаря сокращению мышц и биению ресничек на поверхности тела)
7. Как происходит газообмен у плоских червей ? ( Через всю поверхность тела)

8. Как называется промежуточный клеточный слой ? ( мезодерма)

9. Почему Плоские черви получили свое название? (Тело плоское , часто в форме листочка или ленты)

Завершаем опрос ключевым вопросом и озвучивают 1 ответ от всей группы .

Закрепление (слайд 11.12,13)

Записываем домашнее задание – параграф 38, составить 3 вопроса по теме

Оценивание: Ребята, а сейчас –оцените свою работу на уроке- дайте себе объективную оценку (заполняют лист самооценивания)

Раздаточный материал №1 (для всех групп)

Черви-двусторонне-симметричные многоклеточные организмы. Двусторонняя симметрия характерна для подвижных животных. Органы тела лежат симметрично относительно плоскости, разделяющей тело на правую и левую половины. В связи с подвижным образом жизни обособляются передний и задний концы тела. На переднем конце сосредоточены органы чувств (зрения, обоняния, слуха и др.)
Трехслойные животные имеют органы .( Орган - часть тела, имеющая определенное строение, расположение и выполняющая определенные функции). Органы объединены в системы органов (система органов - группа органов, выполняющих общие функции). Благодаря появлению органов и систем органов процессы жизнедеятельности усложнились.

Плоские черви объединяют более 15 тысяч видов. Они живут в пресной и соленой воде. Ползая по камням. Растительным остаткам и листьям. Тело у них плоское, в форме листочка либо в виде ленты. Поэтому они и названы плоскими. У ленточных червей все тело, кроме цельной головной части , состоит из члеников. Плоские черви отличаются от кишечнополостных тем, что тело у них не двух-, а трехслойное. Между эктодермой и энтодермой появляется промежуточный клеточный слой – мезодерма, из которой образуются различные органы и системы органов. У всех типов червей имеется кожно-мускульный мешок. Это стенка тела, образованная кожным эпителием, образованным из эктодермы, и слоями мышц. Слои мышц расходятся в разных направлениях, что обеспечивает разнообразные движения животных. Под эпителием идет слой кольцевых мышц, под ним – слой продольных мышц, глубже – слой косых мышц. У некоторых червей развиты не все слои мышц.
Мышечные слои развиваются из третьего зародышевого слоя – мезодермы.

Раздаточный материал №1 (для всех групп)

Черви-двусторонне-симметричные многоклеточные организмы. Двусторонняя симметрия характерна для подвижных животных. Органы тела лежат симметрично относительно плоскости, разделяющей тело на правую и левую половины. В связи с подвижным образом жизни обособляются передний и задний концы тела. На переднем конце сосредоточены органы чувств (зрения, обоняния, слуха и др.)
Трехслойные животные имеют органы .( Орган - часть тела, имеющая определенное строение, расположение и выполняющая определенные функции). Органы объединены в системы органов (система органов - группа органов, выполняющих общие функции). Благодаря появлению органов и систем органов процессы жизнедеятельности усложнились.

Плоские черви объединяют более 15 тысяч видов. Они живут в пресной и соленой воде. Ползая по камням. Растительным остаткам и листьям. Тело у них плоское, в форме листочка либо в виде ленты. Поэтому они и названы плоскими. У ленточных червей все тело, кроме цельной головной части , состоит из члеников. Плоские черви отличаются от кишечнополостных тем, что тело у них не двух-, а трехслойное. Между эктодермой и энтодермой появляется промежуточный клеточный слой – мезодерма, из которой образуются различные органы и системы органов. У всех типов червей имеется кожно-мускульный мешок. Это стенка тела, образованная кожным эпителием, образованным из эктодермы, и слоями мышц. Слои мышц расходятся в разных направлениях, что обеспечивает разнообразные движения животных. Под эпителием идет слой кольцевых мышц, под ним – слой продольных мышц, глубже – слой косых мышц. У некоторых червей развиты не все слои мышц.
Мышечные слои развиваются из третьего зародышевого слоя – мезодермы.

Раздаточный материал № 2 (для всех групп)

Белая планария – представитель ресничных червей.

Внутреннее строение и размножение белой планарии.

Цель: изучить особенности внутреннего строения и размножения белой планарии как типичного представителя типа Плоские черви

Тело планарии прозрачно. Сквозь кожно-мускульный мешок просвечивает кишечник. Окраска планарии кажется белой.
Планария - достаточно подвижное животное. Она может ползать по субстрату благодаря сокращению мышц и биению ресничек на поверхности тела (они в лупу не видны) Плавности скольжения планарии по субстрату способствует слизь, выделяемая кожными железами. Она же способствует прикреплению к субстрату. Слизь ядовита, поэтому планариями никто не питается. Сами же прожорливые хищницы нападают на личинок комаров, водяных осликов и других водных беспозвоночных животных
Кожно-мускульный мешок белой планарии имеет типичное строение.
^

Пищеварительная система состоит из ротового отверстия в передней части брюшной стороны, глотки, которая может высовываться, и трех ветвей кишечника, которые ветвятся и заканчиваются слепо. Непереваренные остатки пищи удаляются через рот. Несмотря на наличие кишечника, переваривание пищи происходит преимущественно в клетках, образующих его стенки. Основной пищей белой планарии являются мелкие рачки, но она также может питаться гидрами и другими беспозвоночными.

^ Нервная система представлена скоплениями нервных клеток в передней части тела – мозговыми ганглиями (нервными узлами). У планарии два нервных узла, соединенных между собой. Узлы расположены на головном конце тела. От нервных узлов отходят нервные стволы, которые тянутся вдоль тела. Нервные стволы образованы отростками нервных клеток ганглиев и нервными клетками, рассеянными вдоль стволов. Нервные стволы соединяются поперечными перегородками . От нервных стволов в бок отходят нервные ответвления. Такой тип нервной системы называется узловой.

Белая планария через протонефридии выводит не только продукты жизнедеятельности клеток, но и лишнюю воду (сравни с работой сократительных вакуолей простейших).

Половые органы планарии представлены мужскими и женскими (гермафродит ). Мужские половые органы состоят из пузырьковидных семенников, от которых отходят семяпроводы. Семяпроводы сливаются и образуют семенной пузырь, от него начинается семяизвергательный канал. Женские органы состоят из двух яичников, лежащих в передней части тела, от которых начинаются яйцеводы. При оплодотворении две особи обмениваются спермой. Оплодотворение у белой планарии внутреннее. Это значит, что слияние половых клеток происходит в организме.
Зигота покрывается плотными оболочками и преобразуется в кокон. Коконы прикрепляются к различным подводным предметам. Из них выходят молодые планарии, похожие на взрослых животных. Это так называемое прямое развитие, т.е. из яйца выходит не личинка, а маленькая планария. После откладки яиц взрослые особи погибают. Обратите внимание, что, несмотря на то, что планарии гермафродиты, оплодотворение у них перекрестное. Это способствует большей изменчивости, повышает жизнеспособность молодых особей.
Планарии могут размножаться бесполым путем, делясь поперечными перетяжками на несколько частей. Каждая часть регенерирует до целой особи.




1. Какие классы относятся к Типу Кишечнополостных?

А -Класс Сцифоидные

Б -Класс Саркодовые

В -Класс Млекопитающие


2 .Что характерно для кишечнополостных?

А - Относятся к простейшим

Б - Стенка тела образована двумя слоями

В - Нервная система состоит из окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки

Г -Развита регенерация


3. Какое размножение характерно для кишечнополостных?

А – Только половое

Б – Только бесполое

В - Половое и бесполое


4 . При дыхании кишечнополостные поглощают : А. кислород, растворенный в воде;

  • Б. кислород воздуха;
  • В. углекислый газ воздуха;
  • Г. углекислый газ, растворенный в воде.


5 . Гидра парализует добычу и врагов с помощью клеток:




Почему представители типа плоские черви являются более высокоорганизованными организмами?


В соответствии с названием, тело плоских червей сильно уплощено, а всё пространство между стенкой тела и органами заполнено соединительной тканью — паренхимой.


Признаки плоских червей, характерные для всех классов червей.

1)наличие переднего конца тела, с расположенными на нем основными органами чувств: зрения, осязания, обоняния и др., что позволяет этим животным лучше ориентироваться в пространстве и совершать направленные движения;

2) двусторонняя симметрия ;


3) появление в процессе развития третьего зародышевого листка (мезодермы), закладывающегося между экто- и энтодермой; это привело к развитию мышечной системы а значит, к увеличению двигательной активности;

4) наличие кожно-мускульного мешка, т. е. стенки тела, образованной кожным эпителием и мышцами, которые представляют собой обособленные образования.


Хорошо ли я усвоил тему урока? Почему?

Цели урока: изучить внешнее строение и образ жизни свободноживущих и паразитических плоских червей; рассмотреть черты приспособленности к среде обитания и классификацию плоских червей; совершенствовать умения рассматривать животных на таблицах, рисунках, составлять общую характе­ристику типа, работать с учебником.

— Задумано слово. Какое?

Что еще объединяет этих животных и чем черви отличаются друг от друга

— вот вопросы, на которые нам нужно найти ответы на ближайших уроках.

IV. Изучение нового материала

Ресничные черви, или Турбеллярии (4700 видов) Сосальщики (4900 видов) Ленточные черви (3400 видов)

Самые низкоорганизованные черви — низшие турбеллярии — по многим особенностям строения и физиологии близки к кишечнополостным, а выс­шие — кольчатые черви — столь же близки к членистоногим (к ним относятся насекомые, ракообразные, пауки). Знакомство начнем с просто устроенных червей. Таковыми, как было сказано выше, являются представители плоских червей.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь. Вместе с учителем определяют цель и задачи этого этапа урока.

Характерные признаки червей отражены в их названиях. Какие? (Внима­ние учащихся обращается на таблицы).

• Плоские черви имеют сильно уплощенное тело.

• Ресничные черви имеют реснички, покрывающие тело.

• Ленточные черви имеют лентовидное тело.

Плоские черви, в зависимости от их образа жизни, можно поделить на две группы: свободноживущие и паразитические. Группу свобод ножи вущих об­разуют представители класса Ресничные черви, а классы Сосальщики и Лен­точные представлены только паразитическими червями. Чем же характеризуются свободноживущие и паразитические черви?

О Прослушав рассказ учителя, заполните таблицу (см. таблицу в конце

Прежде всего обращает на себя внимание действительно плоское тело. Лег­ко заметить и следующее, что через тело планарии можно провести одну вооб­ражаемую ось, которая будет делить его на две зеркально отражающие друг друга части. (Здесь учитель использует изготовленную из картона модель тела планарии; сгибая модель посередине, демонстрирует учащимся полное соот­ветствие левой половины тела правой). У животных с двусторонней симметри­ей различают передний и задний концы тела, спинную и брюшную стороны, бока — в отличие от изученных ранее кишечнополостных, обладающих луче­вой симметрией. Двустороннюю симметрию тела имеют все активно передви­гающиеся животные. Она позволяет им двигаться прямолинейно, сохраняя равновесие, с одинаковой легкостью поворачиваться вправо и влево. На перед­нем (поступательном) конце тела двустороннне-симметричных животных рас­положены рот, органы защиты и нападения, органы чувств. Органы чувств, именно они помогают вовремя заметить других животных — и врагов, и добы­чу — и вовремя среагировать на тех и других. У ресничных червей имеется осо­бый орган равновесия, который позволяет животному ориентироваться в пространстве. Переверните ресничного червя. И он тотчас перевернется брюш­ной стороной вниз. Этим организмам присущи развитые органы обоняния (хи­мические органы) и органы восприятия света (фоторецепторы). Химические органы представлены обонятельными ямками по бокам головы, тогда как фо­торецепторы представлены глазками, расположенными на переднем крае тела. Наконец, можно отметить еще один признак свободного существования рес­ничных червей, а именно покровы их тела окрашены в различные цвета — зеле­ный, желтый, розовый, светло- и темнокоричневый, почти черный, красный,, фиолетовый, синевато-серый и др.

Ресничные черви — хищники. Они нападают на мелких животных, напри­мер, мелких рачков, и высасывают их, или даже рвут нежное тельце рачков на части, или глотают целиком. Живут они в различных средах. Известны морс­кие ресничные черви, пресноводные и наконец, почвенные.

Замечательной чертой биологии планарий надо считать оригинальную ре­акцию на наступление неблагоприятных условий — повышение температуры воды, недостаток кислорода и т.п. В подобных случаях планарии способны распадаться на куски, регенерировать при наступлении благоприятных усло­вий в целых животных с полной и типичной организацией. Этот процесс из­вестен под названием самокалечения, или автотомии. Многие формы даже в обычных условиях способны делиться на части, что можно рассматривать как особую форму размножения — фрагментацию. Опыты показали, что у плана­рии даже 1/279 часть тела сохраняет способность к восстановлению полной организации со всеми присущими планариям органами.

Подведем итоги и сформулируем выводы о признаках свободноживущих червей.

45" Водная, наземная и почвенная среды обитания.

& Двусторонняя симметрия тела.

& Наличие органов движения.

jsS Наличие органов чувств.

& Разнообразие в форме и окраске тела.

— В отличие от свободноживущих плоских червей паразитические плос­кие черви живут в различных органах животных и человека, населяя тем самым внутренние среды организмов. Нам известно, что внутренняя среда организмов — среда, характеризующаяся рядом свойств. Что это за свойства?

Эти условия и обусловливают развитие характерных признаков у парази­тических червей. Это отсутствие органов передвижения — ресничек; отсутст­вие органов чувств — зрения, слуха, органов, связанных с поиском пищи; наличие сложноустроенной оболочки (тегумента), которая предотвращает пе­реваривание паразита пищеварительными соками хозяина; наличие специ­альных органов закрепления в теле хозяина (присосок — у сосальщиков, присосок и крючочков — у ленточных). Дыхание этих животных происходит в бескислородной среде и осуществляется по типу брожения, при котором об­разуются ядовитые для хозяина кислоты: валерьяновая, масляная, янтарная.

Пищеварительная система у ленточных червей редуцирована. Питаются они путем всасывания всей поверхностью тела готовых питательных веществ из тонкого кишечника хозяина. Так питаются, например, бычий и свиной цеп­ни — представители ленточных. А печеночный сосальщик, обитая в печени, питается кровью и клетками этого органа. Он имеет рот, глотку, кишечник.

С паразитическим образом жизни связано и то, что все черви-паразиты, за очень немногим исключением, гермафродиты, т. е. обоеполые организ­мы. Оплодотворение у них внутреннее, перекрестное, т. е. две особи взаим­но оплодотворяют друг друга. Это повышает жизнеспособность потомства и обеспечивает его большее многообразие. Таким образом, паразитизм ведет к узкой специализации паразитов, а их эволюция направлена к усилению при­способлений к паразитическому образу жизни.

Черты приспособленности к среде обитания паразитических червей:

& Специальные органы закрепления — присоски, крючочки.

jss Плотный наружный покров.

jsS Сложное развитие со сменой хозяев.

jss Высокая плодовитость.

jss Дыхание в бескислородной среде.

По итогам работы на уроке заполняется таблица.

Разделы: Биология

Класс: 7

Цели урока: сформировать у учащихся представление о паразитических плоских червях, особенностях их строения, приспособлениях к паразитизму, мерах борьбы с ними.

  1. Образовательная: выявить особенности строения и жизнедеятельности червей-паразитов классов Сосальщики и Ленточные черви, выявить отличия в строении и жизнедеятельности свободноживущих и паразитических плоских червей.
  2. Развивающая: развитие умений и навыков работы с таблицами, текстом, сравнивать, делать выводы.
  3. Воспитательная: познакомить учащихся с основными группами червей-паразитов, способами заражения червями и мерами защиты от их заражения.

  1. Повторение пройденного материала. Тест.
  2. Изучение нового материала:
    • основные признаки плоских червей-паразитов;
    • печеночный сосальщик – типичный представитель класса Сосальщики, особенности размножения и развития печеночного сосальщика;
    • ленточные черви; черты организации и жизнедеятельности на примере бычьего цепня;
    • приспособления к паразитизму;
    • вред, наносимый плоскими червями-паразитами здоровью человека, и меры профилактики.
  3. Закрепление. Сравнение свободноживущих и паразитических плоских червей.
  4. Подведение итогов урока.
  5. Домашнее задание.

1) Назовите номера названий органов и их частей, соответствующих определенной системе организма плоских червей.

Пищеварительная система: _______ 3, 5, 8 _______

Выделительная система: _______1, 4 _______

Нервная система: _______6, 9, 10 _______

Половая система: _______2, 7 _______

  1. Разветвленные канальцы.
  2. Семенники.
  3. Ротовое отверстие.
  4. Звездчатые клетки.
  5. Глотка.
  6. Нервные узлы.
  7. Яичники.
  8. Кишка.
  9. Нервные стволы.
  10. Мозговые ганглии.

2) Прочитайте приведенные ниже признаки, характерные:

А) Для кишечнополостных _______1, 3, 6, 7 _______

Б) Для плоских червей _______2, 4, 5, 1 _______

  1. Тело состоит из двух слоев клеток.
  2. Тело состоит из трех слоев клеток.
  3. Симметрия лучевая.
  4. Симметрия двусторонняя.
  5. Имеется кожно-мускульный мешок.
  6. Нет тканей и органов.
  7. Непереваренные остатки пищи удаляются через ротовое отверстие.

Б) Тест (письменно).

Выберите верные утверждения:

  1. Стенка тела плоских червей состоит из двух слоев клеток.
  2. Плоские черви обладают двусторонней симметрией.
  3. Среди плоских червей есть паразитические формы.
  4. Плоские черви имеют органы чувств.
  5. У плоских червей появляется кровеносная система.
  6. Плоские черви раздельнополые.
  7. В пищеварительной системе у плоских червей имеется заднепроходное отверстие.
  8. Планарии – хищники.
  9. Плоские черви дышат всей поверхностью тела.
  10. Полость тела плоских червей заполнена паренхимой.

Правильные суждения: 2, 3, 4, 8, 9, 10.

- Кто такие паразиты? Заглянем в Интернет!

Паразиты (греч. Parasitos – нахлебник, тунеядец) – существа, питающиеся за счет других организмов растительного или животного мира (называемых хозяевами) и временно или постоянно пребывающие на них или в них.

Основная задача любого паразита – незаметно жить в организме человека. Паразитами являются болезнетворные микробы и вирусы, паразитические простейшие, паразитические черви, ракообразные, паразитические паукообразные и насекомые.

Паразиты питаются соками, тканями тела, или пищей в пищеварительном тракте человека.

Строение тела

Органы и системы органов Класс Ресничные Класс Сосальщики Класс Ленточные черви Среда обитания. Свободноживущие. Паразитируют в желчных протоках печени и желчном пузыре. Паразитируют в кишечнике человека и животных. Строение тела. Тело плоское, листовидное, 50–70 см. Представляет собой кожно-мускульный мешок, промежутки между органами заполнены паренхимой. Выделяются передний и задний концы. На переднем имеются щупальцевидные выросты. Тело плоское, листовидное, 3–5 см. Имеются присоски, крючья, шипы. Тело лентовидное, от 1 мм до 10–30 м, членистое. Имеется головка с присосками, шейка, членики. Нервная система. Представлена нервными узлами, мозговыми ганглиями, нервными стволами. Отсутствует. Отсутствует. Органы чувств. Кожные реснички, щупальцевидные выросты, светочувствительные глазки. Отсутствует. Отсутствует. Пищеварительная система. Ротовое отверстие – глотка-кишка. Остатки удаляются через ротовое отверстие. Есть кишка. Отсутствует. Выделительная система. Разветвленные канальцы, заканчивающиеся в паренхиме звездчатыми клетками. Хорошо развита. Хорошо развита. Дыхательная система. Дышат всей поверхностью тела. Отсутствует. Отсутствует. Кровеносная система. Отсутствует. Отсутствует. Отсутствует. Половая система. Гермафродиты. Половые железы: семенники и яичники. Гермафродиты. Половые железы: семенники и яичники. Гермафродиты. Половые железы: семенники и яичники. Образуется огромное количество яиц.

2) Печеночный сосальщик – типичный представитель класса Сосальщики, особенности размножения и развития печеночного сосальщика.

(Рассказ ученика о цикле развития печеночного сосальщика.)

Сосальщики – исключительно паразитические плоские черви. Многие из них живут в кишечнике, печени, желчном пузыре позвоночных, прикрепляясь двумя присосками – ротовой и брюшной. У них тело листовидной формы. Они питаются либо содержимым кишечника хозяина, либо его тканями. У этих паразитов есть кишечник. В связи с паразитическим образом жизни, у сосальщиков отсутствуют нервная система и органы чувств. Также они не имеют дыхательную и кровеносную системы. У них хорошо развиты выделительная система, половая система. Они откладывают огромное количество яиц. У

сосальщиков сложный жизненный цикл со сменой хозяев и чередованием поколений. Размеры взрослых червей – 0,3 мм–7,5 см. Сосальщиков более 5000 видов.

Схема развития сосальщика через смену хозяев и чередование поколений

Сосальщики выработали в жизненном цикле не только смену хозяев, но и чередование поколений. Из оплодотворенного яйца выходит свободноплавающая ресничная личинка. Затем в двух разных промежуточных хозяевах следуют два поколения, размножающиеся без оплодотворения партеногенетическое размножение. Затем свободноплавающая личинка проникает в тело окончательного хозяина – позвоночного животного. Там она снова развивается в гермафродитную особь.

3) Ленточные черви. Черты организации и жизнедеятельности на примере бычьего цепня.

(Рассказ ученика о цикле развития бычьего цепня.)

Класс Ленточные черви.

Ленточные черви – паразиты, живущие в половозрелом состоянии в кишечнике позвоночных. Внешне они напоминают ленту. Характерная черта ленточных червей – отсутствие рта и кишечника. Питаются они содержимым кишечника хозяина, поглощая его через покровы. Тело ленточных червей состоит из головки с органами прикрепления (присосками, крючьями, хоботками), шейки с зоной роста и стробилы, обычно состоящей из члеников (проглоттид). В каждом членике развиваются 1, реже 2, гермафродитных половых системы. У ленточных червей отсутствуют нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная системы органов, органы чувств. Размеры взрослых червей – от 3 мм до 25–30 м. Известно около 3000 видов ленточных червей.

Жизненный цикл бычьего цепня. Половозрелый бычий цепень паразитирует в кишечнике человека. Его промежуточный хозяин – крупный рогатый скот. Бычий цепень достигает длины 4–10 м. Головка, как у всех цепней, с четырьмя присосками. Стробила состоит более чем из 1000 члеников. Один членик содержит до 175 тысяч яиц.

4) Приспособления к паразитизму.

(Устная работа.) Информация в Интернете!

  1. Плоская форма тела для удобного расположения в теле хозяина.
  2. Наличие присосок, шипов, крючьев для укрепления.
  3. Развитие со сменой хозяев (промежуточный и основной).
  4. Отсутствие дыхательной системы.
  5. Отсутствие нервной системы и органов чувств.
  6. Хорошо развитая половая система, откладывают огромное количество яиц.
  7. Стойкие антиферментные свойства.

5) Вред, наносимый плоскими червями-паразитами здоровью человека, и меры профилактики.

Работа в Интернете (устная работа).

Наиболее яркие признаки паразитических инфекций.

Запоры. Глисты благодаря своей форме и размерам могут механически закрывать некоторые протоки, просвет кишок. Обильная глистовая инфекция может закрыть общие желчные и кишечные протоки, что приводит к редким и затрудненным испражнениям.

Понос. Ряд паразитов, особенно протозойные, производят гормоноподобные вещества, ведущие к потере натрия и хлоридов, что, в свою очередь, приводит к частым водянистым испражнениям. Таким образом, понос при паразитической инфекции является функцией паразита, а не попыткой организма избавиться от присутствующей в нем инфекции или неправильного питания.

Газы и вздутие. Ряд паразитов проживает в верхней тонкой кишке, где вызванное ими воспаление приводит к вздутию и газам. Проблема может усугубиться при потреблении трудно перевариваемых продуктов типа фасоли или сырых фруктов и овощей.

Гастрокишечный синдром. Паразиты могут раздражать и вызывать воспаление стенок кишечника, что ведет к целому ряду гастрокишечных симптомов и незначительному усвоению жизненно необходимых питательных и особенно жировых веществ. Такое малое усвоение ведет к твердому калу и избытку жира в кале.

Боли в суставах и мышцах. Известно, что паразиты способны перемещаться по организму человека с целью оседания в наиболее удобных для их жизни местах, например в суставной жидкости и мышцах. Когда это происходит, человек испытывает боли, которые часто считают следствием артрита. Боли и воспаления суставов и мышц являются также результатом травмирования тканей, причиненного некоторыми паразитами, либо иммунной реакцией организма на их присутствие.

Аллергия. Паразиты могут раздражать, а иногда даже и пробивать оболочку кишок, что повышает риск проникновения в них крупных не переваренных молекул. Это может активизировать иммунный отклик организма в виде производства повышенных доз эозинофилов – одного из типов защитных клеток организма. Эозинофилы могут способствовать воспалению тканей организма, что приводит к аллергической реакции.

Проблемная кожа. Кишечные паразиты могут вызывать крапивницу, сыпи, экзему и другие кожные реакции аллергического характера. Язвы кожи, опухоли и болячки, папилломы и дерматиты могут быть результатом присутствия простейших микроорганизмов.

Анемия. Некоторые виды кишечных глистов присасываются к слизистой оболочке кишок и высасывают питательные вещества у хозяина. Находясь в большом количестве, они могут вызвать достаточно большую потерю крови, что приводит к недостатку железа (анемии). Анемию вызывает трихомонада и другие микропаразиты, которые питаются клетками крови. Трихомонада может питаться сперматозоидами, что вызывает импотенцию.

Гранулемы. Это опухолеобразные массы, обволакивающие разрушенные яйца паразитов. Чаще всего они образуются на стенках прямой и толстой кишки, но могут образовываться так же и в легких, печени, брюшной полости и матке.

Нервозность. Отходы обмена веществ и токсические вещества паразитов могут раздражать центральную нервную систему.

Нарушение сна. Частые пробуждения среди ночи, особенно между 2 и 3 часами ночи, тоже могут являться результатом попытки организма избавиться от токсических веществ через печень. Нарушения сна могут быть спровоцированы также ночным выходом некоторых паразитов через задний проход, что приводит к неприятным ощущениям и зуду. Одна из причин геморроя – развитие паразитов (остриц) под слизистой оболочкой прямой кишки.

Скрежетание зубами. Бруксизм – ненормальное скрежетание зубами, сжатие зубов и трение ими часто сопровождают паразитические инфекции. Эти симптомы особенно заметны у спящих детей.

Хроническая усталость. Симптомы хронической усталости включают в себя слабость, жалобы на гриппоподобные симптомы, апатию, депрессию, потерю концентрации внимания и плохую память. Эти симптомы могут быть вызваны паразитами, которые создают анемию, интоксикацию, недостаток питательных веществ в организме.

Иммунные нарушения. Паразиты ослабляют иммунную систему, понижая выделение иммуноглобулина А.

- Как уберечь себя от заражения паразитическими червями?

Беседа с учащимися.

III. Закрепление изученного материала.

Выберите верный ответ

1. Взрослый печеночный сосальщик паразитирует в организме:

А) малого прудовика;

Б) крупного и мелкого рогатого скота;

Г) волков и собак.

2. Промежуточными хозяевами называют организмы, в которых:

А) живут взрослые паразиты;

Б) взрослые паразиты размножаются;

В) сохраняются яйца;

Г) развиваются личинки.

3. Окончательными хозяевами паразитов называют организмы, в которых:

А) живут взрослые паразиты;

Б) развиваются личинки;

В) личинки питаются;

Г) живут только самки.

4. Промежуточный хозяин печеночного сосальщика:

А) крупный рогатый скот;

Б) малый прудовик;

В) волк или собака;

5. Личинки бычьего цепня живут:

А) в пресных водоемах;

Б) в теле свиней и овец;

В) в кишечнике и мышцах крупного рогатого скота;

Г) в кишечнике собак и кошек.

6. Паразитические плоские черви откладывают яиц:

А) во много раз больше, чем свободноживущие;

Б) столько же, сколько свободноживущие;

В) намного меньше, чем свободноживущие.

Ответ: 1Б, 2Г, 3А, 4Б, 5В, 6А.

Из перечисленных признаков напишите, какие из них характерны для:

А) Молочно-белой планарии _______2, 4, _______

Б) Печеночного сосальщика _______1, 2, 3, 7 _______

В) Бычьего цепня _______1, 3, 5, 6 _______

  1. Ведут паразитический образ жизни.
  2. Листовидная форма тела.
  3. Имеют присоски, шипы, крючья.
  4. Свободноживущая форма.
  5. Тело лентовидное, поделено на членики.
  6. Паразитирует в кишечнике.
  7. Паразитирует в печени.

Учебник: с. 116–121, задания 67–71 в рабочей тетради.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции